в концепции кафедрами, с одной стороны, и ассоциированными школами ЮНЕСКО — с другой, что должно стать специальным направлением работы сети.
Данная концепция включает в себя разработку механизмов взаимодействия кафедр, школ и IT-индустрии, позволяющих сформировать особую синергетическую информационно-образовательную среду общения учащихся и учителей на региональных уровнях, что будет способствовать обеспечению поддержки школьного образования в менее развитых странах.
Создание сети ориентировано также на разработку материалов, направленных на развитие высшего, общего и среднего профессионального образования, улучшение качества подготовки специалистов в области применения ИКТ в образовании и инновационной педагогики, повышение эффективности научных исследований в области информатизации образования, развитие инновационной технологической среды в образовательных учреждениях.
В рамках концепции планируется организация международной магистратуры на базе ИИТО при экспертном участии РГПУ им. А. И. Герцена, главной целью которой является создание возможностей для карьерного и профессионального развития учителей и преподавателей нового типа в первую очередь для развивающихся стран. Данная магистерская программа является инновационной, так как основана на передовом мировом опыте и достижениях педагогической и информационной науки и практики и предполагает интенсивное использование передовых образовательных и ИК-технологий. На основе этой программы будет осуществляться подготовка специалистов нового поколения и международного уровня (учителей, преподавателей, тьюторов, исследователей и научных работников), ориентированных на применение широкого спектра ИКТ.
Благодаря нашему сотрудничеству с ИИТО и развитию на этой базе сетевого взаимодействия новое качество начинает приобретать информационно-образовательная среда нашего университета. Так, в 2010 году на его базе была открыта IT-академия и университет получил сертификат корпорации Майкрософт. Ряд наших преподавателей прошли стажировку в CISCO, что позволило нам открыть новую учебную программу и проводить занятия в оснащенном современным оборудованием кабинете.
В процессе развития информационной образовательной среды необходимо использовать принцип новых задач, адекватных многообразному потенциалу этой среды в ее международном и педагогическом измерениях. Одной из актуальных задач на будущее является создание системы мониторинга накопления и эффективного использования электронных образовательных ресурсов из информационного банка ЮНЕСКО в сетевом взаимодействии различных образовательных институтов ЮНЕСКО.
Д. Бадарч
ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО (пилотный проект ИИТО ЮНЕСКО)
Впервые необходимость создания нового пилотного проекта по информационно-коммуникационным технологиям для ASPnet была озвучена на Международной конференции «ИКТ и качество образования: ассоциированные школы ЮНЕСКО на пути к школе будущего», которая проводилась в Казани 26—27 апреля 2011 года. Акцент был сделан на интеграции ИК-технологий в школах и укреплении потенциала учителей. Особое внимание было уделено вопросам преодоления текущего цифрового неравенства между студентами, родителями, учителями и гражданским обществом. Участники кон-
Роль ЮНЕСКО в развитии современного образования
ференции отметили потребность в поиске новых партнеров, то есть в создании эффективных механизмов сотрудничества между учителями АБРий и кафедрами ЮНЕСКО, а также между школами, частными 1Т-компаниями и экспертами по ИК-технологиям. Что касается понятия «обучение для будущего» (ЬЕБ), то ключевым моментом в нем является именно партнерство АБРий и кафедр ЮНЕСКО в применении ИК-технологий, а также принципы, цели и лучший опыт по поддержке устойчивого развития.
На 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, прошедшей в Париже в октябре — ноябре 2011 года, еще раз прозвучала мысль о том, что доступ к качественному образованию для всех (ББА) остается приоритетом номер один для организации. В предложениях и приоритетах, представленных сектором образования, также обозначены меры, которые будут предприняты для усиления роли ИК-технологий в улучшении качества образования и в обучении в течение всей жизни. Особое внимание представители государств — членов ЮНЕСКО обратили на следующие проблемы:
• организация предварительного и дополнительного обслуживания образования педагогов;
• разработка соответствующего учебного плана, отвечающего потребностям настоящего и будущего;
• предоставление молодым людям возможности получить предпринимательские навыки;
• большее равенство полов;
• объединение ценностей (например, мир, демократия, отказ от насилия, ответственная гражданственность);
• укрепление партнерства в образовании на всех уровнях со всеми заинтересованными лицами.
28—29 марта 2012 года в Риге (Латвийская Республика) состоялся Международный семинар ИИТО и ассоциированных школ ЮНЕСКО «Обучение для будущего». Он представлял собой субрегиональную встречу экспертов ИИТО ЮНЕСКО, руководства национальных комиссий по делам ЮНЕСКО, региональных национальных координаторов ПАШЮ и представителей ассоциированных школ ЮНЕСКО, на которой рассматривали вопрос о реализации пилотного проекта ИИТО ЮНЕСКО «Обучение для будущего»
Участники семинара обсудили роль национальных комиссий в реализации межрегиональных проектов, возможности поддержки развития подобных пилотных проектов, предполагаемый вклад проекта ЬББ в С/4, С/5 и план ЮНЕСКО после 2015 года. Кроме того, обсуждались вопросы завершения работы над руководством по реализации проекта ЬББ, отбор школ, преподавателей и учащихся, выбор предмета, возможности двухстороннего сотрудничества и т. д. Участникам были розданы вопросники для школ, преподавателей и учеников.
Наиважнейшей целью пилотного проекта ЬББ является возможность наиболее полно и эффективно интегрировать информационно-коммуникационные технологии в образование, обновить педагогику и расширить обучение — сейчас и для будущего. Разработка проекта, среди прочего, имеет следующие цели:
1. Помочь учителям и учащимся осознать изменения, происходящие в обществе, через использование ИК-технологий и будущих находок, ожидаемых в этой области;
2. Гарантировать интегрированное и эффективное использование ИК-технологий в укреплении основ обучения: обучение знать; обучение делать; обучение быть; обучение жить вместе;
3. Развивать новые образовательные подходы, экспериментировать и с помощью ИК-технологий создавать новые учебные материалы в поддержку устойчивого будущего и «нового гуманизма».
В результате реализации пилотного проекта:
• будут продемонстрированы возможности практической интеграции и применения ИК-технологий для обеспечения качественного образования для будущего, устойчивого развития и «нового гуманизма»; показано значение включения вопросов образования в основные предметы, которые изучаются на низшем уровне средней школы; разработан новый междисциплинарный подход к обучению для будущего;
• повысится уровень компетенции учителей по эффективному использованию ИК-технологий в целях повышения эффективности процессов обучения и изучения с учетом этической составляющей образования;
• будут разработаны новые инновационные подходы для использования в других школах;
• будет обеспечено широкое распространение полученных результатов во всех странах мира через публикацию ИИТО «Краткие стратегии для лиц, принимающих решения».
С. А. Гончаров
ИНИЦИАТИВЫ ЮНЕСКО В ОБРАЗОВАНИИ (на примере деятельности Герценовского университета)
Участие кафедры ЮНЕСКО Герценовского университета в программе УНИТВИН (учреждена в 1993 году на основе соглашения с Генеральным директором ЮНЕСКО при поддержке Министерства образования РФ) открыло для университета обширный доступ к новым партнерским связям и источникам информации, позволило ощутить возрастающее значение ЮНЕСКО в современном мире и практически учитывать потенциал международного сотрудничества ЮНЕСКО, в сфере которого лежат долгосрочные стратегические вызовы и ответы на многие вызовы образования ХХ1 столетия, в совершенствовании деятельности университета в целом, в том числе в разработке перспективных программ развития университета.
20 лет участия Герценовского университета в реализации программы УНИТВИН/ка-федры ЮНЕСКО — это значительный период, в который происходила оптимизация деятельности коллектива университета путем привлечения специалистов разных областей научного знания к разработке международных проектов ЮНЕСКО, к распространению педагогического опыта сотрудников университета на международном уровне через использование механизмов работы с ЮНЕСКО и ее учреждениями.
Отмечу основные образовательные инициативы ЮНЕСКО, результативность внедрения которых способствовала и способствует оптимизации работы университета в плане его инновационного и опережающего развития.
• Проведение по договору с Бюро ЮНЕСКО Международной конференции «Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы» (Москва, 2008).
Результат: укрепление позиций университета как международного центра ЮНЕСКО по подготовке педагогических кадров нового типа для инклюзивного образования в широком социальном понимании. Разработка магистерских программ по межкультурной