Разумовский В.М.
О РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ
Аннотация. Автор рассматривает актуальные проблемы развития Арктической зоны России с позиций эколого-экономического подхода. Особое внимание уделяется вопросам рационализации природопользования в условиях Арктики.
Ключевые слова. Регион, Арктика, природопользование, эколого-экономический подход, устойчивое развитие.
Razumovskiy V.M.
ON THE REGIONAL CONCEPT OF THE NATURAL RESOURCES MANAGEMENT IN THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA
Abstract. The article deals with the topical issues of the Russian Arctic zone development in terms of ecological-and-economic approach. The problems of rationalization of the natural resources management in the Arctic conditions are considered.
Keywords. Region, the Arctic Region, ecological-and-economic approach, sustainable development.
Важнейшее экономическое, экологическое и геополитическое значение Арктической зоны России (АЗР), обусловливает необходимость преодоления негативных тенденций в её развитии, связанных, главным образом, с преобладанием моноотраслевого подхода к территориальной организации хозяйства и эксплуатации природных ресурсов. Развитие экономики АЗР связано с решением целого ряда сложных задач, к первоочередным из которых следует отнести
• установление экономически эффективных и экологически допустимых технологических и пространственных соотношений между добывающими отраслями и производствами;
• диверсификация хозяйства моноресурсных регионов АЗР, увеличение вклада в их экономику традиционных секторов хозяйства (с учетом того, что ископаемые ресурсы со временем истощатся и не возобновляются);
• обеспечение устойчивого развития поселений, основу которых составляет коренное население;
• обеспечение логистических решений, сочетающих интересы освоения природных ресурсов и их транспортировки, создания новых и развития существующих поселений, сохранение природных условий и условий быта малых народов региона;
• обеспечение, наряду с охраной природного разнообразия, сохранения этнокультурного разнообразия, как составной части культурного наследия АЗР, основы формирования ее положительного имиджа и перспективного ресурса развития арктического туризма;
• обеспечение прочной правовой основы инновационного развития АЗР;
ГРНТИ 06.71.63 © Разумовский В.М., 2017
Владимир Михайлович Разумовский - доктор географических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и природопользования Санкт-Петербургского государственного экономического университета, вице-президент Русского географического общества, главный редактор журнала «Известия Русского географического общества».
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (812) 310-47-29. Е-mail: [email protected].
• формирование в российской Арктике единого экономического, транспортно-логистического, правового и информационного пространства, функционально связанного с остальными составляющими хозяйственного комплекса России.
Решение перечисленных задач позволит создать в АЗР экономически эффективную, экологически сбалансированную, технически совершенную, юридически и социально обоснованную макрорегио-нальную систему природопользования, составляющую основу всего хозяйственного комплекса этого региона. Масштаб задач, экстремальность условий регионального развития, отставание от мирового опыта по целому ряду перспективных направлений потребуют использования инновационных технологий, многие из которых в России до сих пор не применялись.
При этом необходимы инновационные разработки, решения и продукты, рассчитанные на реализацию в экстремальных арктических условиях с учетом новизны и масштабности задачи. Взаимосвязанность, взаимообусловленность, сложность и пионерный характер перечисленных задач, необходимость их согласованного решения обусловливают целесообразность разработки и реализации инновационной макрорегиональной концепции природопользования на основе комплексного подхода с широким межотраслевым, междисциплинарным охватом. Комплексный подход и широкий межотраслевой, междисциплинарный охват проблемы обусловили выделение ряда взаимосвязанных направлений регионального развития, которые будут рассмотрены автором далее.
Эколого-экономическая оптимизация недропользования в Арктической зоне России В последние десятилетия в развитии мировой минерально-сырьевой базы наблюдается ряд устойчивых тенденций, имеющих в целом объективный характер: ухудшение горно-технических, физико- и экономико-географических условий разработки полезных ископаемых; увеличение объемов запасов при одновременном ухудшении качества полезных ископаемых большинства месторождений, вовлекаемых в эксплуатацию; концентрация добычных работ; увеличение масштабов техногенного воздействия горных работ на окружающую среду. Эти тенденции характерны и для развития добывающих отраслей России. Общий сдвиг объектов отечественной минеральной сырьевой и топливной базы в направлении северных и восточных районов страны неизбежно усложняет развитие горнодобывающей промышленности, имеющей важнейшее значение в российской и мировой экономике.
Основная цель - разработка развернутой системы мероприятий по оптимизации отраслевой и пространственной структур горнодобывающих отраслей, функционирующих в сложных горнотехнических, природных и экономико-географических условиях АЗР. Достижение этой цели планируется посредством решения следующих задач:
• оценка состояния балансов основных полезных ископаемых АЗР;
• разработка инновационных моделей ресурсных циклов для основных минеральных сырьевых и топливных баз;
• оценка технических, экономических и экологических условий развития форм организации горнодобывающих производств, главным образом концентрации и комбинирования (комплексное использование сырья, его последовательная переработка и утилизация отходов);
• оценка возможностей и перспектив развития экономических кластеров на основе эксплуатации крупнейших минеральных сырьевых и топливных баз АЗР;
• эколого-экономическая типология горнодобывающих предприятий и разработка на ее основе концептуальных положений по формированию экологической политики арктического недропользования, содержащей конкретные мероприятия по снижению техногенного воздействия горных работ на окружающую среду и рекультивации ландшафтов, нарушенных горными работами;
• составление схемы пространственного (территориального и акваториального) развития горнодобывающих производств и соответствующей инфраструктуры с учетом перспектив прироста запасов полезных ископаемых, формирования транспортно-логистических коммуникаций, систем расселения, структуры землепользования (в том числе в оленеводстве), экологической емкости ландшафтов и задач сохранения природного разнообразия и культурного наследия. Рациональное использование биотических ресурсов и сохранение природного разнообразия
Арктической зоны России
Арктика обладает уникальным и все еще мощным потенциалом ресурсов животного и растительного мира. Однако постоянное увеличение промысловой и техногенной нагрузки на природу
Арктики привело к существенному сокращению численности многих популяций полярной фауны и флоры. Низкий потенциал устойчивости арктических ландшафтов и их важнейшие средообра-зующие функции глобального значения обусловливают теснейшую связь мероприятий по использованию биотических ресурсов и охране природы. В связи с этим давно назрела необходимость в разработке и незамедлительной реализации системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на воспроизводство, охрану и экологически регламентированное использование биотических ресурсов Арктики.
Основная цель - разработка концептуальных основ рационального использования, воспроизводства и охраны биотических ресурсов и природного разнообразия АЗР. Для разработки этой программы планируется решение следующих задач:
• разработка инновационных моделей ресурсных циклов, в том числе разработка моделей ресурсных циклов охотничьих животных и оленеводства, а также лесоресурсного (для южных территорий АЗР) и арктических сельскохозяйственных циклов;
• оценка технических, экономических и экологических условий развития форм организации отраслей биотического природопользования;
• оценка возможностей и перспектив развития экономических кластеров на основе эксплуатации биотических ресурсов АЗР;
• эколого-экономическая оценка ландшафтной структуры АЗР (макротаксономический уровень);
• природно-ресурсное и эколого-экономическое районирование АЗР;
• составление схемы пространственного развития отраслей природопользования и соответствующей инфраструктуры с учетом формирования транспортно-логистических коммуникаций, систем расселения, структуры землепользования (в том числе в оленеводстве), экологической емкости ландшафтов и задач сохранения природного разнообразия и культурного наследия;
• разработка предложений по формированию репрезентативной в ландшафтно-экологическом отношении региональной сети особо охраняемых природных территорий, акваторий и прибрежных территориально-акваториальных комплексов;
• конструирование на этой основе ландшафтно-экологического каркаса АЗР, встроенного в общероссийскую и общеевропейскую природоохранные сети, с включением в его структуру притунд-ровых лесов и коренных старовозрастных лесных массивов;
• разработка региональной системы обращения с промышленными и бытовыми отходами, с учетом формирования транспортно-логистических коммуникаций, систем расселения, структуры землепользования (в том числе в оленеводстве), экологической емкости ландшафтов;
• разработка концептуальных положений по формированию экологической политики арктического природопользования.
Рациональное использование ресурсного потенциала морей Арктической зоны России
Рациональное использование морских ресурсов - биотических, абиотических, минерально-сырьевых и водных - является государственной задачей для любой страны, имеющей прямой выход к морю. Как показывает мировая практика, в том числе «арктических» государств - Норвегии, Канады, США, Дании (Гренландии), экономический успех в освоении морского ресурсного потенциала возможен только при наличии комплексного интегрированного подхода к управлению различными отраслями морского природопользования. Такой подход предполагает планирование долгосрочных мероприятий с достижением компромиссов между различными природопользователями при соблюдении государственных, региональных и корпоративных интересов.
Морская доктрина РФ до 2020 года, утвержденная Президентом России (Пр-1387 от 27 июля 2001 г.), относит защиту и сохранение морской среды к сфере национальных интересов. Однако, реализация мер охраны морской среды сталкивается с существенными сложностями, которые связаны, прежде всего, с недостаточным уровнем развития методологических, методических и правовых основ морского пространственного планирования, недостатками структуры управления разными видами морской деятельности, ограничениями юрисдикции государства в отношении морских пространств. У российских корпораций практически отсутствуют опыт и собственные технологии разработки морских недр, а их эксплуатация не полностью обеспечена правовыми актами.
Цель - разработка концептуальных основ рационализации морского арктического природопользования в контексте общей проблемы обеспечения устойчивого развития АЗР. Планируется решение следующих задач:
• разработка моделей морехозяйственных ресурсных циклов промысловых видов морской фауны и гидробионтов (рыбохозяйственных и марикультуры);
• оценка технических, экономических и экологических условий развития форм организации отраслей морского биотического и минерально-сырьевого природопользования;
• оценка возможностей и перспектив развития полиструктурных экономических кластеров (с включением перерабатывающих, судостроительных, судоремонтных и др. производств) на основе эксплуатации биотических и нефтегазовых ресурсов морей АЗР;
• эколого-экономическая оценка ландшафтной структуры морей АЗР (макротаксономический уровень);
• природно-ресурсное и эколого-экономическое районирование акваториального пространства АЗР;
• выделение морских природных комплексов (МПК) с доминантной средообразующей функцией и рациональное их распределение в морском пространстве;
• установление экологически и экономически обусловленных пространственных соотношений между хозяйственно используемыми акваториями и охраняемыми МПК, обеспечивающих сохранение и природного разнообразия, и приемлемой экологической обстановки в пределах морского пространства АЗР;
• составление крупномасштабной схемы пространственного развития отраслей морского природопользования и соответствующей инфраструктуры с учетом формирования морских и береговых транспортно-логистических коммуникаций, береговых систем расселения, экологической емкости морских ландшафтов и задач сохранения природного разнообразия;
• разработка концептуальных положений по формированию экологической политики морского арктического природопользования.
Сохранения традиционного расселения, хозяйственной деятельности и культуры малочисленных народов Арктической зоны России
Права малых коренных народов в России закреплены в Конституции РФ и защищены целым рядом правовых актов, в т.ч. федеральными законами. Они соответствуют принятым в мировом сообществе нормам (например, Декларации ООН о правах коренных народов) в отношении землепользования, использования традиционных природных ресурсов и гарантируют коренным малочисленным народам сохранение их традиционного расселения и хозяйственной деятельности. В то же время, глобальное развитие АЗР, связанное с интенсивным недропользованием, развитием транспортных, трубопроводных систем и производственных мощностей, может оказаться фактором, оказывающим значительное негативное влияние на традиционный уклад и образ жизни малых народов.
В условиях промышленного освоения территории АЗР существование малочисленных народов Севера в качестве самостоятельных этнических общностей напрямую зависит от сохранения их исконной среды обитания, развития традиционной хозяйственной деятельности, наличия возможности заниматься народными промыслами и ремеслами. Для сохранения традиционного расселения, хозяйственной деятельности и культуры малочисленных народов Арктической зоны России предусматриваются следующие основные мероприятия:
• организация и проведение этносоциологического исследования для создания информационной системы, отражающей состояние и перспективы социально-экономического развития малочисленных народов АЗР;
• разработка научно обоснованных предложений по формированию устойчивой социально-бытовой инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность, культурные и образовательные потребности малочисленных народов в условиях кочевого образа жизни;
• разработка предложений по созданию системы научного сопровождения оленеводства и интенсификации использования его кормовой базы;
• сохранение и развитие кормовой базы оленеводства как одного из доминантных элементов территориальной структуры АЗР при разработке предложений по ее оптимизации в контексте данного проекта;
• разработка предложений по созданию в районах компактного расселения коренных малочисленных народов системы территорий с особым режимом природопользования (территории традиционного природопользования, этноприродные парки) для сохранения исконной среды обитания коренных малочисленных народов;
• совершенствование законодательства в части регулирования отношений между промышленными корпорациями и местным населением в сфере землепользования.
Информационная система и пространственная организация Арктической зоны России
Устойчивое развитие АЗР требует рациональной организации экономического пространства. учитывающей физико-географические, экономико-географические, социально-экономические и транс-портно-логистические особенности регионов, условия проведения строительных работ на вечномерз-лотных грунтах, необходимость доставки рабочей силы и т.п.
Решение перечисленных выше стратегических задач неразрывно связано с совершенствованием пространственной структуры хозяйства и системы расселения региона. В этой связи предусматривается разработка конкретных предложений и методических рекомендаций относительно проведения следующих мероприятий в части формирования пространственной структуры АЗР:
• приведение сложившейся территориальной структуры производства в соответствие с современными представлениями о наиболее эффективных подходах к развитию и размещению производительных сил, выявление и стимулирование приоритетного развития регионов-локомотивов, полюсов и «точек роста»;
• формирование территориально-производственных комплексов (ТПК) на базе эксплуатации минеральных, гидробиотических, лесных, почвенных и рекреационных (туристских) ресурсов, развитие систем расселения на основе указанных ТПК;
• формирование постоянного населения через повышение культурно-квалификационного потенциала населения (и, прежде всего, его активной части);
• развитие информационно-коммуникационной сети, внедрение инновационных методов в системы технического и научного менеджмента с широким использованием дистанционных методов в организации занятости населения;
• формирование в районах освоения минеральных ресурсов региональных полюсов роста на основе реализации инвестиционных проектов и создания экономических кластеров;
• преодоление инфраструктурных ограничений регионального развития;
• развитие межрегиональной интеграции;
• смягчение региональной поляризации за счёт ускорения развития слаборазвитых районов; выявление региональных точек роста и стимулирование их развития;
• усиление существующих и формирование новых планировочных осей на базе транспортных, включая водные, магистралей, развития линейно-узловой системы расселения; соединение основных планировочных осей в единую планировочную систему;
• преобразование отдельных локальных систем расселения во взаимосвязанные групповые системы населенных мест;
• сочетание постоянной системы расселения с вахтовыми поселениями для разведки, освоения и эксплуатации новых источников природных ресурсов; создание подцентров освоения северных территорий - опорных пунктов вахтовой системы расселения;
• выделение и юридическое закрепление территорий, необходимых для ведения традиционного хозяйства - оленеводства, рыболовства, охоты, морского зверобойного промысла в районах проживания малочисленных народов АЗР.
Всестороннее обеспечение планируемых направлений развития АЗР
Реализация стратегических целей и решение намеченных задач в части инновационного развития в первоначальный период должна опираться на традиционный центр освоения Севера - Санкт-Петербург, а затем на уже во многом сложившийся экономический, социальный и научно-образовательный потенциал других городов (Мурманск, Апатиты, Архангельск, Воркута, Ухта, Норильск), которые должны стать своеобразными центрами диффузии инноваций сначала на ближайшие акцепторы (потребители инноваций), а затем и на всю территорию АЗР.
Правовое обеспечение устойчивого развития Арктической зоны России, по мнению автора, надлежит осуществлять по ряду взаимосвязанных направлений: правовое обеспечение экономического развития АЗР (предложения по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения, разработка проектов новых нормативных правовых актов по развитию инфраструктуры региона, добыче полезных ископаемых, развитию туризма и пр.); правовое обеспечение экологической безопасности АЗР (экспертиза законодательства по охране окружающей среды Арктического региона России и предложения по его совершенствованию); правовое обеспечение геополитических и экономических интересов России в Арктике (правовые основы и практики взаимодействия с международными организациями, отстаивание национальных интересов России в международных организациях и международных судах и пр.).
Исследование имеющихся и потенциальных угроз инновационной модели ре-освоения российской Арктики выдвигает в центр исследования внешнеполитическое и внешнеэкономическое обеспечение развития Арктической зоны России. Основные ожидаемые результаты в этой области составят мероприятия системы мониторинга внешнеполитических и внешнеэкономических рисков развития российской Арктики, включая: определение структуры, географической и отраслевой природы рисков и внешних вызовов; определение механизмов опережающей внешнеполитической диагностики ситуации в АЗР; прогнозирование внешнеполитических и внешнеэкономическим эффектов от предпринимаемых и планируемых действий государства и бизнеса в регионе; экспертизу проектов и выработку предложений по минимизации возможных рисков.
Особого внимания требуют вопросы защиты национальных интересов и национальной безопасности, предупреждения потенциальных и разрешения возникающих напряжений в связи с развертыванием широкого круга мероприятий России в регионе, арктических морях и на континентальном шельфе. Следует учесть, по мнению автора, мировой опыт в этой области, в том числе накопленный Швецией и Финляндией.
Специального внимания заслуживает транспортно-логистические обеспечение устойчивого развития в Арктической зоне России. Цель - разработка концептуальных предложений по развитию транс-портно-логистической системы (ТЛС) в АЗР. Основным ожидаемым результатом этих усилий должна стать экономически и экологически обоснованная модель развития сети транспортных коммуникаций АЗР, обеспечивающая устойчивое социально-экономическое развитие региона, его связи с общероссийской и мирохозяйственной ТЛС, территориальную целостность и единство экономического пространства Российской Федерации, а также конституционное право населения региона на постоянное и устойчивое транспортное обслуживание.
Основные задачи развития транспортной инфраструктуры на территории АЗР в контексте федеральной транспортной политики, по нашему мнению, следующие:
• формирование единой региональной ТЛС, интегрированной в федеральную и международную транспортные сети, связывающей все районы АЗР в единое экономическое пространство, обеспечивающей внутри- и межрегиональные связи в соответствии с перспективами экономического и социального развития российской Арктики;
• использование транспортного (транзитного) потенциала как одного из важнейших ресурсов регионального развития за счет реализации преимуществ транспортно-географического и геополитического положения АЗР, укрепления его места в мирохозяйственной системе, упрочения позиции в конкурентной сфере мировых перевозчиков на Евразийском континенте. Создание условий для замыкания грузопотоков на транспортные коммуникации (с максимальным использованием субмеридионального направления) с целью развития региональных рынков и их эффективной интеграции в мирохозяйственную систему;
• развитие межрегиональных и региональных транспортных связей по важнейшим направлениям грузо- и пассажиропотоков, в том числе для освоения новых источников энергетических, металло-рудных, биотических (включая лесные) ресурсов и комплексного развития районов их эксплуатации. Ликвидация разрывов и «узких мест» в опорной транспортной сети, в том числе в прибрежных районах; развитие транспортных связей с труднодоступными сырьевыми базами;
• формирование арктической части межрегиональной транспортной системы в составе: грузовая Северо-Сибирская магистраль, водная часть интермодального широтно-меридионального коридо-
ра «Енисей - Северный морской путь (СМП)», кроссполярные воздушные трассы и энергетические «мосты»;
• возрождение водной транспортной системы «Енисей - СМП» для внутрирайонных связей и выхода сибирских регионов на европейский рынок;
• формирование современных мультимодальных транспортно-логистических комплексов, а также развитие транспортно-логистических портовых комплексов на водном пути Енисей - СМП. Восстановление и развитие навигационной инфраструктуры для обеспечения СМП;
• развитие портово-промышленных комплексов на интермодальных коридорах;
• кардинальное расширение и улучшение качества пассажирских перевозок с использованием современных модернизированных пассажирских терминалов и транспортно-пересадочных узлов на территории АЗР.
Особого внимания заслуживают перспективы использования транзитного потенциала АЗР. Особенности географического положения создают естественное преимущество для транзита материалов и готовой продукции из стран Юго-Восточной Азии в страны Северной, Восточной и Центральной Европы через Северный морской путь. СМП - транспортный коридор через российскую Арктику - является одним их самых удобных, экономичных и экологичных транспортных маршрутов. Так, по сравнению с морским маршрутом через Суэцкий канал, экономия может достигать двух раз (как по времени, так и по затратам), поэтому арктический маршрут видится чрезвычайно перспективным и интересным. Уже сейчас, при отсутствии должной инфраструктуры и немногочисленном флоте, японские, корейские и китайские компании согласуют свои производственные циклы с навигационным периодом в российской Арктике для перевозок материалов и готовой продукции. Это дает основание полагать, что при наличии оборудованных портов, достаточного количества судов повышенной проходимости, развитии инфраструктуры, поток будет еще более интенсивным.
В отдаленной перспективе возможно создание Северо-Российской Евразийской магистрали (СРЕАМ), необходимой для организации транзита международных грузов из США и Канады в Европу и Азию через Берингов пролив; его реализация даст ощутимые преимущества Северо-Востоку России в виде ослабления его транспортной изолированности. Железная дорога должна сочетаться с созданием крупных транспортно-логистических узлов, с другими видами транспорта и обеспечивать внутренние и транзитные (в том числе международные) перевозки.
Крайне сложные природные условия развития транспортных коммуникаций, их большая протяженность, неравномерно, в основном слабо, развитая сеть поселений, отсутствие в некоторых районах (например на Ямале и на севере Западной Сибири) месторождений строительных материалов резко удорожают строительство в АЗР линейных и узловых объектов транспортной инфраструктуры. В связи с этим предполагается разработка предложений относительно стадийности формирования элементов ТЛС в регионе с учетом развития добывающих производств и системы расселения АЗР.
Развитие региональных транспортных коммуникаций, превращение важнейших из них в интермодальные коридоры, связанные с трансконтинентальными магистралями посредством мультимодаль-ных транспортно-логистических узлов, существенно повысит эффективность реализации транспортного потенциала АЗР. Реализация предусмотренных мероприятий создаст условия для замыкания грузопотоков на транспортные коммуникации АЗР, что создаст предпосылки для развития в перспективе региональных рынков и расширит функции региона в общероссийской и мирохозяйственной системах. Осуществление предусмотренных мероприятий в контексте федеральной и региональной транспортной политики позволит в основном сформировать единую транспортно-логистическую систему, интегрированную в общероссийскую и мирохозяйственную транспортные сети и связывающую все регионы АЗР в единое экономическое пространство. Развитие транспортно-логистической системы в АЗР создаст платформу для устойчивого экономического развития всего региона, повышения его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, для укрепления позиций Российской Федерации в Арктике.
Особое место должны занять образовательные программы, ориентированные на подготовку специалистов для работы в арктических условиях. В первую очередь это образовательные программы переподготовки и повышения квалификации уже работающего персонала компаний, локализованных в АЗР. Параллельно следует начать подготовка специалистов по основным образовательным про-
граммам широкого профиля, создаваемых в СПбГЭУ и вузах-партнерах с учетом технических, технологических, экологических и социально-экономических запросов регионов АЗР. Особое внимание при этом, с учетом географических особенностей АЗР, будет уделено разработке программ дистанционного обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ермакова Н.А., Калоева А.Т., Разумовский В.М. Особо охраняемые природные территории и управление экологической обстановкой в регионе // Современные проблемы регионалистики. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013.
2. Карпова Г.А., Разумовский В.М. Проблемы экологизации планирования регионального развития // Журнал правовых и экономических исследований. 2016. № 1.
3. Карпова Г.А., Разумовский В.М. Эколого-экономические проблемы природопользования в береговой зоне // Современные проблемы регионалистики. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013.
4. Лашов Б.В., Лашов В.В. Крайний Север: автономные округа и малочисленные народы (социально-экономический очерк). М.: Изд-во МБА, 2008.
5. Разумовский В.М., Солодкий А.И. Транспортно-логистические системы и региональное развитие // Проблемы современной экономики. 2009. № 2 (30).
6. Razumovsky V.M. Economic-geographica studies of environmental management // Socio-economic geography in Russia / The Russian Geographical Society. Vladivostok: Dalnauka, 2015.