Научная статья на тему 'О процедуре вызова участников производства по делам об административных правонарушениях'

О процедуре вызова участников производства по делам об административных правонарушениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
307
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О процедуре вызова участников производства по делам об административных правонарушениях»

И.В. Кудашкин

О ПРОЦЕДУРЕ ВЫЗОВА УЧАСТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Проблема вызова участников процесса характерна для органов административной юрисдикции. Больший прогресс по этому вопросу достигнут в уголовном процессе. Значительная часть норм, устанавливающих порядок осуществления привода, утверждена приказом МВД РФ № 438 от 21.06.03 г. «Об утверждении инструкции о порядке осуществления привода» и таким образом оказывает влияние на административное право. К сожалению, административное право даже на теоретическом уровне не может обеспечить вызов участников производства. Так, механизм обеспечения явки реализуется на основании ст. 29.4 КоАП РФ и только на стадии рассмотрения дела. Во всех остальных случаях порядок явки участников производства законом не оговорен. Вместе с тем диспозиция ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ предполагает вынесение определения при подготовке дела к рассмотрению, вызов участников производства, однако не оговаривается ни в постановлении (определении), ни в порядке его доведения до вызываемых лиц.

На практике необходимость вызова участников производства возникает и на стадии возбуждения административного дела, и на стадии его исполнения, однако процедура вызова в административном законодательстве отсутствует. Предусматривая обязанность явиться по вызову, административное законодательство не содержит мер ответственности за неисполнение. Мера принуждения в виде привода применяется в отношении круга лиц, не совершивших какого-либо противоправного деяния. Все это не лучшим образом сказывается на авторитете закона.

Для формирования процедуры вызова участников производства необходимо внесение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статей: 17.14 «Не прибытие по вызову в суд, к должностному лицу или органу государственной власти»; 26.8 «Порядок вызова участников производства по делам об административных правонарушениях», а также изменение ст. 27.15 «Привод».

Статья 17.14 должна быть следующего содержания: «Не прибытие по вызову в суд, к должностному лицу или органу государственной власти лица, надлежащим образом уведомленного о необходимости явиться в определенное время и место, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот рублей до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - административного штрафа в размере от одной тысячи рублей до пятидесяти тысяч рублей».

Статья 26.8 может быть представлена в следующем виде:

«1. Вызов участников производства по делам об административных правонарушениях в суд, к должностному лицу или органу, в производстве которого находится дело, осуществляется путем вынесения постановления (определения), которое должно содержать: дату, время и место составления; сведения о лице, вынесшем определение (фамилия, инициалы, а при наличии должность и звание); дату, время и место вызова; сведения о лице, к которому осуществляется вызов (фамилия, инициалы, телефон, а при наличии должность и звание); цель вызова; разъяснение обязанности явиться в соответствии со статьей главы 25 настоящего кодекса; предупреждение от ответственности за неисполнение обязанности явиться, предусмотренной статьей 17.14 настоящего кодекса; предупреждение о возможности применения привода в отношении лица, не выполнившего обязанность явиться по вызову; подпись лица вынесшего постановление (определение); подпись лица, в отношении которого вынесено постановление (определение), о получении его копии.

2. При невозможности личного вручения постановления (определения) последнее направляется почтовым отправлением в виде заказного письма. Квитанция о почтовом отправлении письма прилагается к материалам дела.

3. Вызываемое лицо считается уведомленным надлежащим образом, если:

1) постановление (определение) вынесено и вручено в соответствии с требованиями части первой настоящей статьи;

2) постановление (определение) вынесено в соответствии с требованиями части первой настоящей статьи и отправлено в соответствии с требованиями части второй настоящей статьи.

4. Вызываемое лицо считается уведомленным ненадлежащим образом, если им будет доказано, что определение о вызове не было им получено по причине несвоевременного доставления уведомления о поступлении в его адрес заказного письма».

Статья 27.15 должна содержать следующие положения:

«1. Привод, это принудительное препровождение физического лица, не выполнившего надлежащим образом возложенной на него обязанности, явиться в суд, к должностному лицу или органу, уполномоченному накладывать такие обязанности.

2. Привод осуществляется с целью составления протокола об административном правонарушении, исполнения постановления принятого по делу об административном правонарушении предусмотренного статьей 17.14 настоящего кодекса.

3. Исполнение привода возлагается на органы внутренних дел и судебных приставов.

4. Исполнение привода осуществляется на основании поступившего постановления (определения).

5. Постановление (определение) о приводе перед его исполнением объявляется лицу, которое подвергается приводу, что удостоверяется его подписью на постановлении (определении).

6. Привод не может производиться в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, при наличии таковых в постановлении (определении) производится соответствующая отметка. Случаями, не терпящими отлагательства, признаются достаточные основания полагать, что лицо может скрыться.

7. Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, а также беременные женщины и больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом».

Процедура вызова участников производства по делам об административных правонарушениях предполагает не только дополнение и изменение некоторых статей кодекса об административных правонарушениях, но и приведение в соответствие других нормативно-правовых актов.

Учитывая, что предлагаемая ст. 17.14 КоАП РФ рассматривает в качестве объективной стороны правонарушения, правоотношения, выходящие за рамки производства по делам об административных правонарушениях, потребуется внесение изменений в Уголовно-процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы, в законодательство о судебных приставах, воинском учете и военной службе и в некоторые другие законы и подзаконные акты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.