Научная статья на тему 'О систематизации и унификации административно-юрисдикционных мер обеспечения безопасности'

О систематизации и унификации административно-юрисдикционных мер обеспечения безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
168
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стахов Александр Иванович

В статье выделены и систематизированы административно-юрисдикционные меры обеспечения безопасности, применяемые в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О систематизации и унификации административно-юрисдикционных мер обеспечения безопасности»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

А. И. Стахов

О СИСТЕМАТИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННЫХ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье выделены и систематизированы адми-нистративно-юрисдикционные меры обеспечения безопасности, применяемые в РФ.

В соответствии со ст. 2 и 18 Конституции РФ в свете проводимых в стране административной реформы и реформы местного самоуправления представляется весьма актуальным проведение научной систематизации и унификации административно-юрисдикционных мер обеспечения безопасности, применяемых органами исполнительной власти в Российской Федерации.

Под административно-юрисдикционными мерами обеспечения безопасности следует понимать нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы непосредственного подчинения поведения физических и юридических лиц общеобязательным условиям и требованиям безопасности, применяемые органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от ожидаемых post priory (на основе опыта), совершаемых, а также совершенных административных правонарушений, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.

Логико-позитивный анализ предложенной дефиниции позволяет назвать следующие основные характерные признаки предлагаемой категории.

Во-первых, административно-юрисдикционные меры обеспечения безопасности применяются специализированными государственными органами и органами местного самоуправления, их системными образованиями и должностными лицами, которые можно назвать в обобщенном виде органами административно-публичного обеспечения безопасности.

СТАХОВ Александр Иванович - кандидат юридических наук, доцент по кафедре государственно-правовых дисциплин ВятГГУ © Стахов А. И., 2007

Во-вторых, административно-юрисдикционные меры обеспечения безопасности представляют собой специальные юридические средства, применяемые органами административно-публичного обеспечения безопасности адекватно ожидаемым на основе опыта и наступившим в действительности административным правонарушениям, способствующим возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.

В-третьих, административно-юрисдикционные меры обеспечения безопасности составляют содержание полномочий органов административно-публичного обеспечения безопасности по предупреждению, выявлению и нейтрализации административных правонарушений, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.

В-четвертых, применение административ-но-юрисдикционных мер обеспечения безопасности связано с непосредственным вмешательством органов административно-публичного обеспечения безопасности в административно-хозяйственную, организационно-распорядительную и иную деятельность организационно не подчиненных данным органам физических и юридических лиц.

В-пятых, основанием применения админист-ративно-юрисдикционных мер обеспечения безопасности являются ожидаемые, совершаемые и совершенные административные правонарушения, способствующие возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды или, иначе, административные правонарушения, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением общеобязательных условий и требований безопасности.

В-шестых, административно-юрисдикционные меры обеспечения безопасности отличаются формально определенной целевой направленностью. Данные меры закреплены в административно-правовых нормах и применяются органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от административных правонарушений, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды. Адми-

нистративно-юрисдикционные меры обеспечения безопасности направлены на предупреждение, выявление и нейтрализацию данных административных правонарушений.

В-седьмых, объектами административно-юрис-дикционных мер обеспечения безопасности являются:

а) административно-хозяйственная, организационно-распорядительная и иная деятельность физических и юридических лиц, связанная с ожидаемыми post priory (на основе опыта) административными правонарушениями, способствующими возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды;

б) действия и решения физических и юридических лиц, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением общеобязательных условий и требований безопасности, влекущие административную ответственность;

в) орудия совершения и предметы совершения административных правонарушений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением общеобязательных условий и требований безопасности.

В юридической литературе административно-правовые меры, связанные с ожидаемыми, совершаемыми или совершенными административными правонарушениями, обычно подразделяют на административно-предупредительные меры, применяемые в целях предупреждения административных правонарушений, административ-но-пресекательные меры, применяемые в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их негативных последствий [1], меры административно-процессуального обеспечения, применяемые в связи с обнаружением признаков административного правонарушения, для обеспечения своевременного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении [2], меры административной ответственности, применяемые в качестве наказания за совершенное административное правонарушение [3], административно-восстановительные меры, применяемые с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей [4].

Не подвергая сомнению изложенные подходы к пониманию классификации административно-правовых мер, связанных с административными правонарушениями, следует обратить внимание, что особый научный и практический интерес представляет уяснение специфики содержания административно-правовых мер, связанных с административными правонарушениями, способствующими возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды. Специфика выделяемых ад-

министративно-правовых мер обусловлена тем, что указанные административные правонарушения подвержены воздействию административного права не в полной мере и, следовательно, создают высокую вероятность причинения вреда конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства и нации.

Для того чтобы раскрыть специфику содержания выделяемых административно-правовых мер, необходимо установить юридическое основание, целевую направленность и административно-правовые последствия, вызываемые такими мерами.

При таком подходе в результате анализа действующего административного законодательства в области безопасности следует выделить следующие группы однородных административ-но-юрисдикционных мер обеспечения безопасности: 1) контрольно-надзорные меры обеспечения безопасности; 2) восстановительные меры обеспечения безопасности; 3) аксессорные (вспомогательные) меры обеспечения безопасности; 4) компенсационные меры обеспечения безопасности; 5) превентивные меры обеспечения безопасности.

Контрольно-надзорные административ-но-юрисдикционные меры обеспечения безопасности (далее по тексту - контрольно-надзорные меры обеспечения безопасности) представляют собой нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы проверки выполнения условий и требований безопасности, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами, а также законных требований по обеспечению исполнения указанных условий и требований безопасности физическими и юридическими лицами, применяемые органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от административных правонарушений, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.

Из данного определения следует, что контрольно-надзорные меры обеспечения безопасности применяются органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от предполагаемых, ожидаемых административных правонарушений, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.

Указанные меры направлены на выявление административных правонарушений, способствующих возникновению и (или) развитию вредо-

носных природных и техногенных факторов окружающей среды.

В качестве унифицированных видов контрольно-надзорных мер обеспечения безопасности можно выделить:

1) контрольно-надзорные меры обеспечения безопасности по выявлению административных правонарушений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением общеобязательных условий и требований безопасности, установленных законами и иными нормативными правовыми актам. Такими мерами обеспечения безопасности являются, например, организация проведения экспертиз, анализов, оценок качества эффективности и безопасности техногенных и природных объектов и процессов [5]; проведение проверки соблюдения требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов [6]; весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки [7]; проведение проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям [8] и др.;

2) контрольно-надзорные меры обеспечения безопасности по выявлению административных правонарушений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением законных требований по обеспечению безопасности. К данным мерам обеспечения безопасности можно отнести, например, проведение проверки исполнения предписаний об устранении нарушений общеобязательных требований пожарной безопасности, выявленных в результате проведения плановой проверки [9].

Восстановительные административно-юрис-дикционные меры обеспечения безопасности (далее по тексту - восстановительные меры обеспечения безопасности) представляют собой нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы устранения вредоносных техногенных и природных факторов окружающей среды, связанных с влекущим административную ответственность неисполнением или ненадлежащим исполнением физическим или юридическим лицом общеобязательных условий и требований безопасности (далее по тексту - административное правонарушение, связанное с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательных условий и требований безопасности), применяемые органом административно-публичного обеспечения безопасности к физическому или юридическому лицу по факту выявленного административного правонарушения.

На основе анализа материалов изученных дел об административных правонарушениях, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением условий и требований отдельных видов безопасности (пожарной, экологической, промышленной и др.), следует отметить, что восстановительные меры обеспечения безопасности направлены на устранение вредоносных техногенных и природных факторов окружающей среды, связанных с нарушением или неисполнением физическим или юридическим лицом общеобязательных условий и требований безопасности, влекущим административную ответственность. Применяя такие меры, уполномоченные органы обеспечения безопасности понуждают физическое или юридическое лицо, допустившее нарушение или ненадлежащее исполнение общеобязательных условий и требований безопасности, к совершению активных действий по устранению вредоносных природных и техногенных факторов, связанных с нарушением общеобязательных требований и условий безопасности. С этой точки зрения восстановительные меры обеспечения безопасности для физического или юридического лица, по сути, являются юридической обязанностью устранить причиненный нарушением или ненадлежащим исполнением общеобязательных условий и требований безопасности вред, восстановить нарушенное им правовое положение.

В качестве унифицированных видов восстановительных административно-юрисдикционных мер обеспечения безопасности будет логичным признать:

1) восстановительные меры, влекущие ограничение предоставленного физическому или юридическому лицу специального права на совершение отдельных действий или права на осуществление отдельных видов деятельности по использованию предметов, явлений и процессов - техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам до устранения вреда, причиненного административным правонарушением. Например, снятие товара с производства, прекращение выпуска, приостановка реализации товаров [10], приостановление действия лицензии [11], приостановление действия сертификата [12], приостановление действия декларации [13] и т. д.;

2) восстановительные меры, не связанные с ограничением предоставленного физическому или юридическому лицу специального права на осуществление отдельных действий или права на осуществление отдельных видов деятельности по использованию предметов, явлений и процессов -техногенных и природных источников опасности. Например, предъявление предписания об устранении нарушений требований безопасности [14].

Аксессорные (вспомогательные) администра-тивно-юрисдикционные меры обеспечения безопасности (далее по тексту - аксессорные (вспомогательные) меры обеспечения безопасности) представляют собой нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы сбора и закрепления доказательств по обнаруженному факту административного правонарушения, связанного с неисполнением или ненадлежащим исполнением общеобязательных условий и требований безопасности, обеспечением своевременного и правильного рассмотрения дела об указанном административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления о назначении административного наказания, применяемые органами административно-публичного обеспечения безопасности в отношении физических и юридических лиц.

Из сформулированного определения и анализа действующего законодательства в области безопасности следует, что основанием применения аксессорных (вспомогательных) мер обеспечения безопасности являются признаки административного правонарушения физического или юридического лица, связанного с неисполнением или ненадлежащим исполнением общеобязательных условий и требований безопасности.

На основании анализа материалов изученных дел об административных правонарушениях, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением условий и требований отдельных видов безопасности (безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической безопасности и др.), следует отметить, что указанные меры обеспечения безопасности, по сути, направлены на установление вины физического или юридического лица, допустившего неисполнение или ненадлежащее исполнение общеобязательных условий и требований безопасности, влекущее административную ответственность, а также обеспечение назначения и исполнения административного наказания.

С этой точки зрения аксессорные (вспомогательные) меры обеспечения безопасности можно обнаружить в статьях 25.1; 27.1; 28.1 КоАП РФ. О результате анализа указанных статей КоАП РФ можно сделать вывод, что унифицированными видами аксессорных (вспомогательных) мер обеспечения безопасности являются следующие меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; досмотр вещей, находящихся при физическом лице; личный досмотр; досмотр транспортных средств; изъятие вещей и документов; арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

доставление; административное задержание; взятие проб и образцов; проведение экспертиз по делу об административном правонарушении; направление поручений и запросов по делу об административном правонарушении; истребование сведений по делу об административном правонарушении; временное приостановление деятельности.

Компенсационными административно-юрис-дикционными мерами обеспечения безопасности (далее по тексту - компенсационные меры обеспечения безопасности) являются административные наказания, назначаемые и (или) исполняемые органами административно-публичного обеспечения безопасности по обнаруженному данным органом факту административного правонарушения, связанного с неисполнением или ненадлежащим исполнением общеобязательных условий и требований безопасности.

С позиции изложенного основанием применения компенсационных мер обеспечения безопасности является совершенное физическим или юридическим лицом виновное действие или бездействие, связанное с неисполнением или ненадлежащим исполнением общеобязательных условий и требований безопасности, за которые законодательством об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Анализ материалов изученных дел об административных правонарушениях, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением условий и требований отдельных видов безопасности (пожарной, экологической, промышленной и др.), позволяет сделать вывод, что выделяемые меры применяются органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях компенсации вреда, причиненного неисполнением или ненадлежащим исполнением физическим или юридическим лицом общеобязательных условий и требований безопасности. Применяя данные меры, органы административно-публичного обеспечения безопасности призваны компенсировать (уравновесить) необратимый вред, причиненный административным правонарушением, которое связано с неисполнением или ненадлежащем исполнением общеобязательных условий и требований безопасности и которое обнаружено данным органом.

Компенсационные меры обеспечения безопасности влекут для физического или юридического лица официальное признание его в качестве лица, виновного в совершении административного правонарушения, а также наступление для него дополнительных обременительных последствий личностного, имущественного и правового характера. Данные меры являются административной ответственностью и поэтому всегда влекут для

физического или юридического лица такое неблагоприятное последствие, как истечение срока погашения административной ответственности, а также воздействуют на его материальные интересы [15]. С этой точки зрения компенсационные меры обеспечения безопасности являются для правонарушителя юридической обязанностью претерпеть лишения и ограничения, установленные законом за нарушение или ненадлежащее исполнение общеобязательных условий и требований безопасности.

На основании анализа норм КоАП РФ, предусматривающих административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение общеобязательных условий и требований безопасности, можно сделать вывод, что унифицированными видами компенсационных мер обеспечения безопасности являются: предупреждение; административный штраф; административное приостановление деятельности; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест.

По рассмотрении ФЗ от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» унифицированными видами компенсационных мер обеспечения безопасности следует признать аннулирование технико-правовой лицензии [16] и прекращение действия сертификата соответствия или декларации о соответствии, принудительный отзыв продукции [17].

Превентивными мерами административ-но-юрисдикционного обеспечения безопасности (далее по тексту - превентивные меры обеспечения безопасности) следует считать нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы устранения органами административно-публичного обеспечения безопасности причин и условий, способствовавших неисполнению или ненадлежащему исполнению общеобязательных условий и требований безопасности.

В нормах КоАП РФ закреплена такая унифицированная превентивная мера обеспечения безопасности, как направление органом административно-публичного обеспечения безопасности физическим и юридическим лицам представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, связанного с неисполнением или ненадлежащим исполнением общеобязательных условий и требований безопасности.

Указанная мера обеспечения безопасности применяется в целях устранения причин и условий, способствовавших административному правонарушению, связанному с неисполнением или

ненадлежащим исполнением обязательных условий и требований безопасности. Данные меры применяют лишь те органы административно-публичного обеспечения безопасности, которые наделяются полномочиями по назначению административных наказаний по делам об административных правонарушениях, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательных условий и требований безопасности.

Подводя итог изложенному, следует отметить, что предложенная классификация администра-тивно-юрисдикционных мер обеспечения безопасности отражает специфику содержания административно-правовых мер, применяемых органами административно-публичного обеспечения безопасности адекватно ожидаемым, совершаемым, а также совершенным административным правонарушениям, способствующим возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды. По нашему твердому убеждению, данные меры должны быть подвергнуты систематизации и комплексной административно-правовой процессуали-зации в нормах КоАП РФ и кодифицированного нормативного правового акта, устанавливающего исходные начала административно-публичного обеспечения безопасности в Российской Федерации. Таким нормативным правовым актом может служить федеральный закон «Об основах административно-публичного обеспечения безопасности в Российской Федерации».

В нормах КоАП РФ, в частности, необходимо предельно ясно и точно определить основания и порядок применения контрольно-надзорных и восстановительных мер обеспечения безопасности во взаимосвязи с аксессорными, компенсационными и превентивными мерами обеспечения безопасности.

В нормах федерального закона «Об основах административно-публичного обеспечения безопасности в Российской Федерации» представляется обоснованным:

1) закрепить сводный перечень администра-тивно-юрисдикционных органов обеспечения безопасности, наделяемых в Российской Федерации полномочиями по применению контрольно-надзорных мер обеспечения безопасности, восстановительных мер обеспечения безопасности, аксессорных (вспомогательных) мер обеспечения безопасности, превентивных мер обеспечения безопасности и компенсационных мер обеспечения безопасности (перечень);

2) определить унифицированные виды контрольно-надзорных мер обеспечения безопасности, восстановительных мер обеспечения безопасности, аксессорных (вспомогательных) мер обеспечения безопасности, превентивных мер обеспечения безопасности и компенсационных мер

обеспечения безопасности, применяемых в Российской Федерации;

3) определить общие основания и целевую направленность контрольно-надзорных мер обеспечения безопасности, восстановительных мер обеспечения безопасности, аксессорных (вспомогательных) мер обеспечения безопасности, превентивных мер обеспечения безопасности и компенсационных мер обеспечения безопасности, применяемых в Российской Федерации.

Примечания

1. Например, Коренев, А. П. Административное право России [Текст] : в 3 ч. / А. П. Коренев. Ч. 1. М., 1997. С. 200-212.

2. Административная ответственность [Текст] : курс лекций / колл. авт. М.: ЮИ МВД РФ, 1994. С. 42.

3. Бахрах, Д. Н. Административное право [Текст] : учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. М., 2004. С. 484.

4. Бахрах, Д. Н. Административное право России [Текст] : учебник для вузов / Д. Н. Бахрах. М., 2000. С. 447.

5. Ст. 9 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-Ф3 [Текст] // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3436.

6. Ст. 33 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ [Текст] // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133; ст. 7, 8 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ [Текст] // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588.

7. Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утв. Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711 [Текст] // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2897.

8. Ст. 12 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ [Текст] // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3430.

9. Приказ МЧС России «Об утверждении инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации» от 17.03.2003 № 132 [Текст] // РГ. 2003. № 102 (29 мая).

10. Ст. 6 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ [Текст] // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3649; ст. 14 ФЗ «О лекарственных средствах» от 22.06.1998 № 86-ФЗ [Текст] // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3006.

11. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ [Текст] // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3430.

12. Ст. 10 ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 № 60-ФЗ [Текст] // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1383; ст. 26 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. 1).

13. Ст. 34 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ [Текст] // СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140; ст. 16 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ [Текст] // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588; ст. 6 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ [Текст] // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3649.

14. Ст. 16 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ [Текст] // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588; ст. 6 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ [Текст] // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3649.

15. Стахов, А. И. Административная ответственность [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. И. Стахов. М., 2004. С. 16.

16. Ст. 13 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ [Текст] // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3430.

17. Ст. 26, 34, 40 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ [Текст] // СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140.

Ю. Н. Фольгероба

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В РИМСКОМ ПРАВЕ

В статье автором рассматривается вопрос о становлении и развитии в римском праве норм, регулирующих вопросы несостоятельности. Начиная с Законов XII Таблиц и заканчивая законодательством императорского периода, раскрываются основные институты, выработанные римским законодателем: порядок ведения дела, роль кредиторов, конкурсная масса, соразмерность удовлетворения требований и т. д.

Усложнение кредитных отношений обусловило необходимость в решении вопросов о последствиях тех ситуаций, когда должник был не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Разумеется, что законодатель не мог оставаться в стороне. Теория и практика последних 300 лет порядок решения обозначенного вопроса именует конкурсным правом (процессом) или институтом несостоятельности. Однако само законодательство о несостоятельности насчитывает не одну тысячу лет.

Основные институты современного конкурсного процесса были разработаны в римском праве и распространенны в эпоху средневековья в Западной Европе. По мнению В. Г. Струкгова, речь о начале конкурсного процесса в истории римского права можно вести лишь с периода расцвета классической юриспруденции [1], с перемещением акцента взыскания по долгам должника с его личности на его имущество. Вместе с тем вопросы разрешения долговых споров регулировались и нормативными актами предшествующих периодов. Первые нормы древнеримского конкурсного процесса были связаны с историей института пехит -древнейшей формы договора займа.

ФОЛЬГЕРОВА Юлия Николаевна - старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин ВятГГУ

© Фольгерова Ю. Н., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.