История
Вестник Нижегородского университета им. H.H. Лобачевского, 2017, № 5, с. 16-22
УДК 94(470.51):329(47+57)КПСС
О РОЛИ ВКП(б) - КПСС В РАЗВИТИИ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА УДМУРТИИ В 1945-1956 гг.
© 2017 г. А.В. Ефремов
Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук, Ижевск
Поступила в редакцию 08.02.2017
На основе впервые вводимых в научный оборот архивных источников анализируется роль коммунистической партии в развитии военно-промышленного комплекса (ВПК) Удмуртской АССР. Раскрывается деятельность партийных органов в сфере кадровой политики, материально-технического обеспечения предприятий. В рассматриваемый период партийные структуры контролировали осуществление конверсии на оборонных предприятиях республики, координировали взаимодействие заводов Министерства вооружения СССР с другими предприятиями как Удмуртии, так и Советского Союза в целом. Не оставались без внимания финансовые вопросы, внедрение новой техники и проведение социалистического соревнования. Благодаря активной поддержке партии в городах республики усилиями Министерства вооружения СССР был построен ряд социальных объектов.
Проанализировав деятельность партийных органов на трёх различных уровнях (центральном, республиканском, городском), автор приходит к выводу об относительном ослаблении партийного контроля над промышленностью после окончания Второй мировой войны, что стало одной из причин срыва производственных программ, неритмичной работы заводов, наряду с осуществлением конверсии, необходимостью обновления технической базы и низкой дисциплиной труда. Несмотря на свое уникальное положение в политической и экономической системе советского общества, партийные структуры Удмуртской АССР имели меньшее влияние на директоров оборонных предприятий, чем профильное министерство.
Ключевые слова: УАССР, ВКП(б), КПСС, ВПК, послевоенный период, конверсия, соцсоревнование.
Всесоюзная Коммунистическая партия большевиков (ВКП(б)), с 1952 г. - Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС), согласно Конституции СССР 1936 г. выступала «руководящим ядром» всех общественных и государственных организаций. Не стал исключением и важнейший элемент советской послевоенной экономики - военно-промышленный комплекс (ВПК).
Историография изучаемого вопроса носит ограниченный характер. Её особенностью является отсутствие публикаций, посвящённых исключительно роли партии в послевоенном развитии ВПК СССР. Каждый исследователь, занимающийся проблематикой оборонной промышленности, определяет роль ВКП(б) - КПСС в становлении и развитии отрасли в контексте своей работы. В данной статье автор делает попытку обобщения уже опубликованных материалов по теме при привлечении ранее не осве-щённых архивных источников, актуализируя региональный компонент.
Среди научных изданий, посвящённых формированию советского ВПК, особое место занимает монография И.В. Быстровой «Военно-промышленный комплекс в СССР в годы холодной войны (вторая половина 40-х - начало 60-х гг.)» [1]. Рассматривая военно-промышленный ком-
плекс в экономико-технологическом и социально-политическом аспектах, анализируя доктри-нальные основы и стратегию военного соревнования с Западом (атомный проект и развитие ракетной техники), автор раскрывает роль военно-политических лидеров, функционеров госбезопасности и партии в системе ВПК. Ещё одной работой, затрагивающей проблематику взаимодействия партии с другими элементами ВПК, является монография Н.С. Симонова «Военно-промышленный комплекс СССР в 19201950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация и управление» [2]. Вопросу взаимоотношений власти и ВПК СССР посвящены труды А.Б. Безбородова [3]. Партийный курс в области науки и техники характеризуется в работах А.З. Волковой [4], Л.П. Голеусовой [5], И.И. Каторгина [6].
Региональная историография представлена вышедшими в разные годы обобщающими трудами: «Очерки истории Удмуртской организации КПСС» [7] и «История Удмуртии: XX век» [8], а также современными исследованиями Н.А. Родионова [9] и О.В. Ветошкиной [10]. Роль партии рассматривается в них в контексте развития промышленности республики, в отношении рабочего класса и реализации социалистического соревнования.
ВКП(б) стала объектом научного анализа не только по причине её центрального положения в политической системе советского государства, но потому, что, по определению некоторых исследователей (И.В. Быстрова, Н.С. Симонов, М. Харрисон), партия - неотъемлемый элемент структуры ВПК, олицетворяющий собой ее политическую составляющую.
Целью данной статьи является анализ роли ВКП(б) - КПСС в развитии ВПК Удмуртской АССР в послевоенный период (1945-1956 гг.), выявление механизма взаимодействия местных партийных структур с администрациями оборонных предприятий и Министерством вооружения СССР, определение круга вопросов, курируемых партией в системе удмуртского ВПК.
Рассматривая роль партии, необходимо отметить многоуровневость её структуры, иерархичность, нашедшую отражение и в отношении ВПК. Однако основной интерес в рамках данного исследования представляют три уровня -всесоюзный (ЦК ВКП(б) - КПСС), республиканский (Удмуртский областной комитет) и городской (городские комитеты Ижевска, Вот-кинска, Сарапула).
Политбюро ЦК ВКП(б) - КПСС вырабатывало общую линию оборонной политики страны: утверждало планы военных заказов и программы развития оборонной промышленности; назначало и смещало руководителей ВПК; контролировало выполнение специальных заданий [2, с. 14].
На уровне Союза ССР оборонную промышленность курировал Отдел машиностроения ЦК партии (с 1954 г. - Отдел оборонной промышленности) и Секретарь ЦК [11, с. 298]. В функциональные обязанности данных партийных органов входили: работа с номенклатурой ЦК, подбор и утверждение кандидатур на различные должности в подведомственных министерствах (министр, директор завода, главный инженер), разрешение конфликтных ситуаций. Опосредованно ВПК республики контролировался уполномоченным Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б), сферой полномочий которого являлись вопросы социально-экономического характера.
Основной тенденцией послевоенного периода стало относительное (по сравнению с военным временем) ослабление контроля над оборонной промышленностью со стороны партийных органов различного уровня. Оно проявилось в отсутствии тотального контроля за выполнением решений, принятых партийными органами, в особенности Удмуртского обкома и горкомов ВКП(б) - КПСС; в снижении координирующей роли обкома, его промышленного отдела, и горкомов; в большой доле формализма, сопровождавшего организацию социалисти-
ческого соревнования на оборонных предприятиях республики; в снижении трудовой дисциплины среди всех категорий работников заводов. Как отмечает И.В. Быстрова, в координационном плане ослабление партийного контроля выразилось «в резком количественном сокращении в 1946 г. парторгов ЦК» и возрастании роли Специальных комитетов и соответствующих Главных управлений при Совете министров СССР [1, с. 303].
Данное положение позволило как министрам, так и директорам заводов проявлять большую самостоятельность, что, конечно, не могло игнорироваться ЦК партии. 14 декабря 1946 г. Оргбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление, в котором подвергло критике кадровую политику министра вооружения СССР Д.Ф. Устинова [1, с. 300-301]. Его обвинили в халатном отношении к политическому воспитанию руководящих работников, слабой связи с местными партийными организациями, назначении или освобождении с должности до утверждения данных решений в ЦК.
После войны оборонно-промышленные ведомства подверглись «чисткам», что отражало стремление ЦК навести порядок в отрасли проверенными ещё до войны методами. Данный процесс стал повсеместным в начале 1950-х гг. [11, с. 310-311]. Д.Ф. Устинов неоднократно отстаивал своих подчинённых, апеллируя к их высокой квалификации и невозможности замены [11, с. 313].
Между тем на ряде заводов существовала практика, когда руководством без ведома Министерства вооружения СССР принимались решения о выполнении работ для сторонних организаций, не предусмотренных народно-хозяйственным планом. Зачастую они не были юридически оформлены, не обеспечены дополнительным сырьём, материалами и финансами и влекли за собой задолженность перед предприятиями республики.
Для пресечения подобного рода самоуправств 9 января 1950 г. был опубликован приказ № 11 министра вооружения СССР [12, л. 1-2]. Директорам заводов предписывалось прекратить все не предусмотренные планом работы и взыскать оплату за уже выполненные. Руководителям оборонных предприятий запрещалось принимать к производству заказы от сторонних организаций в ущерб основной программе и гарантировать их реализацию фондируемыми материалами.
На республиканском уровне промышленность входила в зону ответственности Удмуртского обкома ВКП(б), на уровне городов - городских комитетов. В каждой из этих структур
функционировал промышленно-транспортный отдел. Областью компетенции городских комитетов ВКП(б) - КПСС являлась организация работы райкомов и партийных ячеек на производстве в направлении повышения партийного руководства предприятиями, а также курирование и контроль выполнения социалистического соревнования. Тенденция ослабления партийного влияния прослеживается и на данных уровнях.
Удмуртский обком и горкомы не обеспечивали абсолютного выполнения партийных решений на предприятиях ВПК республики. Им не удалось ужесточить ответственность руководителей предприятий за их реализацию. И, несмотря на принимаемые меры и затраченные усилия на согласование позиций директоров оборонных предприятий, добиться деловых взаимоотношений между ними не получилось [13, л. 88-88 об.].
Всё это не могло остаться без внимания высшего партийного органа. 2 января 1952 г. ЦК ВКП(б) принимает Постановление «О работе Удмуртского обкома» с резкой критикой в адрес местной партийной организации [14, л. 2]. Результатом данного постановления стало углубление анализа деятельности предприятий ВПК республики, повышение требований к их руководителям, ежемесячное подведение итогов социалистического соревнования, интенсификация работы партийных комитетов заводов [15, л. 9 об.].
Одной из основных функций Удмуртского обкома и горкомов был контроль выполнения заводами Министерства вооружения СССР производственных программ и соблюдения государственной дисциплины на предприятиях республики. Мониторинг осуществлялся ежемесячно и поквартально. Также составлялись отчёты за полугодия и за год.
Ослабление партийного контроля на уровне Удмуртского обкома и горкомов ВКП(б) повлекло за собой срыв реализации производственных программ ряда послевоенных лет (1946-1948 гг.) на предприятиях ВПК республики [16, л. 40]. Заводы № 71, 74, 622 не выполнили планы в силу простоев, большого процента брака, недостаточной рационализации производства и крайне медленного освоения выпуска новых изделий [16, л. 64 об.]. Показателен пример завода № 74. Программа 1946 г. была выполнена на 60%, убытки составили 98 млн руб. (сверхплановый убыток - 61 880 тыс. руб.); программа 1947 г. - на 73.2 %, сверхплановый убыток - 28 млн руб. И только в 1948 г. завод вышел на плановые показатели [17, л. 31 об.].
Среди находившихся в фокусе внимания Удмуртского обкома ВКП(б) острейших про-
блем стало обеспечение промышленности и социальных объектов республики электроэнергией, вырабатываемой на ТЭЦ заводов ВПК [18, л. 8-8 об.]. Нужды г. Ижевска обслуживались ТЭЦ завода № 71, г. Сарапула - ЦЭС завода № 284, г. Воткинска - электростанцией завода № 235, г. Глазова - электростанцией завода № 544.
Особо тяжёлое положение сложилось в г. Ижевске. ТЭЦ завода № 71, будучи единственной в городе, снабжала электроэнергией все его предприятия, жилые помещения и культурно-бытовые учреждения. В связи с ростом жилфонда, дальнейшим развитием коммунальной сферы (трамвай, водопровод, бани), а также необходимостью обеспечения освещением вновь выстроенных и строящихся домов для рабочих заводов Министерства вооружения СССР, Удмуртский обком обратился к Д.Ф. Устинову за помощью в строительстве 21 трансформаторной подстанции [19, л. 42-42 об.].
Удмуртский областной комитет ВКП(б) курировал осуществление конверсии на заводах ВПК, расположенных в УАССР. Руководители предприятий, недовольные курсом на конверсию, обращались в обком с просьбами корректировки производственных заданий. В частности, директор завода № 74 ходатайствовал о передаче децентрализованного заказа на изготовление деталей для тракторов и сельскохозяйственных машин другим предприятиям в силу начала валового выпуска нового артиллерийского орудия - 120ПМ [20, л. 8]. Директор завода № 524 настаивал на освобождении завода от изготовления замков, ссылаясь на отсутствие сырья [21, л. 1].
Ослабление партийного контроля также отразилось на послевоенной конверсии ВПК УАССР и проявилось, во-первых, в дублировании заводами производства одной и той же номенклатуры товаров широкого потребления [22, л. 29-30], во-вторых, в отсутствии изучения спроса на данную продукцию, что привело к затовариванию [22, л. 9].
Удмуртский областной комитет ВКП(б) занимался вопросами взаимодействия заводов республики с предприятиями, расположенными в различных регионах СССР. В основном это касалось поставок оборудования [23, л. 26]. Однако нередко на имя секретаря обкома приходили жалобы в связи с невыполнением ими обязательств перед предприятиями, подчинёнными другим министерствам и ведомствам. Особо «отличился» завод № 71, систематически с 1946 по 1949 г. срывавший поставки своей продукции предприятиям ряда министерств. На протяжении двух первых кварталов 1947 г. завод не выполнил свои гарантии по обеспечению метал-
лом предприятий Министерства текстильной промышленности СССР, что привело к остановке производства ряда фабрик [23, л. 5555 об.]. Невыполнение им обязательств перед кировским заводом № 537 также стало причиной простоев в 1948 г. [24, л. 79]. Тот же завод не поставил киевскому заводу им. Лепсе поковки, что привело к срыву работы последнего [25, л. 70]. На протяжении 9 месяцев 1949 г. завод № 71 по значительному количеству позиций не обеспечивал равномерного и комплексного выполнения плана снабжения прокатом черных металлов различных предприятий [26, л. 73].
Однако необходимо отметить и усилия Удмуртского обкома по отстаиванию интересов предприятий республики. Показательна переписка Ижевского горкома ВКП(б) с обкомами Москвы [12, л. 140-141], Калининграда [12, л. 142-143], горкомом Ленинграда [12, л. 162] в 1950 г. по вопросу недостаточного обеспечения металлургического завода № 71 металлоломом, поставщиком которого являлись конторы Глав-втормета, расположенные в данных населённых пунктах.
Имея ограниченный ресурс влияния на директоров заводов, для обеспечения предприятиями республики выполнения своих договорных обязательств Удмуртскому областному комитету приходилось апеллировать напрямую к министру вооружения СССР Д.Ф. Устинову. Основанием, позволяющим сделать подобный вывод, является обширная переписка Удмуртского областного комитета ВКП(б) - КПСС с Министерством вооружения СССР по широкому кругу вопросов - от обеспечения выполнения государственного задания до постройки социальных и инфраструктурных объектов на территории республики [24, с. 17; 25, с. 27; 26, с. 73; 27, с. 18-19; 28, с. 146, 171, 179, 195, 198-200, 210214, 219-221, 238-239, 251].
Партийные структуры координировали также взаимодействие оборонных заводов республики с предприятиями местной промышленности и колхозами Удмуртской АССР. Например, после обращения директора горпищеторга в Ижевский городской комитет ВКП(б) с просьбой об оказании содействия в производстве капитального ремонта 12 автомашин силами заводов № 71 и 74 [29, л. 41] секретарь горкома адресовал ее руководству предприятий [29, л. 42-44].
Заводы шефствовали над машинно-тракторными станциями (МТС) колхозов. Силами Министерства оборонной промышленности СССР осуществлялось строительство новых МТС [30, с. 135; 31, с. 228], предприятия ВПК республики также отправляли туда своих рабочих
для ремонта тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники [21, л. 75, 88-92].
Особое внимание уделялось проблеме обеспечения оборонных заводов республики сырьём, топливом и электроэнергией. Не остались без внимания партийных органов и финансовые вопросы. Работая в тесной связи с Удмуртской республиканской конторой Государственного банка СССР, обком проводил мониторинг финансового положения заводов ВПК. Осуществлялся контроль задержки заработной платы и премирования [32, л. 53], недостатка оборотных средств, наличия или отсутствия дебиторской задолженности и просрочки по ссудам Госбанка [24, л. 15; 32, л. 55 об.].
Внедрение новой техники и передовых методов работы также стало предметом тщательного анализа Промышленного отдела Удмуртского обкома ВКП(б). В докладных записках отмечалось, что в рассматриваемый период (1945-1956 гг.) руководство предприятий ВПК уделяло недостаточно внимания вводу новой техники. При наличии последней процесс внедрения осуществлялся крайне медленно [24, л. 41-42; 33, л. 23-24]. Более того, особенностью оборонных заводов республики был разнообразный характер технического оснащения, выражавшийся в сочетании старого и нового оборудования, и преобладание ручного труда [34, л. 28].
Процесс движения материалов и оборудования также был под пристальным вниманием партийных органов. Ижевский горком отслеживал поступление и внедрение новой и трофейной техники и станков. Строгой отчётности подлежало списание непригодных для дальнейшего использования механизмов и машин [29, л. 81-83].
Удмуртский областной комитет ВКП(б) лоббировал возведение в республике силами Министерства вооружения СССР социальных объектов: жилых домов, больниц, школ, детских садов, стадионов, санаториев, столовых [28, л. 57-59, 221]. Ярчайшим примером является г. Ижевск, где было сосредоточено наибольшее количество оборонных предприятий. Министерство профинансировало строительство Дворца культуры машиностроителей [25, л. 129-129 об.], стадиона «Зенит» [35, л. 25], двухэтажных общежитий [26, л. 226], расширение питьевого водопровода [36, л. 38] и сети теплофикации в столице республики [27, л. 67]. Также ведомство выделило средства из своих фондов для проектирования застройки ул. Горького в г. Ижевске [37, л. 9]. В случае отказа от проведения мероприятий по развитию городской инфраструктуры, что произошло в 1952 г., обком совместно с Советом
министров УАССР обращался в Совет министров РСФСР [35, л. 5].
Отдельно необходимо отметить усилия Удмуртского областного комитета по созданию и оснащению Ижевского механического института, ставшего кузницей кадров для предприятий ВПК [28, л. 238-239]. Открытое в 1952 г. учебное заведение получило помещение, было обеспечено оборудованием. Выпускники института составили основу кадрового потенциала республики.
Республиканские партийные структуры оказывали значительное влияние на процесс обеспечения заводов ВПК кадрами, влияя на распределение молодых специалистов по предприятиям и перераспределяя рабочих среди заводов [29, л. 40]. Руководители подведомственных Министерству вооружения СССР предприятий обращались в Ижевский городской комитет партии с просьбами о ходатайстве перед горвоенкоматом о временном освобождении от призыва в армию рабочих остродефицитных специальностей [38, л. 32].
Особое внимание уделялось работе с руководящими инженерно-техническими кадрами. Отчёты директоров заводов, направляемые в горкомы и Удмуртский обком, содержали в себе поимённый состав данной категории сотрудников, анализ их карьерного роста, наличие кадрового резерва. Также городские комитеты занимались повышением квалификации и аттестацией, направляя характеристики в Министерство вооружения СССР [29, л. 73-75]. Проблемы жилищно-бытовых условий, охраны здоровья также находились в поле зрения партийных органов. Ижевский горком ежеквартально запрашивал отчёты о состоянии заболеваемости рабочих того или иного предприятия [29, л. 106].
Важным направлением деятельности была организация социалистического соревнования [26, л. 113-120]. Не укладываясь в плановые нормативы того или иного квартала, партийные структуры и руководители оборонных предприятий прибегали к соревнованию. Показателен пример завода № 74 г. Ижевска, коллектив которого принял социалистические обязательства на 1950 г., заключавшиеся в досрочном выполнении производственной программы; освоении новых видов изделий; снижении процента брака; экономии металла; улучшении качественных и технико-экономических показателей [29, л. 1]. Главной целью принятия и выполнения данных обязательств был перевод завода на ритмичную работу, исключающую штурмовщину.
В числе наиболее ярких форм социалистического соревнования на предприятиях ВПК республики было предмайское соцсоревнование;
на постоянной основе также действовало стахановское движение; оказывалась поддержка новаторским предложениям рабочих и служащих оборонных предприятий. Форму соцсоревнования приняли также обязательства, данные рабочими заводов республики 9 февраля 1949 г. в письме И.В. Сталину. Период конца 1940-х -начала 1950-х гг. ознаменовался движением за выпуск продукции отличного качества [8, с. 296]. Однако ситуации, когда рабочие инициировали и добровольно брали на себя социалистические обязательства, были относительно редки. Обычной практикой было получение оборонными предприятиями условий соцсоревнования по работе промышленности от городского комитета партии.
Говоря о низовом партийном уровне, необходимо отметить, что партийные организации заводов не имели права обсуждать производственные вопросы, составлявшие государственную тайну. Их приоритетом была массово-политическая работа, решение социальных проблем [11, с. 307]; рассмотрение рационализаторских предложений [12, л. 156].
Таким образом, партийные структуры в системе ВПК осуществляли контролирующую и координирующую функции. Контролирующая функция наиболее ярко проявилась в двух аспектах взаимодействия партии и предприятий ВПК. Партийные органы осуществляли контроль выполнения заводами производственных программ. Кроме того, партийные структуры республики оказывали содействие в их реализации, курируя вопросы обеспечения заводов кадрами, сырьем, материалами и оборудованием. Также к сфере их полномочий относились организация и проведение социалистического соревнования. Решая данные проблемы, Удмуртский обком и горкомы взаимодействовали с ЦК, Министерством вооружения СССР, партийными структурами других областей и республик, с предприятиями как внутри, так и за пределами Удмуртской АССР.
Основные тенденции развития отрасли определял Центральный комитет ВКП(б) -КПСС. Удмуртский областной комитет и горкомы не имели рычагов влияния на производственные программы заводов ВПК за исключением выпуска конверсионных товаров широкого потребления. Наибольшего влияния они добились в решении социальных вопросов, в т.ч. в постройке различных объектов силами Министерства вооружения СССР в городах республики.
С другой стороны, ослабление партийного контроля после окончания войны, совпавшее с осуществлением конверсии на оборонных
предприятиях, дислоцированных в Удмуртской АССР, и нехватка ресурсов явились причиной невыполнения ими производственных программ 1946-1947 гг. Несмотря на проблемы и трудности, партийные органы сделали многое для преодоления данного кризиса.
Список литературы
1. Быстрова И.В. Военно-промышленный комплекс в СССР в годы холодной войны (вторая половина 40-х -начало 60-х гг.). М.: ИРИ РАН, 2000. 359 с.
2. Симонов Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация и управление. М.: РОССПЭН, 1996. 335 с.
3. Безбородов А.Б. Власть и ВПК в СССР середины 40-х - середины 70-х годов // Советское общество: будни холодной войны: Материалы «круглого стола», Институт российской истории РАН, 29 марта 2000 года / Под ред. д.и.н., профессора В.С. Лельчу-ка, д.и.н., профессора Г.Ш. Сагателяна. М.: ИРИ РАН; Арзамас: АГПИ, 2000. С. 94-126.
4. Волкова А.З. Деятельность КПСС по осуществлению единой научно-технической политики: проблемы историографии. Кишинёв: Штиинца, 1989. 142 с.
5. Голеусова Л.П. Научно-техническая политика КПСС: Некоторые итоги и проблемы исследований. М.: Мысль, 1987. 156 с.
6. Каторгин И.И. Борьба Коммунистической партии за восстановление и развитие народного хозяйства в послевоенные годы. (1945-1953 гг.). М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1959. 92 с.
7. Очерки истории Удмуртской организации КПСС. Ижевск: Удмуртия, 1968. 483 с.
8. История Удмуртии: XX век / Под ред. К.И. Кули-
кова; введение О. И. Васильевой, Л. Н. Бехтеревой, Н.А. Родионова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2005. 544 с.
9. Родионов Н.А. История оружейного производства в Удмуртии (Х1Х-ХХ вв.). Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2009. 320 с.
10. Ветошкина О.В. Рабочие оборонной промышленности Удмуртии: от войны к миру (1945-1950). -Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. 189 с.
11. Быстрова И. В. Военно-промышленный комплекс СССР в годы холодной войны: Стратегические программы, институты, руководители (1945-1964 гг.): Дис. ... докт. ист. наук. М., 2001. 555 с.
12. ЦДНИ УР . Ф. 54. Оп. 1 . Д . 427.
13. ЦДНИ УР . Ф. 54. Оп. 1 . Д 431.
14. ЦДНИ УР . Ф. 16. Оп. 1 . Д . 6200
15. ЦДНИ УР . Ф. 54. Оп. 1 . Д 588.
16. ЦДНИ УР . Ф. 54. Оп. 1 . Д . 286.
17. ЦДНИ УР . Ф. 54. Оп. 1 . Д 343.
18. ЦДНИ УР . Ф. 16. Оп. 1 . Д 4414
19. ЦДНИ УР . Ф. 16. Оп. 1 . Д . 5374
20. ЦДНИ УР . Ф. 16. Оп. 1 . Д . 4899
21. ЦДНИ УР . Ф. 54. Оп. 1 . Д . 505.
22. ЦДНИ УР . Ф. 54. Оп. 1 . Д . 400.
23. ЦДНИ УР . Ф. 16. Оп. 1 . Д . 4900
24. ЦДНИ УР . Ф. 16. Оп. 1 . Д . 5203
25. ЦДНИ УР . Ф. 16. Оп. 1 . Д . 5204
26. ЦДНИ УР . Ф. 16. Оп. 1 . Д . 5375
27. ЦДНИ УР . Ф. 16. Оп. 1 . Д . 6739
28. ЦДНИ УР . Ф. 16. Оп. 1 . Д . 7239
29. ЦДНИ УР . Ф. 54. Оп. 1 . Д . 500.
30. ЦГА УР. Ф. Р-551. Оп
31. ЦГА УР. Ф. Р-551. Оп
32. ЦДНИ УР. Ф. 16. Оп.
33. ЦДНИ УР. Ф. 16. Оп.
34. ЦДНИ УР. Ф. 16. Оп.
35. ЦДНИ УР. Ф. 16. Оп.
1. Д. 107. 1. Д. 112. . Д. 4558. . Д. 5811. . Д. 6495. . Д. 6395.
ON THE ROLE OF THE COMMUNIST PARTY IN THE DEVELOPMENT OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX OF UDMURTIA IN 1945-1956
A.V. Efremov
The paper is based on the archival sources that are for the first time introduced into scholarly circulation. It provides an analysis of the Communist Party's role in the development of the military-industrial complex of the Udmurt Autonomous Soviet Socialist Republic.
The activities of the Communist Party in the area of personnel policy and logistics are examined. During the period under study, the party authorities controlled the implementation of the conversion of the Republic's defense enterprises, coordinated the interaction between the factories that belonged to the Ministry of Arms of the USSR and other enterprises both in the Udmurt Republic and in the rest of the Soviet Union. The financial issues, the introduction of new equipment and socialist emulation were in the focus of their attention. With the active support of the Communist Party, a number of social facilities were built by the USSR Ministry of Arms in the cities of Udmurtia. After analyzing the activities of the Communist Party at three different levels (the Central Committee, the Udmurt Regional Committee and city committees), the author comes to the conclusion that the weakening of the Communist Party control over the industry after World War II resulted in the disruption of production programs and the unstable operation of plants. Other reasons for such negative developments included the implementation of conversion, the need to update the production facilities and low labor discipline. Despite its unique position in the political and economic structure of Soviet society, the local party structures in the Udmurt Republic had less influence on the directors of defense industry enterprises than their respective ministry.
Keywords: Soviet Union, All-Union Communist Party (Bolshevik), Communist Party of the Soviet Union, military-industrial complex, conversion, socialist competition.
36. UqHH yp. O. 16. On. 1. fl. 5376.
37. UqHH yp. O. 16. On. 1. fl. 7004.
38. UqHH yp. O. 54. On. 1. fl. 638.
References
1. Bystrova I.V. Voenno-promyshlennyj kompleks v SSSR v gody holodnoj vojny (vtoraya polovina 40-h -nachalo 60-h gg.). M.: IRI RAN, 2000. 359 s.
2. Simonov N.S. Voenno-promyshlennyj kompleks SSSR v 1920-1950-e gody: tempy ehkonomicheskogo rosta, struktura, organizaciya i upravlenie. M.: ROSSPEhN, 1996. 335 s.
3. Bezborodov A.B. Vlast' i VPK v SSSR serediny 40-h - serediny 70-h godov // Sovetskoe obshchestvo: budni holodnoj vojny: Materialy «kruglogo stola», Institut rossijskoj istorii RAN, 29 marta 2000 goda / Pod red. d.i.n., professora V.S. Lel'chuka, d.i.n., professora G.Sh. Sagatelyana. M.: IRI RAN; Arzamas: AGPI, 2000. S. 94-126.
4. Volkova A.Z. Deyatel'nost' KPSS po osushchestvleniyu edinoj nauchno-tekhnicheskoj politiki: problemy istoriografii. Kishenyov: Shtiinca, 1989. 142 s.
5. Goleusova L.P. Nauchno-tekhnicheskaya politika KPSS: Nekotorye itogi i problemy issledovanij. M.: Mysl', 1987. 156 s.
6. Katorgin I.I. Bor'ba Kommunisticheskoj partii za vosstanovlenie i razvitie narodnogo hozyajstva v poslevoennye gody. (1945-1953 gg.). M.: Izd-vo VPSh i AON, 1959. 92 s.
7. Ocherki istorii Udmurtskoj organizacii KPSS. Izhevsk: Udmurtiya, 1968. 483 s.
8. Istoriya Udmurtii: XX vek / Pod red. K.I. Kuli-kova; vvedenie O.I. Vasil'evoj, L.N. Bekhterevoj, N.A. Rodionova. Izhevsk: UIIYaL UrO RAN, 2005. 544 s.
9. Rodionov N.A. Istoriya oruzhejnogo proizvodstva v Udmurtii (XIX-XX vv.). Izhevsk: UIIYaL UrO RAN, 2009. 320 s.
10. Vetoshkina O.V. Rabochie oboronnoj promysh-lennosti Udmurtii: ot vojny k miru (1945-1950). -Izhevsk: Izd-vo «Udmurtskij universitet», 2013. 189 s.
11. Bystrova I.V. Voenno-promyshlennyj kompleks SSSR v gody holodnoj vojny: Strategicheskie program-my, instituty, rukovoditeli (1945-1964 gg.): Dis. ...dokt. ist. nauk. M., 2001. 555 s.
12. CDNI UR. F. 54. Op. 1. D. 427.
13. CDNI UR. F. 54. Op. 1. D. 431.
14. CDNI UR. F. 16. Op. 1. D. 6200.
15. CDNI UR. F. 54. Op. 1. D. 588.
16. CDNI UR. F. 54. Op. 1. D. 286.
17. CDNI UR. F. 54. Op. 1. D. 343.
18. CDNI UR. F. 16. Op. 1. D. 4414.
19. CDNI UR. F. 16. Op. 1. D. 5374.
20. CDNI UR. F. 16. Op. 1. D. 4899.
21. CDNI UR. F. 54. Op. 1. D. 505.
22. CDNI UR. F. 54. Op. 1. D. 400.
23. CDNI UR. F. 16. Op. 1. D. 4900.
24. CDNI UR. F. 16. Op. 1. D. 5203.
25. CDNI UR. F. 16. Op. 1. D. 5204.
26. CDNI UR. F. 16. Op. 1. D. 5375.
27. CDNI UR. F. 16. Op. 1. D. 6739.
28. CDNI UR. F. 16. Op. 1. D. 7239.
29. CDNI UR. F. 54. Op. 1. D. 500.
30. CGA UR. F. R-551. Op. 1. D. 10
31. CGA UR. F. R-551. Op. 1. D. 11
32. CDNI UR. F. 16. Op. 1. D. 4558.
33. CDNI UR. F. 16. Op. 1. D. 5811.
34. CDNI UR. F. 16. Op. 1. D. 6495.
35. CDNI UR. F. 16. Op. 1. D. 6395.
36. CDNI UR. F. 16. Op. 1. D. 5376.
37. CDNI UR. F. 16. Op. 1. D. 7004.
38. CDNI UR. F. 54. Op. 1. D. 638.