Научная статья на тему 'О соотношении понятий «Цель» и «Задача» в науке уголовного процесса'

О соотношении понятий «Цель» и «Задача» в науке уголовного процесса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2951
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦЕЛЬ / ЗАДАЧА / CRIMINAL PROCEDURE / AIM / TASK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мезинов Дмитрий Анатольевич

Для оценки обоснованности мнений по вопросу о соотношении понятий «цель» и «задача» в науке уголовного процесса анализируются философское понимание категории «цель», понимание терминов «цель» и «задача» в психологии, их толкование в словаре русского языка, положения уголовно-процессуального законодательства, как российского, так и бывших советских республик. Автор приходит к выводу об отсутствии оснований для однозначного разграничения понятий «цель» и «задача» в науке уголовного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Terms aim and task are used in different fields of research in criminal procedure as both aims and tasks that determine its general orientation. But scientists, specializing in the sphere of criminal procedure, traditionally have no common opinion on the interrelation of these terms. Some of them state that in the absence of background for the uniform differentiation of the concepts aim and task, all the attempts to formulate the 2 systems of suitable categories of aims and tasks in the theory of criminal procedure and, what is more, in legislature can be considered unjustified. Other scientists think that it is necessary to differentiate the concepts aim and task in criminal procedure clearly. For the purpose of appreciating the validity of each point of view the author of the given article analyses the philosophical understanding of the category of aim, the understanding of terms aim and task and their interrelation in psychology, the understanding of these terms and their interrelation in the Russian language dictionary; the provisions of criminal procedural legislation of both Russia and former Soviet republics. The philosophical understanding of the category of aim has been revealed in the course of analysing the definition of the term aim produced in philosophical dictionaries of both Soviet and modern Russian periods; it turned out that the term task is not considered as a separate philosophical category in them, there is no special and separate definition of this term there. It has been examined that in psychological dictionaries of both Soviet and modern Russian periods, in the works devoted to the psychological theory of activity, and in the Russian language dictionary terms aim and task denote practically the same phenomena, which stimulate and direct human activity. In the criminal procedural legislation of both Russia and former Soviet republics terms aim and task are either not used at all or only the term task is used in the above mentioned sense which does not provide us with arguments to ground the opinion about the necessity to differentiate the notions aim and task in criminal procedure. We can come to a conclusion that according to the analysis given in the present article there are no reasons for the uniform differentiation of the notions aim and task in criminal procedure. These terms should be understood as synonyms. To avoid the confusion in the usage of these words in theory and practice of criminal procedure it is more preferable to use the term task as it is more settled in usage and accessible for understanding. It should definitely be borne in mind that criminal procedure like any complicated type of activity is subjected not only to one task but also to a complex of interrelated and diverse tasks.

Текст научной работы на тему «О соотношении понятий «Цель» и «Задача» в науке уголовного процесса»

Д.А. Мезинов

О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «ЦЕЛЬ» И «ЗАДАЧА» В НАУКЕ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

Для оценки обоснованности мнений по вопросу о соотношении понятий «цель» и «задача» в науке уголовного процесса анализируются философское понимание категории «цель», понимание терминов «цель» и «задача» в психологии, их толкование в словаре русского языка, положения уголовно-процессуального законодательства, как российского, так и бывших советских республик. Автор приходит к выводу об отсутствии оснований для однозначного разграничения понятий «цель» и «задача» в науке уголовного процесса.

Ключевые слова: уголовный процесс; цель; задача.

Термины «цель» и «задача» в науке уголовного процесса используются в ряде разноуровневых направлений исследований. Во-первых, при определении назначения уголовного судопроизводства (процесса), поскольку, как принято понимать в настоящее время, его назначение выражается в целях или задачах, определяющих в целом его общую направленность. Во-вторых, при формулировании специфичных целей или задач отдельных структурных единиц уголовного судопроизводства (процесса), в том числе его стадий, а также и более мелких единиц - отдельных видов следственных и иных процессуальных действий. В-третьих, при определении вытекающих из выполняемых уголовно-процессуальных функций и занимаемого процессуального положения целей, задач деятельности отдельных участников уголовного судопроизводства.

Следует признать, что в указанных направлениях исследований традиционно отсутствует совпадение взглядов отечественных ученых-процессуалистов на соотношение понятий «цель» и «задача», этот вопрос был и остается дискуссионным.

Так, по мнению одних ученых [1. С. 38; 2. С. 140; 3. С. 14-15], основания для однозначного разграничения понятий «цель» и «задача» отсутствуют, следует считать неоправданными попытки сформулировать в теории уголовного процесса, а тем более в законодательстве, две системы соответствующих категорий целей и задач [1. С. 38], а спор о таком разграничении бессмысленным [2. С. 140]. Согласно этому мнению, термины «цель» и «задача» не различаются по своему содержанию, «цель» является философской, научной категорией, тогда как в практическом, житейском употреблении в качестве синонима этой категории используется более доступный для понимания обиходнопрактический термин «задача» [1. С. 38; 4. С. 44]. Аргументируется данное мнение ссылками на философское рассмотрение категории «цель», а также на толкование терминов «цель» и «задача», даваемое в словарях русского языка.

Дополнительным аргументом в пользу указанного мнения долгое время являлась терминология российского (а ранее советского) законодателя, использовавшего название «Задачи уголовного судопроизводства» для определяющих направленность уголовного процесса статей прежнего отечественного законодательства (ст. 2 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик [5], ст. 2 УПК РСФСР [6]). В процессуальной литературе, написанной до принятия и вступления в силу современного УПК РФ [7], использование для обозначения положений, закрепленных в ст. 2 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и

союзных республик и ст. 2 УПК РСФСР, термина «задачи» поддерживалось, во всяком случае, не оспаривалось [8. С. 7; 9. С. 6-7; 10. С. 7-8; 11. С. 5]. Современный российский законодатель использовал для подобной ст. 6 действующего УПК РФ нейтральное для анализируемой дискуссии название «Назначение уголовного судопроизводства». В то же время термин «задачи» сохранен в названии такого рода статей в современном законодательстве подавляющего большинства бывших союзных республик, например ст. 7 УПК Республики Беларусь [12], ст. 8 УПК Республики Казахстан [13], ст. 2 УПК Украины [14].

По мнению же других ученых [15. С. 70; 16. С. 73; 17. С. 22-23], понятия «цель» и «задача» в науке уголовного процесса необходимо четко разграничивать. В обоснование данного мнения используются и интерпретируются опять-таки философское понимание категории «цель», понимание терминов «цель» и «задача» и их толкование в словаре русского языка, а также понимание этих терминов и их соотношения в психологии, в основном в психологической теории деятельности. Насколько успешно такое обоснование данного мнения?

Обратимся к анализу понимания сравниваемых терминов в философии, психологии, в том числе в психологической теории деятельности, а также их толкования в словаре русского языка.

Наиболее признанное в отечественной философии советского периода понимание категории «цель» можно найти в изданном в то время философском энциклопедическом словаре: «Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств» [18. С. 731]. Несколько более абстрактное, но, по сути, аналогичное понимание категории «цель» дается в современных философских словарях. Например: «Цель - конечный результат деятельности человека (или коллектива людей), предварительное идеальное представление о котором и желание его достигнуть предопределяют выбор соответствующих средств и системы специфических действий по его достижению» [19. С. 646], «Цель - идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс» [20. С. 659]. Следует отметить, что термин «задача» в качестве самостоятельной философской категории в данных словарях не рассматривается, специально и отдельно посвященное определение этому термину в них не обнаруживается. Поэтому невозможно сделать какие-либо

выводы о соотношении понятий «цель» и «задача» в философии в пользу доводов кого-либо из оппонентов в дискуссии по вопросу о соотношении этих понятий в науке уголовного процесса.

В психологии термин «цель» используется, по сути, в том же понимании, лишь немного уточненном, учитывая предмет данной науки. Так, согласно определениям, данным в ряде психологических словарей, как советского периода, так и современных, - «цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека» [21. С. 440; 22. С. 583; 23. С. 917], или несколько другими словами: «Цель - психическая модель возможного и необходимого результата действий; предвосхищаемый полезный итог деятельности, определяющий поведение человека, регулирующий его программу и текущую коррекцию» [24. С. 507]. В уголовно-процессуальной литературе термин «цель» используется в аналогичном смысле - под целью предложено понимать внутренний идеальный образ желаемого результата сознательной деятельности» [25. С. 20]. В свою очередь, основной смысл, вкладываемый в психологии в термин «задача», в психологических словарях формулируется следующими образом: «Задача - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре» [21. С. 119; 22. С. 138; 23. С. 205] или «Задача - цель деятельности, осознаваемая в системе исходных условий» [24. С. 100].

В отечественной психологической теории деятельности представления о соотношении понятий «цель» и «задача» заключаются в следующем. Деятельность может быть описана как система сменяющих друг друга действий [26. С. 256; 27. С. 105]. При реализации деятельности ее цель «как бы разворачивается в систему частных задач, каждая из которых реализуется путем выполнения отдельного действия» [26. С. 254]. Цель с каждым таким «шагом трансформируется, выступая каждый раз как конкретная задача» [28. С. 209]. Таким образом, цель при осуществлении деятельности конкретизируется в задачу, т.е. «задача - это и есть цель, данная в определенных условиях» [27. С. 107].

С помощью приведенных определений философских, психологических словарей и представлений психологической теории деятельности мнение о необходимости четкого разграничения понятий «цель» и «задача» в науке уголовного процесса аргументировать, мягко говоря, сложно. Сделанный же в литературе из анализа изложенных представлений психологической теории деятельности вывод о том, что «разграничение целей и задач вызвано необходимостью учета условий деятельности» [29. С. 111], невозможно распространить на положения закона о целях-задачах уголовного судопроизводства в целом (в настоящее время - о назначении) и его отдельных стадий. Проблематично это сделать и относительно определения общих целей-задач процессуальной деятельности отдельных участников уголовного судопроизводства.

Так, например, в одной из работ казахстанских ученых в ст. 8 УПК Республики Казахстан (далее - УПК РК), именуемой «Задачи уголовного процесса», пред-

лагается положения ее части первой, а именно - быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, справедливое судебное разбирательство и правильное применение уголовного закона, - именовать задачами уголовного процесса. В то же время такие положения части второй этой статьи, как обеспечение защиты от необоснованного обвинения и осуждения, от незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина, в случае незаконного обвинения или осуждения невиновного - незамедлительной и полной его реабилитации, а также способствование укреплению законности и правопорядка, предупреждению преступлений, формированию уважительного отношения к праву, по мнению данных ученых, «являются ни чем иным, как целями уголовно-процессуальной деятельности» [29. С. 110].

Между тем непонятно, где в приведенных положениях части первой ст. 8 действующего УПК РК можно усмотреть указание на условия осуществления деятельности (уголовно-процессуальной в нашем случае)? Очевидно, что ссылки на представления психологической теории деятельности о соотношении понятий «цель» и «задача» в обоснование однозначного использования термина «задача» в смысле «цели, данной в определенных условиях», в данном случае нельзя признать состоятельными.

Конечно, сложно спорить с тем, что закрепленные в части первой ст. 8 УПК РК результаты, на которые должна направляться уголовно-процессуальная деятельность, носят промежуточный характер на пути достижения ее последующих должных результатов, сформулированных в части второй ст. 8 УПК РК. Но это также не дает оснований однозначно обозначать промежуточные результаты задачами, а последующие -целями. В отношении подобного критерия разграничения категорий «цель» и «задача» еще на ранних этапах анализируемой дискуссии было верно замечено о его противоречии «общепризнанному в философии положению о том, что цели (в смысле задач) могут быть ближайшими и перспективными, общими и конкретными и др.» [1. С. 38]. Вполне правильно будет называть промежуточные результаты промежуточными, ближайшими, конкретными целями, а последующие результаты последующими, перспективными, общими целями и т. п. Равно, по сложившемуся словоупотреблению, не будет ошибкой о промежуточных результатах говорить как о частных, специальных, непосредственных задачах, а последующие результаты обозначать общими, последующими, итоговыми задачами и т. п. Так, ранее в период действия УПК РСФСР вполне удачным было положения его части первой ст. 2 считать непосредственными или специальными задачами уголовного процесса, а положения части второй этой статьи - общесоциальными или общими задачами [3. С. 14-15; 10. С. 7-8].

В отношении ст. 6 действующего УПК РФ также сделаны аналогичные вышеизложенным предложения обозначать положения части второй этой статьи термином «задачи», а положения части первой этой статьи - термином «цели» [17. С. 17-18; 30. С. 94-95]. Так, в одной из современных работ делается вывод о

том, что в п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ нечетко сформулирована основная цель уголовного судопроизводства -восстановление нарушенных прав потерпевшего, а уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания, обозначенное (также, по мнению автора работы, не очень удачно) в ч. 2 этой статьи, является задачей, стоящей «перед государственным органом, без разрешения которой невозможно достичь цели уголовного судопроизводства, направленной на защиту потерпевшего» [17. С. 17, 18]. Учитывая сказанное выше, подобное разграничение понятий «цель» и «задача» нет оснований считать удачным и необходимым.

Даваемые в словаре русского языка толкования слов «цель» и «задача» также не дают оснований для однозначного разграничения этих понятий в теории уголовного процесса. Так, согласно словарю русского языка, цель - «это предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить», а задача - «это то, что требует исполнения, разрешения» [31. С. 206, 870]. Как видно, речь идет, по сути, об одном и том же явлении, стимулирующем и направляющем деятельность человека.

Применительно к приведенным положениям закона можно констатировать, что каждое из них по существу содержит в себе указание на предмет стремления уча-

стников уголовного судопроизводства, т. е. на то, что им необходимо осуществить, и (вследствие закрепления в норме закона) требует исполнения, разрешения с их стороны. В каждом из них сформулировано то, что характерно для содержания как «цели», так и «задачи», согласно толкованию этих терминов в словаре русского языка.

Итоговый вывод из анализа философского понимания категории «цель», понимания терминов «цель» и «задача» и их соотношения в психологии, в том числе в психологической теории деятельности, толкования этих терминов в словаре русского языка - оснований для четкого разграничения понятий «цель» и «задача» в науке уголовного процесса не имеется. Термины «цель» и «задача» следует понимать в одном смысле. Для избегания путаницы в словоупотреблении в теории и практике уголовного процесса, пожалуй, более правильно использовать термин «задача», как более здесь устоявшийся в употреблении и доступный для понимания. Разумеется, не забывая при этом, что уголовнопроцессуальная деятельность, как и любой сложный вид деятельности, подчиняется не одной-единственной задаче, а комплексу взаимосвязанных и разноуровневых задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. ЭлькиндП.С. Цели и средства их достижения в советском уголовно-процессуальном праве. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1976. 142 с.

2. Мизулина Е.Б. Цель уголовного процесса и охрана прав личности обвиняемого // Актуальные проблемы правовой защиты личности в уго-

ловном судопроизводстве: Сб. науч. тр. Ярославль: Ярослав. гос. ун-т, 1990. С. 139-148.

3. Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. К.Ф. Гуценко. М.: Зерцало, 1997. 509 с.

4. Мизулина Е.Б. Уголовный процесс: Концепция самоограничения государства. Тарту: ТУ, 1991. 147 с.

5. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Утверждены Законом СССР от 25.12.1958 г. // Ведомости Верхов-

ного Совета СССР. 1959. № 1. ст. 15.

6. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Утвержден Законом РСФСР от 27.10.1960 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40.

Ст. 592.

7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 27.07.2010 г.) // CONSULTANT.RU: Офици-

альный сайт компании «Консультант Плюс». М., 1997-2010. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=102995 (дата обращения: 07.09.2010).

8. Советский уголовный процесс / Под ред. Д.С. Карева. М.: Юрид. лит., 1975. 567 с.

9. Советский уголовный процесс: Учеб. / Под ред. Л.М. Карнеевой, П.А. Лупинской, И.В. Тыричева. М.: Юрид. лит., 1980. 568 с.

10. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Божьева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Спарк, 2000. 574 с.

11. ВласоваН.А. Уголовный процесс: Курс лекций. М.: Изд-во Щит-М, 2001. 196 с.

12. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: от 16.07.1999 г. № 295-З (по состоянию на 05.05.2010 г.) // Законодательство стран СНГ: [сайт] / СоюзПравоИнформ. Электрон. дан. М., 2003-2010. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?Regnom=2002 (дата обращения: 07.09.2010).

13. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан: от 13.12.1997 г. № 206-1 (по состоянию на 15.07.2010 г.) // Законодательство стран СНГ: [сайт] / СоюзПравоИнформ. Электрон. дан. М., 2003-2010. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?Regnom=1272 (дата обращения: 07.09.2010).

14. Уголовно-процессуальный кодекс Украины: от 28.12.1960 г. № 1001-У (по состоянию на 07.07.2010 г.) // Законодательство стран СНГ: [сайт] / СоюзПравоИнформ. Электрон. дан. М., 2003-2010. URL: http://base.spmform.ru/show_doc.fWx?Regnom=8680 (дата обращения: 07.09.2010).

15. Томин В.Т. Понятие цели советского уголовного процесса // Правоведение. 1969. № 4. С. 65-70.

16. Кокорев Л.Д. Участники правосудия по уголовным делам. Воронеж, 1971. 158 с.

17. Володина Л.М. Проблемы уголовного процесса: закон, теория, практика. М.: Юрист, 2006. 352 с.

18. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М: Сов. энциклопедия, 1989. 815 с.

19. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. 719 с.

20. Словарь философских терминов / Науч. ред. В.Г. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2007. XVI. 729 с.

21. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

22. Психологический словарь / Под общ. ред. Ю.Л. Неймера. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 639 с.

23. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Харвест, 2005. 975 с.

24. ЕникеевМ.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: ТК Велби, Проспект, 2006. 558 с.

25. Котов Д.П. Мотивы преступлений и их доказывание. Воронеж, 1975. 152 с.

26. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. 295 с.

27. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 303 с.

28. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.

29. ЖамиеваР.М., КаиржановЕ.И. Тактика адвокатской защиты по уголовным делам: Учеб. пособие. Алматы: Оркениет, 2000. 228 с.

30. Антонов И.А. Нравственно-правовые начала уголовно-процессуальной деятельности (теоретические идеи и правоприменительная практи-

ка): Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2005. 429 с.

31. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 22-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1990. 921с.

Статья представлена научной редакцией «Право» 25 сентября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.