УДК 60.52
ФАКТОРЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРОСТИТУЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
© 2013
Е.Ю. Захарова, старший преподаватель
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: Статья посвящена изучению факторов существования и роста проституции, а также тех мер и методов борьбы с ней, которые накопила многовековая история. На основе изученного автор пытается привести доводы в пользу регламентации данного явления, и, наоборот, в пользу её недопустимости, а также пытается определить основные ценностные элементы, которые должны составить систему нового менталитета россиян.
Ключевые слова: факторы существования проституции, социально-экономические, морально-этические факторы, политические потрясения, прогибиционизм, регламентизм, аболиционизм.
В сложный период становления социальных норм и ценностей в России происходит рост девиации, и в том числе рост проституции и криминальности, связанной с данной сферой. Особый резонанс в обществе получила проблема легализации проституции. Как показывают социологические опросы, общество не выработало однозначного отношения к проституции, примерно половина высказывается за легализацию, половина против неё. В таких условиях возникла необходимость в формировании мировоззрения, основанного на высоких и устойчивых моральных ценностях.
Ещё в глубокой древности как социальный феномен проституция интересовала различных учёных, историков и просветителей. Различным было и отношение общества к проституции у разных народов и разных культур. Однако, несмотря на широкий спектр предпринимавшихся мер, проституция не исчезла.
Если искоренение данного явления не представляется возможным, то его широкие масштабы в современном мире вызывают опасения и тревогу. Ещё большую тревогу вызывает рост терпимости общества к проституции как явлению. «Согласно статистики Фонда «Общественное мнение» [1], меньше половины опрошенных россиян видят в проституции только социальное зло. Говоря о «положительных сторонах» проституции, респонденты отмечают, в частности, то, что она предоставляет женщинам возможность заработать, а мужчинам - удовлетворить свои потребности. С другой стороны, мужчины гораздо более терпимы и к проституткам, и к их клиентам, нежели женщины (проституток осуждают 36% мужчин и 47% женщин, их клиентов -27% и 44% соответственно)». Многие исследования показывают, что респонденты снисходительно относятся к девушкам, которые занимаются проституцией временно, чтобы получить необходимые материальные средства для оплаты за обучение, оказания помощи близким, приобретения жилья и т.п. В последние годы становится традиционной установка на получение материальных благ путем перехода на содержание к состоятельным мужчинам и женщинам, периодически оказывающим материальную поддержку за предоставление интимных услуг.
В истории сложились три направления борьбы с проституцией, которые существуют и в настоящее время -прогибиционизм или стратегия запретов проституции и занятие проституцией, регламентизм или стратегия государственного контроля за проституцией, и аболиционизм - стратегия, борьбы с проституцией именно как с явлением, в то время как проститутки наделяются всей полнотой гражданских прав и свобод [2, С. 13].
Политика прогибиционизма ведётся в тех странах, которые следуют традиционным консервативным ценностям, борятся за сохранение моральных и семейных ценностей и считают, что именно проституция является основной причиной распространения вируса СПИД. И вместе с тем нельзя не видеть, что должного эффекта существующие уголовно-правовые нормы, запрещающие занятие проституцией, не дают. Более того, практический опыт многих стран и история показывают, что чем более жесткие рамки приобретает система запретов, тем больше криминализируется данный вид деятельности.
Кроме того, что проституция начинает существовать в рамках теневой экономики, повышается её коррумпированность, продажа людьми, рабство и насилие.
Как уже было сказано выше, регламентизм - это стратегия государственного контроля за проституцией, когда она признаётся социально приемлемым явлением, которое до конца искоренить невозможно. Главной целью регламентизм ставит не преодоление проституции, а недопущение опасных для общества последствий и проявлений - таких как распространение венерических заболеваний, вовлечение в занятие проституцией несовершеннолетних и т.п. В этом смысле она как бы «берется под контроль» с целью ограничить общество от некоторых вредных ее последствий. Регламентизм, как правило, предполагает легализацию проституции, а легализация в свою очередь может служить средством контроля за доходами проституток. С одной стороны, всегда есть опасность того, что легализуя проституцию, можно считать, что общество тем самым не просто признает сам факт её существования, а считает даже некоторой ценностью. В таких условиях очень трудно сформировать высокоморальное мировоззрение. Но с другой стороны, получая правовой статус, проститутки получают возможность защитить себя от ряда криминальных моментов, а также снижается риск заражения венерическими болезнями в результате обязательного при регла-ментизме повышения медицинского контроля. В этом смысле можно говорить о регламентизме как стратегии борьбы с проституцией.
Сущность аболиционизма заключается в том, что его сторонники считают, что бороться надо с проституцией как явлением и проблемой, а не с проститутками, которые являются носителями данного явления. Аболиционисты обвиняют общество в существовании проституции и оправдывают женщин, которые в подобных условиях вынуждены соответственно реагировать на его запросы. Поскольку женщины-проститутки не виноваты в сложившихся обстоятельствах, то их нужно не ограничивать, а наоборот, предоставить им все гражданские права и свободы.
В качестве примера проявления аболиционизма можно привести сверхлиберальную во всех отношениях Швецию, долгое время подававшую остальным Европейским странам пример секстерпимости, которая неожиданно начала движение в обратном направлении. Теперь там по закону преследуется покупатель сексуальных услуг (но не продавец или продавщица). Т.е. полиция может задержать только клиента проститутки, но не саму проститутку. Другими словами, аболиционисты считают, что если бы мужчины не прибегали бы к услугам проституток, то последних вообще не было бы. Поэтому женщин наказывать нельзя. Поэтому в вопросе борьбы с проституцией надо исходить из того, что эта борьба должна вестись не с лицами, ею занимающимися, и тем более не с вовлеченными в эти занятия, а с источниками проституции.
Для того чтобы выработать какие-то меры по предотвращению проституции необходимо изучить факторы, способствующие если не её существованию, то её росту. Существование проституции некоторые учёные связывают с биологическими факторами, то есть с не-
обходимостью сексуальной разрядки тех мужчин и женщин, которые по разным причинам не могут реализовать свой половой инстинкт с одним партнером. Более того существовала антропологическая гипотеза в лице В.Тарновского, А.Фёдорова и других, которая настаивала на существовании женщин, генетически обречённых на постоянное провоцирование проституции. Опираясь на теории Ч.Дарвина, исследования Ч.Ломброзо, они утверждали, что среди населения есть особи дегенерирующие и вырождающиеся, как во всём живом.[3]
Появление частной собственности способствовало появлению материальной заинтересованности в проституции женщин, которые, по разным причинам, не могли обеспечить свое существование, и мужчин, которые стали обеспечивать себе доход, продавая сексуальные услуги женщин. Следовательно, возник экономический фактор, который, постепенно разрастаясь и усиливаясь, стал ведущим в расширенном воспроизводстве проституции.
А.Е Шпаков.в своём диссертационном исследовании называет следующие факторы существования проституции: «во-первых, социально-экономические:
- резко обостряющееся социальное неравенство в стране;
- расслоение общества на «богатых и бедных»;
- низкий уровень материальной обеспеченности значительной части населения, прежде всего, молодежи;
- трудности самореализации женщины на другом поприще кроме работы;
- ограниченное число социально-приемлемых способов обеспечения женщинами достойного качества (уровня) жизни.»[4]
При этом необходимо отметить, что в условиях экономического кризиса выше обозначенные факторы будут усиливаться, а, следовательно, увеличится количество женщин и мужчин, занимающихся проституцией.
«Во- вторых, не могут не оказывать на проституцию и морально-этические факторы:
- низкий моральный уровень значительной части общества, бездуховность;
- самоотчуждение человека в условиях цивилизации, построенной на товарно-денежных отношениях;
- резкое падение нравов в последнее десятилетие;
- потребительское отношение к человеку;
- разрушение традиционных представлений о женщине как олицетворении красоты и духовности, падение престижа материнства;
- отсутствие программы воспитания вообще и полового в частности.»[5]
Но самое опасное заключается в том, что значительная численность молодого поколения воспринимает это явление уже как данность, некоторый атрибут современного общества. И если до недавнего времени проституция как явление вызывала осуждение главным образом в связи с сексуальным насилием над женщинами, принуждением к сожительству, то сегодня проституция носит всё более добровольный характер, и рассматривается как хороший, а иногда и единственный надёжный и высокооплачиваемый источник дохода.
Нельзя не заметить, что росту проституции способствуют и политические потрясения, а с распространением компьютерной техники в обращении появились порнографические программы, игры, фото и видео продукция, записанные на лазерных CD дисках для компьютера, которые свободно продаются в специализированных магазинах. Интернет-источники указывают даже на снижение уличной проституции в Москве и Московской области благодаря расширению «интимных» интернет-ресурсов [см.6].
Внезапно ворвавшаяся в общественную жизнь сексуальная революция 60-х гг ХХв. Открыла женщине её сексуальность, свободу сексуального выбора, волеизъявления и должна была привести к равенству обоих полов. Но парадокс заключается в том, что расширение сексуальной деятельности женщин скорее приводит к
ещё большему понижению её социального статуса. И способствует этому - рост проституции.
Сегодня уже не требует доказательства тот факт, что более всего именно мужчины, вступая в случайные связи, заведомо считают доступных и продажных женщин лишёнными права на уважение, понимание, нежность и любовь.
Поскольку в последние годы многими исследователями отмечается тенденция роста проституции, то можно предположить, что в массовом сознании мужчин формируется стереотип женщины вообще, как легко доступной, продажной, не уважающей себя и своё собственное тело, а значит, с ней можно поступать так, как мужчине вздумается. То есть характеристики типа женщины-проститутки перекладываются на тип женщины вообще. Даже достижение женщиной высокого социального статуса, должностного положения общественное мнение связывает с поддержкой и покровительством мужчины.
При этом если женщины, предоставляющие секс-услуги осуждаются, то к мужчинам, продающим себя, отношение людей, достаточно снисходительное. Несмотря на то, что наблюдается рост и мужской проституции, анализируя информацию, подаваемую в СМИ можно заключить, что подобной проблемы в обществе не существует.
Не вызывают осуждения в общественном сознании и лица, выступающие в качестве потребителей платных услуг.
Многие исследования показывают, что респонденты снисходительно относятся к девушкам, которые занимаются проституцией временно, чтобы получить необходимые материальные средства для оплаты за обучение, оказания помощи близким, приобретения жилья и т.п.
Можно привести доводы в пользу регламентации проституции:
- будет поставлен заслон, пусть частичный, на пути распространения заболеваний, передающихся половым путем,
- поскольку между достижением мужчиной половой зрелости и вступлением его в брак проходит, по меньшей мере, несколько лет, легализация даст ему возможность относительно безопасно удовлетворять свои физиологические потребности,
- обеспечивается свободный доступ для удовлетворения сексуальных потребностей инвалидам и другим подобным социальным группам;
- снижается криминализация сексуальной сферы в целом: сокращение случаев педофилии, изнасилований, работорговли, хотя бы часть проституток будет выведена из-под влияния преступных элементов.
Однако, уместно отметить и недопустимость легализации проституции под видом ее государственного контроля. По сути, подобные предложения следует расценивать не иначе как призыв к легализации порока и социального паразитизма на этом пороке.
Какие меры и методы борьбы с проституцией не выбрала бы Россия на данном этапе, в любом случае это будет сложный, длительный и болезненный путь. Те некоторые высоко моральные ценности, к которым удалось прийти обществу в Советском Союзе, в беспокойный постсоветский период и с ворвавшейся сексуальной революцией были утрачены, а новые так и не сформировались. Хотя надо отметить, что делается очень многое благодаря нацпроектам, однако, предстоит сделать ещё больше. Необходимо заботиться о поднятии уровня благосостояния населения, о возможно более широком распространении просвещения, о предоставлении женщинам возможности трудиться, об искоренении алкоголизма, о правильной постановке вопроса о браке, о труде, о формировании такой культуры, которая бы поддерживала сексуальность, и вместе с тем закрепляла высокоморальные семейные ценности.
Автору также представляется необходимым формировать в менталитете россиян не только культ материнства, а также культ здоровья и отношения к своему телу
как ценности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вовк, Е. Отношение к проституции (http://bd.fom. гц/герой/тарМ074824).
2. Аверина, Н.А. Криминологическое изучение и предупреждение органами внутренних дел проституции: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.08 - Уголовное право и криминология; Исправительно-трудовое право /Н. А. Аверина; Науч. рук. М. М. Бабаев; Юридический институт МВД России. - М., 1994. - 20с.
3. Тарновский В.М. Проституция и аболиционизм:
Доклад русскому сифилидологическому и дерматологическому обществу. - СПб., 1888. - http://forum.yurclub.ru/ index.php?app=downloads&showfile=3276
4. Шпаков, А. Е. Проституция как объект криминологического исследования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.08 - Уголовное право, криминология; Уголовно-исполнительное право /А. Е. Шпаков ; Науч. рук. Д. А. Корецкий. - Ростов-на - Дону,2003. - 24 с. - http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1191415
5. Там же.
6. Головенко, А. Путин и проституция (http://www. forum.msk.ru/material/economic/494613.html).
© 2013
FACTORS IN THE EXISTENCE OF PROSTITUTION IN MODERN CONDITIONS
E.Y. Zakharova, senior lecturer in social and political sciences
Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: This paper is devoted to studying the factors of existence and growth of prostitution, as well as the measures and methods of combating it, accumulated by centuries-old history. Based on the study the author tries to argue for regulation of this phenomenon, and, conversely, in favor of its inadmissibility as well as trying to identify the main elements of the value, which should make the new system of the Russian mentality.
Keywords: existence of prostitution factors, socio-economic, moral and ethical factors, political upheavals, prohibition-ism, reglamentizm, abolitionism.
УДК 81
ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СОМАТИЧЕСКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ СРАВНИТЕЛЬНО В ТАТАРСКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ
(МЕТАЯЗЫК - РУССКИЙ)
© 2013
И.И. Ибрагимова, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры
иностранных языков и перевода А.И. Мухаметшина, ассистент кафедры иностранных языков и перевода
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: Данная статья посвящена анализу татарской и английской фразеологии с компонентом-соматизмам и непосредственно связана с направлением сопоставительно-типологических исследований - выявлением общего и специфического в той части фразеологических систем английского и татарского языков, которая является непосредственным антропоцентрическим выразителем связи человека с его деятельностью (речевой, умственной, зрительной, двигательной).
Ключевые слова: апплицируемость, мотивированность, конгруэнтность, лакунарность, соматизмы.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Культурно-национальное миропонимание народа стоит в центре внимания исследований этнографов, историков, психологов, лингвистов. Особенно актуальными при этом становятся исследовательские работы в сопоставительном плане, которые дают возможность выявить общее и специфическое, в частности, в языковых системах. Учитывая недостаточную разработанность теоретических основ сопоставительной фразеологии татарского и английского языков, следует отметить, что студенты татарской аудитории нуждаются в создании учебных и методических пособий, фразеологических минимумов и рекомендаций по фразеологии. В эпоху тесных контактов языков и народов, их все большего сближения и все возрастающего межъязыкового общения происходит одновременный процесс довольно глубокого расхождения значений слов и фразеологических единиц в силу социального устройства общества.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Знакомство с историей данного вопроса показывает, что имеются и работы, специально посвященные изучению соматической лексики и фразеологии, в частности, работа Азимовой М.Н., Базаровой Д.Х., Волковой Л.В., Долгополовой Ю.А., Турапиной М.В., Ходиной Н.Т., и др.
Однако в предыдущих исследованиях не ставилась цель сопоставления английских и татарских соматических фразеологизмов в плане установления их эквива-
лентности, тематической классификационности внутриязыкового и межъязыкового сравнения внутренней формы на основе апплицируемости и мотивированности.
Теоретической базой послужили исследования, посвященные изучению фразеологизмов разных языков (в том числе татарского и английского) как соматических, так и других, например: Алефиренко Н.Ф., Ахунзянова Г.Х., Бабкина А.М., Байрамовой Л.К., Гатиатуллиной З.З., Добровольского Д.О., Кунина А.В., Комисарова В.Н., Молоткова А.И., Мокиенко В.М., Садыковой Г.З., Солодуба Ю.П., Телии В.Н. и др.
Изучение внутренней формы языковых единиц имеет свою историю, которая отражена, в частности, в работах Буслаева Ф.И., В. фон Гумбольда, Г.Штейнталя, В.Бунда, Потебни А.А., Жукова В.И., Бабкина A.M., Помигуева Г.П., Виноградова В.В., Ройзензона Л.И.; Мелеровича A.M., Федорова А.И., Попова Р.Н., Кирилловой Н.Н., Алефиренко Н.Ф. и др. В данной статье за основу принято определение внутренней формы ФЕ, данное Н.Ф. Алефиренко: «Внутренняя форма фраземы - это общий для этимологического и актуального значения ассоциативно-образный элемент, формирующийся в ее семантической структуре путем взаимодействия фраземообразу-ющих компонентов».
Поскольку в основе образования многих ФЕ лежат свободные словосочетания, то изучение внутренней формы ФЕ связывается с мотивированностью фразеологизма и с отсутствием или существованием в настоящее время параллельного свободного словосочетания.
В.П. Жуков, изучая соотношение фразеологизма и слова, предложил выделять при этом два параметра: