Научная статья на тему 'О роли региона в формировании информационного общества'

О роли региона в формировании информационного общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
55
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ / NORMATIVE DOCUMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Н. Н., Попов Н. А.

Реальное движение в сторону информационного общества в Российской Федерации началось в феврале 2008 г. с момента выступления В.В. Путина с докладом «О стратегии развития России до 2020 года» [1] и подписания «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» [2]. Для реализации стратегии развития информационного общества (ИО) предполагается разработать план мероприятий в обсуждении и дальнейшей реализации которого должны принять участие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители бизнеса, научных организаций и гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the mechanism for implementing the strategy of the Information Society in the Russian Federation. There is a special role in this process the Ministry of Communications and Mass Communications. To be focused on the removal of the executive authorities of subjects of the Russian Federation, representatives of businesses, academic institutions and civil society from the processes of formation of information society in the region.

Текст научной работы на тему «О роли региона в формировании информационного общества»

да будет связь!

о роли региона в формировании

информационного общества

Реальное движение в сторону информационного общества в Российской Федерации началось в феврале 2008 г. с момента выступления В.В. Путина с докладом «О стратегии развития России до 2020 года» [1] и подписания «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» [2]. Для реализации стратегии развития информационного общества (ИО) предполагается разработать план мероприятий в обсуждении и дальнейшей реализации которого должны принять участие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители бизнеса, научных организаций и гражданского общества.

В данной статье будет предпринята попытка проведения краткого анализа ряда нормативных документов, регулирующих деятельность в сфере информационных технологий и связи с целью выявления потенциальных возможностей в участии региональных органов исполнительной власти в данном процессе.

Мы считаем, что проблемы регионального управления процессом формирования ИО имеют глубокие исторические корни, подтверждением чего может служить краткий экскурс в историю становления ведомства, которое в настоящее время выполняет функции органа исполнительной власти в области связи. Становление отрасли связи в России было начато в XVIII в., в этот период создавалась

Кузьмина Н.Н.

канд. пед. наук,

доцент кафедры

экономической

теории,

зав. кафедрой

экономической

теории,

Югорский

государственный

университет

Попов Н.А.

кандэкон. наук,

доцент кафедры

безопасности

информационных

технологий,

докторант,

Томский

государственный университет систем управления и радиоэлектроники napopov2005@ yandex.ru

и в дореволюционный,

и в период строительства

государство рассматривало

связь как необходимый

инструмент власти, а также

как часть военно-оборонного

комплекса страны

сеть почтовой связи. Изначально управлял этой формирующейся системой

__Почтовый департамент,

социалистического общества созданный в 1781 г. при

Коллегии иностранных дел [3]. В дальнейшем департамент был преобразован в Почтовое управление, которое в 1802 г. вошло в состав Министерства внутренних дел [4]. Стремительное развитие телеграфа привело к тому, что в 1884 г. было образовано Главное управление почт и телеграфов, в разные годы входившее то в состав Министерства внутренних дел, то в структуру Министерства почт и телеграфов. После октября 1917 г. на его основе сформирован Наркомат почт и телеграфов.

1932 г., в результате интенсивного развития телефонной связи Народный комиссариат почт и телеграфов был переименован в Народный комиссариат связи СССР, который в 1946 г. был преобразован в Министерство связи СССР.

кно отметить, что и в дореволюционный, в период строительства социалистического общества государство рассматривало связь как необходимый инструмент власти, а также как часть военно-оборонного комплекса страны. Несмотря на важность и значимость отрасли в планах, разрабатываемых правительством, не предусматривалось приоритетного развития электросвязи.

Более того, историки отмечают, что развитие систем связи в Советском Союзе осуществлялось путем копирования дореволюционной модели. Причем, к особенностям государственной политики того периода следует отнести: остаточный принцип выделения финансовых и материальных ресурсов на развитие, жесткий контроль, стремление любыми путями получить максимально возможные доходы от услуг связи при подавляющем использовании

вязп

кр<

еативная экономика, 2009, № 6

телефонов для нужд управленческого аппарата, номенклатурных работников [5]. Анализ процессов, происходивших в сфере связи, информатизации, информационных технологий и массовых коммуникаций в период с 1992 по настоящее время не вызывает оптимизма. Создается впечатление, что неоднократные попытки преобразования структуры управления отраслью происходят в связи с тем, что власть не удовлетворена результатами работы ведомства и в то же время не достаточно точно понимает, как следует реформировать эту сферу высоких технологий, и надеется в этом на опыт и мудрость профессиональных связистов. Те же, в условиях построения постиндустриального (информационного общества), как и прежде, продолжают вести свою технократическую (индустриальную) политику, направленную на компьютеризацию, наращивание возможностей телекоммуникационного комплекса и т.д., а не на обеспечение эффективного использования продукции информационно-коммуникационного комплекса, формирование сетевой экономики, экономики знаний.

Причем регионы к процессу реформирования фактически не допускаются, в соответствии с действующим законодательством субъекты Федерации, как правило, только несут ответственность за создание благоприятных условий для ведомства.

С целью поиска подтверждения данного тезиса рассмотрим ряд нормативных документов, касающихся сферы инфокоммуникаций. Только Положение о Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации, утвержденное постановлением Правите

регионы к процессу реформирования фактически не допускаются,

в соответствии

с действующим законодательством субъекты Федерации, как правило,

только несут

ответственность

за создание благоприятных условий для ведомства

Ду

--вы

льства РФ от 20.03. 2000 г. № 265, обязывало министерство осуществлять свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ. Аналогичная норма была предусмотрена ст. 5 федеральным законом «О связи» от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ, но из версии этого же закона только от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ она выпала. Особого внимания заслуживает федеральный закон «О связи» от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ. В профессиональном сообществе бытует мнение, что процесс работы над данным законом стал яркой иллюстрацией демонстрации административных возможностей Минсвязи. К первому чтению этого закона в Государственной Думе скопилось более 800 поправок законопроекта, а ко второму чтению - 1500, но, не смотря на это, законопроект практически не претерпел изменений и был принят. Следует подчеркнуть, что и после принятия закон не перестают постоянно дорабатывать, в том числе и с участием в этом процессе Конституционного суда Российской Федерации [6]. Очень важно отметить, что конституционность отдельных положений Федерального закона «О связи» была оспорена Думой Корякского автономного округа.

едовательно, Министерство связи и массо-ых коммуникаций, имея наследственность Министерства связи СССР, министерства -приближенного к власти, действует теми же методами, фактически единолично (без участия субъектов Российской Федерации) осуществляет «якобы» реформы в отрасли связи

и реализует стратегию

существенных результатов

в развитии информационного

общества можно достичь

только на основе правовой

самодостаточности регионов,

ъектов Российской Федерации

развития информационного общества на территории всей страны. При этом регионы делают вид, что в таком правовом пространстве способны решать проблемы информатизации и связи. Но это путь никуда не приведет. Существенных

>1

еат"~'

омика, 2009, № 6

результатов в развитии информационного общества можно достичь только на основе правовой самодостаточности регионов, субъектов Российской Федерации.

Литература

1. Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.shtml (дата обращения 03.05.2009).

2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/02/l6/ informacia-strategia-dok.html (дата обращения 03.05.2009).

3. Чачин П. Связь - отрасль с глубокими корнями [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.computer-museum.ru/connect/ histms.html (дата обращения 03.05.2009).

4. Регулярная государственная почта в XVIII -XIX вв. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belpost.by/history/18-19.htm (дата обращения 03.05.2009).

5. Шапошников Г.Н. Развитие электросвязи и формирование информационной среды на Урале во второй половине XIX в. - конце 20-х гг. XX в.; Автореф. дисс. докт. ист. наук. -Екатеринбург, 2007. - 36 с.

6. Постановление по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О связи» в связи с запросом Думы Корякского автономного округа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// alldocs.ru/zakons/index.php?from=3020 (дата обращения 03.05.2009).

Ключевые слова:

регион,

информационное

общество, субъект

Российской

Федерации,

нормативный

документ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.