Научная статья на тему 'О психолого-педагогическом сопровождении познавательного развития дошкольника'

О психолого-педагогическом сопровождении познавательного развития дошкольника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
703
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательное развитие / информация / поисковая деятельность / знания / познавательный интерес / мотивация / poznavatel'noe razvitie / informacija / poiskovaja dejatel'nost' / znanija / pozna-vatel'nyj interes / motivacija / cognitive development / information / search activities / knowledge / cognitive interest / moti-vation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джиоева Айна Руфиновна, Рагимова Лейла Идрисовна

В статье освещаются вопросы психолого-педагогической организации процесса познавательного развития дошкольника. Характеризуются его основные компоненты: собственно информация и отношение к ней ребенка. Рассматриваются способы формирования у индивида сознательного положительного отношения к поисковой деятельности. Описываются этапы развития у дошкольника устойчивого познавательного интереса как главного средства организации поисковой деятельности. Делается вывод о том, что расширение сферы познания и повышение результативности познавательной деятельности ребенка реализуются через оптимальное психолого-педагогическое сопровождение его познавательного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джиоева Айна Руфиновна, Рагимова Лейла Идрисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOlOGICAL AND PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT OF PRESCHOOLER’S COGNITIVE DEVELOPMENT

The authors of the article observe the items of psychological and pedagogical organization of preschooler’s cognitive development, characterize its basic components: information strictly and a child’s attitude to it. They consider methods of forming the individual’s conscious positive relation to the search activity, describe the stages of the development of preschooler’s steady cognitive interest as the main means of the search activity organization. The conclusion is following: expansion of a child’s sphere of knowledge and increase of his cognitive activity results are realized by means of optimal psychological and pedagogical organization of his cognitive development.

Текст научной работы на тему «О психолого-педагогическом сопровождении познавательного развития дошкольника»

38

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

УДК 37. 01

О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

THE PSYCHOlOGICAL AND PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT OF PRESCHOOLER’S COGNITIVE DEVELOPMENT

© 2015 Джиоева А. Р.1, Рагимова Л. И.2

Северо-Осетинский государственный университет

имени К. Л. Хетагурова 2Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Dzhioeva A. R.1, Rahimova L. I.2

1K. L. Khetagurov North-Ossetian State University 2Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье освещаются вопросы психолого-педагогической организации процесса познавательного развития дошкольника. Характеризуются его основные компоненты: собственно информация и отношение к ней ребенка. Рассматриваются способы формирования у индивида сознательного положительного отношения к поисковой деятельности. Описываются этапы развития у дошкольника устойчивого познавательного интереса как главного средства организации поисковой деятельности. Делается вывод о том, что расширение сферы познания и повышение результативности познавательной деятельности ребенка реализуются через оптимальное психолого-педагогическое сопровождение его познавательного развития.

Abstract. The authors of the article observe the items of psychological and pedagogical organization of preschooler’s cognitive development, characterize its basic components: information strictly and a child's attitude to it. They consider methods of forming the individual’s conscious positive relation to the search activity, describe the stages of the development of preschooler’s steady cognitive interest as the main means of the search activity organization. The conclusion is following: expansion of a child’s sphere of knowledge and increase of his cognitive activity results are realized by means of optimal psychological and pedagogical organization of his cognitive development.

Rezjume. V stat'e osveshhajutsja voprosy psihologo-pedagogicheskoj organizacii processa poznavatel'nogo razvitija doshkol'nika. Harakterizujutsja ego osnovnye komponenty: sobstvenno informacija i otnoshenie k nej rebenka. Rassmatrivajutsja sposoby formirovanija u individa soznatel'nogo polozhitel'nogo otnoshenija k poiskovoj dejatel'nosti. Opisyvajutsja jetapy razvitija u doshkol'nika ustojchivogo poznavatel'nogo interesa kak glavnogo sredstva organizacii poiskovoj dejatel'nosti. Delaetsja vyvod o tom, chto rasshirenie sfery poznan-ija i povyshenie rezul'tativnosti poznavatel'noj dejatel'nosti rebenka realizujutsja cherez optimal'noe psi-hologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie ego poznavatel'nogo razvitija.

Ключевые слова: познавательное развитие, информация, поисковая деятельность, знания, познавательный интерес, мотивация.

Keywords: cognitive development, information, search activities, knowledge, cognitive interest, motivation.

Kljuchevye slova: poznavatel'noe razvitie, informacija, poiskovaja dejatel'nost', znanija, pozna-vatel'nyj interes, motivacija.

Известно, что в основе познавательного развития дошкольника лежит восприятие и усвоение им определенной информации. В данном контексте серьезный научнопрактический интерес представляет рассмотрение таких компонентов данного процесса, как собственно информация и

отношение к ней, играющих в нем первостепенную роль и поэтому имеющих для педагога огромное значение. Если у взрослого индивида информация является первичной, а отношение к ней - вторичным, то у ребенка наблюдается противоположное явление. Отношение к информации

Психолого-педагогические науки •••

выступает у него на первый план, сама же информация оказывается на втором. Основанием для форсирования собственного отношения к чему-либо у взрослого индивида является определенная совокупность знаний и представлений, определенный жизненный опыт. Ребенок же с желанием познает то, к чему он хорошо относится. И напротив, даже слышать не хочет о том, к чему относится отрицательно.

В качестве определителя соотношения информации и отношения к ней как компонентов познавательной сферы ребенка выступает степень развитости его познавательных процессов в том или ином возрасте. Чем ребенок младше, тем менее развиты у него участвующие в познании психические процессы. Однако следует, иметь в виду, что интенсивное осуществление процесса познания у дошкольника возможно лишь на основе чувственноэмоционального освоения мира, формирующегося у него благодаря усилиям окружающих взрослых. Поэтому все, кто участвует в воспитании детей-дошкольников, должны непременно учитывать, что развитие у ребенка отношения к действительности есть процесс постоянный. И именно этим отношением будет определяться в дальнейшем использование им своих знаний, возможностей, способностей. Теснейшая взаимосвязь в сознании индивида информации и отношения к ней характеризуется абсолютной очевидностью. Чем бы человек ни был занят, он постоянно овладевает разнообразной информацией. Последняя, независимо от его воли, является благодатным материалом, на котором формируется в его сознании отношение ко всему окружающему. Иначе говоря, став достоянием индивида, оставляет в его сознании определенный отпечаток эмоционального характера, на основе которого и складывается отношение.

Процесс формирования знаний дошкольников реализуется, как указывают ученые, [2-4] в двух довольно противоречивых направлениях. Во-первых, расширяются и углубляются ясные, четкие знания об окружающей действительности. Они являются стабильными и составляют основу, на которой развивается познавательная сфера детей. Во-вторых, в ходе реализации интеллектуальной деятельности формируются и неопределенные знания, пока лишенные ясности и четкости - это предположения, догадки, вопросы, выступающие в качестве мощного стимулятора мыслительной активности ребенка. Взаи-

39

модействие данных направлений создает условия для уточнения и прояснения неопределенных знаний, а затем перехода их в разряд определенных, стабильных [3]. Таким образом, формирование базы определенных знаний способствует росту, расширению, обогащению знаний неопределенных. Однако следует отметить, что комплекс сведений, фактов, жизненных событий, составляющий содержание воспринимаемой ребенком информации, является не самоцелью, а средством развития у него познавательных потребностей и интересов.

Обеспечение у дошкольника сознательного положительного отношения к деятельности осуществляется, как правило, двумя способами. Первый способ состоит в формировании позитивных эмоций, чувств по отношению к объектам и процессу деятельности, к людям, с которыми взаимодействует дошкольник, выраженном положительном отношении педагога к нему и его деятельности, вере в его силы и возможности, одобрении и поощрении за достигнутые результаты. Большое значение имеет и общественная оценка достигнутого успеха. Второй способ заключается в том, чтобы сформировать у ребенка понимание смысла и общественной значимости своей деятельности через посредство эмоциональных, образных рассказов об образцах и смысле деятельности, объяснения и показа ее значимых результатов.

Однако возникновение устойчивого интереса представляется возможным лишь при правильно организованном психолого-педагогическом взаимодействии. Если этот процесс состоит только в создании положительного отношения, такая деятельность будет лишена познавательного характера, являющегося самым существенным для развития интереса. В случае исчезновения красочных, привлекательных объектов или изменении отношения желание заниматься данной деятельностью утрачивается ребенком.

Оптимальная организация педагогического процесса в контексте решения указанной проблемы может быть представлена четырьмя этапами, первый из которых предполагает подготовку почвы для развития интереса. Подготовка внешней почвы представляет собой создание условий, благоприятных для возникновения у индивида потребности в определенном объекте или определенной деятельности. Содержание подготовки внутренней почвы представляют усвоенные и закрепляемые из-

40

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

вестные знания и умения, наличная общая опознавательная направленность.

На втором этапе у дошкольников создается положительное отношение к предметам и деятельности в целом, в результате чего отдаленные мотивы становятся более близкими, реально действующими. Такое отношение, еще не являясь настоящим интересом, служит одной из его психологических предпосылок и создает условия для перехода от внешне обусловленных потребностей к потребностям, лично принятым дошкольником.

На третьем этапе педагог организует систематическую поисковую деятельность, обеспечивающую формирование подлинного интереса, при котором присутствуют и познавательное отношение, и внутренняя мотивация, необходимые для выполнения определенной деятельности.

На четвертом этапе деятельность структурируется таким образом, что в процессе ее выполнения возникают новые вопросы и ставятся новые задачи для решения которых одного занятия недостаточно.

На основе целенаправленно организованной систематической самостоятельной активной поисковой деятельности ребенка и сопутствующего ей переживания радости от успешного решения проблемы осуществляется развитие стойкого динамического стереотипа познавательного интереса, постепенно преобразующегося в одно из главных личностных качеств.

Характеристикой сформированного таким образом интереса ребенка является не только эмоционально положительное отношение к деятельности, понимание ее значения и смысла, но и соответствующее

отношение к самому процессу ее реализации, ибо теперь данная деятельность внутренне мотивирована. Она уже сама побуждает дошкольников, которые не только осознают ее цель, стремятся к ее достижению, но и желают что-то самостоятельно узнавать, находить, решать.

Правильный психолого-педагогический подход со стороны родителей, воспитателей, других окружающих людей может обеспечить ребенку неограниченные тенденции развития. Широта и глубина поисковой деятельности, ее связи с широкими социальными мотивами, сила непосредственного мотива, порождаемого деятельностью, создают условия для устойчивого, ненасыщаемого интереса, ведущего к жажде и радости познания [1]. Взаимовлияние интересующей ребенка деятельности, основных его привязанностей и близких людей, соотнесенность с главными способностями, потенциальными возможностями, удовлетворенность от творческой реализации этой деятельности создают серьезные предпосылки для формирования стойкого познавательного интереса. Расширяется сфера познания, повышается результативность деятельности, складывается тенденция к упрочению интереса к ней, а в дальнейшем, может быть, - к превращению подобной деятельности в дело всей жизни человека, поглощающее весь комплекс дополнительных мотивов и интересов. Однако формирование такой системы отношений, выражающейся через эмоциональнопознавательную направленность индивида, представляется возможным лишь через организованную поисковую деятельность, на основе которой и осуществляется развитие подлинного интереса.

Литература

1. Джиоева А. Р. К проблеме формирования учебной мотивации // Международный научный институт «Educatio» / Ежемесячный научный журнал. № 5 (12). 2015. Ч. 2. Новосибирск, 2015. С. 149-151.

2. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1 Психическое развитие ребенка. М.

Педагогика, 1986. С. 260-275. 3. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. М. : Педагогика, 1977.

С. 147-161. 4. Психология развития / Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. М., 2005. 524 с. References

1. Dzhioeva A. R. The problem of forming the educational motivation // International scientific Institute "Educatio" / Monthly scientific journal. # 5(12). 2015. Part 2. Novosibirsk, 2015. P. 149-151.

2. Zaporozhets A. V. Selected psychological works. In 2 vol. Vol. 1 Mental development of the child. M.: Pedagogika, 1986. P. 260-275. 3. Poddjakov N. N. Thinking of a preschooler. M. : Pedagogika, 1977. P. 147-161. 4. Developmental psychology / Ed. by A. K. Bolotova and O. N. Molchanova. M., 2005. 524 p. Literatura

1. Dzhioeva A. R. K probleme formirovanija uchebnoj motivacii // Mezhdunarodnyj nauchnyj institut «Educatio» / Ezhemesjachnyj nauchnyj zhurnal. № 5 (12). 2015. Ch. 2. Novosibirsk, 2015. S. 149-151.

2. Zaporozhec A. V. Izbrannye psihologicheskie trudy. V 2-h t. T. 1 Psihicheskoe razvitie rebenka. M. Pedagogika, 1986. S. 260-275. 3. Podd#jakov N. N. Myshlenie doshkol'nika. M. : Pedagogika, 1977. S. 147-

161. 4. Psihologija razvitija / Pod red. A. K. Bolotovoj i O. N. Molchanovoj. M., 2005. 524 s.

Статья поступила в редакцию 03.11.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.