Научная статья на тему 'О состоянии Балтийского корабельного флота в Кольбергских экспедициях 1760-1761 гг.'

О состоянии Балтийского корабельного флота в Кольбергских экспедициях 1760-1761 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
199
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лебедев А. А.

В предлагаемой вашему вниманию публикации документов Российского государственного архива Военно-морского флота представлена попытка максимально подробно рассмотреть вопрос состояния корабельных сил Балтийского парусного флота в момент ключевых для его участия Кольбергских экспедициях 1760-1761 гг. в рамках Семилетней войны (1756-1763 гг.), т.е. вопрос, без которого в принципе не возможна сколько-нибудь объективная оценка действий военно-морских сил в любом военном конфликте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О состоянии Балтийского корабельного флота в Кольбергских экспедициях 1760-1761 гг.»

М 11_ Н I Б Т

История военного дела: исследования и источники Специальный выпуск III

Военно-морская история (от эпохи Великих географических открытий до Первой мировой войны)

ЧАСТЬ IV

Санкт-Петербург 2017

ББК 63.3(0)5 УДК 94

Редакция журнала: К.В. Нагорный В. В. Пенской А.Н. Лобин

Редакционная коллегия:

кандидат исторических наук О.В. Ковтунова

кандидат исторических наук А.Н. Лобин

кандидат исторических наук Д.Н. Меншиков

кандидат исторических наук Е.И. Юркевич

Ph.D. Eman М. Vovsi

История военного дела: исследования и источники. — 2017. — Специальный выпуск. III. Военно-морская история (от эпохи Великих географических открытий до Первой мировой войны) — Ч. IV. [Электронный ресурс] <http://www.mLlhist.info/spec 3>

© www.milhist.info

© Лебедев А.А.

М 11. Н I Б Т

Лебедев А.А. О состоянии Балтийского корабельного флота в Кольбергских экспедициях 1760-1761 гг.

В предлагаемой вашему вниманию публикации документов Российского государственного архива Военно-морского флота представлена попытка максимально подробно рассмотреть вопрос состояния корабельных сил Балтийского парусного флота в момент ключевых для его участия Кольбергских экспедициях 1760-1761 гг. в рамках Семилетней войны (17561763 гг.), т.е. вопрос, без которого в принципе не возможна сколько-нибудь объективная оценка действий военно-морских сил в любом военном конфликте.

Ссылка для размещения в Интернете:

http://www.milhist.info/2017/04/20/lebedev 1

Ссылка для печатных изданий:

Лебедев А.А. О состоянии Балтийского корабельного флота в Кольбергских экспедициях 1760-1761 гг. [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники. — 2017. — Специальный выпуск III. Военно-морская история (от эпохи Великих географических открытий до Первой мировой войны) — Ч. IV. — С 363-381 <Ыф: //www.milhist.info/2017/04/20/lebedev_1 > (20.04.2017).

www.milhist.info

2017

А. А. Лебедев

О СОСТОЯНИИ БАЛТИЙСКОГО КОРАБЕЛЬНОГО

ФЛОТА

В КОЛЬБЕРГСКИХ ЭКСПЕДИЦИЯХ

1760-1761 гг.

К сожалению, несмотря на наличие целого ряда крупных успехов, Семилетняя война 1756—1763 гг. так и не стала по-настоящему популярной страницей отечественной истории. Особенно не повезло Балтийскому флоту: многие сюжеты, связанные с его деятельностью в ходе этой войны, до сих пор остаются известными весьма поверхностно. Среди них — состояние корабельных сил флота.

В этой связи обнаруженные нами в Российском государственном архиве Военно-морского флота (РГА ВМФ) «дефектные ведомости» кораблей и фрегатов Кронштадтской эскадры конца 1760 г. представляются более чем важными. С одной стороны, они рисуют состояние эскадры по итогам неудачной Кольбергской экспедиции 1760 г., позволяя уточнить целый ряд связанных с ней нюансов, с другой — позволяют увидеть реальные возможности отечественных военно-морских сил на Балтике в двух ключевых кампаниях Семилетней войны — 1760 и 1761 гг.

Картина по их рассмотрении получается следующая. Во-первых, несмотря на довольно активное противодействие русским кораблям Кольбергских батарей1, выясняется, что реальный вред от их огня был весьма незначительным, что может объясняться либо качеством подготовки немецких артиллеристов, либо большой дистанцией. Последнее, кстати, в случае своего подтверждения, неминуемо влечет дополнительные вопросы уже к российской стороне, ибо при таком раскладе и огонь русской эскадры вряд ли можно рассматривать в качестве серьезной акции против Кольберга.

Во-вторых, не радовавшее и ранее русских моряков техническое состояние большинства кораблей и фрегатов Балтийского флота к концу 1760 г. усугубилось еще более. В частности, по возвращении в Кронштадт «за появившимися при свидетельстве многими дефектами, которых в гавани исправить не возможно» определено было ввести в канал сразу четыре линейных корабля (66-пушечные «Северный Орел», «Св. Сергий», «Александр Невский», 54-пушечный «Св. Николай») и фрегат («Крейсер»)2. На пределе возможностей находились еще несколько кораблей — «Уриил» (планировался на 1761 г. как госпитальный), «Гавриил», «Ингерманланд» (см. представленные далее выдержки «Ведомости о дефектах»).

Правда, за счет активной постройки новых кораблей и «залатывания дыр» на ветхих в 1761 г. в море все-таки удалось вывести 19 линейных кораблей (включая один госпитальный) и 2 фрегата3, но для подавляющего большинства кораблей, начавших войну, эта кампания станет все-таки последней. На это обстоятельство указывал, в частности, в своем донесении и шведский посланник в Петербурге Мауриц Поссе, написавший в 1762 г.: «Старшие корабли в плохом состоянии и так гнилы, что едва можно их починить; вообще флот в дурном состоянии, потому что корабли строят неискусно: 99-пушечный корабль Елисавета4, построенный в 1745 г., не мог быть употребляем на море, потому что на бок валится; казанский дубовый и архангельский сосновый лес, употребляемые для кораблестроения, мягки и неплотны; Кронштадтская гавань не имеет соленой воды; семимесячное в году окружение корабля снегом и льдом очень много вредит им»5.

В-третьих, качество постройки многих отечественных кораблей также оставляет немало вопросов, примером чему может служить вполне новый 80-пушечник «Андрей Первозванный». Вот что, в частности, значилось в дополняющем «дефектные ведомости» рапорте контр-адмирала С. И. Мордвинова: «(1) Имеются кранбалки для поднимания якорей коротки от чего всегда якорною лапой задевает за бархоут, понеже противу выпуклости корпуса около ватерлинии к верху бак сужен, а когда случится подниману быть якорю с люверто-вой стороны, то наипаче всегда задевает, для чего принуждены фок-нок-талями отводить якорные лапы от борта и от того бывает якоря медление и ежели случится в тесном месте поднимать якорь,

то от оного медления подвергнется корабль крайней опасности или надобность будет требовать скорого поднятия якоря, то за выше-писанным резоном того исполнить будет не возможно и для того надлежит кранбалки сделать вновь длиннее... (2) на шканцах борты сделаны весьма низко, от чего в баталию рулевое колесо неприятелю совсем открыто, которое он всегда легко может отбить, хотя б случилось и в анлее быть, а ежели будет в люверте, то и все шканцы совсем явны, а людям уже никакого закрытия не имеется и от того оный корабль подвержен великому несчастью и для того надлежит на шканцах борты поднять выше»6.

Правда, Адмиралтейств-коллегия попыталась было смягчить столь нелицеприятную ситуацию. В ее протоколе за 11 декабря 1760 г. значилось: «Корабль Северный Орел, на котором по свидетельству явилось несколько наборных деревьев гнилы, однако, исправя починками для госпитали еще кампанию служить может, понеже нижние пушки сымутся, а для лутчего облегчения и с верхнего дека рассуждается кормовые и носовые и со шканец пушки снять и оставить на верхнем деке на середине пушек по шести на стороне, а для показанной по дефектам в нем течи будущею весною килевать»7. Однако попытка оказалась неудачной, ибо совет флагманов совершенно четко дал понять, что оный «...весьма ветх и затем в кампании и для госпитали быть ему не можно»8.

В общем, как мы и говорили, обнаруженные материалы оказываются достаточно полезным источником, наглядно показывающим, насколько быстро ветшали отечественные корабли, с завидной регулярностью превращая для русских моряков обычные морские переходы в мероприятия не менее опасные, чем столкновение с противником.

Ведомость о дефектах линейных кораблей Балтийского флота. Конец 1760 г.9

Корабль 100-пушечный

«Св. Дмитрий Ростовский» Заложен в 1756 году Спущен в 1758 году От закладки 5 лет От спуска на воду 3 года

Бока, палубы и верхние наружности и в каютах, где явится потребность в свое время плотничной, столярной, фонарной и кузнечной работой исправить

Камбузные печи и котел кухни надлежит оное переправить и вверху для лучшей безопасности от огня обить свинцом или жестью

У руля румпель переменить или исправить, ибо в голове слаб, шпигаты на верхней палубе разделать

Корабли 80-пушечные

«Св. Иоанн Златоуст первый» Заложен в 1749 году Спущен в 1751 году От закладки 12 лет От спуска на воду 10 лет

Означенный корабль имеет течь во время хождения под парусами и в большое волнение, в час по дюйму для чего надлежит учинить килгелеванием

Имеет в верхнем деке около грот-мачты и далее от нее к носу погиб и не малую от чего во время дождей и когда моют палубу, вода не сбегает в шпигаты

Оная ж палуба над каютами в средний дек и прочих местах имеет течь [...] Под шканцами при каютах и прочих местах во оной же палубе имеются гнилости и в мидель-деке, и на гон-деке переборки для конста-пельской во время под неприятелем разобраны были каюты, которые подлежит исправить столярною работою [...]

В гон-деке палубе в брештуке в закрое концы палубных досок оттянуло до дюйма [...]

По борту секторы сделать шире, ибо во оных за ускостью умещается коек весьма мало [...]

А по прибытии от Кольберга оного 22 числа течь имелась в вахту по 6 дюймов, которая будучи за чиксом кренгованием осматривана и явилось от форштевня против фор-люка с обеих сторон ниже ватерлинии между стыку досок конопать выбилась, что тогда ж и исправлено, а ныне имеющаяся течь уповательно происходит от таковой же выбивки конопати из пазов, которая течь и видима была у ахтерштев-ня под водою только за глубокостью исправить было не можно

«Св. Николай» Заложен в 1752 году Спущен в 1754 году От закладки 8 лет От спуска на воду 7 лет

На форкастле на обеих сторонах против кнехтов имеется гнилость Мейн-маст битпинс на правой стороне гнилой один Около грот-мачты на опер-деке пяртнерс гнил

На фиш-баке на правой стороне имеется доска гнилая одна, недгед-сов гнилых 2 [...]

На опер-деке на левой стороне в порте имеется гнилость, тож на правой стороне в двух

На грот-русте чанель книсов имеется гнилых 5, тож на левой стороне пять

На фор-русте чанель-книсов гнилых на правой стороне два, тож на левой стороне гнилых три

На мидель-деке около бушприта в пяртнарсах имеется гнилость На гон-деке около мейн-непстона планки коротки и вырваны имеются и около его бугиль подлежит переменить С воной стороны около фалрепов перила гнилы На рангоусе карнизы гнилы и в прочих местах имеется гнилость Фалш-регили с обеих сторон гнилы

Свинцовые клюзы подлежит переменить, понеже оные во многих местах перетерты [...]

Означенный корабль нынешнего 1760 года пред кампанией вместо полукильгаленга кренгован, а как от спуску его, то есть с 1754 года

не осматривался и хотя течи в нем кроме обыкновенной не имеется, однако присмотрен в ходу и предпрошлогоднего тяжелее и для лучшего хода надлежит оной около киля очистить

«Св. Павел» Заложен в 1752 году Спущен в 1754 году От закладки 9 лет От спуска на воду 7 лет

На оном корабле надлежит починками исправить на гон-деке кон-стапельской у палубных досок в концах имеется гнилость Бушприт пяртнарс имеет гнилость

На опер-деке на фиш-баке в палубных досках в концах имеется гнилость

На опер-деке с правой стороны и с левой спор-кинтерсы имеют гнилость

Стрынги с правой и с левой стороны имеют гнилость Под ростером с правой стороны задний битенц имеет гнилость [...] На грот-руслене с правой и левой стороны имеется кокор гнилых 4, тож на фор-руслене с правой и с левой стороны имеется кокор гнилых 5

Кранбалк с левой стороны имеет гнилость Галдарейные штульсы имеют гнилость [...]

Оной ныне весной кренговать и сколько возможно щетками чистить, а по возвращении из кампании ввесть в канал для прибавления надлежащих крепостей, то есть топ-рейдерсов и стандарс книц.

«Св. Андрей Первозванный» Заложен в 1756 году Спущен в 1758 году От закладки 5 лет От спуска на воду 3 года

Оной корабль плотничной и конопатной работой исправить надлежит

Кранбалки сделать новые далее (длиннее.— Авт.) старых, чтоб были длиной 7 фут 8 дюйм и положить их прямо не так, как ныне вкось

положены к носу, понеже в нынешней кампании, будучи в море, как в тихую, так и волнение при поднимании якоря на кран плехта и дагли-ста по короткости кранбалка задевало за нижний бархоут якорною лапою, ибо противу корпуса около ватерлинии сверху бака переломило гак, для чего принуждены были фор-нок-талями отводить якори от бархоута и от того подымания якоря чинилось замедление [...]

Фор-руст подлежит прибавить в длину назад к грот-мачте для того, что от носу третьи пушки с обоих сторон пришли дулами в самые ванты-талрепы и для того они к пальбе не действительны

Кухню прибавить для того, что идучи в фордевинд за малостью оной кухни и за теснотою трубы спирается великий жар и имели великую опасность и очаг делать шире [...]

Клюзы свинцовые надлежит переменить

У фок-мачты с левой стороны подлежит переменить кницу, понеже оная раскололась

Палубы, борты конопатной работой исправить [...] Для крепления лежащих якорей на бортах имеются рымы в тех же бортах и от того великого волнения отдирает борт от палубы и для того надлежит прибавить по рыму и вколотить в палубы быки [...]

Да переменить кругом корабля секторы, на шканцах надлежит сделать выше и шире затем, что за мелкостью их мало убирается коек и на бортах сделать толще и выше [...]

Корабли 66-пушечные

«Св. Сергий» Заложен в 1746 году Спущен в 1747 году От закладки 15 лет От спуска на воду 14 лет

Как в бархоутах, так и в палубах, на шканцах, на юте, на гон-деке спор-кинтерсы и закройные доски на галдарее и капитанской каюте концы палуб имеют гнилость, также и в ватерлинии имеется немалая гнилость от чего во время великих ветров, как под парусами, так и на якоре бывает в помянутом корабле немалая течь

Сверх палуб проходя от дождей тут же до кубрика и для того подлежит у оного корабля порты, палубу и шканцы открыть

и освидетельствовать [...] и по освидетельствовании, что явится как плотничною, так и конопатной и столярной работами исправить [...]

Якорные штоки кому подлежит освидетельствовать и по свидетельству, что явилось починкою исправить [...]

Примечание. Сверх оных дефектов по свидетельству явилось большая часть наборных деревьев, опор-футоксы и топ-тимберсы гнилы и затем починкою исправить и в кампанию быть неблагонадежен и для того надлежит оной ввести в канал и для лучшего осмотру вонную (внешнюю. — Авт.) обшивку через ряд, а внутренние крепости и обшивку всю отнять и по свидетельству сколько явится годных деревьев

«Уриил»

Заложен в 1748 году Спущен в 1749 году От закладки 13 лет От спуска на воду 12 лет

1760 году, будучи в кампании на море под парусами и в большие крепкие ветры верхнего дека клямсы и обшивные длинные доски в поперечных пазах раздавались дюймов до трех и более

Была течь прибывала в вахту в корабле воды дюйм до 20 и более, а в тихую погоду и стоячи на якоре бывает воды меньше дюймов 20, 15 Под палубами балки и книсы лежачие и все палубы освидетельствовать и починками, плотничной и конопатной работами исправить

«Гавриил» Заложен в 1748 году Спущен в 1749 году От закладки 13 лет От спуска на воду 12 лет

В означенном корабле имеется течь в носу за крюйт-камерою в большие волнения в грузу с левой стороны у фор-штевня, а против которого места познать не возможно, також и ныне имеется течь На верхней палубе имеется гнилость [...]

Також и корабельный корпус освидетельствовать, а ныне показать, где имеется гнилость невозможно, как верхняя, так и нижняя палубы имели течь

Примечание. На оном корабле по свидетельству явилось несколько наборные деревья гнилы, однако по рассуждении, исправя починкою, где место допустит прибавить стандарс книц и еще кампанию служить может, а для показанной течи надлежит килевать

«Ингерманланд» Заложен в 1751 году Спущен в 1752 году От закладки 10 лет От спуска на воду 9 лет

Корабль надлежит кренговать и осмотреть, ибо, будучи на море излишняя была течь, которую обыскать нашлось, что на правой стороне под грот-русленем ниже ватерлинии на втором пазу пенька из пазу фута на три вышла

Да будучи в Ревельской гавани при кренговании нашлось на левой стороне против фалрепу ниже бархоуту первая доска загнила, которую от Ревельского порта мастерами осмотря вырубили на 7 футов и вставили новую, но после того в великие ветры и волнения течь в корабле излишняя явилась

Имеется на баке кранбалк с правой стороны гнил Кнехты по обоим сторонам гнилы

На верхней палубе и под баком и под кухнею имелась немалая течь, в закройных досках по обоим сторонам имеется немалая течь

В капитанской каюте с галдареи под карнизом гнило и приобретается течь в кают-кампанию, да и в прочих каютах и кают-кампании надлежит палубу исправить новую

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ют над капитанской каютой балка имеются гнилы, к тому для помочи положено в 1758 году полосы железные и во время работ на юте гнутся, подлежит исправить

В нижней палубе стандарс-кницы с левой стороны, которые к битенгу вдоль палубы имеется гнила, да стоячий битенг один гнил на левой же стороне надлежит переменить

От фор-люка поперешный краспис раскололся пополам и обухи не держат и всегда вон выходят и укрепить не возможно, надлежит исправить

На правой стороне подъякорные доски во время великого ветра и волнения отбило и унесло в море, надлежит вновь сделать [...]

«Александр Невский»

Заложен в 1748 году

Спущен в 1749 году

От закладки 13 лет

От спуска на воду 12 лет

Недгетцы, верхние кницы имеют гнилость

Гон-дек бимсы, спор-китенсы, ватер-вельсы и палубные доски по местам гниль имеют

В клюзбаке в стыке в досках под брештуком имеет течь в крюйт-каморе

Опор-дек бимсы по концам и в средине, також [...] карленсы, спор-китенсы и ватер-вельсы и палубные доски гниль имеют по местам У кают-компании под переборкой обшивные доски гниль имеют У галдареи штурсы и карнизы гнилость имеют [...] Квартер-дек палубные доски в стыках гниль имеют Форкастель бимсы и палубные доски по местам гниль имеют Сверх того настоящие и между настоящими шпангоутами гниль немалая имеется в корпусе корабля

Под гон-дек в люках краспилерсы движение имеют [...] Примечание. Сверху оных дефектов по свидетельству явилось большая часть наборных деревьев, опор-футоксы и топтимберсы гнилы и затем починкою исправить и кампании быть неблагонадежен и для того оный ввесть в канал для лучшего осмотру вонную обшивку через ряд, а внутренние крепости и обшивку всю отнять и по свидетельству сколько может явиться годных деревьев

«Северный Орел» Заложен в [1733 году] Спущен в [1735 году] От закладки [28 лет] От спуска на воду [25 лет]

В корабле будучи под парусами и на якоре имелась течь, в тихую погоду по 6 дюйм, а в крепкий ветер и волнение от 15 до 20 дюйм в вахту, прошедшего августа 23 и 24 чисел во время шторма и великого волнения течь весьма умножилась, которую беспрестанно лили в кетельс- и шпуль-помпы, а оная течь найдена за крюйт-камерой около

форштевня и об оном ко флагманским делам на корабль Св. Дмитрий Ростовский представлено, по которому представлению присланным с корабля Св. Дмитрия Ростовского подпоруческого ранга тимерма-ном Семеном Андреевым по осмотре его Андреева найдено вне корабля у форштевня под нижними чиксами по обе стороны в шпунтах гнилость немалая, а в нижних пазах конопать выбита во многих местах, которая тогда починкою исправляема была

Гон-дек палуба и наборные деревья как от ахтерштевня во многих местах имеют немалую гнилость

В клюзбаке палуба ветха и в том месте, где укреплен пяртнарс и бушприт в гнезде, под гон-дек палубой в носу у форштевня, как наборные деревья, также и внутренняя обшивка, также и мидель-дек в разных местах имеет немалую гнилость

Шканцы, бак и ют во многих местах имеют немалую гнилость и во время крепкого ветра и большого волнения течь в вышепоказанных местах против прежнего оказалась, которую беспрерывно из корабля лили

Примечание. На оном корабле по свидетельству явилось несколько наборные деревья гнилы, однако по рассуждению, исправя починкой для госпитали еще кампанию служить может, понеже нижнего дека пушки сымутся и для лутчего облегчения и верхнего дека рассужда-ется кормовые, носовые и со шканец снять и оставить на верхнем деке на средине пушек по шести на стороне, а для показанной течи будущей весной килевать

«Астрахань» Заложен в 1755 году Спущен в 1756 году От закладки 6 лет От спуска на воду 5 лет

Надлежит освидетельствовать вышеозначенный корабль, в котором имеется течь и прибывает воды в сутки

Надлежит исправить плотничною работою на кубрике, где кладется провизия и в средней палубе балки, которые от тягости и великого волнения переломились [...]

Надлежит исправить плотничной и конопатной работами ют, шканцы, верхнюю и нижнюю палубы, [где] имеется гнилость

Надлежит исправить с правой и левой сторон около капитанской и кают-компании галдареи [...]

Надлежит исправить кухню, обить железом, а старое железо изломать, также сделать новую камбузную печь [...]

Також надлежит плотничною исправить у форштевня водорез, который несколько погодой повредило

Надлежит освидетельствовать свинцовые клюзы и сделать новые, а старые сквозь канатами перетерло [...]

Також надлежит исправить на правой стороне близ воды корабельный руль, освидетельствовать, где пробито неприятельскими ядрами

У форштевня на правой стороне подлежит вделать вделки, которые от бросания якоря несколько повредило

Надлежит исправить плотничной и кузнечной работами на левой стороне фока-руст, который по прибытии на Кронштадтский рейд при бросании с борту якоря несколько повредило, також надлежит сделать новый путенс-боут, который при бросании якоря у оного руста переломило [...]

Корабли 54-пушечные

«Св. Николай» Заложен в 1747 году Спущен в 1748 году От закладки 14 лет От спуска на воду 13 лет

Имелась течь великая у форштевня между чикс

У ахтерштевня имелась течь же, между четвертого и пятого транцов ниже ватерлинии в боках течь имеется

В палубах в опер-деке гвозди в боках не держатся У грот-мачты под опер-деком балка имеет гнилость У ахтер-шпиля в шляпе между штук вымбовки не держатся Битенги надлежит освидетельствовать, во время крепких ветров в боках по стыкам расходятся

Регель на гальюне на левой стороне исправить У грот- и бизань-мачт в гон-деке около их имеет гнилость [...] У фор-кастеля карнизная балка имеет гнилость

Палубы надлежит освидетельствовать, ибо сквозь оные имеется

течь и во всем корпусе в наборе имеется гниль, который надлежит раскрыть и освидетельствовать

Примечание. Сверху оных дефектов по свидетельству явилось большая часть наборных деревьев, опор-футоксы и топтимберсы гнилы и затем починкою исправить и кампании быть неблагонадежен и для того оный ввесть в канал для лучшего осмотру вонную обшивку через ряд, а внутренние крепости и обшивку всю отнять и по свидетельству сколько может явиться годных деревьев

«Шлютельбурх» Заложен в 1749 году Спущен в 1751 году От закладки 12 лет От спуска на воду 10 лет

Во время бытия под парусами в средний ветр прибывает воды пот три, а великое волнение по 5 и по 6 на якоре по два дюйма [...] Верхний шпиль за гнилостью переменить У грот-мачты битенг переменить же

С правой и левой сторонах в бархоутах в обшивке имеется гнилость, подлежит починкою исправить [...] Да с правой стороны под фор-русленем ядро вырубить

В палубах верхней, нижней и на шканцах, в кают-кампании и в кон-стапельской под каютами во время баталии при разломке оных оказалась гнилость [...]

Камбуз кухню за огнеопасностью переменить.

«Варахаил» Заложен в 1751 году Спущен в 1752 году От закладки 10 лет От спуска на воду 9 лет

На баке по обе стороны стоячие по бортам кнехты и поперешные под краштогом доски обшивные, около фок-мачты стоячие два битенга имеют гнилость

На баке с правой стороны на палубе лежачая кница, с левой стороны фока-руслень гнилость имеют [...]

На гака-борте поперешная балка по обе стороны в концах, с левой стороны на галдарее, у грот-мачты с правой стороны в стоячих битенгах, под баком по обе стороны изнутри обшивные доски и около клюз-гатов с наличия имеется гнилость

В нижней палубе лежачие кницы у стоячих битенгов гнилость имеют Во время баталии под неприятелем при городе Колберге с наличия с правой стороны в трех местах по борту пробило из пушек ядрами, а имеется под грот-русленем в пробоине в борте ядро [...]

«Нептунус» Заложен в 1758 году Спущен в 1759 году От закладки 3 года От спуска на воду 2 года

На порученном мне корабле объявлено подлежит исправить вновь в корпусе корабля каюты, к ним замки, ключи, петли, в них окончины и стекла, кровати каютные обить горбылями

Битенг и кранбалы, доски на грот-люке на верхний дек сделать вновь Клюзбак починкою исправить

Пробоины пушечные в водорезе с правой стороны корабля по ватерлинии

Також в опер-деке балки, карленцы [...]

Печь камбузную починками исправить же, палубы, лестницы На шпили вымбовки

А вышеписанный корабль течи не имеет.

Фрегаты

«Крейсер» Заложен в 1749 году Спущен в 1750 году От закладки 12 лет От спуска на воду 11 лет

Сего году в кампании августа 8 дня во время следования за флотом от приключившихся крепкого ветра и немалого волнения с полудни одиннадцатого часа по девятое число пополудни девятого часа вдруг воды во фрегате прибыло 22 дюйма, чего для и начали выливать и пока

оный ветер и волнение не утихло, беспрестанно из фрегата во все помпы лили воду, а убыли не было и продолжалось время 22 часа и по утешении ветра и волнения стало быть по-прежнему, да в тож время и гро-та-гардель с правой стороны из палубы вырвало, рым тож и во время крепких ветров и волнениев бывает во фрегате течь немалая, от которой помпами уливатца едва можно На юте имеется гнилость

Балка карнизная ютовая палуба имеет же гнилость и во время дождей имеется немалая течь, которую неоднократно как прошлого 1759, так и сего 1760 году плотничными работами исправляли и за гнилостью балок оной течи укрепить никак нельзя

У баку карнизная балка и боковая и верхняя палуба имеют гнилость и течь немалую И во время дождей служители претерпевают не малую нужду, которую палубу плотничной и конопатной работами укрепить в море никак не возможно и не однократно хотя оные как плотничной, так и конопатной работами исправили точию оная течь не унимается

По верхней палубе около фок-, грот- и бизань-мачт и около малого шпиля весьма гнило [...]

По средине фрегата у плансырей и обшивных досок во время большого и среднего ветра от волнения за гнилостью набора в стыках расходятся, коих от гнилости в море укрепить никак не возможно

Около фок- и грот-мачт стоячие битенги имеют немалую гнилость На гальюне подле форштевня стоячие юдоры с правой и с левой стороны весьма гнилы [...]

В среднем деке под верхней палубой в фор-, грот- и ахтер-люках по средине и в концах балки, лежачие кницы имеют гнилость И во время починки в верхней палубе для прибивания к оным балкам гвоздями досок и оные балки гвоздей не держат

Також стоячая стандарсовая кница во время лежания под парусами в крепкие и посредственные ветры имеет движение и от бортов отходят, в среднем же деке череповые и сверх череповых и подоконные доски на правой и левой сторонах имеют гнилость не малую

В средней палубе, где утвержден бушприт пяртнарс в нижних концах весьма гнил

Нижней палубы в клюзбаке и по средине около фок-, грот- и бизань-мачт и в прочих разных местах имеется гнилость немалая

На кубрике под нижней палубой в ахтер-люке на правой стороне в конце балки, висячая и лежачая кницы имеют гнилость [...]

С наружной стороны кругом фрегата по ватерлинии в бархоутах и сверх бархоутов снизу с правой и левой стороны на плечах и в прочих местах в обшивке и нагилях имеется гнилость И от оной гнилости имеется не малая течь, которую плотничной и конопатной работами неоднократно исправляли, токмо оную гнилость в море исправить никак не возможно

На носу с правой и левой стороны небелгутцы имеются гнилы Под чиксами с обеих сторон имеется гнилость не малая и течь, которую в море исправить никак не возможно

Також и руль сверху во втором крюке ослаб и в замках имеется течение [...]

Фок-, грот- и крюйс-марсы весьма гнилы и за гнилостью оные сделать вновь [...]

Да в прошлом 1759 году кампании в бытность командующего господина капитана Канавина на оном фрегате октября 13-го дня во время следования для отвозу сухопутных служителей во Гданьске при лавировании против Ангута и Отесгольма с крепким риф-марсельным ветром ZWtZ пополудни в два часа явилось во фрегате воды 36 дюйм, которую и выливали в кетен- и шпуль-помпы ушатами и ведрами и от оного выливания воды убыли не имелось точию явилась прибыль до 42-х дюймов, чего для и возвратились к порту и оная течь усмотрена ж была во время лежания под парусами правым галсом на левой стороне близ ватерлинии бархоутами и по выливании воды от вышеписанного числа 42-х дюймов осталось на семь дюймов, от которой и прибывало в час при якорном стоянии по 2 % дюйма, для которой течи по свидетельству оной фрегат и отменен был от походу

Примечание. Сверху оных дефектов по свидетельству явилось большая часть наборных деревьев, опор-футоксы и топтимберсы гнилы и затем починкою исправить и кампании быть неблагонадежен и для того оный ввесть в канал для лучшего осмотру вонную обшивку через ряд, а внутренние крепости и обшивку всю отнять и по свидетельству сколько может явиться годных деревьев

«Россия»

Заложен в 1753 году Спущен в 1754 году От закладки 8 лет От спуска на воду 7 лет

Конопатной и плотничной работами корпус фрегата с внешней стороны до нижней палубы исправить

Также верхняя и нижняя палубы, ют и бак, которые во время дождя по пазам имеют течь

Молярной и резной гака-борт и на носу льва

Столярной и молярной в верхней и нижней палубах каюты и в них, что подлежит

Корабельный большой и малый шпили, какие в них находятся худости исправить починками [...]

На правой стороне обшивная доска, да на левой стороне кранбалка имеет немалую гнилость [...]

Да подлежит вновь сделать столярною работой в капитанской каюте кровать, а от парусной работы обшить парусиной [...] Печь камбузную перекласть

Румпель настоящий во время сильного ветра переломило, вместо которого вставлен запасной, а на место переломленного надлежит сделать другой, а запасной находится безнадежен, понеже оный лиственный, а подлежит быть дубовым, а на место лиственного сделать дубовый же [...]

При том же предписанный фрегат имеет по правую сторону в форштевне под брештуками течь, почему оный в прошлом 1758-м году килеван, а хотя от того килевания та течь несколько и уменьшилась, точию и ныне случилась в стоянии на якоре в крепкий ветер и великое волнение пребывание вод в сутки 23 дюйма, а в хождении под парусами во время сильного ветра по 28 дюйм в час, которую и льют восемь часов в каждые сутки переменяясь [...] того ради соблаговолено б было оный фрегат килгелеванием исправить.

Ссылки

1 Материалы для истории русского флота (далее — МИРФ).— СПб., 1883.— Ч. 10.— С. 553-558.

2 Российский государственный архив Военно-морского флота в Санкт-Петербурге (далее — РГА ВМФ). Ф. 212. Канцелярия II отдел (1760 год). Д. 9. Л. 26 об.—27 об.

3 МИРФ.— СПб., 1883.— Ч. 10.— С. 613.

4 Речь идет о 99-пушечном линейном корабле «Захарий и Елизавет», построенном в 1745-1748 гг., но лишь один раз выходившем в море и разобранном в 1759 г.

5 Соловьев С. М. История России с древнейших времен.— М., 1994.— Кн. XIII.— Т. 25-26.— С. 158-159.

6 РГА ВМФ. Ф. 218. Оп. 1. Д. 310. Л. 5-5об.

7 РГА ВМФ. Ф. 212. Канцелярия II отдел (1760 год). Д. 9. Л. 20 об.—21.

8 РГА ВМФ. Ф. 212. Канцелярия II отдел (1760 год). Д. 9. Л. 20 об.—21.

9 РГА ВМФ. Ф. 212. Канцелярия II отдел (1760 год). Д. 9. Л. 1-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.