Н.Ю. Комлев,
кандидат юридических наук (КФ ВЮИ ФСИН России)
О СОДЕРЖАНИИ И СПЕЦИФИКЕ КОНЦЕПТА «ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА»
В статье раскрываются содержание и специфика понятия «правовая политика», значение правовой политики в реформах российского государства.
В последние годы словосочетание «правовая политика» достаточно часто встречается в нормативных правовых актах, в работах ученых, в средствах массовой информации и обыденной жизни.
Однако единое восприятие данного явления с точки зрения его категориального статуса, ценностных приоритетов и механизма реализации до сих пор отсутствует. Теоретиками права справедливо отмечается недостаточность общетеоретической разработки концепта «правовая политика». Разработка эффективной правовой политики государства, обоснование концепции правового развития на ближайшее время и на перспективу представляют собой одну из важнейших задач современной отечественной юридической науки. Особое значение правовая политика приобретает в период проведения различных
государственных реформ, утверждения принципов федерализма,
совершенствования системы управления. Для обеспечения поступательного развития российского общества важно, чтобы все эти изменения протекали в правовом русле, чтобы при этом использовались не волевые и тем более не силовые, а исключительно легитимные методы, средства и формы.[1,с.5-6]
В научной литературе представлены различные точки зрения относительно определения правовой политики, как базовой категории теории государства и права. Эта проблематика поднимается в фундаментальных работах А.И.Демидова
А.В.Маль-ко, К.В. Шундикова, В.В. Субочева, Н.И. Матузова и др. [2]
Для прояснения терминологической ситуации целесообразно исходить из теории правовой политики, разработанной, главным образом, в трудах теоретиков права Н.И.Матузова, А.В. Малько и других отечественных правоведов. Так, Н.И.Матузов определяет правовую политику как «комплекс мер, целей, задач, программ, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права» [3]. В рамках диалектической связи общего (политика вообще), особенного
(государственная политика) правовая политика (форма государственной
политики) относится к единичному.
По вопросу о соотношении понятий «политика» и «государственная политика» в научной литературе высказываются неоднозначные суждения. В основу каждого из них положено своеобразное понимание соотношения государственной и политической власти. По мнению одних исследователей (М.И. Байтин, В.А. Рудковский, К.С. Гаджиев и др.), государственная и политическая власти
тождественны друг другу. Полюсная точка зрения (А.А. Галкин, Ф.М. Бурлацкий,
Н.М. Кейзеров, Л.Т. Кривушин, В.Д. Перевалов, Ю.А. Дмитриев и др.) сводится к утверждению, что политическая власть шире государственной, так как субъектом ее осуществления могут быть и негосударственные образования - партии, движения, международные организации и т.д. Заслуживает внимания позиция
В.А.Рудковского, подмечающего, что акценты при решении этого вопроса могут варьироваться в зависимости от понимания самого государства, однако «деятельность субъектов политики приобретает собственно политический
смысл именно в результате ее (прямого или косвенного) соприкосновения с властью. Вне государства, вне связи с государственной властью политики нет»
[4].
Принимая во внимание тождественность категорий «политика» и «государственная политика», следует отметить, что в юридической науке отчетливо
сформировалось непротиворечивое
убеждение о понимании правовой политики как особенного по отношению к общему понятию государственной политики, которая существует наряду с экономической, социальной и прочими видами государственной политики [5]
Иными словами, правовая политика изучается правоведами как специфический образ государственной политики в
правовой сфере жизни общества. Она
рассматривается на концептуальном уровне и на уровне политико-правовой реальности. Тем самым правовая политика задает стратегические ориентиры,
определяя направление правового развития общества, план тактических действий по его реализации. Эта категория тесно связана с концептом «правовое государство», и осознанием
гуманистической роли права, с
формированием основ гражданского
общества, с необходимостью
совершенствования правовой системы и повышения эффективности механизма правового регулирования.
Правовая политика имеет свое содержание и свои особенности. Ее содержание, по мысли Н.И.Матузова, включает в себя множество компонентов: «это и стратегия законодательства, и принципы правового регулирования, и конституционное строительство, и судебно-правовая реформа, и защита прав человека, и совершенствование
избирательного права, основ федерализма, государственности, и упрочение законности, правопорядка, дисциплины и многое др.» [6]. А.В.Малько, детализируя, под правовой политикой понимает «научно обоснованную, последовательную и системную деятельность
соответствующих структур (прежде всего государственных и муниципальных органов) по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию
юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности»[7]. Как видно, исследователь справедливо акцентирует внимание на субъектах правовой политики (органы государственной и муниципальной власти), на их деятельности по преобразованию, оптимизации механизма правового регулирования с
использованием правовых средств в гуманных, конституционных целях. С его точки зрения, правовая политика есть способ организации правовой жизни, средство улучшения ее качественного состояния.
Как указывают А.В. Малько и К.В. Шундиков, в структуре правовой политики выделяются два относительно автономных направления: политика в сфере права,
связанная с формированием концепции правового воздействия, подготовкой квалифицированных юридических кадров, правотворчеством, и политика посредством права, которая выражается в правовом
регулировании и правоприменительной практике [8].
Следовательно, специфика правовой политики, как представляется, состоит, прежде всего, в том, что, в отличие от других видов политики государства, она характеризуется нормативно-
организацион-ным началом; не только основывается на праве, но и тесно связана с ним; осуществляется правовыми методами и распространяется на правовую сферу деятельности людей. Политическая и социальная практика показывают, что в России многие решения, принимаемые субъектами власти, еще не в полной мере отвечают представлениям о правовой политике. Обращая внимание на современное состояние России, очевидно, что существует острая необходимость в дальнейшей разработке и использовании концепта «правовая политика». Она определяется двумя существенными качествами российского бытия. Во-первых, правовая политика как никогда востребована в качестве цивилизованного инструмента разрешения социальных конфликтов. Во-вторых, её
востребованность продиктована
идеологическим вакуумом и утратой духовной целостности, которые
характеризуют российский социум в переходный период.
Таким образом, формирование основ правовой политики позволит лучше реализовать в жизни основные идеи и
принципы Конституции России в
контексте нового этапа строительства в нашей стране правового государства. Концепт «правовая политика» необходим для комплексного развития российского законодательства, его систематизации и эффективного применения в соответствии с основными направлениями правовой политики государства. Это будет
способствовать дальнейшему укреплению режима законности, соблюдению
конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечению устойчивого социально-экономического развития
страны, укреплению российской
государственности. Эффективность
реализации концепта «правовая политика» и соответственно стабильность
национального права, действенность правового регулирования зависят от конструктивного взаимодействия всех ветвей государственной власти, качества применяемых органами власти правовых решений и ответственности должностных лиц.
ЛИТЕРАТУРА
1. Левченкова Е.А. Правовая политика государства и ее приоритеты в сфере правоохранительной деятельности органов внутренних дел: теоретико-правовой аспект: дис. канд юрид. наук. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004.
2. Демидов А.И. Правовая политика: от России уголовной к России безопасной // Правовая политика и правовая жизнь. - 2000; Малько А.В., Шундиков К.В. Правовая политика современной России: цели и средства // Государство и право.- 2001. -№7; Шундиков К.В. О некоторых методологических проблемах формирования научного понятия правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь.- 2003. -№1; Малько А.В., Субочев В.В. Законные интересы как правовая категория. -СПб.: Юридический центр пресс,2004; Матузов Н.И., Малько А.В. Правовая политика России: теория и практика. - М., 2006.
3.Матузов Н.И. Актуальные проблемы российской правовой политики // Государство и право. -2001.-№10.
4. Там же.
5.Рудковский В.А. Правоприменительная политика: сущность и содержание: автореф. дис. д-ра юрид. наук. - Волгоград, 2001.
6. Матузов Н.И. Актуальные проблемы российской правовой политики // Государство и право.-2001.-№10.
7.Малько А.В., Михайлов А.Е. Правовая жизнь общества. - Саратов: Изд-во Саратовской академии права, 2007.
8. Там же.