О СООТНОШЕНИИ ОХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
© О. С. Лапшина
Лапшина Ольга Сергеевна
старший преподаватель кафедры теории и истории права и государства
филиал Самарской гуманитарной академии в г. Тольятти
В статье освещается актуальная проблема соотношения функций права и функций тосуларства на примере взаимосвязи охранительной функции права и правоохранительной функции тосуларства.
Ключевые слова: теория права, теория государства, функции права, функции государства, охранительная функция права, правоохранительная деятельность государства, государственная охрана.
Проблему соотношения функций права и функций государства нельзя назвать новой для современной теории государства и права, поскольку определенную разработку в науке она получила как в советский, так и в постсоветский периоды. Вместе с тем не все вопросы, относящиеся к данной проблеме, можно считать в полной мере изученными, а, по мнению, например, В. Н. Карташова, ей даже в нашей литературе в известном смысле «не повезло» [1].
Достаточно сказать, что функции права нередко смешиваются с функциями правового регулирования, правосознания, правовой системы и даже функциями государства. Так, В. П. Реутов пишет, что «в реальной действительности функции права и функции правовой системы настолько тесно взаимосвязаны, что их разграничение лишено какого-либо практического смысла» [2]. Но известно, что «тесная взаимосвязь» каких-либо явлений не означает их тождества.
В. В. Оксамытный также полагает, что в зависимости от характера связи права с госу-
дарством, «их функции могут совпадать, поскольку все основные направления деятельности государственной власти осуществляются в правовых формах» [3]. На это опять-таки можно возразить, что очень многое в обществе реализуется в правовых формах, но отсюда не следует, что не надо различать эти самые формы, то есть соответствующие институты, процессы, отношения.
Поэтому в этом стоит разобраться. Итак, охранительная функция права — обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, которое призвано обеспечить сохранение и развитие положительных отношений, что сопряжено с выполнением тех из них, которые не причиняют обществу вреда. Данная функция направлена па пресечение и предотвращение общественно опасного противоправного поведения. Сущность охранительной функции выражена в следующих ее чертах: а) право предстает как система средств воздействия на поведение людей посредством угрозы применения санкций, закрепления запретов, обеспечения неотвратимости юридической ответственности; б) функция служит источником информации субъектов правоотношений о ценностях, которые взяты государством под охрану; в) охранительная функция — показатель состояния политической и правовой культуры общества.
В качестве средств, способов охранительного воздействия на право иногда называют правовое закрепление запретов на совершение противоправных деяний, установление санкций за правонарушения, а также непосредственное применение этих санкций к правонарушителям.
Противоречия здесь нет. Имеют место лишь различные подходы по широте оценки охранительной функции, в выборе критериев дифференциации основных ее черт.
Более наглядно и ясно характерные признаки охранительной функции предстают при ее сравнении с правоприменительной деятельностью государства. Тем самым мы можем выявить одновременно и признаки охранительной функции и соотнести ее с такой важной функцией государства, как правоохранительная. Задача правоохранительной деятельности государства — обеспечение соблюдения гражданами требований закона (многие авторы называют их режимом закона) [4]. Достигается это посредством охраны общественного порядка и правоприменительной деятельностью органов государства (прокуратура, суд, МВД и др.). Очевидно, что охранительная функция права, по сути, тождественна действию самого права. Она и направлена на обеспечение именно этого действия права. Вполне понятно и то, что правоохранительной деятельности государства отводится роль гаранта обеспечения реализации предписаний права. Наряду с этим очевидно и то, что охранительная функция права направлена на охрану существующих общественных отношений, а правоохранительная деятельность связана с охраной самого права, без которой последнее не способно эффективно функционировать
Значение права в деятельности органов государства и местного самоуправления невозможно преувеличить. Ведь право и государство тесно взаимосвязаны и не могут существовать одно без другого. Против этого не
возражают ни те, кто, абсолютизируя идеи естественного права, предлагает вообще избавиться от позитивного права и его нормативных начал, ни те, кто справедливо полагает, что естественное право должно превалировать в системе права современного цивилизованного человека.
Система органов государственного и муниципального управления — единый аппарат управления любого демократического общества. Задачи, функции институтов государства производны от задач и функций государства по обеспечению в стране надлежащего правопорядка. Задачи и функции органов государства прямо связаны с задачами и функциями права. Регулятивная функция права не может осуществляться без активной правоприменительной деятельности государства, прокуратуры, следствия, судов и др. Охранительной функции права соответствует правоохранительная деятельность государства. Именно в соответствии с предписаниями права милиция, например, осуществляет патрульно-постовую службу, оперативно-розыскную деятельность, дознание, производство по административным правонарушениям. То же самое можно сказать о работе должностных лиц, функционировании иных государственных органов. Вся их деятельность, осуществляется в соответствии и в порядке, установленных законодательством. Например, уголовное дело возбуждается при наличии повода в основания, указанных в ст. 140 УПК РФ. При этом сам порядок возбуждения уголовного дела должен соответствовать ст. 146, 147 УПК. Задержать лицо орган дознания вправе лишь при наличии оснований (ст. 91 УПК) и на срок, указанный в п. 2 ст. 94 УПК. Строго в соответствии с законодательством осуществляется правотворческая деятельность законодательной и исполнительной властей. Одним словом, правовое регулирование, вся деятельность государственного аппарата, в том числе правоприменительная, осуществляется строго в соответствии с Конституцией РФ, гражданским, гражданским процессуальным, уголовным, уголовно-процессуальным, административным законодательством и другими нормативными актами.
«Правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной деятельности его органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей. Она включает в себя меры по предупреждению правонарушений, расследование всех обстоятельств дела и выяснение истины в каждом случае правонарушения, разрешение в установленном порядке конкретных дел о нарушении правовых норм, а также возможных правовых коллизий и споров, применение правовых санкций в отношении правонарушителей и обеспечение реализации их юридической ответственности» [5].
Правоохранительную деятельность можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком — это вся правозащитная деятельность государства, в узком — деятельность его специальных органов по обеспечению и охране конкретных прав и свобод человека и гражданина [6]. Широкий смысл представляет собой форму осуществления функций государства, содержание которой заключается в охране норм права от нарушений.
В этом плане каждый орган государства так или иначе осуществляет правоохранительную деятельность в пределах своей компетенции. Вышестоящие органы государства контролируют исполнение правовых актов нижестоящими. Когда нарушаются эти нормы, соответствующий госорган применяет меры принуждения — санкции, юридическую ответственность.
Цель правоохранительной деятельности — это, прежде всего, охрана прав, свобод и законных интересов граждан. Исполнение правоохранительными органами возложенных на них обязанностей носит публичноправовой характер. Осуществление государственной охранительной функции по обеспечению законности и общественной безопасности, охране правопорядка, защите прав и свобод человека является конституционной обязанностью государства и его органов.
М. И. Байтин пишет: «В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т. п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, следовательно, во всех случаях — охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом» [7].
Объекты охраны различаются в соответствии с основными сферами общественной жизни. В нашем случае мы взяли такие наиболее важные, как охрана конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, общественного и правового порядка, собственности и др.
Субъектами выступают государство в целом, правоохранительные органы, прежде всего такие, как Прокуратура, МВД, ФСБ, Минюст, МЧС, налоговые и таможенные службы, судебные приставы, спецпод-разделения, внутренние войска (нередко их в совокупности называют «силовым блоком» или «силами правопорядка»), адвокатура, нотариат, различные негосударственные правозащитные организации (НКО), охранные агентства, а также граждане (самоохрана и самозащита).
Итак, можно сделать вывод о том, что охранительной функции права в полной мере соответствует правоохранительная деятельность государства. Охранительная функция права направлена на охрану существующих общественных отношений, а правоохранительная деятельность связана с охраной самого права, без которой последнее не способно эффективно функционировать.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Карташов, В. Н. Теория правовой системы общества. Т. 1. Ярославль, 2006. С. 199.
2. Реутов, В. П. Структурирование правовой системы как выражение ее функциональных взаимосвязей : дис. ... докт. юрид. наук. Н.-Новгород, 2004. С. 45.
3. Оксамытный, В. В. Теория государства и права. М., 2004. С. 346.
4. См., напр.: Макуев, Р. X. Теория государства и права : учебник. М. : Юристъ, 2006. С. 248.
5. Байтин, М. И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1978. С. 230.
6. Федоров, В. П. Человек и правоохранительная деятельность: философско-правовой аспект : автореф. дис. ... докт. юрид наук. СПб., 1996. С. 10.
7. Байтин, М. И. Формы существования функций государства // Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2000. С. 77.