Научная статья на тему 'О роли Общественной палаты Республики Марий Эл в системе развития института общественного контроля'

О роли Общественной палаты Республики Марий Эл в системе развития института общественного контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ГОСУДАРСТВО / ВЛАСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаранин Леонид Ананьевич, Гуцунаева Даниела Хаджимуратовна

Статья посвящена деятельности Общественной палаты Республики Марий Эл как института общественного контроля граждан в регионе. Показаны направления деятельности, отношение граждан к институту общественного контроля, роль данного института в региональных социально-политических отношениях. Выявлены отдельные проблемы, представлены соответствующие предложения по совершенствованию работы общественных институтов, повышению вовлеченности граждан, активизации их участия в общественной жизни Республики Марий Эл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the role of The Civic Chamber of Mari El Republic in the development of the civil society institute

The article is devoted to the activities of The Civic Chamber of Mari El Republic as an institution of public control in the region. There are reflected directions of its work, the attitude of citizens to the institute social control, the role of this institute in the regional socio-political relations. In the article there are identified some actual problems and also proposals for improving the work of public institutions, increasing involvement of citizens and enhancing their participation in public life of The Republic of Mari El.

Текст научной работы на тему «О роли Общественной палаты Республики Марий Эл в системе развития института общественного контроля»

Конституционное, муниципальное и административное право

№ 135-ФЗ [официальный текст принят Гос. Думой 7 июля 1995 г.: по сост. на 5 мая 2014 г.] // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.

11. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ [официальный текст принят Гос. Думой 4 июля 2014 г.] // СЗ РФ. 2014. № 30. Ст. 4213.

12. Хусаинов З. Ф. Политико-правовая сущность, содержание и характеристика государственной экономической политики // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 2. С. 94-95.

L. I. Gadelshina

FINANCIAL MECHANISMS OF INTERACTION BETWEEN CIVIL SOCIETY AND LOCAL SELF-GOVERNMENT

The article examines special features of municipal law regulation of financial funds of interaction between civil society and local self-government, suggestions of organization and legal character which may improve the dialog between local self-government and civil society.

Key words: local self-government, civil society, public control, financial funds, mechanisms of influence and interaction.

GADELSHINA Liana Ilgizovna - Candidate of law sciences, senior lecturer of the Department of State and law disciplines, Kazan branch of the Russian State University of justice, Kazan. E-mail: [email protected]

УДК 342

О РОЛИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Гаранин Леонид Ананьевич,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры правового обеспечения государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]

Гуцунаева Даниела Хаджимуратовна,

магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]

Статья посвящена деятельности Общественной палаты Республики Марий Эл как института общественного контроля граждан в регионе. Показаны направления деятельности, отношение граждан к институту общественного контроля, роль данного института в региональных социально-политических отношениях. Выявлены отдельные проблемы, представлены соответствующие предложения по совершенствованию работы общественных институтов, повышению вовлеченности граждан, активизации их участия в общественной жизни Республики Марий Эл.

Ключевые слова: Общественная палата, общественный контроль, институты гражданского общества, государство, власть, взаимодействие, гражданское общество.

Сегодня в Марий Эл наблюдается постепенное становление и развитие множества видов, форм, институтов гражданского общества. Одним из ключевых является Общественная палата Республики Марий Эл. Деятельность этой организации не так часто и широко освещается в различных источниках. Однако она представляет собой особый общественный институт, и потому вопрос о ее деятельности, месте и роли в системе взаимодействия гражданского общества и государства определенно заслуживает более пристального внимания. Его актуальность связана с тем, что развитие институтов гражданского общества, общественного контроля - это цель и необходимое

условие модернизации нашего государства: как Российской Федерации в целом, так и Республики Марий Эл. И особый интерес представляет также определение проблем и перспектив развития Общественной палаты как структуры гражданского общества, субъекта общественного контроля.

Общественная палата Марий Эл была впервые сформирована и продолжает свою деятельность в соответствии с Законом Республики Марий Эл от 29 апреля 2008 года № 26-З «Об Общественной палате Республики Марий Эл». Она представляет собой организацию, действующую на некоммерческой основе, на общественных началах, обеспечивающую

Гаранин Л. А., Гуцунаева Д. Х.

взаимодействие граждан, их объединений с органами государственной власти и местного самоуправления. Обеспечение этого взаимодействия - основная цель деятельности Общественной палаты. Осуществление общественного контроля в данном случае можно определить как одну из приоритетных задач.

Общественная палата Республики Марий Эл состоит из 33 членов (авторитетных общественных, научных деятелей, представителей объединений граждан, некоммерческих организаций), одну треть из которых назначает Глава Республики Марий Эл, вторую - Государственное Собрание, а оставшуюся часть назначает уже сформированный состав двух третей Палаты. Члены Палаты в ее составе участвуют в одной из профильных комиссий, каждая из которых работает по одному из приоритетных направлений регионального развития. На сегодняшний день таких комиссий четыре: по вопросам совершенствования законодательства и общественной экспертизе законов; по экономическому развитию и поддержке предпринимательства; по социальным вопросам; и по молодежной политике.

Законодательно за Общественной палатой закреплены следующие функции:

1) привлечение граждан к формированию государственной политики, обеспечение их взаимодействия с органами власти и управления;

2) проведение общественной экспертизы важнейших законопроектов;

3) проведение общественного мониторинга и контроля за ходом реализации республиканских программ.

4) выдвижение и поддержка гражданских инициатив;

5) выработка рекомендаций органам власти Республики Марий Эл при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, ассоциаций и др.;

6) проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Реализация этих функций выражается в различных формах деятельности Палаты: работа комиссий, прием граждан, круглые столы, публичные слушания, заседания Общественной палаты - очередные и внеочередные, заседания ее Совета. Одной из форм деятельности является также работа «горячих линий» для общения с гражданами по определенным актуальным в различное время вопросам. Например, в преддверии выборов в Государственную думу уже с 22 августа 2016 г. начала работу республиканская общественная «горячая линия» связи с избирателями. Предусматривалась возможность сообщить о каких-либо нарушениях избирательного законодательства. Цель горячей линии - обеспечение общественного контроля за выборами в Республике Марий Эл.

Интересно, что практически ни одна из форм деятельности Общественной палаты Марий Эл не обходится без участия как представителей органов государственной власти и местного самоуправления, так и представителей других общественных структур, республиканских некоммерческих организаций. Именно таким образом достигается основная цель ее деятельности - обеспечивается взаимодействие гражданского общества и государства, осуществляется общественный контроль. Это говорит о том, что Общественная палата играет в развитии гражданского общества в Республике Марий Эл важнейшую роль, которую бы не выполнила никакая другая организация: роль организации-проводника интересов граждан в отношениях с органами государственной власти; организации-партнера и равного субъекта общественного контроля в отношениях с другими институтами гражданского общества, и организации-координатора в отношениях с входящими и не входящими в ее состав общественными объединениями и некоммерческими организациями.

Общественная палата Республики Марий Эл -уникальная в своей деятельности организация, обеспечивающая реальное, организованное взаимодействие субъектов и объектов государственного управления. В этом отношении интерес представляют ее дальнейшие перспективы, а также некоторые проблемы, которые могут повлиять на успешность ее работы.

Об успешности работы Общественной палаты можно судить по итогам ее ежегодного доклада, по публикациям в различных официальных источниках. Общественной палатой Российской Федерации подготовлен сборник-справочник «Лучшие практики общественных палат субъектов Российской Федерации в 2015 году» В данном сборнике отмечены в качестве наиболее успешных основные направления деятельности Общественной палаты Марий Эл в 2015 г., а также проекты, реализованные при ее активном участии и поддержке. Основные направления составили общественный контроль в сфере образования (участие в работе наблюдателей при проведении ЕГЭ), а также общественный контроль в проведении выборов Главы Республики Марий Эл (в том числе и организация работы «горячий линии» связи с избирателями). Реализованы такие проекты, как «Поисковый отряд Демос» - поиск и перезахоронение погибших во время Великой Отечественной войны, «Юридическая клиника» - оказание различного рода юридических услуг и правовое просвещение граждан.

С целью определения имеющихся проблем и перспектив развития Общественной палаты был проведен социологический опрос. Респондентом была предоставлена анкета, состоящая из четырех закрытых вопросов. В результате были выявлены следующие тенденции:

т

Конституционное, муниципальное и административное право

а) 40 % респондентов интересуются общественно-политической обстановкой в РМЭ;

б) 70 % знают о функционировании в Марий Эл Общественной палаты, при этом достаточные представления о деятельности Палаты имеются лишь у 30 % опрошенных;

в) из числа опрошенных граждан никто не обращался в Общественную палату лично: у 60 % не возникало такой необходимости, 20 % не знали о такой возможности, у 20 % - есть сомнения в том, что при обращении их вопрос будет решен;

г) 100 % респондентов, включая неинтересующих-ся общественно-политической обстановкой в Марий Эл, согласились с необходимостью дальнейшего развития в России и нашей республике гражданского общества, различных его институтов и объединений с целью участия граждан в осуществлении общественного контроля.

Исходя из имеющихся результатов, можно сделать вывод: необходимо популяризировать деятельность Общественной палаты, пропагандировать организованную гражданскую активность. В связи с этим предлагается:

- увеличить количество упоминаний Общественной палаты Республики Марий Эл в теле- и радиоэфирах республиканских СМИ, печатных изданиях, интернет-ресурсах, социальных сетях;

- осуществлять постоянное информирование населения в четырех основных направлениях: о прошедших мероприятиях и их результатах; о предстоящих мероприятиях; о постоянной возможности обращения в Общественную палату; и о реальных результатах реализации обращений граждан - чтобы общественность видела как можно больше позитивных примеров реализованных обращений.

Предполагается, что это в значительной степени поспособствует повышению гражданской активности, личного участия граждан в деятельности Общественной палаты. Следует подчеркнуть, что невысокая активность личного участия граждан и их обращения

в структуры гражданского общества объясняется и особенностью российской институциализации взаимодействия гражданского общества и государства в целом. Соответствующие институты не сформированы естественным образом (как, например, в европейских странах), а в большинстве своем установлены «сверху». Это предполагает, с одной стороны, определенные преимущества - например, в виде активной их государственной поддержки, в том числе и финансовой - так, расходы, связанные с деятельностью Общественной палаты Марий Эл обеспечиваются за счет средств республиканского бюджета. Однако с другой стороны, существуют определенные недостатки, связанные с тем, что общество пока не до конца осознает назначение подобных учреждений. И если не будет производиться соответствующая пропаганда, возникает риск превращения существующих и весьма перспективных институтов гражданского общества во всего лишь номинальные структуры.

Таким образом, пропаганда, популяризация деятельности Общественной палаты республики Марий Эл является одним из важнейших направлений ее эффективной дальнейшей деятельности. С учетом необходимости воздействия на различные категории граждан, различные профессиональные группы следует использовать и различные информационные каналы, при этом в информационных сообщениях делать акцент на наиболее успешные, но вместе с тем реальные результаты работы Общественной палаты.

Литература

1. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

2. Закон Республики Марий Эл от 29 апр. 2008 г. № 26-З «Об Общественной палате Республики Марий Эл» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

3. Михеева Т. Н. К вопросу о возможностях взаимодействия органов государственной власти с общественными институтами (на примере Общественной палаты Республики Марий Эл) // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2013.

L. А. Garanin, D. !(Ь. Gutsunaeva

ON THE ROLE OF THE CIVIC CHAMBER OF MARI EL REPUBLIC IN THE DEVELOPMENT OF THE CIVIL SOCIETY INSTITUTE

The article is devoted to the activities of The Civic Chamber of Mari El Republic as an institution of public control in the region. There are reflected directions of its work, the attitude of citizens to the institute social control, the role of this institute in the regional socio-political relations. In the article there are identified some actual problems and also proposals for improving the work of public institutions, increasing involvement of citizens and enhancing their participation in public life of The Republic of Mari El.

Key words: The Civic Chamber, public control, institutes of civil society, state, power, interaction, civil society.

GARANIN Leonid Ananevich - Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of the Legal Support of Public and Municipal Administration, the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]

GUTSUNAEVA Daniela Khadjimuratovna - Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.