Научная статья на тему 'О РАЗРАБОТКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ: КОНЦЕПЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

О РАЗРАБОТКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ: КОНЦЕПЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
законопроект / национальная безопасность / документы стратегического планирования / молодежная политика / рамочный закон / государственно-патриотическое воспитание / стандарт патриотического воспитания / система патриотического воспитания / draft law / national security / strategic planning documents / youth policy / framework law / state-patriotic education / standard of patriotic education / system of patriotic education

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исаков Владимир Павлович, Андрей Владимирович Павлинов

Современные опасности, угрожающие существованию России, преодолимы, прежде всего, путем эффективной идеологической работы, формирования патриотического сознания граждан России, которые должны осуществляться в рамках разрабатываемого Федерального закона о патриотическом воспитании. Авторы считают, что в названии концепции законопроекта должно найти отражение патриотической деятельности как исходящей от государства, в которую вовлечена вся система органов публичной власти, граждане страны и осуществляемой одновременно на союзном (в рамках надгосударственного образования России и Белоруссии), федеральном, региональном, местном и локальном уровнях. В статье обосновывается, что единому подходу к управлению процессом патриотического воспитания будет способствовать совершенствование правовой основы такой деятельности, всепроникающий характер ее форм и направлений, выстраивание системы индикаторов качества данной деятельности, закрепление института экспертизы патриотических материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Исаков Владимир Павлович, Андрей Владимирович Павлинов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DEVELOPMENT OF THE FEDERAL LAW ON PATRIOTIC EDUCATION: CONCEPT, CONTENT AND PROSPECTS

TModern dangers threatening the existence of Russia can be overcome, first of all, by effective ideological work, the formation of patriotic consciousness of Russian citizens, which should be carried out within the framework of the Federal Law on Patriotic Education being developed. The authors believe that the title and concept of the draft law should reflect patriotic activity as emanating from the state, which involves the entire system of public authorities, citizens of the country and carried out simultaneously at the union (within the supranational entity of Russia and Belarus), federal, regional, local and local levels. The article substantiates that a unified approach to managing the process of patriotic education will be facilitated by improving the legal basis for such activity, the pervasive nature of its forms and directions, building a system of quality indicators for this activity, and strengthening the institution of examination of patriotic materials.

Текст научной работы на тему «О РАЗРАБОТКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ: КОНЦЕПЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ИНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРАВА

OTHER SCIENTIFIC RESEARCH IN THE FIELD LAW

Научная статья © Исаков В.П., Павлинов А.В., 2024

УДК 34

О РАЗРАБОТКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ: КОНЦЕПЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

'Владимир Павлович Исаков, 2Андрей Владимирович Павлинов

'Государственная Дума Российской Федерации 2Университет прокуратуры Российской Федерации '[email protected] [email protected]

Аннотация. Современные опасности, угрожающие существованию России, преодолимы, прежде всего, путем эффективной идеологической работы, формирования патриотического сознания граждан России, которые должны осуществляться в рамках разрабатываемого Федерального закона о патриотическом воспитании. Авторы считают, что в названии концепции законопроекта должно найти отражение патриотической деятельности как исходящей от государства, в которую вовлечена вся система органов публичной власти, граждане страны и осуществляемой одновременно на союзном (в рамках надгосударственного образования России и Белоруссии), федеральном, региональном, местном и локальном уровнях. В статье обосновывается, что единому подходу к управлению процессом патриотического воспитания будет способствовать совершенствование правовой основы такой деятельности, всепроникающий характер ее форм и направлений, выстраивание системы индикаторов качества данной деятельности, закрепление института экспертизы патриотических материалов.

Ключевые слова: законопроект, национальная безопасность, документы стратегического планирования, молодежная политика, рамочный закон, государственно-патриотическое воспитание, стандарт патриотического воспитания, система патриотического воспитания

Для цитирования: Исаков В.П., Павлинов А.В. О разработке федерального закона о патриотическом воспитании: концепция, содержание и перспективы // Современная наука. 2024. № 4. С. 40-46.

Original article

ON THE DEVELOPMENT OF THE FEDERAL LAW ON PATRIOTIC EDUCATION: CONCEPT, CONTENT AND PROSPECTS

'Vladimir P. Isakov, 2Andrey V. Pavlinov

'State Duma of the Russian Federation

2University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation

'[email protected]

[email protected]

Abstract. TModern dangers threatening the existence of Russia can be overcome, first of all, by effective ideological work, the formation of patriotic consciousness of Russian citizens, which should be carried out within the framework of the Federal Law on Patriotic Education being developed. The authors believe that the title and concept of the draft law should reflect patriotic activity as emanating from the state, which involves the entire system of public authorities, citizens of the country and carried out simultaneously at the union (within the supranational entity of Russia and Belarus), federal, regional, local and local levels. The article substantiates that a unified approach to managing the process of patriotic education will be facilitated by improving the legal basis for such activity, the pervasive nature of its forms and directions, building a system of quality indicators for this activity, and strengthening the institution of examination of patriotic materials.

Keywords: draft law, national security, strategic planning documents, youth policy, framework law, state-patriotic education, standard of patriotic education, system of patriotic education

For citation: Isakov V.P., Pavlinov A.V. On the development of the federal law on patriotic education: concept, content and prospects // Modern Science. 2024. № 4. P. 40-46.

В повестке Государственной Думы Российской Федерации на 2025 год запланировано рассмотрение и принятие федерального закона о патриотическом воспитании.

Ранее в нижней палате парламента продолжительное время обсуждался проект федерального закона № 315234-7 «О патриотическом воспитании в Российской Федерации» (2017 г.), который в первом чтении (в 2023 году) был отклонен в представленной редакции.

Поделимся соображениями о предмете правого регулирования, разрабатываемого по инициативе Администрации Президента Российской Федера-

ции законопроекта, о правовой основе такой деятельности, ее принципах, круге субъектов и адресатах, формах и методах, критериях качества работы по патриотическому воспитанию. Изначально подчеркнем, что такая работа (как и закон), на наш взгляд, должна именоваться государственно-патриотическим воспитанием. Не только внешние, но и внутренние угрозы национальной безопасности, стремительно вырастающие до уровня экзистенци-ональных для нашей страны, диктуют такие подходы, складывающуюся повестку.

Одно из возражений против появления рамочного закона было обусловлено тем, что на момент

рассмотрения законопроекта № 315234-7 осуществление патриотического воспитания предусматривалось действующими федеральными государственными образовательными стандартами, реализовывалась государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Несомненно, в создании организационно-правовой основы патриотического воспитания вообще и государственно-патриотического воспитания в частности важную роль сыграла и данная государственная программа, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 [1].

К сожалению, утратившие силу либо продолжающие действовать в краткосрочной перспективе политико-правовые документы по вопросам воспитания детей и молодежи, правовой грамотности и правосознания подрастающего поколения (в частности, Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [2], Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [3]) не решили многих концептуальных вопросов, в том числе проблему терминологического оформления патриотического воспитания, хотя создали для этого хорошие предпосылки.

Действительно, в сфере патриотического воспитания за последний период времени федеральными органами власти предприняты серьезные усилия, направленные на доработку уже существующих механизмов государственного регулирования соответствующих правоотношений.

Так, в принятом в конце 2020 года Федеральном законе «О молодежной политике в Российской Федерации» молодежная политика представляет собой «комплекс мер ... направленных на ... граж-данско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан».

Одна из целей молодежной политики (отраженной в ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 489-ФЗ) [4] определяется как «формирование системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, проявлениям ксенофобии, коррупции, дискриминации и другим негативным социальным явлениям», а одним из основных направлений реализации молодежной политики выступает «воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации» (ст. 6 Федерального закона № 489-ФЗ).

Содержание данного документа, неоспоримо свидетельствующего о приоритетном характере молодежной политики, заинтересованности всей системы публичной власти в ее проведении, обязательности распространения комплекса мер и решений на все социально-демографические группы лиц в возрасте от 14 до 35 лет является дополнительным аргументом в подходе к патриотическому воспитанию с государственных позиций.

Патриотическая составляющая в воспитании молодежи, всей воспитательной деятельности в системе образования также нашла реализацию в

принятом Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Правовая основа государственно-патриотического воспитания не ограничена рамками собственно «патриотического законодательства», поскольку достижение целей такого воспитания реализуется посредством отдельных мер профилактики правонарушений (в том числе преступлений) и образования, в том числе просвещения.

Основные направления уголовной политики России сегодня выстраиваются с опорой на Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей от 9 ноября 2022 года [5], на Стратегию реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года от 17 августа 2024 года [6], на Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024-2028 годы от 30 декабря 2023 года [7], на Стратегию национальной безопасности Российской Федерацией от 2 июля 2021 года [8], то есть на официальные документы стратегического планирования, содержащие важный превентивный, воспитательный компонент.

Анализ только категориального аппарата указанных источников уже позволяет обнаружить таковой. В частности, в Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года находит закрепление дефиниция «патриотическое воспитание молодежи».

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерацией прозвучал отказ от либеральных ценностей и замены их нормами морали, основанными на собственных традициях (ст. 19, 21), что позднее нашло воплощение в Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (ст. 12, 13-18) [5].

В целом следует отметить, что государственная политика борьбы с преступностью, прежде всего связанная со сферой национальной безопасности, формируется в текущий момент на основе доктринальных документов, несмотря на их меньшую юридическую силу в сравнении с кодифицированными актами (УК РФ, УПК РФ, УИКРФ).

Поэтому появление рамочного Федерального закона о патриотическом (о государственно-патриотическом) воспитании исправит сложившейся дисбаланс, позволит надежнее разрешить вопросы конкуренций, возможных коллизий между ними и главным образом послужит цели установления единого подхода к управлению процессом формирования патриотического сознания граждан России.

Сегодня общим правилом становится открывать тексты кодифицированных актов, других национальных законов, Модельных законов СНГ и, соответственно, их проектов глоссарием - статьей, содержащей основные понятия, используемые в настоящем Законе, и их определения. По существу, глоссарий, как некий словарь, выражает в концентрированном виде концепцию закона или законопроекта.

В этой связи глоссарий Федерального закона «О патриотическом воспитании» (с точки зрения

авторов более обоснованно именовать его «О государственно-патриотическом воспитании») должен состоять из содержательно устойчивых понятий, в оптимальном виде сформулированных общепринятых категорий.

В глоссарии категория «патриотическое воспитание» (точнее «государственно-патриотическое воспитание», как и категории «стандарт патриотического воспитания», «экспертиза патриотических материалов», «система патриотического воспитания») должна стоять на первом, центральном месте, при ее формулировании должен быть отражен общепринятый в юридической доктрине подход.

Определенным достижением в этой связи является ведомственный акт - приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 14 сентября 2022 г. № 510 «Об утверждении Концепции совершенствования системы государственно-патриотического воспитания в прокуратуре Российской Федерации», введший в оборот, закрепивший легальную дефиницию «государственно-патриотическое воспитание» (п. 1.2 Концепции) [9].

Отстаивая с позиции основной концепции законопроекта подход к патриотическому воспитанию как к изначально исходящему от государства, напомним справедливое замечание А.А. Проханова о том, что Великую Отечественную войну выиграл советский учитель, который учил не только математике и правописанию, но и любви к Родине, учил жертвовать своим ради всеобщего, жизнью ради Родины [10].

Современная школа и учитель как центр воспитания, как средоточие того, откуда должно все проистекать, где функция воспитания реализуется не просто путем вкрапления в математику, русский язык, а через самостоятельный предмет (например, граждановедение), где все проблемы истории, рус-скости, веры и т.д. взаимосвязаны с чувством сопричастности к своему Отечеству [11], конечно, должны остаться.

Вместе с тем сегодня воспитание патриотизма должно стать, как и в советский период, заботой не только семьи и школы, учителей, но и всей системы органов власти и их учреждений. Изменение концептуальных подходов, масштабов такой деятельности должно найти отражение в ее наименовании: государственно-патриотическое воспитание, с приставкой государственное.

Ключевым тезисом Коммунистической партии РФ в сложнейший исторический момент 1990-х годов стала объединяющая широкие массы идея патриотизма, государственной целостности России.

Несмотря на то, что восстановление общественного интереса к патриотизму как социальному чувству всего гражданского общества в России начинается с 2000-х годов и обусловлен личной позицией нынешнего Президента РФ, в научной и образовательной литературе понятие «государственного патриотизма», общегосударственный подход к патриотическому воспитанию внедряется гораздо раньше [12].

Многовекторный анализ правовых основ государственно-патриотического воспитания (позволяющий выявить и некоторые перспективы их развития) доказывает, что на федеральном уровне «ядро» таковых составляют относительно немно-

гочисленные нормативные положения отдельных видов патриотического воспитания, отраженные в частности, в ч. 3 и 4 ст. 67 1 Конституции Российской Федерации [13], в ст. 14 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (закреплено понятие «военно-патриотическое воспитание») [14], в ст. 2 Федерального закона «Об образовании» (раскрыто понятие «воспитание»), в ст. 2, 15 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (понятие «воспитание» упоминается в контексте профилактики правонарушений, в том числе индивидуальной), в актах федеральных органов государственной власти (упоминавшийся приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 14 сентября 2022 г. № 510 «Об утверждении Концепции совершенствования системы государственно-патриотического воспитания в прокуратуре Российской Федерации»), а также в документах политико-правового характера (например, федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование») [15].

В свою очередь, на региональном уровне достаточно давно во многих субъектах Российской Федерации разработаны и действуют собственные рамочные законы (например, Закон Московской области «О патриотическом воспитании в Московской области» от 13 июля 25 г. № 114/2015-ОЗ [16], Закон Санкт-Петербурга от 18 июля 2016 г. № 45387 «О патриотическом воспитании в Санкт-Петербурге» [17]).

Важным, до конца не востребованным законом (пусть и рекомендательного характера), заложившим основу для правового регулирования патриотического воспитания, является Модельный закон СНГ «О патриотическом воспитании», принятый на сорок втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ [18]. Его положения, как и ключевую дефиницию «патриотическое воспитание», под которым предлагается понимать «систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных организаций (объединений) по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины», стоит вновь подвергнуть критическому осмыслению и использовать в предстоящей законотворческой работе.

Анализ актуальной правовой основы воспитания в Российской Федерации позволяет заключить, что работа по ее формированию все еще находится на начальном этапе. Так, до настоящего времени не принят базовый федеральный закон о воспитании, в основу которого, на наш взгляд, может быть положен разработанный с участием России Модельный закон о воспитании детей и молодежи [19].

В федеральном законе «О воспитании» помимо развернутого определения понятия «воспитание», на наш взгляд, должны быть также определены все основные виды воспитания (в том числе, государственно-патриотическое воспитание), а также воспитательные стандарты, которые в настоящее время не определяются никакими нормативными правовыми актами.

В стандартах патриотического воспитания будущего закона и вошедших прежде всего в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, как нам представляется, должны быть сосредоточены, кроме рекомендаций, безусловные требования. Должен соблюдаться минимум стандартов, таких как: курс истории края; поддержание любви к Отечеству через любовь к семье; поддержание любви к Отечеству через уважение к государству и некоторые другие.

В законе должен получить закрепление институт независимой экспертизы как инструмент оценки всех материалов и мероприятий на предмет соответствия ценностям патриотического воспитания, точно так же, как в Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей от 9 ноября 2022 года, получил отражение соответствующий инструментарий контроля (применительно к традиционным ценностям при решении вопроса о целесообразности государственной поддержки тех или иных проектов, программ, материалов и др.) [20].

Остающийся до сегодняшнего дня фрагментарным характер правового регулирования данной сферы, отсутствие единого подхода не только к определению «патриотическое воспитание» (не говоря уже о пробелах в формализации термина «государственно-патриотическое воспитание»), но и к системе данной деятельности, как априори состоящей из круга субъектов (требующего точного установления в законе с указанием скорее не на полномочия, а на более широкие права и обязанности), из перечня определенных направлений и форм, методов деятельности по государственно-патриотическому воспитанию, из индикаторов качества такой деятельности, осуществляемой одновременно на союзном (в рамках надгосудар-ственного образования России и Белоруссии), федеральном, региональном, местном и локальном уровнях,ы свидетельствует о необходимости тщательной подготовки законопроекта о патриотическом воспитании.

Считаем, что к числу субъектов государственно-патриотического воспитания проекта Федерального закона «О государственно-патриотическом воспитании» необходимо относить не только органы федеральной и региональной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, негосударственные организации, политические партии, общественные объединения, но и граждан.

Не следует воспроизводить недостатки отечественной законодательной системы профилактики правонарушений, страдающих фрагментирован-ным подходом к определению круга соответствующих субъектов профилактики. В частности, подход, который, к сожалению, закрепился ст. 5 Федерального закона от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [21], ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» [22], ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» закон [23].

Большое значение с точки зрения целевого, эффективного воздействия на сознание будут иметь

отраженные в том или ином виде в будущем законе формы и меры государственно-патриотического воспитания.

Духовная и нравственно-правовая природа патриотизма, а также задачи обеспечения целостности такого воспитания обусловливают потребность в оптимальном организационном формате такого воспитания.

Изначально отметим, что патриотическое воспитание должно присутствовать везде: на телевидении, в интернете, в рекламе, в школе, в семье. Социальная и информационная сферы должны выполнять функции воспитания, оно должно носить всепроникающий, повсеместный характер, но не искусственно втягивать индивидуума, а через использование специфических методов, контекста.

Несмотря на очевидный диспозитивный характер регулирования в законе форм государственно-патриотического воспитания, они могут как совпадать с традиционными формами учебных занятий (лекция, семинар, коллоквиум, практическое занятие и др.), так и иметь специфические формы. Например, дебаты за круглым столом, модератором которых выступает преподаватель (наставник), а каждому участнику предлагается высказаться по вопросам, вынесенным на обсуждение.

Вне зависимости от форм, в которых осуществлялось государственно-патриотическое воспитание, обязательным элементом такого занятия является дискуссия по обсуждаемым вопросам (даже если речь идет о лекции), в которой (в зависимости от численности аудитории и длительности занятия) реальной возможностью задать вопросы и высказать мнение обладают по меньше мере несколько человек. Это правило, разумеется, не относится к индивидуальной консультации (собеседованию), основное содержание которой и составляет собственно дискуссия либо полемика между собеседниками [24].

В процессе реализации любых форм такой деятельности следует не забывать одну важную аксиому о том, что воспитание скорее связано с тем, что нельзя, а не с тем, что можно, о том, что «воспитание - мудрое ограничение» [25]. Задачи каждого воспитательного мероприятия (как массового, так индивидуального характера) должны быть направлены на достижение общей цели государственно-патриотического воспитания - укоренения любви к Отечеству, культуре и истории его многонационального народа как осознанной потребности и как личной ответственности за укрепление и процветание государства, гражданином которого ты являешься.

Применительно к высшему образованию такими форматами могут выступать включенные в сетку обязательных занятий действующие дискуссионные центры для обсуждения вопросов внутренней и внешней политики государства, добровольное участие в волонтерских, иных общественных и общественно-политических движениях. Среди подобных направлений и форм государственно-патриотического воспитания в обобщенном виде быть формализованными в законе заслуживают:

организация и проведение мероприятий, катализирующих роль прессы, телевидения, соцсетей, всех СМИ в деле государственно-патриотического воспитания;

вовлечение студентов юридических вузов и факультетов во главе с педагогами, с действующими сотрудниками правоохранительных органов, органов исполнительной власти в работу по профилактике правонарушений (прежде всего экстремизма среди молодежи).

В идейно-воспитательной, пропагандистской работе важное место принадлежит разнообразным формам наглядной агитации: плакатам, транспарантам, стендам, тематическим выставкам фотографий, книг, произведений искусства, стенной печати, политическим картам (в том числе размещённым на различных электронных общедоступных ресурсах).

Как наиболее востребованную в современный период следует закреплять и использовать такую форму воспитания, как «создание кино-, фото-, аудио-, мультимедийной и печатной продукции.».

Применительно к иным формам воспитания нельзя не отметить полезность участия работников органов власти в общественном обсуждении законопроектов (например, «О полиции» и др.) и проектов других нормативных правовых актов, которое способствует развитию их правосознания и росту квалификации.

Основными критериями качества работы по государственно-патриотическому воспитанию должны стать ориентированность на реализацию ее принципов, которые следует отразить в Федеральном законе «О государственно-патриотическом воспитании»: законность, системность, непрерывность, научная обоснованность, адресность, а также правдивость и убеждение без навязывания.

Одним из проявлений системности в деле государственно-патриотического воспитания выступает его взаимосвязь в том числе с правовым, антикриминальным воспитанием. Из всего многообразия видов воспитания сути государственно-патриотического воспитания и возможностям сотрудников органов государственной власти и их учреждений отвечают духовно-нравственное, гражданское и правовое воспитание, посредством которых у аудитории формируется представление о духовных и нравственных основаниях патриотизма, обосновывается необходимость всестороннего учета право-охраняемых интересов государства и общества при реализации личных и служебных прав и обязанностей, обосновывается неотвратимость наступления ответственности за нарушения запретов и ограничений, раскрываются благоприятные последствия формирования и поддержания у граждан независимо от их статуса неизбирательного уважения к российскому государству, его истории и институтам.

Системность воспитательной работы строится во многом на основе примеров подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны, но не только: еще и на великих свершениях, достижениях нашей страны - Российской империи, Советского Союза и современной России.

В настоящее время акцент следует делать на подвигах участников специальной военной операции, обращаться к жизненному пути выдающихся личностей, чьи заслуги перед нашей страной прошли проверку временем, приобрели еще большее значение.

Ставя во главу угла воспитания научную обоснованность, выдвигая в качестве его исходного

начала правдивость, считаем, что нужен конструктивный, взвешенный подход ко всей исторической траектории развития нашего государства, поддерживаем мнения о минимизации критики любого исторического периода. Но, 90-е годы ХХ века в России, как и события предреволюционные начала ХХ века, не могут анализироваться нейтрально, положительно, так как это периоды отрыва от традиционных ценностей, увлечения либеральными ценностями, упоением свободой, отказа от признаваемой большинством граждан идеологии, возобладание и навязывание позиции неприятия собственной страны. И, как следствие, социальные потрясения, обвал преступности. Необходимы анализ таких отечественных событий, трагедий и извлечение уроков.

Приоритетом индикаторов качества деятельности по государственно-патриотическому воспитанию, на наш взгляд, должно стать ее содержание, а не процедура (в сфере медицины нормативно закрепленным критерием качества врачебной помощи является не только количество вылеченных - спасенных людей, но и следование работниками медицинским стандартам) или формирование среды (в образовании ориентация правого регулирования на такие индикаторы, как открытость, доступность, комфортная среда и др.).

Только одновременное задействование всех направлений деятельности в воспитании (например, профессионального, историко-патриотического, культурно-нравственного, физкультурно-спор-тивного и психологического), как и значительное количество и широкий круг вовлеченных в соответствующий процесс лиц, не может выступать единственным надежным гарантом качества государственно-патриотического воспитания.

Таковыми, помимо «освещения в средствах массовой информации», по нашему мнению, должны выступать:

постоянный мониторинг воспитательной среды (предварительное изучение настроений аудитории, коллектива и т.д.);

не столько сбалансированное использование, сколько умелое сочетание, синтез традиционных и современных взаимосвязанных, взаимодополняющих средств, форм и методов государственно-патриотического воспитания;

профессиональная готовность убежденных и высококвалифицированных сотрудников органов власти и учреждений (прежде всего, педагогов-психологов) к такой работе, в том числе способность ими применять различные технологии воспитания;

небольшие показатели текучести кадров, некомплекта, отсутствие отрицательной динамики увольнений по дискредитирующим основаниям;

минимализм случаев нарушения закона среди сотрудников (привлечения к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности);

профессиональные, служебные успехи и достижения;

позитивная оценка профессиональной деятельности сотрудников со стороны населения и др.

Акцент в большей степени должен делаться на профессиональных, служебных достижениях, но необходимо учитывать и просчёты, недостатки в данной работе. Считаем более оптимальным вариантом представить основные критерии качества ра-

боты по государственно-патриотическому воспитанию в развернутом виде в отдельной главе (статье) будущего Федерального закона «О государственно-патриотическом воспитании».

В нем также следует не только определить порядок финансирования мероприятий по государственно-патриотическому воспитанию, но и основные подходы в стимулировании подобной работы.

Все вышеизложенное приводит к выводу о том, что основными идеями в ходе подготовки законопроекта могут стать:

отражение и в названии, и в его концепции патриотической деятельности как исходящей от государства, в которую вовлечены вся система органов публичной власти и граждане страны (как адресаты воспитательного воздействия и как субъекты воспитательной работы);

использование в качестве исходных норм отечественных правовых актов федерального, регионального, международного уровня (Союзного государства, МПА СНГ), советского опыта;

применение системного подхода к формам, средствам, направлениям патриотического воспитания, в том числе путем деления их на императивные и диспозитивные;

определение адресатов (объектов) воздействия с выделением приоритетных социальных групп: молодежь, жители новообразованных территорий, мигранты и др.; проведение такой индивидуальной профилактической работы с помощью предварительного использования механизма мониторинга социальной среды;

выстраивание надежной системы соответствия индикаторов качества данной деятельности, появление института экспертизы патриотических материалов.

Список источников

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 04.12.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 04.12.2024).

3. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 04.12.2024).

4. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 04.12.2024).

5. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 04.12.2024).

6. Распоряжение Правительства РФ от 17 августа 2024 г. № 2233-р «Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 04.12.2024).

7. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024-2028 годы (утв. Президентом РФ 30.12.2023 № Пр-2610) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 04.12.2024).

8. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской

Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 04.12.2024).

9. Приказ Генпрокуратуры России от 14 сентября 2022 г. № 510 (ред. от 27.11.2024) «Об утверждении Концепции совершенствования системы государственно-патриотического воспитания в прокуратуре Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 04.12.2024).

10. Она выдержит. Писатель Александр Проханов - о том, как учителя выигрывают войны // Известия. 19.08.2016.

11. Соколов Я.В., Колесов Д.В, Максимов С.В. Граж-дановедение. Антитеррор: учебное пособие для учащихся 7-9 классов, их родителей и учителей. Экспериментальный вариант. М., 2007. 208 с.

12. URL: https://kprf.ru/party-live/cknews/219089.html (дата обращения: 04.12.2024).

13. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 04.12.2024).

14. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 04.12.2024).

15. Паспорт национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 04.12.2024).

16. Закон Московской области от 13 июля 2015 г. № 114/2015-ОЗ «О патриотическом воспитании в Московской области» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 04.12.2024).

17. Закон Санкт-Петербурга от 18 июля 2016 г. № 453-87 «О патриотическом воспитании в Санкт-Петербурге» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 04.12.2024).

18. Постановление № 42-6 Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ «О модельном законе «О патриотическом воспитании« (Принято в г. Санкт-Петербурге 16.04.2015) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 04.12.2024).

19. Модельный закон о воспитании детей и молодежи (Принят в г. Санкт-Петербурге 14.05.2009 Постановлением 32-5 на 32-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2009. № 44. С. 167-185.

20. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 04.12.2024).

21. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 04.12.2024).

22. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 04.12.2024).

23. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 04.12.2024).

24. Максимов С.В., Павлинов А.В. Государственно-патриотическое воспитание в современной России: научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2024. 72 с.

25. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1990. 288 с.

References

1. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 30.12.2015 № 1493 // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 04.12.2024).

2. Order of the Government of the Russian Federation dated 29.11.2014 № 2403-r «On approval of the Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period up to 2025» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 04.12.2024).

3. Order of the Government of the Russian Federation dated 29.05.2015 № 996-r «On approval of the Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 04.12.2024).

4. Federal Law dated 30.12.2020 № 489-FZ «On youth policy in the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 04.12.2024).

5. Decree of the President of the Russian Federation dated 09.11.2022 № 809 «On approval of the Fundamentals of state policy for the preservation and strengthening of traditional russian spiritual and moral values» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 04.12.2024).

6. Order of the Government of the Russian Federation dated 17.08.2024 № 2233-r «On approval of the Strategy for the implementation of youth policy in the Russian Federation through 2030» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 04.12.2024).

7. Comprehensive plan to counter the ideology of terrorism in the Russian Federation for 2024-2028 (approved by the President of the Russian Federation on 30.12.2023 № Pr-2610) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 04.12.2024).

8. Decree of the President of the Russian Federation dated 02.07.2021 № 400 «On the national security Strategy of the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 04.12.2024).

9. Order of the Prosecutor General's Office of Russia dated 14.09.2022 № 510 (as amended on 27.11.2024) «On approval of the Concept for improving the system of state-patriotic education in the prosecutor's office of the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 04.12.2024).

10. She will survive. Writer Alexander Prokhanov on How teachers win wars // Izvestia. 19.08.2016.

11. Sokolov Ya.V, Kolesov D.V., Maksimov S.V. Civics. Anti-terror: a teaching aid for students in grades 7-9, their parents and teachers. Experimental version. M., 2007. 208 p.

12. URL: https://kprf.ru/party-live/cknews/219089.html (date of access: 04.12.2024).

13. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved

during the all-Russian vote on 01.07.2020) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 04.12.2024).

14. Federal Law dated 28.03.1998 № 53-FZ «On military duty and military service» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 04.12.2024).

15. Passport of the national project «Education» (approved by the Presidium of the council under the President of the Russian Federation for strategic development and national projects, minutes of 24.12.2018 № 16) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 04.12.2024).

16. Law of the Moscow Region dated 13.07.2015 № 114/2015-OZ «On patriotic education in the Moscow region» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 04.12.2024).

17. Law of St. Petersburg dated 18.07.2016 № 453-87 «On patriotic education in St. Petersburg» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 04.12.2024).

18. Resolution № 42-6 of the Interparliamentary Assembly of Member nations of the CIS «On the model law «On patriotic education» (Adopted in St. Petersburg on 16.04.2015) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 04.12.2024).

19. Model law on the education of children and youth (Adopted in St. Petersburg on 14.05.2009 by Resolution 32-5 at the 32nd plenary session of the Interparliamentary Assembly of Member Nations of the CIS) // Information Bulletin. Interparliamentary Assembly of Member Nations of the Commonwealth of Independent States. 2009. № 44. P. 167-185.

20. Decree of the President of the Russian Federation dated 09.11.2022 № 809 «On approval of the Fundamentals of state policy for the preservation and strengthening of traditional russian spiritual and moral values» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 04.12.2024).

21. Federal Law dated 23.06.2016 № 182-FZ «On the fundamentals of the cime prevention system in the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 04.12.2024).

22. Federal Law dated 07.02.2011 № 3-FZ «On the police» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 04.12.2024).

23. Federal Law dated 25.07.2002 № 114-FZ «On combating extremist activity law» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 04.12.2024).

24. Maksimov S.V., Pavlinov A.V. State-patriotic education in modern Russia: scientific and practical manual. M.: Prospect, 2024. 72 p.

25. Sukhomlinsky V.A. How to raise a real person: (Ethics of communist education). Pedagogical heritage. M.: Pedagogy, 1990. 288 p.

Информация об авторах

В.П. Исаков - заместитель председателя Комитета Государственной Думы по молодежной политике, депутат Государственной Думы Российской Федерации

Контакты: Георгиевский пер., д. 2., Москва, Россия, 125009

А.В. Павлинов - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Университета прокуратуры Российской Федерации

Контакты: ул. Новая Басманная, д. 10, стр. 1, Москва, Россия, 107078 Information about the authors

V.P. Isakov - Deputy Chairman of the State Duma Committee on Youth Policy, Deputy of the State Duma of the Russian Federation Contacts: Georgievskiyper., d. 2, Moscow, Russia, 125009

A.V. Pavlinov - Doctor of Sciences in Jurisprudence, Professor, Professor of the Department of Criminal Law Disciplines of the University

of the Prosecutor's Office of the Russian Federation

Contacts: ul. Novaya Basmannaya, d. 10, str. 1, Moscow, Russia, 107078

Статья поступила в редакцию 05.12.2024; одобрена после рецензирования 12.12.2024; принята к публикации 19.12.2024. The article was submitted 05.12.2024; approved after reviewing 12.12.2024; accepted for publication 19.12.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.