Научная статья на тему 'О роли образовательного предмета «Технология» в реформировании школьного образования'

О роли образовательного предмета «Технология» в реформировании школьного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2096
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА «НАША НОВАЯ ШКОЛА» / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ «ТЕХНОЛОГИЯ» / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / КРЕАТИВНОСТЬ / РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / NATIONAL EDUCATIONAL INITIATIVE “OUR NEW SCHOOL” / “TECHNOLOGY” EDUCATIONAL SUBJECT / FEDERAL STATE EDUCATION STANDARDS / PROJECT ACTIVITY / VOCATIONAL CHOICE / COMMUNICATION SKILLS / CREATIVITY / DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Елена Владимировна

Успех модернизации экономики России во многом зависит от начавшейся реформы образования. Стране нужны и талантливые инженеры, и рабочие кадры высокой квалификации, ощущающие себя творцами в профессии. Образовательный предмет «Технология» обладает значительным потенциалом в деле освоения школьниками методов творческой проектной деятельности и способен внести существенный вклад в решение одной из задач, поставленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения создание развивающей образовательной среды для каждого ребёнка в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатьева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of the “Technology” Educational Subject in Reforming of School Education

The success of economic modernization in Russia depends a great deal on current reformation of education. The country needs both talented engineers and highly skilled working staff, who feel themselves creators in a profession. The "Technology" Educational subject has significant potential in the process of assimilation of methods of creative project activity of schoolchildren. The subject is able to make substantial contribution to the decision of one of the tasks of the “Our New School” National Educational Initiative and the Federal State Education Standards of the new generation creation of developing educational environment for every child at school.

Текст научной работы на тему «О роли образовательного предмета «Технология» в реформировании школьного образования»

ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

О РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В РЕФОРМИРОВАНИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Успех модернизации экономики России во многом зависит от начавшейся реформы образования. Стране нужны и талантливые инженеры, и рабочие кадры высокой квалификации, ощущающие себя творцами в профессии. Образовательный предмет «Технология» обладает значительным потенциалом в деле освоения школьниками методов творческой проектной деятельности и способен внести существенный вклад в решение одной из задач, поставленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения - создание развивающей образовательной среды для каждого ребёнка в школе.

Принятие закона «Об образовании в Российской Федерации» ознаменовало начало реформирования деятельности отечественных образовательных учреждений. В средствах массовой информации широко обсуждаются проблемы школьного образования, при этом утверждается, что российское образование, как и другие сферы жизни общества, переживает в данный момент не лучшие времена. Несомненно, школу можно сегодня рассматри-

Г

I К

Е.В. Игнатьева

Ключевые слова:

национальная

образовательная

инициатива «Наша

новая школа»,

федеральные

государственные

образовательные

стандарты,

образовательный

предмет «Технология»,

проектная

деятельность,

выбор профессии,

коммуникативные

навыки, креативность,

развивающая

образовательная среда.

вать как одно из главных действующих лиц в дальнейшем развитии России, а чтобы выполнить эту миссию, современная школа должна стать активной. Актуальность данной задачи вытекает и из президентской инициативы «Наша новая школа», и из недавно принятого Закона.

Проект «Наша новая школа» требует от школы нового качественного подхода к образованию и его результатам. Российская школа должна отличаться соответствующим духу времени содержанием образования, высокой квалификацией педагогических кадров, заботой о здоровье детей, современной учебно-материальной базой, вниманием не только к одаренным детям, но и детям, отстающим в развитии, а таких, к сожалению, с каждым годом становится всё больше. Образовательный предмет «Технология» даёт возможность развиваться и обучаться всем детям независимо от их здоровья и уровня развития. Поэтому представляется целесообразным уделить этому предмету в Новой школе существенное внимание, увеличив количество учебных часов, и оставить его в основной сетке часов, не выводя дисциплину за пределы учебного времени.

В настоящий момент проблема повышения качества образования для школы является одной из важнейших. Это определяется необходимостью успешного освоения всеми обучающимися образовательной программы, формирования у них навыков исследовательской деятельности, подготовки к дальнейшему обучению и осознанному профессиональному выбору. Всё это приобретает особую актуальность в условиях перестройки образовательного процесса на принципах компетентностного подхода и оценки качества образования в основной школе на основе государственной итоговой аттестации.

Перед Новой школой ставится цель создания условий для повышения качества образования, достижения высокого уровня подготовки обучающихся (воспитанников) в ходе осуществления модернизации образования в рамках принятого Закона, реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Для этого необходимо создание образовательной среды, способствующей духовно-нравственному и физическому развитию, познанию и освоению мира ребенком, его социализации, формированию у него целостной системы универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Достижение поставленной цели предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач. А именно, требуется:

1. Построить образовательный процесс в рамках введения новых федеральных государственных стандартов общего образования таким образом, чтобы он был направлен, в первую очередь, на формирование у обучающихся готовности и способности к саморазвитию, высокой социальной активности.

2. Разработать и внедрить новое содержание образования в школе.

3. Создавать условия для формирования духовно-нравственных основ развития личности.

4. Совершенствовать систему выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей и создавать условия для реализации их способностей.

5. Совершенствовать систему материальных и моральных стимулов поддержки учителей. Повышать квалификацию педагогических кадров для работы в современных условиях.

6. Совершенствовать систему сохранения и укрепления здоровья детей и создавать условия для эффективного использования здоровьесберегаю-щих технологий.

7. Развивать научно-методические, материально-технические и кадровые ресурсы для обеспечения образовательного процесса.

8. Использовать ресурсы дополнительного образования в целях творческого развития личности, потенциал внеобразовательных социальных структур в интересах совершенствования системы образования.

9. Развивать систему психологического сопровождения образовательного процесса.

10. Привлекать финансовые средства для развития школьной инфраструктуры.

11. Повышать качество и эффективность услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств.

На современном этапе российское образование переходит на новый качественный уровень, модернизация образования ставит новые цели и задачи перед каждым учебным предметом. В решение задачи предпрофиль-ной подготовки учащихся трудовое обучение может внести существенный вклад. Поиск и внедрение новых моделей и технологий трудового обучения должны способствовать её решению.

Наверное, каждый учитель, обдумывая вопрос «Какой я хочу видеть школу будущего?», будет исходить из интересов ученика: «Это школа, где ребенок чувствует себя комфортно и уютно, где он ощущает себя личностью независимо от полученных отметок. Где ребёнок будет хотеть учиться». А для этого необходимо приложить немало усилий и создать проду-

манную систему, чтобы у самого ребёнка, без указки кого-либо, появлялось желание обучаться. Начиная со школьного возраста каждый человек строит свою маленькую карьеру, которая, возможно, и откроет перед ним двери в дальнейшую, новую жизнь. Любопытство влечёт к неведомому. Вместе с тем Школа будущего не должна стать местом, где, выражаясь фигурально, гранятся булыжники и обрабатываются бриллианты. Необоснованное расширение содержания образования из-за внедрения в учебный процесс всё новых и новых предметов (требующих от учащихся большого времени на домашнюю подготовку) за счет предметов эстетического цикла и уроков технологии ведет к нарастанию перегрузки учащихся, ухудшению их здоровья.

Недостаточно ограниваться лишь выявлением и учётом индивидуальных особенностей каждого обучающегося и воспитанника, важно создавать условия для их проявления и развития. Необходимы гибкие сочетания форм индивидуальной, групповой и коллективной работы, которые позволяют развивать и совершенствовать учебный процесс.

Поэтому главным является не столько дать школьникам новую информацию, сколько научить их самих добывать эту информацию, перерабатывать, хранить и представлять ее. На первый план, таким образом, выдвигается формирование информационно-коммуникационных, исследовательских, проектных умений. Для проектной деятельности на уроках технологии учащимся 5-7-х классов создаются все условия, при которых происходит:

а) формирование психологических условий развития, общения, кооперации на основе:

- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим, умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение, принимать решения с учетом позиций всех участников - коммуникативные универсальные учебные действия (УУД);

б) развитие широких познавательных интересов и способностей, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества - познавательные УУД;

в) формирование способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контроль, оценка) - регулятивные УУД;

г) развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации на основе:

- формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

- развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

- формирования целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей - личностные УУД.

В старших классах полной средней школы изучение «Технологии» должно быть направлено, главным образом, на овладение совокупностью методов творческой проектной деятельности, освоение способов научного и практического поиска новых решений применительно к кругу познавательных и профессиональных интересов учащихся. С учетом профиля общеобразовательного учреждения (гимназия, колледж, технологическая школа и др.) проектная деятельность может иметь соответствующую предметную направленность.

В полной мере овладеть вышеперечисленными компетенциями школьник может только в ходе учебного проектирования, которое всё в большей степени становится основным методом при обучении учащихся технологии. В новых Стандартах образования сказано, что основу курса технологии составляет индивидуальная проектная деятельность учащихся, представляющая собой учебный проект, выполняемый обучающимся самостоятельно с применением приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой). Такая деятельность способствует активному овладению знаниями и умениями, развитию творческих способностей, воспитанию нравственно-трудовых и других положительных качеств личности.

Для старшеклассников характерно желание испытать свои возможности, предвкушение творчества, поэтому они, как и учащиеся 5-7-х классов, должны выполнять в основном художественно-конструкторские проекты.

Примерную тематику проектных заданий следует разработать для каждого года обучения технологии. Она должна быть достаточно широкой, постоянно обогащаться с учетом имеющейся материально-технической базы, интересов и возможностей как учащихся, так и самого учителя. Чем полнее при этом окажутся востребованными приобретённые школьниками знания и компетенции, тем в большей мере отвечает своему назначению проект. Необходимо обратить особое внимание на отражение в тематике

проектов региональных и местных особенностей, связанных с народным творчеством.

Тему проекта ученик может выбрать сам, без чьей-либо подсказки, или определить её с помощью родителей, или же воспользоваться темой, предложенной учителем. Самостоятельность определения темы заслуживает поощрения, но учителю следует удостовериться, что выбор обоснованный и продуманный, учитывающий возможности и самого школьника, и материально-технической базы вверенной учителю мастерской. Разумное участие родителей в проектной деятельности можно только приветствовать, но нужно учитывать, что они могут выбрать тему не столько для ребенка, сколько для себя, с намерением самим выполнить проектную работу на интересующую их тему (такие случаи иногда встречаются).

Распространение результатов, т.е. проектных творческих работ учащихся может осуществляться при помощи их презентаций в стенах школы, на разного рода выставках (окружных, городских, межрегиональных), на фестивалях моды и народного творчества, олимпиадах по предмету, на сайте школы.

По окончании школы юноши и девушки должны знать, кем они хотят стать в жизни, какую профессию желают приобрести. Представление о многих профессиях можно составить именно на уроках технологии, когда дети непосредственно становятся участниками создания одежды, кулинарных яств, слесарных изделий и т.д.

Профильное обучение в старшей школе должно строиться на основе маркетингового исследования, анализа актуального спроса на рынке труда на конкретные профессии, прогнозов перспективных потребностей рынка, а также с учётом меняющихся запросов детей и их родителей. В случае выбора профессии в сфере обслуживания специфика образовательного предмета «Технология» позволяет учитывать склонности школьника максимальным образом.

Так, при изучении швейного материаловедения учащиеся знакомятся с различными видами тканей, их гигиеническими, техническими и эксплуатационными свойствами, учатся применять полученные знания в работе с тканью. На уроках «Технологии» девочки, а иногда и мальчики, изготавливают различной сложности изделия от повязок для дежурства - в 5-ом классе до отрезного платья с втачным рукавом в - 7-ом классе. Особенно с большим старанием учащиеся работают на уроках, когда они шьют изделие для себя или своих близких. Многие учащиеся украшают свои работы различными видами вышивок, мережками и другими видами отделки одежды.

На уроках швейного дела большое внимание уделяется вопросам ремонта одежды, влажно-тепловой обработке тканей.

Программа «Технологии» способствует осознанному выбору будущей профессии учащимися. В процессе занятий у них формируются технические знания, а также умения и навыки по обработке различных материалов с помощью ручных инструментов, приспособлений и бытовых машин, позволяющие развивать индивидуальные способности каждого конкретного ребёнка, что одновременно повышает их интерес к определённым видам трудовой деятельности.

Полученные на уроках «Технологии» знания и умения служат прочным фундаментом для дальнейшего обучения по специальностям: швея, портной, вышивальщица, слесарь, токарь и т.д. Учащиеся могут продолжить своё обучение по этим специальностям в различных учебных заведениях.

Современному человеку для успешной самореализации необходимы владение информационными технологиями и коммуникативными навыками, а также креативность. И для развития коммуникативных навыков, и для формирования креативного ума уроки технологии, как уже отмечалось, имеют существенное значение, однако, они важны и для исправления недостатков познавательной деятельности учащихся, развивая у них наблюдательность, воображение, речь, пространственную ориентировку. На уроках технологии постоянно решается также задача всестороннего развития личности, что вносит существенный вклад в умственное, эстетическое, нравственное и физическое воспитание, не отодвигая на второй план основную задачу трудового обучения - вооружить учащихся доступными техническими и технологическими знаниями, умениями и навыками, которые будут необходимы им в жизни. Ведь трудно представить женщину, которая не может своему ребёнку пришить пуговицу или мужчину, не умеющего надлежащим образом что-либо починить, показав при этом пример сыну.

Настоящее и будущее человечества зависит от выдающихся людей, наделенных творческой силой преобразования нашей жизни. Новый скоростной ритм жизни, задаваемый передовыми странами, ставит Россию на путь модернизации - процесса, посредством которого традиционное общество трансформируется в современное информационное общество, основанное на знаниях. На этом пути происходят многочисленные изменения на различных уровнях и в различных структурах, развиваются передовые технологии, оказывающие воздействие на всех членов социума. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в изменяющемся мире, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

В эпоху быстрой смены технологий для развития экономики и социальной сферы государству нужны инициативные люди, способные креативно мыслить, находить нестандартные решения. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается: «Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны». Поэтому предпринимаемая реформа образования своевременна и необходима.

Для осуществления проекта «Наша новая школа» необходимо материально-техническое оснащение учреждений. С экранов телевизоров часто слышно, что практически все школы России оснащены информационно-техническими средствами. Вот только встаёт вопрос: «Когда же это действительно будет так? Или придётся покупать необходимые технические средства, например, мультимедиа на собственные средства?» Необходимо также полноценное оснащение кабинетов компьютерной техникой. В помощь учителю здесь необходимы и новый проект базисного образовательного плана, и проекты примерных учебных программ по всем предметам, и, конечно, курсы повышения квалификации по интересующим вопросам, причём, желательно, из бюджетного финансирования, а не за наличный расчёт.

Истоки духовного познания начинаются в школе, а значит, система образования должна быть национально ориентирована. Непосредственно на уроках «Технологии» учащиеся знакомятся с традициями народов России, культурными ценностями. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, идея воспитания учащихся на ценностях своей культуры может стать надежной основой учебно-воспитательного процесса.

Важное место при обучении «Технологии» учащихся 5-- х классов занимает усвоение видов деятельности, предполагающих знание определённых методов. Подобные виды деятельности требуют усилий со стороны учащихся и в случае успеха способствуют формированию у них чувства уверенности в собственных силах. «Подбираемые» с учетом интересов соответствующей возрастной группы, они призваны обеспечить мотивацию учеников. Следует всегда помнить о взаимосвязи результата деятельности и мотивации.

Особое значение придается практике как способу развития коммуникативных компетенций. Почти на каждом уроке технологии, как упоминалось выше, у учителя имеется возможность для формирования классических коммуникативных навыков, к которым относятся публичное выступление,

межличностное общение и совместная работа в группах. Предполагается, что учителя в коммуникативном обучении играют несколько ролей, среди которых можно выделить две основных. Первая заключается в содействии процессу речевого общения между всеми учащимися класса, а также обеспечении разнообразия видов деятельности. Вторая роль: учитель должен действовать как независимый участник в группе, где происходит процесс обучения. Подобная роль непосредственно связана с целями первой роли.

Эти главные роли, в свою очередь, подразумевают систему второстепенных ролей для учителя, во-первых, как человека, способного организовывать учебный процесс с целью содействия максимальной мобилизации возможностей, и, во-вторых, как человека, контролирующего внутриклассные действия и процедуры. Существенна и третья роль - роль исследователя и не утратившего любознательности человека, предполагающая соответствующие знания и возможности, а также опыт. Учитель в коммуникативном обучении несет ответственность за определение потребностей обучаемых и поиск путей удовлетворения выявленных потребностей.

Изложенная идея более полного использования потенциала образовательного предмета «Технология» довольно естественна и, в общем-то, проста. Известно, что ни одна действительно сложная проблема не может быть конкретно решена в одиночку, любой проект или замысел требует согласования действий при его обсуждении и реализации. Но выдвигать новые пути решения может (и должен) каждый.

Тем самым курс «Технология» способен внести существенный вклад в решение одной из задач, поставленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» - создание развивающей образовательной среды для каждого ребёнка в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.