Научная статья на тему 'О различении понятии «Компетенция» и «Компетентность»'

О различении понятии «Компетенция» и «Компетентность» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1297
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCY / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митин А. Н.

В статье представлен анализ понятий «компетенция» и «компетентность» в процессе обладания знаниями в сфере высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the distinction between the notions of “competency” and “competence”

The article presents the analysis of notions “competency” and “competence” in the process of possession of knowledge in the sphere of higher professional education.

Текст научной работы на тему «О различении понятии «Компетенция» и «Компетентность»»

Экономика

О РАЗЛИЧЕНИИ ПОНЯТИИ «КОМПЕТЕНЦИЯ» И «КОМПЕТЕНТНОСТЬ»

А. Н. МИТИН, 620066, г. Екатеринбург,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой, ^л^Тз^ТуТ-зГзб1 829122452099 Уральская государственная юридическая академия е_тац. [email protected]

Положительная рецензия представлена Б. А. Ворониным, доктором юридических наук, профессором, заведующим кафедрой Уральской государственной сельскохозяйственной академии.

Принимая во внимание, что понятия «компетенция» и «компетентность» системные, многокомпонентные, характеризующие определенный круг предметов и процессов, реализующихся на различных уровнях, важно обратиться к истокам вхождения этих слов в обиход. Здесь исследователи единодушны во взглядах, что они включают различные умственные операции (аналитические, критические, коммуникативные), а также практические умения, здравый смысл, имеют свою классификацию и иерархию [1].

Вместе с тем, не всегда можно доступно и аргументированно тому же вузовскому преподавателю разграничить эти два ключевых для современного высшего профессионального образования, понятия.

Анализ употребления слов «компетенция» и «компетентность» при обучении иностранным языкам, при развитии межкультурной коммуникации, в педагогике, лингводинамике свидетельствует чаще всего о синонимичном использовании данных терминов, хотя между ними имеются различия. В основе русского «компетенция», немецкого «kompetenz», английского «competence» лежит их латинское соответствие. Так, в «Латинско-русском словаре» [2] можно найти словарные статьи к com-peto, competens, competentia, из которых следует возможность дальнейшего неоднозначного толкования производных терминов: com-peto имеет такие значения, как: 1. добиваться, стремиться; 2. совпадать, соответствовать, подходить, согласовываться; 3. быть годным, способным; 4. требовать согласно закону (юридическое). Competentia: 1. согласованность частей, соразмерность, симметрия; 2. сочетание, связь. Competens: 1. подходящий, соответствующий, сообразный; 2. компетентный, законный (юридическое).

В современном английском и немецком языках есть лишь одно существительное: англ. competence, нем. f Kompetenz и прилагательное: англ. competent, нем. kompetent.

Английское существительное «competence» означает: 1. способность, умение; I doubt his competence for such work (или to do such work) я сомневаюсь, что у него есть данные для этой работы; 2. компетентность; 3. достаток, хорошее материальное положение; 4. юридическая компетенция, правомочность [3]. Немецкое Kompetenz, f — это: 1. компетентность; компетенция; полномочия; ведение (чего-либо); 2. (юридическое) подведомственность; 3. соискание.

Английское прилагательное competent имеет значения: 1. компетентный, знающий; 2. (юридическое) полноправный, правомочный; 3. достаточный; 4. установленный, законный. Немецкое прилагательное competent — компетентный [4].

В свою очередь, русско-немецкие и русско-английские словари содержат перевод и «компетенции» и «компетентности», и прилагательного «компетентный».

Компетентность — нем. Zustaendigkeit f; Kompetenz f, Kompetenzbereich m, n. англ. Competence, authority.

Компетентный — нем. 1) (о человеке) competent, sachverstaendig, sachkunding, massgebend (авторитет-

ный); 2) (об учреждении) zustaendig befugt. Англ. — competent, authoritative.

Компетенция — нем. 1) (круг знаний) Kompetenz f, Kenntnisse pl.; Wissensbereich m, n; 2) (круг полномочий) Kompetenz f; Kompetenzbereich m, n; Obliegenheit pl, Zustaendigkeitf, Befugnis f. Англ. Competence (круг полномочий) jurisdiction.

Из вышеизложенного следует, что «компетенция», «компетентность», «компетентный» употребляются для обозначения: 1. полномочия — competence, также (authority); Kompetenz f (m, n Kompetenzbereich); 2. круга знаний — Kompetenz f, Kenntnisse pl, Wissensbereich m. 3. способности, умения — competence (английское).

«Словарь русского языка» С. И. Ожегова содержит лишь слово «компетенция» в значениях: 1. круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2. круг чьих-нибудь полномочий, прав: компетенция суда. Дело входит в чью-нибудь компетенцию.

Наличие существительного «компетентность» указывается в словарной статье к прилагательному «компетентный»: суффикс «-ность» в русском языке означает степень овладения определенным качеством (информированность, осведомленность и т. д.).

Компетентный — 1. знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области (книжное). Компетентный специалист, Компетентное суждение. 2. Обладающий компетенцией (во 2 значении: спец.) Передать дело в компетентную инстанцию // существительное компетентность [5].

Причины обращения к словарям понятны: они ставят своей задачей приведение в известность лексических запасов исторического прошлого, привлекая исследователей своим объемом и богатством содержания.

Рассматривая имеющиеся в науке определения компетенции, важно обратиться к историческому рассмотрению этого понятия и уточнить проблему понятийной смежности компетенции и компетентности.

Одни исследователи полагают, что «основателем» компетентностного подхода был Аристотель, который изучал возможности состояния человека, обозначаемого греческим «atere» — «сила», которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности» [6].

Другие считают, что обращение к понятиям «компетенция» и «компетентность» произошло в 1961 г. после публикаций о содержании систем образования в СССР и США. В книге А. Трейса [7] был дан сравнительный анализ образовательных систем этих стран, сформулированы предложения по изменению американских технологий получения школьного и высшего образования. Хотя термин «компетенция», возвращенный в понятийный аппарат лингвистики, встречался еще в работах В. Гумбольдта и других языковедов.

Через десятилетие была опубликована статья Д. Макклеланда «Тестирование компетентности, а не интеллектуальности» [8], в которой было показано, что тестов умственных способностей недостаточно для правильного отбора персонала, так как высокие интел-

www.m-avu.narod.ru www.avu.usaca.ru

Экономика

лектуальные показатели еще не обеспечивают высоких показателей в практической деятельности. Это были исследования психологов в области развития человеческих ресурсов.

Построение критериев качества персонала управления в рамках компетентностного подхода повлияло на обращение Государственного департамента США в консалтинговую компанию. «Mr. Ber and company» за помощью в подборе младших сотрудников для Дипломатической информационной службы.

К этому времени появились статьи и других исследователей (Г. Каннак, М. Бомензат, В. Макелвил и др.), которые изложили свой подход к пониманию компетенции [9].

Они считали, что компетенция представляет собой рациональное сочетание знаний и способностей персонала данной организации, рассматриваемых в небольшом промежутке времени.

Современные отечественные исследователи предложили свои формулировки: компетенция — это то, на что претендуют, или то, что назначается как должное быть достигнутым [10]. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов [11]. Понятие «компетенция» чаще применяется для обозначения: образовательного результата, выражающегося в подготовленности, «оспособленности» ученика, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами [12].

В рамках данного подхода акцент делается на развитие индивидуальных компетенций людей, основными переменными которых являются знания (результаты образования личности), навыки (результаты опыта работы и обучения), способы общения (умения делового общения и работы в группе).

Существует второй подход, основывающийся на утверждении, что помимо личных способностей и возможностей работников в формировании компетенций участвует культура управления, что позволяет получить в итоге организационное развитие [13].

Имеются исследования, в которых прослеживается третий подход и называется уже корпоративная компетенция как характерная особенность организации, определяющая ее успех, к примеру, технологичность как внутреннее конкурентное преимущество.

Наиболее полно соответствует действительности синтез второго и третьего подходов. Профессиональная компетентность, достигнутая работником в организации, является важнейшим критерием качества управленческого труда, а культура управления, как важнейший ресурс, остается участником развития внутреннего конкурентного преимущества организации и, одновременно, компонентой профессиональной компетенции персонала управления.

Сегодня синтетический подход получил широкое распространение и включает в себя различные интерпретации содержания компетенции.

Компетенция представляет собой демонстрируемую способность работников выполнять определенные производственные функции.

Компетенции — это знания, применяемые на практике [14].

Компетенции — это совокупность знаний, навыков, способностей, прилагаемых усилий и стереотипов поведения [15].

Компетенции — это основные способности, определяющие поведение. Они представляют ценность не сами по себе, а лишь постольку, поскольку они помогают персоналу управления достигать результатов [16]. www.m-avu.narod.ru www.avu.usaca.ru

Компетенции — только часть, один из элементов системы управления, но в сочетании с культурой управления они обеспечивают максимальный эффект функционирования организации. В отличие от термина «квалификация» компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию [17].

При рассмотрении подходов к определению компетенции важно учитывать проблему понятийной смежности компетенции и компетентности. Здесь тоже имеются различные формулировки: поскольку определение представляет собой зафиксированную на данный момент совокупность свойств, отличающих определяемое понятие (объект или явление) от всего остального, выделяющих его из внешней среды. Это означает, что определение является ментальной моделью рассматриваемого понятия, которая может служить не только инструментом понимания, но также может оказаться и препятствием для понимания явления [18].

Впервые толкование дефиниции «компетентность» предложил в 1994 г. британский психолог Дж. Равен. Он считал, что «компетентность — специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия».

Автор считал компетентность значимым в человеческой деятельности явлением, которое состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие к эмоциональной. эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» [19].

В дальнейших исследованиях (чаще всего в научно-педагогической литературе) компетенцию предлагали рассматривать как производную от компетентности, как определенную сферу приложения знаний, навыков, умений и качеств, которые в комплексе помогают человеку действовать в различных, в том числе и в новых для него ситуациях [20].

Компетентность — это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности [21].

Компетентность — это доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей [22].

Компетентность — интегративное качество личности, сформированное на основе предметных знаний, индивидуально-психических качеств, а также практического опыта, и проявляющееся в способности и готовности человека к практическому действию и решению практических проблем [23].

У голландского исследователя В. Вестера опубликован обзор работ, связанных с определением компетентности под названием «Компетентность в образовании: смешение языков», в котором автор различает использование термина «компетентность» в образовании и в сфере психологии с участием таких авторов как Н. Хомский, Д. Эвенс и др. Компетентность трактуется ими как «способность субъекта принимать логические решения в идеальных условиях, то есть компетентность в построении суждений выводится из скрытого состояния посредством внешних факторов и в сфере развития человеческих ресурсов [24].

Экономика Цф/

Европейские исследователи П. Киршнер, А. Антти-ройкко, С. Виркус проводят различие между компетентностью и компетенцией, рассматривая компетентность как «множество относительно стабильных атрибутов, приобретаемых действующим индивидуумом или множество требований к характеристикам определенной работы» [25].

Обладание знаниями происходит в сфере институционального образования, в профессиональной деятельности и в процессе самообразования. Эти события нерасторжимы, взаимосвязаны, взаимообусловлены и влияют на общий результат образования.

Исследователи отмечают, что результат образования потенциален: он является основой для деятельности, компетентность же характеризует способность человека использовать эту базу для деятельности. С определенной долей условности компетенция — есть реализованная образованность [26].

Новые образовательные стандарты высшей школы содержат требования не только по приобретению знаний, но и умений, а также навыков. Умеет, значит может осуществить то или иное действие.

Не отвергая и не оспаривая вышеприведенные определения, можно привести в заключение аналитического обзора дефиниции понятий «компетенция» и «компетентность», которые, по своей сути, содержат инте-гративную позицию.

Если компетенция—это предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности, то компетентность — интегрированная характеристика качеств личности, выступающая как результат подготовки человека для выполнения деятельности в определенных областях [27].

Компетентность — обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо. Она подразумевает демонстрацию умений на деле — в реальных управленческих ситуациях (включая связанное с этим психологическое

давление), а не только знание теории или понимание того, как это делается [28].

Компетенции — суть самое общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе [29].

Понятие «компетентность» включено в одобренный Правительством России текст Концепции модернизации российского образования до 2020 г. Это система универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Объективности ради следует заметить, что, несмотря на широкое использование понятий «компетенция» и «компетентность» в педагогическом, управленческом, психологическом дискурсе, в период развития компетентностного подхода представителями различных наук (психологами, педагогами, экономистами, исследователями и др.) будут обязательно предлагаться уточненные модели рассматриваемых понятий. Это объективный процесс, при котором терминология всякой теоретической дисциплины складывается по мере ее развития, выявления новых свойств, отличающих предлагаемое понятие от всего остального. Трактовка рассматриваемых понятий может быть самой разнообразной — от совпадающей с квалификацией как интегральный характеристикой триады «знания - умения - навыки» до социально-профессиональной характеристики человека, отражающейся в его повседневной деятельности [30].

Действительно, содержание понятия «компетентность» не только шире, чем знания, или умения, или навыки, но даже больше их суммы. Кроме когнитивной (что?) и операционной (как делать?) составляющих, в компетентность сегодня включаются мотивационные (почему?), этические (как отнесутся?) и социальные (с кем?) элементы.

Литература

1.СелевкоГК.Компетенгностииихклассификация.URL:http://www.matem/uspu.ru/i/iust/math/subjectsMO4ORDMAT_MAT2007D02.pdf.

2. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. М. : Русский язык, 2000. С. 2, 167.

3. Мюллер В. К. Англо-русский словарь. М. : Русский язык, 1981. С. 154.

4. Большой немецко-русский словарь / под рук. О. И. Москальской. Т. 1, 2. М. : Русский язык, 1980. С. 730.

5. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М. : Русский язык, 1984. С. 248.

6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции—новая парадигма результата образования // Высшее образование. 2003. № 5. С. 34-42. URL : http://www.aspirant.rggu.ru/article.html?id=50758.

7. Trase A. S. What Ivan Knows that Johny Doesn't. NY : Random House, 1961. 213 p.

8. McClelland D. C. Testing for Competence Rather Than for «intelligence» // American psychologist. 1973. Vol. 28. No. 1, 1-14

9. URL : http://www.e.-xecutive.ru/community/intellectual/694602.

10. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий : учеб.-метод. пособие. М. : АПК и ППРО, 2005. С. 11.

11. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика : методология, теория, практика. М. : УНД-ДО, 2005. С. 168.

12. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. М. : Народное образование, 1998. 255 с.

13. Митин А. Н. Механизмы управления : учеб. пособие. Екатеринбург : УрГЮА, 2011. С. 250-269.

14. Шекшня С. В., Ермошкин Н. Н. Стратегическое управление персоналом в эпоху Интернета. М., 2002. С. 39.

15. Управление персоналом организации : учеб. / под ред. А. Я. Кибанова. М., 1997. С. 167.

16. Dale M., Lies P. Assessing Management Skills. Kogan page, 1996. P. 26.

17. Архангельский Г. А. Корпоративный тайм-менеджмент : энциклопедия решений. М., 2008. С. 41.

18. Ярыгин О. Н. Эмерджентные свойства аналитической деятельности : компетентность // Вектор науки. ТГУ 3 (6). 2011. С. 343.

19. Равен Дж. Компетентность в современном обществе : выявление, развитие и реализация / пер. с англ. М. : Когито-центр, 2002. 96 с.

20. Татаринцева С. Н. Методическая компетенция учителя и ее формирование в процессе самостоятельной работы студентов : дисс. ... канд. пед. наук. Тольятти, 2004.

21. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика : методология, теория, практика. М. : УНД-ДО, 2005. С. 168.

22. Нечаев Н. Н., Резницкая Г. И. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста // Вестник УРАО. 2002. № 1. С. 3-21.

23. Петров А. Ю. Компетентностный подход в непрерывной профессиональной подготовке инженерно-технических кадров : авто-реф. дос. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. Челябинский гос. пед. ун-т. Киров, 2005. 43 с.

24. Westera W. Competences in education A confusion of Tongues journal of Curriculum Studies. 2001. Vol. 33. No. 1. P. 75-88.

25. Content Management for E-Learning (Editors Ferrer N., Alfonso J.). NY, Dordretch, Heidelberg, London : Springer, 2011. 215 p. URL : http//books.google.com/books?id=GxV3GAZoXZcC&printsec=frontcover&dq=Content+Management+for+E-Learning+Ferrer&source=bl &ots=2WnqzOS ug&sig=Nme-vamicjLGYTsNQblWC3b7ANU&hl=ru&ei=xIM8TandI4mfOuTa8KIL&sa=X&oi=book_result&ct=result &resnum=l&ved=0CBgQ6AEwAA#v=onepage&q&f=true.

26. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования : материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. М. : ИПКПС. 2004. С. 7.

27. Лукашенко М.А. Профессиональные компетенции руководителя. URL : http://www.clin.ru/management/strategy/competit/ksao.shtml.

28. Митин А. Н. Механизмы управления : учеб. пособие. Екатеринбург : УрГЮА, 2011. С. 252.

29. Зимняя И. А. Ключевые компетенции—новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

30. Сенашенко В. С. О компетентностном подходе в высшем образовании // Высшее образование в России. № 4. 2009. С. 21.

www.m-avu.narod.ru www.avu.usaca.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.