УДК 159.922
Lukianova Z.N., Cand. of Sciences (Psychology), Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
Е-mail: [email protected]
ABOUT THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF TODAY'S YOUTH.
The article analyzes the basics of modern youth's spiritual and moral development, finds out the influence of writings of prominent thinkers on formation of political and personal attitude of today's youth. The author also examines the role of belletristic literature on the young person's spiritual growth and personal advancement. The researcher discusses methods and techniques of training a positive attitude towards other people in youth with dissimilar viewpoints and different political preferences. This article attempts to examine the need to create a clear political and moral position on the education of youth in accordance with national and international traditions in pupils and students. The paper shows some examples of preparation of training materials that can be used in the practice of school teachers, psychologists, teachers, post secondary educational institutions.
Key words: spiritual and moral development, today's young people, politicians, immigrants, traditions, literature, authority, religion.
З.Н. Лукьянова, канд. психол. наук, проф., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
О СОДЕРЖАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ
В статье анализируется основное содержание духовно-нравственного развития современной молодёжи, выясняется роль авторитетов мысли в становлении политических и личностных взглядов современной молодёжи, изучается, какое влияние оказывает художественная литература на духовное становление и совершенствование личности молодого человека. Рассматриваются способы и приёмы воспитания позитивного отношения к людям различных воззрений, различных политических установок.
Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, современная молодёжь, политические деятели, иммигранты, традиции, художественная литература, авторитеты, религия.
В современной действительности политическая, этнокультурная обстановка отражается в сознании студентов как нечто неоднородное, трудно и по-разному воспринимаемое. Задача кураторов, преподавателей и даже родителей (несмотря на то, что дети уже взрослые) - помочь молодым людям с системой нравственных и политических предпочтений, выбрать свою линию поведения и мировосприятия, следовать выработанным взглядам и принципам. Но в первую очередь необходимо выяснить, что является для студентов ориентиром, существуют ли для них авторитеты, какова степень их политической осведомлённости, как они готовятся реализовать себя в профессиональной сфере. С этой целью студентам первого курса очной формы обучения факультета информационных ресурсов и дизайна был предложен ряд вопросов анонимного анкетирования.
Вопросы следующие:
1. Какие события XX - XXI вв. являются для вас значимыми (в мире и нашей стране)?
2. Как вы и ваши родители относитесь к распаду Советского Союза?
3. Кто из политических деятелей в мире или нашей стране вызывает у вас уважение? Почему?
4. Как вы относитесь к проживанию иммигрантов в нашей стране?
5. Как вы относитесь к войне в Украине, и что, на ваш взгляд, является её причиной?
6. Хотели бы вы, временно или постоянно, жить и работать в другой стране?
7. Известны ли вам какие-либо народные традиции (русские, украинские и др.)?
8. Есть ли у вас любимые телевизионные передачи?
9. Читаете ли вы художественную литературу? Если да, то какую (авторы, события, время и т.д.)?
10. Часто ли вы посещаете театры, концертные залы, кинотеатры, художественные салоны?
11. Есть ли у вас авторитеты среди деятелей литературы, искусства, кино (независимо от времени и места проживания)?
12. Как вы относитесь к религии?
В опросе приняли участие 29 девушек 17 - 20 лет и 2 юноши 18 лет, поэтому чёткой возрастно-половой дифференциации здесь не отмечается. Но показателен факт неравнодушия к общественно-политическим событиям, что свидетельствует о наличии собственных взглядов на историю страны и её современное состояние. Среди значимых событий XX века в первую очередь называется Великая Отечественная война, затем уже отмечаются космические достижения, распад СССР, появление интернета, разработка нанотехнологий и др.
К распаду Советского Союза отношение выражается в основном через мнение родителей, и чётко прослеживается сожаление о том, что нет больше такой общей территории и слишком велик разрыв между бедными и богатыми.
К политикам, вызывающим уважение, в первую очередь относится В.В. Путин. Называются также политические деятели прошлых лет - Пётр I, Екатерина II. По одному выбору получили В.И. Ленин, И.В. Сталин, А. Меркель, дважды отмечен В.В. Жириновский.
Как положительный момент восприятия современности отмечается позитивное отношение к иммигрантам, но с пожеланием, чтобы они учитывали обычаи и культуру нашей страны. Только в двух ответах прозвучало нейтральное отношение, и в одном - резко негативное. На таком позитивном отношении можно выстраивать добропорядочные межнациональные контакты, что способствует росту духовной активности и веротерпимости. Ранее в наших работах [1, 2] прослеживались причины возникновения негативных межнациональных проявлений и предлагались способы их разрешения и предупреждения, здесь же мы остановились на проблеме иммиграции как таковой, поскольку на сегодняшний день она является наиболее актуальной, но связь этих явлений несомненна. Ответы показали, что вчерашние школьники, сегодня уже студенты, образно говоря, получили в семье и школе «прививку от национализма», и такая система воспитания положительно сказывается на развитии их духовного мира.
Отношение к войне в Украине преобладающе отрицательное (5-ый вопрос), позиция силового решения и вмешательства Америки вызывает возмущение, и отчётливо прозвучало желание нормализации российско-украинского взаимодействия.
Желание жить и работать в другой стране выразили 7 человек, остальные предпочитают свою страну.
Последующие вопросы были посвящены художественно-интеллектуальной стороне жизни, и самым отрадным, на наш взгляд, является обращение молодёжи к классической художественной литературе, а также к лучшим образцам современной литературы и поэзии. К телевидению отношение в основном прохладное, любимые передачи назвали только 5 человек.
Кинотеатры, концерты и др. (10-ый вопрос) в основном посещают не так часто, как бы хотелось (не хватает времени, денег). Авторитеты из мира искусства существуют, причём в основном это отечественные деятели литературы, живописи и т. д., но зарубежные имена тоже присутствуют. В целом ответы показали, что уровень духовности, интеллектуального развития наших студентов достаточно высок, и на этих показателях можно выстраивать воспитательную работу, ориентируя студентов на ещё
больший уровень достижений в личностном и профессиональном становлении. К несомненно положительным моментам следует отнести знание ими народных традиций, обычаев, принятие этих традиций.
И последнее, что нас интересовало - это отношение к религии. В основном оно положительное, всего 3 человека относятся к ней нейтрально, остальные отмечают, что вера человеку необходима (это не означает, что все они верующие).
Всё вышесказанное побуждает нас к необходимости обозначения системы воспитательных воздействий, не подавляющих личность человека, а побуждающих его к росту и совершенствованию. И начало такой работы должно осуществляться ещё в дошкольном возрасте. В исследованиях Н.Н. Беспаловой говорится о роли народной культуры в воспитании подрастающей личности, о роли конкретных игр, потешек, пословиц и поговорок. Основы нравственного воспитания, проявления чувств коллективизма и патриотизма представлены в игровой форме, без назидательности, скучного морализаторства, без упрёков и унижений. Авторские работы Н.Н. Беспаловой [3, 4], как и других исследователей народного творчества [5, 6], могут быть использованы не только в системе дошкольных образовательных учреждений, но и в системе начального школьного образования, а также в дошкольном воспитании.
В подростковом и юношеском возрасте такая работа должна продолжаться. Уместны диспуты, беседы, игровые тренинги по определению оценки собственной личности, своего места в коллективе, отношения к своей стране и другим странам. Вопросы диспута или беседы для старшеклассников могут быть следующими.
Тема: «Кто я в современной действительности?»
1. Знаю ли я, кем я хочу быть?
2. Почему я выбираю именно эту профессию?
3. Имею ли я представление о других профессиях?
4. Какие у меня есть лучшие человеческие качества?
5. От каких качеств мне хотелось бы избавиться?
6. Чем для меня является школа?
7. Нужно ли в школе воспитывать чувство патриотизма?
8. Знаю ли я свою родословную?
9. Какие книги я выбираю?
10. Что бы мне хотелось изменить в своей стране?
Вопросы для студентов можно варьировать, предлагая
усилить профессиональную роль в личностном совершенствовании. Правомерно и в школе, и в вузе обращаться к системе игровых тренингов, выбирая из них приёмы, короткие задания, которыми может овладеть не только психолог, способствующие формированию видения другого человека в самых неожиданных ситуациях у школьника и студента и определению для себя оптимальных способов межличностного общения, не унижающих достоинство другого человека.
Полезен также при проведении бесед на темы современной действительности анализ политических событий с приведением различных точек зрения российских и зарубежных политиков, экономистов, публицистов. Преподаватели общенаучных дисциплин эту работу проводят, и достаточно успешно, но хорошо, если она будет продолжаться и в неформальной обстановке. И школьники, и студенты должны учиться выражать своё мнение, каким бы оно ни было, без опасения последствий для себя.
Подобную работу можно проводить, опираясь на материалы периодической печати, учитывая при этом критический анализ авторских высказываний.
В условиях вузовской действительности существенную помощь, помимо обучения и воспитания методом обращения к вопросам духовно-нравственного развития на лекциях и семинарских занятиях, может оказать психологическая служба с её возможностью увидеть человека и в межличностном общении, и наедине, в индивидуальных беседах. Когда происходит обращение к психологу в неформальной обстановке с той открытостью, которой может не быть в системе учебных занятий, появляется диалоговое общение, где главный принцип: «Не навреди, но по-
Библиографический список
моги!». И здесь необходимы политическая грамотность сотрудника, ориентированность в событиях, терпимость к инакомыслию, терпение и способность не осудить, но попытаться вместе разобраться в вопросах морали и нравственности.
Помимо индивидуальной психологической работы, рекомендуется кураторам и преподавателям проводить диспуты, беседы, игровые тренинги по определнию оценки собственной личности, своего места в коллективе, отношения к своей стране и другим странам. В системе игровых тренингов существуют приёмы, короткие задания, которыми может овладеть не только психолог и которые помогут студенту увидеть другого человека в самых неожиданных ситуациях и определить для себя оптимальные способы межличностного общения, не унижающие достоинство другого человека [7]. Интересным методом является проведение практическим психологом встреч, бесед совместно с другими преподавателями и сотрудниками, когда предметом обсуждения становятся вопросы и профессионального, и нравственного совершенствования личности (беседы совместно с Н.С. Плюс-ниной о профессиональной ориентированности студентов на первых и последних курсах, с Л.А. Гриневич о профилактике экстремизма и воспитании позитивного отношения к людям разных национальностей и др.). Профессионально-психологические, духовно-нравственные ориентиры должны быть предметом постоянного изучения психологической службой.
Исходя из вышесказанного, следует определить систему основных задач психологической службы:
1. Изучение мотивационных ожиданий студентов младших курсов.
2. Изучение проблем адаптации к вузовской жизни студентов 1-ых курсов.
3. Анализ профессиональных ожиданий студентов средних и старших курсов и их готовности к работе в трудовых коллективах.
4. Изучение особенностей духовно-нравственного развития студентов младших курсов.
5. Составление мер коррекционной и компенсаторной поддержки с учётом изучения анализа полученных результатов.
Профессионально-психологическая работа непременно должна проводиться в рамках учебной и досуговой деятельности, с привлечением преподавателей и общенаучных, и специальных дисциплин. При необходимости следует опираться на опыт и контактные встречи с представителями трудовых коллективов.
Что касается вопросов учебной деятельности, то здесь спектр воспитательной работы преподавателя достаточно широк: от изучения вопросов личностного становления в работах авторов ещё античных времен до анализа современных теорий личностного совершенствования и развития. Система контрольно самостоятельной работы с различными заданиями по теме «Личность» (конспектирование учебной и научно-популярной литературы, составление плана главы и проверочных к ней вопросов, реферирование работ по данной проблеме и т.д.) даёт возможность студенту не только усвоить основные понятия и категории, но и найти содержание ценностей, близких собственной внутренней позиции, собственным взглядам и духовным ориентирам. А семинарское занятие, закрепив изучаемый теоретический материал, в дискуссионном обсуждении позволит увидеть систему вечных ценностей, отражённых в структуре личности С.Л. Рубинштейна [8] и представленных, в том или ином виде, в работах других авторов, изучающих структуру личности с её основными направлениями.
Как в практической, так и в теоретической деятельности учителю школы, преподавателю вуза, родителям, работникам социокультурной сферы необходимо обращаться к материалам художественной литературы, искусства, народной педагогики, средств массовой информации, к другим источникам, способным дать возможность подрастающей личности развиваться в лучших традициях гуманистической педагогики и психологии.
1. Лукьянова З.Н. Социально-психологические проблемы восприятия межнациональных отношений. Психолого-педагогические проблемы личностно-ориентированного воспитания. Барнаул, 1999.
2. Лукьянова З.Н. Способы и приёмы оптимизации межнационального общения. Психология общения 2000: проблемы и перспективы: тезисы международной конференции. Москва, 2000.
3. Беспалова Н.Н. Использование народной педагогики в условиях дошкольных образовательных учреждений. Барнаул, 2000.
4. Беспалова Н.Н. Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2000.
5. Батурина Г.И. Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России. Москва: Школа-Пресс, 1998.
6. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Москва: Издательский центр «Академия», 1999.
7. Бодалёв А.А. Личность в общении. Москва: Международная педагогическая академия, 2000.
8. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2014.
References
1. Luk'yanova Z.N. Social'no-psihologicheskie problemy vospriyatiya mezhnacional'nyh otnoshenij. Psihologo-pedagogicheskie problemy lichnostno-orientirovannogo vospitaniya. Barnaul, 1999.
2. Luk'yanova Z.N. Sposoby i priemy optimizacii mezhnacional'nogo obscheniya. Psihologiya obscheniya 2000: problemy i perspektivy: tezisy mezhdunarodnoj konferencii. Moskva, 2000.
3. Bespalova N.N. Ispol'zovanie narodnojpedagogiki vusloviyah doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Barnaul, 2000.
4. Bespalova N.N. Realizaciya vospitatel'nogo potencíala narodnoj pedagogiki v doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2000.
5. Baturina G.I. Kuzina T.F. Zanimatel'naya pedagogika narodovRossii. Moskva: Shkola-Press, 1998.
6. Kulikova T.A. Semejnaya pedagogika i domashnee vospitanie. Moskva: Izdatel'skij centr "Akademiya", 1999.
7. Bodalev A.A. Lichnost' v obschenii. Moskva: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya, 2000.
8. Rubinshtejn S.L. Osnovypsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2014.
Статья поступила в редакцию 17.06.16
УДК 57.042, 57.048
Martyshov A.V., Deputy Director of Secondary School №1432 "New school", (Moscow, Russia), E-mail: [email protected] Goruynova S.V., Doctor of Sciences (Biology), Professor, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]_
Glebov V.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
MONITORING OF THE FUNCTIONAL STATE OF MOSCOW CHILDREN WITH VARIOUS PHYSICAL ACTIVITIES. In the article the researchers give physiological assessment of condition of children, having different types of physical activity. The research was conducted during the period from 2007 to 2011, in which pupils of a Moscow school (131 school students of 8+1,1 years of age) took part. The comparative analysis of the state of health and physical development of children, who are engaged in all-physical training and children attending classes on karate in the system of additional education at school No. 1432 (Moscow) revealed significant distinctions in the studied indicators. Higher level of adaptation to physical activities of pupils of skilled group is noted. The authors have found that for most of martial artists of the skilled group (89,4%) 3 minutes were almost enough to recover the cardiovascular system after physical activity. Control measurements of heart rate and the sympathetic-adrenalin tone at the end of the experiment showed a decrease in these indicators at younger school students from the skilled group (82,4%) to the basic group (38,4%) and these indicators almost didn't decrease in pupils of the control group.
Key words: psycho-emotional sphere, physical activity, pupils, karate, educational and training occupations, oriental martial arts, physical development.
A.В. Maртышов, зам. директора, ГБОУ учреждение Среднеобразовательная школа №1432 «Новая школа», г. Москва, E-mail: [email protected]
С.В. Горюнова, д-р биол. наук, проф., Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: [email protected]
B.В. Глебов, доц. каф. судебной экологии с курсом экологии человека, Российский университет дружбы народов г. Москва, E-mail: [email protected]
МОНИТОРИНГ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МОСКОВСКИХ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКОЙ
В статье дана физиологическая оценка состояния детей, имеющих разные виды физической нагрузки. Представленное исследование проводилось в период с 2007 по 2011 гг., в нём приняли участие учащиеся московской школы (131 школьник возраста 8+1,1_лет). Сравнительный анализ состояния здоровья и физического развития детей, занимающихся общефизической подготовкой и детей, посещающих занятия по каратэ в системе дополнительного образования (ДО) в школе № 1432 (Москва) выявил значимые различия в исследуемых показателях. Отмечен более высокий уровень адаптации к физическим нагрузкам учащихся опытной группы. Установлено, что для большинства (89,4%) единоборцев опытной группы 3-х минутного интервала времени после физической нагрузки было достаточно практически полного восстановления сердечно-сосудистой системы. Контрольные измерения частоты сердечных сокращений и симпато-адреналового тонуса в конце исследования демонстрировали снижение этих показателей у младших школьников, учащихся опытной группы в 82,4%, у учащихся базовой группе в 38,4% и практически не снижались данные показатели у учащихся контрольной группы.
Ключевые слова:физическая активность, учащиеся, каратэ, учебно-тренировочные занятия, восточные единоборства, физическое развитие.
Несмотря на усиление внимания многих специалистов и исследователей в области здоровья и адаптации учащихся, многие факторы риска в образовательной среде изучены еще в недостаточной мере [1 - 5]. Актуальность настоящего исследования определяется тем, что дезадаптация школьников России носит ярко выраженный психосоматический характер и тесно связана с учебным процессом, а организация работы по профилактике возникновения функциональных нарушений у детей возможна только на основе знаний особенностей адаптационных процессов детского организма в образовательной среде [6; 7]. В этой связи важным аспектом выступает проблема дозированности физических нагрузок [8 - 10]. Важность занятий физической культурой и
спортом ни кем не оспаривается. Однако в последнее время все чаще появляется информация о патологической реакции сердечно-сосудистой системы учащихся во время соревнований [10]. Набор детей в спортивные секции осуществляется уже с 5 - 6 летнего возраста, несмотря на рекомендации врачей и физиологов. Интенсивные физические нагрузки, не имеющие научно-обоснованных норм, истощают организм детей и подростков и сказываются на работе основных функциональных систем [10].
Адаптивные реакции организма на физическую нагрузку в первую очередь связаны с изменениями в функционировании кардиореспираторной системы, обеспечивающей повышение производительности аппарата кровообращения [10]. Именно