«ДЕСЯТЬ УВЕЩЕВАНИЙ» МА ДАНЬ-ЯНА КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ДАОССКОЙ ШКОЛЫ ЦЮАНЬЧЖЭНЬ
Исследование направлено на реконструкцию и анализ истории даосского учения Совершенной истины (Цюаньчжэнь) формативного периода (ХП-ХШ вв.). Одним из источников изучения воззрений, деятельности, развития этой религиозной организации и ее роли в истории Китая являются заповеди-предписания для членов данного религиозного сообщества. В качестве основного источника выбраны «Десять увещеваний» (ши цюань Ма Дань-яна - второго патриарха школы Цюаньчжэнь.
Ключевые слова: Китай, религия, даосизм, учение Цюаньчжэнь, Ма Дань-ян, «Десять увещеваний», религиозные принципы.
Даосизмом мы называем даосскую религиозную традицию, появление которой относится ко II в. н. э., а институциональное оформление приходится на Ш-У1 вв. . С VII в. начинается эволюционный период в истории даосизма, связанный с систематизацией и развитием ранее сформированных религиозных институтов. На рубеже XII и XIII вв. даосизм входит в новую фазу своего развития, которую с определенной долей условности можно назвать периодом оформления, распространения и доминирования на институциональном уровне учения Цюаньчжэнь Этот период продолжается и по сей день. Новые даосские школы, появление которых знаменовало начало данного периода («Тай-и цзяо» - учение Великого Одного, «Чжэньдадао цзяо» - учение Истинного великого Дао и «Цюаньчжэнь цзяо» - учение Совершенной истины), создаются на севере страны во время вторжения и господства в Китае чжурчжэньской династии Цзинь (1115-1234 гг.). Все новые движения ориентировались не только на замкнутую религиозную общину, но и на широкие круги верующих, предлагая помощь всем без исключения, что свидетельствуют,
© Белая И.В., 2012
249
как отмечает Е.А. Торчинов, «о радикальном сдвиге в даосской системе ценностей, ибо уже не магия, алхимия или символизм литургии
3
оказываются в центре внимания, а определенные этические нормы» . Однако только школе Цюаньчжэнь удалось создать прочную религиозную систему, санкционировав институт монашества, и «предложить доктрину универсального спасения и, следовательно, сотериологию более разработанную, чем в старых даосских школах» . Через несколько столетий из трех новых течений остается жизнеспособным только учение Совершенной истины, являясь и по сей день одной из ведущих даосских школ, как в Китае, так и за его пределами . Одним из источников для изучения воззрений, деятельности, развития этой религиозной организации и ее роли в истории Китая являются заповеди-предписания для членов данного религиозного сообщества. В книжном корпусе Цюаньчжэнь они присутствуют как в виде отдельных произведений, так и в составе некоторых памятников. В ранних сочинениях они излагаются в виде списка статей (ди лунь) и увещеваний (® цюань). С течением времени - в ходе институционального оформления учения Цюаньчжэнь - они приобретают структуру правил монашеской жизни (Ш гуй). Как указывает Чжан Гуан-бао, первоначально списки заповедей учения Цюаньчжэнь были очень разными . Самые первые принципы учения в системном виде были изложены в сочинении «Чун-ян ли цзяо ши у лунь» («Пятнадцать статей, устанавливающих учение Чун-яна») . Также они присутствуют фрагментарно в других сочинениях, приписываемых основателю Цюаньчжэнь, например в «Чун-ян чжэнь-жэнь цзинь гуань юй со цзюэ» . В дальнейшем эти принципы активно развивались последующими патриархами учения, прежде всего Лю Чан-шэном ШШ^ в «Сянь юэ цзи»9 и Ма Дань-яном МЯШ в «Чжэнь сянь чжи чжи юй лу» , увещевания которого и станут предметом исследования в нашей статье.
О Ма Дань-яне известно, что он родился при цзиньском императоре Тай-цзуне (1123-1185 гг.) в первый год эры Тянь-хуэй, под циклическим знаком гуй-мао, в двадцатый день пятой луны и был шестым ребенком в семье. Фамилия его была Ма М, имя Юй Й, второе имя Сюань-ши ЖЖ, даосское прозвище Дань-ян-цзы ЯШ^, первоначальное имя (чу мин) Цун-и ШШ, второе имя И-фу ^Ш. Семья его была настолько богатой, что его прозвали «Ма - половина округа» (М^НН Ма Бань-чжоу). Он взял в жены дочь Сунь Чжун-сяня (Сунь Бу-эр - Б.И.), от которой у него родилось три сына11. Еще до
250
встречи с Ван Чун-яном Ма интересовался даосским учением и был щедрым патроном даосской религии. Он мечтал о встрече с Совершенными и однажды ночью ему приснился сон, как два журавля приземляются у него в огороде, что, согласно поверьям, сулило долгожданную встречу. Это подвигло его выделить средства на строительство даосской обители (ЖШ дао гуань), и пригласить некоего даоса по имени Лу Лу дао-ши) ей управлять. Осенью, в год дин-хай,
на приеме у местного магната Фань Мин-шу ШВД^ он познакомился с другим даосом, которым оказался Ван Чун-ян12.
Ван Чун-ян был приглашен Ма в его владения, где соорудил себе жилище, которое назвал «хижина совершенной истины» - цюань-чжэнь-ань . Он принялся убеждать Ма Дань-яна оставить се-
мью и пойти к нему в ученики для достижения духовного бессмертия. В итоге Ма стал последователем Ван Чун-яна и отправился с ним в горы Куньюйшань ЖЖШ. Постепенно вокруг Вана собрались семь учеников, впоследствии известных в даосской традиции как «семь Совершенных людей» - ци чжэнь жэнь Это были Ма Юй (Ма
Дань-ян, 1123-1183), Тань Чу-дуань (Тань Чан-чжэнь, 1123-1185), Лю Чу-сюань (Лю Чан-шэн, 1147-1203), Цю Чу-цзи (Цю Чан-чунь, 11481227), Ван Чу-и (Ван Юй-ян, 1142-1217), Хао Да-тун (Хао Гуан-нин, 1140-1212), и Сунь Бу-эр (Сунь Цин-цзин 1119-1182). С 1168 по 1169 гг. Ван Чун-ян путешествует с учениками по Шаньдуну и проповедует свое учение. В течение этого времени он создает в пяти округах даосские общества (хуэй среди членов которых распространяет учение Цюаньчжэнь: в Вэньдэн «Общество Семи драгоценностей» (Ци бао хуэй ^Ж^), в Нинхай «Общество Золотого лотоса» (Цзинь лянь хуэй в Фучуань «Общество Трех сияний» (Сань гуан
хуэй в Дэнчжоу «Общество Нефритового цветка» (Юй хуа
хуэй ^т^), и «Общество Равенства» (Пин-дэн хуэй в Лай-
чжоу14. Назначив Ма Дань-яна своим преемником, Ван Чун-ян скончался 22 января 1170 г.
После трехлетнего траура у его могилы ученики разошлись по разным областям Китая для подвижничества и проповедничества. Ма Дань-ян проповедовал учение Цюаньчжэнь в провинции Шэньси. В «Юй-лу о том, как Совершенный Цин-хэ путешествовал на север» (Цин-хэ чжэнь-жэнь бэй ю юй-лу) (1237 г.), Инь Чжи-пин сообщает, что в период руководства Цюаньчжэнь Ма Дань-яном соблюдался принцип «управления учением посредством недеяния» . Китайский
251
историк даосизма Цин Си-тай поясняет - то, что называлось недеянием, значило, что хотя каждый из семи учеников Ван Чун-яна совершенствовался в «истинных заслугах» и прилагал для этого огромные усилия, он при этом не изнурял свои силы для распространения учения и постройки монастырей. В этот период последователи школы Цюаньчжэнь занимались очень суровым подвижничеством, вели скитальческую жизнь и собирали подаяния на пропитание. Однако вокруг них постепенно собирался круг их собственных учеников, и они так же приобретали покровителей среди среднего и низшего чиновниче-
17
ства, которые их почитали и споспешествовали им .
В четвертом месяце двадцать второго года эры Да-дин (1182 г.) Ма Дань-ян, проповедовавший даосское учение и практиковавший аскетизм в Гуаньчжуне, по приказу цзиньского правительства вернулся на родину в Нинхай. Вернувшись в горы Куньюйшань, которые он покинул десять лет назад, Ма Дань-ян снова начал странствовать в местах своего прежнего проживания. У горы Цзыцзиньшань он воздвиг скит Восточного Цветка (Дун-хуа-ань ЖтШ) и возродил учение Цюаньчжэнь в районе гор Куньюйшань18. В это же время, кроме окрестностей Куньюйшань, он проповедовал в округах Нинхай, Вэньдэн и Лайян вплоть до ухода из земной жизни в двадцать третий год эры Да-дин (1183 г.), двенадцатого месяца, двадцать второго дня. Ма был похоронен в монастыре Юсяньгуань ЙШШЩ, что в окрестностях уезда Лайян. Его погребением руководили двое Совершенных -Лю Чан-шэн и Ван Юй-ян, а поминальные службы на могиле длились
19
семь дней .
Юаньский император Ши-цзу (1271-1294 гг.) посмертно даровал ему прозвище «Совершенный Дань-ян, объявший Единое и осуществляющий недеяние» (Дань-ян бао и у вэй чжэнь-жэнь ЯШШ—М-^ЖА), а император У-цзун (1308-1311 гг.) удостоил его титула «Праведный владыка» и прибавил к нему эпитет «всеобщих превращений», оказав тем самым высочайшее почтение второму патриарху Цюаньчжэнь20.
Свои наставления ученикам Ма Дань-ян оставил в десяти увещеваниях (ши цюань которые дошли до нас в сочинении «Дань-ян Ма чжэнь-жэнь юй-лу». Это произведение содержится в антологии бесед первых наставников Цюаньчжэнь -«Чжэнь сянь чжи чжи юй лу» собранной около 1300 г. даосом Сюань-цюань-цзы Инь Чжи-пин также упоминает «Десять увещеваний» настав-
252
ника Ма Дань-яна в «Юй-лу о том, как Совершенный Цин-хэ путешествовал на север», датированные 1237 г., и там же цитирует фрагмент девятого увещевания21. Все это подтверждает аутентичность данного источника и позволяет говорить о более ранней дате его составления.
«Десять увещеваний»
Во-первых, не нарушай государственных законов.
Во-вторых, когда ты видишь последователей [даосского] учения, первым совершай надлежащий ритуал приветствия, и ко всем мужчинам и женщинам [относись] точно так же, как к своей матери и отцу, потому что все проходят через колесо перерождений по Шести путям, а потому являются тебе отцами и матерями.
В-третьих, прекрати пить вино, предаваться плотским утехам, питать пристрастие к богатству, выходить из себя, проводить различие между правильным и неправильным, между собой и другими.
В-четвертых, искореняй печаль и грустные мысли, перестань цепляться за воспоминания и привязанности. Даже от одного воспоминания возникнут путы. Следует поспешно устранить его! В течение всего дня постоянно обдумывай свои ошибки, и даже если почувствуешь, что совершил самое незначительное отступление от норм, тот час же исправляй его.
В-пятых, встречая [людскую] признательность, опасайся ее! Нельзя обманывать добрых людей и принимать от людей подношения!
В-шестых, остерегайся гнева, как огня кармы. Постоянно терпи поношения, чтобы на них отвечать добром. К тьме вещей не питай привязанности.
В-седьмых, будь осмотрителен в речах, воздержан в пище, умерен во вкусах, откажись от роскоши, отбрось страсти.
В-восьмых, не занимайся чудотворством и колдовством - веди обычную жизнь. Зарабатывай лишь столько, сколько надо потратить на еду, без малейшего мирского пристрастия.
В-девятых, проживай в хижине, не имеющей более трех комнат, с не более чем тремя товарищами в Дао-Пути - если случится болезнь, вы сможете поддержать друг друга: «Если один из товарищей умрет, тогда я его похороню, а если я умру, то он меня похоронит». Или если
253
кто-то из вас собьется с пути, то вы можете наставлять друг друга. Между вами не должно быть двуличия и предательства.
В-десятых, не давай чувствам владеть тобой, стремись принести пользу другим, а не себе самому. Даже если они бедняки и живут в сырой лачуге, относись к ним как к совершенномудрым и добродетельным [мужам], будь учтив и мягок с людьми. Живи, следуя велению судьбы, не проявляя алчности и гнева. Проводи свои дни в беззаботных странствиях, а волю свою обрати к совершенствованию на истинных путях [учения]. Смотри, не ленись с начала и до конца [пути] ! Чистота сердца и недеяние - это и есть совершенство ! Чистота помыслов и отсутствие злобы - это и есть добро! Взращивай ци и делай цельным дух-шэнь, постоянно проявляй милосердие, в тайне от всех накапливай заслуги и добродетели, не стремись, чтобы люди о них узнали, но смотри лишь на Небесный суд.
Призывы соблюдать законы государства неоднократно звучат в наставлениях патриархов Цюаньчжэнь. Так, в «Цзинь гуань юй со цзюэ» Ван Чун-ян также призывает последователей «быть верными
23 -о
государю» . В списке наказаний для монахов, входящих в состав «Чистых правил [учения] Совершенной истины» (Цюаньчжэнь цин гуй), приписываемых Лу Дао-хэ ШЖ^П и датированных началом XIV в., требование соблюдать законы государства обретает категорическую форму: «Тот, кто нарушает государственные законы, будет изгнан [из общины]» .
Цин Си-тай считает, что на раннем этапе развития у Цюаньчжэнь еще не было непосредственных сношений с правящей верхушкой при дворе династии Цзинь, а масштабы школы и ее охват были сравнительно малы . В связи с этим выказывая себя законопослушным учением Цюаньчжэнь оспаривало право получить государственный патронаж наравне с двумя другими даосскими школами - Тай-и и Чжэньдадао. В двадцать седьмой год эры Да-дин Ван Юй-ян был вызван в столицу, где император Ши-цзун (1161-1189 гг.) расспросил его о пестовании жизни. В следующем году был призван в столицу и Цю Чан-чунь, которому было велено поселиться в западном дворце Ваньнин, дабы он виделся с императором для бесед о Дао. Ему так же было приказано возглавить праздничный ритуал Тысячи Весен (вань чунь цзе цзяо Тз^^Ш). Через два года Ван Юй-ян был призван снова. Ко времени его приезда в столицу Ши-цзун скончался, и вступив-
254
ший на престол Чжан-цзун (1190-1208 гг.) приказал Вану провести молебен о благополучном упокоении. То, что императоры неоднократно приглашали патриархов Цюаньчжэнь, повышало престиж это-
26
го учения и приводило к его распространению .
В связи с многочисленными крестьянскими восстаниями цзинь-ское правительство с подозрением относилось к новому учению, потенциально способному стать катализатором народных волнений. Многие исследователи подчеркивают, что призыв к соблюдению законов также выполнял и защитную функцию - наставники Цюань-чжэнь старались продемонстрировать, что в их доктрине отсутствуют тенденции к эгалитаризму и милленаризму. Тем самым они предупреждали возможные обвинения в свой адрес в мятежности и апокалипсическом мессианстве и ограждали свое учение от возможного запрещения . Тем не менее, увеличение количества последователей и усиление социополитического влияния вызвали беспокойство среди правителей чжурчжэньской династии Цзинь. В 1181 г. даосам было запрещено ходить по селам и проповедовать свое учение. Ма Дань-яну также было велено оставить проповедническую деятельность в Гуаньчжуне и возвратиться на родину в Нинхай:
В двадцать первом году [эры Да-дин] наставник (Ма Дань-ян -Б.И.) был в Цзинчжао, и, обращаясь к ученику Лай Лин-юю, сказал: «Как принято называть починенное и опрятное старое платье в Гуань-чжуне?»
Лин-юй ответил: «Оно называется "перешитое и выстиранное"».
Наставник сказал: «Вот и я тоже долгие годы "перешивал и выстирывал" [даосское] учение от скверны в восточных землях. И десяти дней не прошло после того, как я получил официальное распоряжение прекратить дела, а толпы даосов к западу от Шэньси уже трепещут от страха. Теперь [Цю] Чан-чунь будет "Великой колесницей" нашего Дао на востоке. И хотя я многократно получал распоряжения, не могу
оставить Гуань[чжун]. Если уеду из Гуань[чжуна], то в Гуаньчжуне
~ 28
учение сравняется с землей.
В 1190 г. цзиньский император Чжан-цзун издал указ о запрещении проповедовать учение Цюаньчжэнь. Этот запрет был снят лишь в 1197 г.29
255
В 1197 г. представители движения Цюаньчжэнь подали прошение и получили имперское признание своих монастырей. Монаршее благоволение возросло после того, как Ван Юй-ян успешно выполнил в 1201 г. в монастыре Великой чистоты торжественный даосский ритуал, после которого у императора Чжан-цзуна родился наследник престола. Два года спустя в этом же монастыре Ван Юй-ян посветил в монахи около 1 000 человек .
Одна из причин популярности учения Цюаньчжэнь среди различных социальных слоев кроется в его синкретическом характере. В «Чун-ян чжэнь-жэнь цзинь гуань юй со цзюэ» Ван Чун-ян призывает быть «почтительным к родителям и наставникам», указывая тем самым, что соблюдение конфуцианских норм также является даосским «методом совершенствования и практики» . Это еще раз подтверждает, что даосизм не был ни антигосударственным, ни антисоциальным учением. Он органично соединял традиционные ценности и нормы жизни китайского общества.
В то же самое время в «Десяти увещеваниях» активно используется и категориальный аппарат буддизма - «колесо перерождения» (санскр. самсара, кит. лунь хуэй йМ), «Шесть путей» перерождения (лю дао АЖ)32 и «огонь кармы» (е хо ША), означающий пламя преисподней, уготованное для грешников.
Включение конфуцианских принципов и буддийских концепций в учение Цюаньчжэнь имело целью привлечь в ряды ее последователей новых сторонников из числа буддистов и чиновников-конфуцианцев. Такая установка демонстрировала стремление Цюаньчжэнь как к расширению своей социальной базы, так и к религиозной унификации -стать всеохватывающим и эксплицитно триединым учением. Это значило, что кем бы ни был будущий прихожанин, он мог найти свое место в школе Цюаньчжэнь. Так, например, известно, что в течение нескольких десятилетий конфуцианской школой в Пекине управляли
33
представители Цюаньчжэнь .
Анализ «Десяти увещеваний» дает основание полагать, что в них отражена религиозная и политическая ситуация в Китае XII-XIII вв., а их основное содержание - это концентрат внешней и внутренней стратегии Цюаньчжэнь, обеспечившей ей главенствующее положение в позднем даосизме. Десять увещеваний были просты и понятны всем новым послушникам, будь то вчерашние крестьяне, обратившиеся буддисты или мелкое чиновничество. Сложный процесс совершен-
256
ствования был заменен простыми формулами: «Взращивай ци и делай цельным дух-шэнь, постоянно проявляй милосердие, в тайне от всех накапливай заслуги и добродетели»34, что внешне выглядит как возвращение к кажущейся простоте «Дао дэ цзина» и «Чжуан-цзы». Учреждение монастырей требовало запрета на стяжание и мирские наслаждения, а создание прочной централизованной монашеской организации - взаимной поддержки и дружелюбия между ее членами. Таким образом, принципы, представленные в «Десяти увещеваниях» Ма Дань-яна, позволили школе Цюаньчжэнь добиться успеха в распространении своего учения и охватить самые широкие слои населения, хотя и не помешали движению ощутить на себе подозрения правительства, частично именно благодаря своему успеху.
_Примечания
Филонов С.В. Категория дао в ранней даосской религиозной философии (по материалам «Комментария Сян Эра к Книге Лао-цзы») // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. № 3 (23). 2009. С. 91-92. Филонов С.В. Золотые книги и нефритовые письмена. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2011. С. 29-30.
Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиоведческого описания. СПб.: Лань, 1998. С. 368-369. Там же. С. 362.
Общая характеристика учения Цюаньчжэнь представлена в работе Е.А. Торчинова: (Торчинов Е.А. Указ. соч. С. 361-384). О причинах популярности и жизнеспособности учения Цюаньчжэнь см. исследование автора этих строк: (Белая И.В. Предпосылки распространения учения Совершенной истины в Китае XII—XIII вв. // Научные ведомости БелГУ. Философия. Социология. Право. 2010 № 2 (73). Выпуск 11. С. 5-12). С современной библиографией по данному вопросу, а также с некоторыми особенностями истории и современного состояния школы Цюаньчжэнь заинтересованный читатель может познакомиться в работе С.В. Филонова: (Филонов С.В. Введение в даологию. Благовещенск: Изд. АмГУ, 2010).
Чжан Гуан-бао. Цзинь-Юань Цюаньчжэнь цзяо ши синь янь цзю (Новое исследование истории учения Цюаньчжэнь периода Цзинь-Юань). Гонконг, 2008. 20С8^7Яй#«#
462Ио Цит. по: URL: http://tieba.baiduxom/f?kz=177917200 (дата обращения: 15.01.2011).
257
2
3
6
11
Чун-ян ли цзяо ши у лунь (Пятнадцать статей, устанавливающих учение Чун-яна) // ЧХДЦ. Т. 26. С. 271-272; Белая И.В. «Пятнадцать ста-
тей, устанавливающих учение Чун-яна» / Пер. на русский фрагментов, вступительная статья и комментарий // Философско-антропологические исследования. Вып. 1-2. Курск: КГУ, 2010. С. 93-102.
8. Чун-ян чжэнь-жэнь цзинь гуань юй со цзюэ (Наставления Совершенного [Ван] Чун-яна о золотой заставе и нефритовых затворах) // ЧХДЦ. Т. 26. С. 394.
9. Сянь юэ цзи (Сборник поэтических произведений «Музыка сяней») ШШШ // ЧХДЦ. Т. 26. С 570; Белая И.В. Десять советов даосского монаха Лю Чан-шэна // Материалы докладов XVIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» М.: Изд. МГУ, 2011. 1 CD-ROM.
10. Чжэнь сянь чжи чжи юй-лу ЖШШШ // ЧХДЦ. Т. 27. С. 81. Цзинь лянь чжэн цзун сянь юань сян чжуань (Иллюстрированные жизнеописания истинных патриархов и бессмертных [школы] Золотого лотоса) ЙЙА24ШЩШ // ЧХДЦ. Т. 47. С. 62.
Цзинь лянь чжэнь цзун цзи (Записи об истинных патриархах [школы] Золотого лотоса) ЙШЕ24ВЙ // ЧХДЦ. Т. 47. С. 40.
Ли-ши чжэнь сянь ти дао тун цзянь сюй бянь (Продолжение «Всепроникающего зерцала Совершенных и небожителей минувших времен, воплотивших Дао-Путь») К-ЩШШШШЙШШ // ЧХДЦ. Т. 47. С. 580. Там же. С. 581.
15 Цин-хэ Д^П - прозвище Инь Чжи-пина.
16. Цин-хэ чжэнь-жэнь бэй ю юй-лу (Юй-лу о том, как Совершенный Цин-хэ путешествовал на север) // ЧХДЦ. Т. 26. С. 737.
17. Чжун-го дао цзяо (Даосизм в Китае) / Под ред. Цин Си-тая. Т. 1. Раздел II: «Цзун пай юань лю» (Происхождение и развитие направлений) // «Цюань-чжэнь дао». Изд-во «Е-шу шикун», б.г. 1 CD-ROM. Ли-ши чжэнь сянь ти дао тун цзянь сюй бянь. Указ. соч. С. 587. Гань шуй сянь юань лу // ЧХДЦ. Т. 47. С. 122. Цзинь лянь чжэн цзун сянь юань сян чжуань. Указ. соч. С. 63. Цин-хэ чжэнь-жэнь бэй ю юй-лу. Указ. соч. С. 737. Чжэнь сянь чжи чжи юй-лу. Указ. соч. С. 81. Чун-ян чжэнь-жэнь цзинь гуань юй со цзюэ. Указ. соч. С. 394. Цюаньчжэнь цин гуй (Чистые правила [учения] Совершенной истины)
// ЧХДЦ. Т. 27. С. 691. Чжун-го дао цзяо. Указ. соч.
26 Там же.
258
14.
27 Komjathy L. Cultivating Perfection: Mysticism and Self-transformation in Early Quanzhen Daoism. Leiden, Boston: Brill, 2007. P. 55.
28 Ли-ши чжэнь сянь ти дао тун цзянь сюй бянь. Указ. соч. С. 587.
29. Komjathy L. Op. cit. P. 55.
30. Ibid.
31 Чун-ян чжэнь-жэнь цзинь гуань юй со цзюэ. Указ. соч. С. 394.
32. «Шесть путей» перерождения - это рождение в аду (ди юй), в мире демонов-асуров, богов-дэвов (тянь жэнь), голодных призраков загробного мира (э гуй), животных или людей.
33. Goossaert V. Quanzhen // The Encyclopedia of Taoism / Ed. by Fabrizio Pregadio. London: Routledge, 2007. Vol. 2. P. 818.
34 Чжэнь сянь чжи чжи юй-лу. Указ. соч. С. 81.
259