Научная статья на тему 'О реализации магистерских программ в Чебоксарском кооперативном институте (филиале) Российского университета кооперации'

О реализации магистерских программ в Чебоксарском кооперативном институте (филиале) Российского университета кооперации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / УРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / НАУЧНЫЕ СЕМИНАРЫ / МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ / MASTER''S DEGREE DISSERTATION / CITY COUNCIL / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS / LEVEL PREPARATION / SCIENTIFIC SEMINARS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреев Валерий Витальевич, Автономов Алексей Николаевич, Ширманова Елена Александровна

Изложены основные принципы и проблемы организации учебного процесса при реализации направлений подготовки по магистратуре. Показано, что сложности организации учебного процесса по уровневой системе связаны с отсутствием материально-технической базы, учебно-методического обеспечения и нормативно-правовой основы на федеральном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT REALIZATION OF MASTER'S DEGREE PROGRAMS IN CHEBOKSARY COOPERATIVE INSTITUTE (BRANCH) OF RUSSIAN UNIVERSITY OF COOPERATION

In the article basic principles and problems of organization of educational process are expounded during realization of directions of preparation on a city council. It is shown that complications of organization of educational process on the level system are related to absence of material and technical base, educational — methodical providing and normatively — legal basis at federal level.

Текст научной работы на тему «О реализации магистерских программ в Чебоксарском кооперативном институте (филиале) Российского университета кооперации»

90 Вестник Российского университета кооперации. 2012. №2(8)

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

УДК 378.14

О РЕАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ

В ЧЕБОКСАРСКОМ КООПЕРАТИВНОМ ИНСТИТУТЕ (филиале) РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

КООПЕРАЦИИ

В.В. Андреев, А.Н. Автономов, Е.А. Ширма.нова.

Изложены основные принципы и проблемы организации учебного процесса при реализации направлений подготовки по магистратуре. Показано, что сложности организации учебного процесса по уровневой системе связаны с отсутствием материально-технической базы, учебно-методического обеспечения и нормативно-правовой основы на федеральном уровне.

Ключевые слова: магистратура, организация учебного процесса, уровневая подготовка, научные семинары, магистерская диссертация.

На современном этапе реформирования высшего профессионального образования многие высшие учебные заведения рассматривают подготовку магистров как одно из приоритетных направлений своей деятельности, поскольку магистратура способствует максимальному использованию научно-педагогического потенциала университета, стимулирует творческую, научную и научнометодическую деятельность, расширению творческих связей с социальными партнерами. Целью обучения в магистратуре является получение углубленного профессионального образования, позволяющего выпускнику работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, владеть навыками научно-исследовательской, научно-педагогической работы, конструкторской, технологической деятельности.[1] Как полноправные соисполнители, магистранты участвуют во многих видах научных исследований. Переход на многоуровневую систему организации обучения в университете позволил, на наш взгляд, на магистерском уровне достаточно эффективно решать две основные задачи:

- осуществлять специализированную

фундаментальную подготовку научно-педагогических кадров;

- осуществлять специализированную конкретно-прикладную подготовку кадров в области экономики и управления, юриспруденции, торгового дела, финансов, прикладной информатики и др.

В соответствии с российским законодательством обучаться в магистратуре имеют право лица, имеющие дипломы бакалавра, специалиста, магистра [2, 3]. В соответствии с контрольными цифрами приема, утверж-денныши Центросоюзом Российской Федерации, прием в магистратуру в институт производился в соответствии с нормативными и правовыми актами [4].

Организационная работа по подготовке магистров началась с изучения Федеральных государственный образовательный стандартов (далее — ФГОС), которые имеют отличительные особенности, такие как:

- профильная направленность деятельности магистра (научно-исследовательская, профессиональная и педагогическая деятельность);

- объем трудоемкости составляет 120 зачетных единиц;

- обычный для ФГОС компетентностей подход;

- особые требования ООП и к аудиторным занятиям;

- жесткие требования к научно-педагогическим кадрам;

- участие в учебном процессе работодателей, практиков.

При открытии магистерских программ учитывались требования, предъявляемые стандартами к научно-педагогическим кадрам, а именно:

- соответствие базового образования и ученой степени преподаваемой дисциплине или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере. Институтом ведется тесное сотрудничество с работодателями. На сегодняшний день функционирует 34 филиала кафедр, организующие практическое обучение студентов на базе предприятий Чувашской Республики, Республики Марий Эл, Ульяновской области на основе договоров оказания услуг и соглашений о сотрудничестве. Представители этих филиалов кафедр участвуют в образовательном процессе магистрантов. Общее руководство магистратурой в институте осуществляется проректором по учебной работе. Контроль за реализацией и непосредственное руководство магистерскими программами закреплен за руководителями магистерских программ (утвержденными решением ученого совета института).

В 2011-2012 учебном году Чебоксарским кооперативным институтом (филиалом) университета впервые осуществлен набор магистрантов. Всего в институте реализуются 12 магистерских программ по 8 направлениям магистратуры.

С первых дней приема магистрантов на учебу особое беспокойство вызывало освоение программ специализированной магистерской подготовки лицами, имеющими высшее профессиональное образование иного профиля, чем избранное ими направление образования в магистратуре. В период установочной сессии, среди магистрантов, имеющих не профильное образование, был выявлен разный уровень знаний по преподаваемым дисциплинам. В связи с этим в вузе были организованы дополнительные занятия по выравниванию знаний студентов. Учитывая полученный опыт, для набора в 2012 г. планируется организация подготовительных курсов к поступлению в магистратуру.

При открытии магистратуры перед коллективом института были поставлены следующие первоочередные задачи:

- создание документационного обеспечения (нормативно-правовое и учебно-методическое);

- организация информационно-коммуникативной среды в институте;

- переподготовка преподавателей для работы в новых условиях и необходимость повышения квалификации;

- оптимизации индивидуальной нагрузки преподавателя.

В настоящее время профессорско-преподавательским составом на основе действующих ФГОС по направлениям магистратуры для всех магистерских программ разработаны основные образовательные программы, включающие в себя рабочие учебные планы, рабочие программы учебных дисциплин, программы практик, календарный учебный график, методические материалы, обеспечивающие организацию работы магистрантов. Разработаны и утверждены программы вступительных испытаний.

В соответствии с «Положением о магистратуре Российского университета кооперации», утвержденным приказом ректора университета от 16.12.2012 г. № 718-од, разработана учебно-бланочная документация (формы заявлений на закрепление тем курсовых, выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) и т.д.).

Для организации информационно-коммуникативной среды функционирует зал интерактивного обучения, в котором пользователям созданы комфортные условия для обучения. Зал оснащен современной техникой. Для студентов оборудовано 8 автоматизированных рабочих мест, снабженных вебкамерами, а также 10 посадочных мест для самостоятельной работы. В рамках учебных курсов в нем проводятся встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Реализация магистерских программ потребовала изменений не только содержания, но и организации учебного процесса. В магистратуре обучение осуществляется в «малых» группах с количеством студентов от 3-5 человек до 30 человек (программа по юриспруденции). Учебный год делится на 2 семестра продолжительностью 17-18 недель каждый. В каждом семестре читается в среднем 10-12 дисциплин. Вместо традиционного деления учебных часов на лекционные и практические, семинарские, в учебном плане зафиксирована фактическая аудиторная нагрузка.

Преподаватель сам имеет право решать вопрос об организации обучения в зависимости от конкретного курса, наличия учебно-методической литературы, уровня подготовки магистров и т.п. Заканчивается изучение каждого курса итоговой аттестацией, проводимой в различной форме. Во время обучения магистры проходят практику, вид которой (научно-исследовательская, производственная, педагогическая) должен определяться содержанием программы и желанием магистра. Тематика курсовой и магистерской диссертации также не только взаимосвязана, но и определяет задание магистру во время прохождения практики.

Магистратура является весьма динамичной, постоянно развивающейся структурой. Примером является введение таких новых организационных форм работы, как научные семинары в рамках магистерских программ направления «Экономика» и практические семинары в рамках магистерских программ направления «Юриспруденция». Определенная новизна, «нетрадиционность» как научных, так и практических семинаров, на наш взгляд, состоит в том, что они являются авторскими. По решению учебно-методического совета содержание и формы проведения семинаров определяются по каждой программе. При этом, несмотря на имеющееся разнообразие, сегодня практически во всех научных семинарах можно выделить две основные проблемные составляющие: методика, методология и организация научных исследований; актуальные проблемы той или иной области по направлениям подготовки.

Основным принципом организации системы научно-исследовательской работы магистрантов в вузе является обеспечение ее комплексности, реализация которой в массовом порядке невозможна без наличия в вузе современного научно-исследовательского оборудования, лабораторий, аудиторий, учебно-методической базы, программного обеспечения [5].

В соответствии с требованиями ФГОС предстоит провести ряд организационных мероприятий, направленных на коренную модернизацию материально-технической базы, лабораторного оборудования, научнометодического обеспечения образовательного процесса, что требует дополнительного финансирования. В связи с этим возникает необходимость пересмотра статей бюджета института и университета в целом, в части включения в статьи расходов — расходы,

связанные с реализацией магистерских программ.

Немаловажную роль в качественной подготовке магистрантов играет и научнообразовательная инфраструктура: условия для публикации работ, научно-практические конференции и семинары.

Особо следует выделить научно-исследовательскую составляющую образовательной программы подготовки магистра, которая играет существенную роль для выпускников магистратуры. Прежде всего, это подготовка и защита магистерской диссертации. Требования к содержанию, объему и структуре магистерской диссертации определяются университетом. Очевидно, что основной целью выполнения магистерской диссертации является закрепление и углубление полученных в результате освоения магистерской программы теоретических и экспериментальных знаний, приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской и практической деятельности в избранной профессиональной области. Важно научить магистранта отличать научные исследования от репродуктивных работ, подготовить его к работе в научной среде.

В течение 2012-2013 уч. г. в институте магистерские программы закреплены за соответствующими кафедрами, в установленные сроки утверждены тематики и назначены научные руководители магистерских выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций), а также сформированы и утверждены индивидуальные планы работы магистрантов. Возникает необходимость закрепления ответственности за реализацию магистерских программ за отдельной структурой в университете, основной задачей которой должно стать общее руководство магистратурой.

Однако не следует считать, что развитие магистратуры связано только с успехами и достижениями. Как любое новое дело, оно порождает и новые вопросы, и проблемы. Не претендуя на их всеобъемлющий охват, попытаемся сформулировать основные концептуальные болевые точки, которые возникают сегодня при реализации магистерских программ.

Подготовку магистров целесообразно ориентировать не только на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, как это сегодня зафиксировано в нормативных документах, но и на высококвалифицированную практическую работу.

Поэтому ключе выми напр авлениями

повышения качества образования в магистратуре должны стать:

• совершенствование организации самостоятельной работы магистрантов;

• поиск оптимальных форм организации научно-исследовательской, практической, педагогической работы в магистратуре и её информационного, кадрового и материально-технического обеспечения;

• повышение уровня теоретической подготовки магистрантов.

Важным вопросом является организация непрерывного образования. В настоящее время мы не можем говорить о сложившейся системе непрерывного образования, так как отсутствует соответствие между бакалавриатом, магистратурой и аспирантурой как по перечню магистерских программ и кандидатских специальностей, так и по срокам и содержанию обучения в аспирантуре выпускников магистратуры.

Существуют определенные проблемы и с институциональным (организационным) оформлением магистерской подготовки в рамках факультетов, институтов и университета. Переход на многоуровневую систему образования предполагает изменение принципов организации и управления учебным процессом. В частности, неизбежен вопрос, связанный с определением места и роли кафедр в реализации магистерских программ. Как правило, магистерские программы носят междисциплинарный характер, поэтому не существует понятия «выпускающей кафедры» и жесткого соответствия между конкретной кафедрой и программой. Кафедры на равных правах вносят посильный вклад в различные магистерские программы. В связи с этим возникает необходимость определения статуса руководителя магистерской программы, его функциональных прав и обязанностей. При этом утвержденные нормы часов никак не учитывают тот огромный труд, которые на себя взвалили руководители магистерских программ.

Достаточно острыми и злободневными остаются вопросы методики преподавания и обучения в магистратуре. Магистерская подготовка не только предполагает, но

и требует перехода к активным формам обучения, переноса акцентов на самостоятельную работу студентов, что, в свою очередь, связано с изменением деятельности профессорско-преподавательского состава, разработкой и внедрением новых методик. Начиная новое направление подготовки магистров, нам пришлось изучить опыт работы ведущих учебных заведений, которые перешли на уровневое образование намного раньше и имеют определенный опыт. Но знакомство на уровне Интернета не позволяет полностью изучить особенности ведения образовательной деятельности по магистерским программам. Необходимо шире изучить опыт работы ведущих вузов страны, а также зарубежных учебных заведений.

Перечисленные проблемы и вопросы, на наш взгляд, еще раз являются подтверждением того факта, что магистратура находится на первом, нулевом цикле становления и требует перехода в следующую фазу развития, где постепенно и будет в рамках указанных направлений совершенствовать свою деятельность.

Источники и литература

1. Порядок реализации образовательных программ подготовки магистров в ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет». Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2010. 16 с.

2. Закон РФ №3266-1 от 10.06.1992 «Об образовании».

3. Закон РФ № 125-ФЗ от 22.10.1996 «О высшем и послевузовском профессиональном и образовании».

4. Закон РФ № 232-ФЗ от 24.10.2007 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», в соответствии с Положением о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации, утвержденным постановлением Госкомвуза Рф от 10.08.93 № 42.

5. Приказ Минобразования России от 22.03.2000 № 686 «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования».

Andreev V.V., Avtonomov A.N., Shermanova E.A. ABOUT REALIZATION OF MASTER'S DEGREE PROGRAMS IN CHEBOKSARY COOPERATIVE INSTITUTE (BRANCH) OF RUSSIAN UNIVERSITY OF COOPERATION

In the article basic principles and problems of organization of educational process are expounded during realization of directions of preparation on a city council. It is shown that complications of organization of educational process on the level system are related to absence of material and technical base, educational — methodical providing and normatively — legal basis at federal level.

Keywords: city council, organization of educational process, level preparation, scientific seminars, master's degree dissertation.

АНДРЕЕВ Валерий Витальевич родился в 1958 г., окончил Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (1982, 1994), д-р ист. наук (2010), доцент (2007), ректор Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 153работ. E-mail: [email protected]

АВТОНОМОВ Алексей Николаевич, родился в 1955 г., окончил Марийский политехнический институт им. М.Горького (1981), канд. биол. наук (1987), доцент (2007), проректор по учебной работе Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор более 60работ. E-mail: [email protected]

ШИРМА НОВА Елена Александровна, родилась в 1979 г., окончила Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации (2009), главный специалист сектора системы менеджмента учебного отдела Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 6работ. E-mail: [email protected]

УДК 37.01

МЕСТО ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

СТУДЕНТОВ

В.А. Гущин, Е.В. Гущина

Рассматривается роль игры в процессе становления личности студента и его профессиональной компетенции. Отмечается, что в условиях вуза главная цель игры заключается в том, чтобы студенты научились анализировать характер своего общения применительно деловым целям коммуникации.

Ключевые слова: ролевая игра, деловая коммуникация, основные и вспомогательные роли, естественные и искусственные игры, предметное и социальное моделирование, системные отношения.

Личностные черты и качества не являются врожденными, и личностью не рождаются, а становятся. Каким же образом происходит процесс становления личности? Человек появляется на свет как биологическое существо, однако со временем начинает занимать свое, неповторимое место в социальной среде. Личностные качества не встроены, подобно инстинктам, в биологическое тело. Формирование личностных качеств возможно лишь в процессе внешнего воздействия на индивида, в результате которого происходят определенные изменения по преобразованию человека. В процессе социализации индивид овладевает различными формами деятельности, в совокупности составляющими определенный способ жизнедеятельности. Индивид формируется как личность, одновременно выступая как объект и субъект общественных отношений. Формирование индивида тем более успешно, чем активнее он воспроизводит общественные от-

ношения, чем многообразнее его деятельностные связи с обществом. Происходит сложное, взаимопроникающее социальное движение от человека к обществу и наоборот.

Процесс становления личности — это не однонаправленное движение с гарантированным успехом. Для него характерны альтернативность, противоположные исходы и взаимоисключающие тенденции. Научные исследования в области социологии, психологии, педагогики всесторонне проанализировали процесс социализации, выявили последовательные этапы противоречивого развития личности как системного качества индивида. Обладая природными анатомофизиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации человек вступает во взаимодействие с окружающим миром. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Разви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.