И.В. Белая
О развитии женского монашества в даосской школе Цюаньчжэнь в эпохи Цзинь и Юань. Ч. 2: Во-Лэ Шоу-Цзянь
Статья посвящена изучению становления женской монашеской традиции в даосской школе Целостности и совершенства (Цюаньчжэнь) в эпохи Цзинь (1115-1234) и Юань (1271-1368). В основу исследования была положена стела с эпитафией даосской монахине, которая внесла весомый вклад в развитие этого религиозного движения. На примере жизнеописания Во-Лэ Шоу-Цзянь (1182-1251) рассматриваются важные аспекты женского подвижничества, а также приводятся сведения об истории возникновения первых женских обителей даосской школы Цюань-чжэнь в Китае Х11-Х111 вв.
Ключевые слова: Китай, даосизм, школа Целостности и совершенства, даосские монахини, учение Цюаньчжэнь, нюй гуань, Во-Лэ Шоу-Цзянь.
В 1167 г. в г. Нинхай (совр. Мупин, пров. Шань-дун) возникла новая даосская школа, которая получила название «Целостности и совершенства» (Цюаньчжэнь ^Ж). Ее основателем был Ван Чун-ян 1ШШ (1113-1170) - даосский отшельник с гор Чжуннаньшань || (пров. Шэньси) по имени Ван Чжэ 1Й, по прозвищу Чун-ян-цзы ШШ? (Мудрец Двойного ян). Согласно традиции, Ван Чун-ян получил даосское учение от Люй Дун-биня и его наставника Чжун-ли Цюаня. После этой встречи он отказался от жизни богатого аристократа, оставил жену и детей и стал даосом. Развитие этой школы из небольшого религиозного сообщества в широкомасштабное религиозное движение, которое является на сегодняшний день главной даосской школой материкового Китая, происходит уже после смерти Ван Чун-яна. По окончании трехлетнего траура его ученики, почитаемые традицией как Семь совершенных людей (Ци чжэнь жэнь ^ЖА)1, разошлись по различным провинциям Китая проповедовать новое учение. Вскоре вокруг них стал собираться круг последователей, начали
© Белая И.В., 2017
образовываться коммуны и небольшие религиозные сообщества. Наставники Цюаньчжэнь активно проповедовали свое учение среди женщин, о чем свидетельствует более сотни поэм, которые они посвятили «отшельницам» (сань жэнь МЛ), «сестрам» (гу М) и «монахиням» (нюй гуань своей школы. Несмотря на внушительное количество поэм, нам практически ничего не известно об этих последовательницах учения Целостности и совершенства, так как в них упоминаются только имена и прозвища даосок, которым были адресованы наставления первых патриархов2.
Информация о подвижницах этой школы, за исключением Сунь Бу-эрМ^— (1119-1183), отсутствует и в официальных жизнеописаниях праведников Цюаньчжэнь из «Даосского канона» (Дао цзан ШШ). Единственным источником, по которому мы можем судить о примерном количестве и соотношении женских и мужских обителей, являются записи на мемориальных стелах, установленных в монастырях школы Цюаньчжэнь в период ее максимального расцвета - в эпоху Юань. На обратной стороне стелы «Записи о дворце Предтечи совершенномудрых заново отреставрированного в Великую [эпоху] Юань почтенного монастыря Лоу-гуань» (Да юань чун сю гу Лоугуань Цзуншэнгун цзи А^ШШ^Ш Ш^Ш'1Е)3, установленной в горах Чжуннаньшань в 1263 г., озаглавленной «Имена настоятелей дворцов и монастырей, учеников Совершенного человека Тун-чэня» (Тун-чэнь чжэнь-жэнь мэнь ся гун гуань ган шоу мин ши ^ШЖАИТ'ШШМ^й), зафиксированы названия некоторых женских обителей, которые располагались на территории пров. Шэньси и Хэбэй, а также имена и фамилии настоятельниц монастырей и выдающихся монахинь школы Цюаньчжэнь. В количественном соотношении храмов, куда входили как большие монастыри - «дворцы» гун монастыри поменьше - гуань Ш и скиты - «хижины» ань Ш и «пещеры» ^ дун, из 187 даосских обителей, перечисленных на стеле, 97 населялись и управлялись женщинами4. На «Стеле об учениках Совершенного человека Ци-юаня» (Ци-юань чжэнь-жэнь мэнь чжун бэй АИж^) (ок. 1278 г.) также указываются названия 50 мужских и 55 женских монастырей, находившихся в пров. Шаньси и Хэнань5. Что касается общего числа даосок школы Целостности и совершенства, то, согласно статистике, приведенной зарубежными исследователями, к концу XIII в. среди 20 000 зарегистрированных священнослужителей было около 7 000 женщин6.
Все это свидетельствует о том, что, в отличие от традиционного китайского общества7, в школе Цюаньчжэнь женщины играли важную роль - от настоятельниц монастырей до основательниц собственных субнаправлений. Согласно правилам этой школы,
даосские подвижницы должны были жить отдельно от мужчин, так как это учение проповедовало безбрачие и отказ от семьи для духовного совершенствования, что обусловило впоследствии появление специфически женских монастырей. Семейные ценности традиционного китайского общества заменялись идеалом «немирской семьи», которую даосы школы Цюаньчжэнь обретали в стенах монастырских обителей. Существенный вклад в становление женской монастырской традиции внесла даоска чжурчжэньского происхождения Во-Лэ Шоу-Цзянь (1182-1251)8.
О подвижнице по имени Во-Лэ Шоу-Цзянь сохранились сведения на стеле «Записи основных деяний Совершенной, [постигшей] сокровенность чистоты и нефритового совершенства, из монастыря Лунъянгуань» (Лунъянгуань юй-чжэнь цин-мяо чжэнь-жэнь бэнь-син цзи ШШШ1ЖМ^ЖЛФ^т!Е)9. В них говорится, что Во-Лэ Шоу-Цзянь ^^^М (1182-1251) была родом из Шанцзина округа Гайчжоу (совр. пров. Хэйлунцзян ЖШ^). В эру Да-дин (1161-1189) ее отец был назначен управляющим округа Бэньчжоу. Уже с младенчества Во-Лэ восхищалась «сокровенным ветром»10, каждый день декламировала даосские гимны. Отец с матерью удивленно говорили: «Наверно, в нашем роду когда-то были даосы». Однажды она встретила даоску по имени Цзягу ^ # из монастыря Великой чистоты (Тайцингуань ^МШ11) и, отвесив поклоны, попросилась к ней в обучение. В 7 г. эры Мин-чан (1196 г.), когда Во-Лэ Шоу-Цзянь исполнилось 15 лет, она успешно сдала экзамен на знание даосских книг-основ и была пожалована пурпурным одеянием (цзы и даосской священнослужи-тельницы [см. ДЦЦШЛ, с. 542].
В жизнеописании не указано, какие именно тексты изучила Во-Лэ Шоу-Цзянь для того, чтобы получить посвящение в даосы, однако к этому времени важность изучения канонов уже была прописана в увещеваниях первых патриархов - Ван Чун-яна в «Пятнадцати суждениях Чун-яна об установлении учения» (Чун-ян ли цзяо ши у лунь ШШ£Й+ЖМ)13 и в «Десяти увещеваниях» (Ши цюань^Ш) Лю Чан-шэна14. Лю Чан-шэн также был автором комментариев к «Книге-основе Желтого дворика» (Хуан тин цзин Ж Ш^)15 и «Книге-основе о единении сокрытого» (Инь фу цзин '^)16. Другой ученик Ван Чун-яна, Лю Тун-вэй (?-1196),
написал комментарий к «Книге-основе о Чистоте и покое» (Цин цзин цзин М^Й)17. Второй патриарх школы Ма Дань-ян также советовал ученикам прочесть Дао Дэ цзин ШШЙ и Инь фу цзин, чтобы совершенствоваться в даосском учении18. Известно, что среди сочинений, которые в школе Цюаньчжэнь считали важными для изучения, были не только даосские каноны, но и конфуциан-
ские уложения наряду с буддийскими сутрами. Вань-янь Шоу ЖШ Щ (1172-1232) отмечал, что Ван Чун-ян «советовал людям декламировать Дао Дэ цзин, "Книгу-основу о Чистоте и покое", "Сутру сердца праджня-парамиты" (санскр. Праджняпарамита хридая сутра, кит. Бо-жэ синь цзин Йх^'Й), а также "Канон Сыновней почтительности" (Сяо цзин ^Й)»19. Лю Цзу-цянь ШШМ (12191296) указывал, что каждый последователь Ван Чун-яна был «обязан сначала прочесть "Канон Сыновней почтительности" и Дао Дэ цзин»20.
После того как в 1224 г. Цю Чан-чунь вернулся из ставки Чингисхана в Яньбэй Ш^Ь (совр. Пекин), Во-Лэ Шоу-Цзянь стала его ученицей и узнала у него о даосских методах (дао фа Некото-
рое время Во-лэ помогала Цю Чан-чуню проводить даосские службы, а затем проповедовала учение Цюаньчжэнь в Яньбэе, Юньчжоу (город и уезд Датун, пров. Шаньси) и Шочжоу (сев.-зап. пров. Шаньси). Один из знатных сановников высоко ценил ее и оказал помощь в строительстве обители Благовещих облаков (Цинъюнь-гуань ШДШ), а также отправил к ней в ученики детей родовитой знати и детей простых слуг. Во время ее наместничества в монастырь поступило более десятка женщин, среди которых была Чжан Цзин-чунь В 1238 г. ее покровитель был отправлен в Цинь-
шу (совр. Сиань) поддерживать порядок в Гуаньчжуне (пров. Шэньси). Шоу-Цзянь направилась вслед за ним и поселилась в старой кумирне Истинно-воинствующего (Чжэнь-у мяо Ж^Ш)21, которая после этого была перестроена в монастырь Лунъянгуань ШШШ. Местная знать относилась к Во-Лэ Шоу-Цзянь с глубоким почтением, и многие из них отдавали своих детей и внуков к ней в обучение. В 1241 г. по настоянию Инь Чжи-пина ^Ш^22она поселилась в горах Чжуннаньшань. Там ей было поручено управлять монастырем Продления жизни (Яньшэнгуань Ш£Ш), где некогда нашла приют танская принцесса Юй-чжэнь ЖЖ23. По приглашению Во-Лэ даосские монахини, проживавшие в пров. Шэньси, выполняли в этом монастыре все необходимое для проведения служб и занимались самосовершенствованием. Вскоре за заслуги и высокие моральные качества Во-Лэ Шоу-Цзянь было пожаловано прозвище «Совершенная, [постигшая] сокровенность чистоты и нефритового совершенства» (Юй-чжэнь цин-мяо чжэнь-жэнь Ж ЖМ^ЖА). Во-Лэ скончалась в 24 день 7 лунного месяца в возрасте 70 лет. Во 2 г. эры Чжун-тун (1260-1264) под циклическими знаками синь-ю (1261 г.) деяния ее жизни были описаны по просьбе ее учениц - даосских монахинь Лю Цзин-юань и
Ли Шоу-чжэнь ^^Ж и увековечены на стеле, которую установили ее последователи Ду Шоу-хэ Й^^П, Чжан Дао-синь ЗКШй,
Ян Гуй-тун ЙтЖ, Хэ Чунь-тун ^#ж, Чжао Цинь-тун М^ж, Хэ Син-тун ^ж, Чжао Цзин-нин М/Ф^ и Фэн Цзин-чан [см. ДЦЦШЛ, с. 542].
Увеличение числа даосских монахинь, а также активность и род деятельности первых наставниц были напрямую связаны с развитием школы Целостности и совершенства, которая из маленьких религиозных сообществ превращалась в широкомасштабное религиозное движение. Ко времени посвящения в даоски Во-Лэ Шоу-Цзянь появляются первые женские обители, а у школы Цюань-чжэнь - покровители из высшего чиновничества. Сообщается, что Во-Лэ Шоу-Цзянь не только участвовала в распространении учения в различных областях Китая, но и управляла религиозными общинами, где под ее руководством прошли обучение свыше десяти даосок. Все это свидетельствует о том, что женщины играли важную роль в распространении учения Цюаньчжэнь уже на самых ранних его этапах, способствуя становлению женской монашеской традиции этой школы.
Примечания
1 «Семь совершенных людей» (Ци чжэнь жэнь ^ЯА) - Ма Юй Sffi, дао хао Дань-ян ДШ (Киноварный свет) (1123-1184); Тань Чу-дуань ^Й*, дао хао Чан-чжэнь ДЯ (Вечное совершенство) (1123-1185); Цю Чу-цзи дао хао Чан-чунь (Вечная весна) (1148-1227); Лю Чу-сюань дао хао Чан-шэн (Вечная жизнь) (1147-1203); Ван Чу-и 1Й—, цзы Юй-ян 3£Ш (Нефритовый свет) (1142-1217), Хао Да-тун дао хао Гуан-нин (Беспредельное спокойствие) (1140-1213); Сунь Бу-эр дао хао Цин-цзин >fS (Чистота и покой) (1119-1183).
2 С переводом некоторых поэм, которые первые патриархи этой школы посвящали своим ученицам, можно познакомиться в дисс. иссл. Лю Ян «Образ женщин-дао-сок в танской и сунской поэзии» (Liu Yang. Imagery of Female Daoists in Tang and Song Poetry. Ph.D. Dissertation. The University of British Columbia. Vancouver, 2011. P. 270-283).
3 См.: («Записи о дворце Предтечи совершенномудрых, заново отреставрированном в великую [эпоху] Юань почтенного монастыря Лоугуань» (Да юань чун сю гу Лоугуань Цзуншэнгун цзи А^ЖШ'Й'ШШ^Ш^йБ) // Даосские надписи на бронзовых сосудах и каменных стелах (Дао цзя цзинь ши люэ (далее -ДЦЦШЛ)) / Сост. Чэнь Юань Ш*1, Чэнь Чжи-чао Ш^Й, Цзэн Цин-ин Вэньу чубаньшэ £ЙЩ№Й,1988. С. 549-552).
4 См.: («Имена настоятелей дворцов и монастырей, учеников Совершенного человека Тун-чэня» (Тун-чэнь чжэнь-жэнь мэнь ся гун гуань ган шоу мин ши HS
[Электоронный ресурс] // Ресурс материалов по даос-
ским стелам с эпитафиями (Даоцзяо бэньвэнь цзыляо ку Жй^^ЖЯв) URL: http://www.daobei.info/%E5%A4%A7%E5%85%83%E9%87%8D%E4%BF%AE% E5%8F%A4%E6%A8%93%E8%A7%80%E5%AE%97%E8%81%96%E5%AE%AE% E8%A8%98/ (дата обращения: 1.02.2017)).
5 См.: («Стела об учениках Совершенного человека Ци-юаня» (Ци-юань чжэнь-жэнь мэнь чжун бэй в^МАР^Ж^) // Новое издание надписей на каменных стелах школы Цюаньчжэнь эпох Цзинь и Юань (Цзинь Юань Цюаньчжэнь цзяо ши кэ синь бянь ^^^ЯЙЖЙШ^) / Сост. Ван Цзун-юй I^S. Пекин: Пекин дасюэ чубаньшэ db^db^À^ffiffitt, 2005. С. 172-175). Несмотря на то что на этих стелах указано примерно одинаковое количество мужских и женских обителей, это вовсе не означает, что количество священнослужителей школы Цюань-чжэнь мужского и женского пола в этих монастырях было равным, так как мы не знаем число послушниц, проживавших в каждом из монастырей.
6 См.: (Eskildsen S. The Teachings and Practices of the Early Quanzhen Taoist Masters. SUNY press, 2004. P. 17).
7 О положении женщин в традиционном китайском обществе заинтересованный читатель может прочесть в монографии Ю.С. Мыльниковой (Мыльникова Ю.С. Правовое положение женщин в истории средневекового Китая (VII-XIII века). СПб.: НП-ПРИНТ, 2014).
8 Краткие сведения о Во-лэ Шоу-цзянь приводят исследовательницы Ду Мэй-чжу (Du Mei-zhu. Extraordinary women daoists in China: past and present. Master of Arts, University of Georgia, Athens, Georgia, 2006. P. 39-43. (chif: Carolyn Jones Medine)) и Чао Шинь-и (Chao Shin-yi. Good Career Moves: Life Stories of Daoist Nuns of the Twelfth and Thirteenth Centuries. Daoist Abbesses in North China during the Jin and Yuan Dynasties (1115-1341) // Nan Nu: Men, Women and Gender in China. 2008. № 10. P. 121-151; Chao Shin-yi. Forming Women's Genealogy: Daoist Monastic Women in Mongolian China // Journal of Chinese Ritual Theatre and Folklore (Min-su chu-i). 2010. № 168. P. 157-190).
9 Ли Цзинь «Записи основных деяний Совершенной, [постигшей] сокровенность чистоты и нефритового совершенства, из монастыря Лунъянгуань» (Лунъ-янгуань юй-чжэнь цин-мяо чжэнь-жэнь бэнь-син цзи
(1261 г.) // (далее - ДЦЦШЛ)) / Сост. ЧэньЮань fête, Чэнь Чжи-чао
fê^B, Цзэн Цин-инвШЖ. Вэньу чубаньшэ 1988. С. 541-542.
10 Сокровенный ветер (сюань фэн ^Щ) - одно из обозначений даосизма во время эпох Цзинь и Юань.
11 На стеле не указывается расположение этой обители, как и не уточняется, к какой даосской школе относился этот монастырь. Возможно, имеется в виду монастырь Великой чистоты (Тайцингуань À>S®) - обитель школы Цюаньчжэнь, основанная в 1177 г. учеником Ма Дань-яна Цяо Цянь-дао Ш ^Ж в Хуашань (пров. Шэньси) см.: (Marsone P. Daoism under the Jurchen Jin Dynasty // Modern Chinese Religion Vol. I-II Song-Liao-Jin-Yuan (9601368 AD) / Ed. by J. Lagerwey, P. Marsone. Leiden; Boston: Brill, 2015. Vol. II. P. 1124).
12 Согласно монастырскому уставу, пурпурное платье имели право носить только те даосы, которые прошли все ступени посвящения. Подробно о традиционных одеяниях даосских священнослужителей школы Цюаньчжэнь можно прочесть в
разделе «Одежда и регалии даосов»: (Филонов С.В. Введение в даологию. Благовещенск: Изд. АмГУ, 2010. С. 124-130).
13 См.: («Пятнадцать суждений Чун-яна об установлении учения» (Чун-ян ли цзяо ши у лунь Ж^ЙЙ+Еи) // Китайский Даосский канон (Чжун хуа Дао цзан Ф^ЖШ (далее - ЧХДц)): В 48 т. Пекин: Хуася чубаньшэ. db^:
2004. Т. 26. С. 271).
14 См.: («Собрание поэтических произведений "Радость Небожителей-сяней"» (Сянь лэ цзи ((^ft) [ЧХДЦ. Т. 26. С. 570]), пер. см.: (Белая И.В. Нормативные правила даосской школы Совершенной истины XII-XIV вв. // В поисках «китайского чуда»: Сб. статей, посвященный 80-летию Ю.В. Чудодеева. М.: Институт востоковедения РАН, 2011. С. 346-347) (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 5).
15 См.: («Комментарий к "Нефритовой книге-основе Желтого дворика и внутренних лучезарностей"» (Хуан тин нэй цзин юй цзин чжу ЖЙЙЖЖЙЕ) [ЧХДЦ. Т. 23. С. 64-68]).
16 См.: («Комментарий к "Книге-основе Желтого императора о Единении сокрытого"» (Хуан-ди инь фу цзин чжу [ЧХДЦ. Т. 15. С. 813-819]), пер. (Acker P. Liu Chuxuan (1147-1203) and his Commentary on the Daoist Scripture Huandi yinfu jing. Wiesbaden, 2006).
17 См.: («Комментарий-славословие к "Книге-основе о Постоянной чистоте и покое, рассказанной Высочайшим Старым владыкой"» (Тай шан Лао-цзюнь шо чан цин цзин цзин сун чжу [ЧХДЦ. Т. 6. С. 47-50]).
18 См.: («Собрание поэтических произведений "Вместилище Сокровенного [из скита] Золота и нефрита"» (Дун сюань цзинь юй цзи ^^^Sft) [ЧХДЦ. Т. 26. С. 432]). О роли Дао дэ цзина и Инь-фу цзина в учении Цюаньчжэнь см. исследование автора этих строк: (Белая И.В. Образы «Инь фу цзина» в даосском учении Цюаньчжэнь // Общество и государство в Китае: XLII научная конференция: Часть 1. М.: Институт востоковедения РАН, 2012. С. 354-365) (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 6).
19 Вань-янь Шоу «Стела основателю учения Совершенному человеку [по прозвищу] Мудрец Двойного ян, чудесному небожителю с гор Чжуннаньшань» (Чжуннаньшань шэнь сянь Чун-ян-цзы чжэнь-жэнь цзяо цзу бэй ¡^ШШ^ШШЖШ ^ЯАЙШФ) (1275 г.) [ДЦЦШЛ. С. 452].
20 Лю Цзу-цянь SffiM. «Записи о деяниях небожителя-сяня, патриарха Чун-яна с гор Чжуннаньшань» (Чжуннаньшань Чун-ян цзу ши сянь цзи цзи ¡^ШШЖШ-Ш. №(ШБ) (1232 г.) [ДЦЦШЛ. С. 460].
21 Истинно-воинствующий (Чжэнь-у ЯЙ) - почитается в кит. мифологии и даосизме как астральное божество созвездия Большой Медведицы и Полярной звезды. Чжэнь-у считается борцом со злыми духами и покровителем воинских искусств. Также его нарекают владыкой Севера и правителем воды, так как в его функции входит управление семью созвездиями северного небесного сектора. Изначально это божество называли Сюань-у ^Й (Темная воинственность) (до запрещения в X в. употреблять входивший в имя императора иероглиф сюань) -где иероглиф сюань ^ означал цвет ночного неба, а иероглиф у Й символизировал черепаху, панцирь которой обвивала змея. Храмы в честь Чжэнь-у были широко распространены по территории Китая. О Чжэнь-у см. энциклопедическую
справку (Рифтин БЛ. «Сюань-у» // Духовная культура Китая: Энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. М.Л. Титаренко. Т. 2. Мифология. Религия. М.: Вост. лит., 2007. С. 588-589). О почитании Чжэнь-у школой Цюаньчжэнь см. (Филонов С.В. Указ. соч. С. 109-112).
22 Инь Чжи-пин (1169-1251) - шестой патриарх школы Цюаньчжэнь (1228-1237), носивший даосское прозвище Чистая гармония (Цин-хэ >Й ЭД ). В 14 лет стал учеником Ма Дань-яна. В 19 лет он поступил в монастырь Лин-сюйгуань под начало Лю Чан-шэна, обучался практике предсказания по «Книге Перемен» (И цзин ^fe) у Хао Гуан-нина, неоднократно беседовал о Дао с Ван Юй-яном и получал от него изустные наставления. Инь Чжи-пин сопровождал Цю Чан-чуня с 17 учениками в ставку Чингисхана. После смерти Цю Чан-чуня возглавил школу. Свои воспоминания о первых патриархах школы Цюаньчжэнь он изложил в сочинении «Юй-лу о том, как Совершенный человек Цин-хэ путешествовал на север» (Цин-хэ чжэнь-жэнь бэй ю юй лу (1237 г.) [ЧХДЦ. Т. 26. С. 725-752]. Подробно об Инь Чжи-пине см. («Внутреннее жизнеописание небожителей и совершенных Патриаршего двора в горах Чжуннань-шань» (Чжуннаньшань цзу тин сянь чжэнь нэй чжуань
[ЧХДЦ. Т. 47. С. 95-97]).
23 Принцесса Юй-чжэнь (Юй-чжэнь гун-чжу SÄ^^) - девятая дочь танско-го императора Жуй-цзуна (правл. 710-713). Для нее был построен монастырь в Фусине (Чанъань), где она вела скромную жизнь даосской монахини. Согласно К. Деспе, ее авторству принадлежат два сочинения, посвященные созерцательным методам по традиции даосской школы Высшей чистоты (Шанцин -«Высший метод визуализации Пяти повелителей из нефритовых дворцов» (Цюн гун у ди нэй сы шан фа Ä^E'Sft/Biä) и «Высший метод визуализации [дежурных нефритовых дев из группы] шести цзя [из управы] Лин-фэй для коммуникации с духами-божествами [своего тела]» (Лин-фэй лю-цзя нэй сы тун лин шан фа (Despeux K. Women in Daoism // Daoism Handbook / Ed. by L. Kohn. Leiden: Brill, 2000. P. 388, 396).