ББК 4481.3+4489.51
О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОДЕЙСТВИИ СТАНОВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НРАВСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
И.Х. Кутейникова Педагогический колледж г. Троицк
Излагаются особенности педагогического содействия становлению профессиональной нравственности будущих педагогов в процессе изучения курса «Практикум по педагогической этике». Отражается влияние на практикоориентирующий аспект учебно-педагогического взаимодействия в образовательном процессе по изучению соответствующего курса.
В рамках гуманно ориентированного образовательного пространства педагогическое содействие имеет своей целью помощь, поддержку обучающимся в плане присвоения ими образованности. Целью же педагогического содействия становлению профессиональной нравственности (ПН) является достижение студентами уровня ПН, достаточного для осуществления профессиональной деятельности.
Педагогическое содействие - это особый вид взаимодействия обучающего и обучающегося, в котором реализуются субъект-субъектные отношения (Г.Н. Сериков).
Соответственно, под педагогическим содействием становлению профессиональной нравственности студентов мы понимаем помощь со стороны преподавателей колледжа студентам, в целях достижения ими достаточного уровня профессиональной нравственности. Для осуществления содействия становлению ПН у студентов, следует делать акцент на зарождение положительного отношения к нормам педагогической морали, нравственным ценностям, нравственному поведению в практической деятельности. Для этого необходимо, чтобы процесс профессиональной подготовки студентов оказывался для них привлекательным, для чего, в свою очередь, необходимо изучать личные ценности каждого студента и учитывать их в процессе образования [1,2, 3].
Среди требований к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» указаны следующие дидактические единицы: профессиональные и личностные качества педагога; культура педагогического общения; эмпатия в общении; конфликты и пути выхода из них (в курсе изучения пси-
холого-педагогических дисциплин); профессионально значимые личностные качества педагога; оптимизация педагогического общения; педагогический такт; проектирование педагогического взаимодействия (дисциплина «Основы педагогического мастерства»). Обзор профессиональной образовательной программы позволяет утверждать, что вопросам, связанным с педагогической этикой, основными понятиями педагогической морали, основам этического поведения учителя, значимости профессиональнонравственной позиции учителя в современном образовательном процессе уделяется недостаточно внимание, соответственно, отсутствуют условия для гармоничного формирования компонентов педагогической нравственности студентов колледжа.
В педагогической теории имеются подходы, отражающие попытку активизировать педагогическое содействие становлению ПН в процессе обучения путем специально организованных курсов: «Сам себе психолог» (программа активизации и развития профес-сионально-педагогической направленности личности учителя - Ю.А. Кореляков), спецкурс «Педагогическая аксиология» (Н.А. Асташова), курс «Практическая педагогическая этика» - Л.Л. Шевченко, «Педагогическая этика» - Т.Г. Хаматнуров и др. Однако, предлагаемые программы рассчитаны на профессиональную подготовку учителей в вузах, на курсах повышения квалификации и т.п. Разработанных курсов, нацеленных на развитие профессиональной нравственности студентов педагогических колледжей и училищ, учитывающих специфику среднего профессионально-педагогического образования, в педагогической теории и практике нами не было обнаружено.
Нами была разработана программа кур-
са «Практикум по педагогической этике», в которой был учтен позитивный опыт существующих программ с учетом содержания профессиональной психолого-педагогичес-кой подготовки в педагогическом колледже. Данная программа нацелена на развитие у будущих учителей представлений о профессиональной нравственности, ее роли в развитии личности учащихся, развитии нравственных качеств студентов, формирование этих качеств и нравственного опыта в профессиональной деятельности [7].
Содержание курса «Практикум по педагогической этике» дополняет и систематизирует знания и умения студентов в области педагогической этики, полученные ими в процессе изучения дисциплин «Педагогика» и «Основы педагогического мастерства». Особенностью данной дисциплины является то, что акцент сделан на практические, активные методы обучения. Замысел курса состоит в том, чтоб чтобы в процессе педагогических тренингов, решения педагогических ситуаций, самооценки, самоанализа собственного педагогического опыта активизировать процессы нравственного развития будущих педагогов, процессы самообразования, самовоспитания, самосовершенствования в профессионально-нравственном аспекте, чтобы сделать основной акцент на становление ценностного и деятельностного компонентов ПН.
Программа предназначена для студентов педагогического колледжа, обучающихся по специальности 050709 - «Преподавание в начальных классах» и специальности 050719 - «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Целью программы является создание условий для профессионально-нравственного развития студентов посредством активных форм и методов. Задачами данного курса являются:
1) формирование осведомленности в области педагогической этики, знаний о педагогической морали, ее принципах; требований современной педагогической морали к нравственному облику педагога;
2) содействие интериоризации гуманистических, нравственных ценностей, развитию нравственного самосознания студентов;
3) развитие умелости и действенности в практической деятельности (в аспекте нравственных отношений между участниками образовательного процесса) посредством анализа педагогических ситуаций, модели-
рования их, участия в этико-педагогическом практикуме.
Выбор форм и методов проведения занятий был обусловлен выделенными нами стадиями становления профессиональной нравственности у студентов колледжа.
При определении основных стадий становления ПН были использованы теории профессионального становления личности А.Б. Каганова, Л.М. Митиной, Э.Ф. Зеера. На основе их исследований были определены стадии становления профессиональной педагогической нравственности:
Первая стадия - переходная. На этой стадии знания о нормах педагогической морали достаточно поверхностны, недостаточно сформированы нравственные качества, представления о нравственной деятельности часто противоречат реальному поведению студентов.
Вторая стадия - накопительная. Идет процесс ознакомления со спецификой педагогической деятельности, нормами и принципами педагогической морали, образцами нравственно-профессионального поведения; на этой стадии формируются мотивы нравственной деятельности в процессе учебы и в процессе школьной практики.
Третья стадия - определяющая. На этом этапе формируется профессиональнонравственное сознание, ядром которого становятся нравственные убеждения, закрепляются на практике знание норм педагогической морали, формируется потребность в профессионально-нравственном поведении.
Занятия «Практикума по педагогической этике» были предложены студентам 4 (выпускного) курса. Именно данный период соответствует определяющей стадии становления ПН, у студентов накоплены знания в области дисциплин психолого-
педагогической подготовки («Педагогики», «Возрастной психологии», «Основ педагогического мастерства»), в области профессиональной деятельности - во время практики пробных уроков и занятий, воспитательной и текущей практики.
Отбор тем был осуществлен таким образом, чтобы учесть особенности становления и основных компонентов профессиональной нравственности - гностического, ценностного, деятельностного. Например, основные темы предваряются кратким теоретическим материалом (основными понятиями педагогической этики, рассмотрением
Кутейникова И.Х.
О педагогическом содействии становлению профессиональной нравственности будущих...
основных этапов развития этико-педагогической мысли, нравственных требований, предъявляемыми к учителю в современном обществе).
Всего в курс были включены девять тем, основные из них: «Педагогическая этика как наука о педагогической морали и нравственности», «Любовь к детям - основное требование в педагогической профессии», «Этические основы педагогического общения», «Нравственные конфликты и их преодоление», «Нравственное саморазвитие и самосовершенствование учителя», «Размышления, выводы, рефлексия».
Известно, что само по себе этическое знание, усвоенное в процессе обучения, -необходимое, но недостаточное условие достижения «нравственной мудрости», и соответственно, знание студентами нравственных принципов педагогической профессии и основных понятий педагогической этики не гарантирует их нравственного поведения в профессиональной деятельности, при непосредственном контакте с детьми.
Каждое занятие предполагает серию практических заданий с целью развития не только гностического компонента профессиональной нравственности (осведомленности в области педагогической морали) но и ценностного и деятельностного. В качестве практических заданий и самостоятельной работы студентам предлагается следующие: анализ высказываний знаменитых людей о профессии педагога; групповая работа - составление устного сочинения на тему «Нет в мире иных профессий, равных учительской» на основе «домашних заготовок»; самооценка качеств, необходимых в педагогической профессии; групповая работа - «Проектирование педагогических ситуаций, иллюстрирующих принципы педагогической этики» и т.п. Для развития ценностного и деятельностного компонента ПН наиболее эффективными методами, на наш взгляд является этико-педагогический практикум, включающий ролевые игры, тренинги и другие активные формы проведения занятий (например, ролевая игра «Рассерди!», тренинг «Педагогические сказки», ОДИ (организационнодеятельностная игра) «Консультация учителя для родителей», практикум «Этическая зашита в педагогическом общении» и др.)
Метод этического практикума - условное обозначение группы приемов обучения (упражнения, задачи, разбор ситуаций, дело-
вые игры, диалоги и т.п.) - рассматривается как эффективное средство связи этической теории и практики, способ развития нравственной культуры личности [6].
В процессе достижения указанной дидактической цели обучения этический практикум исполняет роль метода обучения, благодаря которому обучаемый является не пассивным объектом педагогических воздействий, а активным субъектом познавательного процесса. Ф.Т. Хаматнуров уточняет понятие «метод этического практикума». Специфическая функция этого метода - развитие культуры мышления в этической области, способности морального суждения и оценки, умение принимать нравственное решение. Нравственное решение - это интеллектуальный процесс осуществления личностью выбора альтернативы поступка исходя из определенных моральных ценностей.
Метод этического практикума способен выполнять как широкую, так и специфическую функцию обучения. Цели решения задач по этике могут быть столь же широкие, как цели обучения в целом: разъяснение теоретических положений, показ их практического значения и т.д. Этический практикум призван развивать не только культуру слушателя, но и элементы нравственного поведения. Соответственно, кроме задач и упражнений, развивающих моральную культуру личности, соответствующее учебное пособие должно включать и ситуации, требующие нравственной деятельности, задач, направленных на анализ и решение конкретных ситуаций нравственного выбора. Значительное место в организации учебных занятий занимает Работа с педагогическими ситуациями. При этом предполагается несколько усложняющихся типов работы с нею: студентам предлагается педагогическая ситуация с законченным педагогически решением (следует проанализировать ее с позиций, заданных преподавателем); педагогическая ситуация незавершенная, содержащая в себе проблему, при этом студентам предлагается найти выход (решение) из нее (или несколько вариантов); и, наконец, самостоятельное проектирование педагогических ситуаций на заданную тему (форма «Педагогические сказки»). Такая работа способствует формированию профессиональной направленности, осуществлению студентами нравственного выбора в нестандартных ситуациях.
Значительное место в рамках курса уделяется формированию мотивов нравственного поведения в профессиональной деятельности (например, задания - вспомните, какие учителя вам нравились в школе и почему, а какие - нет; какие конфликтные ситуации возникали у вас в период обучения в школе, как они разрешались, какие чувства возникали у вас при этом).
В рамках дидактического обеспечения курса было составлены одноименное курсу учебно-практическое пособие. В данном практическом пособии содержится материал для организации практических занятий по курсу «Практикум по педагогической этике». Рубрикация пособия соответствует основным темам курса. Материал пособия имеет различный характер: студентам предлагается индивидуально, или, объединившись в микрогруппы, проанализировать высказывания выдающихся ученых и педагогов, выразить собственное отношение к прочитанному. Также в пособии имеется разнообразный материал педагогических ситуаций, решение которых требует зрелости профессионально-нравственной позиции, актуализации собственных нравственных смыслов, привлечения знаний норм и принципов современной педагогической морали.
Следует отметить, что курс «Практикум по педагогической этике» разработан в соответствии с такими определенными в теоретической части нашего исследования научными предпосылками как теория гуманноориентированного образования и системносинергетический подход. Рассматривая сущность и структуру ПН с позиции системного подхода (выделив соответственно компоненты и стадии становления ПН как системы), в проектировании содержания экспериментальной работы и, в частности, данного курса, нами были использованы идеи теории гуманно-ориентированного образования и синергетического подхода. Так, в своем диссертационном исследовании, анализируя идеи теоретиков синергетики, М.А. Федорова определила основные проявления синергетического подхода в педагогике, привела анализ традиционного и синергетического подхода в образовании [5, с. 61-62]. Данный
анализ свидетельствует о соответствии основных положений гуманно - ориентированного образования признакам синергетического подхода в образовании. Г.Н. Сериков указывает на необходимость учета синергизма в педагогическом исследовании [4, с. 96-105]. В программе курса, его содержании и методическом сопровождении реализуются основные принципы синергетики -открытость, нелинейность, самоорганизация (личности студента как системы в процессе самостоятельной работы), резонансное воздействие на систему (т.е. посредством не прямого воздействия на студента, но посредством содействия, учитывая их внутренние свойства), большая роль кооперативных действий большого числа элементов (организованное взаимодействие между студентами в процессе групповой работы, взаимо-содействие в развитии профессиональнонравственных качеств в процессе субъект-субъектного взаимодействия между преподавателем и студентом на учебном занятии в процессе тренингов, ролевых игр и пр.).
Литература
1. Морозова О.П. Актуализация ценностно-смысловых аспектов профессиональной деятельности учителя // Педагогика. -2002. -№1.
2. Орлов А.А. Педагогическое образование: поиск путей повышения качества // Педагогика. -2002. -№ 10.
3. Сериков Г.Н. Образование: аспекты системного отражения. - Курган, 1997. -464 с.
4. Сериков Г.Н. Основания педагогических исследований. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. - 238 с.
5. Федорова М.А. Педагогическая синергетика как основы моделирования и реализации деятельности преподавателя высшей школы: Дис. ... канд. пед. наук. — Ставрополь, 2004. -170 с.
6. Хаматнуров Ф.Т. Этика профессио-нально-педагогического работника. - Екатеринбург, 1999. -190 с.
7. Шевченко Л.А. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. — М., 1997.