УДК 37:004
ОТ8"В7|ТГ,ТТ А ТЪ Д ТЛ ИТ А ТЙ'ТГЙ''"^'^ Т^ТВ А ТТТГ/1ПГ/1Г ТЛЯТ1
РМЛАММ11АЦИИ И И 1111 РАЦИИ ! Ы И1
Л.А. Молокостова, Л,В. Фадеев
Описан процесс проектирования интегра- онно-коммуникационная инфраструктура ции информационных систем в образовании системы образования получилась неоднородна«: части информационной политики системы ной, состоящей из множества различных образования Челябинской области. В результа- несвязных элементов, а дублирование и проти-те интеграции будет исключено дублирование воречивоетъ одних и тех же данных в разных и противоречивость одних и тех же данных в информационных системах выступает препя-разных информационных системах, будет тствием для интеграции информационных обеспечена целостность информационно- ресурсов (баз данных), снижают эффектив-коммуникационной инфраструктуры системы ность управления качеством образования на образования. всех уровнях .
Для решения перечисленных проблем
Ключевые слова; информационные систе- развития информационно-коммуникационной
мы, информационная политика, система инфраструктуры на уровне региона в 2018 году
оценки качества образования. была разработана и утверждена Концепция
информационной политики в системе образоВ последние годы национальная система вания Челябинской области [1], в рамках образования претерпела значительные измене- которой существенная роль отводится образо-ния. Была изменена законодательная база, вательным организациям в составе образова-были введены ФГОС, изменились подходы к тельной агломерации.
оценке качества образования. Для повышения МОУ «СОШ № 13 имени К),А. Гагарина»
качества образования и эффективности приня- г. Кыштыма является региональной инноваци-
тия управленческих решений была начата онной площадкой, работает над проектом
информатизация системы образования. «Формирование информационной политики
В настоящее время активно внедряются и системы образования Челябинской области в
используются различные информационные части проектирования интеграции информаци-
системы (ГИС «Образование Челябинской онных систем в образовательной организа-
области», ИС «Аттестация педагогических ции»; также школа — участник межмуници-
работников», ФИС ФРДО, официальный сайт пальной проектной группы по разработке
образовательной организации, системы регио- проекта паспорта информационно-
нальных мониториншв др.). В совокупности коммуникационной инфраструктуры системы
функционирующие информационные системы образования Челябинской области,
обеспечивают систему образования необходи- Деятельность МОУ «СОШ № 13 имени
мой для результативного управления качес- Ю.А. Гагарина» направлена на решение
твом образования информацией, имеют огром- проблем развития информационно-
ный круг пользователей, большие базы дан- коммуникационной инфраструктуры как
ных. комплексного механизма функционирования
Каждая информационная система была системы оценки качества образования и
создана разными разработчиками по заказу управления качеством образования, связанных
различных ведомств в разных регионах Рос- с отсутствием полной интеграции элементов
сийской Федерации. Внедрение этих систем в информационно-коммуникационной инфрас-
систему образования Челябинской области труктуры между собой.
происходило независимо друг от друга в При проектировании интеграции информа-
течение продолжительного времени. Таким ционных систем в системе образования нами
образом, в процессе становления информаци- учтены принципы функционирования ГИС
О регламентации интеграции региональных информационных систем в части исключения дублирования информации
«Образование» [2]:
— согласованная работа участников в информационной среде на основе единой базы данных;
— централизация автоматизированного сбора и представления информации;
— обеспечение полноты, актуальности и достоверности информации;
— возможности интеграции ГИС «Образование» с другими (внешними) информационными системами.
Таким образом, анализ и предложения по оптимизации (интеграции) баз данных информационных систем, используемых в системе образования, следует производить с позиции использования государственной информационной системы «Образование Челябинской области» как единственного ведомственного источника данных.
В соответствии с договором между ГБУ ДНО РЦОКИО и МОУ «СОШ № 13» определено техническое задание, календарный план по реализации проекта региональной информационной площадки. Приказом по школе определена рабочая группа и утверждён план ее работы, определены информационные материалы. В рабочую группу вошли директор школы, заместитель директора по информатизации, заместители директора по учебной и воспитательной работе, консультант от Управления по делам образования Кыштымского городского округа, начальник отдела информатизации, консультант от ГБУ ДПО РЦОКИО, начальник отдела обеспечения функционирования информационных систем, учителя школы (по согласованию).
С целью регламентации процесса интеграции информационных систем в настоящее время выполнены следующие шаги:
— составлен реестр информации, обрабатываемой в имеющихся информационных системах;
— составлен перечень запросов информации, поступающих в образовательную организацию.
Реестр информации содержит в себе полный перечень информации, которая может обрабатываться в ГИС «Образование Челябинской
области», ИС «Аттестация педагогических работников», информации, обязательной к публикации на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет, информации, необходимой для печати документов об образовании и загрузки данных о них в ФИС
На основе этого перечня создана интерактивная сводная таблица, которая показывает дублирующиеся данные в информационных системах, позволяет их сортировать, фильтровать по объектам (обучающийся, родитель, сотрудник, организация),
Используя сводную таблицу, возможно выполнить проектирование интеграции информационных систем.
Недостаточно просто выявить дублирующиеся данные в информационных системах: для таких данных необходимо определить, какая информационная система будет первичной (в какую будут заноситься эти данные, а какая будет вторичной — будет получать данные автоматически из первичной информационной
Также для разработки технического задания на доработку информационных систем необходимо сравнить форматы представления информации в каждой информационной системе, предложить общий подход к хранению. Так, например, информация о Лицензии на осуществление образовательной деятельности должна быть представлена в трёх информационных системах: ГИС «Образование», ИС «Аттестация педагогических работников», официальный сайт образовательной организации в сети Интернет. Формы представления этой информации в системах различаются. При этом на сайте достаточно опубликовать ссылку на скан-копию документа.
Далее требуется выполнить следующие шаги:
- сделать детальный анализ запрашиваемой различными органами и организациями информации, сопоставить её с данными, имеющимися в ИС;
— проанализировать возможность автоматического формирования форм федерального статистического наблюдения в существующих
28
№2(7) 2019
Л.А. Молокостова, Л.В. Фадеев
— составить перечень информации, которую 1. Kontseptsiya informatsionnoy politiki v необходимо добавить в существующие ИС для sisteme obrazovaniya CHeîyabinskoy oblasti их полноценной интеграции и возможности (prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki отвечать на внешние запросы в полуавтомата- CHeîyabinskoy oblasti ot 18 Л 2.2018 g. ческом и автоматическом режиме. № 03/3669) - URL: https://rcokio.ru/iiles/upload/
На основе результатов работы опорной oib/concept.pdf
площадки будет регламентирована интеграция 2. О vvode v ekspluatatsiyu gosudarstvennoy
и внесены изменения в существующие инфор- informatsionnoy sistemy «Obrazovanie
мационные системы, что обеспечит CHeîyabinskoy oblasti» : prikaz M-va
— отсутствие дублирования и противоречи- obrazovaniya i nauki CHeîyabinskoy oblasti ot 22 вости одних и тех же данных в разных инфор- aprelya 2019 goda № 01/1506 - URL: мационных системах; https://rcokio.ru/files/docunients/prikaz _1506.
целостность информационно- pdf коммуникационной инфраструктуры (автоматическое взаимодействие информационных Сведения об авторах систем); Молокостова Любовь Алексеевна -
- наличие и использование модельных директор муниципального общеобразователь-сценариев аналитических отчётов на основе ного учреждения «Средняя общеобразователь-данных различных действующих информаци- ная школа № 13 имени Ю.А. Гагарина», Челя-онных ресурсов ; бинс кая обл., г. Кыштым
- увеличение доли форм федерального Фадеев Леонид Вячеславович - замести-статистического наблюдения, которые форми- тель директора по информатизации муници-руются (собираются) с использованием ГИС пального общеобразовательного учреждения «Образование Челябинской области», от «Средняя общеобразовательная школа № 13 общего количества до 100% в 2021 году. имени Ю. А. Гагарина», Челябинская обл.,
Результаты нашей работы совместно с г. Кыштым результатами работы других участников
межпроектных групп решат проблемы разви- Information about authors
тия информационно-коммуникационной Molokostova L.A. - Director of Municipal
инфраструктуры как комплексного механизма General Education Institution «Secondary Gen-
эффективного функционирования системы eral Education Schoo! J\r9 13 in honor of
оценки качества образования и управления Yu.A. Gagarin», Kyshtym
качеством образования. Fadeev L.V. - Deputy Director in
Informatization of Municipal General Education
Список литературы Institution «Secondary General Education School
1. Концепция информационной политики в № 13 in honor of Yu. A. Gagarin», Kyshtym системе образования Челябинской области
(приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2018 г. № 03/3669) - Il R L : http s ;//rcoki о. ru/fi 1 е s/u р 1 oad/ oib/concept.pdf
2. О вводе в эксплуатацию государственной информационной системы «Образование Челябинской области» : приказ М-ва образования и науки Челябинской области от 22 апреля 2019 года № 01/1506 - URL: https://rcokio.ru/files/documents/prikaz_1506.