Научная статья на тему 'Коррупция в системе государственного и муниципального управления и принципы борьбы с ней'

Коррупция в системе государственного и муниципального управления и принципы борьбы с ней Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2770
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОНЕР / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / МОШЕННИЧЕСТВО / ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ЧИНОВНИК / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киреев Е. В.

В статье рассматривается проблема коррупции в системе государственного и муниципального управления в Российской Федерации. Показаны масштабы и степень угроз нашей национальной безопасности. Автор анализирует состояние этого уродливого явления, истоки, причины и предлагает основные принципы борьбы с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупция в системе государственного и муниципального управления и принципы борьбы с ней»

УДК 328.185:35

Киреев Е.В.,

кандидат философских наук, доцент, Московский государственный областной университет

КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ БОРЬБЫ С НЕЙ

В статье рассматривается проблема коррупции в системе государственного и муниципального управления в Российской Федерации. Показаны масштабы и степень угроз нашей национальной безопасности. Автор анализирует состояние этого уродливого явления, истоки, причины и предлагает основные принципы борьбы с ним.

Ключевые слова: коррупция, коррупционер, взяточничество, мошенничество, злоупотребление, государство, чиновник, борьба с коррупцией, антикоррупционная деятельность, системный подход.

Этимологический подход к содержанию понятия "коррупция" позволяет определить последнюю как "подкуп", "взятку", исходя из латинского слова "согтарИо". В римском праве имеется также понятие "согштрие", которое трактовалось самым общим образом как "разламывать, портить, разрушать, повреждать, фальсифицировать, подкупать" и обозначало соответствующее противоправное действие. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 "О противодействии коррупции" дает следующее определение коррупции: это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег,

ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица1.

Россия является, к сожалению, одной из самых коррумпированных стран мира. По мнению бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, «Россия превратилась в коррумпированное государство-переросток, Византию»2. Понять, почему коррупция и взяточничество так прижились в России, довольно просто: искоренить то, что существует много веков, очень трудно. И если уж взяточников не остановили угрозы Петра I о повешении, расстрел, введенный за такое нарушение советским правительством, и тюрьма, в которую рискуют угодить современные коррупционеры, то будущее России, в которой за экономическое преступление предполагается всего лишь брать штраф, видится туманным.

Президент Российской Федерации Д. Медведев не раз отмечал, что коррупция в стране превратилась в системную проблему и этой системной проблеме органы власти обязаны противопоставить системный ответ.

Коррупция является самым разрушительным препятствием для экономического, социального и политического развития государства. Иногда говорят, что коррупция в небольших масштабах полезна для сокращения волокиты, что она является частью культуры данной страны. Однако теперь в обществе появилось более глубокое осознание опасностей коррупции, и терпимость по отношению к ней уменьшилась.

Однако в России коррупция в силу своего характера и масштабов — это не просто какое-то отдельное, локальное явление в области политики и государственного управления. Это система отношений, которая пронизывает все структуры нашего государства и общества — от муниципалитета до федерального уровня.

Никогда ранее в истории России коррупция не принимала таких размеров. Она до-

стигла уже таких масштабов, что несет угрозу коренным национальным интересам страны.

В 1998 году доктор юридических наук Н.И. Матузов отмечал, что «привилегии, злоупотребления, коррупция современных начальников приобрели такие формы и масштабы, которые даже и не снились партгосчиновникам советского периода»3.

В начале 1999 года тогда ещё заместитель Генерального прокурора России Ю.Я. Чайка заявил, что Россия входит в десятку наиболее коррумпированных стран мира и что коррупция является одной из самых деструктивных сил в Российском государстве4. С того момента прошло много времени, господин Ю.Я. Чайка уже давно является Генеральным прокурором России, а ситуация с коррупцией в России только ухудшается.

В мае 1999 года заместитель министра финансов России Олег Вьюгин отмечал, что система власти и бизнеса в России во многом пропитана коррупцией и преступным бизнесом5.

Журналист Марк Симпсон в британской газете «The Guardian» писал, что во время президентства Ельцина в России наблюдались такие широкомасштабные коррупция и бандитизм, какие не знали аналогов в истории6.

В 2006 году ВЦИОМ провёл опрос, согласно которому отношение к мздоимцам смягчилось и значительная доля населения даже не считает коррупцию преступлением7.

20 ноября 2009 года Госдума РФ приняла Закон «Об общих принципах организации предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций», который позволяет взимать с граждан плату за «государственные услуги» и «государственные функции». По мнению представителей КПРФ и ЛДПР, этот закон легализует коррупцию8.

9 декабря 2003 года Россия подписала, а в 2006 году ратифицировала Конвенцию Организации Объединённых Наций против коррупции. За исключением ключевой статьи 20 (незаконное обогащение), предусматривающей государством «возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут

потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать»9. Легко объяснимые проволочки с ратификацией этой статьи приводят к безнаказанности высокопоставленных коррупционеров. В частности, до сих пор не расследуется происхождение гигантских состояний милиционера подполковника Артема Кузнецова10, следователя майора Павла Карпова11, ряда сотрудников налоговых инспекций Москвы12. А арестованный в начале 2011 года начальник Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ (БКБОП) генерал милиции Александр Боков, имея несметные богатства, проходит по формально не имеющей отношения к коррупции статье о мошенничестве13.

Согласно опросам «Левада-центра», в 2005 — 2006 годах 50% респондентов называли коррупцию в числе главных препятствий на пути экономического подъёма в России14.

В 2006 году первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман заявил, что, по некоторым экспертным оценкам, объём рынка коррупции в России оценивается 240 с лишним млрд. долларов США15. Согласно оценкам фонда ИН-ДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд. долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты)16. По оценке того же фонда, средний уровень взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос в тот период с 10 до 136 тыс. долл.17.

В 2007 году председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов заявлял, что никакой борьбы с коррупцией в России нет: аресты чиновников среднего звена систему взяточничества не нарушают, политика по противодействию коррупции не выработана18.

Коррумпированные чиновники и политики в развивающихся странах, в числе которых и Россия, ежегодно получают $20 — 40 млрд. взяток, подсчитали в Трансперенси Интернешнл. Коррумпированность в России по состоянию на сентябрь 2009 года, по оценке организации, на уровне Бангладеш, Кении и Сирии: 147-е место из 180.

В 2010 году Россия опустилась уже на 154-е место (всего исследовано 178 стран). В пресс-релизе Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Транс-перенси Интернешнл — Р», в частности, утверждалось: «...никаких кардинальных изменений не произошло. С коррупцией в нашей стране всё как было плохо, так плохо и осталось»19.

Именно коррупция создает условия для проявлений терроризма, который является сегодня наиболее острой угрозой для безопасности граждан и страны в целом. Коррупция, дискредитируя право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества, разрушает правовые и демократические институты государства и общества. Особенно негативно она сказывается на судебной и правоохранительной системах.

Разрушительно воздействие коррупции и на экономическую сферу. Нарушаются механизмы конкуренции, создаются препятствия свободе предпринимательской деятельности, ущемляются права собственности, неэффективно используются бюджетные средства, необоснованно повышаются цены. Все это приводит к расширению теневой экономики, сдерживает приток в Россию прямых иностранных инвестиций на фоне высокого уровня вывоза капитала из страны. Таким образом, коррупция препятствует формированию в России конкурентоспособной экономики, снижению бедности, росту благосостояния россиян, становлению сильного гражданского общества.

Все это подрывает доверие граждан к государственной власти, разрушает легитимность государственных институтов, препятствует проведению необходимых России преобразований, повышает социальную напряженность, усиливает угрозу

терроризма, способствует падению престижа страны в мировом сообществе.

Примечательно, что социологические опросы фиксируют понимание россиянами той угрозы, которую несет коррупция национальным интересам России. Так, на прямой вопрос социологов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) «Что препятствует выходу России из кризиса и ее экономическому процветанию?» большинство россиян (55%) на первое место ставят бюрократическое засилье, коррумпированность нынешней политической и экономической элиты страны.

И тем не менее Президент России Д.А. Медведев в сентябре этого года по случаю приезда в Москву премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона заявил по поводу коррупции: «У нас действительно эта проблема, к сожалению, носит очень масштабный характер, и для того, чтобы ее побороть, нужны системные меры. И даже не ради того, чтобы понравиться кому-нибудь из иностранных инвесторов, а для того, чтобы навести порядок в своей экономике, и мы этим будем заниматься».

Как и на каких принципах необходимо вести борьбу с коррупцией?

Планируя борьбу с коррупцией, необходимо исходить из следующих предпосылок.

1. Абсолютная победа над коррупцией невозможна. Более того, в нормальном состоянии власти и общества случаи коррупции являются технологически полезными сигналами о неполадках в методах работы власти.

2. Не существует стран, априори обреченных на масштабную и хроническую коррупцию. Россия не является исключением из этого правила.

3. Ограничение коррупции не может быть разовой кампанией. За окончанием любой кампании всегда может последовать новый, более страшный виток коррупции.

4. Коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Более того, в условиях, когда коррупция достигла больших масштабов и забралась на весьма высокие уровни власти, более эффективна борьба против условий, порождающих корруп-

цию, чем неподготовленная атака на ее проявления.

5. Борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна, комплексна, ведется постоянно, на это направлены все силы и властей, и общества.

6. В борьбе с коррупцией необходимо неукоснительно стремиться к соблюдению наиважнейшего принципа обеспечения равенства всех перед законом и судом. Соблюдение и реализация этого принципа очень важны в борьбе с коррупцией. К сожалению, нередки случаи так называемого селективного применения законодательства, когда закон для одних работает, для других — нет.

7. Антикоррупционная программа должна реализовываться на высшем уровне политического руководства страны и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества. Особое место необходимо уделять процессам активизации граждан в борьбе с этим злом, формирования правового сознания и правовой культуры в области соблюдения антикоррупционного законодательства.

8. Потери, которые несут от коррупции государство и общество в России, настолько велики, что любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в несколько десятков раз превышающую вложения.

Из приведенного выше анализа следует, что антикоррупционная политика должна включать в себя меры, направленные на решение следующих задач:

— организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях;

— сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции;

— уменьшение выгод для обеих сторон, участвующих в коррупционной сделке, от заключения последней;

— увеличение вероятности выявления коррупционных действий и наказания за причиненный ими вред;

— влияние на мотивы коррупционного поведения;

— создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.

Основные усилия антикоррупционной деятельности должны быть направлены на налаживание и совершенствование работы государственного механизма в условиях рыночной экономики и демо-

кратических реформ. Необходимо стремиться к таким системным изменениям, которые бы меняли установки, ценности, стереотипы поведения и чиновников, и остальных граждан.

1 Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».

2 CNN: Лавров рассказал о коррупции в Кремле. Росбалт. 29.09.2011 г. Подробнее: http://news. mail.ru/politics/6944159/?frommail = 1

3 Теория и практика прав человека в России // Журнал «Правоведение». 1998. № 4.

4 Новости за 03.02.1999 // Polit.Ru

5 «У России осталось не больше года» // Коммерантъ, 21 мая 1999.

6 Дифирамбы Ельцину // The Guardian, 25 апреля 2007 (оригинал публикации: Toasting Yeltsin // The Guardian, 25 April 2007).

7 Согласно опросу ВЦИОМ 24 — 25 июня 2006 г., более трети населения не относится к мздоимцам негативно и только 29% населения одобряют чиновников, которые сообщают о фактах получения взяток их коллегами в правоохранительные органы. Менее 30% считают, что хищение на производстве или в торговле требует сурового наказания, остальные склоняются к мягким административным мерам (штраф или предупреждение).

8 Россиянам придется платить за срочное предоставление госуслуг — Lenta.Ru

9 «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции». Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года.

10 Каста Неприкасаемых. Часть 1. Артем Кузнецов.

11 Каста Неприкасаемых. Часть 2. Павел Карпов.

12 Каста Неприкасаемых. Часть 3. Ольга Степанова, Елена Анисимова, Ольга Царева.

13 «Как генерал, атаман и хоккеист продавали ЮКОС». Новая газета № 09 от 28 января 2011 года.

14 Коррупция — главное препятствие на пути экономического подъема // Левада-центр, 22 июня 2006.

15 А. Шаров Ни дать, ни взять. Генпрокуратура начала новое наступление на коррумпированных чиновников. «Российская газета». Федеральный выпуск № 4215 от 7 ноября 2006 г.

16 Исследование фонда ИНДЕМ «Диагностика российской коррупции 2005».

17 Исследование фонда ИНДЕМ «Диагностика российской коррупции 2005».

18 Кира Латухина, Алексей Баусин. Двойка за взятки // Ведомости, № 182 (1956), 27 сентября 2007.

19 Пресс-релиз Центра Трансперенси Интернешнл — Р в связи с выходом ИВК 2010.

Kireev E.V., e-mail: [email protected]

Candidate of Philosophical Sciences, assistant professor

CORRUPTION IN THE SYSTEM OF STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION AND THE

PRINCIPLES OF ITS PREVENTION

In the article the problem of corruption in the system of state and municipal administration in the Russian Federation is considered. The scale and extent of threats to our national security are shown. The author analyzes the state of this abnormal phenomenon, the origins, causes and offers basic principles of its prevention.

Key words: corruption, corruptionist, bribery, fraud, abuse, state, official, corruption prevention, anti-corruption activity, systematic approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.