В данном договоре отражаются вопросы организации практического обучения студентов, проведения научно-исследовательских работ, развития учебно-производственной базы, необходимой для выполнения учебных планов и программы практики, а также базы для проведения научно-исследовательских работ по профилю вуза и т. д.
В последние годы активизирована работа по повышению квалификации директоров и специалистов учхозов. Проведены Всероссийское совещание главных инженеров учхозов, курсы главных бухгалтеров, ветеринаров, зоотехников; агрономов на базе наших учебных заведений. Широко изучается опыт Ленинградской области в молочном животноводстве. Отзывы с мест весьма положительные, в учхозах постоянно растёт продуктивность животных. Ведётся
работа по информационному обеспечению учхозов.
С 2000 г. введены всероссийские Смотры-конкурсы учхозов и всероссийские конкурсы на лучшего работника года по основным сельскохозяйственным профессиям; совместно с журналом «Сельская новь» организуются конкурсы на лучшую публикацию об учхозе.
Наступивший XXI век обещает быть эрой знаний, информации и цивилизованности. Наиболее характерной чертой этого времени становится самостоятельное обучение граждан как обучение, продолжающееся всю жизнь.
На этой основе и необходимо строить кадровую политику агропромышленного комплекса страны.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 г.
В.Г. САНАЕВ, ректор Московского государственного университета леса, профессор, д. т. н., председатель учебно-методического объединения в области лесного дела
Концепция модернизации лесного образования является составной частью национальной доктрины образования в России. Доктрина является основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основополагающие направления его развития. Она определяет цели обучения и воспитания, пути их достижения посредством государственной политики в области образования.
Вопросы рационального использования лесов, без нанесения естественным природным комплексам невосполнимого ущерба, приобретают во всем мире не только государственный, но и международный, глобальный характер. Такой подход связан, в первую очередь, с необходимостью сохранения лесов как одного из средообразующих факторов планетарного масштаба. Этим оп-
ределяется уникальность специалистов, которых готовят лесные вузы.
В настоящее время в России специалистов лесного профиля готовят в 49 государственных высших учебных заведениях. В этих вузах готовятся основные инженерные кадры по 6 лесным специальностям и 4 направлениям. По состоянию на 1 сентября 2002 года общее количество студентов, обучающихся по лесным специальностям, составляет около 33 тыс. человек, в том числе около 2 тысяч студентов из стран СНГ и дальнего зарубежья. Обучение студентов ведут более 300 профессоров, докторов наук и более 1,5 тыс. доцентов, кандидатов наук только по специальным дисциплинам.
Подготовка специалистов для лесной отрасли и лесопромышленного комплекса ведется по следующим направлениям и специальностям.
Направление подготовки дипломированного специалиста 656300 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств»:
-специальность 260100 «Лесоинженерное дело»;
-специальность 260200 «Технология деревообработки».
Направление подготовки дипломированного специалиста 656200 «Лесное хозяйство и ландшафтное строительство»:
-специальность 260400 «Лесное хозяйство»,
- специальность 260500 «Садово-парковое и ландшафтное строительство».
Направление подготовки дипломированного специалиста 655000 «Химическая технология органических веществ и топлива»:
-специальность 260300 «Технология химической переработки древесины»;
-специальность 170400 «Машины и оборудование лесного комплекса»;
-специальность 230100 «Эксплуатация и обслуживание транспортных и технологических машин и оборудования химиколесного комплекса».
Кроме того, в ведущих вузах лесного профиля осуществляется подготовка бакалавров и магистров по направлениям:
- 560900 «Лесное дело»,
-553700 «Технология и оборудование лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств».
Высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов лесного профиля имеются во многих регионах России, от Благовещенска до Брянска и от Архангельска до Владикавказа и Сочи, и сейчас нет необходимости в создании новых учебных заведений. Однако экономическое состояние лесного образования после 1991 года резко ухудшилось. Катастрофически устаревает учебно-лабораторное оборудование. Не хватает средств на проведение капитального и текущего ремонта учебных зданий, общежитии и других объектов социальной сферы. Проводимая последнее время
политика игнорирования проблем высшей школы отрицательно сказалась на ее кадровом составе. Положение с преподавательским корпусом близко к критическому. Контингент преподавателей катастрофически стареет. Средний возраст профессоров, докторов наук во многих вузах перевалил за 60 лет, а средний возраст доцентов, кандидатов наук близок к пенсионному. Основной причиной такого положения является отсутствие должного внимания правительства к положению в высшей школе и низкая оплата труда преподавательского состава. Очевидно, что сегодняшняя ситуация в высшей школе не в полной мере отвечает интересам студентов и преподавателей вузов, а также всего российского общества в целом. Отход от конституционного принципа приоритетности развития образования привёл к глубокому кризису высшее образование и науку, в том числе и лесную. Даже президент России В.В. Путин вынужден был признать, что «Россия впервые за последние 200-300 лет стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне государств мира».
Тем не менее, лесным вузам удается проводить достаточно эффективную внешнюю и внутреннюю образовательную политику. Ведущие вузы имеют договоры о сотрудничестве со многими родственными вузами в США, Иране, Великобритании, КНР, Австрии, Германии, Хорватии, Финляндии, Польше, Греции, Болгарии, Словакии. Создаваемые международные связи дают возможность сотрудникам вузов повысить свою квалификацию и установить сотрудничество с ведущими зарубежными специалистами и организациями лесного профиля. Ежегодно, по системе лесного образования, направляется около 200 студентов, аспирантов, преподавателей, научных сотрудников для прохождения стажировок, повышения квалификации и чтения лекций в зарубежные страны. В настоящее время лесные вузы стали полноправными пользователями мировой компьютерной информационной сети ЬЛете1 Это позволяет внедрять новые технологии обучения. Конфигурация аппарат-
ных и программных сетевых средств комплекса обеспечивает полный Шегпе^сервис, включающий работу с мировыми базами данных.
Сегодня практически все наши ведущие лесные вузы представляют собой крупнейшие учебно-научно-производственные комплексы. Например, в состав Московского Государственного Университета леса входит 11 факультетов, 63 кафедры, из них: 23 -выпускающих, 16 - общепрофессиональных, 7 - гуманитарного, 9 - естественнонаучного, 6 - экономического, 2 - военного профиля. 8 - представительств МГУЛ в лесных районах России осуществляют подготовку специалистов лесного профиля.
В структуру вуза так же входят 5 на-учно-исследовательских институтов:
- системных исследований леса,
- комплексного использования древесины,
- композиционных материалов,
- экономики и международного права,
- космических информационных систем.
В нашем вузе так же действуют центр новых информационных технологий (ЦНИ-ИТ), филиал Международного института торговли и инвестиций в лесном комплексе, Международная школа управления и бизнеса, 3 сертификационных центра. В настоящее время, в университете сформирован высококвалифицированный научно-педагогический коллектив, в их числе более 100 профессоров и докторов наук, из которых более 30 являются академиками и членами-кор-респондентами различных международных и Российских академий, лауреатами Ленинской и государственных премий, заслуженными деятелями науки и техники, а также свыше 400 доцентов и кандидатов наук.
Вместе с тем, очевидно, что система отечественного лесного образования требует дальнейшего развития, совершенствования и решения, существующих в ней проблем, к которым, в первую очередь, относятся:
- узкопрофильность подготовки специалиста и, как следствие этого, неспособность выпускников гибко перестраивать на-
правление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий или требований рынка;
- отсутствие объективной оценки потребностей отраслей в инженерах, бакалаврах и магистрах по всему спектру направлений и специальностей высшего лесотехнического образования, что затрудняет прогнозирование и регулирование структуры подготовки кадров;
-нарастающие сложности в области практической профессиональной подготовки студентов, а также в выполнении студентами научных исследований вследствие медленного обновления технологической, исследовательской и испытательной техники, а также вследствие трудностей в организации производственных практик;
-сокращение научных исследований в вузах, что нарушает принцип единства учебного процесса и научных исследований и приведет как к снижению качества подготовки специалистов, так и к дальнейшему спаду инновационных процессов в производстве;
- угроза прерывания преемственности в научных школах вузов, в связи с физическим старением профессорско-преподавательского состава и оттоком перспективных молодых научных кадров в коммерческие структуры и за рубеж.
И здесь, по нашему мнению, потребители нашей продукции, работодатели -государственные учреждения разных уровней, предприятия и хозяйства лесной отрасли должны принять активное участие в реализации концепции модернизации лесного российского образования. Назрела необходимость создания отраслевой программы развития лесного образования. Такое решение, как вы знаете, было принято на предыдущем заседании нашего УМО. Работа в настоящее время организована через Учебно-методическое объединение по образованию в области лесного дела и Научнообразовательную ассоциацию лесного комплекса. Необходимо более активно привлекать ведущих отраслевых специалистов, руководящих работников государственных ор-
ганов управления, директорский корпус, и к другим направлениям вузовской деятельности. Это работа может проводиться по линии государственных аттестационных комиссий (ГАК), попечительских советов, вузовских учебно-методических комиссий и т. д. В нашем вузе создан Центр занятости, в задачу которого входит сбор и обработка информации о продвижении наших молодых специалистов на рынке труда и оказание им помощи в трудоустройстве. Таким образом, нами предусматривается сотрудничество в системе вуз-работодатель на всех этапах подготовки молодого специалиста.
Основной упор такого сотрудничества должен делаться на целевую подготовку будущих специалистов, при которой может быть учтен индивидуальный подход к студенту, который реализуется через формирование индивидуального учебного плана. Формирование индивидуальных учебных планов будет являться первым этапом в создании новых специализаций, отвечающих современным требованиям рынка труда. Такая совместная работа позволит, в перспективе, подойти к вопросам создания новых специальностей, с учетом долгосрочного развития лесных отраслей. Здесь имеется широкий простор для взаимовыгодного сотрудничества.
Реализация отраслевой программы развития лесного образования должна сопровождаться разработкой новых подходов к оценке качества образования. В основе разрабатываемой системы оценки качества получаемого в вузе образования должны быть положены два основных критерия:
1. Соответствие получаемых знаний современным мировым требованиям в области высшего профессионального образования.
2. Затребованность специалистов данной квалификации на мировом и российском рынке труда.
Достижение необходимых результатов осуществляется через управление качеством образования. Особая роль при этом отводится Учебно-методическому объединению по образованию в области лесного
дела, которое осуществляет координацию действий научно-педагогической общественности вузов, представителей предприятий, учреждений и организаций по обеспечению качества и развития содержания высшего профессионального образования в соответствии с потребностями личности, общества, а также основными тенденциями развития науки, экономики, техники и технологии лесного дела.
Качество образования поддерживается через формирование образовательных стандартов профессионального образования, отвечающих современным требованиям рынка труда. Интеграция российской высшей школы в мировую образовательную систему требует серьезного пересмотра подходов к вопросам формирования образовательных стандартов с учетом системы многоуровневой подготовки специалистов. Государственные образовательные стандарты, определяющие основные образовательные программы различных ступеней высшего и среднего профессионального образования, применительно к рынку труда, должны обеспечить социально-значимое разнообразие, как по содержанию, так и по назначению предлагаемых квалификаций.
Вместе с тем необходимо отметить, что проводимые мероприятия должны быть направлены на сохранение и развитие признанного во всем мире высокого качества российского образования, а также сохранение единого лесного образовательного пространства России.
Повышение качества российского лесного образования и совершенствования его содержания и структуры осуществляется по следующим направлениям:
1. Усиление фундаментальной и базовой теоретической инженерной и биологической подготовки выпускников лесных вузов.
2. Усиление подготовки в области управления, компьютерных и информационных технологий.
3. Совершенствование системы практической подготовки студентов. Учебные, производственные и преддипломные прак-
тики являются важнейшей и обязательной составной частью системы образовательнопрофессиональных программ высшего лесного образования. С этой целью на базе передовых предприятий отрасли создать учебно-научно-производственные межвузовские полигоны для комплексного круглогодичного их использования. На этих полигонах должна быть создана подобающая социально-бытовая инфраструктура, помещения для ведения учебных занятий и выполнения научно-исследовательских работ.
4. Использование возможностей многоуровневой подготовки с целью более полного удовлетворения запросов науки и промышленности. Разработка программы сотрудничества лесных вузов и работодателей в системе «школа - ссуз - вуз - производство»,
5. Расширение использования новых образовательных информационных технологий - дистанционных методов обучения, лабораторий удаленного доступа, электронных учебников и т.д.
6. Увеличение объемов и улучшение методик преподавания иностранных языков.
7. Обеспечение единства научного и образовательного процессов и их направленности на экономическое, социальное и духовное развитие общества.
8. Сохранение, поддержка и дальнейшее развитие ведущих научно-педагогических школ лесного образования.
9. Поддержка вузовской науки путем роста объемов договорных работ с организациями и предприятиями лесного комплекса и инновационного финансирования. Содействие развитию многообразия форм организации научно-исследовательской и инновационной деятельности в системе лесного образования.
10. Поддержка и развитие научно-технического творчества молодежи, в том числе для целевой подготовки научнопедагогических кадров для лесных вузов, отраслевых НИИ, организаций и учреждений лесной отрасли.
11. Развитие международного сотрудничества с ведущими университетами и промышленными предприятиями лесного профиля в области обмена студентами, аспирантами, стажерами, выполнения научно-исследовательских и других работ в международных программах.
12. Разработка новых форм сотрудничества лесных вузов и отраслевых министерств и ведомств по повышению качества профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов лесной отрасли.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ (1992-2003 г.г.)
В.И. ОНЕГИН, ректор Санкт-Петербургской лесотехнической академии, доктор технических наук, профессор, академик МАН ВШ
Насильственное разрушение СССР завершило не только советский, но и последний трехсотлетний период развития России, той России, которая складывалась от Петра I и после петровского времени. Произошли существенные изменения социально-политического и экономического ха-
В будущее, сохраняя традиции..
рактера, что неизбежно отразилось на состоянии образования и науки на территории бывшего СССР.
Та модель образования и науки, которая постепенно, а в советский период довольно интенсивно, формировалась в течение трех веков, была пересмотрена и стала