Научная статья на тему 'О системе мер правового обеспечения проведения Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2013 г. И Чемпионата мира по футболу ФИФА 2014 г. В Бразилии'

О системе мер правового обеспечения проведения Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2013 г. И Чемпионата мира по футболу ФИФА 2014 г. В Бразилии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
344
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / СПОРТИВНОЕ ПРАВО / БРАЗИЛИЯ / ФУТБОЛ / ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ ФИФА / КУБОК КОНФЕДЕРАЦИЙ ПО ФУТБОЛУ ПОД ЭГИДОЙ ФИФА / FIFA CONFEDERATIONS CUP / FIFA WORLD CUP / BRAZIL / SPORTS LAW / LAWMAKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Понкина Алена Игоревна

Статья посвящена исследованию особенностей правового обеспечения проведения Кубка конфедераций по футболу под эгидой ФИФА 2013 г. и Чемпионат мира по футболу ФИФА 2014 г. в Бразилии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the system of legal measures to provide for the FIFA Confederations Cup 2013 and FIFA World Cup 2014 in Brazil

The article investigates the features of legal support for the FIFA Confederations Cup 2013 and FIFA World Cup 2014 in Brazil.

Текст научной работы на тему «О системе мер правового обеспечения проведения Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2013 г. И Чемпионата мира по футболу ФИФА 2014 г. В Бразилии»

О СИСТЕМЕ МЕР ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КУБКА КОНФЕДЕРАЦИЙ ФИФА ПО ФУТБОЛУ 2013 г. И ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ ФИФА 2014 г. В БРАЗИЛИИ

А.И. Понкина

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена исследованию особенностей правового обеспечения проведения Кубка конфедераций по футболу под эгидой ФИФА 2013 г. и Чемпионат мира по футболу ФИФА 2014 г. в Бразилии.

Ключевые слова: спорт, спортивное право, Бразилия, футбол, чемпионат мира по футболу ФИФА, Кубок конфедераций по футболу под эгидой ФИФА.

Современная эпоха тесно связана с устремлениями человечества создать себе (всем людям, последующим поколениям) достойные условия жизни, развития, безопасности, гарантировать права и свободы [3]. И одним из крупных человеческих благ и одновременно миротворческих механизмов обоснованно заявляется спорт. Не случайно п. 10 Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций от 8 сентября 2000 г. гласит: «Мы настоятельно призываем государства-члены соблюдать олимпийское перемирие, индивидуально и коллективно, в настоящее время и в будущем, и поддерживать Международный олимпийский комитет в его усилиях по поощрению мира и взаимопонимания между людьми посредством спорта и воплощения олимпийских идеалов» [1; 2; 4].

В контексте подготовки России к проведению Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 г. и разработки проекта федерального закона, обеспечивающего проведение указанного чемпионата, представляет интерес опыт законотворческой и административной деятельности в Бразилии по обеспечению проведения в этой стране Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2013 г. и Чемпионата мира по футболу ФИФА 2014 г.

Тем более что эти меры обеспечения и поддержки проведения обозначенных спортивных мероприятий явились результатом долгих компромиссных переговоров и согласований между бразильскими властями и Международной футбольной федерацией (франц. — Fédération internationale de football association, сокращенно — FIFA, в русской транслитерации — ФИФА), управляющей мировым футболом.

Если общая картина правовой регламентации спорта в латиноамериканских странах обычно не терпит экстренных («революционных») и радикальных измене-

ний, то в связи с проведением Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2013 г. и Чемпионата мира по футболу ФИФА 2014 г. в Бразилии отмечается необычный пример реализации значительных изменений законодательства о спорте и обеспечивающего (сопряженного) с ним комплекса нормативных правовых актов в достаточно сжатые сроки. Этакий интенсивный «марш-бросок» в направлении повышения качества спортивно-правовой регламентации.

Как известно, Чемпионат мира по футболу ФИФА — это крупнейшее международное соревновательное мероприятие по футболу, проводимое ФИФА раз в четыре года (вместе с региональными отборочными турнирами этот цикл длится три года). Кубок конфедераций ФИФА по футболу представляет собой международное соревновательное мероприятие по футболу, проводимое под эгидой ФИФА среди национальных сборных в стране — организаторе Чемпионата мира по футболу ФИФА за год до указанного чемпионата мира.

В этом кубке принимают участие победители каждого из шести континентальных чемпионатов, которые проводятся соответствующими конфедерациями (Азиатская конфедерация футбола; Африканская конфедерация футбола; Конфедерация футбола Северной, Центральной Америки и стран Карибского бассейна; Южноамериканская конфедерация футбола; Конфедерация футбола Океании и Союз европейских футбольных ассоциаций), победитель предыдущего Чемпионата мира по футболу и команда страны, в которой проводится соревнование. То есть в кубке принимают участие восемь команд.

Федеральный закон Бразилии «О регулировании налоговых мер, связанных с проведением в Бразилии Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2013 г. и Чемпионата мира по футболу ФИФА 2014 г., о предоставляемых правительством налоговых льготах, направленных на содействие научно-исследовательской деятельности и развитию технологических инноваций на предприятиях, о внесении изменений в законы...» № 12.350 от 20.12.2010 [10] явился одним из пакета федеральных нормативных правовых актов, принятых и приготовляемых к принятию в Бразилии в обеспечение подготовки и проведения указанных крупных международных спортивных мероприятий в этой стране.

Помимо указанного закона, были приняты следующие акты: Декрет «О регулировании налоговых мер, связанных с проведением в Бразилии Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2013 г. и Чемпионата мира по футболу ФИФА 2014 г., установленных Федеральным законом Бразилии № 12.350 от 20.12.2010» № 7.578 от 11.10.2011 [6] (регламент к Федеральному закону Бразилии № 12.350 от 20.12.2010), Федеральный закон «О создании различных режимов публичных контрактов.., о внесении изменений в законы.» № 12.462 от 04.08.2011 [11] и др.

Считаем необходимым дать краткий обзор Федерального закона Бразилии № 12.350 от 20.12.2010.

Статья 2 указанного Федерального закона Бразилии закрепила дефиниции ряда понятий, в том числе следующих:

«Международная федерация футбольных ассоциаций (FIFA) — Швейцарская ассоциация частного права, международная организация, которая регули-

рует спортивную деятельность футбольных ассоциаций и их дочерних компаний и которая не обладает домицилем в Бразилии» (п. 1);

«Бразильский оргкомитет Чемпионата мира по футболу 2014 г. Ltda (Copa do Mundo Fifa 2014 — Comité Organizador Brasileiro Ltda.) — бразильское юридическое лицо частного права, признанное ФИФА, создаваемое с целью содействовать проведению в Бразилии Кубка конфедераций по футболу под эгидой ФИФА 2013 г. и Чемпионата мира по футболу ФИФА 2014 г. и связанных с ними мероприятий» (п. 3);

«Бразильская футбольная конфедерация (Confederaçao brasileira de Futebol) — бразильская ассоциация частного права, являющаяся национальной футбольной ассоциацией в Бразилии» (п. 4);

«Соревнования — Кубок конфедераций по футболу под эгидой ФИФА 2013 г. и Чемпионат мира ФИФА 2014 г.» (п. 5);

«События — соревнования и нижеследующие виды деятельности, связанные с соревнованиями, официально организованные, патронируемые, проводимые или поддерживаемые ФИФА, ее представителями в Бразилии, Бразильским оргкомитетом Чемпионата мира по футболу 2014 г. или Бразильской футбольной конфедерацией: a) конгрессы ФИФА, банкеты, церемонии открытия, закрытия, награждения и другие церемонии, лотереи. и другие мероприятия..; b) семинары, совещания, конференции и пресс-конференции; c) культурные мероприятия: концерты, выставки, презентации, выступления и другие формы культурного выражения, а также проекты «Футбол Надежды» (Futebol pela Esperança; Football for Hope) или аналогичные благотворительные проекты; d) футбольные матчи и тренировки; e) другие виды деятельности, имеющие отношение к проведению, организации, подготовке, маркетингу, рекламе, продвижению или окончанию соревнований» (п. 6).

Статья 3 Федерального закона Бразилии № 12.350 от 20.12.2010 установила (с оговоркой: «при условиях, сроках, ограничениях и требованиях, изложенных в исполнительном акте») освобождение от уплаты федеральных налогов на импорт товаров или изделий для исключительного использования или потребления при организации и проведении мероприятий, таких как: «I — продовольствие, медикаменты, в том числе лекарственные средства, топливо и офисные принадлежности; II — награды, медали, таблички, статуэтки, значки, вымпелы, флаги и другие памятные предметы; III — рекламные материалы, печатные издания, брошюры и другие товары с аналогичными целями для свободного распространения или использования в случае необходимости; IV — имущества тех типов и в том количестве, что обычно используются в спортивной деятельности того же вида; V — другие товары недлительного пользования, включая также товары со сроком полезного использования до 1 года».

Согласно § 1 ст. 4 указанного Федерального закона Бразилии, налоговые льготы могут быть распространены также на следующие позиции: спортивно-техническое оборудование; техническое оборудование для записи и передачи звука и изображения; медицинское оборудование; техническое офисное оборудование; другие товары длительного пользования, предусмотренные регламентом.

Статья 5 рассматриваемого Федерального закона Бразилии устанавливает условия по срокам применения указанных налоговых льгот.

Согласно ст. 6 рассматриваемого Федерального закона Бразилии Федеральный секретариат Бразилии по налогам (Secretaria da Receita Federal do Brasil) может принимать нормативные акты, связанные с налоговым режимом, применяемым к багажу путешественников, которые въезжают в страну для участия в мероприятиях, связанных с проведением в Бразилии Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2013 г. и Чемпионата мира ФИФА 2014 г.

Статьи 7 и 8 устанавливают ряд льгот по налогообложению деятельности организаций применительно к ФИФА и ее дочерним организациям (льготы по подоходному налогу, по социальным отчислениям, по налогам на ценные бумаги, на кредиты и страхование, иные налоги).

Статья 10 рассматриваемого Федерального закона Бразилии установила основания и условия освобождения от уплаты подоходного налога не проживающих в стране физических лиц, направленных ФИФА в Бразилию для подготовки, проведения и сопровождения указанных мероприятий, а также спортивных судей, футболистов и других членов спортивных делегаций, исключительно в связи с выдачей им выплат в связи с участием в мероприятиях Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2013 г. и Чемпионата мира по футболу ФИФА 2014 г.

19 сентября 2011 г. в Парламент Бразилии был внесен проект федерального закона Бразилии «О Кубке конфедераций ФИФА по футболу 2013 г. и Чемпионате мира по футболу ФИФА 2014 г. в Бразилии» № 2330/11 [13].

Цель законопроекта состоит в создании условий для проведения указанных крупных международных спортивных состязаний в соответствии с жесткими требованиями, предъявляемыми ФИФА.

Законопроект регулирует следующие вопросы [7; 13]:

- устанавливает, что цены на билеты на спортивные матчи будет определять ФИФА. При этом продажа билетов будет осуществляться самостоятельно, либо в пакетах туристических услуг (перелет + трансфер + отель + билеты на матчи);

- облегчает въезд иностранцев, посещающих страну во время чемпионатов и в связи с посещением их мероприятий; вводит упрощенный порядок выдачи виз для иностранцев, которые обслуживают или посещают мероприятия;

- устанавливает исключительные права ФИФА на изображения и звукозаписи о непосредственном проведении указанных мероприятий;

- устанавливает особые стандарты и порядок защиты товарных знаков, брендов и символики, связанных с указанными мероприятиями;

- устанавливает дополнительные меры уголовно-правовой защиты и, соответственно, уголовной ответственности (лишение свободы на срок от 3 месяцев до 1 года или серьезный штраф) (за нарушения указанных стандартов охраны товарных знаков и символов, связанных с событиями, в том числе за изготовление и сбыт поддельных товаров с символикой указанных чемпионатов);

- устанавливает дополнительные меры гражданско-правовой ответственности за другие действия, посягающие на защищенные товарные знаки и сим-

волику, связанные с событиями чемпионатов, в частности — меры ответственности за «ассоциативный маркетинг», когда субъект предпринимательской деятельности необоснованно и незаконно заявляет свой бренд связанным с проведением чемпионатов, и за «маркетинг вторжения», когда субъект предпринимательской деятельности необоснованно и незаконно привлекает внимание зрителей мероприятия, официально не связанного с его (субъекта) организацией;

- вводит упрощенный порядок выдачи разрешений на работу для иностранцев, которые работают в мероприятиях;

- устанавливает основания и условия отмены и возврата денег за билеты на мероприятия;

- устанавливает правила для телевизионного и иного медийного вещания матчей чемпионатов;

- устанавливает запрет уличной торговли непосредственно вблизи стадионов проведения матчей;

- устанавливает стандарты для болельщиков, устанавливает целый ряд запретов, касающихся поведения болельщиков на трибунах стадионов (запрет на пронос на трибуны и использование плакатов, флагов, эмблем и других знаков с оскорбительным содержанием расистских или иного экстремистского характера, стимулирующих дискриминацию и т.д., запрет бросания предметов на игровое поле; запрет использования фейерверков и иных пиротехнических устройств внутри спортивных объектов и в непосредственной близости от них);

- устанавливает обязанности служб здравоохранения, санитарных, таможенных и иммиграционных служб во время подготовки к проведению и проведения матчей чемпионатов;

- устанавливает систему обеспечения безопасности во время проведения указанных чемпионатов;

- устанавливает условия и механизмы взаимодействия федеральных и субъектовых органов власти, органов местного самоуправления с представителями ФИФА;

- устанавливает условия эксклюзивной торговой деятельности ФИФА.

Обсуждение законопроекта идет достаточно сложно до сих пор, поскольку

выявился целый ряд проблем в отношениях между Бразилией и ФИФА, касающихся, в частности, вопросов отстаиваемых бразильской стороной скидок на билеты на матчи чемпионатов для студентов, пенсионеров и иных категорий граждан, вопросов распределения финансовой нагрузки, связанной с проведением указанных чемпионатов, между ФИФА и бразильской стороной [12].

Следует также отметить реализацию подготовки к указанным международным спортивным мероприятиям посредством не только законодательных, но и административных мер и механизмов.

Учитывая масштабность и значимость данных мероприятий, связанных и со стратегическими интересами страны, была создана специальная структура управления «Организационный комитет Чемпионата мира ФИФА 2014 г.» для координации работы федеральных ведомств, государственных и негосударст-

венных партнеров. Изначальной и главной задачей этой структуры были установлены планирование и организация проведения мероприятий, контроль за обменом информацией, мониторинг результатов соревнований, а также контроль безопасности посредством осуществления ряда превентивных мероприятий. Декретом Президента Бразилии от 14 января 2010 г. был учрежден Руководящий комитет чемпионата (CGCOPA 2014), состоящий из 16 министерств и семи органов по рекомендации Президента Бразилии, в полномочия которого входит обсуждение, утверждение и контроль за всеми действиями, необходимыми для проведения Чемпионата в Бразилии в 2014 г. Координатором комитета назначено Министерство спорта [8].

Так как одной из основных проблем организации Чемпионата мира в Бразилии является координация действий субъектов федерации, сохраняя при этом их автономность и самостоятельность и обеспечивая эффективность действий, необходимых для проведения чемпионата, был разработан договор о сотрудничестве между федерацией, субъектами федерации и муниципальными образованиями, определяющий обязанности каждой из сторон по конкретным вопросам. Также к договору были приняты приложения, число которых может увеличиваться и далее, посвященные различным вопросам, в том числе вопросам, связанным с инвестициями, сроками и этапами мероприятий, предваряющих чемпионат. Проект предусматривает создание контрольного органа — специального Комитета.

В соответствии с этим комплексом документов проводится контроль за различными стадиями готовности спортивных объектов и систем обеспечивающих мероприятий, производится сбор информации, предоставляемой лицами, ответственными за проекты, осуществляется ее анализ. Для обеспечения скорейшего обмена информацией с мая 2010 г. начала свою работу система мониторинга, доступная через различные специальные веб-формы. Также были определены специальные тематические группы, в которые входят представители принимающих Чемпионат бразильских городов, а также активные представители гражданского общества. Группы занимаются разработкой вопросов, связанных с инфраструктурой, необходимой для проведения Чемпионата, безопасностью на данных мероприятиях, оказанием неотложной медицинской помощью во время проведения Чемпионата, а также разработкой плана оказания медицинской помощи в экстренных ситуациях, вопросам, связанным с проблемами окружающей среды, содействию бизнесу и многим другим. Всего тематических групп сформировано девять [8].

Что касается развития спортивной и иной инфраструктуры в преддверии проведения чемпионата, определен приоритет крупных инфраструктурных проектов в принимающих городах. Планирование мероприятий по данному вопросу разделено Правительством Бразилии на несколько циклов, с учетом важности определенных вопросов и временных рамок. Первый цикл планирования посвящен созданию инфраструктуры сооружений с длительным сроком планирования, таких как аэропорты, стадионы и порты. Второй цикл относится к сфере дополнительных услуг и спортивным сооружениям, которые требуют меньше времени на их проектирова-

ние и постройку, а также вопросам безопасности. Третий цикл направлен на предварительное согласование оперативных действий. В целях развития инфраструктур принимающих городов были разработаны специальные проекты, посвященные улучшению логистики сообщения между аэропортами, портами, гостиницами со спортивными стадионами, городской системе общественного транспорта и некоторым другим вопросам.

К примеру, в мае 2010 г. была принята Программа «Рго-транспорт» для транспортной инфраструктуры и мобильности (Нормативная инструкция № 22 от 10 мая 2010 г.).

Нельзя также не сказать о том, что понимается под выражением «принимающий город». Принимающими городами определены туристические города, являющиеся приоритетными для проведения чемпионата, что было определено Министерством туризма, в целях наиболее эффективного использования культурного наследия и повышения его привлекательности [8].

Если говорить об экономических последствиях проведения чемпионата, то можно уже спрогнозировать их огромную масштабность, при этом уже сейчас можно говорить и о нематериальных последствиях, а именно: изменение статуса Бразилии в международном сообществе, получение новых возможностей, укрепление имиджа страны, увеличение экспорта товаров и услуг, внедрение и распространение собственных экологически чистых технологий, более активное использование туристического потенциала Бразилии, более широкое распространение информации о региональных туристических достопримечательностях и расширение внутреннего туризма, особенно для недостаточно популярных ныне направлений, скачок качества сферы услуг, повышение качества жизни населения, развитие транспорта, повышение комфорта спортивных сооружений, рост производительности труда в частном секторе, создание новых направлений развития, улучшение общественного контроля за государственным управлением [9]. То есть «игра стоит свеч».

Через все подготовительные мероприятия России предстоит пройти в ближайшее время. И уже в прошлом году вопрос разработки проекта федерального закона о Чемпионате мира по футболу ФИФА 2018 г. в России [5] обсуждался достаточно широко. И как нам представляется, вкратце описанный опыт реализации подготовительных мероприятий в Бразилии может быть учтен.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Абашидзе А.А., Конева А.Е. Состояние нищеты — нарушение прав и свобод человека // Вестник РУДН. Серия «Юридические науки». — 2011. — № 4. — С. 124-128.

[2] Абашидзе А.Х. Нищета — новая угроза человечеству (Посвящается 60-летию образования Организации Объединенных Наций) // Вестник РУДН. Серия «Юридические науки». — 2005. — № 2 (18). — С. 96-101.

[3] Алисиевич Е.С. Толкование норм конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод как правомочие Европейского Суда по правам человека: Дисс. ... канд. юрид. наук. — М., 2006.

[4] Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией № 55/2 Генеральной Ассамблеи от 08.09.2000. URL: http://www.un.org/ru/documents/ /decl conv/declarations/summitdecl.shtml.

[5] Проект Федерального закона «Об организации и о проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 г., Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2017 г. и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/348a5a80477a4bf894b2de8ecde0e59e/ zakonoproekt_fifa.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=348a5a80477a4bf894b2de8ecde0e59e.

[6] Decreto № 7.578, de 11 de Outubro de 2011. URL: http://www2.camara.gov.br/legin/ fed/decret/2011/decreto-7578-11-outubro-2011-611587-publicacaooriginal-133801-pe.html.

[7] Governo envia Lei Geral da Copa ao Congresso. URL: http://casa-civil.jusbrasil.com.br/ /noticias/2840759/governo-envia-lei-geral-da-copa-ao-congresso.

[8] I Balando da Copa. URL: http://www.copa2014.gov.br/sites/default/files/publicas/sobre-a-copa/biblioteca/balancoCopa2014.pdf.

[9] Impactos económicos da realizagao da Copa 2014 no Brasil // Ministério do Esporte, 31 de margo de 2010. — Brasilia (Brasil), 2010. URL: http://www.copa2014.gov.br/sites/default/ /files/publicas/sobre-a-copa/biblioteca/impacto_economico_2014.pdf.

[10] Lei № 12.350, de 20 de Dezembro de 2010 // Diário Oficial da Uniao — Segao 1. — 21. 12.2010. URL: http://www2.camara.gov.br/legin/fed/lei/2010/lei-12350-20-dezembro-2010-609723-normaatualizada-pl.pdf.

[11] Lei № 12.462, de 4 de Agosto de 2011. URL: http://www2.camara.gov.br/legin/fed/lei/ /2011/lei-12462-4-agosto-2011-611147-normaatualizada-pl.pdf

[12] O que diz a Lei Geral da Copa do Mundo de 2014 no Brasil. URL: http://www.estadao.com.br/noticias/esportes,o-que-diz-a-lei-geral-da-copa-do-mundo-de-2014-no-brasil,774183,0.htm.

[13] Projeto de Lei — Dispoe sobre as medidas relativas á Copa das Confederagoes FIFA de 2013 e á Copa do Mundo FIFA de 2014, que serao realizadas no Brasil. URL: http://www.camara.gov.br/proposicoesWeb/prop_mostrarintegra;jsessionid=4B9A2DAA5E3 BBF712A27006448617039.node1?codteor=921060&filename=PL+2330/2011.

ABOUT THE SYSTEM OF LEGAL MEASURES TO PROVIDE FOR THE FIFA CONFEDERATIONS CUP 2013 AND FIFA WORLD CUP 2014 IN BRAZIL

A.I. Ponkina

The Department of International Law Peoples' Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

The article investigates the features of legal support for the FIFA Confederations Cup 2013 and FIFA World Cup 2014 in Brazil.

Key words: FIFA Confederations Cup, FIFA World Cup, Brazil, sports law, lawmaking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.