ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
О РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В РЕФОРМИРОВАНИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Успех модернизации экономики России во многом зависит от начавшейся реформы образования. Стране нужны и талантливые инженеры, и рабочие кадры высокой квалификации, ощущающие себя творцами в профессии. Образовательный предмет «Технология» обладает значительным потенциалом в деле освоения школьниками методов творческой проектной деятельности и способен внести существенный вклад в решение одной из задач, поставленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения - создание развивающей образовательной среды для каждого ребёнка в школе.
Принятие закона «Об образовании в Российской Федерации» ознаменовало начало реформирования деятельности отечественных образовательных учреждений. В средствах массовой информации широко обсуждаются проблемы школьного образования, при этом утверждается, что российское образование, как и другие сферы жизни общества, переживает в данный момент не лучшие времена. Несомненно, школу можно сегодня рассматри-
Г
I К
Е.В. Игнатьева
Ключевые слова:
национальная
образовательная
инициатива «Наша
новая школа»,
федеральные
государственные
образовательные
стандарты,
образовательный
предмет «Технология»,
проектная
деятельность,
выбор профессии,
коммуникативные
навыки, креативность,
развивающая
образовательная среда.
вать как одно из главных действующих лиц в дальнейшем развитии России, а чтобы выполнить эту миссию, современная школа должна стать активной. Актуальность данной задачи вытекает и из президентской инициативы «Наша новая школа», и из недавно принятого Закона.
Проект «Наша новая школа» требует от школы нового качественного подхода к образованию и его результатам. Российская школа должна отличаться соответствующим духу времени содержанием образования, высокой квалификацией педагогических кадров, заботой о здоровье детей, современной учебно-материальной базой, вниманием не только к одаренным детям, но и детям, отстающим в развитии, а таких, к сожалению, с каждым годом становится всё больше. Образовательный предмет «Технология» даёт возможность развиваться и обучаться всем детям независимо от их здоровья и уровня развития. Поэтому представляется целесообразным уделить этому предмету в Новой школе существенное внимание, увеличив количество учебных часов, и оставить его в основной сетке часов, не выводя дисциплину за пределы учебного времени.
В настоящий момент проблема повышения качества образования для школы является одной из важнейших. Это определяется необходимостью успешного освоения всеми обучающимися образовательной программы, формирования у них навыков исследовательской деятельности, подготовки к дальнейшему обучению и осознанному профессиональному выбору. Всё это приобретает особую актуальность в условиях перестройки образовательного процесса на принципах компетентностного подхода и оценки качества образования в основной школе на основе государственной итоговой аттестации.
Перед Новой школой ставится цель создания условий для повышения качества образования, достижения высокого уровня подготовки обучающихся (воспитанников) в ходе осуществления модернизации образования в рамках принятого Закона, реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Для этого необходимо создание образовательной среды, способствующей духовно-нравственному и физическому развитию, познанию и освоению мира ребенком, его социализации, формированию у него целостной системы универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Достижение поставленной цели предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач. А именно, требуется:
1. Построить образовательный процесс в рамках введения новых федеральных государственных стандартов общего образования таким образом, чтобы он был направлен, в первую очередь, на формирование у обучающихся готовности и способности к саморазвитию, высокой социальной активности.
2. Разработать и внедрить новое содержание образования в школе.
3. Создавать условия для формирования духовно-нравственных основ развития личности.
4. Совершенствовать систему выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей и создавать условия для реализации их способностей.
5. Совершенствовать систему материальных и моральных стимулов поддержки учителей. Повышать квалификацию педагогических кадров для работы в современных условиях.
6. Совершенствовать систему сохранения и укрепления здоровья детей и создавать условия для эффективного использования здоровьесберегаю-щих технологий.
7. Развивать научно-методические, материально-технические и кадровые ресурсы для обеспечения образовательного процесса.
8. Использовать ресурсы дополнительного образования в целях творческого развития личности, потенциал внеобразовательных социальных структур в интересах совершенствования системы образования.
9. Развивать систему психологического сопровождения образовательного процесса.
10. Привлекать финансовые средства для развития школьной инфраструктуры.
11. Повышать качество и эффективность услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств.
На современном этапе российское образование переходит на новый качественный уровень, модернизация образования ставит новые цели и задачи перед каждым учебным предметом. В решение задачи предпрофиль-ной подготовки учащихся трудовое обучение может внести существенный вклад. Поиск и внедрение новых моделей и технологий трудового обучения должны способствовать её решению.
Наверное, каждый учитель, обдумывая вопрос «Какой я хочу видеть школу будущего?», будет исходить из интересов ученика: «Это школа, где ребенок чувствует себя комфортно и уютно, где он ощущает себя личностью независимо от полученных отметок. Где ребёнок будет хотеть учиться». А для этого необходимо приложить немало усилий и создать проду-
манную систему, чтобы у самого ребёнка, без указки кого-либо, появлялось желание обучаться. Начиная со школьного возраста каждый человек строит свою маленькую карьеру, которая, возможно, и откроет перед ним двери в дальнейшую, новую жизнь. Любопытство влечёт к неведомому. Вместе с тем Школа будущего не должна стать местом, где, выражаясь фигурально, гранятся булыжники и обрабатываются бриллианты. Необоснованное расширение содержания образования из-за внедрения в учебный процесс всё новых и новых предметов (требующих от учащихся большого времени на домашнюю подготовку) за счет предметов эстетического цикла и уроков технологии ведет к нарастанию перегрузки учащихся, ухудшению их здоровья.
Недостаточно ограниваться лишь выявлением и учётом индивидуальных особенностей каждого обучающегося и воспитанника, важно создавать условия для их проявления и развития. Необходимы гибкие сочетания форм индивидуальной, групповой и коллективной работы, которые позволяют развивать и совершенствовать учебный процесс.
Поэтому главным является не столько дать школьникам новую информацию, сколько научить их самих добывать эту информацию, перерабатывать, хранить и представлять ее. На первый план, таким образом, выдвигается формирование информационно-коммуникационных, исследовательских, проектных умений. Для проектной деятельности на уроках технологии учащимся 5-7-х классов создаются все условия, при которых происходит:
а) формирование психологических условий развития, общения, кооперации на основе:
- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим, умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение, принимать решения с учетом позиций всех участников - коммуникативные универсальные учебные действия (УУД);
б) развитие широких познавательных интересов и способностей, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества - познавательные УУД;
в) формирование способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контроль, оценка) - регулятивные УУД;
г) развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации на основе:
- формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирования целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей - личностные УУД.
В старших классах полной средней школы изучение «Технологии» должно быть направлено, главным образом, на овладение совокупностью методов творческой проектной деятельности, освоение способов научного и практического поиска новых решений применительно к кругу познавательных и профессиональных интересов учащихся. С учетом профиля общеобразовательного учреждения (гимназия, колледж, технологическая школа и др.) проектная деятельность может иметь соответствующую предметную направленность.
В полной мере овладеть вышеперечисленными компетенциями школьник может только в ходе учебного проектирования, которое всё в большей степени становится основным методом при обучении учащихся технологии. В новых Стандартах образования сказано, что основу курса технологии составляет индивидуальная проектная деятельность учащихся, представляющая собой учебный проект, выполняемый обучающимся самостоятельно с применением приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой). Такая деятельность способствует активному овладению знаниями и умениями, развитию творческих способностей, воспитанию нравственно-трудовых и других положительных качеств личности.
Для старшеклассников характерно желание испытать свои возможности, предвкушение творчества, поэтому они, как и учащиеся 5-7-х классов, должны выполнять в основном художественно-конструкторские проекты.
Примерную тематику проектных заданий следует разработать для каждого года обучения технологии. Она должна быть достаточно широкой, постоянно обогащаться с учетом имеющейся материально-технической базы, интересов и возможностей как учащихся, так и самого учителя. Чем полнее при этом окажутся востребованными приобретённые школьниками знания и компетенции, тем в большей мере отвечает своему назначению проект. Необходимо обратить особое внимание на отражение в тематике
проектов региональных и местных особенностей, связанных с народным творчеством.
Тему проекта ученик может выбрать сам, без чьей-либо подсказки, или определить её с помощью родителей, или же воспользоваться темой, предложенной учителем. Самостоятельность определения темы заслуживает поощрения, но учителю следует удостовериться, что выбор обоснованный и продуманный, учитывающий возможности и самого школьника, и материально-технической базы вверенной учителю мастерской. Разумное участие родителей в проектной деятельности можно только приветствовать, но нужно учитывать, что они могут выбрать тему не столько для ребенка, сколько для себя, с намерением самим выполнить проектную работу на интересующую их тему (такие случаи иногда встречаются).
Распространение результатов, т.е. проектных творческих работ учащихся может осуществляться при помощи их презентаций в стенах школы, на разного рода выставках (окружных, городских, межрегиональных), на фестивалях моды и народного творчества, олимпиадах по предмету, на сайте школы.
По окончании школы юноши и девушки должны знать, кем они хотят стать в жизни, какую профессию желают приобрести. Представление о многих профессиях можно составить именно на уроках технологии, когда дети непосредственно становятся участниками создания одежды, кулинарных яств, слесарных изделий и т.д.
Профильное обучение в старшей школе должно строиться на основе маркетингового исследования, анализа актуального спроса на рынке труда на конкретные профессии, прогнозов перспективных потребностей рынка, а также с учётом меняющихся запросов детей и их родителей. В случае выбора профессии в сфере обслуживания специфика образовательного предмета «Технология» позволяет учитывать склонности школьника максимальным образом.
Так, при изучении швейного материаловедения учащиеся знакомятся с различными видами тканей, их гигиеническими, техническими и эксплуатационными свойствами, учатся применять полученные знания в работе с тканью. На уроках «Технологии» девочки, а иногда и мальчики, изготавливают различной сложности изделия от повязок для дежурства - в 5-ом классе до отрезного платья с втачным рукавом в - 7-ом классе. Особенно с большим старанием учащиеся работают на уроках, когда они шьют изделие для себя или своих близких. Многие учащиеся украшают свои работы различными видами вышивок, мережками и другими видами отделки одежды.
На уроках швейного дела большое внимание уделяется вопросам ремонта одежды, влажно-тепловой обработке тканей.
Программа «Технологии» способствует осознанному выбору будущей профессии учащимися. В процессе занятий у них формируются технические знания, а также умения и навыки по обработке различных материалов с помощью ручных инструментов, приспособлений и бытовых машин, позволяющие развивать индивидуальные способности каждого конкретного ребёнка, что одновременно повышает их интерес к определённым видам трудовой деятельности.
Полученные на уроках «Технологии» знания и умения служат прочным фундаментом для дальнейшего обучения по специальностям: швея, портной, вышивальщица, слесарь, токарь и т.д. Учащиеся могут продолжить своё обучение по этим специальностям в различных учебных заведениях.
Современному человеку для успешной самореализации необходимы владение информационными технологиями и коммуникативными навыками, а также креативность. И для развития коммуникативных навыков, и для формирования креативного ума уроки технологии, как уже отмечалось, имеют существенное значение, однако, они важны и для исправления недостатков познавательной деятельности учащихся, развивая у них наблюдательность, воображение, речь, пространственную ориентировку. На уроках технологии постоянно решается также задача всестороннего развития личности, что вносит существенный вклад в умственное, эстетическое, нравственное и физическое воспитание, не отодвигая на второй план основную задачу трудового обучения - вооружить учащихся доступными техническими и технологическими знаниями, умениями и навыками, которые будут необходимы им в жизни. Ведь трудно представить женщину, которая не может своему ребёнку пришить пуговицу или мужчину, не умеющего надлежащим образом что-либо починить, показав при этом пример сыну.
Настоящее и будущее человечества зависит от выдающихся людей, наделенных творческой силой преобразования нашей жизни. Новый скоростной ритм жизни, задаваемый передовыми странами, ставит Россию на путь модернизации - процесса, посредством которого традиционное общество трансформируется в современное информационное общество, основанное на знаниях. На этом пути происходят многочисленные изменения на различных уровнях и в различных структурах, развиваются передовые технологии, оказывающие воздействие на всех членов социума. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в изменяющемся мире, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
В эпоху быстрой смены технологий для развития экономики и социальной сферы государству нужны инициативные люди, способные креативно мыслить, находить нестандартные решения. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается: «Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны». Поэтому предпринимаемая реформа образования своевременна и необходима.
Для осуществления проекта «Наша новая школа» необходимо материально-техническое оснащение учреждений. С экранов телевизоров часто слышно, что практически все школы России оснащены информационно-техническими средствами. Вот только встаёт вопрос: «Когда же это действительно будет так? Или придётся покупать необходимые технические средства, например, мультимедиа на собственные средства?» Необходимо также полноценное оснащение кабинетов компьютерной техникой. В помощь учителю здесь необходимы и новый проект базисного образовательного плана, и проекты примерных учебных программ по всем предметам, и, конечно, курсы повышения квалификации по интересующим вопросам, причём, желательно, из бюджетного финансирования, а не за наличный расчёт.
Истоки духовного познания начинаются в школе, а значит, система образования должна быть национально ориентирована. Непосредственно на уроках «Технологии» учащиеся знакомятся с традициями народов России, культурными ценностями. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, идея воспитания учащихся на ценностях своей культуры может стать надежной основой учебно-воспитательного процесса.
Важное место при обучении «Технологии» учащихся 5-- х классов занимает усвоение видов деятельности, предполагающих знание определённых методов. Подобные виды деятельности требуют усилий со стороны учащихся и в случае успеха способствуют формированию у них чувства уверенности в собственных силах. «Подбираемые» с учетом интересов соответствующей возрастной группы, они призваны обеспечить мотивацию учеников. Следует всегда помнить о взаимосвязи результата деятельности и мотивации.
Особое значение придается практике как способу развития коммуникативных компетенций. Почти на каждом уроке технологии, как упоминалось выше, у учителя имеется возможность для формирования классических коммуникативных навыков, к которым относятся публичное выступление,
межличностное общение и совместная работа в группах. Предполагается, что учителя в коммуникативном обучении играют несколько ролей, среди которых можно выделить две основных. Первая заключается в содействии процессу речевого общения между всеми учащимися класса, а также обеспечении разнообразия видов деятельности. Вторая роль: учитель должен действовать как независимый участник в группе, где происходит процесс обучения. Подобная роль непосредственно связана с целями первой роли.
Эти главные роли, в свою очередь, подразумевают систему второстепенных ролей для учителя, во-первых, как человека, способного организовывать учебный процесс с целью содействия максимальной мобилизации возможностей, и, во-вторых, как человека, контролирующего внутриклассные действия и процедуры. Существенна и третья роль - роль исследователя и не утратившего любознательности человека, предполагающая соответствующие знания и возможности, а также опыт. Учитель в коммуникативном обучении несет ответственность за определение потребностей обучаемых и поиск путей удовлетворения выявленных потребностей.
Изложенная идея более полного использования потенциала образовательного предмета «Технология» довольно естественна и, в общем-то, проста. Известно, что ни одна действительно сложная проблема не может быть конкретно решена в одиночку, любой проект или замысел требует согласования действий при его обсуждении и реализации. Но выдвигать новые пути решения может (и должен) каждый.
Тем самым курс «Технология» способен внести существенный вклад в решение одной из задач, поставленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» - создание развивающей образовательной среды для каждого ребёнка в школе.