Научная статья на тему 'О роли органов внутренних дел в обеспечении безопасности на объектах воздушного транспорта'

О роли органов внутренних дел в обеспечении безопасности на объектах воздушного транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1196
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / AVIATION SAFETY / CIVIL AVIATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захватов И. Ю., Ходырев Т. Б.

Статья посвящена исследованию проблем участия органов внутрен-них дел Российской Федерации в обеспечении безопасности на объектах воздушного транспорта, их взаимодействию с иными субъектами, ответственными за авиационную безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About a role of law-enforcement bodies in safety on objects air transport

Article is devoted to research of problems of participation of bodies of internal affairs of the Russian Federation in safety on objects of air transport, to their interaction with other subjects responsible for aviation safety.

Текст научной работы на тему «О роли органов внутренних дел в обеспечении безопасности на объектах воздушного транспорта»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

правоохранительной деятельности

И.Ю. ЗАХВАТОВ,

доцент кафедры управления органами внутренних дел, кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

Т.Б. ХОДЫРЕВ,

инспектор управления единой технической политики Главного управления вневедомственной охраны

МВД России

I.YU. ZAKHVATOV,

associate professor of management of law-enforcement bodies, candidate of jurisprudence, associate professor (the Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

T.B. KHODYREV,

inspector of management of uniform technical policy head department of private security Ministry of Internal Affairs of Russia

УДК 351.749

О роли органов внутренних дел в обеспечении безопасности на объектах воздушного транспорта

About a role of law-enforcement bodies in safety on objects air transport

Статья посвящена исследованию проблем Article is devoted to research of problems of

участия органов внутренних дел Российской participation of bodies of internal affairs of the

Федерации в обеспечении безопасности на Russian Federation in safety on objects of air

объектах воздушного транспорта, их взаимо- transport, to their interaction with other subjects

действию с иными субъектами, ответственны- responsible for aviation safety. ми за авиационную безопасность.

Авиационная безопасность, гражданская авиа- Aviation safety, civil aviation, interaction of law-en-

ция, взаимодействие органов внутренних дел с forcement bodies with administration of the enter-

администрацией авиапредприятий. prises.

Угроза совершения на объектах транспортного комплекса террористических актов является серьезнейшей проблемой общественной безопасности [8, с. 201]. Именно поэтому особое значение приобретает создание надежного правового механизма, ориентированного

на участие органов внутренних дел Российской Федерации в обеспечении авиационной безопасности.

Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ, вполне соответствующий международным стандартам, призван стать тем

актом, который должен послужить связующим звеном международных авиационных стандартов и сложившейся практики обеспечения безопасности на объектах воздушного транспорта РФ [1]. Так, несмотря на то, что согласно Правилам охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, устанавливающим зоны ответственности органов внутренних дел и служб авиационной безопасности (далее — САБ), организация безопасности аэропорта возлагается на его владельцев, а сотрудники органов внутренних дел обязаны обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок в аэропортах, на вокзалах и других объектах транспортной инфраструктуры гражданской авиации [3].

Полицейские обязаны: участвовать в обеспечении авиационной безопасности в области гражданской авиации; охранять аэропорты и объекты их инфраструктуры; выносить заключения о возможности допуска кандидатов к работе в службе авиационной безопасности в случаях, если эта работа связана с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, а также для окружающей среды. При возникновении чрезвычайных ситуаций сотрудники полиции обязаны принимать неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать бесперебойной работе спасательных служб, а также обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий [10, с. 54].

В обязанности сотрудников полиции входит не только охрана объектов, подлежащих обязательной охране (включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации), но и обеспечение оперативного реагирования на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализаций на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах. Полицейские осуществляют в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, инспектирование подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом.

По мнению руководства Министерства внутренних дел России, Служба вневедомственной охраны должна поддерживать взаимодействие с органами внутренних дел на транспорте и собственниками аэропортов [11]. Продолжая работу по обеспечению охраны важных объектов, сотрудникам полиции надлежит уделять особое внимание топливно-энергетическому комплексу, сложной инфраструктуре международных аэропортов. Так, на совещании с руководителями подразделений вневедомственной охраны МВД России, ФГУП «Охрана» и региональных

филиалов было отмечено, насколько важно активизировать взаимодействие с органами внутренних дел на транспорте, другими заинтересованными ведомствами и с собственниками аэропортов. Необходимо уделять особое внимание профилактическим мероприятиям и предупредительной работе.

Вместе с тем несмотря на принятие Федерального закона «О полиции» и ряда подзаконных нормативных правовых актов, направленных на дальнейшее реформирование системы МВД России, вопросы организации взаимодействия полицейских формирований и «не полицейских» структур, в первую очередь — хозяйствующих субъектов, обеспечивающих транспортную безопасность, должной, удовлетворяющей потребности оперативного реагирования на существующие угрозы, правовой регламентации не имеют. Это не только негативно сказывается на результатах оперативно-служебной деятельности сотрудников транспортных и территориальных органов внутренних дел, но и создает предпосылки для дальнейшего осложнения криминальной обстановки, снижает эффективность профилактических мероприятий, ухудшает криминогенную ситуацию в целом.

Недостатки нормативно-правовой базы, а также отсутствие достаточного количества научных исследований, направленных на решение проблем организации взаимодействия в сфере транспортной безопасности, приводят к существенным затруднениям в организации борьбы с преступностью, которые не могут быть устранены без комплексного, системного подхода к существующей проблеме. Необходимость взаимодействия в сфере авиационной безопасности между транспортными и территориальными органами внутренних дел и транспортными предприятиями обусловлена также тем, что для данных структур характерны общие цели, задачи, некоторые функции, применяемые формы и методы работы в направлении обеспечения общественной безопасности, борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и т. п.

Именно поэтому организация взаимодействия транспортных, территориальных органов внутренних дел и руководителей авиатранспортных предприятий в части обеспечения транспортной безопасности базируется в основном на личной инициативе. Данное взаимодействие законодательно почти не закреплено, а существующая система оценки не учитывает его результаты при подведении итогов работы конкретных органов и подразделений.

Еще одной проблемой, требующей дополнительного исследования, является, на наш взгляд, недостаточное количество обобщенного материала об опыте совместной деятельности транс-

51

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30)

52

портных, территориальных органов внутренних дел и администрации транспортных предприятий по такому приоритетному направлению как обеспечение транспортной безопасности, в то время как именно такой опыт может быть использован на всех уровнях территориальных органов МВД России — от окружного до низовых территориальных и транспортных подразделений полиции [12, с. 36].

Компетентными органами в данной сфере являются: службы авиационной безопасности аэропортов, подразделения ведомственной охраны Минтранса России, службы авиационной безопасности авиационных предприятий, а также уполномоченные органы и службы, в том числе полиция [13, с. 92].

Так, предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр пассажиров, багажа, вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел [11, с. 207].

Мероприятия по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации администрацией аэропортов также разрабатываются и согласовываются с территориальными органами (подразделениями) соответствующих федеральных органов исполнительной власти, включая органы внутренних дел. В плане по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, определяются функции и полномочия оперативного штаба, задачи подразделений, задействованных в мероприятиях по предупреждению и пресечению актов незаконного вмешательства, предотвращению и пресечению захватов и угонов воздушных судов; схема оповещения и связи; расчет сил и средств, необходимых для урегулирования чрезвычайной ситуации [6, 9].

В целях осуществления мониторинга состояния авиационной безопасности, реализации постановления Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30 декабря 2003 г. № 794 [2] приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта «Об утверждении Положения об Управлении транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» от 18 октября 2004 г. № АН-225 фс [4] в составе Управления транспортной безопасности создана и функционирует единая Дежурно-дис-

петчерская служба транспортного комплекса с функциями центра управления в кризисных ситуациях, обеспечивающая круглосуточный мониторинг транспортной безопасности, своевременное принятие незамедлительных решений в случае чрезвычайных ситуаций при возникновении происшествий в транспортном комплексе [12, с. 15].

Данная служба обеспечивает: выполнение функций координационного центра авиационной безопасности Российской Федерации в рамках ИКАО; информационное обеспечение ответственного дежурного Минтранса России, оперативного штаба Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, созданного в соответствии с распоряжением Ространснадзо-ра «О создании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере автотранспорта» от 30 сентября 2004 г. № НА-54-р (фс) [5]; сбор, обработку, обмен и предоставление оперативной информации о чрезвычайных ситуациях и происшествиях на воздушном транспорте.

Зарубежными экспертами, исследовавшими практику создания системы обеспечения безопасности ведущих стран мира, были предложены следующие решения проблем, связанных с транспортной безопасностью: классификация организаций, принимающих участие в обеспечении безопасности аэропортов; определение функций организаций и должностных лиц по обеспечению безопасности; разделение ответственности между участниками; изложение особенностей организации обеспечения безопасности ряда ведущих стран; перечень содержания полномочий и ответственность подразделений и некоторых должностных лиц, участвующих в обеспечении безопасности [13, с. 46]. По мнению экспертов, наиболее эффективная система обеспечения безопасности аэропортов может быть создана только на основе принципа единоначалия в том случае, когда систему безопасности обеспечивает единая организация, имеется четкая и ясная система управления, одна из организаций имеет абсолютную власть и несет полную ответственность за все функции по обеспечению безопасности аэропорта [7].

Вместе с тем отметим, что на практике в деятельность международных аэропортов Российской Федерации данный принцип внедрить крайне сложно ввиду многих сложностей, в первую очередь — структурного характера.

В создании и обеспечении эффективного функционирования системы обеспечения безопасности принимают участие несколько организаций, с одной стороны — сугубо объектовых, а с другой — относящихся к правоохранитель-

ным ведомствам. Последние, в частности, представлены линейными отделами (отделениями) МВД России на транспорте (отвечают за обеспечение правопорядка в аэропортах), представляющими транспортную подсистему органов внутренних дел, и подразделениями вневедомственной охраны полиции (отвечают за охрану международных аэропортов), которые подчинены территориальным органам МВД России на региональном уровне.

Можно сделать вывод о том, что для эффективности обеспечения безопасности требует-

ся четкое определение задач каждого субъекта авиационной безопасности, ответственности каждой организации за порученную часть деятельности, определения сфер и методов их взаимодействия. Необходимая и успешно функционирующая система безопасности в сфере гражданской авиации может быть создана только тогда, когда между субъектами будут устранены все трения и конфликты интересов, что, в свою очередь, потребует устранения пробелов в законодательстве и адекватных мер организационного характера.

Список литературы

1. О полиции: Федеральный закон от 7 фев- 7. раля 2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ, 2012. № 50. Ст. 6967. Ч. 5.

2. О единой государственной системе преду- 8. преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: постановление Правительства РФ

от 30 декабря 2003 г. № 794 // Рос. газ. 2004. 9. 20 янв.

3. Об утверждении правил охраны аэропортов

и объектов их инфраструктуры: постановле- 10. ние Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 42 // СПС Консуль-тантПлюс.

4. Об утверждении Положения об Управлении транспортной безопасности Федеральной 11. службы по надзору в сфере транспорта: приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 18 октября 2004 г. № АН-225 фс // СПС КонсультантПлюс.

5. О создании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуа- 12. ций и обеспечению пожарной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере автотранспорта» (вместе с «Положением

об оперативном штабе по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Фе- 13. деральной службы по надзору в сфере автотранспорта»): распоряжение Ространснадзо-ра от 30 сентября 2004 г. № НА-54-р (фс) // СПС КонсультантПлюс.

6. Авиационная безопасность: учебное пособие / под общ. ред. Ю.М. Волынского-Басманова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

Герасимчук Ю. Милиция стала полицией. В чем разница? // Практический бухгалтерский учет. 2011. № 3.

Елагин А.Г. Безопасность (теория, обеспечение, управление) / под ред. проф. С.А. Капитонова. М., 2010.

Москалев М.А. Права сотрудников полиции в обеспечении авиационной безопасности // Закон и право. 2011. № 9. Обеспечение авиационной безопасности в Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта // Транспортная безопасность и технологии. № 1 (10). 2007.

Пятаков С. Вневедомственная охрана должна активнее работать с собственниками аэропортов. Официальный сайт Общественного совета при ГУ МВД России по г. Москве. URL: www.os-guvd.ru (дата обращения: 20.04.2014).

Соловьева Т.П. Влияние международных организаций гражданской авиации на формирование нормативной правовой базы обеспечения безопасности воздушного транспорта // Транспортное право. 2008. № 4.

Требования авиационной безопасности к аэропортам: Новые Федеральные авиационные правила. Некоторые положения // Транспортная безопасность и технологии. № 2 (7). 2006.

E-mail: [email protected], [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.