СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019
15.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 659 с.
16.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Римис, 2008. С. 429-431
17.Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988. 288 с.
18. Сапогова Е.Е. Развитие знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 1994. 418 с.
19.Стожарова М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников. М.: ФЛИНТА, 2011. С. 28.
20.Ступак Л.В. Игра и кукла в развитии речи ребенка. // Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки. 2013. № 5. С. 55-62.
21.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.; Он же. Роль знакового опосредствования в процессе решения задач «на соображение»: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: НИИ общей и пед. психологии АПН СССР, 1982. 26 с.
© Казначеев С.В., Ципцина М.Н., 2019
УДК 378
А.Н. Кобзарь, И. А. Зимина
канд. пед. наук, ФГБОУ ВО ЧГМА, г. Чита ФГБОУ ВО ЧГМА, г. Чита E-mail: [email protected], [email protected]
О РОЛИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ МЕДВУЗА)
Аннотация
В статье рассматриваются профессионально ориентированные задачи по высшей математике, которые целесообразно использовать при изучении будущими врачами математической составляющей интегративной дисциплины «физика, математика» в медвузе. Приводятся авторские примеры данных задач.
Ключевые слова Математика, будущий врач, медицинский вуз, задача
По мнению А.А. Вербицкого, задача - это «обобщенная знаковая модель множества прошлых проблемных ситуаций, содержащая данные и условия, которые необходимы и достаточны для ее разрешения наличными средствами знания и опыта данного человека» [2, с. 19]. «Задача - это системный объект, основными компонентами которого являются содержание задачи (предмет задачи, условия и требования), средства решения (методы, способы)» [3, с. 73].
Как считает В.В. Сериков, учащийся включается в решение лишь той задачи, в которой он находит тот или иной личностно-значимый смысл. При этом ученый утверждает, что использование задач способствует развитию личностно-волевого потенциала, организованности учащегося в сложной ситуации переноса теоретических знаний в практику [там же].
Таким образом, вслед за учеными, будем считать, что задача (не только физическая, но и математическая) представляет важный элемент обучения будущих специалистов, в том числе, будущих врачей при освоении дисциплины «физика, математика», изучаемой согласно стандарту третьего поколения [4]. Данная дисциплина включена в базовую часть математического, естественнонаучного и медико-биологического цикла [4]. В целом, дисциплина «физика, математика» - это интегративный курс, структурно представленный следующими разделами: 1) основы математического анализа; 2) основы теории вероятностей и математической статистики; 3) механика жидкостей и газов, биомеханика, акустика; 4) процессы переноса в биологических системах, биоэлектрогенез; 5) электрические и магнитные свойства
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019
тканей и окружающей среды; 6) основы медицинской электроники; 7) оптика; 8) квантовая физика, ионизирующие излучения. Данная дисциплина должна иметь ярко выраженный профессионально ориентированный характер [1]. Следовательно, структурно дисциплина «физика, математика» - это совокупность двух составляющих (см. рис.1.): математической (1,2 разделы) и физической (3-8 разделы).
Рисунок 1 - Структура содержания дисциплины «физика, математика»
Изучение студентами-медиками указанной дисциплины - это база для освоения ряда специальных дисциплин [1]. Данный вывод подтверждают результаты анкетирования, направленного на получение экспертной оценки роли математических знаний в процессе подготовки студентов медвуза к решению задач профессиональной деятельности врача. Большинство респондентов (практикующие врачи, медицинские сестры) согласны с тем фактом, что высшая математика необходима для решения задач профессиональной деятельности врача. Из всех основных видов профессиональной деятельности врача, описанных в стандарте [4], респонденты указали на диагностическую (85% респондентов), научно-исследовательскую (83% респондентов) деятельность, для осуществления которой необходимы, в том числе, математические знания, умения.
Учитывая, что в целом дисциплина «физика, математика» имеет профессионально ориентированный характер [1], будем считать, что задачи по высшей математики, рассматриваемые в рамках математической составляющей указанной дисциплины (рис.1.), должны быть профессионально направленными и учитывать будущие профессиональные задачи, решаемые врачами в процессе практической деятельности.
Под профессионально ориентированными задачами по высшей математике (далее ПОЗВМ) мы понимаем математические задачи, содержание которых носит профессионально ориентированный характер, а решение может оказаться полезным в будущей профессиональной деятельности врача. При этом в содержании ПОЗВМ можно указать несколько обязательных элементов: информация медицинского содержания, информация математического содержания (математические методы решения задач), а в качестве объекта исследования должен выступать человеческий организм. В табл. 1 представлены примеры авторских ПОЗВМ в рамках математической составляющей дисциплины «физика, математика».
Таблица 1
Примеры ПОЗВМ
Элементы содержания ПОЗВМ
Человеческий организм Информация
Математического содержания Медицинского содержания
Температура тела человека Дифференциал функции Действие лекарственного препарата в теле человека
ПОЗВМ № 1: На сколько градусов изменилась температура тела человека в результате применения лекарства, если закон изменения t0 + I4ab температуры его тела при введении лекарственного препарата: t — , где t0 — const, a—1 град/с, b-
длительность действия препарата=3/4 часа? (Ответ: dt ~ 3,5 )
Кровь человека Числовые характеристики дискретной случайной величины Изменение давления крови пациента
ПОЗВМ № 2: Получены значения «верхнего» давления крови у 10 человек: 110, 120, 132, 126, 120, 127, 119, 123, 130, 115. Вычислите основные числовые характеристики (мода, медиана, математическое ожидание, дисперсия, среднеквадратическое отклонение).
{ 'б }
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019
Как показали результаты практического опыта обучения будущих врачей, ПОЗВМ можно эффективно использовать при изучении элементов высшей математики студентами на практических занятиях и в процессе самостоятельной работы. Следовательно, профессионально ориентированные задачи по высшей математике играют важную роль в процессе подготовки специалиста в медицинском высшем учебном заведении.
Таким образом, несмотря на то, что математические знания в медвузах не являются профилирующими, они необходимы и важны для профессиональной деятельности будущего врача, в частности, для решения профессиональных задач. Список использованной литературы:
1. Бирюкова А.Н. (Кобзарь А.Н.) Подготовка к решению профессиональных задач студентов медицинских вузов при обучении физике с учетом междисциплинарной интеграции: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2013.277с.
2. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: монография. М.: Издательский центр качества подготовки специалистов, 1999. 75 с.
3. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2008. 256 с.
4. ФГОС ВПО. Специальность 060101-Лечебное дело. URL: http://www.zrenielib.ru/docs/index-4985.html (дата обращения: 01.01.2019)
© Кобзарь А Н., Зимина И.А., 2019
УДК 377
И.Б.Невзорова
канд.пед.наук, преподаватель ГБПОУ КС№54 им. П.М.Вострухина,
г. Москва, РФ E-mail:[email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПРОГРАММИСТОВ К ПРОЕКТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОЛЛЕДЖЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ И В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИИ
КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются результаты экспериментальной работы по формированию готовности к проектно-аналитической деятельности программистов в колледже на формирующем этапе. Описывается реализация модели с использованием модульного построения учебного содержания и в рамках технологии контекстного обучения при изучении элементов математического модуля.
Ключевые слова:
Проектно-аналитическая деятельность, профессиональный стандарт, модульная технология, контекстное
обучение, математический модуль.
Внедрение цифровых и компьютерных технологий является приоритетным направлением в современной экономике, а важнейшим условием ее конкурентоспособности являются высококвалифицированные специалисты в данной области. Подготовке таких специалистов, особенно, среднего звена, в последнее время уделяется большое внимание. Эта задача отражена в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г.[2], в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [6]. Сегодня профессиональное образование поддерживается государством и
{ " }