Чепик О.В.
к.э.н, доцент кафедры «Фи- нансы и кредит», Рязанский госу- дарственный агротехнологический университет
Эл. почта: оусЬер'1к(<3).уапс1ех.ги
О РАЗВИТИИ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
В статье раскрываются обост- рившиеся проблемы на мировом продо- вольственном рынке, вызвавшие значи- тельный рост цен на продукты пита- ния в сочетании с глобальным финансо- во-экономическим кризисом обусловли- вают особое внимание к аграрному сектору экономики. В связи со сложно- стью проблем, которые возникают в этой отрасли, требуется системное государственное регулирование продовольственным обеспечением на гло- бальном, региональном и локальном уровнях. Государственная поддержка всегда являлась одним из важных рыча- гов финансового регулирования в сель- ском хозяйстве.
Ключевые слова: государственное регулирование, государственная финан- совая поддержка, политика протек- ционизма, сельское хозяйство, приори- тет в экономике, вступление в ВТО.
Сельское хозяйство имеет свои специфические, присущие только ему особенности, существенно отличающие его от всех других отраслей народнохо- зяйственного комплекса. Эти особенно- сти наиболее значимо проявляются в условиях рыночной экономики при сво- бодной конкуренции и недостаточном регулировании государством происхо- дящих процессов. Как следствие этого, в большинстве стран мира не только признана необходимость государствен- ного регулирования сельского хозяйст- ва, но и приняты конкретные законода- тельные акты, на основе которых выра- ботаны эффективные направления, про- граммы, обеспечивающие устойчивое развитие не только отраслей сельскохо- зяйственного производства, но и всех сфер деятельности и условий прожива- ния сельского населения.
В аналитической записке Счетной палаты [5] РФ описаны характерные особенности сельского хозяйства, кото- рые состоят в следующем:
1. В качестве главного, незамени- мого средства производства в сельском хозяйстве выступает земля. Качествен- ное состояние земли улучшается при ее рациональном хозяйственном использо- вании как средства производства. Одна- ко для поддержания необходимого уровня плодородия следует возмещать не только использованные питательные вещества почвы, но и восстанавливать качественные показатели (содержание гумуса, уровень кислотности, состояние водно-воздушного режима), что связано со значительными материально- техническими и финансовыми вложе- ниями. При этом окупаемость основных объемов инвестиций растянута во вре- мени и исчисляется несколькими года- ми (известкование, мелиорация, гипсо- вание), что сдерживает вложение средств в сельское хозяйство. Чтобы смягчить влияние этих объективных факторов, земельные угодья во всех странах, независимо от форм собствен- ности, рассматриваются как общена- циональное достояние, и затраты на их сохранение выделяются из государст- венного бюджета
2. В процессе производства сель-
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 56 ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ность человека самым тесным образом переплетена с неподвластными ему природными условиями, в связи с этим вероятность окупаемости капитала и получения прибыли связаны с большим риском.
3. Существенное отличие сельско- хозяйственного производства от боль- шинства секторов экономики заключа- ется в том, что оно менее эффективно по сравнению с ними. Вложенный в не- го капитал приносит меньшую прибыль. Поэтому низкодоходное сельское хо- зяйство не в состоянии на равных (по сравнению с промышленностью) участвовать в межотраслевой конкуренции без внешней поддержки.
4. Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве внедряется и прояв- ляется медленнее, чем в промышленно- сти.
5. Сельское хозяйство отличается консервативностью и неэластичностью. Так, при повышении спроса на сельхоз- продукцию особенности сельскохозяй- ственного производства не дают воз- можности быстро отреагировать и уве- личить выпуск продукции. Имеется ряд ограничений по увеличению темпов роста сельхозпроизводства. Нельзя, на- пример, существенно увеличить пло- щадь обрабатываемых земель, даже при условии увеличения инвестиций. Это связано с естественной ограниченно- стью сельскохозяйственных угодий.
6. Невозможно сократить или уве- личить площади и производство сельскохозяйственных культур, если уже произведены посевные работы, сущест- венно сократить производство молока и мяса без поголовья скота. На это требу- ется определенный промежуток време- ни.
7. В условиях нерегулируемой ры- ночной экономики, при свободной кон- куренции цены в монополизированном секторе промышленности растут значи- тельно быстрее, чем в демонополизированном аграрном секторе, что создает непреодолимый для сельскохозяйствен- ного производства диспаритет цен меж- ду стоимостью сельскохозяйственной продукции и стоимостью ресурсов, не- обходимых для производства указанной продукции.
Специфика отрасли состоит в том, что сельскохозяйственное производство связано с биологическими и природны- ми процессами, находится в прямой за- висимости от климатических факторов, вовлеченности в производство человека, земли, растений, животных, разнооб- разного по своему составу и назначе- нию основного и оборотного капитала и является очень сложной формой хозяй- ственной деятельности. Следовательно, имеющиеся факторы, присущие только этой отрасли, позволяют отнести ее к приоритетной в плане государственной финансовой поддержки.
Понятие приоритета в экономике означает, что насущные проблемы и за- дачи развития определенных отраслей и звеньев должны решаться в первую очередь. Необходимость экстренных мер предопределяется тем, что благопо- лучие села и сельской местности -это отражение общего социально - эконо- мического и духовно-нравственного со- стояния государства, а следовательно, мудрости и профессионализма его по- литического руководства. Нужно осоз- навать, что на уникальных по выпол- няемым многоцелевым функциям сель- скохозяйственных территориях воспро- изводится незаменимый естественный базис существования человечества.
В зарубежных странах необходи- мости государственной поддержки и регулированию агропромышленного производства изначально придавали большое значение.
Государственная поддержка всегда являлась одним из важных рычагов финансовой политики в сельском хозяйстве.
г
Социальные
факторы
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 57 ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Экономические
факторы
Природные фэ кторы
У ы
с ХС ЕЛЬСКО ВЯЙСТЕ ю
1 г
Рис 1. Влияние факторов на сельскохозяйственное производство
Например, начиная с реформ 30- х годов, в системе государственного ре- гулирования экономики США и Запад- ной Европы сложилась ситуация, когда производители сельскохозяйственной продукции выделялись в особую груп- пу, которая получало доплату от государства, по сути, только за свой статус. Причина повышенного внимания боль- шинства стран к аграрному сектору экономики объясняется указанными выше специфическими
* П ри ро/і п М-К Л НМ пТИ:-і ЄС гЫ Г- УСЛОВИЯ
■сезон ноств, цикличность производства •■качественное состояние земли (как средства производства)
■длительный период ыыращиы-анин
■ отсутствие ні!: фср?/ □ ц»ен неге пел г.
■медленное внедрен не НТП
■■крайне низкая обеспеченность техникой ■низкие цены на сельскохозяйственную продукцию ■диспаритет цен
■ отсутст вие ин вести и.и й
*не развиты сельские территории ■отток сельского населения ■низкий уродасиь пробої ной платы & сельском КОЗЗЙСТ&е
Рис 2. Характеристика факторов, влияющих на сельское хозяйство
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 58 ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Национальной безопасности и продовольственному обеспечению в мировом и региональных масштабах сегодня уделяется самое пристальное внимание. Требуется реальное форми- рование государственных продовольст- венных фондов на основе совершения механизмов госзакупок, биржевых тор- гов, ценовых пропорций в соответствии с расчетами межотраслевых балансов, программы страхования рисков. Сегодня, располагая 9% сельско- хозяйственных угодий мира, Россия производит лишь 1,5% сельскохозяйст- венной продукции. В сельском хозяйст- ве Российской Федерации заняты 2,5 млн человек, в США - 875 тыс. при больших объемах производства, но и многократно больших расходах госу- дарственного бюджета на развитие сельского хозяйства. В Канаде с при- мерно аналогичными природно- климатическими условиями урожай- ность зерновых выше, чем в России в
1,5 раза, надой молока на одну фураж- ную корову больше в 2 раза. Федераль- ное правительство Канады и региональ- ные органы субсидируют программы страхования рисков, в частности, до 25
% страховых премий и 50 % админист- ративных расходов страховщиков, уча- ствующих в программе страхования урожая.
Как показывает опыт стран с раз- витым сельским хозяйством, решение этих проблем требует не только участия государства, но и эффективного управ- ления с его стороны. Результаты иссле- дований тенденций развития АПК в России показывают, что в 2010 г. на- блюдалось сокращение расходов феде- рального бюджета на развитие сельско- го хозяйства почти в 1,8 раза, соответ- ственно снижается доля этих расходов в общем
объеме расходов федерального бюджета. В связи со сложностью про- блем требуется системное государст- венное регулирование продовольственным обеспечением на глобальном, региональном и локальном уровнях.
В связи с этим необходимость го- сударственной поддержки, в частности, отрасли сельского хозяйства, актуальна и неоспорима на современном этапе.
Необходимости государственной финансовой поддержки и государствен- ного протекционизма в отношении сельского хозяйства, применения эко- номических мер развития отрасли в ус- ловиях рыночных отношений много на- учных работ посвятили Б.И. Пошкус, ИГ. Ушачев, А.Ф. Серков, А.В. Петри- ков, И.Н. Буздалов, В.В. Милосердов, Н.А. Борхунов, В.А. Кундиус, И.А. Минаков и другие экономисты страны. Обострившиеся проблемы на ми- ровом продовольственном рынке, вы- звавшие значительный рост цен на про- дукты питания в сочетании с глобаль- ным финансово -экономическим кри- зисом, обусловливают особое внимание к аграрному сектору экономики. Преж- де всего, это касается политики протек- ционизма, государственного финансо- вого регулирования и поддержки сель- ского хозяйства, сбалансированности всего воспроизводственного процесса в экономике.
По мнению Ушачева И.Г., необхо- дим дифференцированный подход к го- сударственной поддержке аграрного сектора первоочередное внимание обра- тить на депрессивные районы. Значи- тельная их часть сосредоточена в Не- черноземной зоне, на Дальнем Востоке. Что касается социальных аспектов, то представляется обязательным усилить государственную поддержку реализа- ции программы социального развития села, с тем чтобы создать у сельского жителя позитивное ожидание повыше- ния доходов и улучшения условий его жизни.
И последнее, что хотелось бы от- метить, Россия заключила договор о вступлении в ВТО, а по требованиям этой организации необходимо дальней-
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 59 ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
шее сокращение государственной под- держки сельского хозяйства. Важный шаг на пути совершенствования госу- дарственного регулирования АПК Рос- сии - переориентация поддержки аграр- ного сектора в пользу мер, разрешенных правилами ВТО, но пока еще не исполь- зуемых в управлении. Речь идет об оп- тимизации структуры расходов бюджетов различных уровней. Соглашение по сельскому хозяйству Уругвайского ра- унда ГАТТ, являющееся основным до- кументом ВТО, устанавливает опреде- ленную классификацию направлений государственной поддержки: меры
«желтой корзины», меры «зеленой кор- зины», меры «голубой корзины», и пра- вило «de minimis».
Соотношение рыночных механиз- мов и государственного регулирования в условиях присоединения Российской Федерации к ВТО в большей мере из- меняется в пользу рыночных механиз- мов, поскольку правила ВТО нацелены, прежде всего, против мер прямой под- держки сельскохозяйственного произ- водства (например, дотаций и компенсаций на производство сельскохозяйст- венной продукции, включая экспортные субсидии, а также так называемый по- терянный доход государства, то есть освобождения сельскохозяйственных производителей от налогов и от возвра- та предоставленных государством кре- дитов), которые считаются стимули- рующими производство и, следователь- но, искажающими торговлю. В этих условиях требуется определение других возможных механизмов государствен-
ной поддержки и регулирования АПК в соответствии с принципами.
Неготовность отечественного аг- рарного сектора к вступлению в ВТО, ведет к выводу: отказ от государствен- ной финансовой поддержки сельскохо- зяйственных предприятий в сложив- шихся социально - экономических ус- ловиях региона невозможен. Таким образом, необходим поиск непрямых эко- номических мер и механизмов под- держки; пересмотр нормативно- правовой базы аграрного сектора; если станет необходимо, то провести пере- ориентацию направлений государствен- ной поддержки на региональном уров- не, учитывая особенности региона и ис- пользуя мировой опыт.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Буздалов И.Н. Сельское хозяйство как приоритетное направление господдерж- ки // АПК: экономика, управление. -
2009.- №5.
2.Кундиус В.А. Кластерный подход к управлению продовольственным обес- печением и размещением производства в регионах // АПК: экономика, управле- ние.- 2011.-№4.
3.Кундиус В.А. Экономика агропро- мышленного комплекса: учебное посо- бие/ В.А.Кундиус - М.: КНОРУС, 2010544 с.
4.Ушачев И.Г. АПК в условиях кризиса: состояние, проблемы, пути выхода// АПК: экономика, управление. - 2009.-
№5.
5.http://www.budgetrf.ru Официальный сайт Счетной палаты РФ. Аналитиче- ская записка.