С. Н. ГАВРОВ
О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ: ПАТРИАРХ КИРИЛЛ
Ключевые слова:
Россия, история, патриарх Кирилл, православная церковь, геополитика
Статья посвящена проблеме выбора страны и народа пути своего дальнейшего развития в переломные моменты истории. В такие периоды особенно велика роль личности, которая способна помочь народу сделать верный выбор. По мнению автора, такой личностью на современном этапе развития России является патриарх Кирилл, задачей которого является возвращение к жизни исторической России — Святой Руси.
Еще совсем недавно было удивительно видеть, что вызовы, с которыми столкнулась Россия, велики, а в стране не видно общественных сил и лидеров, которые могли бы ответить на них. Долго не было того, кто может повести за собой народ или хотя бы тех немногих, кого еще можно повести к историческим сверхматериальным целям.
Сегодня появились вожди нации. В светской области государственного строительства — Президент Медведев, провозгласивший: «Россия, Вперед!»1
См.: Медведев Д. А. Россия, вперед! [Электронный ресурс] // Газета.ги. 2009. 10 сентября. Ш?[: http://www.gazeta.ru/
Key words:
Russia, history, Patriarch Cyril, Orthodox Church, geopolitics
The article is devoted to the problem of choice which is maid by country and people concerning the direction of further development at a critical time of history. It is outlined that the role of personality capable to help people to make true choice is especially great at such a time. In the author’s opinion Patriarch Cyril is such a person at the present stage of Russia development. His task is to recover to life of historical Russia-Holy Russia.
В области церковной жизни — патриарх Кирилл. Этот человек — не только пастырь духовный, которого долго ждала русская земля, он еще производитель исторических смыслов, определяющий, куда именно должно быть направленно идейное, нравственное развитие российского общества. От того, каким будет это направление, зависит сохранение или исчезновение российского государства в истории. В нем живут помыслы религиозные и светские, ведь без сильной, окорм-ляющей общество церкви не может быть и дееспособного российского
comments/2009/09/10_a_3258568.shtml (дата обращения: 14.11.2010).
Гавров С. Н. О роли личности в истории: Патриарх Кирилл
Общество и реформы
государ ства. Православная церковь и российское государство — абсолютно связанные, взаимозависимые и взаимодополняющие величины.
Ничего не бывает в истории без человека. Даже если есть возможность выбора, без лидера нельзя выбрать свой исторический путь. Патриарх Кирилл вступил на патриарший престол тогда, когда выбора почти не было, в ситуации разгрома внешнего — геополитического и внутреннего — духовного и нравственного.
Не преодолев распад внутренний, не преодолеем и внешний, постепенно исчезая, растворяясь на бескрайних просторах Евразии. Для физического выживания огромного государства, простирающегося от Калининграда до Камчатки, сохранения российского мира нужна новая объединяющая и мобилизующая коллективная мечта, завораживающее культурное притяжение нового имперского проекта.
Россия сегодня де-факто является не национальным государством, но усеченным вариантом российской советской империи. Именно в этом противоречии между внутренне имперским характером российского государства и его демократическим национальным обрамлением заключается причина недоговоренностей и удивительных компромиссов в текущей российской политике и государственном строительстве, создание формаль-
ных и неформальных вертикалей власти, изобретение суверенной, управляемой демократии [1, с. 175].
Осознав, что Россия по-прежнему остается империей, пусть и в эпоху упадка, мы автоматически снимаем эти противоречия, получая карт-бланш для проведения эффективной имперской политики. Более того, мы можем перейти от имперского упадка к имперскому возрождению, периоду духовного возрождения, предшествующему новому собиранию имперских земель и народов.
Для российского государства, решившего, что оно государство сугубо национальное, многочисленные народы империи не нужны. Такое государство может только постепенно проваливаться в географию прошлого, до территории, которое оно занимало при Иване Грозном, возможно, и при Иване Калите. Но даже такое маленькое «европейское» государство, с гедонистами-потребителями вместо граждан, просуществует лишь до поры, пока не пришли и не разрушили «потребительский рай» новые варвары.
Сегодня история повторяется с не меньшим трагизмом, чем в Смутное время и годы Отечественной войны. Если взглянуть на карту европейской части России, то по исторической аналогии мы находимся примерно в середине июля 1941 г. Еще держатся Смоленск и Ленинград, но танковые колонны вермахта уже вошли в Минск, Вильнюс, Киев...
Начинать историческое контрнаступление следовало в историческом вчера и позавчера. Но мы не были готовы к этому, полагая возможным жить для себя, быть успешными потребителями-гедонистами. Казалось, это только частное дело каждого, а не выбор за чей-то счет. Оказалось, что это был выбор за счет России. Сегодня эта зависимость, этот неравноценный и страшный обмен «демократии и материального благополучия» на саму Россию становятся все более явными. Известный американский историк Ричард Пайпс, не так давно посетивший Москву, прямо говорил о том, что лучше бы России быть поменьше, хотя бы без Сибири, т. к. у россиян не получится эффективно управлять такими территориями1.
История свидетельствует, что мы можем все. Сейчас настало время исторической, географической, экономической и политической коррекции, возвращения утерянного.
Даже если Кирилл избран провидением, задача превращения «воды в вино», т. е. исторического поражения в победу — невероятно тяжела. Именно задача нашего общего спасения, возвращения к жизни исторической России — Святой
1 Пайпс Р. Россия — это Европа и в то же самое время анти-Европа. [Электронный ресурс] // Фонд «Либеральная миссия»: официальный сайт. Дискуссии. Старая и новая Россия. 2009. 28 июля. 111^: http://www. liberal.ru/articles/4318 (дата обращения: 14.11.2010).
Руси — легла на плечи этого человека.
Большая история, глобальные изменения происходят не в результате случайного выбора. Важное изменение исторического времени не есть и простое следствие среднеарифметического сложения экономических, политических интересов и усилий отдельных акторов мирового и национального хозяйства и политики. Эти повороты во многом вызваны сложением множества духовных воль, сильных и слабых. В трансцендентном смысле они влияют на вариативность божественного помысла в отношении народов.
Молитва об исторической России спасает сегодняшнюю слабую и больную Россию. Есть множественные пути истории, но они лишь вероятностны, не предопределены. Не здесь, но там, в пространстве божественного абсолюта, можно «перевести стрелки» истории на путь возрождения Святой Руси, всероссийского имперского мира.
И тогда путь этого возвращения к национальным истокам, строительство современного, геополитического варианта Святой Руси может стать реальностью. Сила духовного горения материализуется, порождая новый дух времени — дух победы, прорыва, реванша за страшные поражения ХХ в.
Сегодня мы близки к выходу из Смутного времени. Вспомним, что у наших предков был свой духовный
Гавров С. Н. О роли личности в истории: Патриарх Кирилл
Общество и реформы
вождь — патриарх Гермоген, у нас есть патриарх Кирилл. Он — духовный пастырь Святой Руси, он тот, в ком рождается великая любовь, останавливающая смуту и вызывающая к жизни русский мир.
Современникам об этом судить трудно, о событиях, ставших началом новых исторических периодов, судят потом историки. Но можно почувствовать уже сейчас, что с патриаршества Кирилла начинается поворот в исторической судьбе России. Патриарх ощущает недорешен-ность божественной воли в отношении страны и своим молитвенным бдением и пастырским усердием призывает эту великую волю послать иную, чем сегодня, историческую судьбу для России.
Ведь если невосстановимо гибнет тысячелетнее российское государство, то все народные жертвы в истории оказались напрасны. Напрасно шел Ермак на Восток, а Потемкин в Крым. Напрасно держались Брестская крепость и Сталинград. Напрасно погибали дружинники Александра Невского, ополченцы Куликова поля, гусары наполеоновских войн, солдаты генерала Скобелева, а бойцы Красной Армии вгрызались в землю под Сталинградом и шли в атаки до Берлина... Иными словами, все великие жертвы — жертвоприношения народа в течение более тысячи лет — были бессмысленны, напрасна была сама русская история.
Это не так. Наша история не была напрасна, она заложила фундамент Российского государства особого свойства. Страна построена на коллективном и индивидуальном жертвоприношении. Молоху российского государства по-своему, в меру таланта и понимания, служили Ломоносов и Радищев, Пушкин и Достоевский, Булгаков и Шолохов, Ахматова и ее гонитель Жданов...
В меру своих человеческих способностей миллионы людей, поколение за поколением жили и умирали за Россию, как могли и умели, как кого расставляла на важных или не очень важных местах история.
Страну, построенную на многовековом подвиге и запредельной народной беде, возведенную на фундаменте из крови народной, нельзя разрушить в одночасье. Фундамент государства Российского можно разрушать, но нельзя разрушить, ибо основная толща его — не в привычном нам материальном мире, но в мире запредельном, трансцендентном.
Все во имя державы, все лишь горючий материал для жизни империи. В этой топке имперского идеократического проекта бояре и князья горели нисколько не хуже простолюдинов, высшие партийные лидеры — не хуже миллионов крестьян, как сегодня, пусть и в более мягкой форме, свойственной эпохе, горят нарушающие негласные конвенции олигархи.
Но огонь этот впервые стал самоедским, тела и души подданных сгорают не во имя империи, но произвольно. Их смерть наступает не столько от водки, наркотиков, бытовой уголовщины и плохих дорог, сколько от ненужности потерявшему себя государству и производящей экономике. А раз «простой» человек или, как говорили в XIX в., «народ», не нужен, то однова живем.
История лишила людей чуть ли не генетически закрепленной возможности жить и служить сильному имперскому государству, при этом их жизнь осталась жертвой, но стала жертвой бессмысленной. Сегодня людям можно дать жизненный смысл, удерживающий их здесь, на земле. Ты нужен народу и государству и не можешь бессмысленно уйти из жизни, ведь твой уход подталкивает к исчезновению весь русский мир.
Патриарх Кирилл скрепляет Святую Русь любовью и верой, неся своим служением этот нутряной и в то же время исторический, запредельный жизненный смысл для миллионов людей в России, Украине, Беларуси.
Кирилл — человек служения. Вспомним, что в империи Романовых основанием жизни общества и государства была идея служения и личной заботы многих о благе
России. Сегодня стремиться к общему благу и спасению во сто крат сложнее, чем сто лет назад. Патриарху неизбывно тяжело, но Бог выбирает человека для служения по силам его. Кириллу ноша по силам. Так же, как была она по силам русским старцам, Сергию Радонежскому, патриарху Гермогену...
То, что он сегодня делает — безусловно, подвиг. Но что такое подвиг в русском понимании? Это свершение того, что не возможно по здравому размышлению. Невозможно, но Бог помогает, а человек делает.
В нашем сегодняшнем историческом и культурном положении следует вспомнить стоицизм и даже фатализм античных героев — делай что должно, и будь что будет. Свершай великое и малое, что дал Бог по силам твоим, делай своим личным усилием мыслимым и возможным то, что казалось до тебя немыслимым и невозможным.
Вновь возвращаясь к большому историческому повороту, вспомним мандельштамовское: «Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий, Скрипучий поворот руля. Земля плывет. Мужайтесь, мужи...» Какой ценой мы заплатим за этот новый исторический поворот? Для романтиков ответ может быть только один: «Мы за ценой не постоим».
1. Гавров С. Н. Модернизация России: постимперский транзит. М.: Изд-во МГУДТ, 2010. References
1. GavrovS. N. Modernizatsiya Rossii: postimpersky transit. М.: Izd-vo MGUDT, 2010.
Гавров С. Н. О роли личности в истории: Патриарх Кирилл