УДК 008
Г. М. Казакова
О СОДЕРЖАНИИ И КАЧЕСТВЕННЫХ ГРАНИЦАХ ПОНЯТИЯ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ
С позиции культурологии (системный подход) рассматриваются сущностные характеристики книжной культуры. Ключевые слова: книжная культура, культура, бытие, искусство книги, опредмечивание, распредмечивание
From the positions of culturology (system approach) essential characteristics of book culture are being considered. Keywords: book culture, culture, existence, art of book, embodiment, excarnation
Понятие книжная культура, наряду с многообразным использованием в различных гуманитарных дисциплинах, столь же весомо расширило в последнее время и свою содержательную сторону. Фактически оно стало универсальным, зачастую объединяя самые разносторонние, едва ли не противоположные явления. Как следствие, был неизбежно размыт его подлинный, стержневой смысл. Библиографы и книговеды, допустив свободу трактовок книжной культуры вплоть до произвольности толкования, стали заложниками ситуации и в растерянности вынуждены были вновь вернуться к начальному этапу любого изыскания - терминологическому и содержательному поиску дефиниции понятия, заявляя, что «эти и многие вопросы еще ждут своего осмысления и отражения в научных публикациях» [2]. Так, директор Научного центра исследований истории книжной культуры профессор В. И. Васильев в своей любопытной статье «К постановке вопроса об определении понятия “книжная культура”» задается вопросами: «Так что же, книжная культура - это часть культуры общества? Синоним книжного дела или его составная часть? Или часть того и другого? Или книжная культура характеризует одну из граней книжного дела? Или это литература определенной исторической эпохи? Или литература, книжная культура, культура книги, искусство книги, типографское искусство - это одно и то же?» И не отвечает ни на один из них.
Стоит констатировать, что в науках документо-ведческого цикла сложилась парадоксальная ситуация: при широчайшем использовании этого словосочетания в заголовках современных книг и статей их авторы не утруждают себя обоснованным толкованием книжной культуры, не вникают в содержательную суть, не выявляют соотнесенность с родо-видовыми понятиями (культура, духовная культура, художественная культура, книжное дело, издательская культура, культура книги, искусство книги, литературный процесс и т. д.). Единичны попытки выявления сущностных характеристик книжной культуры с позиций структурно-функционального подхода, не намного лучше ситуация с рассмотрением книжной культуры в контексте методологии эволюционизма - как исторически обусловленной общественной деятельности по
созданию, распространению, потреблению и хранению книги и других носителей информации1.
Оставляя за пределами нашей статьи анализ разнообразия трактовок книжной культуры (Г. М. Агеева [1], М. Г. Гальченко [3], В. И. Гульчинский [4],
А. А. Сидоров [10], Л. С. Лукьянова [7] и др.), рассмотрим сущностные характеристики данного понятия с позиций культурологии.
Методологическим основанием при этом может стать системный подход, сформулированный применительно к теории культуры известным философом М. С. Каганом [5]. Согласно теории ученого, культура как система включает в себя три ипостаси: человека как творца и творения культуры одновременно; процесс (деятельность, творчество) по созданию культурных ценностей, который также имеет двойную природу - процесс опредмечивания и общения (превращения сущностных сил и качеств человека, его умений, задатков, способностей в предметы и явления культуры) и распредмечивания и общения (приобщение каждого нового поколения людей к уже созданному миру культуры); и, наконец, предметное бытие культуры - мир вещей (материальная культура), мир идей (духовная культура) и мир образов (художественная культура). При этом система культуры характеризуется целостностью, исторической обусловленностью, а также саморазвитием. Это означает, что помимо процессов организации культура как система развивается и по законам самоорганизации (стихийным, не всегда прогнозируемым и поддающимся управлению), и даже дезорганизации (в определенных исторических условиях). То есть динамика культуры определяется как векторами внешнего воздействия (природными или общественными), так и внутренними (соотношение и доминирование ее слоев). К сказанному стоит добавить, что сама культура тоже встроена в большую систему - систему Бытия, где помимо нее условно выделяются подсистемы - природа, общество, человек, находящиеся в сложной взаимообусловленности.
Одним словом, условно можно сказать, что подобная встроенность систем (бытие - культура -книжная культура) напоминает матрешку, где книж-
1 Подробнее о методологии см.: [6].
71
ная культура - одна из матрешек, очень похожая на основную - «культуру» (по структуре, функциям, механизмам динамики и функционирования и т. д.), но по отношению к которой она является отраслевой (охватывает все, что связано с книгой/ документом), а потому имеет строго определенное место. Но какое?
Это место определяется отраслевыми особенно-стями2. Это все, что связано с книгой в самом широком аспекте, но проецирующее уже названную взаимосвязь: человек - процесс распредмечивания/
опредмечивания - предметное бытие.
Рассмотрим эту структуру подробнее.
Итак, книжная культура (как вся культура в целом) порождается человеком. С одной стороны, человек выступает как творец, в данном случае книги (автор, художник, редактор, издатель и прочие профессии, так или иначе связанные с производством книги), представляет определенную группу людей, некий профессиональный круг, имеющий отношение к кни-гопроизводству и книгораспространению. Данная группа ограничена профессиональной или иной деятельностной принадлежностью (например, часто встречающееся увлечение, начинающееся как хобби, но зачастую перерастающее в основной вид деятельности - сочинять детективы или писать стихи). С другой - человек как продукт воздействия слова, как творение (читатель, слушатель, зритель, мыслитель и т. д.), преобразованное под воздействием прочитанной, услышанной и даже сыгранной книги/документа. Вот эта группа не имеет ограничений. Практически каждый из людей оказывается включен в книжную культуру, если, конечно, он грамотен. И в этом смысле книжная культура как «качество» человека безусловно будет включать в себя его психологические, мировоззренческие, ментальные характеристики, меняющиеся на протяжении его жизни под воздействием книг, которые он выбирает, определяющие его личностный стержень и жизненный выбор.
Второе - книжная культура включает в себя и сложнопереплетенный, многоаспектный процесс опредмечивания, распредмечивания и общения3. Как его составные проявления можно рассматривать процессы издательского дела, книгопечатания, кни-гораспространения, библиографической обработки статистики печати, библиотечного дела и многое, многое другое, а также, в широком смысле, процессы всех видов общественно-личностной коммуникации, осуществляемые посредством документа и книги. Здесь как никогда важно иметь в виду исторический контекст той или иной эпохи, которая будет задавать
2 Понятие отраслевая культура используется нами в качестве рабочего для обозначения некой локальной части общей культуры, несущей в себе черты как «общего», так и «особенного» и «единичного».
3 Опредмечивание - создание человеком предметного бытия культуры, распредмечивание - овладение уже существующим предметным бытием культуры.
векторы и наполнение этих процессов, определять приоритеты, картину мира и нравственные ценности. В этом смысле книжная культура также является «показателем уровня технологического развития государства и свидетельствует об интеллектуальном потенциале населения» [8, с. 4]. Важно иметь в виду, что опредмечивание и распредмечивание - это процессы знания, обучения, развития языка как лакмуса культуры и т. д., и в итоге - общественного прогресса и движения цивилизации вперед (или, но реже, движения вспять, регресса, в зависимости от исторических условий).
И, наконец, третье. Книжная культура включает в себя определенный предметный мир:
- вещественный - книга/документ как материальный объект;
- идейный - книга как носитель определенных идей, воззрений, взглядов, как «духовный руководитель» и «вместилище вечных идей» [9, с. 168].
- книга как произведение искусства, обладающая художественной ценностью. В последнем случае мы можем говорить об искусстве книги.
Искусство книги и книжная культура - это не одно и то же. Искусство книги - гораздо более узкое понятие, рассматривающее книгу только как художественную ценность. А книжная культура помимо этого будет включать в себя, как сказано выше, и человека, и процесс опредмечивания-распредмечивания и общения, и книгу как идейный и материальный предмет.
Предметный мир книжной культуры обладает качеством автономности, он существует и после смерти своих творцов, уходят поколения людей, но остаются книги и произведения, созданные ими. И даже уничтожение книг в кострах одним поколением, что неоднократно знала история, не означает их утрату для будущих потомков. В этом смысле «рукописи не горят».
По поводу функций можно сказать, что книжная культура выполняет все функции, свойственные культуре вообще: приспособления к окружающей среде, познавательную, образовательную, информационную, коммуникативную, нормативную, социализации, адаптивную, рекреационную, эстетическую и т. д. Дело лишь в соотношении этих функций, в их приоритетности, какие из них важны непосредственно для книжной культуры, а какие реализуются ею опосредованно.
В отличие от других отраслевых культур (например, здоровьесберегающей культуры, культуры поведения, религиозной культуры, танцевальной культуры, культуры питания, культуры повседневности и пр.), книжная культура, имея в качестве своего основного предмета книгу/документ как носитель слова/знания, выполняет в качестве доминирующих функций познавательную и образовательную, а далее все остальные сопровождающие функции.
72
Таким образом, культурологическое понимание книжной культуры можно сформулировать следующим образом: это целостная саморазвивающаяся система как часть общей культуры, которая включает в себя: человека как объекта и субъекта культуры одновременно, его специфическую деятельность по производству, распространению и потреблению всего связанного с книгой/документом, а также многоосновное предметное бытие книги/документа - материальное, духовное и художественно-образное.
В заключение важно подчеркнуть, что в настоящее время книжная культура, будучи вписанной в общекультурные процессы, претерпевает глобальные изменения, связанные с эпохой высоких информационных технологий. Она осваивает виртуальное пространство; апробирует новые каналы коммуникации - глобальную Сеть, электронные, аудио-, цифровые носители; приспосабливается к новым временным условиям, когда информация устаревает быст-
рее, чем доходит до своего читателя. Меняются правила усвоения информации, в том числе функционирующей в документальной коммуникации, на смену «погруженности» приходит динамичность, «клиповость» сознания читателя. Большую ценность приобретает не «укорененное» знание, а способность к сиюминутной многовариантной комбинаторике. Это ни хорошо и ни плохо. Это данность современного времени и прогресса. И книжная культура, неизбежно подстраиваясь к меняющимся реалиям по законам организации и самоорганизации, в свою очередь меняет и человека, и все общество, меняет технологии и каналы коммуникации и творческой деятельности и далее - сущность и качество предметного мира - саму книгу, которая является лишь частным случаем бытования документа. В данном случае смена самоназвания есть отражение процесса изменений, улавливаемого и рефлексируемого культурологической мыслью.
1. Агеева, Г. М. Книжная культура Мордовии: автореф. дис. ... канд. культурологии / Г. М. Агеева. - Саранск, 1999. -
16 с.
2. Васильев, В. И. К постановке вопроса об определении понятия «книжная культура» [Электронный ресурс] / В. И. Васильев. - Режим доступа: http://www.naukaran.ru/sb/20023/03.shtml.
3. Гальченко, М. Г. Книжная культура. Книгописание. Надписи на иконах Древней Руси: избр. работы / М. Г. Гальченко. -СПб.: Алетейя, 2001. - 495 с.
4. Гульчинский, В. И. Книжная культура и ее источники / В. И. Гульчинский // Шестая Всесоюз. науч. конф. по проблемам книговедения: тез. докл. - М., 1988. - С. 11-13.
5. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996.
6. Казакова, Г. М. Культурологический подход в библиотековедении, книговедении и библиографии / Г. М. Казакова // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2010. - № 1 (21). - С. 14-16.
7. Лукьянова, Л. С. Книжная культура Западной Сибири во второй половине XIX в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук / Л. С. Лукьянова. - Новосибирск, 1998. - 23 с.
8. Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 1: Конец XVIII - середина 90-х гг. XIX в. / отв. ред.
В. Н. Волкова. - Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2000. - 316 с.
9. Панченко, А. М. Русская литература в канун Петровских времен / А. М. Панченко. - Л.: Наука, 1984.
10. Сидоров, А. А. Об исследовательской работе по истории русской книги / А. А. Сидоров // Книга в России до середины XIX в. - Л.: Наука, 1984. - С. 7-10.
Сдано 19.03.2012
73