ИСТОРИЯ
О роли личности в экономике
Лидер российского бизнеса — Н. С. Авдаков (последняя треть Х1Х-начало XX века)
И. Н. Шапкин*
Аннотация. Настоящая статья посвящена жизни и деятельности Н. С. Авдакова (18471915 гг..), оставившего заметный след в истории нашей страны и как предприниматель, организатор «новой» капиталистической экономики, и как общественный деятель.
Ключевые слова: бизнес-ассоциация; либеральные реформы; новый индустриальный центр; Съезд горнопромышленников Юга России; Съезды представителей промышленности и торговли.
Историю делают люди. Деятельность некоторых их них нередко говорит о времени больше, чем многотомные исторические труды.
В отечественной истории вторая половина Х1Х-начала ХХ вв. занимает особое место. Это период экономического роста, время бурного строительства «новой» России. Небывалый хозяйственный подъем, вызванный либеральными реформами 1860-1870 гг., во многом обязан энергии новой формировавшейся социальной силе — предпринимательству. В одном ряду с известными сегодня деятелями российского предпринимательства — В. А. Кокоревым, Т. С. Морозовым, П. М. Рябушинским,
Н. И. Прохоровым стоит Н. С. Авдаков, жизнь и деятельность которого мало известна, к сожалению, даже исследователям, изучающим российскую экономическую историю этого периода.
Николай Степанович Авдаков происходил из беспоместной дворянской семьи Владимирской губернии. Его отец — С. Н. Авдаков — был
военным врачом Куринского пехотного полка, отличившегося в Кавказской кампании. Авда-ков родился на Кавказе, в станице Щедринская, близ Грозного в 1847 г. Окончив Ставропольскую гимназию, он поступил в Петербургский горный институт.
Годы его учебы совпали с масштабной созидательной работой на юге страны. В степных малонаселенных областях началось строительство нового индустриального центра, основу которого составила тяжелая промышленность — горнодобывающая, металлургическая, а позже машиностроительная. Это территория современного Донбасса, Донецка, Кривого Рога.
Строящиеся промышленные предприятия представляли собой новые производства, которые отличались не только техническим оснащением, формой организации, но и финансированием, правовым статусом. Это были крупные производства, необремененные дореформенными феодальными пережитками. Новая промышленность создавалась преимущественно на средства иностранного капитала,
* Шапкин Игорь Николаевич — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономическая история и история экономических учений» Финансового университета. E-mail: [email protected]
в первую очередь французского. Новый индустриальный район был призван удовлетворить возраставшие потребности внутреннего рынка в сырье, металле, готовой продукции, обеспечить внешний рынок конкурентной продукцией — углем, рудой, металлом. В немалой степени его быстрому становлению способствовали гарантированные государственные заказы. Как известно, именно в эти годы в стране велось широкомасштабное железнодорожное строительство, требовавшее во все увеличивавшихся объемах металлы и изделия из него, рельсы, железнодорожную технику и оборудование.
За сравнительно короткое время — менее чем за полстолетия — этот индустриальный район превратился в ведущий горнорудный, металлургический центр России. Если в 1874 г. здесь добывалось всего лишь 50 млн пудов каменного угля, то в 1914 г.— 1700 млн пудов. В начале 1914 г. металлургическая промышленность Юга России производила около две трети всего выплавляемого в стране металла. В годы Первой мировой войны на долю южно-российских заводов приходилось до 80 % всего производимого в стране металла. Немалая заслуга в успехах отраслей, составлявших фундамент новой индустриальной экономики, принадлежала Н. С. Авдакову.
В 1873 г. он успешно завершил обучение и, как всех выпускников Горного института, его «причислили» к Главному горному управлению. Вскоре Авдаков получил направление на должность рудничного инженера, отвечавшего за подземные работы. Местом его работы стало Рутченковское каменноугольное общество. Созданное на бельгийские капиталы, оно представляло одну из первых иностранных компаний, работавшую в этом регионе. С ним Ав-даков связал более 40 лет своей жизни. В этой компании он прошел путь от инженера до ее руководителя. Авдаков стал первым русским инженером, вошедшим в состав топ-менеджеров крупнейшей иностранной компании.
Со временем он становится руководителем целого ряда крупных горнодобывающих, металлургических и машиностроительных предприятий. Вместе с В. Ф. Голубевым — директором Общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического
завода — в 1897 г. Авдаков учредил акционерное общество «Брянские каменноугольные копи и рудники» и стал председателем его правления. В 1913 г. Рутченковское каменноугольное общество вошло в состав Брянских каменноугольных копей и рудников. После «дружеского» поглощения это акционерное общество превратилось в самую большую добывающую компанию на юге России.
С 1901 по 1910 гг. Авдаков занимал пост администратора Генерального общества Макеевских железоделательных и сталелитейных заводов («Новаль»); являлся председателем правления Общества для торговли минеральным топливом Донецкого бассейна, директором правления основного грузоперевозчика в этом регионе — Общества Северо-Донецкой железной дороги; председателем правлений: Екатеринославского трубо- и железопрокатного завода «П. Ланге и Ко», Алексеевского горнопромышленного завода; вице-председателем правления общества Николаевских заводов и верфей; ответственным агентом французского Горнопромышленного общества на юге России. Он представлял в России также интересы крупнейшего французского банка «Генеральное общество».
В 1906 г. Авдаков был избран председателем Совета синдиката «Продуголь» и членом ревизионной комиссии синдиката «Продамет». После трагических событий на Ленских приисках в 1912 г. учредители Ленского Золотопромышленного товарищества были вынуждены провести кадровые изменения среди менеджмента компании. Они ввели в ее руководство новых лиц, пользовавшихся доверием в правительственных и общественных кругах. Пост председателя нового правления был предложен Авдакову.
Таким образом, к началу 1914 г. он являлся весьма заметной фигурой в отечественной промышленности и одним из богатейших людей страны. По некоторым оценкам, его годовой доход как акционера и управленца достигал около 400 тыс. руб.
Однако роль Авдакова в становлении новой российской экономики не ограничивалась лишь его практической деятельностью. Весьма существенный вклад в ее формирование он внес как общественный деятель.
Либеральные реформы в 1860-1870-х гг. дали мощный импульс развитию в стране различных общественных институтов, в том числе создаваемых российским бизнесом. Проявлением общественной самоорганизации предпринимательства явилось образование в 1874 г. Съезда горнопромышленников Юга России, ежегодно проводившего съезды и расширенные собрания своих членов. Этот союз провел 42 очередных и несколько экстренных съездов. Съезд горнопромышленников стал первой лоббистской бизнес-ассоциацией в стране, которая поставила перед собой задачу защищать хозяйственные интересы входящих в нее членов. Организация вела учет потребностей рынка, содействовала созданию синдикатов «Про-дамет» и «Продуголь», занималась рабочим вопросом, добивалась принятия благоприятных таможенных и железнодорожных тарифов. С 1888 г. она издавала журнал «Горнозаводской листок», переименованный в 1910-1917 гг. в «Горнозаводское дело». За время своего существования выпустило свыше 200 наименований изданий.
С 1878 г. Авдаков — активный участник этого предпринимательского союза. В 1900 г. он был избран председателем Совета Съезда горнопромышленников Юга России и до 1907 г. возглавлял его. За годы своего существования Съезд зарекомендовал себя как эффективная лоббистская организация. Она установила прочные связи с правительственными учреждениями и ведомствами. Ее мнение было решающим при обсуждении и принятии решений по широкому кругу хозяйственных вопросов.
Во многом ее успехи были обеспечены умелой и энергичной деятельностью Авдакова. На первых порах он выполнял разнообразные поручения руководства организации: возглавлял временные и постоянные комиссии и комитеты, готовил аналитические материалы для руководства Съезда и для правительственных структур, писал статьи для газет и журналов по разным хозяйственным вопросам. Он принимал самое деятельное участие в работе почти всех съездов горнопромышленников и как их организатор, и как докладчик и эксперт. Между
1 Екатеринослав — ныне Днепропетровск.
съездами как уполномоченный Съезда он представлял интересы горнопромышленников в «коридорах власти». С 1879 г. он участвовал в работе практически всех правительственных совещаний и комиссий, имевших отношение к развитию южно-российской промышленности, например, вопросам, связанным со строительством железных дорог на юге страны, таможенным тарифам, трудовым отношениям, земскому налогообложению, тарифному регулированию железнодорожных перевозок угля, руды и металла и т. д.
Благодаря его инициативе и усилиям была учреждена Харьковская каменноугольная и железо-товарная биржа. Одним из первых актов созданного в 1906 г. Министерства торговли и промышленности являлось создание Совета по горнопромышленным делам, который в скором времени превратился в аналитический центр, сосредоточившийся на разработке перспективных и текущих программ развития всей добывающей и металлургической промышленности страны. Авдаков как эксперт занимал в нем весьма заметное положение.
Видя огромную нехватку квалифицированных специалистов, Авдаков оказал значительную моральную поддержку и материальную помощь становлению технического образования в регионе. Он стал инициатором учреждения в Екатеринославе1 Высшего горного училища, преобразованного позже в Горный институт.
Авдаков как член, а затем глава Предпринимательского союза являлся крупнейшим лоббистом своего времени. Вся его деятельность на этом поприще была направлена на защиту интересов отечественных промышленников. Все проблемы, с которыми сталкивалась добывающая и металлургическая промышленность, находились в поле его зрения. На первых порах, когда происходило становление нового индустриального центра, необходимо было защитить интересы отечественного товаропроизводителя. Первостепенное значение приобрел вопрос о повышении таможенных пошлин на ввозимые в Россию уголь и металлы. Конкуренция
дешевого иностранного угля, в первую очередь английского, беспошлинно ввозимого морем, сдерживала производство и продажу на внутреннем рынке донецкого угля. При непосредственном участии Авдакова были разработаны предложения по установлению таможенных пошлин на ввозимый в Россию уголь. Предложенная система мер была всесторонне обсуждена на VII и VIII съездах горнопромышленников в 1882 и 1883 гг. и оформлена в виде конкретных предложений, которые затем были направлена правительству. Благодаря усилиям горнопромышленников впервые в 1884 г. правительством были установлены таможенные пошлины на ввозимый уголь в размере 2 коп. с пуда в портах Черного и Азовского морей и 1,5 коп. — Балтийского моря. Хотя размер пошлины не в полной степени отвечал интересам горнопромышленников, он стал первым ощутимым результатом деятельности Съезда и лично Авдакова. Докладывая об итогах проведенной работы, на съезде в 1884 г. он заявил, что «закон этот должен быть приветствуем как величайшая законодательная мера, направленная к охранению русской каменноугольной и железной промышленности от стеснявшего их развития в течение многих лет ввоза иностранных продуктов»2.
Благодаря настойчивой и последовательной работе Авдакова Х съезд (1885 г.) просил у правительства пошлины уже в размере 3,5 коп. с пуда иностранного угля (получил 3 коп. в 1886 г.), XI съезд (1886 г.) — 4 коп., XV и XVI съезды (1890 и 1891 гг.) просили увеличить пошлины с 4,2 до 6,16 коп. золотом с пуда угля3.
Неменьшую активность он проявлял в вопросах повышения размеров пошлин на ввозимые иностранные металлы, в частности чугун. V съезд (1880 г.), а затем VI, VII и VIII съезды (1881, 1882, 1883 гг.) просили об установлении пошлины в размере 15 коп. золотом с пуда на 15 лет. Ходатайство было удовлетворено. Законом 16 июня 1884 г. она устанавливалась в размере 9 коп. золотом с пуда в 1884 г., 12 коп. с 1885 г. и 15 коп. с 1886 г.4 В 1884 г. съезды
ходатайствовали уже о пошлине в 25 коп., которая была установлена в 1887 г.
Таким образом, участники съездов горнопромышленников, в конечном счете, добились повышения таможенных пошлин, тем самым обеспечивалась защита растущей промышленности от иностранных конкурентов, обеспечилось динамичное и беспрепятственное развитие всего добывающего и металлургического комплекса Юга страны.
Успешное его развитие стало возможно благодаря не только введению протекционистских мер, но и проведению системных мероприятий по инфраструктурному развитию этого региона. При самом деятельном участии Авдако-ва здесь создавалась разветвленная железнодорожная сеть, строились железнодорожные станции и узлы, увеличивался и улучшался подвижной состав, вырабатывались общие и дифференцированные железнодорожные тарифы. Заручившись поддержкой земских и ряда центральных государственных учреждений, он сумел добиться строительства Ека-теринославской железной дороги, которая к 1914 г. по объемам грузо- и пассажиропере-возок занимала первое место среди всех железных дорог страны. Пользуясь поддержкой С. Ю. Витте, Авдаков получил разрешение на постройку новых железнодорожных дорог, в частности, Лозовая — Полтава — Киев. При его непосредственном участии были проведены подготовительные работы (изыскательские, подготовка технической документации и т. д.) по сооружению Северо-Донецкой железной дороги.
Как руководитель одного из крупнейших отраслевых предпринимательских союзов, самое пристальное внимание он уделял вопросам, связанным с экспортом продукции южнороссийской промышленности. По его мнению, вывоз угля и металла в Балканские страны, Турцию, Италию способствовал не только расширению внешней торговли России, но и усилению ее политического влияния в этих регионах. В 1902 г. для изучения ближневосточного
2 См.: Авдаков Н. С. О пошлинах на иностранный каменный уголь. Харьков, 1886; Авдаков Н. С. О желательности преобразовании гонного ведомства и горнозаводской промышленности. СПб, 1907.
3 Авдаков Н. С. О желательности преобразовании горного ведомства и горнозаводской промышленности. СПб., 1907. С. 31
4 См.: Авдаков Н. С. Краткий статистический обзор донецкой каменноугольной промышленности. Харьков, 1896
рынка он посетил Турцию. Этими же мотивами продиктована энергичная деятельность Ав-дакова по развитию черноморского торгового флота, строительству южных портов и каналов. Благодаря его неоднократным обращениям к правительству и частным лицам, был расширен Мариупольский порт, превратившийся в крупнейший торговый порт на черноморском побережье. Его грузооборот к 1914 г. достигал 1GG млн пудов. Были проведены работы по углублению Керченского канала и шлюзованию на Северном Донце. В 1912 г. он добился от государства выделения 9G млн руб. на портостроительные работы на Черном море.
17 октября 19GS г. царем был подписан указ «Об усовершенствовании государственного порядка», более известный как Манифест 17 октября 19GS г. По нему в стране вводились некоторые демократические свободы: неприкосновенность личности, свобода слова, печати, совести, печати и союзов. Предпринимательское сообщество воспользовалось предоставленными правами, в частности правом на создание общественных организаций.
В стране за непродолжительный период были учреждены новые отраслевые, региональные бизнес-ассоциации, начался процесс образования общенациональных структур. 24 августа 19G6 г. было утверждено Положение о Съездах представителей промышленности и торговли и тогда же состоялся I организационный съезд нового союза — Съездов представителей промышленности и торговли.
Появление этой бизнес-структуры стало новой вехой в истории российского предпринимательства. С самого начала она заявила о себе как о всероссийской организации. В ее поле зрения находились все сколько-нибудь значимые вопросы, имевшие отношение к хозяйственной деятельности страны и ведению
бизнеса. Со временем эта организация превратилась в мощную и очень влиятельную лоббистскую ассоциацию, объединившую вокруг себя большую часть ранее существовавших предпринимательских союзов. Она стала подлинным «штабом» российского капитала.
Уже на этапе подготовки Авдаков принял самое деятельное участие в создании нового союза. После учредительного съезда он стал товарищем (заместителем) председателя Совета Съездов. 4 июня 1907 г. Авдаков был избран председателем Совета, сменив на этом посту Г. А. Крестовникова, известного московского финансового и общественного деятеля, назначенного на должность министра вновь созданного Министерства промышленности и торговли. На председательском посту он оставался до своей смерти в 1915 г.
Съезды представителей промышленности и торговли — это организация, действовавшая на постоянной основе. Его органы управления — Совет Съездов и Комитет совета Съездов — отвечали за разработку стратегических вопросов и их практическую реализацию. При Совете были созданы промышленный, торговый, транспортный, статистический, юридический отделы, а также отдел по трудовым отношениям и справочное бюро, комиссии по финансово-экономическим, тарифным вопросам и др.
По свидетельству современников, Авдаков был одарен «исключительной энергией и инициативой». Когда в присутствии С. Ю. Витте осенью 1905 г. зашел разговор о трудности подыскания достойных представителей от промышленности в состав реформированного Государственного совета5, последний заявил: «Да я вам сейчас назову совершенно готового члена Государственного совета от
5 Государственный совет — один из высших государственных органов в царской России. Он возник в 1801 г. как совещательное учреждение при императоре. Государственный совет состоял из 12 сановников, назначавшихся императором. В 1810 г. он был преобразован. Его члены назначались императором, который и возглавлялся его. На протяжении всего XIX в. Государственный совет оставался совещательным органом. Его решения принимали силу закона только при условии одобрения со стороны императора. Первая буржуазно-демократическая революция (1905-1907 гг.) заставила власть создать новый законодательный представительный орган — Государственную думу. Однако власти сохранили и Государственный совет, преобразовав его указом 23 апреля 1906 г. в верхнюю палату с правами, равными правам Государственной Думы. Совет состоял с 1906 г. наполовину из выборных представителей дворянства, духовенства, крупной буржуазии (в числе выборных его членов было несколько представителей от Академии наук и университетов) и наполовину — из сановников, ежегодно назначавшихся императором. Государственный совет был упразднен Временным правительством 6 октября 1917 г.
промышленности — Николая Степановича Авдакова»6. В 1906 г. Авдаков стал членом Государственного совета от промышленности южного района и оставался им вплоть до кончины. В 1910 г., по выслуге лет, он получил чин действительного тайного советника — «статского генерала».
В отличие от некоторых деятелей бизнеса, стремившихся создать собственную политическую партию, влиять на политические процессы в стране посредством участия в работе Государственной Думы и вовлечения Съездов представителей промышленности и торговли в политическую деятельность, Авдаков отрицательно относился к подобным умонастроениям и устремлениям. Он резко выступал против «политизации» деятельности Съездов представителей промышленности и торговли. В своих публичных выступлениях, а также на страницах печати он доказывал, что предназначение Союза — отстаивание исключительно «деловых» интересов ее членов.
Силу и авторитет ассоциации Авдаков видел не только в численности и организованности предпринимательского сообщества, но и в том возрастающем значении, которое оно приобретало в хозяйственном развитии страны. Он считал, что индустриальное развитие преобразует Россию, «обуржуазит» ее, мирным путем и без потрясений страна достигнет экономического процветания и станет в один ряд с ведущими странами мира. Такая концепция облекалась в формулу «политическое влияние на деловой почве». Д. А. Лутохин, один из его ближайших помощников, отмечал, что у Ав-дакова «резко выявлялось желание рассматривать объединенный торгово-промышленный капитал как силу, равновеликую правительству». По свидетельству А. В. Ивановского, «приспособляться к обстоятельствам он умел хорошо и потому трудно сказать, каковы были настоящие его убеждения, пожалуй, ближе всего они были к позднейшему октябриз-му»7. Представления Авдакова о месте, роли
предпринимательства в общественно-политической жизни страны являлись типичными для большинства представителей российского бизнеса того времени.
Как лоббистская организация, Съезды представителей промышленности и торговли использовали разнообразные методы и средства воздействия на власть, но предпочтение отдавалось практике «прямого давления» на правительство. Как правило, она облекалась в форму организации представительной депутации из наиболее известных деятелей Съездов и авторитетных бизнесменов для обсуждения волновавших их проблем с высшими должностными лицами государства. Например, в мартовском номере журнала «Промышленность и торговля» за 1908 г.— центральном органе Съездов представителей промышленности и торговли — был дан подробный отчет о встрече министра торговли и промышленности с большой группой руководителей этой предпринимательской ассоциации. В конце февраля Совет Съездов направил к министру депутацию в составе Н. С. Авдакова, князя А. А. Бобринского, князя А. Д. Оболенского, Э. Л. Нобеля, П. О. Гукасова и др. В ходе встречи представители деловых кругов доказывали министру необходимость разработки перспективной национальной программы экономического развития. В противном случае, заявил на этой встрече Авдаков: «Нельзя рассчитывать на столь желательный приток капиталов к отечественной промышленности и торговле»8. Для недопущения подобного сценария развития, по мнению членов депутации, министерство должно: пересмотреть систему налогообложения, в частности ввести прогрессивный подоходный налог и изменить положение о промысловом налоге; приступить к совершенствованию тарифной политики на транспорте, в первую очередь, железнодорожном; разработать основы рабочего законодательства и т. д. Это была своеобразная программа-минимум, предложенная бизнесом
6 Бовыкин В. И. Россия накануне великих свершений. М.: Наука, 1988. С. 145.3 Авдаков Н. С. О желательности преобразовании горного ведомства и горнозаводской промышленности. СПб., 1907. С. 31
7 Лаверычев В. Я. Государство и монополии в дореволюционной России. Проблема вмешательства абсолютистского государства в экономическую жизнь и воздействие капиталистических монополий на государственный аппарат. М.: Мысль,1982. С. 193
8 Промышленность и торговля. 1908. № 5. С. 21.
власти. Многие из пожеланий, высказанных на встрече, позже нашли свое практическое воплощение.
На VI съезде представителей промышленности и торговли в 1911 г. Авдаков выступил с обширной программной речью, в которой были намечены основные направления реформирования экономики на краткосрочную перспективу. «Все, что сделано для успехов промышленности и торговли, — заявил он на съезде,— есть только начало предстоящих обширных работ для экономического развития России. Предстоит пересмотр договоров с Германией и другими государствами, является необходимым усилить постройку железных дорог и создать более благоприятные условия для привлечения в это дело частных капиталов, столь же необходимо заняться улучшением водных путей сообщения, представить представителям промышленности и торговли равное с другими право участвовать в общественном управлении и установить справедливое соотношение числа избираемых от каждой группы населения лиц, пересмотреть налоговую систему на началах справедливости и равномерности и целый ряд других мер, направленных к улучшению положения промышленности и торговли, к развитию производительных сил России и подъему материального благосостояния населения». Залогом успеха намеченных мероприятий являлись, по мнении Авдакова, прочные контакты и связи с правительственными органами. «Со своей стороны промышленно-торговые организации, как до сих пор, так и в будущем энергично направят свои труд и знания к дружной совместной работе с правительством»,— в заключение заявил он делегатам съезда9.
Важнейшим направлением деятельности Съездов являлась подготовка как по собственной инициативе, так и по запросам правительственных или законодательных учреждений докладов, записок и законопроектов по текущим и долгосрочным хозяйственным
вопросам, торгово-промышленной политике, а также анализу правительственных проектов. «Таким образом,— разъяснял Авдаков,— устанавливается живая связь через посредство (съездовской) организации с правительственными учреждениями, связь, которая необходима для правильного освещения и разрешения вопросов»10.
Большое внимание ассоциация уделяла анализу периодики, статистическим и анкетным исследованиям, направленным на изучение промышленности и торговли, готовила доклады, записки, законопроекты, отзывы на проекты, разработанные государственными учреждениями и ведомствами. Она участвовала в работе постоянных и временных правительственных комиссий и совещаний, например, при Министерстве торговли и промышленности по пересмотру таможенного тарифа (1909 г.); о желательных изменениях в действующем законодательстве об акционерных торгово-промышленных компаниях (1911 г.); обсуждение проекта Положения о торгово-промышленных палатах (1912 г.); о подготовительных работах по введению в России страхования рабочих от несчастных случаев (1912 г.); при Министерстве финансов (для обсуждения проекта Положения о налоге на разницу в прибылях торгово-промышленных предприятий (1915 г.), при Министерстве путей сообщения для составления плана работ по улучшению и развитию водных путей (1909 г.) и др. И во всех них Авдаков принимал самое активное участие.
Предметом его особого внимания была деятельность Торгово-промышленного межпарламентского комитета, объединившего членов Государственного совета и Государственной Думы, «интересовавшихся» хозяйственными вопросами. Комитет был образован 20 ноября 1907 г. под председательством Авдакова и собирался с разной периодичностью в помещении Совета Съездов. Его задача заключалась в «защите интересов торговли и промышленности и финансов» посредством
9 Большаков А. Торгово-промышленное представительство // Торгово-промышленный Юг. 1912. № 4. С.15.
10 Шепелев Л. Е. Царизм и буржуазия в 1904-1914 гг. Проблемы торгово-промышленной политики. Л.: Наука Ленингр. отдел., 1987. С. 227.
предварительного обсуждения экономических вопросов, рассматриваемых законодательными учреждениями, и согласования тактики поведения членов Комитета в органах власти. Со временем он превратился в своеобразный клуб, в котором представители законодательных собраний могли получить исчерпывающую информацию у членов Съездов по любому вопросу, а представители союза получали прямой доступ к лицам, ответственным за принятие законодательных документов и актов.
В октябре 1909 г. Авдаковым было предложено организовать в Государственном совете постоянную комиссию по экономическим вопросам. Он ссылался на то, что «раздробление законопроектов экономического характера между временными комиссиями при меняющемся составе членов их лишало ... обсуждение вопросов народного хозяйства необходимой цельности суждений»11. Однако это предложение не получило поддержки у членов Совета.
Стремление объединить силы предпринимателей и государства особенно полно проявилось в выступлениях Авдакова в годы Первой мировой войны. IX съезд представителей промышленности и торговли в мае 1915 г. одобрил его предложение об учреждении Высшей экономической комиссии с участием предпринимателей. Перед комиссией ставились две задачи: выработать общегосударственную экономическую программу и скоординировать деятельность различных ведомств по ее осуществлению в условиях военного времени. Однако это предложение было реализовано лишь после Февральской революции. В июне 1917 г. при Временном правительстве на правах высшего совещательного органа был образован Экономический совет.
В 1912 г. была учреждена одна из первых торговых палат в России — Русско-французская торговая палата. Ее цель состояла в анализе состояния и перспектив французского рынка для российских товаров, сборе информации
о лицах и фирмах, заинтересованных в расширении русско-французской торговли. Ее учредителями являлись: Сибирский торговый банк, Петербургское и Московское отделение банка «Лионский кредит», Парижско-Нидерландский банк, торговые палаты Парижа, Лиона, Реймса, а также частные лица — известные предприниматели А. Г. и Е. Г. Брокар (сыновья Г. Брока-ра), член правления Товарищества «Сиу А и К» Ш. М. Сиу и др.
Возглавлялась палата Советом, председателем которого был избран Авдаков. Торговая палата имела отделения в Москве, Варшаве, Ростове-на-Дону, Одессе, Либаве. Она издавала ежемесячный журнал «Вестник Русско-Французской торговой палаты» (1912-1916 гг. на русском и французском языках), «Ежегодник Русско-Французской торговой палаты» (19131914 гг.).
Авдаков довольно много писал на разные экономические темы. Но главными оставались темы, связанные с развитием добывающей и металлургической промышленности, которые он всесторонне изучил и хорошо знал. Среди наиболее известных работ им написанных следует отметить «О современном положении каменноугольной промышленности Донецкого бассейна и о возможном развитии Донецкого промышленного района в ближайшее пятилетие», «Русская металлургическая промышленность», «Германские желания. Письмо к издателю «Московских ведомостей”», «О пошлинах на иностранный каменный уголь» и целый ряд других.
Жизнь и деятельность Н. С. Авдакова представляет яркий пример судьбы предпринимателя эпохи первоначального накопления капитала. Н. С. Авдаков -— человек, который самостоятельно, без протекций, добился успеха и общественного признания; человек, который прошел путь от инженера, работавшего по найму, до владельца и топ-менеджера ряда крупнейших компаний, руководителя крупнейших лоббистских бизнес-организаций страны.
11 Шепелев Л. Е. Царизм и буржуазия в 1904-1914 гг. Проблемы торгово-промышленной политики. Л.: Наука Ленингр. отдел., 1987. С. 197
Гуманитарные науки № 2 (10) / 2013 Литература
1. Авдаков Н. С. Краткий статистический обзор донецкой каменноугольной промышленности.— Харьков, 1896.
2. Авдаков Н. С. О желательности преобразовании гонного ведомства и горнозаводской промышленности.— СПб, 1907.
3. Авдаков Н. С. О желательности преобразовании горного ведомства и горнозаводской промышленности.— СПб., 1907.
4. Авдаков Н. С. О пошлинах на иностранный каменный уголь.— Харьков, 1886;
5. Бовыкин В. И. Россия накануне великих свершений.— М.: Наука, 1988.— 151 с.
6. Большаков А. Торгово-промышленное представительство // Торгово-промышленный Юг.— 1912.— № 4.
7. Лаверычев В. Я. Государство и монополии в дореволюционной России. Проблема вмешательства абсолютистского государства в экономическую жизнь и воздействие капиталистических монополий на государственный аппарат.— М.: Мысль,1982.— 200 с.
8. Промышленность и торговля.— 1908.— № 5.
9. Шепелев Л. Е. Царизм и буржуазия в 1904-1914 гг. Проблемы торгово-промышленной политики.— Л.: Ленингр. отдел., 1987.— 272 с.