Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №2, Том 6 / 2018, No 2, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-2-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/81PDMN218.pdf
Статья поступила в редакцию 20.04.2018; опубликована 18.06.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Комашинская Т.С. О роли традиционных ценностей в формировании информационного общества // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2, https://mir-nauki.com/PDF/81PDMN218.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Komashinskaia T.S. (2018). About the role of traditional values in the formation of the information society. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/81PDMN218.pdf (in Russian)
УДК 37 ГРНТИ 14.01
Комашинская Татьяна Сергеевна
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» Школа педагогики, Уссурийск, Россия Кандидат физико-математических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0628-8215 РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id= 122550
О роли традиционных ценностей в формировании информационного общества
Аннотация. Тема традиционных ценностей становится всё более актуальной в стремительно меняющемся современном обществе. В статье рассматриваются основные признаки информационного общества. Обсуждаются причины, которые делают человека фактором риска в информационном обществе. Показано, что кроме технологической, информатизация имеет и социальную направленность, которая активно воздействует на общественные процессы в целом, а также на образ жизни каждого отдельного человека: его работу, образование, досуг, мировоззрение. В статье обсуждается роль государства в процессе становления информационного общества. Рассмотрены некоторые нормативные документы, имеющие своей основной целью обеспечение условий для формирования и развития информационного общества: «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации». Указанные документы устанавливают приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий. Утверждается, что основой общероссийской идентичности является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Обсуждается, что же следует относить к традиционным российским духовно-нравственным ценностям. Показано, что высшую строку в списке традиционных ценностей нашего народа занимает приоритет духовного над материальным. Причем размывание и трансформация традиционных российских духовно-нравственных ценностей признается одной из угроз национальной безопасности Российской Федерации. Приводится сокращенный перечень мер, способствующих укреплению национальной безопасности России. В частности, приведены основные меры, направленные на формирование и укрепление системы традиционных
https://mir-nauki.com
ценностей. Обсуждаются данные опроса по теме исследования. Делается вывод о том, что необходимо привлекать внимание широкой общественности к проблеме духовно -нравственного воспитания, формирования и укрепления традиционных ценностей как устранения угроз национальной безопасности.
Ключевые слова: традиционные ценности; духовно-нравственные ценности; глобализация; информационное общество; государственная политика; стратегия развития; религия; Православие; традиция; образование
Если мы оглянемся вокруг, то увидим, что окружающий нас современный мир - это мир сотовых телефонов, смартфонов, планшетов, компьютеров и Интернета, основанный на стремительно обновляющихся знаниях и высоких технологиях, на постоянном обмене информацией, с непрерывно растущим информационным потоком. От того, насколько масштабным и эффективным будет использование этого информационного потока, зависит благополучие и отдельной личности, и целых народов [1].
Наша страна уже включилась в процесс информатизации. Как известно, информатизация общества - это всепоглощающий, длительный, целенаправленный процесс, который представляет собой целую эпоху в развитии человеческого общества. В этом процессе у каждого отдельного человека и у государства в целом есть свои цели и задачи, а также необозримые возможности развития. Очень важно в этом процессе не свести развитие общества только к технологической составляющей, и в погоне за технологиями не потерять «человеческое лицо».
Само понятие «информационного общества» начало разрабатываться в Японии во второй половине 60-х годов XX века. Появившееся понятие отражало новые тенденции в развитии технологий и экономики. Развивающиеся технологии оказывали всё возрастающее влияние на развитие общества, на формирование нового типа социально-экономического устройства. Особое значение в процессе развития придавалось теоретическим разработкам, выступающим основой производства новых технологий. Предполагалось, что в формируемом обществе присутствует высокая по качеству информация, а также имеются все необходимые средства для её хранения, передачи, распределения и различных манипуляций с ней [2]. Была разработана стратегия построения информационного общества, которая достаточно быстро показала ощутимые результаты в индустрии отдыха и развлечений, в образовании, в сфере управления, производства и торговли и др.
Был однозначно определен тот факт, что основой формирования информационного общества является особая нематериальная субстанция, называемая «информацией». Эта субстанция обладает свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека1. С одной стороны, информация выступает в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и формирует материальную среду жизни человека и общества. С другой стороны, информация является основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного субъекта к другому [3].
Поэтому, изучая процессы становления и развития информационного общества необходимо учитывать обе эти составляющие. Другими словами, кроме технологической, информатизация имеет и социальную направленность, которая активно воздействует на общественные процессы в целом и на образ жизни отдельного человека: его образование,
1 Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. - М.: Дело. Л.И. Лопатников. 2003.
https://mir-nauki.com
работу, досуг, мировоззрение [4]. Меняется роль самого человека. С одной стороны человек выступает в качестве основного фактора развития информационного общества, а с другой, он - фактор риска, непрерывно подвергающийся информационному воздействию.
Так как процесс информатизации является глобальным, то для эффективного развития информационного общества, формирования национальной цифровой экономики, обеспечения национальных интересов и снижения рисков отдельных граждан важно государственное планирование, контроль и управление. В связи с этим президентом и правительством РФ был подписан ряд нормативных документов, имеющих своей основной целью обеспечение условий для формирования и развития информационного общества. Одним из наиболее значимых документов, несомненно, является Указ Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», подписанный в мае 2017 года.
Указанная Стратегия сводится к стремлению увеличить долю использования российских технологий и расширению государственного присутствия в глобальной сети Интернет, обеспечивая права граждан на доступ к информации, свободу выбора средств получения информации, обеспечение законности и государственной защиты интересов россиян в информационной сфере.
Рассматриваемый документ содержит определения основных используемых понятий. Так, согласно указанному официальному документу «информационное общество» определено как общество, в котором «информация и уровень её применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан» 2 . Немаловажным фактом является именно социокультурная составляющая современного общества. Поэтому вполне естественно, что отдельным пунктом в Стратегии прописан приоритет «традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и
" 3
коммуникационных технологий»3.
Вместе с процессом информатизации происходит и стремительный процесс глобализации общества. Современное общество меняется, стираются границы, но, несмотря на это, тема традиционных национальных ценностей становится всё более актуальной. Столкновение национальных традиций с мировой глобализацией является острым вопросом в повестке дня диалога цивилизаций [5]. Нарастает глубокий и системный кризис между традиционными ценностями цивилизаций и ценностями глобализирующегося мира.
Решение этого культурного конфликта для ряда стран несовместимо с потерей своих национальных традиционных ценностей. Так страны, входящие в БРИКС, ШОС в большинстве отстаивают важность системы традиционных ценностей как основы своей национальной идентичности. При этом руководство стран занимает умеренную позицию в своём развитии, которая заключается в разумном сочетании национальных традиций и современных инноваций.
О важности традиционных ценностей российского общества все чаще говорится и в посланиях Президента РФ, и в выступлениях представителей различных органов управления, культуры, образования, религии. Так, Президент Российской Федерации В.В. Путин в
2 Официальное интернет-представительство Президента России в сети Интернет [Электронный ресурс]. -Режим доступа: 1Шр://кгст1т.т/а^/Ьапк/41919. свободный. (Дата обращения: 12.02.2018 г.).
3 Там же. Страница 3 из 10
81PDMN218
https://mir-nauki.com
последние годы всё чаще говорит о «дефиците духовных скреп»4 в современном обществе. А именно: о милосердии, сочувствии и сострадании людей друг другу, о важности поддержки и взаимопомощи, о том, что «во все времена исторические делало нас крепче, сильнее»5.
Итогом стремления к сохранению российской идентичности стал ряд документов, отражающих национальные российские приоритеты. Одним из таких документов явился Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»6.
Согласно этому официальному документу основой общероссийской идентичности является исторически сложившаяся система «единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей» 7 . Пункт номер 77 данного Указа подчеркивает значимость самобытной культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемой части всей российской культуры. То есть законодательно закреплен тот факт, что для осознания конкретной личностью себя в качестве гражданина Российской Федерации необходимо наличие некоторых исторически сложившихся духовно-нравственных ценностей.
Следующий пункт этого Указа поясняет, что конкретно следует относить к традиционным российским духовно-нравственным ценностям. В этот список вошли:
• приоритет духовного над материальным;
• защита человеческой жизни;
• защита прав и свобод человека;
• семья, как ценность;
• созидательный труд;
• служение Отечеству;
• нормы морали и нравственности;
• гуманизм;
• милосердие;
• справедливость;
• взаимопомощь;
• коллективизм;
• историческое единство народов России и преемственность истории нашей
Получился достаточно внушительный список, действительно отражающий те ценности нашего народа, которые исторически были «выбраны» нашими предками и бережно передавались из поколения в поколение.
Далее в документе указаны угрозы национальной безопасности РФ. В социокультурной сфере основной угрозой признано размывание традиционных российских духовно-
4 Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию. 12.12.2013 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ги/1гаг^сп|^/17118 (Дата обращения: 12.02.2018 г.).
5 Там же.
6 Официальное интернет-представительство Президента России в сети Интернет [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://kremlin.га/аС^/Ьапк/41921. свободный. (Дата обращения: 22.03.2018 г.).
7 Там же.
Родины.
нравственных ценностей. То есть превращение человека из духовной личности, стремящейся к высшим идеалам, в квалифицированного потребителя материальных ценностей представляет угрозу для развития российского общества. И лозунги из серии «Заработай и потрать» способны принести в наше будущее гораздо больше проблем, чем, кажется на первый взгляд.
В качестве одной из угроз национальной безопасности признана внешняя культурная и информационная экспансия, которая может быть основана на распространении низкокачественной продукции массовой культуры, на пропаганде вседозволенности, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, то есть на разрушении всего того, что признано национальными духовно-нравственными ценностями.
Несомненным достоинством рассматриваемого документа является перечень мер, способствующих укреплению национальной безопасности России. В пункте номер 82 Указа приведены основные меры, направленные на формирование и укрепление системы традиционных ценностей. К ним относятся:
• приумножение традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей;
• принятие мер по защите российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия;
• осуществление контроля в информационной сфере;
• недопущение распространения продукции экстремистского содержания, пропаганды насилия, расовой, религиозной и межнациональной нетерпимости;
• создание системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан;
• внедрение принципов духовно-нравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику;
• создание условий для организации досуга, стимулирования творческого развития и художественного образования граждан;
• формирование государственного заказа на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и Интернет-ресурсов.
Здесь представлен далеко не полный перечень мер, направленных на укрепление традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей [6]. Анализ этого перечня позволяет сделать вывод о том, что государство оставляет за собой право формировать, направлять и контролировать процесс духовно-нравственного развития общества. Насколько же готово общество отказаться от приоритетов материального мира потребления, от навязываемых либеральных ценностей, от стирания культурных и нравственных границ? Как измерить уровень духовности?
Отношение современного общества и, в частности, современной молодежи, к традиционным духовно-нравственным ценностям представляет несомненный интерес не только для политологии и социологии, но и в значительной мере для системы образования. Ведь насколько сегодня система образования готова поддержать усилия государства в формировании и укреплении традиционных ценностей, настолько единым и духовно здоровым будет наше общество в ближайшие десятилетия [7-11].
В современной России делаются попытки вернуться к духовно-нравственным истокам, которые в течение тысячи лет неизменно основывались на ценностях Православия. Так, в ноябре 2016 года в центре Москвы состоялась церемония открытия монумента Крестителю Руси святому равноапостольному князю Владимиру. В торжественной церемонии открытия
приняли участие первые лица страны. Глава российского государства произнес речь о том, что святой князь Владимир заложил нравственные ценностные основы, которые определяют жизнь россиян и в настоящее время. Президент подчеркнул, что важнейшим из свершений князя Владимира было именно крещение Руси и «этот выбор стал общим духовным истоком для народов России, Белоруссии, Украины»8.
В связи с этим масштабным для нашей страны событием студентам Школы педагогики Дальневосточного федерального университета (ШП ДВФУ) было предложено ответить на некоторые вопросы, часть из которых приведена в таблице 1.
Таблица 1
Результаты опроса студентов ШП ДВФУ
№ Вопрос Ответ «Да» Ответ «Нет»
1 Знаете ли Вы, кто такой Святой человек? 10 % 90 %
2 Кого называют Равноапостольным? 50 % 50 %
3 Сможете ли Вы рассказать о понятиях «Святой» и «Равноапостольный» своим ученикам? 4 % 96 %
Составлено автором
Вопросы касались понимания современной молодёжью смысла православного мировоззрения. Ведь с точки зрения Православия - Святость - это цель жизни. Так как результаты опроса показали явную неосведомленность студентов в данной области, то перечень вопросов был расширен. В список был добавлен вопрос, менее затрагивающий православную тематику, и, имеющий большее отношение к сфере общекультурных компетенций.
Так, обучающимся был задан вопрос: «В каком году родился Иисус Христос»?
Было опрошено более 100 человек. Для ответа не требовалось сложных математических расчетов или исторических обоснований [12]. Достаточно было вспомнить, что сейчас 2018 год от Рождества Христова. Но, к сожалению, результаты опроса показали, что менее 5 % из числа опрошенных знают ответ на данный вопрос. Причем, узнав правильный ответ, обучающиеся были искренне удивлены - почему же они не смогли справиться с этим заданием.
В последние годы различные институты и центры социальных исследований пытаются выяснить уровень религиозности наших соотечественников 9 . Данные этих исследований несколько отличаются друг от друга, что объясняется различными социологическими и культурными причинами. Но по данным исследований более 70 % наших соотечественников причисляют себя именно к Православию [13].
Полгода назад независимый исследовательский центр Pew опубликовал данные, согласно которым 71 % россиян исповедуют Православие и три четверти населения России верят в Бога10. Как утверждают исследователи, число атеистов в последние годы уменьшается.
Получается, что большинство верующих связывают свое мировоззрение с национальной идентичностью, с культурными и историческими традициями. Но осмысленно, самостоятельно
8 Российская газета. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа
https://rg.ru/2016/11/04/reg-cfo/pamiatnik-kniaziu-vladimiru-otkryli-v-moskve.html (Дата обращения: 12.02.2018 г.).
9 Россия сегодня. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://ria.ru/religion/20170823/1500891796.html (Дата обращения: 25.04.2018 г.).
10 Pew Research Center [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.pewforum.org/2017/05/10/religious-belief-and-national-belonging-in-central-and-eastern-europe/ (Дата обращения: 25.04.2018 г.).
формировать и укреплять национальные традиции пока способна только небольшая часть населения.
В последние годы появляется много публикаций педагогов-новаторов, воспитателей-практиков о необходимости формирования духовно-нравственных ценностей. Отметим ряд работ [14-18], в которых говорится о формировании духовных ценностей и ориентиров, нравственных понятий, о передаче национальных традиций будущим поколениям россиян. Многие авторы связывают укрепление духовности нашего народа с потенциалом историко-культурологического и духовно-религиозного наследия, что отчасти подтверждается и количеством россиян, причисляющих себя к Православию.
Так как приумножение традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей является одним из факторов укрепления национальной безопасности России, то и системе образования, и сфере культуры, различным социальным и политическим институтам необходимо в ближайшее время оценить с научных позиций состояние духовно-нравственных и социально-нравственных отношений, национально-культурных процессов, государственно-конфессиональных взаимодействий. Необходимо привлекать внимание широкой общественности к проблеме духовно-нравственного воспитания, формирования и укрепления традиционных ценностей как устранения угроз национальной безопасности.
В заключение можно сделать несколько выводов. Во-первых, руководство государства заинтересовано в формировании и укреплении духовно-нравственных традиционных ценностей российского народа и уделяет им особую роль при построении информационного общества и защите государственных интересов.
Во-вторых, большинство россиян (более 70 %) традиционно причисляют себя к Православию, при этом сравнительно небольшой процент населения обладает знаниями о ценностях и духовной значимости православного мировоззрения.
В-третьих, при построении информационного общества недостаточно подготовить грамотных IT-специалистов и разработать новые технологии, особое внимание необходимо уделить культуре и образованию, как инструментам защиты общества от культурной и моральной деградации.
И наконец, в процессе успешного формирования традиционных ценностей главенствующее место должно быть отведено сфере образования. При этом для достижения значимых результатов недостаточно общих ценностных ориентиров, нужно, чтобы эти ориентиры подкреплялись образовательными программами, продуманными стандартами, отличной подготовкой педагогических кадров, готовых формировать и укреплять духовно-нравственные ценности, в том числе и своим примером.
ЛИТЕРАТУРА
1. Луценко Л.М. Концепции информационного общества и социальная функция информации // Ценности и смыслы. 2010. С. 136-152.
2. Комашинская Т.С. Об отношении к информации в информационном обществе // Мир науки. Социология, филология, культурология, 2018 №1, https://sfk-mn.ru/PDF/09SCSK118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
3. Юрьев В.М., Чванова М.С. Человек в информационном обществе: новые возможности и перспективы // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2014. №2(24). С. 13-24.
4. Ефимова Г.З., Зюбан Е.В. Влияние социальных сетей на личность // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5 http://mir-nauki.com/PDF/20PSMN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
5. Мишучков А.А. Традиционные ценности в глобализирующемся мире // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 3(178). С. 65-71.
6. Тропин О.В. О безопасности национальной культуры // Государственная служба. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва) 2011. №3. С. 113-115.
7. Актуальные концепты современности: христианско-православный подход: монография / под общ. ред. доктора исторических наук, профессора С.Г. Зубановой. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 224 с.
8. Зубанова С.Г. Воспитание и образование на основе религиозной традиции России: правовые основания и проблемы реализации // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5 http://mir-nauki.com/PDF/24PDMN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
9. Комашинская Т.С. Роль системы национального образования в условиях информационной войны // Региональная научно-практическая конференция «Использование информационно-коммуникационных технологий в современной системе образования». ДВФУ. 2016. С. 77-81.
10. Комашинская Т.С., Горностаева Т.Н., Бажина П.С., Жигалова О.П. Информационные технологии в системе высшего педагогического образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/12PDangMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
11. Павловская О.А., Старостенко В.В., Владыковская Л.Н. Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека. Издательский дом «Белорусская наука». 2011. 520 с.
12. Андреев А. «Иисус Назарянин по данным истории» О. Льва (Жилле) в контексте современной европейской библеистики. Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2016. № 26. С. 8-12.
13. Махова О.А., Карманов М.В. Статистика и религия в современной России // Статистика и математические методы. 2015. № 3. С. 196-199.
14. Загвязинский В.И. О ценностно-ориентационных основаниях образовательной системы страны // Образование и наука. 2016; (6): 11-22. DOI: 10.17853/19945639-2016-6-11-22.
15. Урбанович Л.Н. Система работы с религиозными понятиями на уроках духовно-нравственной направленности // Вестник ПСТГУ. Серия IV. Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. Стр. 11-19.
16. Потанина Л.Т., Мельников Т.Н., Кузнецова Г.Д. Развитие ценностно-смысловой сферы личности средствами социально-ролевых форм групповой деятельности // Вестник ПСТГУ. Серия IV. Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4(43). Стр. 2431.
17. Ицкович М.М., Ицкович Т.В. Христианские ценности в мировоззрении современного студенчества // Современные исследования социальных проблем. 2015. 10(54). С. 349-356.
18. Трунина О.К. Традиционные семейные ценности православной культуры в воспитании младших школьников // Вестник ПСТГУ. Серия IV. Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1(40). Стр. 27-37.
https://mir-nauki.com
Komashinskaia Tatiana Sergeevna
Far eastern federal university School of Education, Ussuriysk, Russia E-mail: [email protected]
About the role of traditional values in the formation of the information society
Abstract. The subject of traditional values becomes more and more relevant in promptly changing modern society. In article the main signs of information society are considered. The reasons which do the person by risk factor in information society are discussed. It is shown that except technological, informatization has also social focus which actively influences public processes in general and also a conduct of life of each certain person: its work, education, leisure, outlook. In article the role of the state in the course of formation of information society is discussed. Some normative documents having the main objective providing conditions for formation and development of information society are considered: "The development strategy of information society in the Russian Federation for 2017-2030", "The strategy of a homeland security of the Russian Federation". The specified documents establish a priority of traditional Russian spiritual and moral values and also respect for the standards of behavior based on these values when using information and communication technologies. It is claimed that a basis of the all-Russian identity is historically developed system uniform spiritual and moral and cultural historical values. It is discussed that it is necessary to carry to traditional Russian spiritual and moral values. It is shown that the highest place in the list of traditional values of our people is held by a priority spiritual over material. And washing out and transformation of traditional Russian spiritual and moral values admits to one of threats of a homeland security of the Russian Federation. The reduced list of the measures promoting strengthening of a homeland security of Russia is provided. In particular the main measures directed to formation and strengthening of system of traditional values are given. Data of poll on a research subject are discussed. The conclusion that it is necessary to draw attention of the general public to a problem of spiritual and moral education, formation and strengthening of traditional values as elimination of threats of a homeland security is drawn.
Keywords: traditional values; spiritual and moral values; globalization; information society; state policy; development strategy; religion; Orthodoxy; tradition; education
1. Lutsenko L.M. Concepts of the Information Society and the Social Function of Information // Values and Meanings. 2010. P. 136-152.
2. Komashinskaya T.S. (2018). About the relation to information in the information society. World of Science. Series: Sociology, Philology, Cultural Studies, [online] 1(9). 2018. Available at: https://sfk-mn.ru/PDF/09SCSK118.pdf (in Russian).
3. Yuryev V.M., Chvanova M.S. Man in the Information Society: New Opportunities and Prospects // Psihologo-pedagogical journal Gaudeamus. №2 (24). 2014. P. 13-24.
4. Efimova G.Z., Zyuban E.V. The Influence of Social Networks on Personality // On-line Journal «Mir nauki», 2016, Volume 4, Number 5 http://mir-nauki.com/PDF/20PSMN516.pdf (access is free).
5. Mishuchkov A.A. Traditional values in a globalizing world // Bulletin of the Orenburg State University. 2015. No. 3 (178). P. 65-71.
REFERENCES
6. Tropin O.V. On the Safety of National Culture // Public Service. The Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation (Moscow) No. 3. 2011. P. 113-115.
7. Actual concepts of the present: the Christian Orthodox approach: monograph / under total. Ed. Doctor of Historical Sciences, Professor S.G. Zubanova. - Moscow: INFRA-M, 2015. - 224 p.
8. Zubanova S.G. Upbringing and education on the basis of the religious tradition of Russia: legal grounds and implementation problems // On-line Journal «Mir nauki», 2016, Volume 4, Number 5. http://mir-nauki.com/PDF/24PDMN516.pdf (access is free). (in Russian).
9. Komashinskaia T.S. The Role of the National Education System in the Conditions of Information Warfare // Regional'naya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Ispol'zovaniye informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy v sovremennoy sisteme obrazovaniya». DVFU. 2016. P. 77-81. (in Russian).
10. Komashinskaia T.S., Gornostaeva T.N., Bazhina P.S., Zhigalova O.P. Information technologies in the system of higher pedagogical education. On-line Journal «Mir nauki», 2017, Vol. 5, no. 6. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/12PDang MN617.pdf (in Russian).
11. Pavlovskaya O.A., Starostenko V.V., Vladykovskaya L.N. Spiritual and moral values in the formation of modern man. Publishing House «Belarusian Science». 2011. 520 pp.
12. Andreev A. «Jesus of Nazareth according to the history» O. Lion (Gilles) in the context of modern European biblical studies. Annual theological conference of the Orthodox St. Tikhon Humanitarian University. 2016. № 26. P. 8-12.
13. Mahova O.A., Karmanov M.V. Statistics and Religion in Modern Russia // Statistics and Mathematical Methods. 2015. № 3. P. 196-199.
14. Zagvyazinsky V.I. On the value-orientational foundations of the country's educational system // Education and Science. 2016; (6): 11-22. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-611-22.
15. Urbanovich L.N. The system of work with religious concepts in the lessons of the spiritual and moral orientation // Bulletin of the PSTU. Series IV. Pedagogy. Psychology. 2017. Vol. 44. P. 11-19.
16. Potanina L.T., Melnikov T.N., Kuznetsova G.D. Development of the value-semantic sphere of the personality by means of social-role forms of group activity // Herald of the PSTU. Series IV. Pedagogy. Psychology. 2016. Vol. 4 (43). P. 24-31.
17. Itskovich M.M., Itskovich T.V. Christian values in the worldview of modern students // Modern research of social problems. 2015. 10 (54). Pp. 349-356.
18. Trunina O.K. Traditional family values of Orthodox culture in the education of junior schoolchildren // Vestnik PSTGU. Series IV. Pedagogy. Psychology. 2016. Vol. 1 (40). P. 27-37.