Научная статья на тему 'О путях формирования лингвистической компетенции в средней школе (из опыта работы)'

О путях формирования лингвистической компетенции в средней школе (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЯЯ ШКОЛА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ / MODEL OF ORGANIZATION OF PUPILS' ACTIVITY / SECONDARY SCHOOL / EDUCATIONAL MODERNIZATION / FORMATION OF THE LINGUISTIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габдуллина Марина Васильевна

В статье рассматриваются пути модернизации образования в сфере формирования лингвистической компетенции в средне школе, дана модель организации деятельности учащихся при изучении темы «предлог», определен круг знании и умении, формируемых при работе над данной темой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About ways of formation of the linguistic competence in high school (from experience)

Educational modernization ways in the field of formation of the linguistic competence in the secondary school are considered in the article, the model of organization of pupils' activity at studying a theme "preposition" is given, the range of knowledge and abilities formed at work on the given theme is defined.

Текст научной работы на тему «О путях формирования лингвистической компетенции в средней школе (из опыта работы)»

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М. В. Габдуллина

О ПУТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Ученые отмечают, что в области образования в настоящий момент налицо противоречие между традиционной системой организации образовательного процесса и новыми целями образования, самоопределением и развитием сознания подростка. Для разрешения противоречия общество стремится модернизировать свою образовательную систему. Одной из составляющих модернизации образования называют «компетентностный подход, имеющий в своей основе понятие компетенции, которое обладает интегративной природой и формируется от результата» [1]. Понятие компетенции не сводится ни к знаниям, ни к умениям. Это общая подготовленность личности к действию в конкретной ситуации, основанная на знаниях, умениях, ценностях, приобретенных в процессе образования.

Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования, когда особую ценность приобретают те знания и умения, которые будут востребованы в реальной жизни. Данный подход позволяет раскрыть социальный смысл образования, который заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно определять цели деятельности и находить методы их достижения.

В данной статье мы расскажем об одном из возможных путей реализации компетентност-ного подхода, а именно о формировании лингвистической компетентности при изучении темы «Предлог» в 7 классе.

Проблему формирования лингвистической компетентности при изучении конкретной темы, как показывает опыт, надо решать одновременно в двух планах: в плане содержания и в плане организации процесса обучения.

Марина Васильевна Габдуллина — учитель высшей квалификационной категории русского языжа и литературыIМОУ СОШ№ 2 (г. Пермь).

В плане содержания, во-первых, необходимо создать содержательную модель темы, в которой указаны все основные лингвистические понятия, системно связанные с понятиями новой темы. Это позволяет самому учителю увидеть тему в целом и наметить варианты закрепления изученного ранее. Ученики также не только знакомятся с новым явлением, но и, вписывая новый материал в уже имеющуюся у них систему знаний, углубляют свои представления об иерархическом строении языка, отрабатывают умение характеризовать языковое явление на основе установления системных связей в языке.

В эту модель, во-вторых, мы включаем полный перечень знаний, умений и способов деятельности, которые должны усвоить учащиеся в ходе изучения данной темы. В-третьих, тематический план составляется таким образом, чтобы, с одной стороны, показать логику нового явления, а с другой - создать условия для осознанного овладения учащимися новым материалом.

Что касается процесса обучения, то важно организовать его таким образом, чтобы программные знания и умения учащихся стали осознанной целью и планируемым результатом их деятельности. Для выполнения этого условия изучение нового материала мы начинаем с проверочной работы. Такой «входной» контроль дает возможность зафиксировать уровень знаний и умений учащихся, которыми они уже должны обладать к началу знакомства с новой темой, а также тех знаний и умений, которыми им еще только предстоит овладеть.

Материал проверочной работы служит для учащихся хорошим подспорьем для составления плана изучения новой темы и определения целей предстоящей деятельности. Содержание и виды заданий «входного» контроля подобраны с таким расчетом, чтобы максимально охватить все знания и умения, предусмотренные программой при изучении данной темы, и в то

же время сделать их «измеряемыми». Конкретизировать цели помогают системообразующие упражнения, которые представляют материал урока в виде лингвистической проблемы.

По окончании изучения темы эту же работу мы даем в качестве «выходного» контроля. Затем учащиеся сравнивают результаты выполнения обеих работ, выявляют как продвижение в теме, так и пробелы в своих знаниях, составляют индивидуальный план устранения пробелов. Итоговая контрольная работа проводится в середине изучения следующей темы.

В качестве материалов для дальнейшего осмысления и уточнения помещаем некоторые результаты нашей работы над данной темой.

Содержательная модель темы «Предлог»

I. Основные понятия.

1. Язык как система: язык и речь, знак и значение; устройство языка.

2. Разделы лингвистики:

а) лексическое значение, синонимы;

б) грамматическое значение, общее грамматическое значение, грамматические признаки;

в) морфология, часть речи, самостоятельные части речи, служебные части речи, существительное, наречие, деепричастие, предлог, союз, частица;

г) словосочетание, предложение, член предложения (синтаксическая роль слова);

д) морфемика, приставка, суффикс, однокоренные слова, формы слова.

3. Речь:

а) орфография, орфограмма;

б) стили речи;

в) норма употребления в речи.

II. Знания, умения, способы деятельности учащихся.

Знания:

1) служебные части речи;

2) общее грамматическое значение предлога;

3) группы предлогов по значению;

4) группы предлогов по строению;

5) группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные;

6) производные предлоги: образование, отличие от омонимичных частей речи, правописание;

7) нормы употребления предлогов в речи;

8) морфологический разбор предлога;

9) понятие о предлогах-синонимах.

Умения:

1) делать морфологический разбор предлога;

2) узнавать и находить в тексте непроизводные предлоги;

3) определять по совокупности признаков производные предлоги и отличать их от самостоятельных частей речи;

4) писать непроизводные и производные предлоги в соответствии с орфографическими правилами;

5) употреблять предлоги с нужным падежом в зависимости от главного слова словосочетания (отзыв о книге - рецензия на книгу);

6) правильно строить словосочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки;

7) пользоваться в деловом и разговорном стилях речи предлогами-синонимами.

Способы деятельности:

1) знать и применять порядок отнесения слова к предлогу как служебной части речи;

2) знать и применять порядок отнесения слова к производному предлогу.

Пример отнесения слова к предлогу как служебной части речи.

Анализ словосочетания «растаяли (за)мутной (за)весой дождя»:

а) «за мутной» - ставим в именительный падеж - «мутная». Есть прилагательное «мутная», нет прилагательного «замутная», значит «за» - это не приставка, пишем отдельно.

б) «завесой» - ставим в именительный падеж - «завеса». Есть существительное «завеса» (имеет значение занавески), значит «за» - это приставка, пишем слитно (однокоренные слова «повесит», «вешает»).

в) «за мутной завесой» - какой частью речи является «за»? Опускаем прилагательное «мутной» и получаем: «за завесой». «За» является служебной частью речи, так как не имеет лексического значения, но данного контекста недостаточно, чтобы определить часть речи. Возвращаемся к исходной записи: «растаяли за мутной завесой» - это словосочетание. Установим связь между словами при помощи вопроса: растаяли (за чем? где?) за завесой. «За» вместе с окончанием существительного передает грамматическое значение творительного падежа и устанавливает грамматическую связь между главным и зависимым словом в словосочетании, помогает существительному выполнять

роль дополнения или обстоятельства, следовательно, это предлог.

III. План изучения темы «Предлог».

1. Повторение изученного о предлоге в начальной школе.

2. Входной контроль.

3. Служебные части речи, их отличие от самостоятельных. Составление плана изучения темы вместе с учащимися.

4. Роль предлога в предложении (общее грамматическое значение предлога).

5. Группы предлогов по значению.

6. Группы предлогов по строению.

7. Группы предлогов по происхождению.

8. Производные предлоги: образование,

отличие от омонимичных частей речи, правописание.

9. Морфологический разбор предлога. Определение предлога. Сводная таблица предлогов.

10. Нормы употребления предлогов в речи.

11. Выходной контроль (промежуточный контроль).

12. Итоговый контроль (в середине изучения следующей темы).

IV. Входной (выходной) контроль.

Язык как система.

1. Что такое язык?

2. Что такое речь?

Теория языка.

1. Что такое морфология?

2. Что такое части речи?

3. На какие группы делятся части речи?

4. Назовите все части речи и приведите по одному примеру.

5. Как определить часть речи?

6. Что такое предлог?

7. Какую роль выполняет предлог в речи?

Практика языка.

1. Переписать (с доски или с карточки), найти предлоги, подчеркнуть вместе с существительным как член предложения, указать падеж:

- не думать о скорой разлуке;

- слезы потекли по ее лицу;

- блуждать по заснеженной пустыне;

- выступать в самом красивом здании;

- встретиться на центральной площади;

- броситься в темную пучину вод.

2. Переписать (с доски или с карточки) предложения, раскрывая скобки, объяснить правописание созвучных слов.

Не всякая (без)дна (без)дна.

Действуешь (на)удачу - не рассчитывай (на)удачу.

Ты1 (с)той (с)той стороны, а я с этой.

Мяч покатился в огород, (до)катился

(до)ворот, (под)катился (под) ворота,

(до)бежал (до)поворота.

Очертания домов растаяли (за)мутной (за)весой дождя.

3. Записать под диктовку и определить часть речи однокоренных слов:

временный, временщик, времечко, повременив, временами, временно, во время холодов.

4. Записать под диктовку и определить все части речи в предложениях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В течение всего лета шли проливные дожди.

В течении горной реки бышо много изгибов.

Мимо нас промчался скорый поезд.

Автобус прошел мимо.

Несмотря на все их недостатки, люди больше всего достойны любви.

Ни на кого не смотря, она быстро выгбе-жала из дома.

5. Составить со словами внутри, против по два предложения: в одном каждое из слов должно быть предлогом, а в другом - самостоятельной частью речи.

6. Записать под диктовку и указать словосочетания:

- во время урока;

- в течении реки;

- в течение суток;

- вокруг школы;

- шел вдоль реки;

- обошел вокруг.

7. Записать под диктовку, найти и подчеркнуть речевые ошибки.

По приезду в город мы навестили своих друзей.

В школе объявлен конкурс о лучшем сочинении.

Учащиеся пришли со школы раньше обыгч-ного.

Иногда трудно различить врагов от друзей.

Учения начались утром согласно приказа.

Благодаря болезни я не пошел в школу.

8. Записать предложения, выбирая подходящий предлог.

Я несколько раз прочитал параграф в учебнике (с целью, для) успешного вытолнения контрольной работы.

Всем учащимся быгли сделаныг прививки (с целью, для) предотвращения эпидемии гриппа.

(Ввиду, из-за) плохой погоды урожай не был убран вовремя.

Мы не собрали ягоды на огороде (ввиду, из-за) проливного дождя.

9. Восстановить четверостишие А.С. Пушкина, используя слова в скобках:

Кавказ, мною, один, вышина, стою, снегами, края стремнины, орел, отдаленный, поднявшись, вершины, парит, неподвижно, мной, наравне (подо, в, над, у, с, со).

В качестве небольшого комментария к тематическому плану поясним включение в него первого пункта. Изучение темы желательно начинать с выявления уровня знаний и умений учащихся, которые они получили по данной теме в начальной школе. Следующие знания и умения являются базовыми, необходимыми для успешного прохождения темы в 7 классе.

Учащиеся из начальной школы должны знать:

- перечень основных непроизводных предлогов;

- правило написания предлогов с другими словами;

- правила употребления предлогов в соответствии с их грамматическим (падежным) значением;

Учащиеся должны уметь:

- находить существительное (местоимение), к которому относится предлог;

- определять падеж существительного с предлогом;

- определять синтаксическую роль слова с предлогом;

- отличать предлог от приставки и писать в соответствии с орфографическим правилом;

- употреблять предлог с соблюдением грамматических норм.

Перед изучением темы учащиеся напишут, что они знают о предлоге и какими умениями они владеют; укажут, что они знают и умеют, с их точки зрения, не очень хорошо. Возможны следующие задания (учащиеся для выполнения выбирают только одно задание):

1) найти в предложенном тексте все предлоги;

2) составить для себя памятку «Что я делаю, чтобы найти предлог»;

3) подобрать небольшой текст:

а) с предлогами, известными с начальной школы;

б) с предлогами, известными с начальной школы и неизвестными для большинства учащихся;

в) с предлогами (известными и неизвестными) и словами, с которыми можно спутать предлоги.

Подобные задания помогут выявить пробелы в знаниях учащихся и наметить пути их устранения в ходе изучения темы уже на новом уровне.

В заключение остается добавить, что описанный выше подход к изучению нового материала, как свидетельствуют результаты обучения, во-первых, позволяет сформировать у школьников лингвистическую компетентность по данной теме, а во-вторых, создает условия для овладения навыками целеполагания и планирования своей деятельности.

Список литературы

1. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Настольная книга учителя русского языка: Справочнометодическое пособие. -М., 2003.

3. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 кл. / Сост. Л.М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2002.

4. Русский язык: Практика. 7 кл.: Пособие для общеобразоват. Учреждений / С.Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. С.Н. Пименовой. - 10-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2003.

5. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004.

6. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учеб. завед./ В.А. Бело-шапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская и др.; Под ред. В.А. Белошапковой. - 3-е изд., испр. доп. - М.: Азбуковник, 1997.

7. Шапалов В.Н. Формирование социально-личностной компетенции учащихся старших классов. - Тюмень: ТОГИРРО, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.