Научная статья на тему 'О содержании программ подготовки педагогов к профилактике проявлений терроризма в образовательных организациях'

О содержании программ подготовки педагогов к профилактике проявлений терроризма в образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВЫ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕРРОРИСТА / ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ТЕРРОРИЗМА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОЯВЛЕНИЙ ТЕРРОРИЗМА / TERRORISM ACTIVITY / THE STRUCTURE OF TERRORISM ACTIVITY / MOTIVES OF TERRORISM ACTIVITY / PERSONAL IDENTITY OF TERRORIST / TERRORISM PREVENTIVE MAINTENANCE / TEACHERS SKILLS AND COMPETENCES FOR DECIDING PROBLEMS WITH TERRORISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ждан Наталья Александровна

В статье сделан акцент на психолого-педагогическом аспекте решения задач профилактики проявлений терроризма в образовательных организациях общего образования. На основе анализа профессионального стандарта деятельности, федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предпринимается попытка обосновать содержание программ подготовки учителя к профилактике проявлений терроризма на примере программ дополнительного профессионального образования. Выявлены содержательные направления таких программ, приведены примеры заданий, способствующих формированию необходимых знаний и умений как условия развитие компетентности учителя в области решения задач профилактики проявлений терроризма в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ждан Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the content of teacher training programs for prevention manifestations of terrorism in educational organizations

The article discusses psycho-pedagogical aspect of preventive maintenance of terrorism in educational institution. The author analyzes professional standards of activity, federal, state, educational standards of a common education. The article tries to establish content of program preparing teachers for terrorism preventive maintenance. The article reveals content directions of this programs, gives examples of tasks forming skills and competences for deciding problems with terrorism.

Текст научной работы на тему «О содержании программ подготовки педагогов к профилактике проявлений терроризма в образовательных организациях»

УДК 37+371+377

Н. Л. ЖДАН

Омский государственный педагогический университет, г. Омск

о СОДЕРЖАНИИ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ТЕРРОРИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ_

В статье сделан акцент на психолого-педагогическом аспекте решения задач профилактики проявлений терроризма в образовательных организациях общего образования. На основе анализа профессионального стандарта деятельности, федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предпринимается попытка обосновать содержание программ подготовки учителя к профилактике проявлений терроризма на примере программ дополнительного профессионального образования. Выявлены содержательные направления таких программ, приведены примеры заданий, способствующих формированию необходимых знаний и умений как условия развитие компетентности учителя в области решения задач профилактики проявлений терроризма в школе.

Ключевые слова: террористическая деятельность, структура террористической деятельности, мотивы террористической деятельности, личностные характеристики террориста, профилактика проявлений терроризма, компетентность учителя в области решения задач профилактики проявлений терроризма.

Современному учителю помимо стратегической задачи эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования постоянно приходится решать разнообразные тактические задачи, в том числе связанные с необходимостью регулирования отношений субъектов образовательного процесса между собой как непосредственно в образовательном процессе, так и за его рамками. Недостаточный уровень профессионализма педагога при решении этих задач является одной из причин повышения уровня негативных социальных явлений, роста антиобщественных проявлений со стороны детей, в том числе росту числа террористические актов, совершаемых несовершеннолетними в России.

На сайтах образовательных организаций общего образования можно обнаружить материалы, направленные на профилактику терроризма и экстремизма. Среди них разнообразные информационные материалы, в том числе статистические данные о террористических актах в мире в целом и России в частности; разработки соответствующих тематических мероприятий с учащимися и родителями, разнообразные целевые программы по профилактике экстремизма, этносепаратизма, укреплению толерантности и пр., методические рекомендации для педагогических работников по профилактике проявлений терроризма, экстремизма в образовательных организациях и пр.

Особое место среди этих материалов занимают разнообразные нормативные документы разных уровней управления по проблемам безопасности

жизнедеятельности и безопасности функционирования образовательных организаций. Так, на сайте известной сегодня всей России Ивантеевской СОШ в рубрике «Безопасность» представлен весьма внушительный перечень федеральных, региональных, муниципальных нормативных актов, методических рекомендаций, писем органов управления, направленных на обеспечение безопасной среды образовательной организации — порядка 60 ссылок! Заслуживает внимания и положение об антитеррористической группе образовательной организации, которая, исходя из перечисленных задач, осуществляла (должна была осуществлять) ряд конкретных действий, направленных на профилактику терроризма. Среди них: анализ информации о состоянии терроризма и тенденциях его развития; координация деятельности образовательного учреждения с органами исполнительной власти и силовыми ведомствами, осуществляющими борьбу с терроризмом; планирование и осуществление мероприятий, направленных на противодействие терроризму и обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательного учреждения. К сожалению, все это на практике не обеспечило необходимый уровень эффективности профилактической деятельности в этой школе.

Анализируя произошедшую трагедию, представители органов власти, психологи, психиатры, криминалисты называют различные причины, в том числе негативное влияние подробного освещения в СМИ криминальных инцидентов и происшествий; недостаточное внимание к детям со стороны

родителей; отсутствие в школах знании по медицинским картам, дефицит школьных психологов и пр.

Соглашаясь с точкой зрения сенатора Елены Мизулиной на необходимость комплексного решения проблемы профилактики, с которой «...надо разбираться, «системно», привлекая к ее решению детских психологов, правоохранительные органы, профильные ведомства и саму молодёжь» [1], остановимся на психолого-педагогическом аспекте профилактики проявлений терроризма в образовательной организации. Уполномоченный по правам ребенка Московской области Ксения Мишонова особо отметила, что трагедия в Ивантеевке является «поводом пересмотреть всю систему образовательного процесса, взаимодействия родителей, детей и педагогического состава, . пересмотреть подход к ученикам как личностям» [2].

Модель личностно ориентированного образовательного процесса всегда рассматривалась в отечественной педагогике как одна из базовых ценностей. Однако ее полномасштабная реализация стала возможна только с 2011 г., когда во всех российских школах начался обязательный переход на федеральные государственные образовательные стандарты. Помимо требований к уровню освоения предметных результатов (традиционно представляемых в формате «должен знать», «должен уметь»), в стандартах нового поколения представлены личностные и метапредметные образовательные результаты и требования к ним, предусмотрено формирование различных видов деятельности на основе формирования и развития универсальных учебных действий, даны характеристики личности выпускника, так называемый «портрет выпускника» соответствующей ступени обучения [3 — 5].

Ключевой фигурой, способной обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов, является педагог. По мнению разработчиков ФГОС общего образования, такой учитель должен владеть не только традиционными, но и принципиально новыми средствами организации образовательного процесса, и, в первую очередь, обладать новым педагогическим мышлением и уметь осуществлять педагогический процесс в контексте системно-деятельностно-го подхода [3 — 5].

Однако, несмотря на как минимум 7-летний опыт реализации новых стандартов в российских школах, говорить об освоении педагогами в полной мере необходимых умений и, тем более, принципиальном изменении мировоззрения учителя не приходится. Педагоги, большинство из которых получили общее и профессиональное образование в системе традиционного обучения (часто в противовес личностно ориентированному, его называют «личностно отчужденное»), присвоили ценности этой системы, стали ее частью и, что совершенно закономерно, воспроизводят в своей профессиональной деятельности именно эту систему, несмотря на требования ФГОС общего образования. В большей степени это характерно для учителей-предметников, работающих в основной и старшей школе и продолжающих реализовывать государственные образовательные стандарты, ориентированные на отдельные предметы. Именно на этих ступенях обучения реализация принципов личностно ориентированного подхода становится, по мнению психологов, особенно значимой, т.к. на первое место у подростков выдвига-

ется деятельность, связанная с общением. Учителя начальных классов, которые, по сути, непрерывно работают с одним и тем же ребенком в течение 4-х лет и которые в период с 2011 по 2017 гг. «успели» пройти цикл работы в новых условиях практически дважды, демонстрируют более высокий уровень компетентности в области применения принципов личностно ориентированного подхода. Таким образом, подготовка педагога, способного реализовать личностно ориентированную модель образовательного процесса как необходимое условие решения учителем современных профессиональных задач, в том числе и в области профилактики терроризма, является актуальной социальной проблемой.

Одним из путей формирования «личностно ориентированного учителя» является дополнительное профессиональное образование педагогических работников. Остановимся на некоторых характеристиках программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, на примере программ, направленных на развитие компетентности учителя в области профилактики проявлений терроризма в образовательных организациях.

Особую актуальность для личности учителя, способного к реализации личностно ориентированного образовательного процесса, приобретают трудовые действия, связанные с выполнением им воспитательной и развивающей функций (в профессиональном стандарте они интерпретируются как трудовые функции). К числу таких трудовых действий, направленных на понимание личности обучающегося, на организацию эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса, в том числе, при создании безопасной образовательной среды как важного условия профилактики проявлений терроризма, следует отнести:

— регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;

— проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка;

— оценку параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе;

— применение инструментария и методов диагностики, оценки показателей уровня и динамики развития ребенка;

— освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу и др. [6].

Формирование этих трудовых действий предполагает освоение учителем знаний и умений, соответствующих этим действиям и необходимых для их выполнения. Как показывает анализ профессионального стандарта, соответствующего деятельности учителя, основу этих действий должны составлять такие знания, как законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации, кризисов развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики и др. [6].

Рассмотрим более подробно те знания и умения, необходимые учителю для эффективной профилактики проявлений терроризма, которая возможна только в условиях личностно ориентированной модели образовательного процесса.

Как уже отмечалось ранее, одним из важнейших понятий ФГОС общего образования является понятие «деятельность», а методологической основой их реализации — системно-деятельностный подход [3 — 5]. Как показывают исследования российских психологов (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры деятельности, ее мотивов, целей, средств осуществления. Согласно базовой схеме

A. Н. Леонтьева, в структуре любой деятельности присутствуют:

— мотив как предмет потребности человека, на удовлетворение которой направлена деятельность. Деятельности без мотива не бывает; «немотивированная» деятельность — это деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом. Мотив как предмет, удовлетворяющий потребность, обладает двумя функциями — побуждает к деятельности и придает данной деятельности особый личностный смысл;

— действие как элемент деятельности, процесс, подчиненный сознательной (промежуточной) цели. «Основными «составляющими» отдельных человеческих деятельностей являются осуществляющие их действия. За счет осуществления цепочки действий достигается мотив, то есть осуществляется определенная деятельность;

— операция как первичная единица деятельности, представляющая собой задачу, данную в определенных условиях, и, решая которую, человек совершает действие. Как отмечает А. Н. Леонтьев: «Способы осуществления действия я называю операциями. Действия ..., соотносительны целям, операции — условиям» [7].

Безусловно, наиболее значимыми для учителя являются знания об учебной и учебно-познавательной деятельности и, соответственно, учебных, учебно-познавательных мотивах, действиях, операциях. Эта информация сегодня представлена во всех современных учебных пособиях, рекомендованных для подготовки педагогических кадров. В условиях необходимости реализации личностно ориентированной модели образовательного процесса данный подход следует применить и по отношению к другим видам деятельности, формирование которых предусмотрено ФГОС общего образования. Это — общественно полезная, проектная, учебно-исследовательская и др. виды деятельности [3 — 5].

В рамках рассматриваемой проблемы представляется перспективным использовать данный подход и по отношению к террористической деятельности, тем более что рассмотрение терроризма как деятельности осуществляется рядом современных исследователей в этой области: Д. В. Ольшанским,

B. А. Сосниным, Т. А. Нестиком и др., и используется составителями учебных и учебно-методических пособий спецкурсов при подготовке по программам психолого-педагогической направленности, например [8]. Д. В. Ольшанский, характеризуя террор как особый вид деятельности, определяет ее основной (главный) мотив как устрашение других людей: «объективно, именно чужой страх, как мотив, движет действиями террориста и придает смысл всему его существованию». Исследователь перечисляет действия террориста, направленные на удовлетворение этого мотива: подготовку оружия, выслеживание жертвы, определение места совершения будущего террористического акта и т. д.; а также рассматривает отдельные действия как отдельные

операции. Например, «.подготовка оружия складывается из его выбора, приобретения, приведения в боевое состояние, проверки, оснащения боеприпасами, маскировки и т. д.» [9, с. 83 — 84]. Таким образом, в содержание программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов по вопросам профилактики проявлений терроризма может быть включена информация о компонентах структуры террористической деятельности — мотивах, действиях, операциях.

Это не противоречит и требованиям профессионального стандарта деятельности [6], в соответствии с которым учитель должен обязательно уметь составлять психолого-педагогическую характеристику личности обучающегося, основой которой являются ее мотивы. Наиболее значимой, с точки зрения решения практических задач профилактики терроризма, представляется информация о мотивах террористической деятельности, а также информация о классификации этих мотивов, т.к. в реальной жизни, в любой деятельности, в том числе террористической, человек руководствуется не одним мотивом, а комплексом мотивов. Достаточно интересной в практическом аспекте представляется такая классификация, как ранжирование мотивов по частоте встречаемости, которое было выявлено Д. В. Ольшанским на основе исследования самоотчетов террористов [9, с. 86 — 87].

С учетом этой классификации и исходя из необходимости применения этих знаний на практике как обязательного условия их освоения учителем, педагогам, осваивающим программы ДПО, можно предложить такие задания:

— как Вы понимаете, что представляют собой меркантильные мотивы (идеологические мотивы; мотив преобразования, активного изменения мира; мотив своей власти над людьми; мотив интереса и привлекательности той и или иной сферы деятельности; мотив самореализации);

— объясните, каким образом в деятельности человека могут проявляться меркантильные мотивы (идеологические мотивы; мотив преобразования, активного изменения мира; мотив своей власти над людьми; мотив интереса и привлекательности той или иной сферы деятельности; мотив самореализации);

— приведите примеры проявления меркантильных мотивов (идеологических мотивов; мотива преобразования, активного изменения мира; мотива своей власти над людьми; мотива интереса и привлекательности той или иной сферы деятельности; мотива самореализации) в разных видах деятельности; в террористической деятельности.

Знание мотивов террористической деятельности может помочь педагогу при изучении мотивацион-ной сферы обучающихся в целом, что выступает необходимым условием как реализации личностно ориентированного образовательного процесса, так и эффективности профилактической деятельности по проявлению терроризма.

Знания о действиях (операциях) при подготовке к террористическому акту, так как речь идет именно о профилактике проявлений терроризма, также могут помочь педагогу качественнее выполнять трудовые действия, обеспечивающие безопасность образовательного учреждения. К таким действиям, представленным в профессиональном стандарте, следует отнести: выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся; регулирование их поведения; определение четких

правил поведения; обеспечение принятия этих правил обучающимися и др. [6].

Задания, которые могут быть предложены педагогам при освоении дополнительных профессиональных программ, следует ориентировать на установление причинно-следственных связей между мотивами (группами мотивов) террористической деятельности и действиями (операциями), совершаемыми террористами. Для этого можно использовать описание конкретных террористических актов, которое представлено в СМИ, специализированной литературе, а также личные наблюдения педагогов за поведением обучающихся. Например, учителям можно предложить на основе анализа конкретной ситуации перечислить, какие действия совершал террорист на этапе подготовки к террористическому акту; предположить, какие действия может совершать террорист в случае присутствия у него определенного вида мотивов; перечислить действия подростка, которые могут свидетельствовать о подготовке к террористическому акту (участии в подготовке) и др.

Кроме знания мотивов, действий (операций) террористической деятельности, практический интерес для учителя могут представлять личностные характеристики террориста, так как умение составлять психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности не ограничивается определением мотивов.

Выявление личностных характеристик террориста, по мнению ряда специалистов, является одной из самых сложных, до сих пор не разрешенных задач. Анализируя предлагаемые три психологические модели личности террориста: психопат-фанатик, фрустрированный человек, человек из ущербной семьи, — Соснин В. А., Нестик Т. А. отмечают, что непротиворечиво объясняя отдельные аспекты, эти модели тем не менее не объясняют проблемы террористической направленности личности в целом [10].

Обобщая результаты, полученные в рамках целевой программы эмпирических исследований личности террориста, осуществляемой Академией права и управления ФСИН России совместно с Институтом гуманитарного образования (на основе изучения личности осужденных террористов), Э. Л. Боднар приводит два варианта личностных характеристик. Условно эти разновидности личности составитель называет «модель агрессивного террориста» и «модель террориста по убеждениям» — идеологическим, политическим, религиозным [8, с. 40-41].

При освоении программ ДПО по профилактике проявлений терроризма, целесообразно познакомить учителей с этими характеристиками. Однако только запоминания личностных характеристик террориста недостаточно. В рамках осваиваемой дополнительной профессиональной программы педагогам следует предложить интерпретировать эти характеристики, высказать предположение о том, как будет проявляться в поведении та или иная личностная характеристика, сравнить ценностное отношение разных типов к себе, другим людям, обществу в целом и др. Перечисленные действия могут быть обеспечены выполнением учителем следующих заданий:

— объясните, каким образом в поведении проявляются следующие личностные характеристики: эгоцентризм, завышенная самооценка, морализаторство, пуританизм, рационализация и т.д.;

— опираясь на личностные характеристики, определите ценностные отношения агрессивного террориста (террориста по убеждениям) к самому себе (к другим людям);

— определите, в чем проявляется сходство (различие) ценностных установок агрессивного террориста и террориста по убеждениям.

Кроме этого, представляется интересным сравнить эти характеристики с личностными характеристиками выпускника, той или иной ступени обучения, представленной в соответствующем федеральном государственном образовательном стандарте, а также с личностными характеристиками конкретных обучающихся, выявить сходство и различие.

Таким образом, при разработке современных дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) следует использовать системно-деятельностный подход, предусматривающий формирование у учителя представлений о сущностных характеристиках деятельности, причем не только учебной и учебно-познавательной, но и учебно-исследовательской, проектной, общественно полезной и др. видов деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Это будет способствовать формированию у педагога нового мышления и реализации этим педагогом на практике идей личностно ориентированной образовательной парадигмы.

В свою очередь, включение в программы ДПО тем (модулей, дисциплин и пр.), направленных на ознакомление педагогов с психологической структурой террористической деятельности, мотивацией, действиями (операциями), личностными характеристиками террориста, является средством и одним из условий эффективной профилактики проявлений терроризма в образовательной организации.

Библиографический список

1. Мизулина прокомментировала ЧП в Ивантеевке // РИА Новости. URL: https://ria.ru/incidents/20170905/1501803188. html (дата обращения: 06.09.2017).

2. Новые обстоятельства ЧП в Ивантеевке: о планах «стрелка» знали многие // РИА Новости. URL: https://ria. ru/incidents/20170906/1501924055. html (дата обращения: 07.09.2017).

3. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373. URL: http://base. garant. ru/197127/ (дата обращения: 07.05.2017).

4. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изм. и доп.): приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897. URL: http://base.garant.ru/55170507/ (дата обращения: 07.05.2017).

5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (с изм. и доп.): приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413. URL: http://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения: 07.05.2017).

6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства образования и науки РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. URL:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/ (дата обращения: 28.04.2017).

7. Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с. URL: https://refdb.ru/look/1474213-pall.html (дата обращения: 08.09. 2017).

8. Психология терроризма / Сост. Э. Л. Боднар; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. 76 с.

9. Ольшанский Д. В. Психология терроризма. СПб.: Питер, 2002. 288 с. ISBN 5-94723-102-6.

10. Соснин В. А., Нестик Т. А., Современный терроризм. Социально-психологический анализ. М.: Изд-во «Институт

психологии РАН», 2008. URL: http://iknigi.net/avtor-timofey-nestik/92897-sovremennyy-terrorizm-socialno-psihologicheskiy-analiz-timofey-nestik/read/page-1.html (дата обращения: 03.09. 2017).

ЖДАН Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Управление развитием образования».

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.09.2017 г. © Н. А. Ждан

УДК 159.9+614+93/94+323/324

О. А. КИРЬЯШ

Омский государственный педагогический университет, г. Омск

поведение людей в условиях террористического акта

В данной статье представлена динамика причин, форм, методов, особенностей и проявлений терроризма начала ХХ—ХХ1 вв. В тексте охарактеризованы основные модели поведения людей в условиях совершения террористического акта и их ошибки. В статье раскрываются специфические поведенческие проявления террористов-смертников при совершении террористической акции.

Ключевые слова: террор, терроризм, террористический акт, террористическая акция, поведение людей.

Терроризм, как явление, порожден не в нашем столетии, но, по мнению многих экспертов, станет «чумой XXI в.». Практика терроризма активно себя зарекомендовала начиная с 70-х XIX в., когда на исторической арене появились революционные народники, которые выдвинули индивидуальный террор как средство устрашения и достижения поставленных целей. В «Катехизисе» революционера был определен основной круг людей, которые станут мишенью новой зарождающейся террористической волны: «прежде всего, должны быть уничтожены люди, особенно вредные для революционной организации, и такая, внезапная и насильственная смерть которых может навести наибольший страх на правительство ... люди, которым даруют только временно жизнь, дабы они рядом зверских поступков довели народ до неотвратимого бунта. множество высокопоставленных скотов или личностей, не отличающихся ни особенным умом и энер-гиею, но пользующихся по положению богатством, связями, влиянием и силою . государственные честолюбцы и либералы с разными оттенками . доктринеры, конспираторы и революционеры в праздно-глаголющих кружках и на бумаге . женщины, которых должно разделить на три главных разряда. Одни — пустые, обессмысленные и бездушные, которыми можно пользоваться» [1]. Тактика точечного уничтожения людей была реализована. По большому счету у людей, выбранных в качестве жертв, шансов остаться в живых не было, дело было только во времени. «Начиная с октября 1905 года в Российской империи было убито и ранено 3611 государственных чиновников. К концу 1907 года это

число увеличилось почти до 4500 человек. Вместе с 2180 убитыми и 2530 ранеными частными лицами общее число жертв в 1905—1907 годах Гейфман оценивает числом более 9000 человек. По официальной статистике, с января 1908 года по середину мая 1910 года произошло 19957 террористических актов и экспроприаций, в результате которых было убито 732 госчиновника и 3051 частное лица, при этом 1022 госчиновника и 2829 частных лиц были ранены» [2].

Практика индивидуального террора, которая была распространена во второй четверти XIX — начале XX вв. предполагала физическое устранение конкретных высокопоставленных людей, которые совершили конкретные преступления, однако в силу юридических коллизий понести законное наказание не могут. Конечно, при индивидуальном терроре были случайные жертвы, однако это было скорее исключение из правил, нежели правило.

В современных условиях индивидуальный террор постепенно вытесняется массовым террором, цель которого состоит в массовом запугивании людей, создании атмосферы всеобщей неустойчивости и дестабилизации. Массовый террор всегда сопряжен с огромным количеством невинных жертв. Помимо этого, современные исследователи подчеркивают, что современный терроризм обладает не только современным оружием, но и демонстрирует хорошую подготовленность террористических актов, усовершенствование деятельности многочисленных террористических группировок, увеличение финансовых и людских потоков в террористической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.