о путях совершенствования института
принудительного лечения и трудового
перевоспитания хронических
алкоголиков и наркоманов
УДК 351.761:343.852
А.Л.ФЕДОРОВИЧ,
адъюнкт научно-педагогического факультета Академии МВД Республики Беларусь
В статье на основании практического анализа процесса оформления в лечебно-трудовой профилакторий хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок и права других лиц, рассматриваются некоторые актуальные вопросы административно-правового и административно-процессуального характера, выносятся предложения совершенствования действующего законодательства.
Противодействие пьянству и алкоголизму, искоренение его причин и ликвидация его последствий являются одной из главных задач как всего государства в целом, так и органов внутренних дел в частности.
Ввиду увеличения в последнее время количества отравлений и смертей от алкоголя требуется исследование данной проблемы и различных аспектов ее проявления. Оценка криминогенной обстановки, прогнозы ее развития свидетельствуют о том, что в настоящий момент и в ближайшей перспективе серьезное негативное влияние на уровень правопорядка оказывают и будут оказывать масштабы алкоголизации населения.
В связи с этим для решения такой специфической задачи, как противодействие алкоголизации населения, представляется необходимым рассмотреть один из существенных методов борьбы с этим социальным злом: институт принудительного лечения
и трудового перевоспитания лиц, систематически злоупотребляющих спиртными напитками и совершающих правонарушения и преступления на данной почве, их помещение в лечебно-трудовой профилакторий (далее ЛТП).
В Республике Беларусь основанием для применения такого метода, является закон Республики Беларусь от 21.06.1991 г. «О мерах принудительного воздействия в отношении хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок и права других лиц» с изменениями и дополнениями на 13.07.2000 г. [1].
Данный закон предусматривает применение к лицам, злоупотребляющими спиртными напитками и наркотическими средствами, мер правового воздействия, связанного с принудительным помещением в лечебно-трудовой профилакторий, где к изолированному правонарушителю применяются меры медицинского и трудового воздействия.
Согласно действующим нормам права лечение от алкоголизма возможно и в добровольном порядке, что вместе с бесплатным получением медицинской помощи предрасполагает больного алкоголизмом (алкоголика) к лечению. Результат лечения, при его проведении, пропорционально зависит от желания лица выполнять обязательные указания медицинских работников. Зачастую пришедший на лечение в добровольном порядке или поставленный на учет в наркологическом диспансере по направлению милиции, уклоняется от явки в кабинет нарколога. Неизбежным следствием такового поведения является продолжение злоупотребления спиртными напитками, совершение на почве пьянства противоправных действий, предусмотренных административным и уголовным законодательством.
Однобокое ужесточение наказания лиц, совершивших противоправные действия под воздействием сильнодействующих психоактивных веществ (далее - СДПАВ), не может должным образом повлиять на предупреждение алкоголизма и наркомании.
В связи с этим государством предусмотрен такой институт, как «Принудительное
применение мер воздействия в отношении хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок и права других лиц в условиях ЛТП», существующий на границе административного, гражданского и уголовно-исполнительного права.
Немало научных трудов известных юристов-правоведов на сегодняшний день посвящено изучению такого правового института, как ЛТП (А.Я. Гришко, В.И. Тимофеев, С.Я. Улицкий, Н.И. Чергинец, А.А. Шамансуров [2, 5, 3, 4, 6]). Несмотря на обилие работ авторов, вопрос административно-правового и административно-процессуального оформления граждан, страдающих алкоголизмом и систематически нарушающих общественный порядок и права других лиц в ЛТП, остается практически не исследованным и содержит большое поле для его дальнейшего изучения.
Наличие данного правового института не говорит о полном решении проблемы пьянства и алкоголизма и о его надлежащей работе и возможности полноценного, своевременного использования в постоянно изменяющихся реалиях социально-общественного, правового поля, что обусловлено рядом факторов как юридического, так и медицинского характера. К проблемам юридического характера можно отнести детальную неурегулированность процедуры оформления и осуждения в ЛТП, «узость» правовой регламентации данной деятельности. К нерешенным задачам медицинского характера относятся: добровольность проведения медицинского лечения в условиях ЛТП, отсутствие методик, позволяющих гарантировать 100% результат лечения от пристрастия к СДПАВ.
Процесс оформления в ЛТП состоит из множества этапов: 1) административно-правовая выборка лиц, неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за совершение противоправных действий в пьяном виде; 2) доставление для постановки вышеуказанных лиц к врачу-наркологу, а в случае нахождения на профилактическом учете - информирование о противоправном поведении находящегося на лечении; 3) вынесение официального предупреждения о недопущении злоупотребления спиртными напитками и дальнейшего противоправного поведения, а также о возможной отправке в ЛТП и приобщение к материалам проверки уже имеющихся аналогичных предупреждений; 4) сбор характеризующих сведений о данном лице, опрос родственников и заин-
тересованных лиц; 5) при совершении 3-го или 4-го правонарушения в пьяном виде указанным лицом в медицинские учреждения (наркологический, онкологический, противотуберкулезный, психиатрический диспансеры) направляются запросы о предоставлении сведений о нахождении на профилактическом или диспансерном учете; 6) правонарушителем, в том числе и в принудительном порядке, сдаются медицинские анализы в территориальной поликлинике, в кожно-венерологичес-ком диспансере, делается флюорографический снимок, из амбулаторной карты врачом доврачебного кабинета делается выписка о наличии или отсутствии заболеваний; 7) в судебном архиве и в ОВД изымаются дела об административных правонарушениях в отношении кандидата в ЛТП, наличие в которых постановления о привлечении к административной ответственности является одним из оснований оформления в ЛТП; 8) истребуется запрос о судимости в отношении оформляемого в ЛТП лица; 9) от районного врача-нарколога истребуется выписка из истории болезни больного алкоголизмом; 10) с медрегистратором медицинской наркологической экспертной комиссии осуществляется предварительная запись на определенную дату и время с целью проведения медицинской наркологической экспертизы оформляемого в ЛТП лица; 11) собранные материалы с постановлением о проведении медицинской наркологической экспертизы предоставляются вместе с лицом в наркологическую экспертную комиссию, по результатам которой выдается акт о необходимости лечения в условиях ЛТП и возможности прохождения лечения лица, страдающего определенной стадией алкоголизма; 12) из собранных материалов формируется дело, которое вместе с ходатайством должностного лица ОВД направляется для изучения в территориальный суд общей юрисдикции, после чего судом назначается дата и время заседания; 13) в указанное время и дату участковый инспектор милиции обеспечивает явку кандидата в ЛТП и представляет в судебном заседании интересы ОВД; 14) судья, принявший решение по делу, выносит мотивированное решение, согласно которому либо удовлетворяет ходатайство ОВД, или освобождает алкоголика от принудительного лечения от алкоголизма в условиях ЛТП.
Из вышеуказанной процедуры очевидно, что ряд действий, выполняемых в данной цепочке или полностью осуществляется медицинскими работниками, или связаны
с их действиями. Данное обстоятельство вызывает определенный интерес со стороны сотрудников ОВД, т.к. законодательная неурегулированность процесса оформления в ЛТП административно-процедурными и административно-процессуальными актами, конкретизирующими действия и полномочия каждой из сторон, налагает на сотрудников ОВД дополнительные функции, связанные с задержанием и транспортировкой алкоголиков к месту проведения анализов, сопровождение во время их отбора. Отсутствие правого регулирования гражданско-правового и административно-правового положения алкоголика в момент оформления в ЛТП позволяет ему в любой из этапов оформления в ЛТП предпринять следующее: покинуть жилище и уехать с места постоянного проживания, либо не покидать жилища, не открывая входную дверь сотруднику милиции, тем самым избежав как осуждения, так и отправки в ЛТП. Не отражена в законодательстве регламентация прав и полномочий сотрудника ОВД в части задержания лица по месту жительства, не желающего в добровольном порядке проходить процедуру медицинского освидетельствования, отказывающегося сдавать анализы, проходить флюорографию, не регламентировано процессуальное положение лица, в отношении которого судьей принято решение о принудительном лечении от алкоголизма в условиях ЛТП, после оглашения в суде решения, т.к. ему дается 10 дней на обжалование, в течение этого срока осужденное лицо на законных основаниях может, так же как и до судебного заседания, покинуть жилище и беспрепятственно выехать в другой город или страну, сведя на нет действия сотрудников ОВД, органов здравоохранения, суда. При этом нет оснований объявить скрывшееся лицо в розыск, а по возвращению к месту постоянного проживания в срок, превышающий 2 месяца, отправке в ЛТП он подлежит только после вновь проведенной медицинской наркологической экспертизы, к которой требуется обновление необходимых медицинских документов (справок, результатов анализов).
В настоящее время единственной возможностью воздействия сотрудника ОВД на уклоняющегося от оформления в ЛТП алкоголика является вынесение постановления о принудительном приводе.
Таким образом очевидно, что закон об ЛТП нуждается в детальной проработке, с целью заполнения изложенных пробелов.
В качестве предложений предлагается:
1. Регламентировать и детально проработать механизм исполнения всех необходимых процедур, которые должны предшествовать медицинской наркологической экспертизе и выполняться работниками органов здравоохранения и сотрудниками ОВД.
2. При отказе кандидата в ЛТП покидать свое жилище, а также без достаточного на то основания проходить медицинское обследование, медицинскую экспертизу, предоставить право сотрудникам ОВД применения физической силы и специальных средств, во исполнение возложенных на них обязанностей.
3. Внести предложения о создании специализированных профильных медицинских комиссий, включающих в себя весь комплекс специалистов, знания которых являлись бы достаточными для оформления лица в ЛТП, имеющих в наличии специализированное медицинское оборудование, необходимое для проведения требуемых анализов, что позволило бы в ускоренном порядке получить медицинский акт не только о целесообразности лечения больного алкоголизмом в условиях ЛТП, но и о возможности такого лечения (по аналогии с медицинской комиссией в военкоматах).
4. Предусмотреть правовую норму, позволяющую в случае нежелания в добровольном порядке проходить медицинскую наркологическую экспертизу кандидата в ЛТП, помещать его в закрытое отделение наркологического стационара.
5. Содержать лиц, в отношении которых судом принято решение о направлении в ЛТП, до их отправки, в местах для содержания административно-задержанных, если до рассмотрения ходатайства о направлении в ЛТП вышеуказанные лица уклонялись от явки в суд или не желали в добровольном порядке проходить медицинскую наркологическую экспертизу.
6. Закрепить законодательно обязанность лица не покидать место жительства с момента вынесения в отношении него судом решения о направлении в ЛТП, предусмотрев за нарушение обязательства административный арест и возможность проведения розыскных мероприятий (по аналогии с уголовно-процессуальным правом).
Исходя из вышеизложенного, нам видится, что совершенствование административно-процессуального аспекта оформления в ЛТП необходимо как для повышения эффективности работы ОВД и органов здравоохране-
ния, так и для здоровья самих же больных алкоголизмом, т.к. лишь четкое исполнение законодательства сможет позволить реализовать возложенные на него цели и задачи, своевременно принять принудительные
меры лечения от алкоголизма, пресечь противоправные действия, предупредить возможное дальнейшее совершение правонарушений и преступлений.
Литература:
1. О мерах принудительного воздействия в отношении хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок и права других лиц: Закон Республики Беларусь. 21 июня 1991 г.: с изм. и доп.: текст по состоянию на 13 июля 2000 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2006.
2. Гришко А.Я. Правовые и криминологические проблемы социальной реабилитации хронических алкоголиков и наркоманов: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.08; Акад. МВД Рос. Федерации. - М., 1993. - 39 с.
3. Улицкий С.Я. Регулирование законодательством Союзных Республик принудительного лечения алкоголиков. - Владивосток: Дальневост. гос. ун-т, 1974. - 32 с.
4. Чергинец Н.И. Административно-правовые проблемы борьбы против пьянства и алкоголизма (По материалам Белорусской ССР): автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02; АН БССР, Ин-т философии и права. - Минск, 1977. - 23 с.
5. Тимофеев В.И. Административно-правовые вопросы принудительного лечения в СССР: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02; Всесоюз. заоч. юрид. ин-т. - М., 1976. - 18 с.
6. Шамансуров А.А. Принудительное лечение хронических алкоголиков в лечебно-трудовом профилактории и правовые вопросы освобождения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08; НИИ МВД Рос. Федерации. - М., 1993. - 25 с.
понятие и классификация административно-предупредительных мер, применяемых милицией
общественной безопасности в целях
профилактики правонарушений
УДК 343.85.001.11.001.33
В.В. КОЛЯГО,
адъюнкт научно-педагогического факультета Академии МВД Республики Беларусь
Демократизация общества, укрепление законности обусловливают перемещение основных усилий органов внутренних дел в сторону профилактики правонарушений, цели которой достигаются различными методами, реализуемыми в соответствующих формах. Административно-правовая деятельность является частью государственного управления, в связи с чем исследование ее методов целесообразно
проводить в рамках методов всей системы управления.
Под методом понимается прием, система приемов в какой-либо деятельности, способ или образ действия [1, с. 346]. В научной литературе отмечается, что основными функциями метода являются внутренняя организация и регулирование практического преобразования того или иного объекта, поэтому метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности [2, с. 308]. Данные теоретические положения в полной мере относятся и к деятельности милиции общественной безопасности (далее - МОБ) по профилактике правонарушений.
На различных этапах развития общественных отношений в рассматриваемой сфере зарубежные и отечественные ученые уделяли внимание исследованию проблем административно-правовых методов профилактики правонарушений. Среди таких исследователей можно отметить М.И. Ероп-