ИЮНЬ №6 (255)
27
г-Ь
^^ А.С. Благонравова, Л.П. Зуева, О.В. Ковалишена, В.Л.
Стасенко, А.В. Тутельян, И.В. Фельдлюм, В.В. Шкарин ^Э //Эпидемиология и инфекционные болезни. Актуальные
^ вопросы. 2011. № 3. С. 4—10.
4. Попова А.Ю. Стратегические приоритеты Российской -у Федерации в области экологии с позиции сохранения ■ ■■ здоровья нации //Здоровье населения и среда обитания. ^ 2014. № 2 (251). С. 4—7.
5. Брико Н.И. и др. Госпитальный штамм — непознанная реальность / Н.И. Брико, Е.Б. Брусина, Л.П. Зуева, О.В. Ковалишена, Л.А. Ряпис, В.Л. Стасенко, И.В. Фельдблюм, В.В. Шкарин //Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2013. № 1 (68). С. 30—35.
6. Шкарин В.В. и др. Формирование устойчивости бактерий к четвертичным аммониевым соединениям в экспериментальных условиях / В.В. Шкарин, О.В. Ковалишена, А.С. Благонравова, О.Н. Воробьева, И.Г. Алексеева, Е.И. Яковлева, М.Л. Бугрова //Медицинский альманах. 2012. № 3. С. 129—133.
7. Шкарин В.В. и др. Современные представления о механизмах устойчивости микроорганизмов к дезинфицирующим средствам / В.В. Шкарин, А.С. Благонравова, О.В. Ковалишена //Эпидемиология и инфекционные болезни. Актуальные вопросы. 2011. № 3. С. 48.
8. Шкарин В.В. и др. Принципы мониторинга устойчивости микроорганизмов к дезинфицирующим средствам в рамках эпидемиологического надзора за внутрибольничными инфекциями / В.В. Шкарин, О.В. Ковалишена, А.С. Благонравова, С.А. Разгулин //Дезинфекционное дело. 2010. № 1. С. 46—50.
9. Дроздова О.М. и др. Применение бактериофагов в эпидемиологической практике: взгляд через столетие / Дроздова О.М., Брусина Е.Б. //Эпидемиология и инфекционные болезни. 2010. № 5. С. 20—24.
10. АдамсМ. Бактериофаги. М., 1961. 528 с.
11. Цитко А.А. Профилактика госпитальных гнойно-септических осложнений у пострадавших в чрезвычайных ситуациях: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Омск, 1997. 21 с.
12. Цитко А.А. и др. Профилактика госпитальных гнойно-
септических инфекций в реанимационных отделениях: Методические рекомендации / А.А. Цитко, Е.Б. Брусина, О.М. Дроздова. Кемерово, 1997. С. 8.
13. Акимкин В.Г. и др. Нозокомиальный сальмонеллез взрос-
лых / В.Г. Акимкин, В.И. Покровский. М.: Издательство РАМН, 2002. 136 с.
14. ЯфаевР.Х. и др. Перспективы использования бактериофагов
с лечебной и профилактической целью / Р.Х. Яфаев, Л.П. Зуева, А.В. Любимова, Б.И. Асланов [и др.] //В кн. Б.М. Тайц, Л.П. Зуева. Инфекционный контроль в лечебно-профилактических учреждениях. СПб, 1998. С. 55—61.
Контактная информация:
Акимкин Василий Геннадьевич,
Тел. 8 (495) 332-01-50, 8 (903) 013-09-74,
е-mail: [email protected]
Contact information: Akimkin Vasilij,
phone 8 (495) 332-01-50, 8 (903) 013-09-74, е-mail: [email protected]
УДК 614.38
О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
Т.М. Бутаев2, Г.К. Гадзиева1,2, А.Г. Тибилов1,2 Управление Роспотребнадзора по Республике Северная Осетия—Алания 2Северо-Осетинская государственная медицинская академия, г. Владикавказ
Приведены основные направления деятельности Роспотребнадзорав процессерегулирования миграционных процессов и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,в проведении медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства. Ключевые слова: охрана здоровья, мигранты, профилактика заболеваний, санитарно-эпидемиологическое благополучие человека.
T.M. Butaev, G.K. Gadzieva, A.G. Tibilov □ ABOUT SANITARY AND EPIDEMIOLOGIC ASPECT OF REGULATION OF EXTERNAL LABOUR MIGRATION □ Upravlenie of epidemiology in the Republic of North Ossetia-Alania; Severo-Ossetian State Medical Academy, Vladikavkaz □ The main directions of activity of epidemiology in the management of migratory flows and the sanitary and epidemiological welfare of the population, the medical examination of foreign nationals and stateless persons. Key words: health, migration, disease prevention, sanitary-epidemiological well-being of man.
Охрана здоровья граждан — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, гражданами в целях профилактики заболеваний [1].
Перед органами государственной власти поставлена стратегическая задача сохранения здоровья нации, снижения уровня смертности, увеличения продолжительности жизни людей и преодоления демографического спада в стране. Организация охраны здоровья осуществляется путем разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих [1]. Особую актуальность охрана здоровья граждан страны приобретает в
связи с усилением миграционныхпроцессов. В последние годы резко увеличилась численность иностранных граждан, осуществляющихтрудо-вую деятельность в Российской Федерации, что привело к необходимости регулирования миграции. Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции [2].
Важная роль в деятельности по сохранению и укреплению здоровья населения отведена Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и её территориальным органам на местах. Последовательно осуществляемый комплекс мер, направленный на снижение инфекцион-
28
ЗНиСО ИЮНЬ NiC (2П)
ной заболеваемости, позволил стабилизировать санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране, в 2012 г. достигнуто снижение заболеваемости по 28 нозологиям. За счет продолжения комплекса мероприятий по предупреждению завоза и распространения дикого полиовируса на территории России, обеспечен статус Российской Федерации как страны, свободной от полиомиелита. Достигнуты стабильно высокие уровни охвата прививками против кори детей и взрослых.
В Республике Северная Осетия—Алания (РСО—Алания) ежегодно регистрируется до 34 нозологических форм инфекционных заболеваний. В 2012 г. достигнуто снижение по 22 нозо-формам. Конъюнктура инфекционной заболеваемости приобретает зависимость от нарастающей активности миграционных процессов.
Масштабная вспышка полиомиелита в Республике Таджикистан в 2010 г., привела к завозу дикого вируса в Российскую Федерацию. Выявлены случаи заболевания полиомиелитом среди иностранных граждан и граждан РФ. В РСО—Алания, как и по всей стране, проводился комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий, в результате которых циркуляция дикого полиовируса на территории Российской Федерации была прекращена, а на территории республики не допущена. Впоследствии эпидемиологами осуществлялся ежедневный мониторинг за лицами, прибывшими из Республики Таджикистан. Сведения о них оперативно направлялись в учреждения здравоохранения по месту регистрации для организации медицинского наблюдения за состоянием их здоровья и своевременного выявления инфекционных заболеваний, иммунизации по показаниям. Проблема распространения ВИЧ-инфекции более 25 лет продолжает оставаться актуальной для мирового сообщества и неоднократно рассматривалась на самом высоком мировом уровне, включая Генеральную ассамблею ООН, Саммиты «Группы восьми», ШОС, СНГ и ЕвроАзЭС. В Республике Северная Осетия—Алания эпидемическая обстановка по ВИЧ-инфекции сохраняет актуальность, продолжается распространение вируса иммунодефицита человека среди трудоспособного населения и увеличение кумулятивного числа инфицированных и больных.
Тесное взаимодействие с миграционной службой позволяет располагать опративными данными о числе мигрантов, а также вынужденных переселенцев, официально зарегистрированных в республике, для организации профилактических мероприятий. В настоящее время как и в большинстве субъектов РФ органами исполнительной власти республики в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения изданы организационно-распорядительные документы о проведении медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства.
Роспотребнадзором дана чёткая регламентация организации работы по реализации нормативно-правовых актов в области регулирования отношений, возникающих в связи с пре-
быванием (проживанием) иностранных граждан ^ и осуществления ими на территории Российской '— Федерации трудовой, предпринимательской и ^ иной деятельности. Даннаяситуация потребовала усиления надзора за полнотой и достоверностью ^ проведения медицинского освидетельствования иностранных граждан и своевременное выявле- ^ ние больных и носителей опасных инфекцион- с=: ных заболеваний с последующим проведением противоэпидемических, профилактических мероприятий [3].
Минздравом РСО—Алания изданы организационно-распорядительные документы о проведении медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства, определен перечень учреждений здравоохранения, занимающихся указанным видом деятельности. В ходе практической деятельности доказана эффективность сотрудничества между управлением ФМС по РСО—Алания, управлением Роспотребнадзора, министерством здравоохранения по вопросам, представляющим общий интерес. Примером тому является и активная деловая переписка между участниками сотрудничества, оперативное решение вопросов в области регулирования процессов миграции.
Весьма важным обстоятельством успешной работы является получение достоверной информации органами миграционного контроля от иностранных граждан или лиц без гражданства о месте их фактического пребывания и предоставления этой информации санитарно-эпидемиологической службе для своевременного проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий в случае выявления у этих лиц инфекционных заболеваний при прохождении медицинского освидетельствования.
Не менее ответственной представляется проводимая миграционной службой организация работы по информированию иностранных граждан или лиц без гражданства при обращении их для получения разрешения на временное проживание или разрешения на работу о лечебно-профилактических учреждениях, уполномоченных осуществлять медицинское освидетельствование.
В соответствии с действующим законодательством Роспотребнадзором по итогам медицинского освидетельствования иностранных граждан принимаются решения о нежелательности их пребывания на территории страны с последующей депортацией ФМС, а также проведения комплекса необходимых противоэпидемических мероприятий в выявленных очагах. В этой связи возрастает роль его территориальных управлений по организации и проведению этой работы, подготовке всего комплекса документов [5]. Из года в год увеличивается численность иностранных граждан и лиц без гражданства, прошедших медицинское освидетельствование.
Выявлено 8 человек ВИЧ-инфицированных, подвергнутых депортации. Из 16 выявленных больных туберкулезом 10 депортированы, 6 пролечены в учреждениях здравоохранения республики. Судьба 9 больных инфекциями, передаю-
ИЮНЬ NC (255)
29
щихся половым путем аналогична: 8 пролечены, '— 1 депортирован. Обеспечена регистрация каждой процедуры медицинского освидетельствования в специальном журнале и отражение результатов -чт его в акте медицинского освидетельствования во ^ всех 4 республиканских учреждениях здравоохранения. Налажена передача экстренных извещений о каждом случае инфекционного заболева-нияу иностранных граждан и лиц без гражданства в управление Роспотребнадзора в РСО—Алания в установленном порядке.
Другая сторона участия санэпидслужбыв регулировании миграционных процессов — надзор за условиями пребывания мигрантов — граждан стран СНГ, в основном Узбекистана, Азербайджана, Армении и Таджикистана.Заявки о привлечении иностранных работников в 2014 г. подали 25 предприятий Северной Осетии. Работодатели и заказчики работ не всегда обеспечивают надёжное создание надлежащих санитарно-гигиенических условий для проживания, трудового процесса и питания иностранных граждан или лиц без гражданства, привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности, что чревато возникновением среди них вспышек инфекционных заболеваний. Федеральный закон от 26.12. 2008 № 294 сократил число надзорных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в этой связи организации, предоставляющие работу мигрантам, практически остаются без «присмотра» и подвергаются весьма эпизодическимпроверкам. Но даже редкие проверки могут сформировать общую картину. Среди предприятий, использующих труд мигрантов-строительные компании, производители животноводческой продукции, сельскохозяйственные кооперативы, предприятия общественного питания. Так, по результатам надзора в 2012 г. не более 25,0 процентов объектов гигиены труда (13 % строительных объектов) соответствуют санитарному законодательству и отнесены к 1 группе санитарно-эпидемиологического благополучия, более 60 % являются неблагоприятными для здоровья работающих и соответствуют II группе са-нэпидблагополучия (75,6 —строительные объекты). Наиболее приемлемыми в гигиеническом отношении условия проживания, питания, трудовой деятельности иностранных рабочих, занятых в АО «Главболгарстрой», ОАО «Иристонстекло», имеющие разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, для медицинского обслуживания и заключившие договора с учреждениями здравоохранения г. Владикавказа. Центром гигиены и эпидемиологии в РСО—Алания осущест-
вляется проведение гигиенической подготовки, в том числе мигрантов,работающих в организациях, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов.
Таким образом, получение достоверной информации об иностранных гражданах или лиц без гражданства о месте их фактического пребывания, информирование их в доступной форме о правилах проведения медицинского освидетельствования будет способствовать своевременному проведению всего комплекса противоэпидемических мероприятий в случае выявления у этих лиц инфекционных заболеваний.
Усиление надзорных мероприятий в отношении работодателей, заказчиков работ, принятие действенных мер по соблюдению ими законодательства в сфере соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, позволит создать надлежащие санитарно-гигиенические условия проживания, питания, водоснабжения иностранных рабочих, предупредить вспышки инфекционных заболеваний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лицбез гражданства в российской федерации».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.12.2007 № 86 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан лиц без гражданства».
4. Письмо Роспотребнадзора от 28.06.2007 № 0100/661207-32 «О надзоре за условиями труда, быта и питания иностранных рабочих».
5. Приказ Роспотребнадзораот 14.09.2010 № 336 «О порядке подготовки, представления и рассмотрения в системе Роспотребнадзора материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации».
6. Материалы эпидемиологического надзора за условиями пребывания иностранных граждан на территории республики.
7. Беляев Е.Н. Роль санэпидслужбы в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.
Контактная информация: Гадзиева Г. К, тел.: 8 (8672) 51-92-30
Contact information: Gadzieva G.K., phone: 8 (8672) 51-92-30