УДК 796.011
АЛ. ГореловО.Г. Румба, B.JI. Кондаков
О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ГУМАНИТАРНОГО ВуЗА
Ежегодно в вузах РФ увеличивается число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ). Как правило, это студенты, находящиеся либо в состоянии предболезни [4], либо на начальной стадии какого-либо заболевания [5]. Много споров идет о том, какая нагрузка является оптимальной для данного контингента занимающихся.
Для ответа на этот вопрос в Белгородском государственном университете было проведено обследование уровня здоровья студентов СМГ по ряду показателей физического развития и функционального состояния их организма.
The number of students belonging to the special medical group (SMG) increases every year in universities of Russia. As a rule, these are the students who are either on the stage of pre-existing disease [4], or in the incipience of a disease [5]. It is a matter of argument, which muscle loading is optimal for this contingent of students. In this respect there was held an medical examination of the students in Belgorod State University. The great number of factors of physical development and physical state of their body was taken into account.
Ключевые слова: состояние здоровья современной молодёжи, распределение по группам здоровья для занятий физической культурой, оценка физического развитая и функционального состояния студентов специальной медицинской группы.
Проблема ухудшения здоровья населения нашей страны, к сожалению, не нова. Особенно тревожил факт постоянного увеличения количества молодых людей в возрасте от 15 до 21 года, испытывающих различные отклонения в состоянии здоровья. С реальной статистикой в этом вопросе сталкиваются, во-первых, медики, и, во-вторых, преподаватели физической культуры, работающие в школах, средних специальных и высших учебных заведениях.
По данным медиков, более 50 % юношей и девушек, оканчивая школу, уже имеют 2—3 хронических заболевания, а в целом лишь 15 — 16 % выпускников школ можно считать практически здоровыми [6].
Во всех учебных заведениях известна практика распределения детей по группам здоровья для занятий физической культурой: выделяют основную группу здоровья, подготовительную и специальную медицинскую. Кроме того, в некоторых случаях ггредусмотрено либо полное освобождение учащихся от уроков физической культуры, либо занятия в группе ЛФК. Проведенное преподавателями кафедры физического
101
Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 100- 104.
102
воспитания Белгородского государственного университета (БелГу) исследование показало, что если в начальной школе к специальной медицинской группе здоровья (СМГ) относятся примерно 3 — 5% учащихся и 2 — 3 % имеют полное освобождение, то к старшим классам это число существенно увеличивается: количество занимающихся в СМГ достигает 22 — 28 %, а полностью освобожденных — 12 — 15 %.
Наличие указанной негативной тенденции подтверждает анализ состояния здоровья первокурсников за последние три года: в 2005/06 учебном году в БелГу к СМГ было отнесено 10,4 % первокурсников, в 2006/07 - 13,6 %, а в 2007/08 - уже 25,4 %.
По нозологии в среде студенческой молодежи выделяются: заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, опорно-двигательного аппарата, органов зрения. Однако однозначно сказать, какая группа заболеваний превалирует, не представляется возможным. Так, например, у студентов БелГу самыми распространенными оказались заболевания сердечно-сосудистой системы
— ими страдают 40,5 % молодых людей. На втором месте — заболевания опорно-двигательного аппарата (31%). На третьем — различные нарушения функции зрения (11%). Далее — заболевания пищеварительной (6,3 %), мочеполовой (5,7 %), дыхательной (5,4 %) систем.
Согласно нормативным документам учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к СМГ, должны заниматься физической культурой по специальным программам, ориентированным на медицинские показатели здоровья, специфику заболеваний и противопоказания. Этим детям крайне не рекомендовано уклонение от двигательной активности, поскольку должным образом организованная она может принести им только пользу [5].
С целью определения уровня физического развития и функционального состояния студентов в специальной группе здоровья в феврале 2008 года в БелГу было проведено обследование указанной категории учащихся на пяти факультетах университета: биолого-химиче-ском, геолого-географическом, медицинском, на факультете журналистики и факультете компьютерных наук и телекоммуникаций. В общей сложности было обследовано 183 человека в возрасте 17—19 лет (121 девушка и 62 юноши).
Показатели роста и веса испытуемых в целом соответствуют нормам их возраста. Так, средний рост девушек составляет 166,6 + 0,5 см (норма
— 163 — 165 см), юношей — 178,5 + 0,7 (норма 175 —176 см) [2]. При этом самым распространенным ростом среди девушек оказался рост 163 см, а среди юношей — 175.
Норма веса для исследуемого возраста: 57—58 кг для девушек и 65 — 68 кг для юношей. Однако более объективной, на наш взгляд, является формула, учитывающая помимо роста окружность грудной клетки [2]:
_______ рост (см) • объем грудной клетки (см)
весвкг- 240
Согласно этой формуле средш/гй вес девушек оказался незначительно меньше среднего оптимального для показателей их роста: оп-
тималъный 59,3 кг, реальный — 58,3 + 0,9. Самым распространенным весом среди девушек оказался вес 55 кг. У юношей, наоборот, средний вес 72,1 + 1,8 кг оказался больше оптимального 68,5 в среднем на 3,5 кг.
Окружность грудной клетки испытуемых оказалась чуть больше нормы для их возраста: у девушек — 85,4 + 0,9 см (норма 83 — 83,5 см), у юношей — 92,1 + 1,3 (норма 89 — 91,5 см). Экскурсия грудной клетки (разница между вдохом и выдохом) также не отстает от нормы: у девушек она составляет в среднем 5,3 см, у юношей — 7,23 (норма 5 —7 см).
По показателям жизненной емкости легких (ЖЕЛ) студенты СМГ оказались отстающими от нормы. Оптимальная ЖЕЛ рассчитывается по уравнению Людвига:
— мужчины: должная ЖЕЛ = (40 • Ь) + (30 • Р) - 4400;
— женщины: должная ЖЕЛ = (40 • Ь) + (10 • Р) - 3800, где Ь — рост в см; Р — вес в кг.
Должная ЖЕЛ испытуемых девушек в среднем составляет 3,4 л, реальная — 2,6 + 0,1 (отклонение 32,6%). У юношей должная ЖЕЛ составляет 4,9 л, реальная — 4,3 + 0,1 (отклонение 14,8 %).
Средние показатели артериального давления испытуемых оказались в пределах нормы. Норма для систолического (максимального) артериального давления 100—130 мм рт. ст., для диастолического (минимального) — 60—80 [2]. Систолическое давление у девушек составило в среднем 112,3 + 1,2 мм рт. ст., диастолическое — 70 + 0,7 (т.е. 112/70). У юношей — 124 + 1,7 и 72,2 + 1,4 мм рт. ст. соответственно (т.е. 124/72). Таким образом, артериальное давление юношей оказалось несколько выше, чем у девушек.
Пробы Штанге и Генча выявили, что устойчивость организма испытуемых к недостатку кислорода также в пределах нормы. В частности, девушки оказались способными задержать дыхание на вдохе (проба Штанге) в среднем на 50,8 + 1,6 с, а юноши — на 63,1 + 3,1 (норма для нетренированных людей 40 — 60 с). При этом у девушек максимальным оказался результат 98,8 с, у юношей — 117,1 с. На выдохе (проба Генча) девушки смогли задержать дыхание в среднем на 30,8 + 1 с, а юноши — на 34,9 + 1,9 (норма для нетренированных людей 25 — 30 с) [1].
Проведенная с испытуемыми ортостатическая гроба выявила недостаточную нервную регуляцию их сердечно-сосудистой системы. Так, в положении лежа пульс девушек составил в среднем 78 + 0,1 уд/мин, при переходе в положение стоя — 99,5 + 0,1, т. е. разница 21,5 уд/мин. Пульс юношей равнялся 76,4 + 0,2 уд/мин в положении лежа и 99 + 0,1 уд/мин при переходе в положение стоя, т.е. разница 22,6 уд/мин. Нормой же при переходе из положения лежа в положение стоя является учащение пульса на 10—12 уд/мин [2].
Проба Руффье — Диксона выявила у большинства испытуемых весьма активную реакцию со стороны сердечно-сосудистой системы на умеренную нагрузку. После 5 мин отдыха в состоянии покоя ЧСС девушек в среднем составила 84,6 + 0,1 уд/мин, после выполненных за 40 с 20 приседаний — 121,9 + 0,1, через минуту отдыха — 95,5 + 0,1. Рассчитанный по формуле индекс равняется 10,2, что свидетельствует об имеющейся у большинства девушек сердечной недостаточности:
103
104
— атлетическое сердце — 0;
— очень хорошее сердце — 0,1 — 5;
— хорошее сердце — 5,1 —10;
— сердечная недостаточность — 10,1 — 15;
— сердечная недостаточность сильной степени — более 15,1.
Пульс юношей в покое равнялся в среднем 82,9 + 0,2 уд/мин, после
20 приседаний — 120+0,1 уд/мин, через минуту отдыха —
89.7 + 0,2 уд/мин. Полученный индекс — 9,3, что свидетельствует о хорошем сердце у большинства молодых людей.
Проба Ромберга показала имеющееся нарушение равновесия в положении стоя у большей части испытуемых, что, в частности, свидетельствует о слабом развитии их координационных способностей. Так, сохранить равновесие на одной ноге (пятка второй у колена опорной, стопы на одной линии, руки вперед, глаза закрыты) девушки смогли в среднем в течение 9,8 +1,1 с, юноши — в течение 9,8 +1,4 с при норме 15 с [1].
Оценка координационных способностей по такому показателю, как способность к соединению (комбинированию) движений [3], проводилась с помощью теста Фирилевой [7]. Полученный коэффициент (по условиям теста чем коэффициент ниже, тем выше уровень развития координационных способностей) у девушек составил в среднем
5.7 + 0,2, у юношей — 6,7 + 0,4, что соответствует оценке «удовлетворительно». При этом лучший результат у девушек — коэффициент 2,6 («отлично»), у юношей — коэффициент 3,3 («хорошо»).
Результаты теппинг-теста свидетельствуют о недостаточной подвижности нервных процессов и замедлении процесса врабатываемости большинства обследуемых девушек: в первом квадрате девушки поставили в среднем 64,8 +1,6 точки, во втором — 56 +1,4, в третьем — 54,3 +1,3, в четвертом — 56,1 + 1,2, что соответствует оценке «единица». Результаты юношей значительно лучше: в первом квадрате — 67,7 + 3,3 точки, во втором — 58,7 + 2,4, в третьем — 53,9 + 1,7, в четвертом — 57,6 + 1,9, что соответствует оценке «четыре» И-
Проведенная динамометрия позволила определить сгибательную силу кисти и силу спины студентов СМГ. Испытуемые девушки показали силу «рабочей» руки (для правшей — правой) — в среднем 26,8 + + 0,7 кг, «нерабочей» — 23,5 + 0,7 кг. У юношей сила «рабочей» руки составила в среднем 41,9 + 1,1, «нерабочей» — 41,8 + 0,8. Расчет относительной силы выявил, что соотношение абсолютной силы «рабочей» руки и массы тела у девушек находится в пределах нормы — 46,1 % (норма 45 — 50 % от массы тела), а у юношей не дотягивает до нормы — 58,2% (норма 60—70% от массы тела). Сила спины девушек в среднем равна 49,9 + 1,8 кг, юношей — 98 + 3,6, что соответствует норме [2].
Количество отжиманий, которое оказалось под силу испытуемым, свидетельствует о недостаточном развитии силы мышц рук и плечевого пояса. В частности, девушки в среднем смогли отжаться от пола 4,4 + 0,6 раза (при этом самый распространенный результат — ни одного отжимания), юноши — 19,1 + 1,4 раза.
Уровень развития гибкос ти студентов СМГ определялся с помощью наклона с гимнастической скамейки. Было установлено, что болыпин-
ство девушек обладают средним уровнем развития гибкос ти — они смогли опустить пальцы рук в среднем на 7,8 + 0,7 см ниже скамейки. У юношей показатели развития гибкости ниже среднего: 0,9 + 0,1 см.
Таким образом, можно заключить, что по ряду показателей физического развития и функционального состояния студенты СМГ действительно несколько отстают от среднестатистических показателей нормы. Однако отставание это не настолько значительно, чтобы говорить о наличии у них такой степени заболеваний, при которой противопоказана любая двигательная активность. Наоборот, недостаточные показатели ЖЕЛ, развития функции равновесия, координационных способностей, силы, гибкос ти свидетельствуют как раз о явном недостатке двигательной активности. В то же время отклонения по ряду показателей в деятельности сердечно-сосудистой системы подтверждают необходимость строгой дозировки нагрузки для данного контингента занимающихся и выбора адекватных средств занятий.
Список литературы
1. Аксенова О.Э. Содержание и организация адаптивной физической культуры в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2003.
2. Волков В.Ю., Волкова Л.М. Физическая культура студента: Курс дистанционного обучения (электрон.). СПб., 2003.
3. Курамшин Ю.Ф., Двейрина О.А. Координационные способности и методика их развития / / Теория и методика физической культуры: Учеб. пособие для образоват. завед. физ. к-ры / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. СПб., 1999. С. 141-153.
4. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко. СПб., 2001.
5. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник: В 2 т. / Под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. М., 2007.
6. Сивас Н.В., Евсеев С.П., Давиденко Д.Н., Крючек С.С. Физическое воспитание студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья / / Адаптивная физическая культура: Науч.-теоретич. журнал. СПб., 2002. Вып. 1 (9). С. 14 — 15.
7. Фирилева Ж. Е. Методика педагогического контроля и совершенствование физической подготовленности занимающихся художественной гимнастикой: Метод, рекомендации. Л., 1981.
Об авторах
А.А. Горелов — д-р пед. наук., проф., Белгородский государственный университет.
О.Г. Румба — канд. пед. наук, доц., Белгородский государственный университет.
ВЛ. Кондаков —канд. пед. наук, доц., Белгородский государственный университет.
105