Библиографический список
1. Блэк, С. Паблик рилейшнз. [Текст] / С. Блэк.- М.: Изд-во «Сирин», 2002. -202 с.
2. Булгари, М. Виртуальная медиатека профессиональной деловой коммуникации [Текст] / М. Булгари, СПб., 2010. - 117 с.
3. Булгари, М. Имидж по-Кусски: приемы и манипуляции [Текст] / М. Булгари. -СПб., 1998.-47 с.
4. Катлии, С. Паблик рилейшенз: теория и практика [Текст]: учеб. пособие: Пер. с англ. - 8-е изд. / С. Катлип, А. Сентер, Г. Брум. - М.: Изд-й дом «Вильяме», 2005. - 624 с.
5. Муртазина, Г. X. Деловая коммуникация - реклама, брэндинг, имидж-мейкинг, медиабаинг, мифодизайн, НЛП, пропаганда, паблисити и пиар [Текст] / Г. X. Муртазина // Материалы IV Всерос. науч.-практ. Конф. 14 февр. 2007 г. - СПб.: Гуманитарный ун-т профсоюзов, 2007. - С. 96-98.
6. Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности [Текст] / А. П. Панфилова; СПб ин-т ВЭСЭП, Общество «Знание». - СПб., 2007. -494 с.
7. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М.: Изд-во Рефл-бук Ваклер, 2001. - 650 с.
УДК 371. 90(045)
Шкабара Ирина Евгеньевна
Кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета магистерской подготовки Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, [email protected], Нижний Тагил
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТА В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Shkabara Irina Yevgenievna
Associate professor, dean of master course faculty of Nizhny Tagil State Socio-pedagogical Academy, [email protected], Nizhny Tagil
ORGANIZATION OF SELF-WORK OF MASTER COURSE STUDENTS IN THE FRAME OF NEW EDUCATIONAL
PARADIGM
Современные подходы к обучению предполагают изменение педагогической парадигмы высшего профессионального образования. Главный смысл этого изменения заключается, по словам JI. С. Гребнева в переходе «от обучения в формате "teaching" ... к «формату "learning". Теперь
уже не человека учат, а человек учится. В рамках этой парадигмы человек учиться всю жизнь, а мы ему помогаем, но лишь частично, в границах целесообразности и его личной заинтересованности » [1, с. 42]. Особенно остро необходимость вышеупомянутого перехода ощущается в условиях магистратуры, где обучение строится на большом объеме самостоятельной работы студентов-магистрантов, как в образовательной, так и научно-исследовательской составляющих подготовки. Магистрант должен большей частью самостоятельно осваивать знания, развивать умения, приобретать практический опыт для успешной будущей профессиональной деятельности, формируя тем самым свои общекультурные и профессиональные компетенции. При этом, самостоятельное мышления студента, как важнейшее условие формирования его рационального обучения, должно складываться в процессе «собственной активности студента по решению значимых проблем, пониманию образовательного материала» [2, с. 100]. Среди этих проблем немаловажным является понимание студентом значимости обучения в магистратуре для своего личностного и профессионального становления.
Роль преподавателя в рамках новой парадигмы высшего образования заключается в организации этого процесса. Вузовский преподаватель выступает уже не столько как транслятор знания, а как наставник и консультант, который должен помочь создать условия для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного саморазвития студента. Образование, ориентированное только на передачу максимального объема знаний и освоение социальных технологий, не будет способствовать развитию «соци-ально-кульгурной и личностной самоидентичности», не станет фактором «жизнеспособности молодого поколения, которое завтра будет определять судьбу России» [Там же, с. 31]. Будущему магистру как «будущему мастеру своего дела» (в русском переводе смысл этого слова именно такой) нужно помочь организовать учебную и научно-исследовательскую деятельность, направить, понять, поддержать. Уверенное движение российского образования по пути выполнения Болонской конвенции постепенно становится нормой жизни российских вузов, если ещё к тому же учитывать факт того, что магистратура - не чужеродное тело в организме российского образования: она появилась в нашей стране ещё в начале XIX в.1 Диплом европейского образца, который получают наши выпускники, ещё одно свидетельство признания современного российского образования.
Поэтому вопрос организации самостоятельной работы должен рассматриваться как важная неотъемлемая часть гармоничной работы трех сторон, занятых в процессе подготовки магистров: студента-магистранта; вузовского преподавателя, который либо выступает в роли индивидуального научно-
1 В русском переводе слово «магистр» означает «мастер своего дела». В России ученая степень магистра наряду с учёными степенями кандидата и доктора наук была введена специальным императорским указом царя Александра I в январе 1803 г.. Степень магистра в России имела весьма высокий научный статус. Магистерские диссертации имели характер серьёзных научных трудов, многие из которых послужили основой новых научных направлений.
го руководителя, или ведет курс лекций по одной из дисциплин магистерской подготовки (очень часто это совпадает); и административного аппарата, который занят вопросами организации работы магистратуры, в данном случае это деканат факультета магистерской подготовки Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии.
Теоретические представление о самостоятельной работе студентов (СРС) в целом сводятся к тому, что СРС должна рассматриваться как внутренне мотивированная и структурированная самим студентом - в данном случае магистрантом, деятельность в совокупности выполняемых действий, ориентированных на формирование базового опыта будущей профессиональной деятельности: педагогической, научно-исследовательской, управленческой, проектной, методической.
Со стороны преподавателя организация СРС должна рассматриваться как важная часть его профессиональной деятельности, целью которой является создание психолого-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития студента.
Со стороны деканата организация СРС заключается в разработке нормативных документов, регламентирующих СРС, так как своевременное выполнения требований этих документов, является залогом успешности организации работы магистратуры. К таким документам относятся рабочие и годовые учебные планы, программы учебных дисциплин, программы научно-исследовательской и научно-педагогических практик, положение о курсовой работе и положение о магистерской диссертации.
Переходя к анализу рассматриваемого вопроса, следует сказать, что большой объем самостоятельной работы магистрантов, как в образовательной, так и научно-исследовательской частях подготовки распределяется следующим образом. Согласно государственному образовательному стандарту из общего количества времени2, отводимого на образовательную составляющую магистерской программы (2034 часа) 618 часов отводится на аудиторные занятия, 1416 часов - на самостоятельную работу. Таким образом, при объеме аудиторных учебных занятий 14 академических часов в неделю, магистрант должен самостоятельно готовиться к выполнению заданий образовательной части 26 часов в неделю.
В общем количестве времени, отведенном па научно-исследовательскую работу (2034 часа), аудиторные занятия студентов составляют 108 часов, на самостоятельную работу отводятся 1926 часов, которые распределяется по следующим видам работ:
- научно-исследовательская работа в семестрах - 1332 ч. (250 часов -
1 семестр (14 ч/нед), 390 часов - II семестр (16 ч/нед), 192 часа - III семестр (14 ч/нед);
- научно-исследовательская практика - 324 часа (54 ч/нед - 6 недель);
- научно-педагогическая практика - 270 часов (54 ч/нед - 5 недель).
2 В данной статье мы рассматриваем распределение нагрузки в часах, несмотря на переход к зачетным единицам, который в нашей магистратуре осуществляется в настоящее время.
Всё это фиксируется в учебных годовых и рабочих планах, индивидуальных планах магистрантов, где показано, сколько часов магистрант должен самостоятельно работать, в том числе в неделю, чтобы суметь применить знания, умения и свой практический опыт для успешной будущей профессиональной деятельности.
Обращаясь к позиции студента, и делая на основе рассмотренных выше документов вывод, следует сказать, что магистрант должен затрачивать около 6,5 часов в день, чтобы подготовиться к учебным предметам и за-няматься своей научно-исследовательской работой во время теоретического обучения (4+2,5); столько же времени должно отводиться для самостоятельного выполнения заданий во время практик и непосредственной научно-исследовательской работы.
Анкетирование магистрантов (опрошено свыше 130 студентов факультета магистерской подготовки) показало следующую картину:
1) на вопрос, как регулярно магистранты занимаются подготовкой к занятиям и НИР С мы получили следующие ответы:
- ежедневно - 20%;
- 3-4 дня в неделю - 30%;
- сразу после занятий - 10%;
- по выходным дням - 30%;
- нерегулярно - 10%.
2) в среднем магистранты тратят на занятия в день:
- 5-6 ч/д - 60%;
- 3-4 ч/д-30%;
- меньше 3 ч/д - 10%.
3) вопрос, касающийся равномерности распределения заданий СРС на неделе, дал следующие показатели уровня учебной нагрузки магистрантов:
- высокий-30%;
- недостаточно высокий - 10%;
- оптимальный -60%.
Делая вывод из вышесказанного, следует сказать, что самостоятельная работа внутренне мотивированна и структурирована у 46% магистрантов, средний показатель составил 23%, низкий уровень 31%. Одной из основных, на наш взгляд причин, такого положения дел, можно назвать следующую. В магистратуре учатся молодые люди возраста 22 и более лет, многие из которых имеют свои собственные семьи, и вопрос трудоустройства во время обучения является для них жизненно важным. Часто происходит так, что небольшая аудиторная нагрузка, дает им возможность трудоустроиться. И здесь чрезвычайно важно, наличие ответственности, самоконтроля и контроля со стороны не только преподавателя, ведущего учебные занятия, но и самое главное -научного руководителя магистранта, который действительно должен помочь составить индивидуальный план СРС, контролировать его выполнение, создавая тем самым психолого-педагогические условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития будущего магистра.
Анализируя содержание обязательной самостоятельной работы магистрантов, предусмотренное для освоения учебной дисциплины, мы рассмотрели программы учебных дисциплин магистерских программ «Педагогическая психология» и программы «Среднее образование», которые действуют в нашем вузе уже на протяжении 2,5 лет.
Анализ показал, что самостоятельная работа магистрантов не ограничивается только усвоением теоретических знаний. Преподаватели, организуя самостоятельную работу по дисциплине, как в аудиторной, так и внеаудиторной форме, предлагают наряду с традиционными формами СРС, к которым относятся работа с информационными источниками, выполнение практических заданий и упражнений, письменные ответы на вопросы контрольных работ, разработка педагогических проектов, наблюдение и анализ педагогического опыта, моделирование педагогических ситуаций и т. п., оригинальные - нетрадиционные формы СРС, что особенно отражено в программах кафедры психологии. Это выполнение тренинговых упражнений (напр. «Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте»); проведение дидактических тренингов (напр. «Овладение искусством притирки»); исследовательские задания по составлению картотеки фундаментальных трудов советских психологов по педагогической психологии; описание особенностей той или иной научно-психологической школы; анализ изменения содержания основных понятий педагогической психологии: «учение», «знание», «обучение», «мышление», «понятие»; разработка эскизов (напр. «Эскиз кабинета психологической разгрузки»); проведение различного вида анализов (напр. анализа собственного педагогического общения, анализ типичных ошибок учителей, возникавшие в общении с учащимися) и т. п. Такое достаточное разнообразие форм как аудиторной, так и внеаудиторной СРС позволяет формировать разносторонние предметные и общепрофессиональных практические умения и навыки, а также умения исследовательской и творческой деятельности будущих магистров.
Тем не менее, при планировании самостоятельной работы студентов преподаватели не всегда, как оказалось, определяет примерные затраты времени на ее выполнение и рассчитывают общий объем заданий в соответствии с плановой нормой трудоемкости дисциплины. Во всяком случае, в рассмотренных программах этого не было обнаружено. Когда преподаватели получили от нас задание определить примерные затраты времени на выполнение той или иной формы СРС в рамках своей программы, они обнаружили иногда резерв времени и необходимость действительно разнообразить формы СРС; иногда пришли к выводу, что перегружают студентов, превышая допустимые нормы времени на выполнение своих заданий.
Относительно контроля СРС и оценки её результатов следует сказать, что в каждом рабочем учебном плане имеются сведения о запланированных видах контроля самостоятельной работы. Это курсовая работа по дисциплине «Современные проблемы науки и образования» в конце первого года обучения; зачеты и экзамены; отчет по научно-исследовательской части ма-
гистерской программы, который проводится в конце каждого семестра, государственный экзамен и защита магистерской диссертации. Контроль самостоятельной работы осуществляется как в процессе проведения аудиторных занятий (лекционных, семинарских, практических и лабораторных), так и во внеучебное время, что в основном связано с контролем выполнения заданий по научно-исследовательской части магистерской подготовки.
Относительно последней формы контроля следует сказать, что оценивание самостоятельной работы по научно-исследовательской части магистерской подготовки ведется бально-рейтинговой схеме оценивания, что отражено в технологической карте, выдаваемой магистранту на период прохождения практики, где каждый вид деятельности студента оценивается в баллах. Подобная практика прошла апробирование на факультете магистерской подготовки в течении 2-х лет организации практик, и признана, как магистрантами, так и преподавателями успешной.
Таким образом, делая вывод из вышесказанного, следует сказать, следующее. В соответствии с тем, что особенностью организации учебного процесса в магистратуре является значительная доля самостоятельной работы магистранта, как в образовательной, так и научно-исследовательской частях подготовки, действительно необходимо иметь единую систему нормативно-методических материалов по организации самостоятельной работы магистрантов в образовательной и исследовательской частях подготовки. Эти документы способствуют регламентации времени, отводимом на СРС, составляют руководство к действию, как деканата факультета магистерской подготовки, кафедр, занимающихся реализацией магистерских программ и самих студентов-магистрантов.
Структура СРС должна определяться содержанием и образовательными задачами вида деятельности магистранта: учебной и научно-исследовательской, включающей практики, работу над магистерской диссертацией, и поэтому содержание самостоятельной работы магистранта должно быть сгруппировано в образовательные модули, касающиеся вышеупомянутых частей подготовки. Каждый модуль должен включать комплексную цель, краткое содержание материала, блок заданий для СРС и должен быть снабжен методическими рекомендациями по выполнению всех видов самостоятельной работы и методическим обеспечением: списками основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов; текстовыми, аудио-, видео-, телематериалами, фрагментами видеолекций ведущих отечественных и зарубежных педагогов. Разнообразные задания для СРС должны включать работу с понятийным аппаратом; практико-ориентированные и проектные задания; разного вида тесты (для промежуточного и итогового контроля); темы докладов и сообщений, рефератов; вопросы для самоконтроля; вопросы контроля итоговых мероприятий. При этом в рамках отдельной учебной дисциплины возможно ввести накопительную систему оценивания учебной деятельности студентов, включающей помимо обобщения результатов работы студентов в течение семестра (выступления с презентациями и учас-
тие в дискуссиях на семинарских/практических занятиях), результаты выполнения заданий самостоятельной работы.
Уровневый подход, применяемый для разработки заданий по СРС [3] может быть успешно применен в магистратуре, соотнося задания каждого вида уровня заданий с этапами изучения дисциплин из образовательной части магистерской подготовки, а также этапами движения магистранта по освоению научно-исследовательской части магистерской программы.
Задания первого уровня сложности могут быть связанны с репродуктивным усвоением материала и предусматривают работу с опорой на алгоритмические предписания, инструкции в работе с научными и учебными текстами, нормативными документами. Они могут включать в себя задания на составление структурно-логического конспекта изученного текста с выделением исходных идей, принципов, законов; написание резюме; составление развернутого плана, тезисов, аннотаций, библиографического списка, систематизированной картотеки по предложенной теме.
Задания второго уровня, ставящие главной целью аналитическую работу, предполагают подготовку научных сообщений, докладов, рефератов, рецензий на научные, учебные, учебно-методические работы, в том числе и студенческие, что может успешно и гибко вплетаться как в аудиторную, так и внеаудиторную самостоятельную работу. Разработка проектов с презентациями, выступления по защите подготовленных заданий на методологическом семинаре выпускающей кафедры, научно-практических конференциях, круглых столах - всё это несомненно заинтересует будущего магистра и будет способствовать переходу от работы воспроизводящего характера (по образцам) к работе более сложной, требующей применения умений и навыков пользования научно-педагогической и справочной литературой.
Задания третьего уровня, ориентированные на творческие находки студентов по использованию широкого спектра современных информационных, компьютерных, интерактивных технологий «портфолио», проектов, «кейс-стади», эссе будут гармонично вплетены в процесс работы над завершающей частью обучение в магистратуре - магистерской диссертации, и дадут старт для дальнейшего творческого развития личности выпускника, носящего почетную академическую степень магистр.
Таким образом, четкие регламенты по каждому виду образовательной деятельности в магистратуре известные, понятные и исполняемые каждым магистрантом, преподавателем, работником административного аппарата будут способствовать повышению прозрачности и качества обучения, сделают магистратуру привлекательной как для нынешнего поколения магистрантов, так и для тех бакалавров и специалистов, которые выберут эту траекторию своего профессионального становления.
Библиографический список
1. Гребнев, Л. С. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения [Текст] / Л. С. Гребнев // Высшее образование в России. -2004.-№ 1-С. 36-42.
2. Запесоцкий, А. С. Образование: философия, культурология, политика [Текст] / А. С. Запесоцкий. - М.: Наука, 2002. - 456 с.
3. Черная, А. В. Организация самостоятельной работы студентов по психо-лого-педагогическим дисциплинам». [Текст]: учебное пособие. / А. В. Черная, Е. А. Чекунова, Е. И. Погорелова. - Ростов-на-Дону, 2003. - 200 с.
УДК 37
Кропотова Ирина Николаевна
Старший преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин ВФ МАДИ (ГТУ), соискатель кафедры истории образования, этнопедагогики и яковлевоведения Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, [email protected], Чебоксары
АНАЛИЗ ПРАКТИКИ 1-ГО ЭТАПА ПРОЦЕССА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Kropotova Irina Nikolaevna
Senior teacher of the scientific disciplines chair at the Volgian branch of the Moscow State Automobile and Road Technical University, applicant of the education history, ethnopedagogics and the study ofYakovlev chair at the Chuvash State Pedagogical University after I. Y. Yakovlev, [email protected], Cheboksary
THE FIRST STAGE PRACTICE ANALYZING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS NETWORK RESTRUCTURING BY THE EXAMPLE OF THE CHUVASH REPUBLIC
В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Для Чувашии, находящейся на последнем месте в России по запасам стратегического сырья, именно образованный человек становится определяющим ресурсом экономического, интеллектуального, духовно-нравственного развития республики.
Чувашия - республика аграрная и дотационная. В ее составе 29 районов, из которых 21 район - сельский, поэтому глубокая и всесторонняя модернизация образования, направленная на решение триединой задачи (доступность - эффективность — качество), коснулась, в первую очередь,