О РАБОТЕ СЕКЦИЙ «ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ»
и «Христианское искусство» на XXVII Ежегодной богословской конференции
Программа заседаний секции «Церковное пение», прошедших в ПСТГУ 20 и 21 января 2017 г. в рамках XXVII Ежегодной богословской конференции, привлекла внимание разнообразной по составу аудитории: студентов, аспирантов, преподавателей университета, а также представителей сторонних учебных заведений и организаций. В целом обсуждению были предложены 26 докладов. Активное участие в работе секции приняли видные музыковеды-исследователи — доктора и кандидаты искусствоведения, научные сотрудники, представляющие МГК им. П. И. Чайковского, РАМ им. Гнесиных, ГИИ, НАРКК и И Украины, ПСТГУ (всего 20 человек), а также молодые исследователи — аспиранты ПСТГУ (Е. Е. Гатовская, О. О. Серикбаева, Н. С. Марьясина, И. П. Корнилова), МГК им. П. И. Чайковского (Е. С. Гурская), РАМ им. Гнесиных (М. А. Савинкова), студент РАМ им. Гнесиных М. С. Мологин.
Тематика представленных докладов разнообразна. Существенная их часть по традиции посвящалась проблемам музыкальной медиевистики. Упомянем здесь выступления д-ра иск. профессора З. М. Гусейновой (Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова), канд. иск. доцента И. П. Шехов-цовой (РАМ им. Гнесиных), научных сотрудников НИЦ Церковной музыки им. прот. Д. Разумовского МГК им. П. И. Чайковского — канд. иск. О. В. Тюриной, А. А. Лукашевича.
С результатами изучения ряда партесных рукописей познакомили слушателей д-р иск. в.н.с. Н. Ю. Плотникова (МГК им. П. И. Чайковского, ГИИ), канд. иск., с.н.с. Н. В. Гурьева (НИЦ Церковной музыки им. прот. Д. Разумовского), канд. иск., канд. ист. наук И. В. Герасимова (РХГА, Санкт-Петербург). В русле данной проблематики находилась и тема доклада ст. преп. ПСТГУ, аспиранта кафедры истории и теории музыки Е. Е. Гатовской.
Церковное пение, более широко — духовная музыка в том или ином историческом контексте рассматривались в докладах д-ра искусствоведения в.н.с. М. С. Рахмановой: «Пение в зарубежных приходах Русской Церкви в XIX веке», Е. С. Гурской — «Роль духовной музыки в становлении светских хоровых обществ Москвы в XIX веке», М. В. Артюшенко «Богослужебная жизнь Московского Донского ставропигиального монастыря в послереволюционные годы (1917—1925)», О. О. Серикбаевой «Великая вечерня в составе Всенощного бдения в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине».
Ряд докладов были посвящены духовной музыке эпохи классицизма (Н. С. Марьясина), творчеству отдельных композиторов — Б. Галуппи (канд. иск. Е. Ю. Анто-
З. М. Гусейнова О. Н. Соколова
В зале конференции
А. А. Лукашевич Е. Е. Гатовская
И. П. Шеховцова О. В. Тюрина
ненко), М. С. Березовского (канд. иск. с.н.с. А. В. Лебедева-Емелина, М. С. Мо-логин), М. П. Мусоргского (канд. иск., доцент В. П. Павлинова).
Персоналии XX столетия, духовно-музыкальное творчество ряда композиторов этого времени составили предмет докладов канд. иск. доцента А. Б. Ковалева (АХИ им. Попова), кандидатов иск., доцентов МГК им. П. И. Чайковского Е. А. Николаевой и И. В. Висковой, аспиранта кафедры истории и теории музыки ФЦП И. П. Корниловой. Отдельные доклады содержали обращение к проблемам эстетики — «Об эстетике Ивана Ильина» (канд. иск., доцент МГК им. П. И. Чайковского Т. Ю. Чернова), вопросам гармонии — «О принципах варьирования в гармонизациях архимандрита Матфея (Мормыля)» (канд. иск., доцент МГК им. П. И. Чайковского Т. А. Старостина), жанровой проблематике в связи со сферой духовной музыки XX века (А. Б. Ковалев, канд. иск., доцент О. Л. Зосим — НАРКК и И Украины, Киев).
Рассмотрению значимых вопросов, связанных с практикой богослужебного пения, регентского мастерства, были посвящены заключительные доклады второго дня работы секции — ст. преп. ПСТГУ, н.с. РАМ им. Гнесиных Е. Н. Садиковой, аспиранта кафедры истории и теории музыки А. А. Драмбян.
В целом программа работы секции «Церковное пение» была весьма интересной и насыщенной, по отзывам присутствующих, об этом же свидетельствовала и дискуссия, сопровождавшая, как правило, все выступления.
Секция «Христианское искусство» работала два дня, 20 и 21 января, в конференц-зале ПСТГУ на территории Николо-Кузнецкого храма. В работе секции приняли участие преподаватели Факультета церковных художеств, постоянные гости конференций ПСТГУ, а также новые участники. Вниманию слушателей были представлены 22 доклада ученых России (Москва, Архангельск) и Украины (Харьков). Заседания секции вели декан Факультета церковных художеств ПСТГУ, магистр богословия протоиерей Александр Салтыков и зав. кафедрой истории и теории христианского искусства, зам. декана ФЦХ по научной работе, канд. иск. А. А. Воронова, которая также была модератором секции.
Первый день заседаний открыл доклад прот. Александра Салтыкова, посвященный одному из важнейших аспектов богословия образа — способах изображения Бога, которые были утверждены в 82-м правиле Пято-Шестого (Трулльского) собора. Богословие образа нашло свое выражение и в главном архитектурном сооружении христианского мира — храме Гроба Господня в Иерусалиме, об истории и новейших методах изучения которого рассказала аспирант Государственного института искусствознания Е. С. Лаврентьева. Архитектурную тематику продолжило сообщение выпускницы кафедры ИТХИ ПСТГУ Е. О. Смирновой (также аспирантки ГИИ) по вопросам декоративного убранства храмов Малой Азии X—XI вв.
Одна из постоянных участниц конференций ПСТГУ, канд. иск. Ю. Г. Матвеева из Харьковской государственной академии дизайна и искусств, подняла интереснейший вопрос о семантике и форме покрова в виде раковины и ткани в византийском искусстве. Она представила свои новые наблюдения и обоснованные богословские интерпретации, которым посвящена недавно вышедшая
на Украине ее книга «Декоративные ткани в мозаиках Равенны. Семантика и культурно-смысловой контекст».
Заседание второй половины дня открыл доклад зав. кафедрой иконописи ФЦХ Е. Д. Шеко, которая давно и глубоко занимается проблемой модернизма в современном церковном искусстве. Обратившись к истокам этого явления, она пришла к выводу о насильственном и не всегда обоснованном императивном курсе Ватикана, берущем свое начало с Тридентского собора XVI в. и приведшем к смене устоявшихся в церковном искусстве традиций, в частности к трансформации высокой алтарной преграды в сторону ее уменьшения, вплоть до полной ликвидации. К традиции раннесредневекового искусства слушателей вернула канд. иск. И. А. Орецкая (ГИИ), сделавшая подробный иконографический и стилистический анализ малоизвестных фресок церкви Сан Пьетро а Корте (первоначально Chiesa Maggюre) в Салерно, кон. XI — нач. XII в. Редкое явление в средневековой архитектуре в итальянском регионе Кампанья — генезис базили-кальных церквей с последующим присоединением к основному объему здания византийского купольного четверика — продемонстрировал доклад Н. Е. Гайдукова (ПСТГУ).
Архитектурная тематика сменилась живописной на утреннем заседании второго дня работы секции, которое началось с сообщения Р. В. Новикова (МГУ) о византийских фресках в Албании XIV в., их стилистике и проблемах атрибуции. Образ Христа в искусстве Византии XIV в. был проанализирован А. С. Зверевым (Государственный институт археологии) на примере образа Христа Пантократо-ра в куполе церкви Богородицы Перивлепты в Мистре. Стилистические особен-
Р. В. Новиков А. С. Зверев
ности икон праздничного чина церкви Св. Софии в Новгороде получили глубокий и скрупулезный анализ выпускника и преподавателя кафедр ИТХИ и иконописи ФЦХ А. Л. Гульманова в контексте византийской живописи 2-й четв. — сер. XIV в. Доклад молодого ученого был высоко оценен присутствующей на заседании д-ром иск. проф. МГУ Э. С. Смирновой.
Далее тематика заседания переместилась в область декоративно-прикладного церковного искусства, включая его западные примеры и аналогии. Коллеги из Музеев Московского Кремля обратились к ставрографическим исследованиям: Л. В. Соловьева наглядно продемонстрировала происхождение композиций на выносных эмалевых крестах сер. XIV в. работы флорентийского мастера, а канд. иск. Ю. Н. Звездина показала истоки уникального изображения юного Христа на стационарном кресте XVIII в. из собрания Саратовского художественного музея им. А. Н. Радищева. Русское художественное серебро давно является предметом исследования д-ра иск. В. В. Игошева (Государственный НИИ реставрации), который на этот раз подробно проанализировал типологические и технологические особенности басменных окладов напрестольных Евангелий, выполненных в мастерской Никиты Григорьевича Строганова в нач. XVII в. Русское эмальерное искусство было представлено в докладе М. М. Федоровой (Ярославский музей-заповедник), посвященном живописным эмалям иконописной мастерской Ростовского архиерейского дома 1760-х гг.
Бесконечное разнообразие форм и проявлений русского прикладного искусства Нового времени берет свое начало и от древнейшей христианской традиции воспроизведения святых мест и событий священной истории. Архитекту-
Ю. Н. Звездина Э. С. Смирнова
ра Нового Иерусалима и скульптура Шу-маевского креста, а также знаменитые русские кальварии — целые комплексы деревянных скульптур Страстного цикла — были осмыслены и показаны слушателям С. Л. Яворской (Домодедовский историко-художественный музей).
Во второй половине дня работы секции тематика деревянного прикладного искусства была развита и продолжена сообщением выпускницы кафедры ИТХИ ПСТГУ Т. А. Островской (Московский государственный объединенный музей-заповедник) об источниках иконографии резной деревянной иконы 1685 г. "Распятие с церковными таинствами, страстями и праздниками" из собрания МГОМЗ.
Открытием для собравшихся стал доклад выпускницы кафедры реставрации ФЦХ Е. А. Юдиной (Музеи Московского Кремля), показавший, сколько загадок и неожиданностей происходит
С. Л. Яворская
__ I г
V
IV ¿/
В. В. Игошев
А. Л. Гульманов
в работе реставратора. Совместная работа реставраторов и искусствоведов, а также использование современных технологий позволили прояснить историю и происхождение иконы св. праведной Елизаветы, подаренной архиепископом Феофаном Прокоповичем цесаревне Елизавете Петровне. Проблема межкультурных взаимодействий русской и афонской традиций иконописания прозвучала в сообщении Е. В. Гуваковой о позднем периоде афонской иконописи на примере икон из Новодевичьего монастыря. Не последнее место в проблемах иконописцев XIX в. играло их материальное содержание, зачастую влияющее на учебный процесс, что было показано в докладе доцента Иконописной школы МДАиС канд. иск. Л. А. Армеевой об иконописной школе Троице-Сергиевой Лавры (по архивным источникам 2-й пол. XIX в.).
Известно, что проблема исторических и художественных связей в церковном искусстве кон. XIX в. привлекала внимание русской критики в 1890-е гг., о чем шла речь в докладе канд. иск. К. И. Маслова на примерах живописи В. М. Васнецова во Владимирском соборе Киева. Эти сложные взаимодействия политических и стилистических предпочтений эпохи отразились и в программе росписи Никольского Морского собора в Кронштадте, о своем исследовании которой рассказал выпускник кафедры ИТХИ ФЦХ А. А. Бурганов, сделав акцент на иконографии литургических сюжетов.
Работу секции завершила презентация научной монографии д-ра культ. А. Б. Пермиловской (Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики Российской академии наук, Архангельск), продолжающей ее серию изданий о культуре Русского Севера и посвященной уникальной дере-
Л. А. Армеева
К. И. Маслов
I Уг
А. Б. Пермиловская А. А. Бурганов
вянной архитектуре. Книга, содержащая богатый иллюстративный материал и обмеры памятников, предназначена культурологам, архитекторам, искусствоведам, этнологам, историкам, преподавателям гуманитарных дисциплин вузов и может использоваться как учебное пособие для аспирантов и студентов, а также для широкого круга читателей, интересующихся культурой Русского Севера. Автор подробно рассказала о разделе книги, посвященном деревянным часовням в православных традициях Русского Севера и Арктики.
В целом заседания секции «Христианское искусство» прошли на высоком научном и профессиональном уровне: доклады исследователей вызывали неизменный интерес у слушателей, среди которых были коллеги из музеев и других научных учреждений, преподаватели и студенты ФЦХ ПСТГУ. Выступления докладчиков, как правило, сменяла оживленная дискуссия, продолжавшаяся нередко в ходе неформального общения за чаепитием в перерывах между заседаниями.