Научная статья на тему 'О состоянии террористической и экстремистской преступности в Республике Казахстан'

О состоянии террористической и экстремистской преступности в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1108
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Уголовная юстиция
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / REPUBLIC OF KAZAKHSTAN / TERRORISM / EXTREMISM / TERRORIST CRIMES / EXTREMIST CRIMES / CRIMINAL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Билялов Берик Султангазинович

На основе эмпирических материалов прокурорско-следственной и судебной практики рассмотрено состояние террористической и экстремистской преступности в Республике Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Билялов Берик Султангазинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the state of terrorist and extremist crime in the Republic of Kazakhstan

The article examines the state of terrorist and extremist crime in the Republic of Kazakhstan on the basis of empirical materials of the prosecutor's, investigative and judicial practice. There is a tendency to bring to justice persons who did not commit crimes related to extremism and terrorism, but who previously committed common crimes. This trend requires a review of the practice of these persons' serving sentences in prison. When serving a sentence together with individuals who commit common and other crimes, the risk of expanding the circle of persons who can potentially become involved in the extremist environment increases. This can cause the loss of control over them when they are released. In turn, the serving of sentences by persons convicted of extremist and terrorist crimes in a specialized facility will provide an opportunity not only to monitor these persons both during the serving of the sentence and during release, but to take point and comprehensive measures aimed at their re-education, change of their psychological attitude, including with the involvement of the traditional clergy. Thus, without resolving the political, economic and social problems that led to the emergence of terrorism and religious extremism, the struggle against them will never be fully successful. The state policy and legislation in the field of countering extremism and terrorism must be formed symmetrically with the increased degree of the public danger of extremism and terrorism, the forecast of the development of illegal activities of nationalistic, religious, ethnic and other organizations, and thus acquire a systemic character.

Текст научной работы на тему «О состоянии террористической и экстремистской преступности в Республике Казахстан»

2017

УГОЛОВНАЯ ЮСТИЦИЯ

Russian Journal of Criminal Law

№ 10

КРИМИНОЛОГИЯ

УДК 343.326 Б01 10.17223/23088451/10/22

Б.С. Билялов

О СОСТОЯНИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ И ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

На основе эмпирических материалов прокурорско-следственной и судебной практики рассмотрено состояние террористической и экстремистской преступности в Республике Казахстан.

Ключевые слова: Республика Казахстан, терроризм, экстремизм, террористические преступления, экстремистские преступления, уголовное законодательство.

Экстремизм и терроризм являются одними из наиболее острых проблем в сфере обеспечения национальной безопасности многих государства. Как отметил Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев «...ни одна страна в мире не застрахована от атак террористов» [1]. К примеру, 14 июля 2016 года в День взятия Бастилии грузовик врезался в людей, которые находились на английской набережной Ниццы во Франции. Автомобиль продолжал движение около 2 км, прежде чем его удалось остановить. Погибли 86 человек и ранено 115 человек. В Германии 18 июля 2016 года произошло нападение на людей фанатика, использовавшего в качестве оружия обычный топор, пострадали 5 человек.

Террористическая угроза стала реальностью и для Казахстана. Не случайно экстремизм и терроризм отражены в одном из основополагающих законодательных актов государства «О национальной безопасности Республики Казахстан» в качестве основных угроз национальной безопасности [2]. Противодействие проявлениям экстремизма и терроризма определено в качестве одной из приоритетных задач Стратегии «Казахстан-2050», новый политический курс состоявшегося государства, обозначенной в послании Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана в декабре 2012 года [3].

В рамках реализации стратегических задач Указом Президента Республики Казахстан от 24 сентября 2013 года № 648 утверждена Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 - 2017 годы. В ней особое внимание уделено необходимости усиления профилактики религиозного экстремизма в обществе, прежде всего, в молодежной среде, а также формирования у населения религиозного сознания, соответствующего традициям и культурным ценностям светского государства -Республики Казахстан, где царят межконфессиональный мир и согласие, уважаются и соблюдаются права как верующих, так и граждан, придерживающихся атеистических взглядов [4].

Ситуация с террористическими1 и экстремист-скими2 преступлениями в Республике Казахстан характеризуется тем, что их количество из года в год увеличивается. На протяжении последних 5 лет отмечается резкий рост анализируемых видов преступлений, с их переходом от пассивных видов (распро-

1 В соответствии с пп. 30 ст. 3 Уголовного кодекса Республики Казахстан к террористическим преступлениям относятся деяния, предусмотренные статьями 170 (Наемничество), 171 (Создание баз (лагерей) подготовки наемников), 173 (Нападение на лиц или организации, пользующихся международной защитой), 177 (Посягательство на жизнь Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации), 178 (Посягательство на жизнь Президента Республики Казахстан), 184 (Диверсия), 255 (Акт терроризма), 256 (Пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма), 257 (Создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности), 258 (Финансирование террористической или экстремистской деятельности и иное пособничество терроризму либо экстремизму), 259 (Вербовка или подготовка либо вооружение лиц в целях организации террористической либо экстремистской деятельности), 260 (Прохождение террористической или экстремистской подготовки), 261 (Захват заложника), 269 (Нападение на здания, сооружения, средства сообщения и связи или их захват) и 270 (Угон, а равно захват воздушного или водного судна либо железнодорожного подвижного состава).

2 В соответствии с пп. 39 ст. 3 Уголовного кодекса Республики Казахстан экстремистскими преступлениями являются деяния, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса Республики Казахстан: 174 (Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни); 179 (Пропаганда или публичные призывы к захвату или удержанию власти, а равно захват или удержание власти либо насильственное изменение конституционного строя Республики Казахстан); 180 (Сепаратистская деятельность); 181 (Вооруженный мятеж); 182 (Создание, руководство экстремистской группой или участие в ее деятельности); 184 (Диверсия); 258 (Финансирование террористической или экстремистской деятельности и иное пособничество терроризму либо экстремизму); 259 (Вербовка или подготовка либо вооружение лиц в целях организации террористической либо экстремистской деятельности); 260 (Прохождение террористической или экстремистской подготовки); 267 (Организация незаконного военизированного формирования); 404 (Создание, руководство и участие в деятельности незаконных общественных и других объединений (частями второй и третьей)); 405 (Организация и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма).

странение общих суждений, вовлечение новых приверженцев), до преступлений, подразумевающих уже активные действия (призывы к акциям неповиновения, совершению террористических актов, вплоть до совершения террористических актов). Так, если в 2011 году было зарегистрировано 89 преступлений, то 2012 году -132, в 2013 году - 108, в 2014 году - 132, то в 2015 году - 297. За 12 месяцев 2016 г. в производстве правоохранительных органов находилось 497 уголовных правонарушений, связанных с экстремизмом и терроризмом, из них:

- по статье 174 (Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни) Уголовного кодекса - 151 преступлений;

- по статье 179 (Пропаганда или публичные призывы к захвату или удержанию власти, а равно захват или удержание власти либо насильственное изменение конституционного строя Республики Казахстан) - 5 преступлений;

- по статье 180 (Сепаратистская деятельность) - 3 преступления;

- по статье 182 (Создание, руководство экстремистской группой или участие в ее деятельности) -3 преступления;

- по статье 255 (Акт терроризма) - 10 преступлений;

- по статье 256 (Пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма) Уголовного кодекса - 157 преступлений;

- по статье 257 (Создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности) Уголовного кодекса - 90 преступлений;

- по статье 258 (Финансирование террористической или экстремистской деятельности и иное пособничество терроризму либо экстремизму) Уголовного кодекса - 20 преступлений;

- по статье 259 (Вербовка или подготовка либо вооружение лиц в целях организации террористической либо экстремистской деятельности) Уголовного кодекса - 18 преступлений;

- по статье 261 (Захват заложника) - 1 преступление;

- по статье 269 (Нападение на здания, сооружения) - 1 преступление;

- по статье 405 (Организация и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма) Уголовного кодекса - 38 преступлений.

По статьям 170 (Наёмничество), 171 (Создание баз (лагерей) подготовки наемников), 173 (Нападение на лиц или организации, пользующиеся международной защитой), 177 (Посягательство на жизнь Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации), 178 (Посягательство на жизнь Президента Республики Казахстан), 181 (Вооруженный мятеж), 184 (Диверсия), 260 (Прохождение террористической или экстремистской подготовки), 267 (Организация незаконного военизированного формирования,

средства сообщения и связи или их захват), 270 (Угон, а равно захват воздушного или водного судна, либо железнодорожного подвижного состава), 404 (Создание, руководство и участие в деятельности незаконных общественных и других объединений) Уголовного кодекса преступлений не выявлялось.

Всего окончено производством 241 преступление, по ним привлечено 175 человек. Привлеченные к уголовной ответственности лица являются приверженцами радикальной экстремистской организации «Хизбут-Тахрир», радикального движения «Са-лафиты», «Союз исламский Джихад», РОО «Сенiм.Бшм.Омiр», самопровозглашенной группы «Ансару-Д-Дин».

Если повышенная активность религиозно-экстремистских и радикальных политических элементов в прошлые годы отмечалась в западных и южных регионах Казахстана, то в настоящее время она наблюдается в центральной, восточной и северной частях страны. Максимальная регистрация экстремистских и террористических преступлений зарегистрирована в Карагандинской, Алматинской, Актюбинской, Атырауской, Южно-Казахстанской областях, г. Астана и Алматы.

Наибольший рост уровня зарегистрированных преступлений за 2016 год в сравнении с аналогичным периодом 2015 года (с 297 до 497 или на 67,3 % больше) связан с нестабильной ситуацией в мире и необходимостью принятия превентивных мер по обеспечению безопасности в стране. В обществе отмечается тенденция распространения нетрадиционных религиозных взглядов, что обуславливается вовлечением в данную среду лиц из социально-незащищенных, малограмотных слоев населения, а также ранее судимых лиц. Именно данная категория лиц становится объектом привлечения в ряды экстремистски настроенных людей, и в первую очередь вовлечение основывается на посулах материального благополучия, а затем, по мере вовлеченности, материальная сторона заменяется на псевдодуховную нетерпимость к общепризнаннным устоям веры, морали и государственности.

Прямую угрозу национальной безопасности представляет участие граждан нашей страны в террористической деятельности за рубежом. За последние четыре года не допущен выезд в зоны террористической активности 546 рекрутов-казахстанцев (2013 год - 168, 2014 год - 136, 2015 год - 151, 2016 год - 91). Кроме того, из лагерей международных террористических организаций возвращены 79 граждан Казахстана, из них 34 привлечены к уголовной ответственности за участие в террористической деятельности [5]. Некоторые из них принимали участие в боевых действиях в Сирийско-Иракской зоне и Украине. По данным ООН, в настоящее время в Афганистане, Ираке, Пакистане и Сирии воюет порядка 30 тыс. террористов из более 100 государств мира. Из них порядка 500 до 1,5 тыс. человек - выходцы из Средней Азии [6].

О состоянии террористической и экстремистской преступности в Республике Казахстан

131

В данном контексте серьезную опасность представляют факты возвращения на родину боевиков-террористов, прошедших террористическую или экстремистскую подготовку и участвовавших в вооруженных конфликтах. Многие из них продолжают придерживаться крайне радикальных взглядов, обладают специфическими навыками и боевым опытом. Такие лица впоследствии могут быть организаторами или участвовать в террористических актах или иных террористических и экстремистских преступлениях. В свою очередь, в зонах террористической активности лица, прошедшие террористическую и экстремистскую подготовку, играют роль идейных проводников радикализма, активно участвуют в подстрекательстве, вербовке рекрутов и боевиков к террористической деятельности.

Рассматривая состояние и уровень террористических и экстремистских преступлений, следует определить среднестатистический портрет экстремиста (террориста). Как правило, это мужчина в возрасте от 21 до 29 лет, официально не работающий либо безработный, имеющий среднее или средне-специальное образование, являющийся приверженцем нетрадиционного религиозного течения. Обобщая данные, можно прийти к простому выводу -террористы и экстремисты в Казахстане - это молодые люди, пытавшиеся найти место в жизни и не нашедшие его, чаще всего безработные, не имеющие денег, хорошего образования и перспектив.

Поэтому радикализм ищет почву в среде «слабых и угнетенных». Например, движения, заявляющие о приверженности исламу, стремлении к равенству, противостоянии несправедливости и коррупции, могут получить признание в определенных социальных группах. Именно эти обстоятельства и являются первопричиной для их присоединения к нетрадиционному исламу. Дав молодежи конкурентоспособное образование, социальные условия и работу, т. е. возможность иметь достаточный социально-материальный статус, можно выбить основу для пополнения рядов экстремистских объединений.

Соответствующие условия для распространения религиозно-экстремистской идеологии создает повсеместное распространение религиозной литературы и иных информационных материалов сомнительного содержания. Так, с 2012 по 2016 годы изъято более 1500 экстремистских материалов. Из них 396 листовок, 775 книг, 271 иных носителей информации экстремистского толка, по которым органами

уголовного преследования начаты досудебные расследования. Если ранее практиковалось тиражирование книг, журналов путем применением копировальной техники, то сейчас активно используются возможности глобальной сети Интернет, а также постоянно развивающихся социальных сетей и ме-сенджеров.

Литература с содержанием признаков, направленных на возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, религиозной вражды или розни, призывающая к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо нарушению единства территории Республики Казахстан, может быть свободно получена из интернет-ресурсов.

Отмечается тенденция привлечения к ответственности лиц, ранее не совершавших преступления, связанные с экстремизмом, терроризмом, но ранее совершавших общеуголовные преступления. Такая тенденция требует пересмотра практики отбывания лицами анализируемой категории наказания в местах лишения свободы. При отбытии наказания совместно с лицами, совершившими общеуголовные и иные преступления, возрастает риск расширения круга лица, потенциально могущих стать объектами вовлечения в среду экстремистов. Это может стать причиной утраты контроля за таким контингентом при их освобождении. В свою очередь, отбытие наказания лицами, осужденными за экстремистские и террористические преступления, в специализированном учреждении даст возможность не только контролировать данных лиц как во время отбытия наказания, так и при освобождении, но принимать точечные и комплексные меры, направленные на перевоспитание, изменение психологического отношения, в том числе с привлечением традиционного духовенства.

Таким образом, без разрешения политико-экономических и социальных проблем, приведших к возникновению терроризма и религиозного экстремизма, борьба с ними никогда не будет в полной мере успешной. Политика государства и законодательство в области противодействия экстремизму и терроризму должны формироваться симметрично возросшей степени общественной опасности экстремизма и его спутника терроризма, прогнозу развития противоправной деятельности националистических, религиозных, этнических и иных организаций, а значит, приобретать системный характер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выступление Президента Казахстана Н.А. Назарбаева на открытии второй сессии Парламента Республики Казахстан шестого созыва (1 сентября 2016 года) [Электронный ресурс]. URL: http://www.akorda.kz/ru/speeches/internal_political_ affairs/in_speeches_and_addresses/vystuplenie-prezidenta-kazahstana-nnazarbaeva-na-otkrytii-vtoroi-sessii-parlamenta-rk-shestogo-sozyva (дата обращения 01.06.2017).

2. Закон Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 6 января 2012 года [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1200000527 (дата обращения 01.06.2017).

3. Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства, озвученная в рамках послания Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 14 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050#z62 (дата обращения 01.06.2017).

4. Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 - 2017 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 24 сентября 2013 года № 648 [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1300000648 (дата обращения 01.06.2017).

5. Обнародован проект госпрограммы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2017-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://abctv.kz/ru/news/kak-v-kazahstane-budut-borotsya-s-terrorizmom (дата обращения 01.06.2017).

6. В Казахстане почти 80 % террористов завербованы через интернет [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/ news/2210658.html (дата обращения 01.06.2017).

ON THE STATE OF TERRORIST AND EXTREMIST CRIME IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Ugolovnaya yustitsiya - Russian Journal of Criminal Law, 2017, no. 10, pp. 129-132. DOI: 10.17223/23088451/10/22

Berik S. Bilyalov, Department of Internal Affairs of North Kazakhstan Region of the Republic of Kazakhstan (Petropavlovsk,

Kazakhstan). E-mail: crim.just@mail.ru

Keywords: Republic of Kazakhstan, terrorism, extremism, terrorist crimes, extremist crimes, criminal legislation.

The article examines the state of terrorist and extremist crime in the Republic of Kazakhstan on the basis of empirical materials of the prosecutor's, investigative and judicial practice.

There is a tendency to bring to justice persons who did not commit crimes related to extremism and terrorism, but who previously committed common crimes. This trend requires a review of the practice of these persons' serving sentences in prison. When serving a sentence together with individuals who commit common and other crimes, the risk of expanding the circle of persons who can potentially become involved in the extremist environment increases. This can cause the loss of control over them when they are released. In turn, the serving of sentences by persons convicted of extremist and terrorist crimes in a specialized facility will provide an opportunity not only to monitor these persons both during the serving of the sentence and during release, but to take point and comprehensive measures aimed at their re-education, change of their psychological attitude, including with the involvement of the traditional clergy.

Thus, without resolving the political, economic and social problems that led to the emergence of terrorism and religious extremism, the struggle against them will never be fully successful. The state policy and legislation in the field of countering extremism and terrorism must be formed symmetrically with the increased degree of the public danger of extremism and terrorism, the forecast of the development of illegal activities of nationalistic, religious, ethnic and other organizations, and thus acquire a systemic character.

REFERENCES

1. Akorda.kz. (2016) Vystuplenie Prezidenta Kazakhstana N.A. Nazarbaeva na otkrytii vtoroy sessii Parlamenta Respubliki Kazakhstan shestogo sozyva (1 sentyabrya 2016 goda) [Speech of President of Kazakhstan N.A. Nazarbayev at the opening of the second session of the Parliament of the Republic of Kazakhstan of the sixth convocation (September 1, 2016)]. [Online] Available from: http://www.akorda.kz/ru/speeches/internal_political_ affairs/in_speeches_and_addresses/vystuplenie-prezidenta-kazahstana-nnazarbaeva-na-otkrytii-vtoroi-sessii-parlamenta-rk-shestogo-sozyva. (Accessed: 01st June 2017).

2. Adilet.zan.kz. (2012) Zakon Respubliki Kazakhstan "O natsional'noy bezopasnosti Respubliki Kazakhstan " ot 6 yanvarya 2012 goda [The Law of the Republic of Kazakhstan "On National Security of the Republic of Kazakhstan" of January 6, 2012]. [Online] Available from: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1200000527. (Accessed: 01st June 2017).

3. Adilet.zan.kz. (2012) Strategiya "Kazakhstan-2050": novyy politicheskiy kurs sostoyavshegosya gosudarstva, ozvuchennaya v ramkakh poslaniya Prezidenta Respubliki Kazakhstan - Lidera Natsii N.A. Nazarbaeva narodu Kazakhstana, g. Astana, 14 dekabrya 2012 goda [Strategy "Kazakhstan-2050": a new political course of the state, announced in the message of President of the Republic of Kazakhstan - Leader of the Nation N.A. Nazarbayev to the people of Kazakhstan, Astana, December 14, 2012]. [Online] Available from: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050#z62. (Accessed: 01st June 2017).

4. Adilet.zan.kz. (2013) Gosudarstvennaya programma po protivodeystviyu religioznomu ekstremizmu i terrorizmu v Respublike Kazakhstan na 2013-2017 gody, utverzhdennaya Ukazom Prezidenta Respubliki Kazakhstan ot 24 sentyabrya 2013 goda № 648 [State program on counteraction to religious extremism and terrorism in the Republic of Kazakhstan for 2013-2017, approved by the Decree of the President of the Republic of Kazakhstan of September 24, 2013 No. 648]. [Online] Available from: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1300000648. (Accessed: 01st June 2017).

5. Abctv.kz. (2017) Obnarodovan proekt gosprogrammy po protivodeystviyu religioznomu ekstremizmu i terrorizmu v Respublike Kazakhstan na 2017-2020 gody [The draft state program on countering religious extremism and terrorism in the Republic of Kazakhstan for 2017-2020 was published]. [Online] Available from: http://abctv.kz/ru/news/kak-v-kazahstane-budut-borotsya-s-terrorizmom. (Accessed: 01st June 2017).

6. Regnum.ru. (2016) V Kazakhstane pochti 80% terroristov zaverbovany cherez internet [In Kazakhstan, almost 80% of terrorists are recruited via the Internet]. [Online] Available from: https://regnum.ru/news/2210658.html. (Accessed: 01st June 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.