УДК 338.432(571.6)
Левинталь Александр Борисович - д-р экон. наук, зам. полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе (г. Хабаровск). E-mail: [email protected]
A.B. Levintal'
О состоянии и перспективах развития сельскохозяйственного производства в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа
В статье рассмотрены состояние сельскохозяйственного производства и пути его развития для обеспечения национальной продовольственной безопасности, формирования комфортной среды обитания на Востоке России. Особое внимание уделяется анализу приоритетных направлений дальнейшего развития сельского хозяйства на Дальнем Востоке России с учетом существующих нерешенных проблем в аграрном секторе экономики, а также возможных рисков от вступления во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО). Предложены сценарии развития сельского хозяйства на Дальнем Востоке России.
About the state and prospects of development of the agricultural production in the subjects of the Russian Federation being in the Far-Eastern federal
district
The article considers the state of agricultural production and the ways of its development in order to ensure the national food security, building a comfortable environment in the eastern Russia. Special attention is paid to the analysis of priority areas for the further development of agriculture in the Russian Far East with existing unresolved problems in the agricultural sector, as well as possible risks of joining the World Trade Organization. The scenarios of development of agriculture in the Far East of Russia are offered.
Ключевые слова: сельскохозяйственное производство на Дальнем Востоке России, животноводство, растениеводство.
Keywords: agricultural production in the Far East of Russia, animal husbandry, plant growing.
В структуре сельской экономики за последние 20 лет произошли существенные изменения. Под воздействием экономических условий в производстве сельскохозяйственной продукции возросло значение хозяйств населения, крестьянских фермерских хозяйств и индивидуальных
предпринимателей. По итогам 2011 г. на их долю приходились около 67,8% от объема продукции сельского хозяйства, произведенной в целом в округе. И только 32,2% продукции давали сельскохозяйственные предприятия.
Произошло разделение труда в сельском хозяйстве региона. Зерно, сою, яйцо, мясо птицы производят преимущественно предприятия, а трудоемкую продукцию (производство скота на убой в живом весе, молоко, овощи, картофель, плоды, ягоды) - в основном, малые формы хозяйствования.
Главным фактором роста производства в личных подсобных хозяйствах явилась экономическая ситуация в условиях кризиса. Ее стабилизация ведет к сокращению производства в хозяйствах населения. Так, в последние годы в них отмечается сокращение поголовья скота, птицы и площади посевов. Среди причин при проведенных учеными опросах более 60% респондентов отмечают сложности с реализацией продукции, трудности с приобретением кормов, высокие цены на концентрированные корма и проблемы с приобретением молодняка животных.
Изменение возрастной структуры и сокращение сельского населения ведут к уменьшению числа хозяйств населения. В их сохранении и поддержке в первую очередь должны быть заинтересованы органы исполнительной власти субъектов Федерации округа, администрации муниципальных районов и сельских поселений. Для их развития и эффективного функционирования необходимы: развитие производственной и потребительской коопераций; взаимодействие с сельскохозяйственными организациями и крестьянскими хозяйствами.
Сельскохозяйственные организации, сохранившиеся в действующих экономических условиях, подтверждают свою жизнеспособность. В организациях выше товарность продукции, и они являются основными поставщиками сельскохозяйственной продукции местного производства на рынок.
Сохраняя рабочие места, сельскохозяйственные организации способствуют закреплению сельского населения, сохранению объектов социальной инфраструктуры, оказывают услуги владельцам личных подсобных хозяйств, обеспечивают жизнеспособность сельского социума. Пытаясь сократить дефицит рабочей силы, увеличить производство наиболее востребованной сельхозпродукции, сельхозтоваропроизводители все чаще стараются привлекать иностранную рабочую силу. Анализ показывает, что заявленная потребность предприятий в использовании труда иностранных граждан ежегодно увеличивается. В 2011 г. в субъектах Федерации округа работали 8749 иностранных граждан, что почти в 2,5 раза больше, чем в 2005 г. Более 90% привлеченных в отрасль иностранных работников составляют граждане КНР. При этом, количество россиян, занятых в отрасли, постоянно снижается.
По оценкам специалистов Россельхознадзора, значительной частью китайских производителей практикуется ведение экстенсивной хозяйственной деятельности с чрезмерным использованием ускорителей
роста растений, удобрений и ядохимикатов, в том числе запрещенных к применению на территории России. Кроме того, контрольными органами регулярно выявляются факты применения генетически модифицированного семенного фонда. Как правило, используются семена, не имеющие документов, удостоверяющих их сортовые и посевные качества.
Имеются факты уничтожения плодородного слоя почвы в результате несоблюдения технологии подготовки рисовых чеков к посевным работам, в результате чего происходит размывание плодородного слоя почвы. Все это приводит к деградации земель, нанося ущерб сельхозугодьям. А также имеются данные о загрязнении китайскими аграриями водоемов, находящихся вблизи используемых ими сельхозугодий.
При использовании работодателями иностранной рабочей силы (особенно из КНР) не в полной мере отчисляются налоги, из-за чего территории недополучают значительную часть доходов в бюджет. Деятельность данных предприятий не оказывает существенного влияния на снижение уровня безработицы (практически не привлекают российских граждан). Зачастую не предоставляется информация в статистические органы, вследствие чего эффективность их деятельности и вклад в доходную часть муниципальных районов проследить практически невозможно.
Вместе с тем, в округе в Приморском крае есть положительный опыт работы предприятий с участием капитала из Республики Корея, которые активно используют современные агротехнологии, высокопроизводительную технику, привлекают к работе преимущественно российских граждан.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, контрольно-надзорным органам, органам местного самоуправления необходимо организовать постоянный мониторинг использования земель сельхозназначения в границах регионов, установить действенный контроль за использованием земель в хозяйствах с иностранным капиталом, привлекающими иностранную рабочую силу, а также качеством производимой ими сельхозпродукции.
В качестве одного из механизмов решения этих проблем предлагается заключение соглашений о взаимодействии между органами власти и организациями с иностранным капиталом, привлекающими иностранную рабочую силу, в которых будут определены соответствующие индикаторы, например: квота привлечения местного населения, период и сроки контроля за качеством продукции и состоянием земель и др.
Необходимо отметить, что с началом реализации приоритетного национального проекта в сфере агропромышленного комплекса в 2006 г., затем - Государственной программы поддержки агропромышленного комплекса с 2008 г., в сельском хозяйстве Дальнего Востока РФ произошли определенные положительные изменения.
Таблица 1
Объем финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей субъектов Российской Федерации ДФО за период 2006 - 2011 гг., млн. руб. [4]
Всего: в т. ч. федеральный бюджет в т. ч. бюджет субъекта
Всего по ДФО: 61575,6 9106,9 52466,7
Республика Саха (Якутия) 34836,0 1941,0 32893,0
Камчатский край 2586,1 472,5 2113,6
Приморский край 4882,0 1563,0 3319,0
Хабаровский край 4010,7 733,4 3277,3
Амурская область 8075,9 3019,8 5056,1
Магаданская обл. 712,4 99,9 612,5
Сахалинская обл. 2231,5 132,5 2099,0
Еврейская АО 1286,0 628,7 657,3
Чукотский АО 2955,0 516,1 2438,9
Только за период 2006 - 2011 гг. сельское хозяйство округа получило государственную поддержку на сумму 61575,6 млн. рублей. В 2011 г. производство продукции сельского хозяйства, по сравнению с 2005 г., выросло на 22,3% (по РФ - на 29,5%).
Таблица 2
Показатели в животноводстве ДФО в 2011 г., по сравнению с 2005 г. [4]
2011 г. в % 2005 г.
Производство скота и птицы (на убой в живом весе, тыс. т 194,4 205,5
Производство яиц, млн. шт. 1167,1 117,6
Поголовье свиней, тыс. гол. 196,5 140,3
Поголовье птицы, тыс. гол. 10699,7 122,8
Поголовье крупного рогатого скота, тыс. гол. 463,1 86,7
в т. ч. коров, тыс. гол. 196,5 86,1
Производство молока, тыс. т 583,2 99,9
За этот период увеличилось производство скота и птицы на убой в живом весе во всех категориях хозяйств. Отмечается рост продуктивности дойного стада во всех субъектах Федерации округа. Выросло производство яиц (на 17,6%). В целом, по округу увеличилось поголовье свиней. Увеличение отмечено во всех субъектах, за исключением Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа. Отмечается увеличение поголовья птицы в Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Сахалинской областях, Еврейской автономной области. Вместе с тем, поголовье крупного рогатого скота за 2011 г. составило 463,2 тыс. голов или лишь 86,7% к уровню 2005 г. Его сокращение отмечается во всех субъектах округа, за исключением Сахалинской области. Сохраняется тенденция сокращения поголовья коров в округе. К уровню 2005 г. их численность уменьшилась на 14% (на 31,8 тыс. голов). Только хозяйства Амурской области обеспечили незначительный прирост поголовья коров. Производство молока за этот период практически осталось на уровне 2005 г.
Дальневосточный федеральный округ занимает второе место среди федеральных округов по поголовью северных оленей. Удельный вес поголовья оленей в округе составляет 28,4% от общего поголовья северных оленей в Российской Федерации. В 2011 г. поголовье северных оленей насчитывало 449,5 тысяч голов. И хотя поголовье оленей за период 1990 -2011 гг. уменьшилось на 62,6%, с 2000 г. наблюдается его рост (на 40,7%).
Таблица 3
Поголовье северных оленей в хозяйствах всех категорий на конец года,
тыс. голов [4]
1990 г. 2006 г. 2011 г. 2011 г. в % к 1990 г. 2011 г. в % к 2006 г.
Российская Федерация 2260,0 1298,5 1582,9 70,0 121,9
Дфо 1200,8 374,3 449,5 37,4 120,1
Республика Саха (Якутия) 361,0 153,6 195,9 54,3 127,5
Камчатский край 167,3 35,4 38,7 23,1 109,3
Хабаровский край 43,0 6,1 6,2 14,4 101,6
Амурская область 13,0 6,5 7,1 54,6 109,2
Магаданская обл. 121,5 18,2 23,2 19,1 127,5
Чукотский АО 491,0 154,3 178,4 36,3 115,6
Отмечается положительная тенденция роста поголовья мясных табунных лошадей в хозяйствах всех категорий в Республике Саха (Якутия).
С 2006 г. их число выросло почти на 32%. Однако в оленеводстве и табунном коневодстве остается много проблем.
С целью обеспечения устойчивого развития территорий и поддержки традиционного уклада жизни необходимо увеличить господдержку на развитие этих социально значимых подотраслей животноводства.
Некоторые позитивные изменения с началом реализации приоритетного национального проекта произошли и в растениеводстве.
Таблица 4
Посевные площади сельскохозяйственных культур в ДФО (тыс. га) в 2011 г., по сравнению с 2005 г. [4]
2011 г. в % к 2005 г.
Посевная площадь, всего в т. ч.: 1473,45 124,9
Зерновые и зернобобовые 339,04 105,8
Соя 804,45 163,0
Картофель 95,15 71,9
Овощи 25,07 69,0
Кормовые 209,74 106,4
По сравнению с 2005 г., посевные площади сельскохозяйственных культур увеличились на 24,9%. Посевы зерновых и зернобобовых культур увеличились на 5,8%, а посевы сои увеличились на 63% (занимают более 54% всех посевов). Однако за этот же период отмечается сокращение площадей, занятых под овощи (на 31%) и картофель (на 28,1%).
В 2011 г., несмотря на неблагоприятные погодные условия в период проведения весеннего сева, уборочных работ, в целом, в основных сельскохозяйственных районах округа удалось вырастить и собрать хороший урожай зерновых культур, сои.
В 2011 г. в хозяйствах всех категорий произведены 612,8 тыс. т зерновых (в весе после доработки), что в 2,1 раза выше уровня 2010 г. и в 1,6 раза выше собранного урожая в 2005 г.
Урожай сои впервые превысил 1 млн. т и составил 1109,5 тыс. т бобов сои (135,9% к уровню 2010 г. и в 2,8 раза больше, чем в 2005 г.). В 1990 г. урожай сои был 620 тыс. т.
Необходимо отметить, что в этом году сложные погодные условия не позволили субъектам Федерации округа завершить в полном объеме (в установленные агротехнические сроки) сев ранних зерновых культур
(особенно в ЕАО). Вместе с тем, необходимо отметить более высокие темпы сева сои, кукурузы. По данным культурам наблюдается прирост площадей.
Несмотря на то, что количество убыточных сельскохозяйственных организаций в 2011 г. (по сравнению с 2005 г.) сократилось в 2,3 раза, уровень рентабельности (без учета субсидий) остается крайне низким и порой не обеспечивает условий для расширенного воспроизводства.
Таблица 5
Уровень рентабельности сельскохозяйственных предприятий субъектов Российской Федерации ДФО за 2005 - 2011 гг., % [4]
Субъекты РФ Уровень рентабельности без субсидий Уровень рентабельности с субсидиями
2005 г. 2011 г. 2005 г. 2011 г.
Республика Саха (Якутия) - 55,8 - 39,2 4,7 6,1
Камчатский край - 2,8 - 19,1 13,7 20,6
Приморский край 3,9 8,9 20,2 16,9
Хабаровский край - 22,9 - 17,3 - 2,0 2,6
Амурская область - 23,6 6,2 - 1,6 24,8
Магаданская обл. - 2,8 - 0,9 - 0,4 - 0,2
Сахалинская обл. - 7,0 - 5,4 3,6 7,6
Еврейская АО 2,8 - 9,8 25,9 20,4
Чукотский АО - 112,0 - 132,0 141,6 24,5
В аграрном производстве наиболее дефицитным ресурсом являются инвестиции, удельный вес которых в сельское хозяйство на Дальнем Востоке РФ ниже среднероссийских показателей. Например, доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства округа (от общего объема инвестиций во все отрасли экономики) в 2010 г. составила в целом по округу менее 1%, среднероссийский показатель - 3,3%. При более сложных условиях и высокой капиталоемкости производства дефицит инвестиций лишает аграрный сектор региона возможностей развития. Даже в современных условиях сроки обновления капитала на Дальнем Востоке РФ значительно превышают показатели других регионов страны.
Срок обновления основных фондов в сельском хозяйстве по Российской Федерации равен 10,6 лет, по Дальнему Востоку РФ - 16,2 года.
Необходимо отметить, что доля расходов на сельское хозяйство и развитие сельских территорий от общих расходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации, в среднем, по округу составляет 3,5%.
Наибольшая доля - в Республике Саха (Якутия) (8,8%), Чукотском автономном округе (6,9%). Наименьшая - в Магаданской области (0,9%) и Приморском крае (0,9%).
Наряду с решением задач, связанных с ростом сельскохозяйственного производства, привлечением инвестиций, субъектам Федерации округа необходимо обратить внимание на увеличение доли расходов консолидированных бюджетов на сельское хозяйство, увеличение отдачи на рубль произведенной продукции.
Перспективы развития сельского хозяйства Дальнего Востока можно рассматривать по двум сценариям:
- Первый - инерционный, отражающий фактические тенденции, сложившиеся после 2001 г. и предполагающий сохранение условий реализации Государственной программы развития агропромышленного комплекса;
- Второй - оптимистический, направленный на обеспечение коренной модернизации материально-технической базы, ускоренное развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства.
В ближайшие годы основное внимание необходимо сосредоточить на эффективном использовании имеющихся сельскохозяйственных угодий, поддержании и восстановлении мелиоративных систем, воспроизводстве и повышении плодородия земель. Экономические условия и спрос делают целесообразным дальнейшее увеличение производства сои, зерновых, кормовых культур, овощей и картофеля. При сохранении действующих условий и постепенном вовлечении в оборот неиспользуемых земель посевы всех культур к 2020 г. смогут вырасти лишь до 40%, а при создании условий для рентабельной работы и привлечении дополнительных ресурсов возможен рост до 80% (до 2,4 млн. га).
По прогнозам, посевы зерновых могут вырасти на 84,3% и будут занимать в основных сельскохозяйственных регионах 35% посевов (в их структуре необходимо увеличить площади кукурузы на зерно, риса, фуражных культур приспособленных к климатическим условиям). Посевы сои возрастут до 1 млн. га будут занимать в посевах соесеющих территорий до 45%.
При совершенствовании структуры посевов, применении средств интенсификации и прогрессивных технологий к 2020 г. возможно будет повысить урожайность зерновых и сои (на 35% - 40%), овощей и картофеля на (20% - 22%). При инерционном сценарии рост составит лишь 14% - 15%. Расширение посевов и рост урожайности позволят довести производство зерна до 1,4 млн. т, производство риса - до 90 - 100 тыс. т, зерна кукурузы -до 200 - 250 тыс. т. Производство сои может увеличиться до 1,4 млн. т, а при ряде условий - до 2 млн. т, что позволит не только покрыть собственные потребности, но и значительную часть продукции реализовать за пределы округа, в том числе и на экспорт.
В регионе имеются большие площади естественных кормовых угодий, оленьих пастбищ, наряду с этим, значительная часть продукции
растениеводства может быть трансформирована в продукты питания через отрасли животноводства.
Особое внимание необходимо уделить развитию животноводства.
Таблица 6
Прогноз поголовья животных в ДФО, тыс. гол. [5]
Виды животных 2011 г. I вариант II вариант
2020 г. Рост, % 2020 г. Рост, %
Крупный рогатый скот 463,1 551 119,5 590 127,4
в т. ч. Коровы 196,5 248 126,0 277 141,0
Свиньи 309,0 416 135,0 524 170,0
Птица 10699 14 872 139,0 19 444 181,7
Овцы и козы 70 85 121,4 95 135,7
Лошади 170,9 194 113,5 201 117,5
Северные олени 449,8 520 115,6 540 120,0
Основными факторами повышения конкурентоспособности местного производства продукции животноводства являются повышение продуктивности и рост качества. Для решения этих проблем необходима реализация комплекса мер на федеральном, региональном, муниципальном и производственном уровнях.
Более высокими темпами будут развиваться отрасли, где возможно использование промышленных технологий, одновременно должны получить развитие молочное и мясное скотоводство, традиционные отрасли коренных народов севера: оленеводство, коневодство.
При создании условий для рентабельной деятельности (при стабильном обеспечении концентрированными кормами) поголовье свиней может вырасти к 2020 г. на 70%, птицы - на 81,7%.
По прогнозам, к 2020 г. поголовье птицы составит 71%, свиней - 35%, крупного рогатого скота - 34%, коров - 44% к дореформенному уровню. Следовательно, для восстановления животноводства в регионе потребуется достаточно длительный период (не менее 20 - 25 лет).
Производство молока при условии рентабельной работы может увеличиться на 64%, мяса - на 134%, яиц - на 140%. При достижении прогнозных показателей обеспеченность потребностей за счёт местного производства может повыситься по: зерну и продуктам его переработки - с 33% до 60%; овощам и бахчевым - с 21% до 86%; мясу и мясопродуктам - с 26% до 45%; молоку и молочным продуктам - с 39% до 47%. Регион может
полностью удовлетворять потребности в цельно-молочной продукции, картофеле и яйце.
Для поддержания материально-технической базы и создания условий для простого воспроизводства ежегодные инвестиции в регионе необходимо увеличить на 45% - до 7,2 млрд. руб. в год (за 2005 - 2011 гг. - 3,8 млрд. руб.), по сравнению со среднегодовыми показателями за 2006 - 2010 гг.), а для обеспечения расширенного воспроизводства потребуются более значительные инвестиции (в 2,3 раза - до 11,5 млрд. руб. в год). Это инвестиции только в восполнение и формирование основных производственных фондов, а с учетом развития социальной инфраструктуры села потребуются до 20 млрд. руб. в год.
Государство должно взять на себя финансирование работ по восстановлению мелиоративных земель и поддерживать их в работоспособном состоянии, выделять достаточные средства на защиту сельскохозяйственных земель от паводков и наводнений. Необходимо увеличить бюджетные инвестиции в строительство жилья на селе, развитие социальной инфраструктуры сельской местности, в сохранение и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры.
При рассмотрении перспектив развития сельского хозяйства Дальнего Востока РФ необходимо учитывать риски, связанные с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО). Членство в ВТО, с одной стороны, позволит обеспечить России такие выгоды, как вхождение в глобальную торговлю и мировое хозяйство, а с другой - чревато определенными осложнениями: усилением конкуренции на внутреннем рынке, ростом неконтролируемости экспорта и импорта.
Россия в рамках вступления в ВТО согласилась снизить среднюю ставку импортных пошлин на сельскохозяйственную продукцию до 10,8% с нынешних 13,2%. Импортные пошлины на говядину и птицу в ближайшие 8 лет останутся без изменений. Зато пошлины на свинину, которые сейчас составляют 15%, вообще обнулятся, что может привести к значительному сокращению поголовья свиней (в целом, ухудшить положение в свиноводческой отрасли), что, в свою очередь, может привести к снижению спроса на фуражное зерно и потерям у зернопроизводителей.
В мясоперерабатывающей отрасли увеличится доля импортного мясного сырья, особенно свинины, на которую (как отмечалось выше) ввозная пошлина внутри квоты снизится до 0%, а вне квоты - с 75% до 65%. Рост поставок импортного мяса сделает дорогое местное сырье еще более неконкурентоспособным, что ставит под угрозу реализацию инвестиционных проектов в сфере мясного животноводства.
Снижение экспортной пошлины на соевые бобы с 20% до 0% и соседство с КНР (крупнейшим импортером сои) могут привести к перераспределению каналов сбыта соевых бобов в пользу экспорта. При росте внутренних цен на сою может произойти увеличение себестоимости продуктов переработки (масла, шпрот) и привести к снижению их конкурентоспособности. В сочетании с отсутствием льготных тарифов на
железнодорожные перевозки прогнозируется: потеря рынков сбыта; снижение объемов производства и сворачивание программ по созданию новых перерабатывающих мощностей; а при пессимистическом сценарии -потеря маслоэкстракционной отрасли.
В связи с этим, одними из приоритетных задач развития сельского хозяйства на Востоке России могут стать: создание соевого кластера с развитием глубокой переработки сырья, постепенным замещением импортных поставок в Россию соевого белка; наращивание экспорта из России сои и продуктов ее переработки.
В молочной промышленности за счет снижения ввозных таможенных пошлин и увеличения поставок импортных молочных продуктов возможно снижение объемов производства, что приведет к уменьшению потребности в сыром молоке и, как следствие, снижению закупочных цен на него. Так же прогнозируется еще больший уход в сторону восстановления сухого молока, пошлины на которое будут снижены с 25% до 15% .
Учитывая состояние и уровень развития сельскохозяйственного производства, наличие комплекса нерешенных проблем в аграрном секторе экономики Дальнего Востока РФ возможны риски от вступления страны в ВТО, для сельхозтоваропроизводителей округа могут быть более негативные последствия.
Необходимо разработать долгосрочные региональные целевые программы развития сельского хозяйства в соответствии с основными направлениями проекта Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», с выработкой необходимых мер по поддержке и защите сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в субъектах Федерации округа в условиях предстоящего членства России в ВТО.
Литература и источники:
1. Шелепа, А. С. Экономические проблемы развития сельского хозяйства Дальнего Востока России / А. С. Шелепа // Пространственная экономика. - 2010. - №4.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011 : стат. сб. //Росстат. -М, 2011. -990 с.
3. Основные показатели социально-экономического положения регионов ДФО в январе-декабре 2011 г., II ч. : статистический бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю. - Хабаровск, 2012. - 128 с.
4. Материалы Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.
5. Материалы Дальневосточного НИИ экономики, организации и планирования агропромышленного комплекса.