7. Способствовало ли игровое действие продвижению студента от монологичности в общении к диалогическому уровню взаимодействия друг с другом и преподавателем? Развивалась ли способность работать в сфере «человек-человек»?
8. Какие педагогические умения из перечисленных ниже формиооиались по ходу по ходу игры у обучающихся: умение проектировать образовательный процесс, в том числе, умение изучать и интерпретировать ситуацию жизни обучающегося (воспитанника); включение обучающегося в деятельность по освоению культурного опыта; умение заинтересовать той деятельностью, в которую включается обучающийся (или формирование позитивного отношения к ней); способность преобразовывать собственный личностный опыт в профессионально-педагогический; Что было недостаточно продумано мною как преподавателем? каковы иные варианты проведения данного игрового занятия, в которых бы создавались более оптимальные условия для развития педагогических умений студента, в частности, их умения проектировать ситуацию развития личности ребенка? 9. Создавались ли и как условия для осознания студентом того, что педагог-мастер — это тот, кто работав! на уровне, предполагающем «новые варианты решения профессиональных задач» (И.А. Колесникова), т.е. работаем на концептуальном, а не на нормативно-репродуктивном или ситуативно-творческом уровнях профессионально-
педагогической деятельности9
В заключении отметим, что диалогичность личности как ключевая характеристика мастерства будущего педагога является приоритетной задачей в развитии специалиста. Поэтому диалог, характеризующий педагогическое взаимодействие студента и преподавателя, студента и студента, выступает необходимой составляющей игровых методик обучения. Для его обеспечения в содержание игр преподавателю педколледжа необходимо включить материал, предполагающий нравственно-смысловой поиск, который касается вопросов определения своей позиции в отношении концептуальных вопросов педагогической деятельности (что? как? зачем? я в состоянии и буду реализовывать, вступая на путь поофессиональной деятельности).
Библиографический список
Х.Занина J1.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. - Ростов н /Д.: Ф<*чикс, 2003 -С. 89.
2.Колесникова H.A. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. - СПб.: СПбГУПМ, 1999
3.Фокина O.A. Управленческая поддержка освоения педагогическим коллективом концепции и технологий личностно-ориентированного образования. Дис.... канд. пед. наук - Волгоград, 2002.
М. А. Вятчинин
О СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье излагаются особенности системы организационно-педагогического содействия профессиональному становлению будущих специалистов в учреждении профессионального образования в условиях модернизации современного российского образования, рассматриваются подходы к определению понятия системы организационно-педагогического соОействия.
Особенность начального профессионального образования заключается в том. что оно с одной стороны является подсистемой системы образования страны, следоватепьно для него характерны общие принципы этой системы. С другой стороны начальное профессиональное образование занимается
воспроизводством рабочих кадров, а значит непосредственно связано с социально-экономическими преобразованиями в сфере производства.
Исторически система профтехобразования, ныне система начального профессионального
92
Вестник КГУ им H.A. Некрасова* 2007. Гом 13
Вятчинин, 2007
образования (НПО), готовила кадры для сферы производства и сферы обслуживания, имела гарантированный социальный заказ на подготовку кадров и гарантированные средства для его выполнения как со стороны госбюджета, так и со стороны базовых предприятий. Главная задача профессионально-технического образования в СССР определялась как «планомерная и организованная подготовка для всех отраслей народного хозяйства сознательных, культурных и технически образованных квалифицированных рабочих и тружеников сельского хозяйства, формирование у них коммунистического отношения к груду» [4, с. 52].
В настоящее время ситуация резко изменилась. Изменение социально-экономических ориентиров общестга, формирование рыночных отношений и рынка труда, появление незанятого населения, высвобождение работников
малоквалифицированного труда, среди которых преимущественно молодежь, создавшаяся социальная напряженность в обществе, в особенности для слабозащищенных категорий, в том числе и молодежи, определяют новые условия, в которых придется раоотать выпускнику учреждений НПО, а следовательно, и новые требования к уровню и качеству его подготовки.
В то же время социально-экономические преобразования изменили и условия, в которых функционировала система НПО еще совсем недавно под влиянием поддерживающих факторов, а именно: помощь базовых предприятий в организации практики, в обеспечении сырьем и оборудованием, план набора, гарантии трудоустройства и т.д.
Изменилась и главная задача системы НПО. Сегодня она определена как «... создание необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении начального профессионального образования, конкретной профессии (специальности) соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения образовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) общего образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ» [8, с. 1]. Получается, смещены приоритеты от удовлетворения потребности предприятий к удовлетворению потребности личности обучающихся.
Все вышесказанное обусловливает н? обходимость поиска эффективных систем
организационно-педагогического содействия, адекватных новым условиям и все возрастающим требованиям к уровню и качеству начального профессионального образования и
профессиональной подготовки учащихся.
В образовании выдвигаются следующие методологические подходы: системный подход (В.Г. Афанасьев, А.П. Беляева и тр.) и его интерпретация в теории управления образованием (Б.С. Гершунский, С А. Репин, Г.Н. Сериков и др.); теория деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); теория трудового и профессионального самоопределения обучающихся (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов и др.); личностно-ориентированный подход (Э <ь Зеер, И.Я. Зимняя, В.В. Сериков и др.); компетентностный подход (В.В. Гузееь, Э.Ф. Зеер и др.).
Ученые неоднозначно интерпретируют такое явление, как содействие профессиональному становлению обучающихся в учреждении начального профессионального образования.
В рамках гуманно ориентированного образовательного пространства содействие имеет своей целью помощь, поддержку обучающимся в плане присвоения ими образованности [2, с. 52]. Педагогическое содействие — это особый вид взаимодействия обучающего и обучающегося, в котором реализуются субъект-субъектные итношения 161.
При соблюдении равноправия
устанавливаются не межролевой контакт «преподавании. - студент», а межличностный контакт, в результате которого возникает диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника взаимодействия на другого.
В педагогической науке в этой связи часто оперируют понятиями: «педагогическое содействие»; «педагогическое общение»; «педагогическое взаимодействие» и некоторые другие [3; 7].
Рассматривая организационно-педагогическое содействие в рамках деятельности учреждения начального профессионального образования, мы говорим об осуществлении педагогического содействия в процессе обучения и воспитания, внеучебной и специально организованной деятельности; реализации всех видов поддержки (административная, медицинская, психологическая,
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3, 2007
педагогическая, социальная); оказании комплексной помощи обучающимся в их профессиональном становлении с участием УНПО, семьи, социальных институтов; реализации всех этапов процесса системного содействия профессиональному становлению.
В условиях функционирования учреждения начального профессионального образования находит отражение осуществление организационной и педагогической деятельности, поэтому обоснованным кажется использование понятия «организационно-педагогическое содействие». Таким образом, мы рассматриваем организационно-педагогическое содействие как системную организацию педагогического коллектива образовательного учреждения по оказанию квалифицированной помощи обучающимся в формировании и развитии качеств специалиста для профессионального становления и успешного взаимодействия со средой жизнедеятельности (С.А. Репин).
Мы согласны с точкой зрения С.А. Репина, который понимает систему организационно-педагогического содействия, прежде всего, как совокупность компонентов, способных обеспечить достижение определенной образовательной или учебной цели [5].
Наряду с общенаучными выделяют специальные системы, отражающие специфику содействия [1]. В нашем случае будем говорить о профессиональной деятельности технических специалистов. Анализ научной и научно-методической литературы в данной области показал значимость системы содействия при подготовке выпускников к будущей профессиональной деятельности. Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что успешность овладения знаниями, умениями, навыками зависит от слаженности работы системы образования. Следовательно, сам процесс воспитания, образования должен носить системный характер, а вся деятельность УНПО должна формироваться на четко выраженной системной основе. Без этого невозможнс подготовить будущих специалистов. Реализация выпускника в профессиональной деятельности предполагает обладание некоторыми свойствами, наличие которых делает в принципе возможным осуществление поставленных задач. Такое состояние человека в педагогике принято
называть «готовностью».
Готовность к профессиональной деятельности представляет собой сложное психологическое образование, которое выражается в совокупности сфоомированных знаний, умений и положительного эмоционального отношения к ее осуществлению [1]. Мы считаем возможным рассматривать готовность к профессиональной деятельности в связи с ее образованностью, так как готовность зарождается уже в процессе обучения в УНПО. Исходя из вышеизложенного, нами уточнено понятие «готовность к профессиональной деятельности», под которым понимается результат определенного периода профессионального становления обучающихся, содержанием которого является подготовка к квалифицированному выполнению профессиональных задач а результат включает в себя уровень сформированное™ физической, психической, образовательной, социальной, производственной готовности.
Готовность обучающихся к профессиональной деятельности изучается нами в процессе получения будущими специалистами профессионального образования, следовательно мы будем говорить о становлении в процессе развития готовности к профессиональной деятельности [2].
Подготовка обучающихся к профессиональной деятельности происходит в условиях образовательного процесса УНПО. Составной частью осуществления образовательного процесса является организационно-педагогическое содействие.
Направленность организационно-
педагогического содействия на профессиональное становление обучающихся предполагает создание предпосылок, позволяющих обучающимся осмыслить социальный опыт деятельности специалиста, приобрести умения и навыки осуществления профессиональной деятельности, ориентироваться на социальное признание результатов профессиональной деятельности.
С учетом этого цель общества в содействии обучающимся в их профессиональном становлении сформулирована в законе «Об образовании» следующиг" образом: «Система образования является оцним из факторов экономического и социального поогоесса общества и должна быть направлена на развитие личности выпускника, на создание условий для его самоопределения и самореализации».
Цели учебного заведения как государственного
94
Весгник КГУ им Н.А. Некрасова« 2007. Том 13
института должны быть полностью соотносимы с целями общества и конкретизированы в соответствии с требованиями государственной системы образования. Педагогическое содействие понимается как оказание помощи в принятии решения, в определении путей и содержания реализации принятого решения
Исходя из этого, мы считаем, что целью профессионального становления является обеспечение условии для разносторонней подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности и их успешное трудоустройство, адаптация в будущей жизни.
Цели взрослых участников процесса профстановления регламентируются задачами образовательного учреждения, в котором они работают, и конкретизируются характером, содержанием их профессиональной деятельности. Педагоги, специалисты, участвующие в процессе содействия профессиональному становлению решают задачи, обусловленные характером их профессиональной деятельности.
В соответствии с целью создания и деятельности учреждения начального профессионального образования нами выделяются следующие функции, связанные с решением проблемы профессионального становления обучающихся: саморазвитие (содержание функции включает повышение учащимися уровня своего физического развития, задатков, склонностей, индивидуальных отличий); самоутверждение (формирование нравственных качеств личности, формирование волевой организации личности, коммуникативных способностей личности, адекватной самооценки и знания своего социального статуса, повышения чувства самоуважения к себе): индивидуально-образовательная подготовка (развитие познавательных качеств учащегося, формирование профессионально-образовательных интересов); социальная подготовка (формирование гражданских качеств личности, патриотизма, этики межличностного общения и поведения в обществе, социально значимых потребностей, мотивов в поведении и деятельности, ценностных ориентации, адаптивной готовности к профессиональной деятельности в обществе в качестве его полноправного гражданина); производственная подготовка (формирование поофессиональных способностей, знаний, умений, навыков, интереса к
деятельности специалиста, интереса к конкретному виду деятельности, осознания необходимости профессии, создание условий для предварительной пробы сил в профессиональной деятельности).
С целью формирования у обучающихся знаний, умений, отношений, общественного значимого типа поведения, необходима определенным образом организованная среда. Мы ее определяем как адаптивно-развивающую среду профессионального становления. Специально организованная адаптивно-развивающая среда должна обеспечивать возможность моделирования элементов среды жизни и деятельности, создавать проблемные мини-ситуации профессионального становления, условия для разностороннего развития и подготовки обучающихся к профессиональной деятельности. Адаптивно-развивающая среда обеспечивает реализацию цели, задач, функций УНПО.
В соответствии с этим нами выведены две группы критериев:
1. Критерий оценки готовности обучающегося к своему будущему виду профессиональной деятельности (физическое развитие, развитие сфер личности, приоритетно обеспечивающих высокий уровень готовности обучающегося к профессиональной деятельности, оценка успешности индивидуальной образовательной деятельности, сформированность нравственно-гражданских качеств, оценка уровня готовности к производственной деятельности).
2. Критерий, показатели которого позволяют оценить уровень системной организации содействия профессиональному становлению в условиях учреждения начального профессионального образования (выявленность и сопоставляемость целей, разграниченность полномочий, координированное™ совместной деятельности, направленность деятельности на системный уровень организации).
В качестве выходной величины оценки результатов деятельности УНПО мы определяем достигнутый уровень готовности к будущей профессиональной деятельности, при условии, что организационно-педагогическое содействие будет направлено на:
1.Всестороннее развитие индивидуального и личного потенциала обучающегося.
2.Профессиональное становление
Педагогика. Психология Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3, 20071
обучающихся - будущих специалистов.
3.Разносторонняя подготовка обучающихся к профессиональной деятельности.
4.Адаптация ооучающихся в условиях профессиональной деятельности.
5.Повышение уровня культуры общения.
6.Повышение роли обучающихся в своем профессиональном становлении.
Библиографический список
\ Дьяченко М.И. Психологические проолемы готовности к деятельности [Текст] / М.И, Дьяченко, Л.А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 176 с.
2.Ильясов Д.Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике [Текст] / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Серикор. - М: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.-336 с.
3 Леонтьев А. А. Психология общения [Текст] /
- 2-е изд., испр. и доп — М.: Смысл, 1997. - 367 с.
4.Педагогическая энциклопедия. Т. 3 М.: Советская энциклопедия, 1966. - С. 52.
5.Репин С А. Теория и практика управления образовательной системой [Текст]: монография (Региональный аспект)/С.А. Репин,- Челябинск: Изд-во межрайонная типография, 2004. — 165 с.
6 .Сериков Г.Н. Образование аспекты системного отражения [Текст] / Г.Н. Сериков. - Курган: Зауралье. 1997. - 464 с.
1 .Сериков Г.Н. Образование и развитие человека [Текст] / Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002.-416 с.
8.Типовое положение об учреждении НПО: Постановление Правительства РФ. 5 июля 1994. № 650.
- 19 с.
Н- В. Бякова
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ПЕРВЫХ ЭТАПАХ
ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИИ
В статье представлены результаты исслеоования ценностных ориентации личности в период профессионального обучения. Приведен сравнительный анализ ценностных ориентации студентов 1-5 курса. Выявлены особенности системы ценностных ориентации, сходство и отличие ценностной сферы студентов разных курсов.
В отечественной психологии много исследований посвящено изучению
профессионального обучения и развития личности в процессе профессионализации. Профессиональное становление человека - сложный, динамичный процесс, который проходит через ряд стадий: стадию подготовки к выбору профессии, стадию профессиональной подготовки, стадию профессиональной деятельности (В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова). Большинство авторов сходятся во мнении о том, что период профессиональной подготовки играет при этом особую роль. Именно в процессе профессионального обучения формируется образ будущей профессиональной деятельности, профессионально важные качества, происходит развитие личности и постепенное утверждение себя как представителя определенного профессионального сообщества.
Важную роль в профессиональном становлении будущего специалиста играет не только овладение профессиональными знаниями.
способами действий, умениями, приемами, новыми технологиями, но и духовное наполнение профессии. Как отмечает А.К. Маркова при рассмотрении и оценке профессионализма человека большое значение имеет то, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентации он исходит, ради чего занимается [анным делом [4].
Личность смотрит на мир через призму своих ценностных представлений, и эти представления в значительной степени определяют направление активности человека.
Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Раскрывая содержание ценностных ориентаций А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, обращают внимание на понятие установки, потребностей и интереса. Они отмечают, что ценностные ориентации - это установка личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества.
96
Вестник КГУ им Н V Некрасова» 2007. Том 13
©Н.В Бякова, 2007