УДК 316.4
DOI 10.23672/b3862-6719-2835-h
Вагина Виктория Олеговна
аспирантка,
Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета [email protected]
Victoriya O. Vagina
Postgraduate Student,
Institute of Sociology and Regional Studies
of the Southern Federal University
Патриотические практики
молодежи на юге россии: основные агенты формирования и проблемы патриотического воспитания
Patriotic practices of youth in
the south of russia: main agents of formation and problems of patriotic education
Аннотация. В статье, на основе авторского эмпирического исследования, выделяются основные агенты формирования патриотических практик молодежи. Параллельно рассматриваются проблемы патриотического воспитания молодежи, производные от того, в каком соотношении это влияние агентов патриотизации молодежи находится. В заключении делается вывод о том, что необходимо создать условия для формирования и реализации патриотической субъектности молодежи с тем, чтобы она сама формировала повестку дня для участия в тех патриотических практиках, которые интересны и важны ей. Для этого вся система патриотического воспитания должна быть подчинена этой задаче и быть концептуально выстроена на иных основаниях, нежели на существующих сейчас в рамках нормативно-закрепленных проектах и программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Ключевые слова: молодежь, патриотизм, патриотические практики, патриотическое воспитание, патриотические установки.
Annotation. In the article, on the basis of the author's empirical research, the main agents of the formation of patriotic practices of youth are singled out. In parallel, the problems of patriotic education of youth are considered, which are derived from the ratio in which this influence of agents of patriotization of youth is located. In conclusion, it is concluded that it is necessary to create conditions for the formation and implementation of the patriotic subjectivity of young people so that they themselves form the agenda for participation in those patriotic practices that are interesting and important to them. To do this, the entire system of patriotic education must be subordinated to this task and be conceptually built on other grounds than on the currently existing within the framework of normatively fixed projects and programs of patriotic education of citizens of the Russian Federation.
Keywords: youth, patriotism, patriotic practices, patriotic education, patriotic attitudes.
Изучение патриотических практик молодежи, неважно, в каком региональном социуме она локализована - на Юге России или в других частях страны - предполагает выявление основных агентов формирования этих практик. Выявление основных агентов формирования патриотических практик молодежи позволит соотнести характер этих практик с влиянием тех или иных агентов их формирования. Это даст возможность до некоторой степени судить о том, насколько эффективны агенты в формировании патриотических практик молодежи, в нашем случае - молодежи Юга России1.
Выявление и анализ ситуации с агентами формирования патриотических практик у молодежи строится на результатах опроса экспертов (авторское исследование при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта
№ 20-311-90012 «Патриотические практики в молодежной среде полиэтничного Юга России: особенности формирования и формы реализации») и опроса молодежи на Юге России (данные исследования, проведенного в рамках Государственного задания № 28.3486.2017/ ПЧ «Гражданский патриотизм в формировании и развитии солидаристских практик на Юге России: ресурсный потенциал и условия его реализации», в котором автор участвовал в качестве исполнителя). При этом нас интересовало мнение экспертов относительно агентов формирования патриотизма в молодежной среде в двух плоскостях: формирование патриотических ценностей и вовлечение в патриотические практики.
Эмпирическая верификация задач и идейных установок данного исследования осуществлял а сь н а о снове результатов авторского
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке полиэтничного Юга России: особенности формирова-
РФФИ в рамках научного проекта № 20-311-90012 «Пат- ния и формы реализации».
риотические практики в молодежной среде
социологического исследования по типу экспертного опроса, проведенного в 2021 году. В опросе приняло участие 164 эксперта, представляющих органы государственной и муниципальной власти, научные и образовательные учреждения, общественные организации и НКО, молодежные организации и СМИ из таких субрегионов Юга России, как Кабардино-Балкарская Республика (Ы = 57), Республика Крым (Ы = 49) и Ростовская область (Ы = 58). Таким образом, в ходе экспертного опроса сопоставимое количество экспертов от каждого региона.
Патриотические практики в России и ее регионах ориентированы на формирование патриотических ценностей и установок в молодежной среде, о чем говорит характер патриотических организаций - подавляющее большинство из них носят молодежный характер. Следует отметить, что российская молодежь, как и население страны, в целом, считает себя патриотичной [7, с. 10921098], и эта положительная динамика, практически, не снижается за последнее десятилетие. Однако, как свидетельствуют данные ВЦИОМ (2020 г.), за последние 20 лет в России почти вдвое снизилось количество тех, кто не относит себя к «безусловным» патриотам, т.е. тех, кто не сомневается в своем патриотизме и на вопрос о том, считает ли он себя патриотом, дает ответ «безусловно, да», но при этом снизилась численность тех, кто не причисляет себя к патриотам, с 16 % до 6 % (с 2000 по 2020 гг.) [4]. Привлекает внимание также тот факт, что за этот же период времени выросло число тех, кто в своем отношении к патриотизму ориентируется не столько на чувство любви к Родине, к своей стране, сколько на конкретные действия ради блага своей страны -таковых стало больше на 9 % (с 35 % до 44 %) [4].
Иными словами, за последнее десятилетие в России более четко оформился запрос на патриотизм иного формата - гражданского. Этот тип патриотизма связан с деятельностным началом, поскольку подразумевает определенные практики, ориентированные на благополучие и процветание своей страны. Результаты фундаментального социологического исследования, проведенного в южнороссийском регионе, свидетельствуют, что среди тех, кто придерживается такого патриотизма, получившего название гражданского, наибольший процент составляет молодежь [1, с. 78].
Ввиду указанного обстоятельства, привлекают особое внимание к себе патриотические практики региональной молодежи, особенно в таком поли-этничном макрорегионе, как Юг России, имеющем свою историю формирования и межэтнических отношений, и патриотических традиций, формирующихся в пространстве межэтнического взаимодействия и исторической памяти каждого народа данного региона. Вместе с тем, на Юге России, как и в остальных регионах страны, большинство патриотических практик, реализуемых в молодежной среде, носят военно-мобилизационный характер, о чем говорит большое количество военно-патриотических клубов, организаций, движений, мероприятий, в которые вовлекается молодежь при активной поддержке государства и
региональных органов власти именно такого рода патриотических настроений и практик. При том, что не вызывает никакого сомнения необходимость поддержания исторической памяти о героических страницах российской истории, доминирование в субрегионах Юга России такого типа патриотических практик имеет не только положи-тел ь н ы е последствия. Речь идет о том, что акцентированное внимание на развитии военизированных патриотических практик в молодежной среде может способствовать формированию у молодежи мобилизационно-военизированного сознания. Кроме того, такая направленность патриотического воспитания молодежи не способствует формированию патриотических установок, ориентированных на повседневные реалии и гражданскую жизнь, в которой также можно и нужно проявлять патриотическое сознание в виде конкретной деятельности на благо общества и страны.
В этой связи, встает вопрос об агентах формирования патриотических практик в молодежной среде на Юге России. Не стоит думать, что вопрос о потенциале агентов патриотического воспитания не носит дискуссионный характер, при том, что всегда и во все времена основными из них выступали семья, образование, государство. В современную информационную эпоху появляются и другие агенты, связанные с сетевыми социальными структурами Интернет-пространства, в которое погружена молодежь с раннего детства.
Прежде чем молодежь вовлекается в патриотические практики под влиянием тех или иных агентов, на нее оказывают влияние определенные агенты социализации, формирующие патриотические ценности, установки, ориентации. Анализ результатов авторского экспертного опроса показал, что в числе ключевых агентов, оказывающих доминантное влияние на патриотические ценности молодежи, оказались институты, занимающие по отношению к молодежи примордиальное положение. Суммарно таковых агентов 64 %. Это семья, образовательные учреждения, средства массовой информации, органы государственной власти. Вторую группу составляют агенты, по отношению к которым молодежь может занимать более «свободную» позицию, проявлять субъект-ность (к примеру, в отличие от семьи, молодой человек может вступить в патриотический клуб, а может не вступить; он может вообще ничего не знать о его существовании и пр.). Таковых в числе агентов 31,5 %. Замыкают рейтинг агенты, которые нельзя свести в одну группу, но их эксперты выбирали реже всего при определении наиболее влиятельных агентов формирования патриотических ценностей и практик молодежи на Юге России. К ним относятся органы муниципальной власти (3,6 %) и некоммерческие организации (0,9 %).
Итак, «примордиальные» агенты формирования патриотических ценностей молодежи - это такие агенты, влияние которых субъект практически не может избежать. Здесь на первом месте стоит семья. Эксперты считают, что у южнороссийской молодежи патриотические ценности в значительной мере формируются в семье. В семье действует фактор межличностной коммуникации и
влияния родителей. Поскольку человек в современном обществе много времени своей жизни проводит в родительской семье (и тенденции таковы, что эти сроки в общественном масштабе пролонгируются), то, в значительной мере, патриотические ценности формируются именно в семье.
Вторым агентом формирования патриотических ценностей у молодежи Юга России эксперты выделили образовательные учреждения. Здесь действует следующая логика - отношения между образовательными учреждениями и молодежью отличаются высокой степенью примордиальности. Даже если молодой человек поступил в образовательное учреждение по собственной воле, дальше он во многом подчинен логике и требованиям, которые действуют в рамках этих учреждений. Здесь необходимо различать образовательные учреждения по степени примордиальности: школы (высокая степень) и средние профессиональные и высшие учебные заведения (средняя степень). Поскольку в России деятельность учебных заведений четко регламентируются органами государственной и региональной власти, то учебные заведения в плане формирования патриотических ценностей выступают в качестве продолжения политики государства. Для Российского государства патриотическое воспитание занимает важное место, в связи с чем, даже были внесены соответствующие изменения [5] в закон об образовании [6].
Таким образом, образовательные учреждения являются, с одной стороны, проводниками государственной политики, а, с другой стороны - выполняют функции социализации и воспитания молодежи.
Третье место, согласно мнению экспертов, в формировании патриотических ценностей молодежи Юга России занимают средства массовой информации. Позиция примордиальности по отношению к молодежи здесь заключается в том, что молодые люди, по большему счету, не могут влиять на содержание сообщений, которые тиражируются средствами массовой информации. Это справедливо для «традиционных» средств массовой информации: телевидение, радио, газеты. В меньшей степени это характерно для Интернета.
Безусловно, государство заинтересовано в формировании патриотических ценностей у граждан, и молодых их представителей в частности. Однако при всех возможностях, которые есть у современных государств, эксперты при оценке наиболее влиятельных агентов формирования патриотических ценностей у молодежи, поставили органы государственной власти на четвертое место. На наш взгляд, это связано с тем, что оценивалось непосредственное влияние государства, но оно оказывает влияние на формирование патриотизма у молодежи с помощью «посредников»: образовательных организаций, средств массовой информации. Можно предположить, что рычаги опосредованного влияния более эффективны, нежели тогда, когда этим напрямую занимаются государственные чиновники.
«Непримордиальные» агенты формирования патриотических ценностей молодежи характеризуются тем, что они предоставляют молодежи выбор - взаимодействовать с ними или нет. И, во многом, от этого выбора зависит, оказывают ли эти агенты влияние на формирование патриотического воспитания. Не случайно в оценках экспертов этот тип агентов не обладает таким влиянием, каким обладают «примордиальные» агенты.
На первое место здесь эксперты поставили патриотические клубы и движения. Этот агент формирования патриотических ценностей занимает промежуточное положение. С одной стороны, эти клубы и движения действуют не зависимо от молодежи, с другой стороны, степень влияния на формирование патриотических ценностей будет определяться тем, насколько высок уровень участия молодежи в таких организациях. Здесь также следует отметить, что патриотические организации, все-таки, в большей степени заточены на организацию патриотических практик и возможное вовлечение в них молодежи. В этом их сильная сторона, но многое зависит от характера самих патриотических организаций, их направленности и задач, которые они перед собой ставят. Многие патриотические организации носят прогосудар-ственный характер, курируются органами государственной власти и, соответственно, формируют патриотизм государственного, державного типа, идейно и содержательно расходящегося с гражданским патриотизмом [3, с. 304-307].
Ближний круг общения (друзья, сверстники) как агента влияния на формирование патриотических ценностей и практик молодежи эксперты выбирали еще реже. Причина, на наш взгляд, здесь проста. Ближний круг такого рода формируется по общности сферы интересов. Сферы интересов молодежи могут быть самыми разнообразными, и патриотизм, как показывают исследования социологов, не входит в число приоритетных ценностей молодежи Юга России, при том, что она считает себя, в целом, патриотичной [2, с. 274]. Кроме того, здесь нужно отметить то, что в отличие от рассматриваемых выше агентов, друзья и сверстники не могут рассматриваться как полноценный агент формирования, поскольку они сами являются объектами формирования патриотических ценностей.
Далее, в этой группе агентов экспертами отмечаются молодежные организации. Здесь можно отметить, что свойства молодежных организаций и патриотических организаций в рассмотрении их влияния на формирование патриотических ценностей и практик у южнороссийской молодежи схожи. Эти организации действуют самостоятельно независимо от молодежи, на которую они могут влиять. И взаимодействие молодежи с такими организациями во многом зависит от того, какой выбор сделает в этом отношении молодежь. Однако есть и отличия. Патриотические организации заточены на патриотическую деятельность, на организацию патриотических практик. В то время как деятельность молодежных организаций может быть направленной на самые разнообразные сферы. Следовательно, молодежные
организации могут оказывать влияние по формированию патриотических ценностей почти исключительно в том случае, если направлены на патриотическую деятельность.
Социальные сети, по мнению экспертов, являются одними из наименее влиятельных агентов формирования патриотических ценностей у молодежи Юга России. Этот вариант эксперты выбирали меньше прочих. Здесь имеет место следующая логика: с точки зрения индивидуального пользователя социальная сеть служит для общения, реализации увлечений и самовыражения, что уменьшают возможности для формирования патриотических ценностей молодежи посредством этого агента.
Наконец, кратко охарактеризуем тех агентов, которые с точки зрения экспертов оказывает наименьшее влияние на формирование патриотических ценностей молодежи, - это органы муниципальной власти и некоммерческие организации. Главная функция муниципальной власти заключается в решении местных проблем на уровне конкретных населенных пунктов. Следовательно, в их узкие задачи формирование патриотических ценностей молодежи может входить, а может не входить. Это нужно смотреть на деятельность конкретных муниципалитетов. По-видимому, эксперты полагают, что на Юге Росси муниципалитеты больше заняты решением насущных хозяйственных вопросов населенных пунктов. Тем не менее, муниципалитеты могут участвовать в организации патриотических мероприятий. Видимо, чаще всего этим и ограничивается их деятельность по формированию патриотического воспитания.
Некоммерческие организации имеют самый широкий спектр деятельности. Однако, видимо, некоммерческие организации, которые нацелены на деятельность в патриотической сфере, имеют ни-шевый характер. Стало быть, они не оказывают такого широкого влияния на молодежь Юга России в плане формирования патриотических ценностей. Опять-таки, они могут принимать участие в организации патриотических мероприятий.
Значительное количество молодежи Юга России, считая себя патриотами, довольно неохотно принимает участие в патриотической деятельности. Задав вопрос экспертам по поводу причин, порождающих такую ситуацию, мы выяснили, что,
Литература:
1. Гражданский патриотизм и солидаристские практики в локальных сообществах на Юге России : коллективная монография / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский [и др.]; Отв. ред. Ю.Г. Волков. Ро-стов-н/Д. : Фонд науки и образования, 2019. 392 с.
2. Патриотизм, гражданственность и солидарность в региональных сообществах на Юге России : коллективная монография / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский [и др.]; Отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д. : Фонд науки и образования, 2018. 412 с.
по их мнению, основная причина кроется в том, что молодежь не верит в эффективность патриотических мероприятий с точки зрения изменения сложившейся реальности, улучшения социальной ситуации в стране, регионе. На второй позиции оказалась причина, связанная со слабой информированностью молодежи о проводимых патриотических мероприятиях, а на третьей - отсутствие интереса к патриотическим практикам, которые формируются не ею, а задаются «сверху».
Данная ситуация и полученные ответы коррелируют с мнением экспертов о том, что молодежь, по сути, не является субъектом патриотической деятельности с точки зрения ее организации. Она в большинстве своем является участником тех патриотических мероприятий (так ответило 56% экспертов), которые запланированы без нее, но для нее, что и выступает, с нашей точки зрения, ключевой проблемой, определяемой как низкая патриотическая субъектность молодежи на Юге России.
Таким образом, можно сделать основной вывод по итогам рассмотрения экспертных мнений относительно основных агентов формирования патриотических ценностей молодежи Юга Росси: основными агентами патриотического воспитания и формирования патриотических практик молодежи являются «примордиальные», такие как семья, образовательные учреждения, средства массовой информации, органы государственной власти. Меньшее и, во многом, вторичное влияние оказывают «непримордиальные» агенты, такие как патриотические организации, ближний круг общения, молодежные организации, социальные сети. Как мы видим, именно те агенты, которые непосредственно связаны с патриотической деятельностью, с практикой, оказываются, с точки зрения экспертов, неэффективными в плане влияния на молодежь.
Мы полагаем, что справедливым будет вывод о том, что необходимо создать условия для формирования и реализации патриотической субъект-ности молодежи, а для этого вся система патриотического воспитания должна быть подчинена этой задаче и быть концептуально выстроена на иных основаниях, нежели на существующих сейчас в рамках нормативно-закрепленных проектах и программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Literature:
1. Civil patriotism and solidarity practices in local communities in the South of Russia: collective monograph / Yu.G. Volkov, A.V. Lubsky [et al.]; Editor-inchief Yu.G. Volkov. Rostov-on/D. : Fund for Science and Education, 2019. 392 p.
2. Patriotism, citizenship and solidarity in regional communities in the South of Russia: collective monograph / Yu.G. Volkov, A.V. Lubsky [et al.]; Editor-inchief Yu.G. Volkov. Rostov-on/D. : Science and Education Fund, 2018. 412 p.
3. Шевченко О.М. Гражданский патриотизм как идея консолидации молодежи на Юге России: специфика и трудности формирования / О.М. Шевченко, В.О. Вагина // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6. № 3. С. 300-309.
4. ВЦИОМ. 11 июня 2020 г. Патриотизм сегодня: не только любить, но и работать! URL : https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-ob zor/patriotizm-segodnya-ne-tolko-lyubit-no-i-rabotat (дата обращения 04.05.2022).
5. Госдума приняла закон о воспитании патриотизма // Коммерсантъ. URL : https://www.kommer sant.ru/doc/4426128 (дата обращения 04.05.2021).
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // «КонсультантПлюс». URL : http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 04.05.2021 г.).
7. Civil patriotism groups in regional communities in the South of Russia / A.V. Vereshchagina, A.V. Lubsky, Yu.G. Volkov, I.V. Pechkurov, Ya.A. Aslanov // Humanities & Social Sciences Reviews. 2020. Vol 8. № 3. P. 1092-1098.
3. Shevchenko O.M. Civil patriotism as an idea of youth consolidation in the South of Russia: specifics and d iff iculties of formation / O.M. Shevchenko, V.O. Vagina // Humanitarian of the South of Russia. 2017. Vol. 6. № 3. P. 300-309.
4. VCIOM. June 11, 2020 Patriotism today: not only to love, but also to work! URL : https://wciom.ru/ana-lytical-reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-segod-nya-ne-tolko-lyubit-no-i-rabotat (date of applica-tion04.05.2022).
5. The State Duma adopted a law on the education of patriotism // Kommersant. URL : https://www. kom-mersant.ru/doc/4426128 (date of application 05.04. 2021).
6. Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated December 29, 2012 № 273-FZ // Consultant Plus. URL : http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_140174/ (date of application 04.05.2021).
7. Civil patriotism groups in regional communities in the South of Russia / A.V. Vereshchagina, A.V. Lubsky, Yu.G. Volkov, I.V. Pechkurov, Ya.A. Aslanov // Humanities & Social Sciences Reviews. 2020. Vol 8. № 3. P. 1092-1098.