Научная статья на тему 'Механизм принятия решений в фифа (Fédération Internationale de football Association) и правовая реформа организации 2016 года'

Механизм принятия решений в фифа (Fédération Internationale de football Association) и правовая реформа организации 2016 года Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
815
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕМПИОНАТ МИРА ФИФА / ПРАВОВАЯ РЕФОРМА / МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / FIFA WORLD CUP / LEGAL REFORM / DECISION-MAKING MECHANISM / INTERNATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салогуб Я. Л., Зимин В. В.

Введение: чемпионат мира по футболу-2018 вызывает интерес не только у ценителей хорошей игры, но и у исследователей различных аспектов феномена, имя которому «футбол». Статья посвящена анализу причин проведения правовой реформы в ФИФА (Fédération Internationale de Football Association). Одна из причин череды скандалов, потрясших футбольный мир в последние годы наличие субъективизма в деятельности ФИФА, а также отсутствие прозрачности и четкой нормативной регламентации в механизме принятия решений руководством ФИФА, в том числе и по кадровым вопросам. Цель: на примере проблем в принятии решений руководством ФИФА, раскрыть причины и содержание реформы ФИФА 2016 года на основе анализа научных исследований по теме, сведений, опубликованных в средствах массовой информации и нормативных правовых источников международной организации. Методы: эмпирические методы сравнения, описания, интерпретации; теоретические методы формальной и диалектической логики. Применялись частнонаучные методы: юридико-догматический и метод толкования правовых норм. Выводы: деятельность ФИФА на рубеже ХХ-ХХI вв. демонстрирует последствия недостаточной проработанности правовых оснований механизма функционирования организации, отсутствия прозрачности в принятии решений. Затягивание реформы может подорвать влияние организации на развитие спорта высоких достижений, который в ХХ веке стал одним из показателей мощи конкретного государства, а значит частью мировой политики. Наличие возможности политического лоббирования со стороны отдельных государств совокупно с пересечением финансовых и управленческих интересов в самой ФИФА, может привести к нарастанию напряженности в отношениях между странами и народами. ФИФА провела колоссальную работу по устранению препятствий для осуществления целей организации популяризация и продвижение футбола по всему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DECISION-MAKING MECHANISM IN THE FIFA (FÉDÉRATION INTERNATIONALE DE FOOTBALL ASSOCIATION) AND LEGAL REFORM ORGANIZATIONS 2016

Introduction: the 2018 FIFA world Cup is of interest not only lovers of good games, but also among researchers of different aspects of the phenomenon which is called "football". This article analyzes the reasons for the legal reform in the FIFA (Fédération Internationale de Football Association). One of the reasons for a series of scandals that rocked the football world in recent years the presence of subjectivity in the activities of FIFA, and the lack of transparency and clear normative regulation in the mechanism of making decisions by the FIFA leadership, including on personnel issues. The purpose: for example, problems in decision-making the leadership of FIFA, to reveal the reasons and the content of the reform of FIFA 2016, based on the analysis of scientific research on the subject of the information published in the media and legal sources of international organizations. Methods: empirical methods of comparison, description, interpretation; theoretical methods of formal and dialectic logic. Applied methods: legal and dogmatic method of interpretation of legal norms. Conclusions: the activities of FIFA at the turn of XX-XXI centuries shows the consequences of insufficient elaboration of the legal basis of the functioning of the organization, a lack of transparency in decision-making. Delaying reforms could undermine the organization's influence on the development of sport of high achievements, which in the twentieth century was one measure of the power of a particular state, and therefore part of world politics. The availability of political lobbying on the part of individual States together with the intersection of the financial and management interests in the most of FIFA, could lead to escalation of tension in the relations between the two countries and peoples. FIFA has done a tremendous amount of work to remove obstacles to the implementation of the objectives of the organization is to popularize and promote football worldwide.

Текст научной работы на тему «Механизм принятия решений в фифа (Fédération Internationale de football Association) и правовая реформа организации 2016 года»

УДК: 341 (091) + 341.22 ББК: 67.3(2)С

Салогуб Я.Л., Зимин В.В.

МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ФИФА (FÉDÉRATION INTERNATIONALE DE FOOTBALL ASSOCIATION) И ПРАВОВАЯ РЕФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ

2016 ГОДА

Salogub Ya.L., Zimin V. V.

THE DECISION-MAKING MECHANISM IN THE FIFA (FÉDÉRATION INTERNATIONALE DE FOOTBALL ASSOCIATION) AND LEGAL REFORM

ORGANIZATIONS 2016

Ключевые слова: чемпионат мира ФИФА, правовая реформа, механизм принятия решений, международная организация.

Keywords: FIFA world Cup, legal reform, decision-making mechanism, international organization.

Аннотация: чемпионат мира по футболу-2018 вызывает интерес не только у ценителей хорошей игры, но и у исследователей различных аспектов феномена, имя которому -«футбол». Статья посвящена анализу причин проведения правовой реформы в ФИФА (Fédération Internationale de Football Association). Одна из причин череды скандалов, потрясших футбольный мир в последние годы - наличие субъективизма в деятельности ФИФА, а также отсутствие прозрачности и четкой нормативной регламентации в механизме принятия решений руководством ФИФА, в том числе и по кадровым вопросам. На примере проблем в принятии решений руководством ФИФА, авторы статьи раскрывают причины и содержание реформы ФИФА 2016 года на основе анализа научных исследований по теме, сведений, опубликованных в средствах массовой информации и нормативных правовых источников международной организации. Применялись эмпирические методы сравнения, описания, интерпретации; теоретические методы формальной и диалектической логики. Применялись частнонаучные методы: юридико-догматический и метод толкования правовых норм. Сделаны выводы: деятельность ФИФА на рубеже XX-XXI вв. демонстрирует последствия недостаточной проработанности правовых оснований механизма функционирования организации, отсутствия прозрачности в принятии решений. Затягивание реформы может подорвать влияние организации на развитие спорта высоких достижений, который в ХХ веке стал одним из показателей мощи конкретного государства, а значит - частью мировой политики. Наличие возможности политического лоббирования со стороны отдельных государств совокупно с пересечением финансовых и управленческих интересов в самой ФИФА может привести к нарастанию напряженности в отношениях между странами и народами. ФИФА провела колоссальную работу по устранению препятствий для осуществления целей организации - популяризация и продвижение футбола по всему миру.

Abstract: the 2018 FIFA world Cup is of interest not only lovers of good games, but also among researchers of different aspects of the phenomenon which is called "football". This article analyzes the reasons for the legal reform in the FIFA (Fédération Internationale de Football Association). One of the reasons for a series of scandals that rocked the football world in recent years - the presence of subjectivity in the activities of FIFA, and the lack of transparency and clear normative regulation in the mechanism of making decisions by the FIFA leadership, including on personnel issues. For example, problems in decision-making the leadership of FIFA, to reveal the reasons and the content of the reform of FIFA 2016, based on the analysis of scientific research on the subject of the information published in the media and legal sources of international organizations. Methods: empirical methods of comparison, description, interpretation; theoretical methods of formal and dialectic logic. Applied methods: legal and dogmatic method of interpretation of legal norms. Conclusions: the activities of FIFA at the turn of XX-XXI centu-

ries shows the consequences of insufficient elaboration of the legal basis of the functioning of the organization, a lack of transparency in decision-making. Delaying reforms could undermine the organization's influence on the development of sport of high achievements, which in the twentieth century was one measure of the power of a particular state, and therefore part of worldpolitics. The availability ofpolitical lobbying on the part of individual States together with the intersection of the financial and management interests in the most of FIFA, could lead to escalation of tension in the relations between the two countries and peoples. FIFA has done a tremendous amount of work to remove obstacles to the implementation of the objectives of the organization is to popularize and promote football worldwide.

В июле 2017 года четыре города России принимали участников и болельщиков главного события года в мире футбола - Кубка Конфедерации-2017. Любители игры по всему миру в течение двух недель с восторгом наблюдали за мастерством представителей футбольных сборных южноамериканского, азиатского, европейского и африканского континентов. В следующем году Россия впервые станет хозяйкой «Мундиаля» - главного футбольного события четырёхлетия. Чемпионат мира-2018 вызывает интерес не только у ценителей хорошей игры и захватывающих моментов матча, но и у исследователей различных аспектов феномена, имя которому - «футбол». Организация международных спортивных мероприятий подобного уровня требует колоссальных усилий по различным направлениям деятельности - управленческой, организационной и координирующей, и принятие продуманных решений на всех стадиях осуществления мероприятия является залогом его успешного финала.

Необходимость принятия решений составляет неотъемлемую часть любой человеческой деятельности1. С теоретической стороны механизм принятия решения включает в себя совокупность компонентов, зависящих от вида деятельности и цели принимаемого решения. Он (механизм) основывается на институциональных и процедурных элементах, позволяющих провести планирование деятельности и нахождение ее оптимального варианта, а также выделение средств на осуществление задуманного2. В контексте функционирования международной организации ключевым мо-

1 Желтов В.П., Желтов М.П. Механизмы принятия решений [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования [официальный сайт] URL: https://srience-educationru/ru/artide/view?id=21013 (Дата обращения: 10.06.2017).

2 Мескон М.В. Основы менеджмента. М., 1997. С. 143.

ментом в принятии решений является управленческая деятельность и реализация, поставленных в ходе неё целей, что является ключевым в теории управления3. В данной работе, механизм принятия управленческих решений понимается авторами как система элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, создающих условия для достижения поставленных целей посредством реализации заранее согласованных процедур4. Подобные процедуры закреплены в уставных или учредительных документах конкретной организации и обладают правовой природой.

Научная актуальность изучения правового аспекта механизма принятия решений в Международной федерации футбола (ФИФА), заключается в непосредственном влиянии данной организации на развитие мирового футбола и спортивного права. Значимость мероприятий ФИФА для стран, с которыми организация сотрудничала, нашли отражение в работах ряда исследователей5, ставивших проблемы взаимовлияния спорта, права и политики. Но механизм функционирования организации, правовой массив документов и реализа-

3 Там же. С.138.

4 Смирнова А.Г. Анализ механизма принятия управленческих решений в агропромышленном комплексе как экономической системе // Вестник Поволжского института управления. 2014. № 2. С. 105.

5 См. подробнее: Чавтур М.С., Исаева А.Г. Развитие гостиничной индустрии в Ростове-на-Дону в рамках Чемпионата мира по футболу: состояние, тенденции, перспективы // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2015. № 3-4 (июль-декабрь). С.1114-1122; Левин Е.А. Ассимиляция спорта и политики в современном мире // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 6. С.123-126; Его же. Футбол как феномен общественно-политической жизни в современном мире // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 2(92). С. 98-101; Золотухин И.Н. Чемпионаты мира по футболу в геополитическом измерении // Ойкумена. Регионовед-ческие исследования. 2009. № 4. С. 95-112.

ция правовых процедур ФИФА изучены недостаточно. Мало внимания уделялось изучению структурно-организационным вопросам - исполнительной вертикали, разделению полномочий и отчётности руководства ФИФА. Всё это создаёт дополнительные трудности в изучении данной темы. Практическая актуальность темы обусловлена необходимостью выстраивания консенсуса в отношениях между субъектами международного права, коим является ФИФА, как залога стабильного и успешного развития международного правопорядка. Растёт численность международных организаций, призванных объединить как можно больше регионов, стран, народов. Поэтому сама возможность проведения различных международных мероприятий представляется важным шагом в решении интеграционных задач. Наглядным примером тому являются международные спортивные соревнования, среди которых на одном из первых мест в достижении целей культурного и социального сближения стоят спортивные состязания разных форматов по футболу - самого массового вида спорта, в течение уже более ста лет объединяющего нации1. В ряде стран Африки и Латинской Америки футбол выходит за рамки только спортивного состязания, поскольку несёт социально значимую нагрузку в сфере воспитания и социализации подрастающего

поколения, являясь частью народной культу-

2

ры .

Руководящим органом мирового футбола в настоящее время является ФИФА -Международная федерация футбола (Fédération Internationale de Football Association, штаб-квартира г. Цюрих). Это одна из старейших международных организаций, функционирующая с 1904 года, то есть уже более ста лет3. Важнейшим направлением деятельности ФИФА является популяризация футбола в глобальном масштабе с учетом его объединяющего и культурного потенциала4.

^тепанян К.А. Может ли Достоевский помочь выиграть чемпионат Европы по футболу? // Знамя. 2004. № 4. С. 189.

2Васильев Е.А. Смысл и назначение футбола в культуре // Человек. 2000. № 4. С. 100.

3About FIFA // FIFA.com [официальный сайт]. URL: http://www.fifa.com/about-fifa/index.html (дата обращения: 08.08.2017).

4 Paragraph «a» of article 2 The FIFA Statutes (in

force as of 27 April 2016) [Электронный ресурс] //

ФИФА включает в себя большинство действующих футбольных Ассоциаций и организует соревнования мирового уровня: чемпионат мира ФИФА, чемпионат мира ФИФА среди женщин, юношеские и молодежные чемпионаты мира, Кубок конфедераций и клубный чемпионат мира. Проведением таких мероприятий, как Кубок конфедераций ФИФА и Чемпионат мира по футболу ФИФА, согласно ст. 39 Устава ФИФА, занимается специальный комитет - Организационный Комитет мероприятий ФИФА5.

Все спортивные соревнования, проводимые от имени ФИФА, требуют тщательной подготовки. Ее осуществляют на договорной основе различные коммерческие и некоммерческие организации, действующие как в стране, принимающей соревнования, так и за её пределами. В рамках совместной деятельности предполагается частичное приведение законодательства принимающей страны в соответствии с нормативами ФИФА. Подобный путь прошла Бразилия при подготовке к Чемпионату мира в 2014 году, когда были внесены значительные изменения в законодательство не только в сфере спортивного права, но и в другие сферы, затронутые данным мероприя-тием6. По этому же пути идёт и российское

7

законодательство .

При всей основательности и регламентированности работы, направленной на проведение главного футбольного мероприятия четырёхлетия, сам механизм определения страны, принимающей чемпионат мира, до недавнего времени был достаточно прост и во мно-

FIFA.com [официальный сайт. URL: http://resources.fifa.com/mm/document/affederation/gen eric/02/78/29/07/fifastatutsweben_neutral.pdf (дата обращения^. 06. 2017 года) (далее - Statutes 2016).

5 Art. 39 Statutes 2016.

6См. подробнее: Понкина А.И. О системе мер правового обеспечения проведения Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2013 г. и Чемпионата мира по футболу ФИФА 2014 г. в Бразилии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2012. № 1. С. 178.

7 О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 07 июня 2013 г. № 108-ФЗ (ред. от 01 мая 2017 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_147218/ (дата обращения: 30.06.2017).

гом подвержен влиянию субъективных факторов. В соответствии с положениями Устава ФИФА в редакции 2010 года1, действовавшего на момент рассмотрения заявки о проведении чемпионата-2018, страну проведения определял Исполком ФИФА, что закреплено в ч. 11 ст. 31 Устава ФИФА. Состав Исполкома включал 24 члена: президент ФИФА; 8 вице-президентов ФИФА; 15 членов, избранных Конфедерациями и Ассоциациями. Президент и члены Исполкома обладали большой автономией в принятии решений и влиянием на все структурные подразделения ФИФА. Согласно положениям ФИФА, действовавшим в 2010 году, для проведения чемпионата выбиралась одна из стран, представивших заявку в виде заявочной книги, отражавшей технические параметры проведения мероприятия (количество городов, стадионы...). ФИФА в период выборов проводило проверку, по результатам которой составлялся технический отчёт, содержавший информацию о рисках для ФИФА. Процедура голосования в Исполкоме, не имея чёткого формального закрепления, проводилась по аналогии с голосованием в Конгрессе ФИФА. Голосование проходило тайно, победитель определялся абсолютным боль-шинством2. Относительная простота выборной процедуры сталкивалась с проблемой отсутствия её нормативного закрепления.

Обращает на себя внимание тот факт, что ФИФА - одна из старейших международных организаций, и необходимые для её функционирования институты имеют крепкую нормативную правовую базу, связанную с организацией футбольных игр и статусом игроков. Подтверждением этого могут служить некоторые моменты, проработанные достаточно детально, касающиеся именно игрового аспекта. Например, в Уставе редакции 2010 года есть норма, запрещающая проводить турниры на одном и том же континенте два раза подряд3. На тот период времени руководство ФИФА не видело необходимости менять существующее положение дел в процедуре

1 The FIFA Statutes (2010) [Электронный ресурс] // FIFA.com [официальный сайт]. URL: https://resources.fifa.com/mm/document/ affedera-tion/generic/01/29/85/71/fifastatuten2010_e.pdf (дата обращения: 27. 06. 2017 года) (далее - Statutes 2010...).

2 Art. 27 Statutes 2010.

3 Art. 73 Statutes 2010.

определения страны, где будет проведен очередной чемпионат мира.

Другая процедура, привлекающая внимание по причине отсутствия четкого формального закрепления - «двойные заявки»4 и официально существующая позиция руководства ФИФА по этому поводу. Данные заявки к рассмотрению не принимались, несмотря на отсутствие прямого запрета в Уставе ФИФА. Свое отрицательное отношение к проблеме в процессе подготовки проведения Чемпионата мира-2002 довольно неожиданно высказал президент ФИФА Йозеф Блаттер5. Разрешение на «двойные заявки» косвенно вступало в противоречие с правилами регламента проведения самих матчей, поскольку команда принимающей страны (по правилам, действовавшим на тот период) сразу выходила в финальную стадию соревнований. Из этого следовало, что ещё до начала чемпионата мира две команды уже выходили в 1/8 финала. Несмотря на это, в 2010 году двойные заявки Португалия-Испания и Нидерланды-Бельгия были приняты и рассматривались на голосовании. Подобное переменчивое отношение к собственной позиции способствовало подрыву доверия к решениям, принимаемым управляющими структурами ФИФА.

Сложности толкования и применения на практике нормы, запрещающей проводить турниры на одном и том же континенте два раза подряд, привели к столкновению интересов при определении страны, принимающей Чемпионат мира-2018. Основными конкурентами в борьбе были страны Европы, которые в случае проигрыша теряли право в течение следующих восьми лет подать заявку на проведение турнира. Учитывая, что Чемпионат мира по футболу является престижным мероприятием, каждая страна, принимавшая участие в выборах, была настроена на собственную победу. Фактором, спровоцировавшим появление теорий о нарушении процедуры выборов и заинтересованности лиц, участвующих в принятии решения, стала проблема

4 Заявка, в которой две страны совместно принимают чемпионат.

5 ФИФА не принимает двойные заявки на проведение ЧМ [Электронный ресурс] // FOOTBALL.UA [официальный сайт] URL: http://football.ua/countrieselse/ 57809-fyfa-ne-prynymaet-dvojjnye-zajavky-na-provedenye-chm.html (дата обращения: 3.06. 2017).

кворума на голосовании. При его проведении в 2010 году из 24 членов Исполкома присутствовало только двадцать два. Двум членам Исполкома, нарушившим этический кодекс ФИФА, было запрещено участие в любой деятельности, связанной с футболом. Данная дисциплинарная санкция являлась самой суро-вой1. В соответствии с нормами ч. 7 ст. 30 Устава ФИФА их место должны были занять другие представители от Конфедерации или Ассоциации2. Подобная процедура голосования не в полной мере соответствовала нормам ФИФА. При этом делать вывод о недействительности выборов тоже нельзя, так как Устав ФИФА и существовавшие на тот момент нормативные правовые акты не регламентировали эти ситуации.

Свободная трактовка своих же правил и частые коррупционные скандалы с представителями ФИФА, касающиеся подкупа голо-сов3, подрывали доверие как к механизму принятия решений, так и к самой организации в целом. Потеря имиджа ФИФА и ажиотаж на фоне выборов страны, принимающей чемпио-нат-2018, повлекли ухудшение отношений между правительствами различных стран. Как пример можно указать на конфликт Англии и России в период голосования-20104 и обвинения России и Катара в подкупе голосов5. Руководство ФИФА оказалось в нелёгком положении по причине зависимости ФИФА от внешних инвесторов, принимавших участие в конфликте. Необходимо было срочно предпринять меры, направленные на удержание суще-

1 Виновны! Комитет по этике ФИФА отстранил от работы двух членов Исполкома, согласившихся продать свои голоса на выборах ЧМ-2018 [Электронный ресурс] // Советский спорт [официальный сайт] URL: http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/419647 (дата обращения: 3.06.2017).

2 Part 7 of article 30 Statutes 2010.

3 ФИФА рассмотрит попытки Австралии купить голоса в поддержку заявки на ЧМ-2018 или ЧМ-2022 2018 [Электронный ресурс] // Советский спорт [официальный сайт]. URL: http://www.sovsport.ru/news/ text-item/394964 (дата обращения: 3.06.2017).

4 См. подробнее: Мутко В. Обвинения в подкупе в адрес России - это все глупости [Электронный ресурс] // Sports.ru [официальный сайт]. URL: https://www.sports.ru/football/73929429.html (дата обращения: 4.06.2017).

5 FIFA corruption inquiries: Officials arrested in Zur-

ich [Электронный ресурс] // BBC [официальный

сайт]. URL: http://www.bbc.com/news/world-europe-

32895048 (дата обращения: 4.06.2017).

ствующих инвесторов и привлечение новых. По этой причине в 2012 году началось внутреннее расследование. Его предметом стали растраты денежных средств и нарушения правил проведения выборов страны, принимающей Чемпионат мира6. Результаты расследования, направленные в ФИФА в середине 2014 года, вынудили действующее на тот момент руководство пойти на кадровое обновление организации. Причиной тому стало наличие в расследовании Майкла Гарсии фамилий многих высокопоставленных лиц ФИФА.

Часть материалов попала в общий доступ только в конце июня 2017 года. Согласно отчёту М. Гарсии, в разделе, посвящённом России, указывалось на отсутствие доказательств как в отношении сговора между представителями российской стороны и членами Исполкома, так и в нарушении правил поведения членов ФИФА при обмене подарками7. Согласно сведениям доклада, правовых оснований для обвинения России не имелось8. Было отмечено лишь частичное соблюдение российской стороной требования отчетности перед членами Исполкома ФИФА. Это не являлось поводом для выдвижения обвинений, но показало значение правильно организованной работы и точного следования существующим правовым требованиям - все, что могло обезопасить от необоснованных обвинений.

Данный пример демонстрирует возможность вмешательства политики в простые технические процедуры деятельности международной организации при отсутствии надёжной правовой базы механизма принятия решений. Этого фактора не могло отрицать руководство ФИФА, начавшее действительно масштабную работу по реформированию пра-

FIFA appoints Michael J Garcia to investigate football corruption [Электронный ресурс] // The Gardian [официальный сайт]. URL: https://www. theguardi-an.com/football/2012/jul/17/fifa-michael-j -garcia-football-corruption (дата обращения: 29.06.2017).

7 Art. 20 FIFA Code of Ethics 2012 edition [Электронный ресурс] // FIFA.com [официальный сайт]. URL: http://resources.fifa.com/mm/document/ affedera-tion/administration/50/02/82/codeofethics_v211015_e_n eutral.pdf (дата обращения: 26.07.2017).

8 Borbely С. Report on issues related to the russian Bid team [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://resources.fifa.com/mm/document/affederation/foot ballgovernance/02/89/88/06/rus_report_neutral.pdf (дата обращения 29.06.2017).

вовой базы, в которой можно выделить два этапа.

Первый относится к 2014 году. В этот период изменения коснулись существующего механизма управления. Было принято Избирательное положение в отношении лиц, занимающих высшие управленческие должности ФИФА1, где детально урегулирована процедура выборов. Второй этап начался в 2015 году и продолжался до созыва Внеочередного Конгресса ФИФА 22 февраля 2016 года. В этот период было составлено обоснование структурной реформы ФИФА, для реализации которой предполагалось организовать специальный комитет. Его основной задачей станет аккумулирование предложений, разработанных как внутри ФИФА, так и независимыми наблюдателями из таких организаций, как «Transparency International»2. В конце 2015 года специальным комитетом был составлен отчёт о проделанной работе и определена задача на 2016 год: реформирование всей управленческой структуры ФИФА3. О сложности существующего положения и неотложности предстоящих реформ говорил в своем обращении к участникам на открытии внеочередного Конгресса ФИФА 22 февраля 2016 года исполняющий обязанности Президента ФИФА Исса Хаяту4.

Значимость внесённых Конгрессом изменений позволяет говорить о перестройке организационной структуры ФИФА в целом и пересмотре внутреннего механизма управления в частности. Составители новой редакции Устава проделали масштабную кодификаци-

1 Electoral regulations for the FIFA Presidency // Там же. URL: http://resources.fifa.com/mm/document /affederation/president/02/36/81/99/fifaelectoralreg_neut ral.pdf (дата обращения: 27.06.2017).

2 Substantiation of the Reform Proposals Presented at the FIFA Executive Committee Meeting of 20 July 2015 // FIFA.com [официальный сайт] URL: http://resources.fifa.com/mm/document/affederation /footballgovernance/02/67/69/03/150901reformreporteng lish_neutral.pdf (дата обращения: 29.06.2017).

3 2016 FIFA reform committee report (december 2, 2015) // Там же. URL: https://resources.fifa.com /mm/document/affederation/footballgovernance/02/74/1 7/54/2015.11.27finalreport_forpublication_neutral.pdf (дата обращения: 29. 06.2017).

4 Extraordinary FIFA Congress 2016: Acting Presi-

dent Hayatou's address // Там же. URL:

http://resources.fifa.com/ mm/document/affederation/ bodies/02/76/71/10/20160226_actingpresident_eoc_en_

neutral.pdf (дата обращения: 29.02.2017).

онную работу в отношении нормативных правовых актов, принятых ранее и учли большую часть рекомендаций, высказанных в период 2014-2015 годов. Изменения затронули и «Правила организации ФИФА» (FIFA Organisation Regulations)5, которые получили название «Правила управления ФИФА» (FIFA Governance Regulations 2016)6. Данные Правила детально раскрывают положения, закрепленные в Уставе.

Внесённые изменения коснулись статуса наименее разработанных институтов ФИФА, подверженных в своей деятельности субъективным факторам:

института Президента, его выборов, полномочий и общего статуса в ФИФА;

- положения Исполнительного комитета, его состава и порядка избрания его членов;

- полномочий Генерального секретариата и Генерального секретаря, которые расширялись и уточнялись;

- преобразована система постоянных и специальных комитетов;

- проработана и упорядочена процедура выдвижения кандидатов, голосования и подсчёта голосов.

На последнем изменении стоит остановиться подробнее. Если сравнивать содержание разделов, посвящённые выборам в Уставе 2010 и 2016 года, то внимание разработчиков акцентировалось на внесение элементов законности при издании локальных актов ФИФА, разделении властей, прозрачности и открытости ряда процедур7. Ранее Правила не касались вопросов выборов. Новая редакция Устава отвела этому институту две главы из шести. Теперь, в случае необходимости, создавалась специальная, временная избирательная комиссия, на которую возлагалась ответственность за надлежащее проведение выборов.

Изменилось положение Президента ФИФА. Ужесточилась процедура выборов, начиная от выдвижения кандидатуры. Была

FIFA Organisation Regulations (FOR) // Там же. URL: http://resources.fifa.com/mm/document/ affedera-tion/administration/02/80/27/67/forenweb_neutral.pdf (дата обращения: 29.02.2017).

6 FIFA Governance Regulations (FGR) // Там же. URL: http://resources.fifa.com/mm/document/ affedera-tion/administration/02/11/20/75/forenweb_neutral.pdf (дата обращения: 29.02.2017). (далее - FGR...)

7 Art. 43 FGR.

введена многоуровневая система цензов, позволившая сузить круг возможных участников в выборах.

1. По новым правилам ассоциация может поддержать только одного кандидата.

2. Для того, чтобы лицо, желающее участвовать в выборах Президента ФИФА, могло получить статус кандидата, необходимо, чтобы его поддержали минимум пять ассоциаций (в предыдущей редакции этого не было) через письменное обращение в Генеральный секретариат1.

3. Генеральный Секретариат должен быть уведомлён не менее, чем за четыре месяца до созыва Конгресса ФИФА (ранее данный срок составлял два месяца)2. Если ассоциация хочет поручиться за несколько кандидатов сразу, то её голос становится недействительным (данное положение также стало новеллой)3.

4. Появились дополнительные требования к кандидату. Данное лицо должно вести активную деятельность в качестве игрока или сотрудника ФИФА в течение десяти лет до выдвижения своей кандидатуры .

5. Для кандидатов на должность предусматривалась процедура заполнения документов для проверки на соответствие требованиям, которые представляются в Комитет по рассмотрению (сотрудников)5.

6. Было введено ограничение президентства тремя срока, независимо от их после-

6

довательности .

Преобразовалась также процедура голосования в Конгрессе по вопросу выборов Президента. Из полномочий Президента убрали право на созыв Чрезвычайного комитета, заменявшего Исполком в период между его заседаниями. Президент ФИФА по Уставу-2016 обладает статусом не только представителя, но и гаранта соблюдения уставных целей ФИФА. В составе Совета, сменившего Исполком, Президент утверждает основную страте-

1 Part 1 of article 27 Statutes 2016; Paragraph «c» of part 1 of article 48 FGR.

2 Part 3 of article 27 Statutes 2016.

3 Part 3 of article 27 Statutes 2016; Paragraph «c» of part 1 of article 48 FGR.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Part 1 of article 27 Statutes 2016; Paragraph «a» of part 1 of article 48 FGR.

5 Part 8 of article 27 Statutes 2016; Paragraph «d» of part 1 of article 48 FGR.

6 Part 2 of article 33 Statutes 2016.

гию ФИФА. Новая редакция не относит к полномочиям Президента коммерческую деятельность и маркетинг. Президент лишился решающего голоса в Совете при равенстве голосов. Сократился уровень влияния Президента на деятельность Генерального секретаря. Таким образом, нововведения ослабили роль Президента в исполнительных структурах, изъяли из его полномочий решение коммерческих и финансовых вопросов, ввели систему цензов и процедур на соответствие должности.

Место упразднённого Исполкома занял Совет, ставший не исполнительным, а координирующим и надзорным органом . Численность Совета увеличилась до 37 человек. На членов Совета распространилось ограничение занимать должность более трех сроков подряд. Кандидаты в члены Совета подлежали проверке на соответствие занимаемой должности со стороны Комитета по рассмотрению. Обозначен перечень полномочий Совета в сферах формирования стратегии организации и надзора деятельности комитетов. Строго прописаны полномочия Совета по финансовым вопросам и проведения внутреннего и внешнего аудита8. Из полномочий Совета изъяли право определения страны, принимающей Чемпионат мира. Данное полномочие передано в ведение Конгресса9.

Среди структурных изменений наиболее значимыми стали реформирование и уменьшение общего количества специализированных комитетов, создание института независимых аудиторов, чья задача заключается в контроле финансовых операций ФИФА10.

Через правовую реформу и внесение изменений в Устав ФИФА попыталась решить проблему объективизации своей деятельности путём изъятия из полномочий исполнительных органов финансовых и маркетинговых вопросов, перераспределения обязанностей Президента и Совета в пользу Генерального секретариата и специализированных комитетов. Ужесточился не только контроль деятельности Президента и Совета, но и отбора претендентов на данные посты. Была усилена система внутреннего контроля, выделены аспекты деятельности,

7 Part 2 of article 24 Statutes 2016.

8 Part 2 of article 34 Statutes 2016; Part 2 of article 8 FGR.

9 Part 10 of article 34 Statutes 2016.

10 Part 5 of article 24 Statutes 2016.

предусматривающие внешний контроль. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что данной реформой ФИФА попыталась решить наиболее острую проблему - влияние субъективных факторов на решение финансовых и организационных вопросов.

ФИФА - одна из крупнейших международных организаций со столетней историей, обладающая огромным влиянием в мире. Вопросы правового регулирования внутреннего управления не были решены в должном объеме. Это создавало предпосылки для возникновения проблемных ситуаций и несло в себе угрозу стабильности функционирования организации. Деятельность ФИФА на рубеже ХХ-ХХ1 вв. демонстрирует последствия недостаточной проработанности правовых оснований механизма функционирования организации, отсутствия чётко обозначенного и нормативно закрепленного перечня полномочий и их распределения между структурными подразделениями, отсутствия прозрачности в принятии решений. Затягивание или неудача идущей реформы может привести к

серьёзным последствиям в виде подрыва доверия к организации, ее влияния на развитие спорта высоких достижений, который в ХХ веке стал одним из показателей мощи конкретного государства, а значит - частью международных отношений и мировой политики. Наличие политического лоббирования со стороны отдельных государств совокупно с пересечением финансовых и управленческих интересов в самой ФИФА может привести к конфронтации и нарастанию напряженности в отношениях между странами и народами. Это напрямую противоречит искомой цели не только футбольных, но и всех спортивных соревнований, как мероприятий, нацеленных на взаимную интеграцию участвующих стран. ФИФА попыталась учесть данные пробелы и провела колоссальную работу по объективизации и прозрачности механизма принятия решений в самой организации, решая, таким образом, задачу устранения препятствий для осуществления целей, определённых ещё в период становления - популяризация и продвижение футбола по всему миру.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 07 июня 2013 г. № 108-ФЗ (ред. от 01 мая 2017 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147218/ (дата обращения: 30.06.2017).

2. Васильев, Е.А. Смысл и назначение футбола в культуре // Человек. - 2000. - № 4. -С. 98-108.

3. Виновны! Комитет по этике ФИФА отстранил от работы двух членов Исполкома, согласившихся продать свои голоса на выборах ЧМ-2018 [Электронный ресурс] // Советский спорт [официальный сайт]. - URL: http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/419647 (дата обращения: 3.06.2017).

4. Желтов, В.П., Желтов, М.П. Механизмы принятия решений [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования [официальный сайт]. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21013 (дата обращения: 10.06.2017).

5. Золотухин, И.Н. Чемпионаты мира по футболу в геополитическом измерении // Ойкумена. Регионоведческие исследования. - 2009. - № 4. - С. 95-112.

6. Левин, Е.А. Ассимиляция спорта и политики в современном мире // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2015. - № 6. - С. 123-126.

7. Левин, Е.А. Футбол как феномен общественно-политической жизни в современном мире // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. -2015. - № 2(92). - С. 98-101.

8. Мескон, М.В. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1997. - 704 с.

9. Мутко, В. Обвинения в подкупе в адрес России - это все глупости [Электронный ресурс] // Sports.ru [официальный сайт]. - URL: https://www.sports.ru/football/73929429.html (дата обращения: 4.06.2017).

10. Понкина, А.И. О системе мер правового обеспечения проведения Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2013 г. и Чемпионата мира по футболу ФИФА 2014 г. в Бразилии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - 2012. -№ 1. - С. 177-184.

11. ФИФА рассмотрит попытки Австралии купить голоса в поддержку заявки на ЧМ-2018 или ЧМ-2022 [Электронный ресурс] // Советский спорт [официальный сайт]. - URL: http://www.sovsport.ru/news/text-item/394964 (дата обращения: 3.06.2017).

12. Смирнова, А.Г. Анализ механизма принятия управленческих решений в агропромышленном комплексе как экономической системе // Вестник Поволжского института управления. - 2014. - № 2. - С. 105-110.

13. Степанян, К.А. Может ли Достоевский помочь выиграть чемпионат Европы по футболу? // Знамя. - 2004. - № 4. С. 187-192.

14. ФИФА не принимает двойные заявки на проведение ЧМ [Электронный ресурс] // FOOTBALL.UA [официальный сайт]. - URL: http://football.ua/countrieselse/57809html (дата обращения: 03.06. 2017).

15. Чавтур, М.С., Исаева, А.Г. Развитие гостиничной индустрии в Ростове-на-Дону в рамках Чемпионата мира по футболу: состояние, тенденции, перспективы // Вестник Ростовского социально-экономического института. - 2015. - № 3-4. - С. 1144-1122.

16. The FIFA Statutes (in force as of 27 April 2016) [Электронный ресурс] // FIFA.com [официальный сайт] - URL: http://resources.fifa.com/mm/document/affederation/generic /02/78/29/07/fifastatutsweben_neutral .pdf (дата обращения: 27.06.2017).

17. Electoral regulations for the FIFA Presidency // FIFA.com [официальный сайт] URL: http://resources.fifa.com/mm/document/affederation/president/02/36/81/99/fifaelectoralreg_neutral. pdf (дата обращения: 27.02.2017).

18. FIFA Governance Regulations (FGR) // FIFA.com [официальный сайт] URL: http://resources.fifa.com/mm/document/affederation/administration/02/11/20/75/forenweb_neutral. pdf (дата обращения: 29.02.2017).

19. FIFA Organisation Regulations (FOR) // FIFA.com [официальный сайт] URL: http://resources.fifa.com/mm/document/affederation/administration/02/80/27/67/forenweb_neutral. pdf (дата обращения: 29.02.2017).

20. FIFA Code of Ethics 2012 edition [Электронный ресурс] // FIFA.com [официальный сайт]. URL: http://resources.fifa.com/mm/document/affederation/administration/ 50/02/82/codeofethics_v211015_e_neutral.pdf (дата обращения: 26.07.2017).

21. The FIFA Statutes (2010) [Электронный ресурс] // FIFA.com [официальный сайт]. URL: https://resources.fifa.com/mm/document/affederation/generic/01/29/85/71/fifastatuten 2010_e.pdf (дата обращения: 27.06.2017).

22. Borbely С. Report on issues related to the russian Bid team [Электронный ресурс] // FIFA.com [официальный сайт]. URL: http://resources.fifa.com/mm/document/ affederation/footballgovernance/02/89/88/06/rus_report_neutral.pdf (дата обращения: 29.06.2017).

23. Extraordinary FIFA Congress 2016: Acting President Hayatou's address // FIFA.com [официальный сайт] URL: http://resources.fifa.com/mm/document/affederation/bodies/02/76/71/ 10/20160226_actingpresident_eoc_en_neutral.pdf (дата обращения: 29.02.2017).

24. FIFA appoints Michael J Garcia to investigate football corruption [Электронный ресурс] // The Gardian [официальный сайт]. URL: https://www.theguardian.com /football/2012/jul/17/fifa-michael-j-garcia-football-corruption (дата обращения: 29.06.2017).

25. FIFA corruption inquiries: Officials arrested in Zurich [Электронный ресурс] // BBC [официальный сайт] URL: http://www.bbc.com/news/world-europe-32895048 (дата обращения: 04.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.