БИОЛОГИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 4. С. 178-182.
УДК 591.9(5-013)+591.526+598.2/.9
С.А. Соловьёв, Л.Г. Вартапетов, В.С. Жуков, И.В. Самсонов,
Г.В. Ситникова, Ф.С. Соловьёв, С.П. Пысина
О СООБЩЕСТВАХ И АДАПТАЦИЯХ ПОПУЛЯЦИЙ ПТИЦ
НА УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ЛЕСОСТЕПНОЙ ЧАСТИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ*
Анализируется численность и распределение птиц урбанизированных территорий южной и северной лесостепи Прииртышья. Выявлены основные адаптации популяций птиц к условиям городов Омска и Тюкалинска.
Ключевые слова: орнитокомплексы, урбанизация, лесостепь, Прииртышье, Западная Сибирь.
В основу работы положены фаунистические исследования птиц с 1973 г. по настоящее время и материалы их количественных учетов в 1986-1987 и 1997 гг. в местообитаниях промышленно-техногенной территории Омска в южной лесостепи Прииртышья (с 15 мая по 31 августа и зимой в январе, феврале) и в 2010 г. в малом городе Тюка-линске в северной лесостепи Омской области. Маршрутные учеты проводились, как правило, без ограничения ширины трансекта, с последующим пересчетом на площадь по средней дальности обнаружения интервальным методом [7]. Для птиц, отмеченных летящими, вносились поправки на среднюю скорость их перемещения [8].
Наши маршруты учетов охватили несколько участков города Омска. Промышленная территория Омского нефтеперерабатывающего завода представляет собой огромный массив железобетонных конструкций, труб предприятий нефтегазохимического цикла и узких посадок ясенелистных кленов, тополей и кустарников вдоль асфальтированных дорог. В одном месте имеется остаток березового колка и заливного луга. Травяной покров вытаптывается и подвергается воздействию сливаемых химических веществ. На территории объединения высоки загазованность и уровень шума работающих агрегатов. Омский аэропорт занимает площадь 12 км2 на месте суходольного луга в левобережной части (в центре рядом с ООПТ расположен природный парк «Птичья гавань»). Его нераспаханные участки, скашиваемые во второй половине лета, перемежаются с бетонированными взлетно-посадочными полосами, аэронавигационными установками и постройками. Посещаемость людьми слабая, беспокойство птиц связано с самолетами, совершающими выруливание, взлет и посадку. Городские свалки расположены на окраине города. Десятилетиями свозимый мусор сжигался, переворачивался и спрессовывался. Огромные кучи его окружены карьерами, канавами, участками сорной растительности, вплотную расположенными картофельными полями. Мусор
* Работа выполнена в рамках ФУП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. Государственный контракт с Министерством образования и науки Российской Федерации № 14.740.12.0818 от 15.04.2011 г.
© С.А. Соловьёв, Л.Г. Вартапетов, В.С. Жуков, И.В. Самсонов, Г.В. Ситникова, Ф.С. Соловьёв, С.П. Пысина, 2011
подвозится регулярно в течение дня. Строительные площадки, чередующиеся с мелкими осиново-березовыми колками и пустырями, в районе ТЭЦ-5. Это комплексное местообитание включает строительные площадки со вскрытым грунтом, старые карьеры с прилегающими пустырями, покрытыми сорной растительностью и участками картофельных полей. Мелкие березовые колки порослевого происхождения перемежаются с пустырями и полезащитными полосами из ясенелистного клена.
Наибольшее количество птиц в группе местообитаний промышленной зоны в первой половине лета отмечено на городских свалках (3 179 птиц/км2). На суходольных лугах аэропорта и территории нефтезавода суммарное обилие птиц меньше в 2,5 и 3,1 раза. Минимальная плотность населения птиц свойственна строительным площадкам, чередующимся с мелкими колками и пустырями (982). Доминируют в местообитаниях выделенной группы полевой воробей, грач, желтая трясогузка и черноголовый чекан. Преобладание воробьиных птиц также, например, отмечено в гнездовой период и на промзоне завода «Фольсваген» [10]. На городских свалках состав доминантов иной (скворец, сорока и сизая чайка). Большинство птиц во всех местообитаниях собирает корм на земле. Наибольшее видовое богатство характерно для менее подверженного антропогенному влиянию и наиболее мозаичного местообитания -строительных площадок с колками и пустырями (48 видов, из них 38 фоновых). На свалках и суходольных лугах аэропорта видовое богатство птиц несколько ниже (соответственно по общему числу и числу фоновых видов в 1,3 и 1,4; 1,5 и 1,7 раза). Минимальное количество видов встречено на промышленной территории нефтезавода (23, из них 22 фоновых). Фаунистиче-ский состав населения птиц этой группы местообитаний европейский по числу видов и особей со значительной долей транс-палеарктов. Основная часть энергетических потребностей птиц промышленной зоны удовлетворяется за счет беспозвоночных. На свалках наряду с ними в рационе птиц значима доля позвоночных.
Во второй половине лета в среднем по группе местообитаний происходит значительное снижение суммарного обилия птиц. Максимальное суммарное обилие птиц во второй половине лета по-прежнему сохраняется на городских свалках
(3 752 особи/км2). На территории строительных площадок с колками и пустырями плотность населения птиц возрастает в 1,6 раза. Минимальное число птиц свойственно территориям аэропорта и нефтезавода, где обилие птиц снижается в 3,5 и 2 раза. Уменьшение показателей происходит в связи со снижением частоты посещения территории аэропорта грачами соседней с ним колонии и послег-нездовой откочевкой этого вида с территории нефтезавода, ажурные металлические конструкции которого грачи используют для устройства гнезд. Во второй половине лета из прежнего состава доми-нантов остаются полевой воробей, желтая трясогузка и грач, участие которого повсеместно снижается. На городских свалках и строительных площадках с колками и пустырями содоминантом становится коноплянка, на суходольных лугах аэропорта - полевой жаворонок. Видовой и фоновый состав птиц уменьшается в ряде местообитаний на 10 и более видов, оставаясь по-прежнему наиболее разнообразным на строительных площадках, чередующихся с мелкими колками и пустырями. Наиболее устойчивые показатели видового богатства птиц оказались на свалках, где фоновый состав остался на прежнем уровне, а общее число встреченных видов уменьшилось всего на 3 вида. Минимальные показатели в конце лета отмечены для территории нефтезавода, использовав которую в гнездовой период, птицы откочевывают. Такое же богатство фонового состава отмечено на суходольных лугах аэропорта, где появляются кочующие птицы. Здесь общее число встреченных видов на 4 больше, чем на территории промзоны нефтезавода. Основная часть энергетических потребностей птиц удовлетворяется за счет беспозвоночных; участие плодов, семян и кормов антропогенного происхождения возрастает до 36 %
Зимой максимальное количество птиц свойственно, как и летом, городским свалкам (2 769 особей/км2). На промышленной территории нефтезавода и строительных площадках с мелкими колками и пустырями птиц меньше в 6,8 раза. Минимальные показатели суммарного обилия птиц отмечены, как и в конце лета, на территории аэропорта. В среднем плотность населения птиц меньше, чем летом, в 1,7 раза. Из летнего списка до-минантов остается сорока, которая, перекочевав из пригородных лесополевых ландшафтов, становится преобладающим
видом повсеместно, кроме аэропорта, где доминируют белокрылый жаворонок и чечетка. Полевой воробей по-прежнему преобладает на городских свалках, а сизый голубь - на промышленной территории нефтезавода. Кроме них в первом местообитании в число доминантов входит большая синица, домовый воробей и галка, а во втором - большая синица. На строительных площадках с колками и пустырями наряду с сорокой доминирует снегирь, который держится здесь в большом количестве на сорной растительности пустырей. Видовой состав зимнего населения птиц местообитаний промышленной зоны беднее, чем летнего (в среднем по общему числу видов в 3,4, а по числу фоновых - в 2,4 раза). Больше всего видов, в том числе и фоновых, как и в летний период, свойственно строительным площадкам с колками и пустырями (по 16). В остальных местообитаниях видовое и фоновое богатство вдвое ниже, а на суходольных лугах аэропорта в 8 раз ниже.
Фаунистический состав населения птиц остается прежним лишь по числу особей на городских свалках (европейский). По числу видов он становится сибирско-европейским, как на промышленной территории нефтезавода, где наряду с этим значительно участие птиц средиземноморского типа фауны. По числу особей он европейско-средиземноморский со значительной долей сибирских птиц. На строительных площадках, чередующихся с колками и пустырями, состав орнито-комплексов европейско-сибирский как по числу видов, так и по особям, а на территории лугов аэропорта - монгольско-сибирский из-за преобладания белокрылого жаворонка и чечетки. Основная часть энергетических потребностей птиц удовлетворяется, в отличие от лета, за счет плодов, семян и кормов антропогенного происхождения.
Таким образом, в гнездовой период показатели суммарного количества птиц уменьшаются в ряду от городских свалок к строительным площадкам с колками и пустырями через территорию аэропорта к территории нефтезавода. В конце лета и зимой основное направление изменений параметра остается прежним, с увеличением значимости строительных площадок с колками и пустырями, заросшими сорной травой, привлекающих больше птиц, чем выкошенные луга аэропорта. Известно, что городские свалки являются местом массового скопления птиц на урба-
низированной территории в летний [2] и особенно в зимний период [5; 11; 12; 15]. В Западной Европе зимой на свалках птиц больше, чем летом [11], а в окрестностях Омска, по нашим данным, меньше. В то же время по сравнению с агроценозами свалки очень привлекательны для грачей, особенно если они расположены на расстоянии менее, чем 10 км от их колонии [13]. Значительное уменьшение обилия птиц во второй половине лета на суходольных лугах аэропорта объясняется откочевкой грачей, которые кормились здесь на регулярно скашиваемых лугах и на бетонированных полосах. Предпочтение птицами полей близ аэродромов в гнездовой период установлено в Великобритании для чибиса [17]. В то же время увеличение активности человека на от-торженных аэропортом территориях, как, например, в Шанхае, значительно уменьшает видовое богатство и обилие крупных околоводных видов птиц [16]. Население птиц территории нефтезавода в гнездовой период имеет более высокую плотность, чем в конце лета и зимой, на ней, несмотря на задымленность и загазованность, птицы вынуждены гнездиться в силу отсутствия мест, пригодных для гнездования, хотя на выбор места гнездования неблагоприятные экологические условия не влияют [6; 9]. Грач и полевой воробей используют металлоконструкции для размещения гнезд, но кормятся за пределами завода. Это позволяет им пренебречь воздействием остальных неблагоприятных условий обитания в этом урочище. То же отмечено в городах Урала, где грач использует для этих целей опоры ЛЭП [1]. В целом состав видов, доминирующих в летний период в описываемых местообитаниях, очень сходен, исключая городские свалки с оригинальным набором доминантов, который подобен списку приморских свалок ФРГ, Юго-Восточной Англии и Северной Бельгии [11; 12; 15]. Сорока становится повсеместным доми-нантом лишь зимой, а в гнездовый период недостаточная для обеспечения безопасности гнезд высота деревьев сдерживает ее продвижение на урбанизированную территорию [14; 18]. Зимой списки доминирующих видов существенно отличаются, и, как правило, это оседлые или зимующие виды или такие, как серая куропатка, которая в зимний период, как и в ряде европейских городов, заходит в парки городов [3; 4]. Максимальное видовое богатство отмечено для наиболее мо-
заичного местообитания, которое сохраняет остатки природной растительности (строительные площадки с пустырями, карьерами и колками). Это привлекает различные виды. Минимальное число видов отмечено в летний период на наиболее техногенной территории - нефтезаводе, зимой - на лугах аэропорта. Фауни-стический состав населения птиц в летний период, в основном, европейский со значительной долей транспалеарктов. Зимой повсеместно в той или иной степени возрастает участие сибирского, средиземноморского и монгольского типов фауны. Различия в составе потребляемых кормов существенны между летним и зимним сезонами; в неблагоприятный период в рационе увеличивается доля кормов антропогенного происхождения, плодов и семян.
Малый город Тюкалинск занимает площадь 45 км2, и в настоящий период его населяет 12 135 человек. Зимой в нем отмечено 10 видов, из которых 9 фоновых. Обилие их составило 318 особей/км2. Доминируют домовый воробей (46 %), свиристель (14 %), а также галка (13 %) и большая синица (11 %). Редких (серая ворона) и весьма многочисленных (домовый воробей) здесь по 1 виду, а обычных 3 (пухляк, князек, обыкновенный снегирь) и многочисленных 5. Весной отмечено 13 видов, и все они являются фоновыми. Обилие составило 442 особи/ км2, что практически сходно с зимним составом населения птиц. Доминирует домовый воробей (45 %), а также сизый голубь (12 %) и свиристель (10 %). Отмечено обычных 5 видов, многочисленных 7 и весьма многочисленных 1 (домовый воробей). В первой половине лета встретилось 19 видов, из которых 17 - фоновые. Обилие - 808 особей/км2, что в 1,8 раза больше, чем весной. В южной лесостепи обилие в 2 раза больше, чем в северной. Доминируют домовый воробей (49 %), грач (12 %) и сизый голубь (10 %). Редких видов отмечено 2 (черный коршун и ка-мышевка-барсучок), обычных и многочисленных - по 8 и весьма многочисленный - 1 (домовый воробей). Во второй половине лета обилие незначительно возрастает (985 особей/км2), но остается меньше вдвое, чем в южной лесостепи. Отмечено 14 видов, 11 из которых являются фоновыми. Доминируют домовый воробей (56 %) и грач (11 %). Редких встречено 3 вида (черный коршун, озерная чайка, обыкновенный сверчок), обычных 2 (кня-
зек и серая ворона), многочисленных 7 и весьма многочисленных - 2 (домовый воробей и грач). В течение всего периода наблюдений в малом северолесостепном городе Тюкалинске доминирует домовый воробей, так же как и в селитебном ландшафте южной лесостепи. В первой половине лета отмечено наибольшее видовое богатство (19), а во второй половине - наибольшее обилие птиц (985 особей/км2). Зимой зафиксировано минимальное обилие (318 особей/км2) и низкое видовое богатство (10).
ЛИТЕРАТУРА
[1] Амеличев В. Н., Подольский А. А., Сады-ков О. Ф., Харин В. Л. Изменение репродуктивного поведения птиц при антропогенных воздействиях // 18-й Международный орнитологический конгресс : тез. докл. и стендовых сообщений. М. : Наука, 1982. С. 121.
[2] Воробьев Г. П. Рудеральная зона как источник массового скопления птиц в городских ландшафтах центрального Черноземья // Птицы и урбанизированный ландшафт : сб. кратких сообщений. Каунас, 1984. С. 40-42.
[3] Гайдук В. Е., Шокало С. И., Шокало Б. И. Зимняя орнитофауна Бреста // Птицы и урбанизированный ландшафт : сб. кратких сообщений. Каунас, 1984. С. 43-45.
[4] Козулин А, Яминский Б. Серая куропатка в городе // Охота и охотничье хозяйство. 1982. № 1. С. 20-21.
[5] Кошелев А. И., Пересадько Л. В., Березовский В. И. Оценка значения одесской городской свалки для зимующих птиц // Влияние антропогенной трансформации ландшафта на население наземных позвоночных животных. Всесоюзн. совещание. М., 1987. Ч. 2. С. ЮЗ-105.
[6] Кузнецова Д. В. Птицы золонакопителей Южного Прибайкалья: численность, структура и организация населения : автореф. дис. ... канд. биол. наук. Новосибирск, 2004. 4 с.
[7] Равкин Ю. С. К методике учета птиц лесных ландшафтов // Природа очагов клещевого энцефалита на Алтае. Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1967. С. 66-75.
[8] Равкин Ю. С., Доброхотов Б. П. К методике учета птиц лесных ландшафтов во внегнездо-вое время // Организация и методы учета птиц и вредных грызунов. М., 1963. С. 130-136.
[9] Хурсенко С. В., Матвеенко М. Е. К изучению орнитофауны промышленных предприятий // Материалы 6-й Всесоюзн. орнитологической конф. М. : Изд-во МГУ, 1974. Ч. 2. С. 365-366.
[10] Flade M. Zur Vogelwelt des VW-Werksgeländes in Wolfburg // Vogelk. Ber. Niedersachs. 1980. № 12 (3). S. 73-79.
[11] Havlin J. Die Vogelwelt einer Städtischen Müllablage und Sandgrube // Folia zool. 1979. Vol. 28. № 83. P. 249-268.
[12] Horton N., Brough T., Rochardl B. The importance of refuse tips to gulls wintering in
1S2
inland area of South-East England // J. Appl. Ecol. 1983. Vol. 20. № 3. P. 751-765.
[13] Kasprzykowski Z. Habitat preferences of foraging Rooks Corvus frugilegus during the breeding period in the agricultural landscape of eastern Poland // Acta ornithol. 2003. Vol. 38. № 1. P. 27-31.
[14] Klejnotowski Z. Urbanizacia sroki Pica pica w Polsce // Rocz. Ar Poznanin. 1974. № 70. P. 77-88.
[15] Konings J., De Bont A.F. Het gebruik van stortplaatsen voor huisafVal door overwinterende vogels in Noord-Belgie // Gerfaut. 1985. Vol. 75. № 4. P. 329-341.
[16] Lu J., He W, Li J., Hu W, Cui Z. Avian communities in the area of Pudong International Airport and Jiuduansha Ecological Engineering, south Yangtze Estuary, China // Proc. 23 Int. Ornithol. Cong., 2002. P. 263.
[17] Milson T., Holditch R., Rochard T. Daily use of an airfield and adjacent agricultural habitats lapwings Vanellus vanellus // J. Appl. Ecol. 1985. Vol. 22. № 2.
[18] Tatner P. Factors influencing the distribution of magpies Pica pica in an urban environment // Bird Study. 1982. Bd. 29. (№ 3.) P. 227-234.