УДК 621.45 - 62-15:629.1.056
О РОЛИ ПРОФЕССОРА В.П. ФРОЛОВА В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ КАФЕДРЫ РЕМОНТА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
И АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Ю.Н. МАКИН
В статье приведены воспоминания о профессоре В.П. Фролове в период руководства кафедрой ремонта летательных аппаратов и авиационных двигателей.
Ключевые слова: общая теория, ремонт.
Данная статья посвящена памяти Виктора Петровича Фролова, доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники РФ, Лауреата премии Совета Министров СССР, автора более 300 монографий, учебников, изобретений, научных статей, который возглавлял кафедру ремонта летательных аппаратов и авиационных двигателей МИИГ А - МГТУ Г А с 1979 по 1995 годы и до конца своих дней работал в должности профессора кафедры. Им подготовлены десятки кандидатов и докторов наук. Сотни соискателей этих научных степеней он поддержал своими благожелательными отзывами как официальный оппонент.
12 августа 2010 года. Первое лето без Виктора Петровича Фролова. Ему исполнилось бы 86 лет. Я пришёл к нему в 1981 году 30-летним аспирантом, он стал моим учителем в научной и педагогической теории и практике. Часто всего человека, всю его недюжинную интеллектуальную силу может охарактеризовать крошечный эпизод. Когда я закончил подготовку докторской диссертации, то сильно сомневался, соответствует ли она требованиям докторской степени. Поэтому перед летними университетскими каникулами один экземпляр текста объёмом почти в 500 страниц дал заведующему кафедрой ремонта ЛА и АД МГТУ ГА, доктору технических наук, профессору Коняеву Евгению Алексеевичу, а второй Виктору Петровичу Фролову. Если Е.А. Коняев добротно «прошерстил» её, дав кучу благожелательных замечаний, рекомендаций и положительное решение о её соответствии требованиям ВАК, то В. П. Фролов открыл свой ежедневник, который вёл многие годы, нашёл нужную страницу и показал мне запись от 22.07.2001 г: «Закончил чтение диссертации Макина Ю.Н. Диссертация состоялась!» И у меня сразу «выросли крылья»!
Первая встреча с Виктором Петровичем Фроловым состоялась 18 марта 1981 г. у него на квартире. В этот день я и начальник Вычислительного центра Внуковского авиаремонтного завода (ВАРЗ) № 400 ГА Холопов Анатолий Михайлович по приглашению Виктора Петровича решили обсудить вопрос о наших возможных кандидатских диссертациях. К сожалению, Анатолий Михайлович был уже в это время очень больным человеком и 2 июня 1982 г. в возрасте 45 лет скоропостижно скончался.
Мне было предложено заняться темой «Разработка и исследование основ математического обеспечения автоматизированной системы управления (АСУ) проектированием технологии ремонта авиатехники (ПТР АТ) высокотемпературной обработкой». При этом Виктор Петрович сообщил, что ранее у него была беседа с директором ВАРЗ № 400 ГА Сладковым Владимиром Петровичем, с которым была согласована его тема кандидатской диссертации: «Основы организации АСУ проектированием технологических процессов ремонта деталей авиатехники (этапы, принципы, методы, примеры и т.д.)». Как видно из указанных формулировок, В.П.Фролов сразу закладывал все этапы научно-исследовательской работы по автоматизации проектирования технологических процессов ремонта авиационной техники, от концепции до реального внедрения. Спустя 6 лет 5 месяцев и 16 дней мне была присуждена искомая степень кандидата
технических наук. Окончательная тема диссертации практически не отличалась от сформулированной на той памятной встрече.
Моё знакомство с профессором Фроловым было обусловлено производственной необходимостью. В 1980 г. я перешёл с должности инженера-конструктора 2-й категории Конструкторского бюро точного машиностроения, на работу во Всесоюзное государственное хозрасчётное промышленное объединение по ремонту авиационной техники гражданской авиации (ВГПО «Авиаремонт»), где мне была предложена вновь введённая должность главного технолога по ремонту двигателей большой тяги и поставлена задача организации освоения ремонта вновь поступающих в массовую эксплуатацию перспективных авиационных двухконтурных газотурбинных двигателей большой тяги Д-30 КУ, КП и НК-8-2У. Помимо решения организационных и технических задач, к 1981 году со всей остротой была осознана проблема морального старения «Руководств по капитальному ремонту», что затрудняло расширение номенклатуры восстанавливаемых деталей путём внедрения новых перспективных технологических процессов ремонта [1]. Её решение силами специалистов ВГПО «Авиаремонт» и заводов ГА было затруднительным, поскольку задача на первоначальном этапе была скорее научной, а научных кадров в указанных организациях не было. Поэтому было решено привлечь к разработке данного научного направления учёных с кафедры ремонта ЛА и АД Московского института инженеров ГА (МИИГА).
Кафедра ремонта ЛА и АД была образована в сентябре 1975 г. путем выделения из кафедры технической эксплуатации и ремонта ЛА и АД. Она стала выпускающей и одной из ведущих в вузе. В декабре 1979 г. на должность профессора кафедры был назначен специалист по ремонту AT и прочности металлов, доктор технических наук, профессор Фролов Виктор Петрович. До этого он 28 лет проработал на кафедре восстановления боевой авиационной техники в ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского. Спустя три месяца В.П.Фролов возглавил указанную кафедру.
Тесные деловые связи В.П. Фролова и доктора технических наук, профессора кафедры ремонта ЛА и АД Авчинникова Бориса Ефимовича (ранее возглавлявшего кафедру ремонта в ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского) с родственной кафедрой в ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского способствовали переоснащению лабораторной базы кафедры, развитию изобретательства, пополнению ее добротными наглядными пособиями. Учебные лаборатории начали оснащаться новейшим оборудованием, например, робот-манипулятор "Универсал-5м", установка для алмазно-электролитического резания при ремонте труднообрабатываемых сплавов, электросварочная аппаратура с программным электромагнитным перемешиванием расплавленного металла в зоне шва, лазер ЛТН и другие. На кафедре активно заработала группа аспирантов. Для большей стабильности притока в аспирантуру молодых инженеров с производства кафедра провела специальные заседания на авиаремонтных заводах.
Под научным руководством профессоров Фролова В.П. и Авчинникова Б.Е. в составе кафедры была образована хозрасчётная научно-исследовательская отраслевая лаборатория (ОНИЛ-9) со штатом научных работников, где проводились НИР по новым технологическим процессам восстановления деталей, в том числе по их математическому моделированию и расчётам на ЭВМ. Кафедра активно воспринимала новые тенденции и формы организации работы, исходя из специфики развития отрасли. При этом коллектив руководствовался известным положением о том, что в высшей школе именно кафедра является главным звеном учебной, учебно-методической, воспитательной и научно-исследовательской работы.
Первой в МИИГА кафедра ремонта ЛА и АД в интересах образования, производства и науки создала свои филиалы на авиаремонтных заводах ГА № 400 (Внуково) и № 402 (Быково). Этот положительный опыт формирования деловых и творческих связей вуза с предприятиями отрасли получил развитие и организационно был закреплен в статусе учебно-научнопроизводственного комплекса (УНПК) ВГПО "Авиаремонт".
В научной деятельности кафедры в те годы стержневую роль стала играть разработанная по инициативе В.П.Фролова "Межведомственная комплексная целевая программа работ по вос-
становлению деталей авиатехники на ремонтных заводах ГА на период до 1990 года", утвержденная заместителями министра ГА и министра авиационной промышленности. Резко возросло число издаваемых научных статей. Ежегодно в период 1982-1984 гг. издавалось до 30 статей в сборниках научных трудов КИИГА, РКИИГА, ГосНИИ ГА, ГосНИИЭРАТ ВВС, ХВВАИУ, ДВВИУ им. Я. Фабрициуса, ВНИИНМАШ, МДНТП им. Ф.Э. Дзержинского, а также в журналах: "Гражданская авиация", "Сварочное производство", "Авиационная промышленность", "Известия АН СССР", серия "Неорганические материалы" и др. В 1985 г. появился первый Межвузовский тематический сборник научных трудов "Эффективность процессов восстановления авиатехники". За первые 10 лет руководства В.П. Фролова кафедрой кандидатские диссертации защитили 14 аспирантов и соискателей и было получено 26 авторских свидетельств на изобретения.
Продолжалось совершенствование и развитие УНПК "Авиаремонт". Учебный и научноисследовательский процесс кафедры сомкнулся с многофункциональной деятельностью крупных авиаремонтных предприятий ГА на добротной юридической основе. Это позволило расширить в 5 раз объем финансирования НИР кафедры, создать на базе ОНИЛ-9 еще 3 ОНИЛ, повысить качество выполнения дипломных проектов и активность подготовки аспирантов для предприятий, ускорить внедрение законченных НИР в производство, обеспечить ротацию кадров кафедры из штата НИС в штат учебного персонала и обратно. Это стало возможно во многом благодаря огромному научному, педагогическому и организационному опыту профессора Фролова В.П. Несомненной его заслугой явилось и то, что он умел находить и привлекать к работе перспективных как опытных, так и молодых ученых.
1980 - 1995 гг. были благоприятны для развития внутривузовской науки. Существенный рост масштаба и характера задач, решаемых ГА в тот период, обусловил потребность в адекватном росте производственных мощностей АРП и, как следствие, рост потребности в развитии и накоплении научно-технического потенциала технологической науки в сфере авиаремонтного производства, что вызвало интенсивный рост научных исследований по совершенствованию техники и технологии авиаремонтного производства.
Ретроспектива решения проблемы прошла несколько стадий, логически дополнявших и развивавших друг друга, это разработка: программ по внедрению новых перспективных технологических процессов ремонта авиационной техники и по расширению номенклатуры восстанавливаемых деталей; технологических процессов и оборудования; теоретических основ авиаремонтного производства в рамках концепции создания автоматизированной системы управления проектированием технологических процессов восстановления деталей авиатехники [1].
К Виктору Петровичу тянулись люди, желающие заниматься наукой со всего СССР. Требовали своего развития и организационные формы проведения широкомасштабных научных исследований. В 1981 г. в составе Научно-технического совета Министерства ГА была образована секция № 19 «Ремонт авиационной техники»: председатель - начальник ВГПО «Авиаремонт», кандидат экономических наук Е.Н. Китов, зам. председателя, доктор технических наук, профессор В.П. Фролов, учёный секретарь секции, главный технолог ВГПО «Авиаремонт» Ю.Н. Макин. Научное руководство секцией возглавил В.П. Фролов. Производственно-внедренческую часть -Е.Н. Китов, в подчинении которого находилось 26 авиаремонтных заводов. Секция стала пользоваться большой популярностью у всех интересующихся наукой в сфере ремонта, особенно у сотрудников авиаремонтных предприятий гражданской авиации, поскольку, сделав доклад на заседании нашей секции, можно было получить решение НТС МГА, утверждённое заместителем министра. Это был очень серьёзный документ в поддержку конкретных научных разработок и учёных. Для сближения науки и производства, чтобы как можно больше работников заводов могли получить возможность прямого общения с ведущими учёными отрасли, организовывались выездные заседания секции. Заводы ГА были рады принять на своей территории такого маститого учёного, как Виктор Петрович, и старались по возможности создать комфортные условия для нашей работы и отдыха. Это привело и к значительному росту аспирантов и соискателей кафедры ремонта ЛА и АД.
Каждый аспирант думает, что вся его диссертация в готовом виде находится «в голове» научного руководителя, и он не выдаёт её сразу «на гора» только для того, чтобы растянуть время выхода на защиту. Но тематика НИР в сфере авиаремонтного производства требует серьёзной, иногда рутинной, постоянной работы, наличия у аспиранта определённого производственноорганизационного практического опыта, желания и способности овладения навыками ведения научно-исследовательской работы.
Я тоже поступил в заочную аспирантуру МИИГА. Виктор Петрович взял на себя роль моего научного руководителя по кандидатской диссертации, а, в дальнейшем, и научного консультанта по докторской диссертации, итогом которой стало создание новой научной дисциплины -общей теории авиаремонтного производства [2]. Он рекомендовал мне литературу по теме будущих исследований, учёных, которые работали в близких по тематике областях. Через установленные деловые контакты я получил доступ к результатам научных исследований по тематике НИР, изучил ранее практически не используемые при ремонте методы научного исследования: автоматизация конструирования, теории подобия и моделирования, методы планирования эксперимента, прикладной регрессионный анализ, которые стали основными для меня в дальнейшей научной работе. И, главное, что я вынес из них, что в абстрактно-методологическом плане запланированная нами тематика близка к задачам в области математического моделирования процессов проектирования радиоэлектронной аппаратуры (РЭА), поскольку: процессу выбора конкретной схемы РЭА из бесконечного множества вариантов должна предшествовать его формализация методами абстрактной алгебры; формальная математическая модель может быть проанализирована, оптимизирована и синтезирована уже в оптимальном варианте. Получался костяк будущей математической модели, который не давал «блуждать в потёмках» при синтезе конкретных математических моделей процессов проектирования.
Научная апробация и обсуждение результатов НИР «Разработка и исследование основ математического обеспечения автоматизированной системы управления (АСУ) проектированием технологии ремонта авиатехники (ПТР АТ)» научной общественностью показала, что работа по созданию АСУ проектирования техпроцессов ремонта является пионерской и заявлена в мировой практике впервые.
В.П. Фролов, являясь членом диссертационных советов в МИИГА и ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского, активно оппонируя диссертации в других советах, являлся для меня неоценимым источником информации о том, в каких диссертациях в области технологических процессов приводились интересные частные математические модели. В основном, эти модели были результатом планирования эксперимента при поиске оптимума. Они легли в основу концепции автоматизированного проектирования технологий, когда знания о протекающих в них физикохимических процессах недостаточны или они слишком сложны и неоднозначны. В основу концепции автоматизированного проектирования технологий, когда знаний о протекающих в них физико-химических процессах наоборот очень много, но эти процессы технологически многостадийны, легла докторская диссертация В.П. Фролова. В ней впервые представлена модель проектирования процесса пайки решётчатых крыльев как система математических условий возможности протекания процесса пайки. Изучение указанных математических моделей процессов накапливало соответствующую базу данных, без которых не работает ни одна АСУ.
Полной реализации идей и разработок по созданию автоматизированной системы проектирования технологических процессов ремонта помешала «перестройка» и начавшийся вслед за этим переход на рыночные механизмы управления отраслью. Но кое-что успели сделать. На нескольких ремонтных заводах ГА были созданы АСУ технологическими процессами испытания авиадвигателей, которые позволяли: в автоматизированном режиме не только регистрировать параметры испытаний, но и рассчитывать параметры, измеряемые косвенным путём, оптимизировать их и давать команды на исполнительные механизмы регулировочных устройств агрегатов; по регистрируемым параметрам зазоров в собираемом авиадвигателе рассчитывать вероятность того, что двигатель не пройдёт с первого раза стендовые испытания и, если эта ве-
роятность превышала 50%, двигатели без испытаний направлялись в повторную переборку, что значительно ускоряло ремонт авиадвигателей и экономило большие денежные средства; создать многочисленные расчетные модели технологических процессов ремонта и свойств конструкционных материалов, применяющиеся при ремонте. Но, пожалуй, главным результатом можно считать, что МГТУ ГА, кафедра ремонта ЛА и АД впервые разработали фундаментальную науку «Общая теорию авиаремонтного производства» и являются пионерами в данных научных исследованиях [2].
Как большой учёный, Виктор Петрович обладал фундаментальными знаниями во многих областях, и не только в технике и технологии. Он автор монографии «Экономика ремонта боевой авиационной техники». Впервые в области ремонта машин исследовал вопросы историографии, философии и социологии. Его «Основные законы и закономерности АРП» [3] легли в основу разрабатываемой сейчас философии ремонта машин как прикладной философии техники [4].
Виктор Петрович первый начал серьёзное изучение исторических аспектов ремонта машин. Они предвосхитили современные реалии нашей жизни, то, что в современных экономических условиях организация и управление производственной и сбытовой деятельностью авиапредприятий на рынке авиаперевозок в значительной степени определяются уровнем анализа маркетинга, стратегическое планирование которого в сфере науки, техники и технологии позволяет организовать эффективную долгосрочную инвестиционную политику предприятия. Основными задачами исследовательской функции маркетинга является изучение исторической ретроспективы прошлой стратегии, выявление тенденций и их экстраполяция. Точность такого научнотехнического прогноза о путях и целях развития рынка авиаперевозок определяется полнотой выявленных: состава перспективных проблем; потенциальных сфер использования научных достижений; концепции развития техники и ее основных эксплуатационных параметров. Этот прогноз тем точнее, чем большую историческую ретроспективу он охватывает.
Виктор Петрович был большой патриот своей Родины. Он своим опытом чувствовал те опасности, которые могут вести к ослаблению России в плане её безопасности. В настоящую историческую эпоху, когда отечественной дальней гражданской авиации практически не осталось, он на конкретных исторических уроках наглядно показал, к чему может привести современная ориентация на зарубежную авиационную технику. Он обосновал, что в случае возникновения военной угрозы не надо уничтожать ВВС и ГА на аэродромах, в полёте, на складах, в пути следования и на заводах-изготовителях, достаточно прекратить обслуживание, снабжение запасными частями и ремонт импортной авиатехники, чтобы покончить со страной как авиационной державой, что отечественное производство, техническая эксплуатация и ремонт авиационной техники есть проблема не только техническая, технологическая, но также социальноэкономическая, а в применении к задачам защиты Отечества ещё и проблема военностратегическая [5].
Виктор Петрович Фролов, учёный, педагог, организатор отечественного авиаремонтного производства, патриот России, всегда останется с нами в делах его многочисленных последователей и учеников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Макин Ю.Н. Об историческом приоритете МГТУ ГА в разработке общей теории авиаремонтного производства // Научный Вестник МГТУ ГА. - 2008. - № 129. - С. 30 - 36.
2. Макин Ю.Н. Основы общей теории авиаремонтного производства. - М.: МГТУ ГА, 2004.
3. Фролов В.П. Основные законы и закономерности развития авиаремонтного производства в гражданской авиации: конспект лекций. - М.: МИИГА, 1983.
4. Макин Ю.Н, Наумова Т.В. Философско-методологические проблемы ремонта техники // Научный Вестник МГТУ ГА. - 2010. - № 155 (5 Б). - С. 103-105.
5. Фролов В.П., Макин Ю.Н. Государственная значимость отечественного производства и ремонта гражданской авиационной техники // Научный Вестник МГТУ ГА. - 2010. - № 155 (5 Б). - С. 19 - 23.
ABOUT A ROLE OF PROFESSOR V.P.FROLOV IN FORMATION AND CHAIR DEVELOPMENT «REPAIR OF FLYING MACHINES AND AVIATION ENGINES»
Makin J.N.
Memories of professor of Accusative Frolov are given in article in the management of chair “Repair of flying machines and aviation engines”.
Key words: general theory, repair.
Сведения об авторе
Макин Юрий Николаевич, 1952 г.р., окончил МАИ (1975), доктор технических наук, профессор МГТУ ГА, академик Академии наук авиации и воздухоплавания, автор более 110 научных работ, область научных интересов - технологические процессы ремонта авиационной техники и их математическое моделирование, общая теория авиаремонтного производства.