О РАБОТЕ СЕКЦИЙ «ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ»
и «Христианское искусство» на XXIV Ежегодной богословской конференции
ПСТГУ
Секция «Церковное пение» работала в течение двух дней — 20 и 21 января 2014 г. Три ее заседания прошли в здании Факультета церковного пения, на территории храма Живоначальной Троицы в Вишняках. С результатами своих научных работ слушателей познакомили исследователи Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга: всего были сделаны 17 докладов. Заседания секции, по поручению ее руководителя, декана ФЦП прот. Алексея Емельянова, проводил зав. кафедрой хорового дирижирования доц. В. К. Любарский.
Существенную часть докладов, по сложившейся традиции, представили ученые, посвятившие свою научную деятельность проблемам музыкальной медиевистики. В их ряду были весьма известные в данной области специалисты и молодые исследователи. В этом году слушатели имели возможность узнать о научных разработках Санкт-Петербургской школы, которую представили д-р иск., проф. З. М. Гусейнова (СпбГК им. Н. А. Римского-Корсакова) и канд. иск. С. Н. Ту-толмина (МАПО), Московской школы, представленной научными сотрудниками НИЦ церковной музыки им. прот. Д. Разумовского: канд. иск. О. В. Тюрина, И. В. Старикова, аспирант кафедры истории русской музыки А. А. Лукашевич (все — МГК им. П. И. Чайковского), чьи исследования проводятся в русле научного направления, возглавляемого д-ром иск., проф. И. Е. Лозовой. Еще одно научное направление Московской школы исследователей-медиевистов, руководимое д-ром иск., проф. М. В. Богомоловой (ПСТГУ), представила канд. иск., доц. В. Ю. Григорьева.
Тематика данной части программы оказалась разнообразной: «Проблемы гласовой атрибуции древнерусских псалмовых песнопений» (И. В. Старикова); «Ранняя теория помет в древнерусских музыкально-теоретических руководствах» (В. Ю. Григорьева); «О параллельном изучении византийских и древнерусских нотированных рукописей» (С. Н. Тутолмина); «Светильны на Царьския Праздники как певческий цикл» (З. М. Гусейнова). Выделим в этом ряду и узко специальные темы, посвященные анализу одного из видов распева или одной попевке: «Путевой распев как источник для изучения эволюции столповых по-певок (на примере тряски)» (А. А. Лукашевич); «Преобразование попевки ку-лизма средняя в цикле Евангельских стихир большого роспева» (О. В. Тюрина).
Научный сотрудник НИЦ церковной музыки им. прот. Д. Разумовского канд. иск. О. В. Тюрина. МГК им. П. И. Чайковского, Москва
Научный сотрудник ГНИМА им. А. В. Щусева К. В. Постернак
Д-р иск. М. П. Рахманова. ГИИ, Москва
Особо следует отметить интерес аудитории к обсуждению отдельных деталей научных сообщений, постоянно возникающий по прочтении доклада диалог, разнообразные вопросы не только участников, но и гостей конференции, заставляющие авторов докладов еще раз возвращаться к проблеме, что-то выявляя и уточняя.
Традиционной в содержании программ конференций, посвященных церковному пению, можно полагать и тематику, связанную с партесными сочинениями. В этом году данное направление научных исследований представили выступления канд. иск., доц. кафедры теории музыки МГК им. П. И. Чайковского и ст. науч. сотр. ГИИ Н. Ю. Плотниковой на тему: «Многохорные Службы Божии В. Тито-
Аспирант МГК им. П. И. Чайковского Е. А. Трубенок
Д-р пед. наук, проф. МПГУ, ПСТГУБ. Д. Критский 199
ва. К вопросу о единстве цикла» и преп. ПСТГУ И. В. Ковровой — «К вопросу изучения партесной литургии (на материале рукописи ГИМ. Син. Певч. № 342)».
Темы остальных докладов, прозвучавших в первый день работы секции, также знакомили слушателей с результатами новых научных разработок. Проблеме многоголосия в поствизантийском церковном пении посвятил свое сообщение К. В. Постернак, науч. сотрудник ГНИМА им. А. В. Щусева; певческим репертуарам советской эпохи — д-р иск. М. П. Рахманова (ГИИ). О деятельности архимандрита Антонина (Капустина) и греческих музыкальных рукописях в его собрании рассказала канд. иск., доц. РАМ им. Гнесиных И. П. Шеховцова; неизвестные стихиры из чина погребения архиерея, составленного митрополитом Мануилом (Лемешевским), положенные на музыку композитором Н. Л. Качаловым, представила канд. иск. С. Н. Тутолмина.
Во второй день работы секции состоялось одно заседание, на котором прозвучали доклады по проблемам музыкальной эстетики — «Эстетическое выражение “музыкальной теургии” в современном искусстве» (канд. иск. И. Р. Кор-нышева, МГОГИ, Орехово-Зуево); теоретической культурологии (д-р иск., доц. А. Б. Каяк, ПСТГУ); музыкологии — «Парафразирование сакральных музыкальных первоисточников в современной Римско-Католической Церкви (на примере гимна TE DEUM)» (Е. А. Трубенок, МГК им. П. И. Чайковского); практическим вопросам вокального интонирования — выступления ст. преп. ПСТГУ Ю. Н. Кузнецовой и д. пед. наук проф. Б. Д. Критского (МПГУ, ПСТГУ).
Заседания секции «Христианское искусство» прошли 24 и 25 января 2014 г. в конференц-зале ПСТГУ на территории Николо-Кузнецкого храма. В работе секции приняли участие преподаватели Факультета церковных художеств, постоянные гости конференций ПСТГУ и новые участники. В общей сложности российскими учеными (Москва, Санкт-Петербург), исследователями из Польши (Белосток), Чехии (Брно), Венгрии (Сегед), Армении (Ереван) и Украины (Харьков) были сделаны 26 докладов. Заседания секции вели декан Факультета церковных художеств ПСТГУ прот. Александр Салтыков и и. о. зам. декана ФЦХ по научной работе А. А. Воронова.
Первое заседание секции «Христианское искусство» было полностью посвящено богословско-теоретической проблематике христианского искусства — с канонической точки зрения и в исторической перспективе. Первым прозвучал доклад прот. А. Салтыкова, декана Факультета церковных художеств ПСТГУ. Он содержал глубокий богословско-канонический и художественно-творческий анализ новозаветных предпосылок иконопочитания. Тему понимания и толкования теории сакрального искусства продолжило сообщение заведующего кафедрой истории и теории христианского искусства ФЦХ, д-ра иск., проф. прот. С. Ванеяна о трех образах науки об искусстве в современном немецком искусствознании. Тематику межкультурных связей поддержал доклад действительного члена Российской академии художеств, д-ра иск., проф. А. В. Рындиной об исторических и художественных параллелях и мотивациях в образах святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского в контексте почитания их святых мощей.
Доклад польского профессора Ежи Устиновича из Белостокского университета — известного архитектора, ученого, автора множества научных публикаций и архитектурных проектов современных православных церквей (в том числе осуществленных), организатора и участника международных симпозиумов и конкурсов, члена ряда научных и творческих институций, лауреата премий Князя Острогорского и Св. Альберта — был посвящен актуальной проблематике соотношения христианского искусства Востока и Запада, анализу развития современной церковной архитектуры и иконописи в Польше, начиная от ее византийских и западных истоков, соединившихся в уникальный конгломерат подлинно свободного творчества в каноне.
Итоги конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма», недавно проведенного Союзом архитекторов РФ, ярко отразили состояние современного церковного строительства в России, что было продемонстрировано Е. Д. Шеко, зав. кафедрой иконописи ФЦХ ПСТГУ. Стремясь следовать «духу мира сего», архитекторы и художники в своих произведениях нередко создавали образ, совершенно чуждый самой христианской идее. Совсем другое, благочестивое отношение к церковному искусству показал д-р иск. В. В. Игошев, сотрудник Государственного НИИ реставрации, который предложил вниманию слушателей доклад о реставрации мозаик VI в. Синайского монастыря русским иеромонахом в ХГХ в. Затем канд. иск. Павел Бочек из университета г. Брно (Чехия) представил свое исследование о личности митрополита Московского Киприана как идеолога Русского государства.
Слушатели и участники секции «Христианское искусство»
В начале второго заседания прозвучал доклад преподавателя Исторического факультета ПСТГУ Н. Е. Гайдукова о литургических изображениях на саркофагах из музеев Ватикана. Кандидат иск. Ю. Г. Матвеева (Харьковская государственная академия дизайна и искусств) продолжила тему об истоках церковного искусства в своем сообщении о христианском кивории как реальном сооружении и иконографическом символе. Проблематика византийского прикладного искусства была развита в докладе науч. сотрудника Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), д-ра иск. В. Н. Залесской о процессионном кресте XI в. из собрания Эрмитажа в аспекте параллельного культа Иоанна Крестителя и пророка Илии в Вифинии. Восточная тематика была затронута в сообщении А. А. Асрян из Института древних рукописей Матенадаран им. св. Месропа Маштоца, аспирантки Института искусств Академии наук Республики Армения: здесь перед слушателями предстали визуальные образы Небесного Иерусалима средневековой Армении. Тему исторической и художественной основ, на которых сложилось развитие армянского монументального искусства, продолжило выступление выпускницы кафедры ИТХИ Е. А. Брусенко об иконографической программе обозначения сакрального пространства в рельефном декоре армянских храмов XIII — 1-й пол. XIV вв. Еще одна выпускница кафедры ИТХИ, А. Л. Макарова, рассказала о своем исследовании, посвященном стилю и проблеме датировки фресок основного объема церкви Рождества Богородицы в Бетании (Грузия) XII в.
Второй день работы секции был посвящен как западному, так и русскому церковному искусству Позднего Средневековья. Заседание секции началось с сообщения М. С. Яровой (ГМИИ им. А. С. Пушкина) о позднеготической храмовой архитектуре Испании, сделанного на высоком профессиональном уровне и с большой любовью к предмету исследования. Иконографическую тему раннего русского искусства затронула канд. иск. А. М. Манукян (МГУ им. М. В. Ломоносова) в своем докладе о датировке и первоначальном облике Золотых врат суздальского собора.
Проблема атрибуции памятников церковного прикладного искусства была поставлена в сообщении канд. иск. Н. А. Абраменко (МГХПА им. С. Г. Строганова) о дароносном ковчеге от иконы «Богоматерь Пименовская» из Музеев Московского Кремля. Тему исторической и художественной основ византийского прикладного искусства продолжило выступление аспирантки НИИ РАХ Т. Ю. Малаховой об ажурных кивориях на византийских рельефных иконах из слоновой кости X—XI вв. На семантику иконографии псковских боковых врат иконостаса обратила внимание слушателей канд. иск. И. А. Шалина (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Первую половину второго дня заседаний секции завершили доклады двух выпускниц кафедры ИТХИ: К. А. Щедриной об иконах тезоименных святых царской семьи и Т. А. Островской (Государственный объединенный музей) об образе «Христос в темнице» в деревянной пластике XVII—XIX вв.
Следующее заседание второго дня работы секции было посвящено в основном проблематике русской архитектуры и иконописи Синодального периода. Сообщение д-ра филол. наук, проф. Сегедского университета В. В. Лепахина о кризисных явлениях в русской иконописи XVII в. продолжил доклад К. В. Постернака (Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева) о церковной архитектуре Санкт-Петербурга в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Выпускница кафедры ИТХИ Н. Н. Нефедова, сотрудник Церковноархеологического музея ПСТГУ, поведала об интересной проблеме атрибуции хранящейся в этом музее гравюры под названием «Сон Наполеона» XIX в.: опыт изучения аналогов и их истолкования заставил по-новому интерпретировать этот редкий памятник. Кандидат иск. К. И. Маслов уделил особое внимание персоналиям и
Профессор Валерий Лепахин,
тенденциям в истории неовизантинизма в
^ университет г. Сегед (Венгрия)
церковной живописи XIX в.
Кандидат иск. С. В. Иванова (Российский институт истории искусств, Санкт-Петербург) обратила внимание слушателей на свое понимание традиции иконографии Воскресения Христова, что вызвало острую дискуссию. Завершил работу секции доклад Е. В. Гуваковой, советника «Фонда содействия в охране и реконструкции объектов культурного наследия», которая рассказала о первых выставках древнерусского искусства в Москве (1849—1890 гг).