Т.Ю. Маркова*, М.В. Самсонова**
О работе секции
«Юридическое клиническое образование» в рамках Московского юридического форума 2014 г.
Аннотация. Статье посвящена работе секции «Юридическое клиническое образование», которая проходила 3 и 4 апреля 2014 г. в рамках VI Международной научно-практической конференции Кутафинские чтения «Гармонизация российской правовой системы в условиях международной интеграции» и XIII Международной конференции молодых ученых «Традиции и новации в системе современного российского права», ставшими главными событиями Московского юридического форума. В статье приведены тезисы выступлений участников заседания секции, тематика которых была посвящена основным вопросам и проблемам организации и деятельности юридических клиник в российских вузах (в том числе, необходимость отбора и подготовки преподавателей для работы в юридической клинике, требования к работе преподавателя, организация взаимодействия стажеров и кураторов в юридической клинике и др.). Статья построена на изложении основных положений выступлений докладчиков, которые вызвали наиболее оживленные дискуссии и обсуждения среди участников секции. Актуальность статьи обусловлена тем, что доклады, с которыми выступали участники, изначально были посвящены актуальным темам современного юридического клинического образования. Это, в свою очередь, способствовало тому, что во время дискуссии, возникавшей после выступлений докладчиков, затрагивались и обсуждались самые сложные вопросы организации и деятельности юридических клиник в России. Ключевые слова: юридическое образование, юридические клиники, клиническое юридическое образование, обучение навыкам, защита прав, куратор, интерактивные методы, наставничество.
ЗА апреля 2014 г. в Университете имени ^^О.Е. Кутафина прошла VI Между-Гнародная научно-практическая конференция Кутафинские чтения «Гармонизация российской правовой системы в условиях международной интеграции».
В рамках этого мероприятия работала секция «Клиническое юридическое образование». Организаторами данной секции выступили Центр студенческой юридической помощи Университета имени О.Е. Кутафина, Ассоциация юридического образования и АНО «Центр развития юридических клиник». От имени Ассоциации юридического образования в работе секции принимали участие председатель правления ассоциации А.А. Свистунов и директор Центра по обеспечению работы УМУ по юридическому образованию Н.Н. Мазаева. АНО «Центр развития юридических клиник» была представлена заместителем директора К. Сонных.
В работе секции приняли участие руководители и преподаватели юридических клиник вузов России: Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Российского университета дружбы народов, Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, Саратовского государственного социально-экономического университета, Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского, Казанского (Приволжского) федерального университета, Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, Нижегородского государственного университета, Российского государственного социального университета, Уральской государственной юридической академии, Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева, Московского государственного областного гуманитарного института, Ульяновского государственного университета, Филиала
© Маркова Татьяна Юрьевна
* Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права, куратор Центра студенческой юридической помощи Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая Кудринская, д. 9. © Самсонова Мария Витимовна
** Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и административного судопроизводства, Директор Центра студенческой юридической помощи Московского государственного университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [[email protected]]
123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая Кудринская, д. 9.
Т.Ю. Маркова, М.В. Самсонова
Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске, Московского финансово-юридического университета, Одинцовского гуманитарного университета, Пермского государственного национального исследовательского университета.
Работа секции проходила в формате круглых столов. 3 апреля прошел круглый стол на тему «Организация работы преподавателей в юридической клинике». На обсуждение были вынесены актуальные вопросы организации работы преподавателей в юридической клинике, в частности, необходимость отбора и подготовки преподавателей для работы в юридической клинике, требования к работе преподавателя, организация взаимодействия стажеров и кураторов (наставников) в юридической клинике.
С первым докладом на тему «Обеспечение качества работы преподавателя в юридической клинике» выступила Т.Ю. Маркова, к.ю.н., доцент кафедры уголовно-процессуального права, куратор Центра студенческой юридической помощи Университета имени О.Е. Кутафина. В своем докладе она поставила перед участниками круглого стола ряд вопросов, которые в настоящее время не имеют однозначного решения в деятельности юридических клиник, в том числе: кто может быть куратором в юридической клинике, какие к нему должны предъявляться требования, необходимость специальной подготовки преподавателя для работы в качестве куратора и содержание такой подготовки, чем должна регламентироваться деятельность куратора и на основе каких этических принципов и правил должно быть организовано взаимодействие куратора и стажера. Во время обсуждения доклада большинство участников круглого стола отметили отсутствие специального отбора, подготовки и нормативной регламентации деятельности преподавателей в качестве кураторов в юридических клиниках, что обусловлено необязательностью создания юридических клиник в вузах и отсутствием единого подхода в понимании целей и задач юридического клинического образования.
Далее с докладом на тему «Организация работы преподавателей в юридической клинике РПА Минюста России» выступила О.В. Чумакова, руководитель юридической клиники РПА Министерства юстиции РФ, член Правления АНО «Центр развития юридических клиник». О.В. Чумакова указала, что специального обучения преподавателей для работы в клинике нет, в качестве кураторов выступают теоретики и практики, работа в клинике засчитывается преподавателям в качестве педагогической нагрузки (100 часов в год на одного преподавателя). Преподаватели осуществляют свою работу в дни дежурств по графику, при определении дня дежурства учитывается занятость преподавателя, а не его специализация по определенной отрасли права.
В рамках доклада «Отдельные проблемы преподавания в юридической клинике» К.С. Тиш-кович, преподаватель Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского, осветила следующие аспекты организации и деятельности юридических клиник Университета: действует пять юридических клиник, три из них действуют за пределами Университета, помимо личного приема юридическая помощь оказывается по скайпу, ведется консультирование on-line, проводятся выездные консультации в районы Омской области, клиники активно сотрудничают с администрацией г. Омска и УФМС по Омской области, проводятся разнообразные мероприятия по правовому просвещению, в том числе конкурсы, олимпиады, круглые столы, семинары, студенты разрабатывают шаблоны правовых документов для размещения их на сайтах клиник.
В своем докладе «О новых формах практического обучения студентов в юридической клинике на примере программы «Правовая журналистика» И.И. Черных, к.ю.н., доцент кафедры гражданского и административного судопроизводства, куратор Центра студенческой юридической помощи Университета имени О.Е. Кутафина, осветила одно из новых направлений работы юридической клиники Университета имени О.Е. Кутафина «Правовая журналистика», которое заключается в том, что студенты приобретают навыки по интервьюированию и подготовки аналитических материалов по актуальным правовым проблемам. В рамках данного направления организовываются встречи студентов с прокурорами, судьями, журналистами.
Т.П. Строганова, руководитель юридической клиники юридического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета, рассказала об опыте использования медиативных технологий в работе юридической клиники Университета. В частности, было отмечено, что медиативные навыки студенты приобретают на специальных психологических тренингах, которые помогают студентам преодолевать психологические барьеры при общении с клиентами, позволяют освоить язык невербального общения.
О перспективах использования информационных технологий и возможностях информационного обеспечения работы студенческой юридической клиники рассказала И. Новожилова, руководитель отдела по разработке продуктов Департамента IT-решений для науки и образования ГК «АйТи», а о сотрудничестве юридических клиник и ЗАО «КонсультантПлюс» — В.Л. Литвинова, менеджер Департамента некоммерческих программ ЗАО «Консультант плюс».
4 апреля прошел круглый стол на тему «Организация учебного процесса в юридической клинике». В рамках круглого стола обсуждались следую-
щие вопросы: планирование и разработка учебных программ в юридической клинике, встраивание работы юридической клиники в учебные планы, организация работы студентов в юридической клинике, контроль качества работы студентов в юридической клинике.
В докладе М.В. Самсоновой, к.ю.н., директора Центра студенческой юридической помощи Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) «Интеграция юридической клиники в образовательный процесс вуза» освещались различные варианты встраивания юридической клиники в учебные планы и расписание занятий. В частности, в докладе указывалось, что юридическую клинику следует рассматривать как центр практического обучения студентов юридического вуза, в рамках которого могут реализовываться различные практико-ориентированные программы, не только связанные с привлечением студентов к оказанию бесплатной юридической помощи населению. Исходя из возможностей преподавателей конкретного вуза, могут быть предложены следующие программы практик: учебные игровые процессы, правовая журналистика, правовое просвещение (Живое право, Street law) и т.д. Такие программы должны предусматривать как обучающие занятия, так и различные формы самостоятельной практической деятельности студентов. Помимо включения обучения практическим навыкам в программы практик подобные курсы могут быть введены в учебные планы в виде дисциплин по выбору и факультативов.
Е.К. Матевосова, к.ю.н., преподаватель кафедры теории государства и права, куратор Центра студенческой юридической помощи Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), поставила перед участниками круглого стола ряд проблемных вопросов, которые необходимо решать каждой клинике при планировании своей деятельности, в частности: обеспечение качества обучения студентов в юридической клинике: предварительный отбор студентов для работы в юридической клинике, подготовка студентов к оказанию бесплатной юридической помощи (разработка и реализация специальной программы подготовки, необходимой для осуществления студентами определенного вида деятельности), определение порядка работы студентов по различным направлениям деятельности юридической клиники вуза.
Т.В. Григорьева, заведующая Правовой клиникой юридического факультета, Директор Центра социально-правовой помощи населению Ульяновского государственного университета, в своем докладе «Встраивание юридической клиники в учебные планы: опыт Правовой клиники юридического факультета Ульяновского государственного университета» отметила, что работа студента в юридической клинике может быть как обязательной (в виде дисциплины «Оказание юридической
помощи населению»), так и факультативной (по желанию). Во втором случае она должна быть либо дисциплиной вариативной части образовательной программы вуза, либо формой похождения учебной или производственной практики. Кроме того, Т.В. Григорьева подчеркнула, что куратор юридической клиники должен осуществлять две формы контроля за студентами, работающими в клинике: 1) контроль за качеством оказываемой бесплатной юридической помощи; 2) контроль за качеством обучения студента.
С.О. Лозовская, к.ю.н., доцент кафедры гражданского и семейного права, куратор Центра студенческой юридической помощи Университета имени О.Е. Кутафина в своем докладе «Case study — эффективный метод обучения практическим навыкам работы юриста в юридической клинике» рассказала о такой форме обучения студентов как совместное разрешение определенной практической ситуации (казуса). При применении данного метода студентов необходимо разделить на группы, каждая из которых вырабатывает позицию и ее обоснование, исходя из интересов той стороны, которую она представляет (например, истец-ответчик). После этого представители групп выступают со своим решением казуса. Завершением данной работы является анализ позиций сторон и подведение итогов преподавателем, проводящим занятие со студентами.
С последним докладом в рамках работы секции выступила Е.В. Былинкина, руководитель юридической клиники МФЮУ. В своем докладе они затронула наиболее сложные и неоднозначно решаемые вопросы организации работы студентов в юридической клинике, а также осветила вопрос контроль качества работы студентов в юридической клинике МФЮУ.
Следует отметить, что все доклады вызывали искренний интерес у участников круглого стола и завершались обсуждением проблем и вопросов, поставленных докладчиками.
4 апреля 2014 г. в рамках XIII Международной конференции молодых ученых «Традиции и новации в системе современного Российского права» впервые работала секция «Юридическая клиника». Организатором данной секции выступил Центр студенческой юридической помощи Университета имени О.Е. Кутафина.
В рамках работы данной секции проводился круглый стол «Практические аспекты деятельности юридических клиник» и мастер-классы:
— «Юридическая техника» (под руководством Т.Ю. Марковой, к.ю.н., доцента кафедры уголовно-процессуального права Университета имени О.Е. Кутафина);
— «Приемы эффективного общения с трудными клиентами» (под руководством Е.В. Зво-новой, к.п.н., практикующего психолога). На круглом столе и мастер-классах присутствовали и принимали активное участие в рабо-
Т.Ю. Маркова, М.В. Самсонова
те студенты Университета имени О.Е. Кутафина, Российского университета дружбы народов, Российской правовой академии Минюста России, Омского государственного университета имени Достоевского, Казанского федерального университета, Нижегородского государственного университета.
Во время работы круглого стола студенты активно обсуждали различные вопросы и проблемы функционирования юридических клиник в России, а также пути их решения. Среди участников круглого стола развернулась бурная дискуссия о целях деятельности юридических клиник (что приоритетнее, образовательные или социальные), новых направлениях в деятельности юридических клиник (живое право, правовая журналистика, общественные наблюдатели в суде и др.), об организации работы студентов и кураторов в юридической клинике (должен ли куратор присутствовать во время приема студентами граждан, допустимо ли консультирование на первом приеме), есть ли необходимость в осуществлении представительства стажерами клиник интересов граждан в суде, как преодолевать проблемы, с которыми сталкивается студент при оказании бесплатной юридической помощи, особенности консультирования «сложных клиентов», сотрудничество юридических клиник с будущими работодателями.
В ходе работы круглого стола студентами Университета имени О.Е. Кутафина были представлены следующие доклады: «Юридические клиники как новая ступень в формировании правовой культуры российского общества», докладчик А.В. Морозов, студент 3 курса Института Права, «Общественная
полезность предоставления бесплатной юридической помощи». Выступающий, докладчик В.В. Гал-стян, студент 5 курса Института Адвокатуры, «Юридическая клиника и современное юридическое образование», докладчик Л.О. Бережная, студентка 3 курса Институт Права, «Правовое просвещение как направление работы юридической клиники», докладчик В.Д. Никишин, студент 3 курса Института Судебных экспертиз.
За представлением докладов следовало их активное обсуждение присутствующими, при этом высказывались различные позиции студентов-клиницистов, ориентированных на организацию работы в юридических клиниках своих вузов.
По мнению студентов, проведение данного мероприятия является полезным для стажеров клиник, поскольку дает им возможность обмена опытом. Участникам круглого стола была предоставлена возможность получить новые знания и навыки. Благодаря проведенному мероприятию стажеры смогли познакомиться и оценить работу клиник в различных субъектах РФ.
По окончании проведения круглых столов всем участникам вручались сертификаты.
Следует отметить, что рабочие встречи преподавателей, участвующих в работе юридических клиник, проводятся в Университете уже три года подряд, но именно в рамках Московского юридического форума работа секции «Юридическое клиническое образование» была организованна впервые, что, в свою очередь, подчеркивает важность деятельности юридических клиник в России и актуальность проблем юридического клинического образования.
Материал поступил в редакцию 23 мая 2014 г.