3. ical Information System for the surveillance of bluetongue in Italy." OIE Revue Scientifique Et Technique, 24(3), pp. 857-868.
4. Fortney, J., K. Rost, M. Zhang, and J. Warren (1999). "The impact of geographic accessibility on the intensity and quality of depression treatment." Medical Care, 37(9), pp. 884-893.
5. McLafferty, S. L. (2003). «GIS and health care» Annual Review of Public Health, 24(1), pp. 25-42.
6. Messina, J. P., A. M. Shortridge, R. E. Groop, P. Varnakovida, and M. J. Finn (2006). «Evaluating Michigan's community hospital access: Spatial methods for decision support». International Journal of Health Geographics, 5:42. Available at: http://www.ij-healthgeographics.com/content/5/1/42, DOI: 10.1186/1476-072X-5-42.
7. Lwasa, S. (2006). «Planning for Health Infrastructure in Uganda: Where is the need?» GIS Development.
8. OpenGeo Suite, http://boundlessgeo.com/solutions/opengeo-suite/, last accessed 2/Feb/2014.
Содоо Чадраабал, ученый-инженер Института Информатики Академия наук Монголии (Монголия, Улан-Батор). E-mail: [email protected]
Капил Обераи, ученый-инженер факультета геоинформатики Индийского института дистанционного зондирования (Индия, Дехрадун).
Шива Редди, ученый-инженер факультета геоинформатики Индийскго института дистанционного зондирования (Индия, Дехрадун)
Sodoo Chadraabal, scientist/engineer, Institute of Informatics, Mongolian Academy of Science, Ulaanbaatar, Mongolia. E-mail: [email protected]
Kapil Oberai, scientist/engineer, Geo-Informatics Department, Indian Institute of Remote Sensing, Dehradun, India.
Shiva Reddy, scientist/engineer, Geo-Informatics Department, Indian Institute of Remote Sensing, Dehradun, India.
УДК 37.013.42
© И. А. Маланов
О работе социального педагога с семьями, находящимися в социально опасном положении в современных социально-экономических условиях
В статье автор рассматривает состояние семьи в современных социально-экономических условиях, анализирует факторы, влияющие на развитие института семьи, выявляются особенности семей, находящихся в социально-опасном положении, раскрывается содержание социально-педагогической работы с такими семьями.
Ключевые слова: семья; функции семьи; типология семьи; семья, находящаяся в социально опасном положении, социализация личности, семейное воспитание, социальный педагог.
I. A. Malanov
On the social teacher's work with families at social risk in modern social and economic conditions
In the article the author reveals conditions of a family in modern social and economic conditions, analyzes the factors influencing the development of family institute, dwells on the families which are in social risk situation. The content of social and pedagogical work with such families are discussed.
Keywords: family; functions of a family; family typology; family at social risk situation, socialization of the personality, family education, social teacher.
Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Во все времена существуют семьи, находящиеся в социально опасном положении. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям и детей к родителям, ослабевает воспитательная функция.
Изучением данной проблемы занимались такие отечественные исследователи, как А. С. Макаренко [17], М. И. Буянов [4], Алексеева Л. С. [3], М. А. Галагузова [9], А. В. Мудрик [18] и многие другие.
Преобразования, прошедшие в российском обществе, оказали влияние на все сферы общественной жизни, на все институты воспитания подрастающего поколения. Не остался в стороне такой институт воспитания, как семья. Проблемам современной семьи посвящено множество исследований в различных областях науки, в том числе и в социальной педагогике они занимают ведущее место. Данные проблемы изучаются на теоретическом уровне, идёт поиск их решений в практической деятельности.
Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу [5, с. 92].
Основными функциями семьи, по мнению И. В. Гребенникова [19] являются:
• репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);
• экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);
• воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);
• коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).
Основные функции современной семьи можно дополнить следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения.
Существует комплексная типология семьи. Она предусматривает выделение категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи, семьи, находящиеся в социально опасном положении [2, с. 36].
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр., жизнедеятепльность которых обусловлена факторами, снижающими адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка социального педагога.
Асоциальные семьи — семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства.
Данная типология основывается на выполнении или не выполнении семьёй своих специфических функций.
Воспитание детей в семье и забота о них — это не только нравственный и моральный долг родителей, но их приоритетное право и главная обязанность. Согласно семейному законодательству РФ, на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье. Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с помощью любых средств и методов, выбранных по своему усмотрению. Эти средства и методы с точки зрения морали и закона должны быть приемлемыми и отвечать интересам ребенка.
Можно выделить следующие критерии оценки воспитательного потенциала семьи:
• возможность семьи удовлетворить социально-психологические потребности личности;
• уровень педагогической культуры родителей;
• характер взаимоотношений в семье;
• способность семьи обратиться за помощью в случае критических ситуаций к различным социальным институтам.
В 1990-е годы уровень жизни большинства населения определялся величиной заработной платы и социальных выплат. За годы проведения рыночных реформ 1990-х годов реальные доходы населения России снизились более чем в два раза до показателей 60-70-х годов, при этом произошло ухудшение большинства показателей уровня и качества жизни [23, 24]. В 2012 году 200 самых богатых россиян имели состояние равное 446,3 млрд долларов. Дифференциация доходов населения по крайним децильным группам составляет по официальным данным 16 раз, а по неофициальным — 28 раз. Критическим для безопасности государства разрыв в доходах составляет 6-8 раз. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась с 29% в 2000 году до 12,8 % в 2011 году. Однако цены за это время выросли в 2,7 раза, потребительская корзина осталась почти неизменной, а прожиточный минимум занижен в 2 раза, следовательно, говорить о повышении жизненного уровня нет оснований. Количество безработных по официальным данным составило в декабре 2013 г. 4,2 млн. человек, при этом динамика этого показателя положительная. Эти факторы существенно усложняют материальное положение семей, что негативно сказывается на качестве выполнения ими своих основных функций, и не в последнюю очередь это касается семейного воспитания. В современных социально-экономических условиях, когда существует бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании, алкоголизма, а также отсутствует действенная система защиты детей — все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Оказавшись в затруднительных экономических условиях, многие семьи пересекают границу дозволенных воспитательных методов, соответствующих общечеловеческим ценностям и государственным нормативам, «застревают» в вопросах воспитания молодого поколения. Семья, находящаяся в социально опасном положении, при котором родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обя-
занностей по воспитанию, обучению, пренебрегают их нуждами, отрицательно влияют на поведение подростков, жестоко обращаются с ними, — имеет статус семьи, находящейся в социально опасном положении.
Семья, находящаяся в социально опасном положении — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [5].
Термин «семья, находящаяся в социально опасном положении» появился относительно недавно, поэтому в большинстве источников вместо него употребляется другой термин «неблагополучная семья». По значению они равносильны.
Государственной Думой 21 мая 1999 года принят Федеральный закон №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1]. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Согласно этому закону «семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними» (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 №150-
ФЗ) [1].
В зону социально-экономического и психолого-педагогического риска (а соответственно, пристального внимания социально-психологической службы школы) попадают семьи, утратившие стандартный статус полной, физически здоровой семьи по разным жизненным обстоятельствам. При этом семья, отнесенная к зоне риска, может быть как благополучной, так и неблагополучной исходя из факторов, характеризующих стиль, формы и содержание семейного воспитания, которые позитивно или негативно влияют на развитие и поведение ребенка.
Основными особенностями семьи, находящейся в социально опасном положении, являются: низкий уровень педагогической культуры, деструктивные эмоционально-конфликтные отношения между супругами, возможное наличие таких факторов (в единственном или совокупном их проявлении), как социально-экономическое неблагополучие, аморальный образ жизни, зависимость от алкоголя и психоактивных веществ, деформированность общечеловеческих ценностных ориентаций, неразборчивость в брачном выборе и повторные браки, без учета интересов детей; жестокое отношение к детям и насилие над ними; пренебрежение к санитарно-гигиеническим нормам и т. п.
Асоциальная семья, в отличие от благополучной семьи, находящейся в зоне риска, представляет серьезную угрозу для ребенка, принося ему немало моральных переживаний, подвергая его опасности получить психические за-
болевания, в том числе задержку в психофизическом развитии. В неблагополучных семьях ослаблен или отсутствует контроль за детьми, возникает детская безнадзорность и беспризорность, практикуются побеги из дома, бродяжничество, половая распущенность, правонарушения и преступная деятельность, алкоголизм, наркомания и токсикомания подростков. Данные явления результат попустительского, бесконтрольного отношения государственных и общественных структур к неблагополучным семьям.
Как правило, семья, находящаяся в социально опасном положении, характеризуется глубокой педагогической несостоятельностью и уклонением родителей от своих обязанностей. Весь диапазон рисков в целом можно свести к тому, что в таких семьях складывается отрицательное восприятие ребенка другими членами семьи.
Как показывает практика, такие семьи зачастую перекладывают на школу свои непосредственные семейные функции и задачи, что ведет к усилению социально-педагогического иждивенчества семьи, ее отчуждению от прямых функций по социализации детей, их интеграции в общество как полноправных и полноценных его граждан. Можно выделить общие для всех семей, находящихся в социально опасном положении, особенности:
• отказ родителей от сотрудничества со школой по вопросам воспитания и образования ребенка;
• уклонение от исполнения родительских обязанностей, перекладывание их на школу;
• конфликтность всех членов семьи, их агрессивное отношение к окружающим;
• отсутствие надзора за несовершеннолетними;
• злоупотребление родительскими правами (жестокое обращение с детьми, пренебрежение их нуждами, и т. д.)
Дети из семей, находящихся в социально опасном положении, не социализированы, не имеют позитивной модели поведения и мотивации к ее применению, не имеют мотивации к взаимодействию с взрослыми. Все эти особенности существенно снижают эффективность деятельности работников системы образования и других служб в направлении реализации права ребенка на безопасную жизнедеятельность, повышают риск криминализации детей и подростков и роста преступности, распространения асоциальных явлений в обществе.
Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение — поведение, характеризующееся устойчивым, повторяющимся нарушением социальных норм и правил; поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам [7].
Воспитание как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной и относительно направляемой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие [18, с. 9].
Немецкий ученый Макс Вебер, который ввел это понятие, определял его как действие, направленное на разрешение проблем; как действие, специально ориентированное на ответное поведение партнеров; как действие, предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие [18, с. 9].
Семейное воспитание — это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям [9]. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.
Таким образом получается, что в семьях, находящихся в социально опасном положении, нарушены процессы воспитания и социализации, следовательно, социальная адаптация детей не происходит и наблюдается обратное явление — дезадаптация, тогда возникает необходимость в социальной реабилитации ребенка. Детям из таких семей не обойтись без помощи специалистов. Одним из таких специалистов является социальный педагог. Чтобы не произошло нарушений в процессах воспитания и социализации, социальный педагог должен вести постоянную последовательную работу с такими семьями. Целью социально-педагогической деятельности с семьёй, находящейся в социально опасном положении является осуществление коррекционной и реабилитационной работы с семьей, возврат в социум и повышение социального статуса семьи. Такая цель достигается путём последовательного и комплексного решения следующих задач:
• помочь семье найти внутренние ресурсы и мобилизовать внутренний потенциал всех членов семьи;
• организовать просветительскую работу среди родителей;
• научить ставить ближние и дальние цели;
• содействовать повышению социального статуса семьи по месту жительства;
• оказывать психолого-педагогическую поддержку родителям;
• провести педагогически целесообразную коррекцию с целью создания положительного микроклимата в семье;
• защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении.
Успешность данной работы во многом зависит от умения социального педагога правильно организовать совместную деятельность различных специалистов.
Как правило, семьи, ведущие асоциальный образ жизни, имеют проблемы с трудоустройством из-за отсутствия образования или невостребованности профессии, низкий материальный достаток, неудовлетворительные жилищные условия, нарушения или несоблюдения гигиенических норм, проблемы с
физическим или психологическим здоровьем взрослых и (или) детей, вредные привычки (алкоголизм, наркомания и т.д.), низкую педагогическую компетенцию, отсутствие желания выполнять свои родительские обязанности и т. д.
Для решения этих проблем привлекаются различные специалисты. Например специалисты центра занятости могут помочь в подборе работы, соответствующей квалификации клиента, или в предоставлении возможности для профессиональной переподготовки. Достаточно часто члены семей, находящихся в социально опасном положении, не торопятся трудоустраиваться, поэтому социальный педагог подключает участкового инспектора для беседы с неработающим, общественность, родственников и т.д. для оказания позитивного влияния на их сознание.
Кроме этого, социальному педагогу вместе с представителями других ведомств (КДН, УВД, органы опеки) необходимо порой провести большую, кропотливую работу с малообеспеченной семьей, направленную на: изменение социальных установок и семейных ценностей; формирование мотивации на лечение от алкоголизма и наркотической зависимости.
Для содействия в оформлении гарантированных семье пенсий, льгот, пособий привлекаются сотрудники управление социальной защиты населения, отдела пенсионного обеспечения.
Для решения жилищных проблем семьи необходимо привлечь юридические и социальные службы, которые окажут консультативную помощь и юридическую поддержку, в результате чего могут быть, например, восстановлены нарушенные ранее права несовершеннолетнего на жилье, либо улучшены жилищные условия, оказано содействие в проведении ремонта жилья.
Кроме того, если существует или может возникнуть угроза утраты жилья ребенком (родители пьют, продают жилье), социальный педагог должен своевременно направить ходатайство в органы опеки и попечительства о закреплении жилья за несовершеннолетним позволит избежать проблему его «бездомности» в дальнейшем.
Кроме того, учитывая контингент семьи, социальный педагог должен взять на себя ответственность за контроль использования по назначению предоставленной материальной или натуральной помощи, а в дальнейшем — за сохранность результатов ремонта. Патронаж такой семьи должен осуществляться регулярно.
При наличии семей с нарушениями здоровья социальный педагог вправе предложить, клиенту обратиться в органы здравоохранения, которые направят его для прохождения полного медицинского обследования амбулаторно, либо в условиях стационара, получения лечения, рекомендаций по устройству в реабилитационные центры.
Так же, в зависимости от проблем семьи, социальный педагог может привлекать таких специалистов как психолог, администрация школ, детских садов, специалисты санэпидемстанции, органов опеки и попечительства и т.д.
Деятельность социального педагога при работе с семьей обладает некоторой спецификой и представляет три основных составляющих социально-
педагогической помощи: образовательную (обучение, воспитание), психологическую (поддержка, коррекция), посредническую (организация, координация, информирование) [16, с.177].
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями — путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно — психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический компонент социально — педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок — продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи [16, с.176 — 184].
Таким образом, работа современной общеобразовательной школы как открытой социально-педагогической системы предполагает расширение ее воспитательных и образовательных функций.
Конечно, социальный педагог не в состоянии, да и не в праве, самостоятельно решать чьи-то судьбы, поэтому его работа протекает в тесном сотрудничестве с другими заинтересованными службами (с органами социальной защиты, опекунским советом, полицией, паспортной службой, службами здравоохранения и т.д.), но именно на него ложится полная ответственность
за своевременное и целесообразное оказание помощи семьям, находящимся в социально опасном положении и детям, воспитывающимся в них.
Опыт работы социального педагога в школе широко распространяется. Повышение эффективности его деятельности происходит за счет взаимосвязи его работы со школьным психологом, классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе. Конечно, социальный педагог не в состоянии решить комплексные социально-экономические проблемы ни на микроуровне, ни тем более на макроуровне общественных отношений, однако его работа может существенным образом сгладить негативные тенденции семейного воспитания, в первую очередь, в неблагополучных семьях, тем самым, способствовать более безболезненной социализации юных членов общества, которыми являются дети. В этом аспекте также важна помощь более «высоких» социальных служб, эффективность деятельности повышается на основе обмена опытом работы.
Литература
1. Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
2. Антонов А. А. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). — М.,1998.
3. Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. — Вып. 1. — М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995.
4. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 1991.
5. Васильева Л. Л., Кащеева А. В., Петрова Л. Ю., Преображенская Е. В., Черняева Т. Н. Понятийный аппарат социальной педагогики. — С.: Научная книга, 2009.
6. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: курс лекций // Ва-силькова Ю. В., Василькова Т. А. — М., 2001.
7. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. —
1999. — № 4. — С. 27-39
8. Вульфов В. 3. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. — 1992. — № 5, 6.
9. Галагузова М. А. Социальная педагогика: курс лекций // под общей ред. — М.,
2000.
10. Гилинский Я. И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. — Вып. 9. — 2002. — С. 67.
11. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. — 2002. — № 6. — С. 98.
12. Гуров В. Я., Селюкова Л. Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа. — Ставрополь, 1993.
13. Дементьева И. Ф. Российская семья: проблемы воспитания. — М., 2000.
14. Дети с девиантным поведением: Психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. — М., 1992.
15. Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе. — М., 1996.
16. Кибирев А.А. Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве: материалы всерос. науч.-практ. конф. — Новосибирск, 2003. — С. 38-43.
17. Макаренко А. С. Книга для родителей. — М.: Книга по требованию, 2011.
18. Мудрик А. В. Социальная педагогика. — М.: Академия, 2005.
19. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. — М., 1994.
20. Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подростков. — М., 1996.
21. Социальная работа с семьей / под ред. Т.В. Шеляг. — М.: Институт социальной работы, 1995.
22. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. — М.: ВЛАДОС_ ПРЕСС, 2006.
23. Климантова Г. И., Мухетдинова Н. М. Политика доходов и уровень жизни населения России в 1990-е годы // Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации. — 2001 . — С. 23.
24. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004/06/23/0000163134/002 Gor-don.pdf
Маланов Иннокентий Александрович, доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бурятского госуниверситета. E-mail: [email protected]
Malanov Innokentii A., doctor of pedagogical sciences, associate professor of Pedagogics Department, Buryat State University. E-mail: [email protected]
УДК 378.147.34
© Г. И. Рогалева
Технологический подход в проведении семинарских занятий со студентами университета
В статье дается анализ технологического подхода к проведению семинарских занятий в университете. Рассматривается понятие технология и активные методы обучения. Представлена практика использования технологического подхода в проведении семинарских занятий со студентами.
Ключевые слова: технологический подход, интерактивная технология, активные методы обучения
G. I. Rogaleva
Technological approach to conducting seminars for university students
In the article the analysis of the technological approach to conducting seminars at university is given. The author explains the concept of technology and active learning methods. The article reveals the use of the technological approach to conducting seminars for students.
Keywords: technological approach, interactive technology, active learning methods
Процесс преподавания в высшей школе характеризуется особенностями учебного взаимодействия преподавателя и студента, а точнее развитием их субъект — субъектных отношений, которые так или иначе определяются образовательными технологиями, используемыми в деятельности преподавателя. Возникает вопрос: Какие образовательные технологии должны использо-