О РЕЗУЛЬТАТАХ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
М. А. Горшкова
Аннотация. В статье представлены результаты констатирующего этапа исследования по определению уровня сформированности у студентов педагогического вуза профессиональной позиции.
Ключевые слова: активная профессиональная позицгя, профессиональная подготовка студентов.
Summary. The article presents the results of the final stage of the research on defining teacher training students' professional position level.
Keywords: active professional position, students' vocational training.
Новые ориентиры в подготовке будущих учителей выдвигают в ряд актуальных проблему формирования активной профессиональной позиции учителей, под которой понимается придание осмысленности учебному действию за счет возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению, видения студентом своих образовательных перспектив. Профессиональная позиция личности - это устойчивое отношение ко всему комплексу профессионально важных задач и условий профессиональной деятельности и самому себе, регулирующее поведение личности. Уровень обобщенности профессиональных действий выступает в качестве критерия иерархии позиции: от простейшей - через ситуативную к базовой - к активной позиции в целом.
В статье представлены результаты констатирующего этапа исследования
по определению уровня сформиро-ванности у студентов педагогического вуза профессиональной позиции.
Программа диагностического исследования включала два основных этапа: подбор инструментария, позволяющего получить объективные и достоверные результаты исследования; обработка и анализ полученных данных.
При выборе методик мы ориентировались на критерии и структурные компоненты профессиональной позиции: учебно-профессиональной мотивации - методика «Структура мотиваци-онной трудовой деятельности» (К. Зам-фир, А. А. Реан), социологический опрос «Профессиональный выбор»; дея-тельностный - тест-анкета «Определение направленности личности» (Б. Бас-са); социально-психологический - методика «Оценка коммуникативных и организационных склонностей (КОС)» (В. В. Синявского, Б. А. Федоришина);
61
личностный - методика «Исследования самооценки личности» (Будасси); которые в совокупности характеризуют профессиональную позицию студента.
В исследовании приняли участие 98 студентов 3-4 курсов исторического факультета и факультета иностранных языков Московского государственного областного гуманитарного института, которые составили экспериментальную группу.
Анализ результатов проводимого социологического опроса «Профессиональный выбор» показал, что многие студенты, выбрав педагогическую направленность, все же не могут быть уверены в правильности своего выбора. Данная ситуация есть проявление кризиса выбора профессии, который поддерживается тем, что обучение практически не предполагает мер, направленных на поддержание среди студентов подобной уверенности. Несоответствие декламируемых студентами приоритетных мотивов тем, что лежат в основе уже состоявшегося выбора профессии учителя можно выявить из ответа на вопрос «Почему Вы 62 выбрали свою специальность?».
Так, 36% будущих учителей ответили, что их выбор мотивирован интересом к данной профессии, обусловлен ее востребованностью или перспективностью. 29% студентов сказали, что им просто нравится учиться, слушать интересные предметы, а также то, что институт находится рядом с домом, и это удобно. 6% студентов выбор вуза посоветовали родители, или окончившие институт друзья. Лишь 5% студентов при выборе места учебы руководствовались своими способностями к выбранному виду деятельности. Оставшиеся 17% пошли учиться «случайно»: «так полу-
чилось», «вместе с другом», «чтобы не идти в армию».
Методика «Структура мотивации трудовой деятельности» была направлена на выявление уровня учебно-профессиональной мотивации, необходимой в дальнейшем для построения перспектив личностного развития. Структура мотивации трудовой деятельности включает три компонента: внутреннюю мотивацию (ВМ), внешнюю положительную мотивацию (ВПМ) и внешнюю отрицательную мотивацию (ВОМ).
Внутренняя мотивация (ВМ). В ней побуждение к успешному осуществлению деятельности связано с ценностью самой педагогической деятельности (интерес к ней, стремление к педагогическому творчеству и т.д.). Характерным показателем внутренней мотивации являются активно-познавательная и активно-творческая мотивации. Составной частью ВМ является Я-центрированная мотивация.
Внешняя положительная мотивация (ВПМ) связана с удовлетворением в процессе педагогической деятельности внешних по отношению к ней потребностей (социального престижа, уважение коллег, материальных благ и т.д.). Выраженной для ВПМ является гуманистическая мотивация, самоактуализирующая мотивация, часть Я-центрированной мотивации.
Внешняя отрицательная мотивация (ВОМ) ориентирована на реализацию самозащиты, связана с мотивами избегания (боятся возможных замечаний со стороны администрации, более опытных коллег, аудитории и т. п.). Характерной для ВОМ является ситуативная, адаптивно-неопределенная мотивация.
А. А. Реан выводит оптимальный мотивационный комплекс педагога,
представленный сочетанием: ВМ > ВПМ > ВОМ.
Чем больше сдвиг величин вправо, тем хуже отношение индивида к выполняемой трудовой деятельности, тем меньше побудительная сила мотиваци-онного комплекса. Наихудшим из сочетаний является ВОМ > ВПМ > ВМ.
Из проведенного исследования можно сделать вывод, что оптимальный мотивационный комплекс педагога, представленный сочетанием ВМ > ВПМ > ВОМ, наблюдается у 50% студентов, что свидетельствует о продуктивности выполняемой деятельности и о благоприятном психологическом климате в коллективе. У 14% испытуемых наблюдается низкая побудительная сила мотивационного комплекса (ВМ > ВПМ < ВОМ).
В процессе исследования были выявлены 2% студентов, у которых внутренняя мотивация доминирует над внешней. Можно утверждать, что у этих студентов присутствует побуждение к успешному осуществлению педагогической деятельности, интерес к ней, стремление к педагогическому творчеству и т.д., а мотивацию можно охарактеризовать как активно-познавательную и активно-творческую.
Как показывают результаты диагностики, среди испытуемых встречались категории студентов, у которых в равной степени были выражены три мотивационных комплекса, таких студентов среди опрошенных было 4%. Следовательно, у данной группы студентов в равной степени сочетаются интерес и стремление к творчеству в педагогической деятельности, стремление к уважению коллег и достижению определенного социального статуса; также они боятся возможных ошибок и осуждения.
Большую группу (25%) составили студенты, для которых внешняя положительная мотивация (ВПМ) связана с удовлетворением в процессе педагогической деятельности внешних по отношению к ней потребностей (социального престижа, уважение коллег, материальных благ и т.д.). С такими студентами следует проводить работу направленную на осознание значимости учительской профессии, развитию педагогических способностей.
Важным показателем активной профессиональной позиции является направленность личности студента, которая, в свою очередь, влияет на выбор сферы деятельности. Для ее определения участникам эксперимента был предложен тест-анкета Б. Басса «Определение направленности личности». Анкета позволила выявить направленность личности по трем важным для профпригодности шкалам: направленность на себя, направленность на общение, направленность на дело. При анализе данной психодиагностической методики важно было определить, какой из трех критериев направленности личности является доминантным.
Данные диагностики позволили сделать следующие выводы. Для большинства испытуемых характерна направленность на дело - 40%, то есть студенты ориентированы на деловое сотрудничество, имеют собственное мнение по профессиональным вопросам.
Для 27% студентов свойственна направленность на общение. Они стремятся поддерживать отношения с людьми, ориентированы на совместную деятельность, эмоционально полностью зависят от группы, при этом вся деятельность направлена на социальное одобрение.
63
64
Среди испытуемых выделилась группа студентов с направленностью на себя - 25%. Деятельность таких студентов ориентирована на прямое вознаграждение и удовлетворение собственных потребностей, у них проявляется агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность.
Мотивация и направленность личности, характеризующие формирование активной профессиональной позиции студентов, находятся в тесной корреляционной связи. Действительно, 25% студентов имеют ярко выраженную внешнюю положительную мотивацию (ВПМ), такая группа характеризуется стремлением к социальному престижу, уважению коллег, материальным благам, что, по сути, и предполагает направленность на себя; именно эта доля студентов (25%) и была выявлена при изучении направленности личности. Близкие результаты были получены по группе студентов, имеющей оптимальный мотивационный комплекс, и группе студентов, показавшей в обследовании направленность на дело, - соответственно 50% и 40% опрошенных. Эти студенты способны вести продуктивную профессиональную деятельность, нацелены на поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, ориентированы на деловое сотрудничество.
Важным фактором в развитии и профессиональном становлении личности является самооценка.
Полученные данные свидетельствуют, что 39% опрошенных оценивают себя адекватно. 34% испытуемых имеют заниженную самооценку (низкая, ниже среднего, нереально низ-
кая), то есть ниже реальной. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости, отсутствию дерзаний. Чем ниже самооценка, тем хуже себя человек мыслит по сравнению с окружающими людьми. Он ждет (и, как правило, дожидается, неосознанно провоцируя окружающих) насмешки, обмана, унижения со стороны тех, кто с ним общается. Защищая себя, он выстраивает вокруг стену недоверия. Такие люди не могут объективно воспринимать мир и, следовательно, принимать правильные решения. Часто люди с низкой самооценкой замкнуты, тяжело идут на контакт с людьми, неуверенны в себе, такие качества личности будут мешать в профессиональном становлении человека. Заниженная самооценка приводит к «выученной беспомощности» - человек заранее опускает руки перед трудностями и проблемами, так как все равно ни на что не способен. Такие студенты нуждаются в коррекци-онной работе с психологом по исправлению самооценки, так как заниженная самооценка может отрицательно повлиять не только на профессиональную деятельность человека, но и на дальнейшую жизнь.
Самооценка является важным фактором, поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему. Оптимальна - высокая самооценка, уважение к себе при трезвой (реалистичной) оценке своих возможностей и способностей. По результатам нашего исследования, у 2% студентов самооценка выше среднего, у 5% - высокая, у 20% - завышенная. Завышенная самооценка чревата чрезмерными претензиями на внимание к своей
персоне и опрометчивыми решениями. Кроме того, люди, имеющие завышенную самооценку, часто переоценивают свои возможности, им присущ неадекватный уровень притязаний, часто они выбирают для себя задачи, не соответствующие своим возможностям. Следовательно, со студентами, имеющими неоправданно завышенную самооценку, нужно проводить коррекционную работу, которая может быть представлена различными формами: тренинги, индивидуальные беседы, деловые игры.
Исследуя социально-психологический фактор, влияющий на формирование активной профессиональной позиции, мы использовали методику «Оценка коммуникативных и организаторских способностей» (КОС) В. В. Синявского и Б. А. Федоришина.
На основании результатов проведенной диагностики можно утверждать, что в данной группе преобладают люди с коммуникативными способностями (95%), нежели с организаторскими (84%), что является позитивным фактором для их будущей профессиональной деятельности.
Важную роль в формировании активной профессиональной позиции студентов играет их участие в общественной жизни группы, факультета, института. Для исследования активности будущих педагогов в общественной деятельности мы предложили анкету «Степень активности», на основании которой предполагали определить стремление студентов к ведению общественной работы, наличие опыта такой работы, предпочитаемые направления общественной работы и т.п.
На вопрос «Хотелось бы Вам заниматься в группе, на факультете общественной деятельностью?», 58% сту-
дентов показали значительный потенциал активности.
На вопрос «Если Вы хотите заниматься общественной работой, то какой именно?», студенты, проявившие интерес к общественной деятельности, обозначили сферы, в которых они хотели бы реализовать свою активность. Большинство студентов желают принимать участие в оздоровительных мероприятиях (34%), оказывать социальную помощь нуждающимся в ней людям (41%). Небольшое количество опрошенных изъявили желание участвовать в студенческом самоуправлении (18%), что, несомненно, поможет им приобрести качества, необходимые современному педагогу: активность, ответственность, инициативность, самостоятельность и т.д.
Интересные ответы были получены на вопрос: «Какой из перечисленных вариантов общественной работы Вы уже занимаетесь?». 20% опрошенных отметили, что уже оказывают социальную помощь. Студент 3 курса исторического факультета организовал фонд социальной поддержки и увлек в эту работу часть студентов фа- 65 культета. Участники фонда посещают детские дома города и оказывают посильную помощь материального (игрушки, письменные принадлежности, одежда) и воспитательного характера (организуют и проводят праздники для воспитанников детских домов). 15% студентов участвуют в организации и проведении мероприятий патриотического характера. Традиционно разрабатываются и внедряются программы патриотической направленности, включающие в себя разные формы: научные конференции, воспитательные и спортивные мероприятия, посещения ветеранов Великой
Отечественной войны. 8% опрошенных участвуют в студенческом самоуправлении, 15% - в оздоровительных (спартакиады, соревнования институтского и городского уровня) и воспитательных (концерты, конкурсы, акции) мероприятиях институтского, городского и областного масштабов.
Полученные в ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы результаты свидетельствуют о том, что:
- не у всех студентов сформированы представления о профессиональной педагогической деятельности;
- у большинства из опрошенных наблюдается оптимальный мотиваци-онный комплекс педагога, который является важным показателем активной профессиональной позиции будущих учителей;
- при составлении программы формирования активной профессиональной позиции будущих учителей важно учитывать различную направленность личности студентов;
- в основном у студентов присутствует адекватная самооценка, направ-
66 ленность на дело, общение, наблюдается активность.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесов С. В. Тесты в социологическом исследовании. - М., 1982.
2. Акопов Г. В. Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания // Психология учителя. - М., 1989. - С. 3-4.
3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. А. А. Бодале-ва и др. - М., 1980. - 168 с.
4. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. - М., 1984.
- 105 с.
5. Бедерханова В. П. Становление лично стно ориентированной позиции педагога. -Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2001. - 220 с.
6. Борытко Н. М. Система профессионального воспитания в вузе: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Н. К. Сергеева. - М.: ППРО, 2005. - 120 с.
7. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителями и педагогическим коллективом. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
- 496 с. ■